рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Духовная сфера общественной жизни

Духовная сфера общественной жизни - раздел Философия, ФИЛОСОФИЯ Как Известно, Жизнедеятельность Человека Является Со­зна­тельной, И, Как Гово...

Как известно, жизнедеятельность человека является со­зна­тельной, и, как говорится, «не хлебом единым жив человек». Общество не может существовать и развиваться без духовной сферы. Более того, это самая возвышенная сфера жизне­дея­тельности человека и общества, так как именно в ней рождается и развивается то, что отличает человека от остальных живых существ,— духовность. Людвиг Фейербах справедливо утверж­дал: «Не плоть, а дух делает человека человеком». В содержа­нии духовной жизни общества про­является его подлинно чело­веческая сущ­ность. Духовная жизнь может быть наполнена богатым содержанием и создавать благоприятную общест­вен­ную атмосферу, хоро­ший морально-психологический климат. И наобо­рот, духов­ная жизнь может быть бедной и даже бездухов­ной. Сущест­венная роль в этом процессе принад­лежит интелли­генции, и в частности, учителю. Отсюда выте­кает важность данной темы для работников образования и культуры. Духов­ная сфера изучается в рамках фило­софских дисциплин — этики, эсте­тики, философии религии и культурологии или же гумани­тар­ных дис­цип­лин, таких как правоведение, науковедение, литературо­ведение и других. Большой вклад в изучение духовной жизни общества внесли Сократ, Платон, Гегель, Фейербах, К. Маркс, Ф. Энгельс, Г.В. Плеханов, В.И. Ленин, Ф.М. Достоевский, Л.Н. Тол­стой, З. Фрейд, А. Камю и другие мыслители.

Духовная жизнь общества — это деятельность по произ­водству, потреблению и передаче духовных ценностей. Она является относительно самостоятельной подсистемой общест­ва. Но она испытывает на себе активное влияние других сфер общества, особенно экономической, и поэтому всегда выступает в конкретно-исторической форме. Духов­ная сфера общества в основном совпадает с духовной куль­турой общества как частью общей культуры, включающей духовную деятельность и ее продукты. Иногда данную сферу отождествляют с обществен­ным сознанием. Однако духовная сфера общества более широкое явление, чем общественное сознание. Это видно уже при рассмотрении структуры данной сферы.

Основными элементами духовной сферы является сле­дующее: (1) духовные потребности; (2) субъекты духов­ной деятельности; (3) общественное сознание; (4) духовная дея­тельность; (5) производство духовных ценностей; (6) ду­хов­ные ценности; (7) потребление духовных ценностей; (8) сред­ст­ва духовной деятельности; (9) духовные отношения.

Важнейшим элементом духовной жизни выступает ду­хов­ная деятельность. Субъектами духовной деятельности явля­ются социальные группы и организации, отдельные люди и общество в целом. Побудительными мотивами к духовной деятельности высту­пают духовные потребности. В результате духовной деятель­ности происходит либо удовле­тво­рение людьми своих духовных потребностей, на основе готовых духовных ценностей (потреб­ление), либо их переда­ча, либо возникают положительные продукты духовного производства — духов­ные ценности. Средствами духовной деятельности и духов­ной коммуникации является язык и другие средства связи. Важную роль в передаче и распро­странении духовных цен­ностей играют учреж­дения науки и культуры, образования и воспитания. В процессе духов­ной деятельности реали­зуются духовные отно­ше­ния как связи, которые склады­ва­ются между людьми в ходе их совместной духовной жизни.

Центральным звеном и содержательной стороной духов­ной жизни общества является общественное сознание как отражение общественного бытия в его многообразных фор­мах. Основными формами общественного сознания и про­яв­ления духовной жизни общества принято считать полити­ку, право, мораль, искусство, религию, науку, образова­ние и воспита­ние. В соответствии с этим духовными ценностями являются политические, философские, этические учения, научные знания, религиозные идеи, произведения искусства и т. п. Элементы духовной сферы, взятые в сово­купности и вместе со своими специфическими функциями, обеспечивают функционирование этой сложнейшей подсис­темы общества.

Следует отметить, что сознание всего общества (созна­ние в широком смысле) имеет весьма сложное внутреннее строение. Кроме указанных форм, оно подразделяется на различные уровни, сферы, виды и т. п. На основании разли­чия субъектов сознания оно разделяется на индивидуальное и собственно социальное. По глубине отражения обществен­ных явлений сознание подразделяется на обыденное и теоретическое. По степени распространенности сознание делится на специализи­рованное и массовое. К тому же в общественном сознании выделяют общественную идеоло­гию (систему взглядов отдель­ных социальных групп) и общест­венную психологию (обыден­ное сознание, пропи­танное эмоциональным видением мира). К понятию «общест­венная психология» очень близко понятие «менталитет» как духовно-психологический облик того или иного общества. Каждый народ и нация имеют собственную социальную психологию, свою национальную «душу».

Дадим краткую характеристику основных форм общест­вен­ного сознания и их проявления в духовной сфере об­щества. Данные формы базируются на учете специфики их объектов и способов отражения в них социальной реаль­нос­ти. Эти формы являются различными способами духовного освоения чело­веком социального мира.

Политическое сознание — это духовная сторона поли­тической жизни общества и ее отражение. С помощью поли­тического сознания социальные слои общества выража­ют свои интересы в отношении власти и формулируют их в виде политических теорий, программ и идеалов устройства общества. Данная форма сознания практически ориенти­ро­вана и выступает регулятором поведения людей в мире политики.

Следует подчеркнуть, что для политического сознания и политической деятельности особое значение имеет язык и его использование как средства выражения мысли и средства коммуникации, особенно в процессе политической агитации и особенно во время выборов во властные органы. Примером этому могут служить выборные кампании послед­них лет в России. Немецкий философ Георг Клаус о тесной связи поли­тики с языком пишет следующее: «Всякий класс, и особенно всякая партия, которая материально, организа­цион­но и идео­логически отстаивает определенные классовые инте­ре­сы, по-своему занимается прагматикой, стремясь регу­лировать вопро­сы языка в интересах своей политики. Опре­деленные слова, являющиеся новым языковым облачением новых идей и мыс­лей, должны стать общенародным язы­ковым достоянием, тогда они сами обретут политически и идеологически организующую функцию» (Клаус Георг. Сила слова. – М., 1967. С. 46).

С политическим познанием неразрывно связано право­вое сознание. Последнее есть система норм поведения, уста­навливаемых и охраняемых госу­дарством. Правовое созна­ние — это совокупность идей, обы­ден­ных взглядов и психо­логических форм, в которых выра­жается понимание места и роли права в обществе. Без этого сознания невозможно созда­ние в обществе законо­да­тельства. В то же время на основе правового сознания граждане имеют возможность давать оценку существующим законам, на страже которых стоит государство. В право­сознании находят обоснова­ние такие понятия, как «госу­дар­ст­во», «закон», «справедли­вость», «права личности» и т. д. Существует множество науч­ных направлений, формирую­щих представления о праве: теория естественного права, историческая школа права, диалектико-материалистическая теория права и т. д. Всякое право лич­нос­ти предполагает и определенные обязанности,а госу­дарст­венное право задает норму свободы.

Помимо права отношения между индивидами и соци­альными группами в обществе регулируются также моралью. Моральное сознание — это совокупность взглядов, норм, оце­нок поведения отдельных людей, социальных групп общест­ва в целом, регулируемых на основе общественного мнения. Моральное сознание и моральные отношения изуча­ют­ся этикой. Основными ее категориями являются «добро», «зло», «долг», «честь», «совесть», «счастье» и др. На основе морального сознания складывается собственно мораль как воплощение норм и принципов нравственного поведения. Следует отме­тить, что требования морали носят двойст­вен­ный характер: обще­человеческий, основанный на повсе­дневном опыте многих поколений людей, и конкретно-исто­рический, зависящий от состояния общества в определенное время и места человека в нем. Каждая историческая эпоха отличается своей системой нравственных ценностей. И общечеловеческий компонент модифицируется в соответст­вии со временем и местом социального бытия. В частности, в классовом обществе мораль наряду с общечеловеческими нормами приобретает классовую специфику.

Нравственное поведение личности определяется ее собст­венным отношением к своему долгу как внутренней потреб­ности поступать в соответствии с определенными моральными ценностями. Внутренним ориенти­ром нравст­вен­ного сознания выступает совесть — субъек­тивное пере­жи­ва­ние соответствия или несоответствия своего поведения нравст­венным ценностям. Иммануил Кант считал, что со­весть — это внутреннее сознание долга. А по мнению рус­ско­го философа Н.В. Шелгунова, «твердое сознание долга есть венец харак­тера». В сфере морали человеку предостав­ляется возможность проявить себя как свободную твор­ческую личность.

Являясь мощной духовной силой, нравственность по­мо­гает человеку ориентироваться в поисках смысла жизни и пути к счастью.

В духовном мире человека и общества важное место занимает художественное сознание в его различных прояв­ле­ниях. Эстетическое, или художественное, сознание есть осо­зна­ние и освоение мира с помощью изобразительно-выра­зительных средств. Эстети­ческое сознание наиболее полно выражается в искусстве. Последнее есть деятельность по производству художест­вен­ных ценностей и результаты этого производства: литература, музыка, кино, театр и т. п. Эсте­тическое сознание оплодо­творяет эту деятельность и при­да­ет ей социальную значи­мость. Эстетичес­кое сознание реа­ли­зуется не только в искусстве, но и в мифо­логии и религии. Элементы эстетического присущи сфере научного и фило­софского знания. Как отмечал А.М. Горький, человек по природе своей художник, и он всюду стремится вносить красоту. То же подчеркивал еще К. Маркс, когда харак­теризовал искусство как творение человека и мира по законам красоты.

Эстетическое сознание и художественную деятельность изучает философская дисциплина, которая называется эсте­тикой. Она зародилась в эпоху рабовладельческого общест­ва. Однако она оформилась в самостоятельную отрасль зна­ния только в XVIII веке, когда немецкий философ Александр Готлиб Баумгартен ввел в научный оборот соответствующий термин и достаточно широко определил это понятие. Однако концепции эстетики последнего присуща историческая огра­ниченность, заключающаяся в игнорировании выразитель­ного аспекта и воспитательного значения искусства.

Эстетическая мысль XIX–XX вв. развивалась с опорой на различные философские течения: идеализма (Г. Гегель, В. Со­ло­вьев), позитивизма (Г. Спенсер, Дж. Дьюи), интуити­визма (Б. Кро­че, А. Бергсон), антропологического материа­лиз­ма (Л. Фей­ер­бах, Н. Чернышевский), феноменологии (Н. Гарт­ман, Р. Ингарден), экзистенциализма (Ж.-П. Сартр, М. Хай­деггер) и т. д. Другой тенденцией эстетических уче­ний этого времени было стрем­ление связать эстетику с той или иной конкретной наукой: психологией, социологией, психоана­ли­зом, семиотикой и т. д.

При диалектико-материалистическом подходе к эсте­ти­ке, основы которого заложили К. Маркс и Ф. Энгельс, предме­том эстетики выступает художественное освоение человеком мира. Оно состоит из трех неразрывно связанных между собой сторон: эстетического в объективной реальнос­ти, эстетического сознания (субъективно-эстетического) и искусства как своеоб­раз­ного единства субъективного и объек­тивного в эстетическом отношении к миру. Эстетика изучает сущность, закономерности и конкретные проявления всех этих сторон в их диалектическом единстве.

Основными эстетическими категориями являются кра­сота, гармония, возвышенное, безобразное, комическое и т. п. Основной компонент сферы искусства — художест­венный образ. С помощью художественных образов созда­ются про­из­ве­дения искусства, выражается существенное, типическое, харак­терное в изображаемых явлениях и пред­метах. Точнее говоря, художественный образ раскрывает общее в еди­нич­ном. Художественный тип, по выражению В.Г. Белинского, — это «знакомый незнакомец». Художест­венный образ высту­пает не просто как внешнее сходство с действительностью, а прежде всего как творческое отношение к ней, рождаясь в воображении, в мыслях и чувствах художника.

В искусстве могут проявляться и совмещаться различ­ные функции. Основными из них являются следующие: эсте­ти­ческая (удовлетворение потребностей в прекрасном), позна­ва­тельная, коммуникативная, воспитательная и прагма­тичес­кая (мобилизующе-преобразующая). Полноценное раз­витие челове­чества вообще, и подрастающего поколения в част­ности, пред­по­лагает наличие подлинно эстетического отношения к миру, эстетической культуры, эстетического воспитания.

Одной из основных задач и целей эстетического вос­питания является воспитание художественного вкуса как способности восприятия и оценки эстетических достоинств объекта. Худо­жест­венный вкус опирается на чувства, а не на рассуждение. Именно как чувство характеризовали вкус Воль­тер и Кант. По мнению Вольтера, вкус — это чувство, опознающее красоты и недостатки во всех искусст­вах. Как известно, чувственное (как восприятие и эмоции) индиви­дуально. Видимо, отсюда мнение, что в вопросах вкуса не может быть доказательств, и принцип «о вкусах не спорят» («на вкус, на цвет товарищей нет»). И, соответст­венно, воз­никает сомнение в возможности воспитания вкуса. Однако указанное выше мнение ошибочно.

Художественный вкус есть единство чувственного и рацио­нального, индивидуального и социального. Хороший вкус есть проявление единства общечеловеческого, норма­тив­ного и личностного вкуса. Во-первых, всякое вос­прия­тие (чувствен­ное) теоретически «нагружено». Не случайно Ж.-Ж. Руссо назы­вал вкус «чувственным восприятием разу­ма». Во-вторых, социа­лизация, образование и великие произ­ведения искусства образо­вывают и формируют вкус. Следо­вательно, вкус поддается воспитанию. Но обоснование эсте­тических оценок, проявляю­щихся во вкусе (т. е. аргумен­та­ция), является не теоретической, а контекстуальной.

Художественная культура как деятельность не огра­ничивается сферой искусства. Она есть способность находить прекрасное и возвышенное во всяком труде, умение трудить­ся также по законам красоты, творить прекрасное во вся­кой деятельности. Творческий труд в любой области содер­жит эстетическое начало. В свободном и любимом труде челове­чес­кая сущность проявляется во всей цельности и многогранности. Русский поэт Яков Полонский в стихо­творении «Поэту-граж­данину» писал:

Нет правды без любви к природе,

Любви к природе нет без чувства красоты,

К познанию нет пути нам без пути к свободе,

Труда — без творческой мечты.

В духовной сфере общественной жизни определенное и не последнее место принадлежит религии. Последняя есть особая форма общественного сознания и тип духовно-прак­тической деятельности, основывающийся на вере в сущест­вование сверхъестественных сил. Религию изучает сово­куп­ность наук, называемых «религиоведением». Базо­вым разделом религиове­дения, изучаемым и в самой фило­софии, является философия религии. Она занимается рас­смот­ре­нием общих проблем рели­гиозных воззрений. Связь фило­софии с религией определяется тем, что они являются (как мы уже указывали в теме о предмете философии) разно­видностями мировоззрения. Разными путя­ми они реализу­ют одну и ту же человеческую потребность — определения места человека в мире. Однако религия претен­дует на более широкое понимание мира, захватывая отношение человека к трансцендентному (потустороннему).

Сверхъестественное — это то, что мыслится первичным по отношению к природной и социальной реальности, нахо­дя­щимся над ней и воздействующим на нее вопреки при­родным законам. Вера в сверхъестественное, прежде всего в сущест­во­вание Бога, составляет главный признак религии, ее сущ­ность. Верующие считают свои представ­ления о сверхъестест­венном результатом Божественного откровения, зафиксиро­ванного в Священном писании и Священном предании.

В структурном плане религия представляет собой слож­ный комплекс различных составляющих. В зрелых религиях выделяются: религиозное сознание — обыденное и концеп­туальное (теология); религиозные отношения и связи — куль­товые и внекультовые; религиозный опыт — чувственные восприятия «присутствия Бога», «чудес» и про­чего; религиоз­ная деятельность — культовая и внекуль­товая; религиозные органи­за­ции — церковь и другие институты. Содержание религии как сферы духовной жизни задается религиозным сознанием. Интегрирующим компонентом это­го сознания выступает вера. Три основные мировые рели­гии — хрис­тианство, ислам и буддизм — имеют одни и те же корни: социальные, гносео­логические и психологические.

Попытки понять сущность, происхождение и роль рели­гии в жизни человека и общества сопровождают всю исто­рию философской мысли. Конечно, роль религии в раз­личные периоды развития общества была различной и неоднозначной. И понимание и оценка этой роли также были различны. Однако долгое время в исследовании указанных проблем традиционно преобладал подход, связанный с пози­цией скептицизма и атеиз­ма (отрицания сверхъестест­вен­ного). Уже такие древне­гре­ческие философы, как Ксенофан и Эпикур, истолковывали религию как людское заблуждение, как мифологическое миро­воз­зре­ние. В этот же период по­является натуралисти­ческая теория религии (Теаген Регий­ский), антропологическая теория (Эвгемер) и полити­чес­кая (Критий).

На рубеже XIX–XX вв. ситуация с положением религии в обществе, ее исследованием и оценкой существенно изме­ни­лась, хотя многообразие мнений по поводу религии и противоречивая роль ее в обществе сохраняются и по­ныне. Последняя подтверждается всей историей существова­ния и развития общества. Известно, что нередко роль религии в обществе носила негативный характер. И часто это было связано с социальными корнями религии. В клас­совом об­ществе религия иногда использовалась правящими классами в своих корыстных интересах. Это происходило в тех случаях, когда церковь сращивалась с государством и подчи­няла его своему влиянию. Примером такой роли религии может служить деятель­ность инквизиции в Средние века. Тенденция сращения церкви с государством была характерна и для дореволюционной России. К сожалению, религия не только объединяет людей (в част­ности, людей одного веро­исповедания), но и разъединяет их и иногда порождает войны. Однако нельзя отрицать и позитив­ной роли религии в жизни человека и общества.

Изменение отношения к религии на рубеже XIX–XX вв. проявилось прежде всего в ослаблении атеистической традиции при обращении ученых к религии, что способст­вовало более широкому подходу к ее природе и функ­циям, а также более полному раскрытию ее положи­тель­ных сторон. Ведь религия кроме основной, мировоз­зренческой, функции имеет ряд других функций, причем некоторые из них могут плодотворно влиять на развитие и совершенствование об­щества и личности. К таким функциям, по нашему мнению, относятся культурная, компенсаторная и нравственная.

Что касается первой функции, то известно, что религия всегда была тесно связана с культурой, с самого начала исто­рии человечества. В лоне религии и церкви формиро­вались обра­зо­вание, искусство, научно-просветительская деятель­ность, философская, этическая и политическая мысль. Сама специаль­но-религиозная культура является частью общей духовной культуры человечества. И не случайно слова «культ» и «культура» близки этимологически.

Следует отметить, что существенный вклад в развитие отечественной духовной культуры внесли известные русские религиозные философы второй половины XIX – первой поло­вины XX века В.С. Соловьев, Н.А. Бердяев, П.А. Фло­ренский, И.А. Ильин и другие.

В XX веке и для сторонников, и для противников рели­гии стало ясно, что религия глубоко укоренена в культуре. Недаром исторически сложилось уважительное отношение к религиозной культуре не только со стороны верующих, но и нерелигиозных людей.

Компенсаторная функция религиисвязана с психоло­ги­ческими ее корнями. Реализуя эту функцию, религия восполняет ограниченность, относительность и ущербность бытия человека, по мнению атеистов, лишь субъективно, в воображении. Даже в этом случае данная функция имеет положительное значение для человека. Она выступает своеобразной духовной опорой верующего, укрепляет его дух, придает ему уверенность в своих силах, окрыляет его. А это как раз помогает преодолеть возникающие в жизни кризисные ситуации.

В отношении нравственной функции религии можно сказать следующее. Мораль в исто­рии общества обычно облекалась в религиозную оболочку. Сущест­венная роль религии в нравственной регуляции общества сохранилось и доныне. Как и любая мораль вооб­ще, рели­гиозная мораль противоречива и носит двойствен­ный характер: общечело­веческий и конкретно-исторический. Последний про­яв­ляется прежде всего в вероисповеданческой специфике раз­личных религий. И хотя в истории общества известны случаи, когда именем Бога освещались аморальные и жестокие деяния (например, те же религиозные войны), это не исключает положительных элементов религиозной морали. Общее и положительное в ней — это то, что она, как правило, вклю­чает в себя гуманистическую направлен­ность и обще­челове­чес­кие ценности (например, понятия добра и зла).

Несмотря на позитивные моменты роли религии в жизни человека и общества, признаваемые многими современными учеными и философами, мы до сих пор встречаемся (особен­но в учебной литературе) с упрощенным истолкованием ее как исключительно иллюзорного отражения мира, как явле­ния заблуждающегося сознания или сознательного обмана прос­того народа, к тому же без указания психологических пред­посылок ее. На наш взгляд, легковесное отношение к религии со стороны части авторов учебных пособий по философии связано с отсутствием рационального доказа­тельства существова­ния Бога. Данное доказательство является подлинно философ­ским вопросом, так как оно касается «предельных» вопросов человеческого бытия. В обсуждении решений названной проб­лемы принимали учас­тие такие выдающиеся философы, как Платон, Аристотель, Ансельм Кентерберийский, Фома Аквин­ский, Г. Лейбниц, Х. Вольф, И. Кант.

Основными видами доказательств существования Бога являются следующие: 1) онтологическое: Бог мыслит­ся совер­шен­нейшим существом и потому необходимо обла­дает и свойст­вом существования; 2) космологическое: все сущест­вующее имеет причину, следовательно, должна быть и перво­причина — Бог; 3) телеологическое (телеология — уче­ние о всеобщей целесообразности): наличие в мире всеобщей целе­сообразности может быть объяснено только целенаправ­ленной деятельностью всемогущего существа — Бога.

Каждое из указанных доказательств бытия Бога было и остается объектом критики как философов, так и теологов. И хотя попытки доказать истинность существования Бога на ра­цио­нальной основе продолжаются (см. напр.: Гурина М. Фило­софия. – М., 1998. С. 501–523), проблема остается открытой.

В связи с несостоятельностью рационального доказа­тель­ст­ва бытия Бога некоторые, особенно атеистически настроен­ные, люди обычно делают кате­горическое заключение, что Бога не существует. Однако это поспешный и некорректный вывод, так как последний не является логическим следст­вием. К тому же из указанной ситуации кроме данного атеис­тического заключения возможны, по крайней мере, еще два тезиса-утверждения: фидеистический(от лат. fidеs — вера)и скептический. Фидеистический тезис утверждает: поскольку Бог — объект веры, то и рациональные доказательства к нему неприме­нимы. Известный французский религи­оз­ный фило­соф XVII века Блез Паскаль заявлял, что Бога познают серд­цем, а не разумом. Согласно скептическому те­зи­су рацио­нально невозможно ни доказать, ни опровергнуть существо­вание Бога.

Все три отмеченных тезиса заслуживают внимания фило­софов, но они не в равной мере адекватны реальной ситуа­ции с доказательством бытия Бога. По нашему мне­нию, наибо­лее адекватным этой ситуации является скепти­ческий тезис, поскольку он верно отражает (схватывает) неопреде­лен­ность познавательной ситуации по данной проблеме. И в практичес­ком плане он не исключает принятия позиции как атеизма, так и фидеизма. Иначе говоря, он представляет человеку возмож­ность определиться в своем отношении к религии на основе свободы совести. Анализи­руемый тезис — это разумный скептицизм. И то, что фиксируемая им неопределенность в доказательстве бытия Бога оставляет место для религиозной веры, есть глубинный гносеологи­ческий корень религии.

На практике, в реальной жизни, несмотря на жесточай­шую критику религии такими выдающимися умами, как Фейербах, Маркс, Энгельс, Ленин, религия, как говорится, живет и процветает. Более того, всеобщая рас­простра­нен­ность религии в мире остается достаточно убеди­тельным аргумен­том в пользу веры в Бога для большинства людей. О подобной убежденности человека в благодатную силу веры (с указанием, в сущности, на психологические корни религии) Федор Тютчев писал:

Чему бы жизнь нас ни учила,

Но сердце верит в чудеса;

Есть нескудеющая сила,

Есть и нетленная краса.

И эта вера не обманет

Того, кто ею лишь живет,

Не все, что здесь цвело, увянет,

Не все, что было здесь, пройдет.

К духовной сфере общественной жизни относится и образование как особый вид духовного производства. Но об образовании мы уже говорили в других разделах, поэтому в заключение данной темы лишь подчеркнем, что образо­ва­ние, духовное развитие и совершенствование человека про­дол­жаются всю жизнь. В связи с этим весьма актуальны известные строки Николая Заболоцкого:

Не позволяй душе лениться!

Чтоб воду в ступе не толочь,

Душа обязана трудиться

И день и ночь, и день и ночь!

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

ФИЛОСОФИЯ

Государственное образовательное учреждение... высшего профессионального образования... Челябинский государственный педагогический университет...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Духовная сфера общественной жизни

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Самсонов, В.Ф.
С 17 Философия: учеб. пособие для вузов / В.Ф. Самсо­нов. – Че­лябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2010. – 498 с. ISBN 978-5-85716-821-9   В пособии излагаются в

Основные типы мировоззрения
Вопрос о статусе философии, ее предмете и функциях яв­ля­ется одним из важнейших собственно философских воп­ро­сов. Сам историко-философский процесс постоянно выдви­гает его н

Философия как мировоззренческая система: ее смысл и предназначение
Исторически философия выступала как поиск мудрости. И послед­няя понималась очень широко. Под ней подра­зумевалась не только совокупность теоретических знаний, но и раздумья людей

Основные проблемы и направления философии
Отношение человека к миру многообразно. Но филосо­фия как теоретическая система рассматривает это отношение обоб­щен­но и предельно абстрактно. В теоретической, поня­тий­ной форме

Философия и наука. Специфика философского знания
Научно-философское мировоззрение как теоретическая система знания — это такая система осознания мира и места в нем человека, которая опирается на науку и сама выпо

Предметные области и функции философии
Специфика философского мировоззрения и важнейшие аспекты основного вопроса философии конкретизируются в соответствую­щих разделах(предметных областях) философ­ского знания.

Философия и образование
Проблема образования и воспитания относится к чис­лу проблем, определяемых общесоциальными потреб­нос­тями и развитием общества. В современных условиях гло­бальных проблем и мирово

Информация для размышления
1. По мнению В.Г. Кротова, философия — это каторга понимания. Поясните правильность этого образа. 2. Американский философ Джордж Сантаяна писал: «Пра­виль­ная философия начинается

Значение онтологической проблематики в философии
Онтология — раздел философии, изучающий основные принципы и наиболее общие формы бытия. Термин «онто­логия» введен в научный оборот немецкими схол

Историко-философский экскурс в онтологическую проблематику
Между философами различных эпох мало общего в воп­росах онтологии. Элеаты в противоположность бытию чув­ст­вен­ного мира построили онтологию как учение об «истин­ном» трансцендентн

Понимание бытия в диалектико-материалистической философии
Для марксистско-ленинской философии характерно сня­тие традиционной онтологии как обособленной части фило­со­фии в силу крайней абстрактности самого понятия бытия. Но она не отрица

Проблема существования в логико-лингвистическом аспекте
Даже при выяснении наиболее общих форм бытия фило­софы расходятся в вопросе о том, что существует. В связи с этим они принимают различные онтологические допущения и решения. Так, с

Информация для размышления
1. Сирийский поэт Маарри сказал: «Многим смысл бытия разъясняет могила…». Дайте философское толкование этого суждения. 2. «В нашей неповторимой жизни каждый день — истори­ческий»

Основные исторические формы диалектики
Термин «диалектика» (от греческого dialektike techne — искусство вести беседу, спор) в философии многозначен. Нас по преимуществу будет интересовать материалистическ

Принципы и законы материалистической диалектики
Современная материалистическая диалектика базируется на трех основных принципах: всеобщей связи, развития и про­ти­воречия. Они конкретизируются в основных законах диа­лектики. Но

Методологическая роль материалистической диалектики
Сознательное применение диалектики в научной деятель­ности дает возможность правильно пользоваться понятиями, учитывать взаимосвязь явлений, их противоречивость, измен­чивость, возможность перехода

Метафизика как альтернатива диалектики
Альтернативой диалектики как метода мышления и по­знания в философии выступает метафизика (антидиалек­тический метод). Метафизика в целом характеризуется одно­сто­ронним подходом к

Информация для размышления
1. «Детерминизм — это учение о всеобщей несвободе» (В. Кротов). В чем состоит положительный рациональный смысл этого выражения? 2. Какое отношение к диалектике имеет крылатая фраз

Значение проблемы сознания в философии
Сознанием в широком смысле слова называют особую способность субъекта (человека и общества). По содержанию это — внутренний, духовный мир человека и духовная жизнь общества. Филосо

Проблема сознания в истории философии
Особенности подхода какого-либо философского направ­ле­ния к проблеме сознания определяются прежде всего ори­ен­та­цией в оппозиции «материя – сознание» (т. е. решением основного вопроса философии)

Материальная основа и идеальная природа сознания
Как свидетельствуют философские и частные научные изыскания в области исследования сознания, последнее есть сложное, многогранное, многокачественное по своей струк­туре и функциям

Сознание как форма отражения. Социальная сущность сознания
Рассмотрение сознания в гносеологическом аспекте свя­зано с понятием «отражение», ибо сознание, с материалисти­ческой точки зрения, есть высшая форма отражения дейст­вительности. Отражение как атри

Структура и функции сознания
В научно-исследовательских целях в соответствии с различными аспектами рассмотрения сознания его структу­ри­руют (членят) по разным основаниям и выделяют раз­личные уровни, сферы,

Информация для размышления
1. «Знать — значит владеть информацией. Понимать — про­никать за знания сквозь информацию…» (В. Кутырев). Аргументируйте истинность данного тезиса. 2. «Мысль изреченная есть ложь»

Определение мышления и языка
Проблема взаимоотношения языка и мышления принад­ле­жит к числу древних и «вечных» проблем. Это класси­ческая проблема. И сейчас не утихают споры вокруг нее (см., напр.: Мышление — без языка?.. //

Связь мышления и языка с объективной реальностью и деятельностью человека
Естественный язык, в отличие от мышления, по природе своей материален и объективно реален. Материальность языка есть его существенное свойство, особенно в гносео­логи­чес­ком плане

Проблема значения и коммуникативная сущность языка
Центральной проблемой семантики и семиотики вообще является проблема значения языкового знака. Данная проб­лема сложна и не решена в современной науке. В конституи­ровании (установ

Информация для размышления
1. Что Вольтер называл «Вселенной в алфавитном порядке»? 2. Французский философ Пьер Гассенди отмечал: «В фило­софии ох как следует заботиться о словах, именно для того, чтобы не было вечн

Проблема познаваемости мира
Термины «теория познания», «гносеология» (от греч. gnosis — знание) и «философия познания» употребляются в философии как равнозначн

Исходные понятия гносеологии
Основными понятиями современной гносеологии явля­ют­ся «познание», «субъект», «объект», «отражение», «зна­ние», «истина», «практика». Познание — творческая дея­тел

Основные современные подходы к познанию
В связи с трудностями определения конкретной детер­ми­на­ции знания, а также трудностями разграничения объектив­ного и субъективного в познании в истории философии и фи­лософии науки возникли

Суть диалектико-материалистической концепции познания
Остановимся на основных положениях современной диа­лек­тико-материалистической концепции познания. Фунда­мен­тальным принципом современной диалектико-материа­лис­ти­ческой теории п

Роль языка и практики в познании
Философский анализ языка в связи с разработкой общей теории познания получил развитие в XVII–XVIII вв. в рабо­тах Декарта, Бэкона, Гоббса, Локка, Лейбница, Гартли и других. Так, Джон Локк отмечал,

Образование как особая форма познания
Образованиеявляется необходимым условием подъема каждого человека до высшего, научного уровня знания. Само же образование в гносеологическом аспекте может быть рас­смотрено как осо

Информация для размышления
1. «Воображение, — по мнению Альберта Эйнштейна, — важ­нее, чем знания». Раскройте рациональные основания для такого мнения. 2. Почему «всякое определение есть ограничение» (Б. Сп

Проблема истины и ее определение
Проблема истины — одна из важнейших проблем фило­софии и центральная проблема теории познания. В чем, собст­венно, состоит проблема истины? Она касается ответа на

Практика как критерий истины
В диалектико-материалистической гносеологии общест­венно-историческая практика выступает критерием исти­ны потому, что она как материальная деятельность людей имее

Нужна ли категория истины современному мышлению?
Несмотря на фундаментальность корреспондентской кон­цеп­ции истины по сравнению с другими теориями, она все-таки сталкивается с серьезными трудностями. Во-первых,

Мнение, вера, заблуждение как гносеологические явления
Указанные в заголовке феномены имеют непосредст­вен­ное отношение к процессу познания и постижению истины. Тер­мины «мнение» и «вера» многозначны. Мнение в широ­ком смысле представ

Информация для размышления
1. Русский писатель и философ А.И. Герцен справедливо за­ме­тил: «Истина не всегда должна быть всейной и длявсехной». Объясните, на какое свойство истины указывает это заме­ч

Материальные средства научного познания
Научное познание невозможно без определенного созна­тель­ного и бессознательного использования исторически сло­жив­шихся средств познания. В наше время, когда наука ста­новится непосредственной про

Роль метода в научном познании
Сами по себе язык и приборы как материальные средства позна­ния недостаточны для познания. А в некоторых облас­тях познания эти средства вообще играют несущественную роль. Объяснить научные факты и

Методологическая роль диалектико-материалистической философии в научном познании
Методологическая функция философии проявляется в том, что она форму­лирует наиболее общие законы, принци­пы, категории, в которых концен­трируется опыт взаимо­дейст­вия человеческо

Основные формы научного познания
Эффективное применение всей совокупности научных ме­то­дов дает новое знание. Но это знание не возникает сразу в готовом и за­вершенном виде. Познание есть процесс, в ходе которого происходит обога

Информация для размышления
1. «Как бы ни была совершенна теория, она только прибли­жение к истине» (А. Бутлеров). Докажите истинность этого суждения. 2. Владимир Иванович Вернадский отмечал: «Научная гипо­т

Предмет социальной философии и специфика познания общества
Центральной категорией социальной философии являет­ся поня­тие «общество». Слово «общество» и связанное с ним слово «со­циальное», а также соотносимые с ними термины неодно

Основные истолкования природы общества в истории философии
Философские взгляды на природу и сущность общества разви­вались и совершенствовались вместе с реальной исто­рией чело­вечества. Так, уже философы древности пытались осмыс­лить и ре

О специфике социальных законов
Вопрос о социальном детерминизме — это вопрос о том, насколько функционирование и развитие общества предопреде­лены объективными факторами и в какой степени они яв

Информация для размышления
1. «Общество есть не что иное, как результат механического равновесия грубых сил» (И. Тэн). Отражает ли это суждение сущность общественных отно­ше­ний? Ответ аргументируйте. 2. Ал

Понятие природы и актуальность ее анализа
Взаимодействие природы и общества является одной из актуальных проблем социальной философии и всего гума­нитарного знания. Она охватывает самые различные области социальной реально

Основные исторические формы отношения общества к природе
С древности и до наших дней люди не переставали раз­мыш­лять о природе и совершенствовать свои способности воздейст­вовать на окружающую среду. И, конечно, каждому из этапов общественного развития

Географическая среда и развитие общества
Понятие «географическая среда»близко по значению к тер­минам «природа», «естественная среда», «окружающая сре­да», но в своем содержании к ним не сводится.Оно явля

Экология и образование
Биосоциальная природа человека и его связь с природой порождают специфическую форму сознания — экологичес­кое сознание. Последнее является отражением взаимодейст­вия двух относител

Информация для размышления
1. По мнению французского философа Блеза Паскаля, при­рода — «это бесконечная сфера, у которой центр всюду, а окружности нет нигде». Что этим хотел сказать автор? 2. «Природу легч

Материально-производственная сфера общества
Предпосылками общества и его истории являются люди, их деятельность и материальные условия их жизни. Это основные составляющие элементы общества и его струк­туры. С диалектико-мате

Социальная сфера общественной жизни
В многообразной жизни общества выделяют специ­фи­ческую область, которая называется социальной сферой. Она охватывает ту область социальной реальности, которая связана со структуро

Политическая жизнь общества
Политическая сфера общественной жизни появилась естественным путем как результат усложнения этой жизни, возникновения в ней социальной дифференциации и социаль­ного неравенства. В

Информация для размышления
1. «Экономика — это физиология государства» (В. Кротов). Как вы понимаете это выражение? Дайте его рационально-философскую интерпретацию. 2. Жан-Жак Руссо отмечал: «Если бы не был

Специфика философского осмысления культуры
Актуальностьконкретно-научного и философского ана­ли­за проблем культуры определяется самим ходом общест­венного развития, особенно в нашей стране в настоящее время. Ведь многие пр

Основные исторические модели культуры и современные подходы к ее анализу
В истории философского осмысления культуры можно вы­де­лить некоторые основные модели (концепции) культуры. Так, «натуралистическая» модель сводила культуру к пред­метно-вещественн

Структура культуры. Типология культур
Можно констатировать три основных и наибо­лее общих аспекта культуры: (1) культура есть ценностное отношение к объективной реальности; (2) культура есть искус­ст­вен­ный, созданный

Единство, многообразие и противоречивость культуры
Культура всего человечества многообразна, пестра и неис­черпаема в своих конкретных проявлениях. Вместе с тем много­образные формы культуры совпадают в своей сущности как способы е

Функции культуры
Главная (генеральная) функция культуры — гуманисти­ческая. Это системообразующая функция. Культура в целом выступает как человекообразующее явление. Она гуманис­тич­на и позитивна.

Информация для размышления
1. «Культура — это приблизительно все то, что делаем мы и чего не делают обезьяны» (Л. Раглан). Верно ли это суждение в принципе? 2. «Таланты — не дворянство, чтобы передаваться о

Понятие ценности и актуальность аксиологической проблематики
Ценность — это значимость (реальная или возможная роль, функция) природных или культурных объектов (физи­чес­ких или духовных) для жизни людей. Ценности имеют боль

Разработка аксиологической проблематики в истории философии
Хотя аксиология как особая область философского зна­ния сложилась в середине XIX века, а термин «аксиология» был впервые применен французским философом П. Лапи в 1902 году (затем н

Современный подход к проблеме ценностей
Советская философия долгое время игнорировала цен­ност­ную проблематику и вслед за марксистской философией не при­знавала за аксиологией статуса особой философской дисцип­лины. Возрождение интереса

Типология и иерархия ценностей. Системы ценностей
Ценности носят многообразный характер. Их класси­фи­ка­ция может быть представлена следующим образом. По содер­жа­нию различают ценности, соответствующие пред­став­лениям о подсист

Информация для размышления
1. Индийский мыслитель Мохандас Ганди отмечал: «Цен­ность идеала в том, что он удаляется по мере того как мы приближаемся к нему». В чем состоит реальная (практическая) значимость (полез­н

Проблемы философии истории и их актуальность
Цивилизация выработала три основные фор­мы теорети­ческого отношения к истории — теологию истории, фило­софию истории и научную историографию. Объектом этих форм исторического созн

Философия истории в истории философии
По существу философия истории начинается в античности работами Геродотаи Фукидида. Они пытались выяснить движущие силы исторического процесса, пыт

О нетрадиционных подходах к проблемам философии истории
Во второй половине XX века мы сталкиваемся с ирра­ционалистическим подходом к обществу и его истории в лице так называемого постмодернизма. Это направление философ

Информация для размышления
1. Немецкий философ Вильгельм Гумбольдт писал: «Чтобы приблизиться к исторической правде, нужно идти одновременно двумя дорогами — основательно, беспристрастно, критически изучать события и, связыв

Социальный прогресс и его критерии
Вопрос о социальном прогрессе — это вопрос о харак­тере социальных изменений, вопрос о направленности изме­не­ний и развития общества. В современную эпоху вопрос о сущности

Глобальные проблемы современности
Противоречивый характер общественного прогресса осо­бен­но ярко проявился в XX веке в период научно-техни­ческой революции. В 70–80-е годы ученые и философы, общественные деятели и

Социальное прогнозирование и научное предвидение
Одной из важных функций философии как научного миро­воззрения является эвристическая функция, касаю­щая­ся про­гно­зирования развития действительности. А теория прогнози­ро­вания я

Информация для размышления
1. «Современная цивилизация: обмен ценностей на удобст­ва» (Е. Лец). Аргументируйте истинность этого суждения. 2. Русский поэт С.И. Кирсанов писал: Когда поймешь ты након

Суть и значение антропологической проблематики в современной философии
Человек как родовое существо — это представитель выс­шей ступени живых организмов на Земле, субъект общест­венно-исторической деятельности и культуры. Раздел фило­со­фии, кото­рый занимается пробле

Образ человека в истории философской мысли
В различные исторические периоды и в различных концеп­циях философов «рисовались» различные образы человека. Но если обобщить мозаику картин человека в соответствии с господствовавшими антропологич

Основные методологические принципы и категории современного философско-антропологического понимания человека
Как уже отмечалось, то или иное понимание человека во многом определяется методологической позицией ученого и философа. Человек как самое сложное явление на Земле требует и соответствующего, адеква

Информация для размышления
1. «Человек не способен постичь самого себя: он всегда будет оставаться загадкою, тайною для самого себя» (П. Буаст). Выскажите свое мнение по этому поводу. 2. «Человеку нельзя да

Диалектика человеческой целостности
Для адекватного понимания человека важно выяснить со­от­ношение биологического и социального в нем. К био­ло­ги­чес­кому в человеке относится его

Основные аспекты бытия человека
Способом существования человека является деятель­ность, а основными видами деятельности, по нашему мне­нию, являются труд, игра и творчество.Среди основных аспекто

Информация для размышления
1. Философ Эрих Фромм заметил: «Характер — это замес­ти­тель отсутствующих у человека инстинктов». Дайте философскую интерпретацию этого утверждения. 2. Определите философскую кат

Актуальность проблемы смысла жизни
Смысл жизни в самом общем плане можно охарактери­зовать как значение (назначение) жизни и определенный способ ее осуществления (реализации). В сущности, это по­ня­тие предполагает определенный отве

Основные концепции смысла жизни
В связи с различием мировоззренческих позиций воз­ни­кали и возникают разные концепциисмысла жизни. Смысл жизни может толковаться как с рационалистических, так и с иррационалисти­ч

Стратегия жизни и современный гуманизм
Генеральной линией реализации определенного смысла жизни является жизненная стратегия. В самом общем виде жизненная стратегия проявляется в умении соединять свои индивидуальные спо

Информация для размышления
1. «Смысл бытию придает человек» (В. Макушевич). Как вы понимаете это выражение? 2. «Смысл жизни переживается до конца иногда индиви­дуально, а понимается только поколениями в гео

Античная философия
Предметом истории философииявляется возникно­ве­ние и развитие философской мысличеловечества с древ­ней­ших времен до современности. Это история противо­борст­ва с

Средневековая философия
Средневековая философия относится в основном к эпохе феодализма (V–XV вв. н. э.). Это время господства религии и церкви, в частности господства христианства в Европе. Соответственн

Философия эпохи Возрождения
Средние века сменяются эпохой Возрождения (XV–XVI вв.). Это время начала становления буржуазного об­щества и разви­тия промышленности, время великих геогра­фических открытий (Колум

Русская философия
Русская философия — одна из важных и оригинальных составных частей отечественной и мировой культуры. В ней воплотились надежды и поиски русского народа, своеобраз­ные черты национа

Информация для размышления
1. Почему «в философии живут, не увядая, и Платон, и Аристотель, и Декарт, и Спиноза, и Гегель и т.д.» (М. Ру­бинштейн)? 2. Платон и Аристотель полагали, что начало философ­ст­вования в уд

Общий характер современной западной философии
Современной западной философиейобычно называют пост­классический этап ее развития (вторая половина XIX–XX в.). Для понимания ее особенностей необходимо сопо­ставить эту философию с

Позитивистская традиция: неопозитивизм и аналитическая философия
Позитивизм как философское направление берет свое на­чало в 30-х годах XIX столетия. В центре внимания пози­тивис­тов всегда находился вопрос взаимоотношения филосо­фии и н

Антрополого-гуманистическая тенденция: экзистенциализм
Экзистенциализм, или философия существования (от латинского existentia — существование), возник в середине 20-х годов ХХ века. Особенно большое распространение он получил по

Философско-теологическая традиция: неотомизм
Неотомизм — современная религиозная философия, офи­ци­альная философия Ватикана. Теоретический фундамент неотомизма составляет модернизированная философия средне­векового философа-

Информация для размышления
1. «Философия есть борьба против околдовывания нашего разума средствами нашего языка». Представителю какого направления западной философии принадлежит это высказывание? 2. Назовит

СЛОВАРЬ ПЕРСОНАЛИЙ
АбелярПьер(1079–1142) — французский философ, теолог и поэт, создатель концептуализма. Абрамян Лев Арутюнович (р. 1928) — арм. философ, спец. в области сем

Во всякой философской системе, безусловно, отражается настроение души ее создателя». Кто автор этого сужде­ния?
а) В. Вернадский; б) Ч. Дарвин; в) И. Мечников; г) Д. Менделеев; д) А. Чижевский. 10. Искомый объект американский психолог и философ Б.Ф. Скиннер, шутя, но не без основани

Какой метод мышления является инородным в данном списке терминов?
а) догматизм; б) диалектика; в) релятивизм; г) софистика; д) эклектика. 3. Категория, выражающая внутренний источник развития: а) гармония; б) отрицание;

Как называется общая теория знаковых систем?
а) азбука Морзе; б) семантика; в) семиотика; г) синергетика; д) синтактика. 2. В XX веке известен только один случай возрождения мертвого языка как разговорного. Определит

Что означает выражение «уверенность без доказательств» (А. Амьель)?
а) аксиома; б) вера; в) смелость; г) интуиция; д) самоуверенность. 4. Позиция, полагающая, что чувственное отражение явля­ет­ся единственной основой достоверного познания:

Какой термин «лишний» в данном списке (т.е. не соответ­ствует основе других терминов)?
а) аналогия; б) дедукция; в) измерение; г) индукция; д) моделирование. 2. Общенаучная теория самоорганизации систем — это: а) автоматика; б) семиотика; в

Этика есть безграничная ответственность за все, что живет». Кто автор этих строк?
а) А. Швейцер; б) М. Шелер; в) Л. Шестов; г) М. Шлик; д) А. Шопенгауэр. тема 11. общество как структурно-функциональная система 1. Сферы общественной жизни в

Кто из философов считал, что цели и нормы поведения людей определяют ценности?
а) Н. Бердяев; б) М. Вебер; в) У. Ростоу; г) А. Тойнби; д) О. Шпенглер. тема 14. философия истории 1. Религиозное истолкование исторического процесса как осу­щест

Кто из данных философов утверждал, что герменевтика — это метод исторической интерпретации?
а) Л. Витгенштейн; б) В. Дильтей; в) Дж. Дьюи; г) Э. Жильсон; д) Э. Мах. 5. Римский историк, которому приписывают авторство кры­латых слов, касающихся изучения истории: «Б

Что, по мнению английского писателя Джозефа Аддисона, «наиболее существенным образом возвышает одного чело­века над другим»?
а) богатство; б) высокомерие; в) знание; г) красота; д) физические способности. 5. Максим Горький справедливо полагал: «Нужно любить то, что делаешь, и тогда труд — даже с

Если ты вдруг нашел смысл жизни, самое время посе­тить психиатра». Кто автор этих слов?
а) А. Айер; б) А. Адлер; в) П. Бейль; г) Г. Фреге; д) З. Фрейд. 5. Высшая цель стремлений человека: а) богатство; б) образование; в) идеал; г) с

Все действительное разумно, все разумное действитель­но». Кто автор этих слов?
а) Г. Гегель; б) П. Гольбах; в) И. Фихте; г) Ф. Ницше; д) А. Швейцер. 5. Один из философов писал: «Всю мою философию можно сформулировать в одном выражении: мир — это с

Кто из русских философов первым начал говорить о «душе России»?
а) Н. Бердяев; б) А. Лосев; в) Н. Федоров; г) П. Флоренский; д) П. Чаадаев. 10. Русский философ, чьи идеи активно влияли на форми­рование мировоззрения Александра Блока, А

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги