Принципы и законы материалистической диалектики - раздел Философия, ФИЛОСОФИЯ Современная Материалистическая Диалектика Базируется На Трех Основных ...
Современная материалистическая диалектика базируется на трех основных принципах: всеобщей связи, развития и противоречия. Они конкретизируются в основных законах диалектики. Но диалектика — это философское учение о развитии, поэтому ее центральным понятием является понятие «развитие». Связь диалектики с развитием является ее критерием. Законы же диалектики освещают отдельные стороны развития.
Развитие — это разновидность движения и существенно отличается от последнего (как изменения вообще). Развитие — это направленное поступательное движение от низшего к высшему, от простого к сложному, более совершенному. В отличие от цикличных замкнутых круговоротов развитие характеризуется необратимостью. Развитие связано с качественным преобразованием вещей и явлений. В процессе развития происходит переделка структуры и свойств предметов. Развитие связано с конкретными материальными или духовными системами как относительно самостоятельными образованиями, целостностями. В этой связи можно сказать, что развитие — это движение системы, связанное с усложнением ее организации.
Источник развития освещает закон единства и взаимодействия («борьбы») противоположностей. Согласно этому закону всем вещам и явлениям, находящимся в процессе развития, свойственны внутренние противоречия; в изменяющихся вещах всегда есть стороны и тенденции, взаимодействие между которыми выступает внутренним источником развития.
Яркую образную форму для идеи единства противоположностей нашел Николай Доризо в стихотворении «Тост»:
Все, что противоположно,
Друг без друга невозможно:
Если б не было печали,
Счастье мы б не замечали,
И, друзья мои, поверьте,
Что бы там ни говорили,
Если не было бы смерти,
Так бы жизнь мы не любили.
Эта идея получила своё отражение и в народной мудрости, пословицах и поговорках: «Не было бы счастья, да несчастье помогло», «Нет худа без добра» и т. п. Именно диалектика помогает (говоря словами Уильяма Блейка):
В одно мгновенье видеть вечность,
Огромный мир — в зерне песка,
В единой горсти бесконечность
И небо в чашечке цветка.
С единством противоположностей мы встречаемся на каждом шагу: день и ночь, северный и южный полюс магнита, плюс и минус в математике и т. д. Однако не все противоположности имеют отношение к диалектике. К ней имеют отношение лишь те противоположности, которые имеют отношение к развитию. Диалектические противоположности — это такие черты, стороны, тенденции, которые одновременно предполагают и исключают друг друга, находясь в пределах одной и той же целостности. Отношение между противоположностями называется противоречием. Основными чертами диалектических противоречий являются: (1) объективность и всеобщность; (2) существование и развитие в пределах одной и той же целостности; (3) содержание в себе двойного отношения: единства и «борьбы» противоположностей; (4) диалектические противоречия непримиримы, они должны преодолеваться и разрешаться.
Примерами диалектических противоположностей и противоречий между ними могут быть притяжение и отталкивание в физических системах, жизнь и смерть в биологии в пределах земной материи, производительные силы — производственные отношения в экономических системах, объективное и субъективное в познании. Противоречия не остаются неизменными, а непрерывно меняются. В развитии противоречий можно выделить следующие основные состояния: (1) гармонию; (2) дисгармонию; (3) конфликт.
Механизм развития раскрывает закон взаимообусловленности количественных и качественных изменений. Суть закона в том, что количественные изменения системы (вещи) на определенном этапе приводят к качественным, а новое качество порождает новые возможности количественных изменений. Основные понятия указанного закона — это «качество», «свойство», «количество», «мера», «скачок». Качество— это объективная, внутренняя, существенная определенность вещи, характеризующая ее целостность в структурно-функциональном отношении. Качество — это природа вещи, и она раскрывается через ее свойства. Свойство — это одна из сторон данного предмета (системы) или явления, их частичная характеристика. Свойства проявляются во взаимоотношениях данного предмета с другими предметами. Количество — это множество (совокупность) элементов, свойств, отношений вещи и степень их развития. Для измерения количества используется понятие числа, объема, величины и т. п.
Всякая вещь представляет собой противоречивое единство качественной и количественной определенности. Причем качество вещи зависит не только от количества составляющих ее элементов и их природы, но и от структуры этой вещи, от ее целостности как системы (т. е. от определенной формы организации элементов в нечто целое). Определенная форма организации, объединение элементов в целое (систему) дает нечто большее, чем сумма этих элементов. Некоторая функция (f) целого больше, чем сумма функций его частей (x,y):
f (x,y) > f (x)+f (y).
Это подтверждается, например, явлением изомерии в химии. Изомеры — вещества, имеющие одинаковый элементарный состав, но отличающиеся по своим физическим и химическим свойствам вследствие различного расположения атомов или их группировок в молекуле.
Связь качества с системой особенно заметна на примере шедевров в литературе и искусстве. Шедевр представляет собой уникальное системное образование, в котором высшая эстетическая ценность (качество) достигается идеальным сочетанием простых исходных элементов. Не случайно М.Ю. Лермонтов в стихотворении «Молитва» (которое само по себе является шедевром) говорит:
Есть сила благодатная
В созвучье слов живых,
И дышит непонятная
Святая прелесть в них.
В единстве качества и количества качество представляет тенденцию устойчивости вещи, а количество — тенденцию изменчивости (подвижности). Количественные изменения не всегда ведут к качественному преобразованию вещи, они возможны в пределах одного и того же качества. Однако эта относительная самостоятельность количественных изменений имеет свои пределы, за которыми наступает изменение качества. Указанные границы — это узловые точки меры. В явлении меры как раз и находит выражение взаимообусловленность количественных и качественных изменений вещи (системы). Мера— это определенный интервал возможных количественных изменений, в пределах которого сохраняется (существует) данное качество. Так, мера температурных изменений жидкого агрегатного состояния воды при нормальном атмосферном давлении — от 0 до 100 градусов. Мера не всегда выражается числом, а иногда вообще не имеет четких границ, но значение меры в физических, химических, технологических процессах, а также в поведении, в воспитании и образовании огромно. Не случайно Анатоль Франц писал: «Излишество вредно во всем, даже в добродетели». Народная мудрость также справедливо утверждает: «Все хорошо в меру» и «Знай край, да не падай».
Переход одного качества к другому под влиянием количественных изменений называется скачком. Последние многообразны по своей форме. Конкретные пути и зависимости качественных изменений от количественных выявляются частными науками. В связи с этим подбор примеров на иллюстрацию данного закона требует специальных знаний и профессионализма. Примером иллюстрации обусловленности качественных изменений количественными при проявлении данного закона в развитии материи может служить переход от биологической формы движения материи к социальной. Эта обусловленность хорошо описана Ф. Энгельсом как биологические и социальные предпосылки становления человека и его сознания в работе «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 20). Началом качественного скачка (разумеется, длительного) выступает формирование новой структуры (в данном случае общины в отличие от стада). Помимо биологических связей между индивидами возникают социальные связи которые прежде всего определяются необходимостью трудовой деятельности и языка как средства коммуникации при ее осуществлении. Таким образом, мерой перехода от животного мира к социальному выступает изменение «стиля поведения»: новый тип отношения к природе — трудовая деятельность, материальное производство.
Общие тенденции развития раскрывает закон отрицания отрицания. В нем отражаются две противоположные тенденции развития, выступающие в единстве: поступательность и цикличность. Точнее, закон отрицания отрицания отражает неодолимость нового и спиралевидный характер развития. По сравнению с другими законами диалектики данный закон охватывает процесс развития более широко.
Основным понятием данного закона является понятие диалектического отрицания. Отрицание в широком смысле есть смена старого новым, переход из одного качественного состояния в другое. Такое отрицание имеет место при любом изменении. Существует множество типов и видов отрицания. Мы остановимся на отрицаниях, вычленяемых по характеру действия. В этой связи существует два типа отрицания: деструктивное и конструктивное. Деструктивное отрицание разрушает систему (вещь), ведет к ее распаду, ликвидации. Оно прекращает развитие, если последнее существовало. При деструктивном отрицании решающую роль играют внешние по отношению к системе факторы. Например, размол пшеничного зерна как биологической системы. Конструктивное отрицание является отрицанием старого и становлением нового качества. Оно является необходимым моментом развития и детерминируется главным образом внутренними факторами, внутренними противоречиями. Например, отрицание целого здорового пшеничного зерна стеблем в процессе роста при благоприятных условиях.
Закон отрицания отрицания связан с конструктивным отрицанием. Он несоотносим с деструктивными отрицаниями, отрицаниями в круговоротах, в механическом движении и функционировании. Для развития характерно лишь диалектическое отрицание. Оно выступает как условие, момент и результат развития. Диалектическое отрицание — это закономерная внутренняя присущая данному объекту смена старого качества новым в процессе развития. Для диалектического отрицания характерны три основных момента: преодоление старого, преемственность в развитии и утверждении нового. Более конкретно говоря, основными чертами диалектического отрицания являются: (1) объективность (оно самоотрицание); (2) всеобщность (оно имеет место в природе, обществе и мышлении); (3) оно есть относительно отрицание, ибо оно противоречиво по своей природе; (4) оно есть всеобщая форма связи низшего с высшим (это и обеспечивает преемственность в развитии); (5) оно строго конкретно (все зависит от условий, места и времени).
Истолкование некоторыми людьми любого отрицания, включая и диалектическое, исключительно деструктивным, т. е. полностью исключающим преемственность в развитии, называется метафизическим пониманием отрицания. Такая позиция ведет к нигилизму в теории и на практике.
В связи с этим вспомним поведение Базарова в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети», позицию так называемого «Пролеткульта» в первые годы советской власти в нашей стране, культурную революцию в Китайской Народной Республике и т. п.
Всеобщность диалектического отрицания прежде всего обеспечивает в развитии тенденцию поступательности, движения вперед, неодолимости нового. Однако закон носит название «закон отрицания отрицания». И это связано с другой тенденцией — относительной цикличностью. Последняя возникает при относительной повторяемости в развитии черт старого на новой основе. Этот возврат якобы к старому часто происходит на стадии второго отрицания. Отсюда данное название закона. Примером может служить отрицание стебля пшеничного зерна зерном нового урожая. Преемственность в развитии пшеничного зерна обеспечивает наследственная информация, закодированная в клетке. Она не утрачивается не только при переходе зерна в стебель, но и при втором отрицании она выступает в качестве матрицы, по которой исчезнувшее зерно вновь воспроизводится в колосе. Таким образом, наиболее общим признаком закона отрицания отрицания является повтор на высшей стадии характерных черт низшей, исходной ступени развития.
Чем определяется возврат к некоторому старому на новой стадии развития? В основе диалектического отрицания лежит разрешение внутренних противоречий. На протяжении всего существования какой-либо системы, находящейся в развитии, действует какое-то основное противоречие. Оно разрешается на отдельных этапах лишь частично, поэтому и возникает потребность возврата к его дальнейшему разрешению. Например, в системе материального производства основным внутренним противоречием является противоречие между производительными силами и производственными отношениями. Поэтому в процессе развития производства периодически возникает необходимость в экономических реформах, которые направлены на разрешение указанного противоречия. Однако нельзя забывать, что некоторый возврат к старому происходит на новой основе. Второе отрицание обогащено предшествующим развитием и на этом уровне происходит синтез положительного, жизнеспособного двух отрицаний. Потому сущность закона отрицания отрицания не только в указанном повторе, но и в синтезе.
Объединенные в единство две основные тенденции развития, поступательность и относительная цикличность, определяют спиралевидную форму развития. Точнее, эту форму графически можно представить в виде конусообразной спирали, расширяющейся кверху (рис. 2):
Рис. 2
Окончательную формулировку закона отрицания отрицания можно представить так: в процессе развития определенная ступень, являющаяся часто результатом двух диалектических отрицаний и их синтеза, воспроизводит на более высокой основе характерные черты исходной ступени, а само развитие имеет при этом спиралевидную форму.
Все темы данного раздела:
Самсонов, В.Ф.
С 17 Философия: учеб. пособие для вузов / В.Ф. Самсонов. – Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2010. – 498 с.
ISBN 978-5-85716-821-9
В пособии излагаются в
Основные типы мировоззрения
Вопрос о статусе философии, ее предмете и функциях является одним из важнейших собственно философских вопросов. Сам историко-философский процесс постоянно выдвигает его н
Философия как мировоззренческая система: ее смысл и предназначение
Исторически философия выступала как поиск мудрости. И последняя понималась очень широко. Под ней подразумевалась не только совокупность теоретических знаний, но и раздумья людей
Основные проблемы и направления философии
Отношение человека к миру многообразно. Но философия как теоретическая система рассматривает это отношение обобщенно и предельно абстрактно. В теоретической, понятийной форме
Философия и наука. Специфика философского знания
Научно-философское мировоззрение как теоретическая система знания — это такая система осознания мира и места в нем человека, которая опирается на науку и сама выпо
Предметные области и функции философии
Специфика философского мировоззрения и важнейшие аспекты основного вопроса философии конкретизируются в соответствующих разделах(предметных областях) философского знания.
Философия и образование
Проблема образования и воспитания относится к числу проблем, определяемых общесоциальными потребностями и развитием общества. В современных условиях глобальных проблем и мирово
Информация для размышления
1. По мнению В.Г. Кротова, философия — это каторга понимания.
Поясните правильность этого образа.
2. Американский философ Джордж Сантаяна писал: «Правильная философия начинается
Значение онтологической проблематики в философии
Онтология — раздел философии, изучающий основные принципы и наиболее общие формы бытия. Термин «онтология» введен в научный оборот немецкими схол
Историко-философский экскурс в онтологическую проблематику
Между философами различных эпох мало общего в вопросах онтологии. Элеаты в противоположность бытию чувственного мира построили онтологию как учение об «истинном» трансцендентн
Понимание бытия в диалектико-материалистической философии
Для марксистско-ленинской философии характерно снятие традиционной онтологии как обособленной части философии в силу крайней абстрактности самого понятия бытия. Но она не отрица
Проблема существования в логико-лингвистическом аспекте
Даже при выяснении наиболее общих форм бытия философы расходятся в вопросе о том, что существует. В связи с этим они принимают различные онтологические допущения и решения. Так, с
Информация для размышления
1. Сирийский поэт Маарри сказал: «Многим смысл бытия разъясняет могила…».
Дайте философское толкование этого суждения.
2. «В нашей неповторимой жизни каждый день — исторический»
Основные исторические формы диалектики
Термин «диалектика» (от греческого dialektike techne — искусство вести беседу, спор) в философии многозначен. Нас по преимуществу будет интересовать материалистическ
Методологическая роль материалистической диалектики
Сознательное применение диалектики в научной деятельности дает возможность правильно пользоваться понятиями, учитывать взаимосвязь явлений, их противоречивость, изменчивость, возможность перехода
Метафизика как альтернатива диалектики
Альтернативой диалектики как метода мышления и познания в философии выступает метафизика (антидиалектический метод). Метафизика в целом характеризуется односторонним подходом к
Информация для размышления
1. «Детерминизм — это учение о всеобщей несвободе» (В. Кротов).
В чем состоит положительный рациональный смысл этого выражения?
2. Какое отношение к диалектике имеет крылатая фраз
Значение проблемы сознания в философии
Сознанием в широком смысле слова называют особую способность субъекта (человека и общества). По содержанию это — внутренний, духовный мир человека и духовная жизнь общества. Филосо
Проблема сознания в истории философии
Особенности подхода какого-либо философского направления к проблеме сознания определяются прежде всего ориентацией в оппозиции «материя – сознание» (т. е. решением основного вопроса философии)
Материальная основа и идеальная природа сознания
Как свидетельствуют философские и частные научные изыскания в области исследования сознания, последнее есть сложное, многогранное, многокачественное по своей структуре и функциям
Сознание как форма отражения. Социальная сущность сознания
Рассмотрение сознания в гносеологическом аспекте связано с понятием «отражение», ибо сознание, с материалистической точки зрения, есть высшая форма отражения действительности. Отражение как атри
Структура и функции сознания
В научно-исследовательских целях в соответствии с различными аспектами рассмотрения сознания его структурируют (членят) по разным основаниям и выделяют различные уровни, сферы,
Информация для размышления
1. «Знать — значит владеть информацией. Понимать — проникать за знания сквозь информацию…» (В. Кутырев).
Аргументируйте истинность данного тезиса.
2. «Мысль изреченная есть ложь»
Определение мышления и языка
Проблема взаимоотношения языка и мышления принадлежит к числу древних и «вечных» проблем. Это классическая проблема. И сейчас не утихают споры вокруг нее (см., напр.: Мышление — без языка?.. //
Связь мышления и языка с объективной реальностью и деятельностью человека
Естественный язык, в отличие от мышления, по природе своей материален и объективно реален. Материальность языка есть его существенное свойство, особенно в гносеологическом плане
Проблема значения и коммуникативная сущность языка
Центральной проблемой семантики и семиотики вообще является проблема значения языкового знака. Данная проблема сложна и не решена в современной науке. В конституировании (установ
Информация для размышления
1. Что Вольтер называл «Вселенной в алфавитном порядке»?
2. Французский философ Пьер Гассенди отмечал: «В философии ох как следует заботиться о словах, именно для того, чтобы не было вечн
Проблема познаваемости мира
Термины «теория познания», «гносеология» (от греч. gnosis — знание) и «философия познания» употребляются в философии как равнозначн
Исходные понятия гносеологии
Основными понятиями современной гносеологии являются «познание», «субъект», «объект», «отражение», «знание», «истина», «практика». Познание — творческая деятел
Основные современные подходы к познанию
В связи с трудностями определения конкретной детерминации знания, а также трудностями разграничения объективного и субъективного в познании в истории философии и философии науки возникли
Суть диалектико-материалистической концепции познания
Остановимся на основных положениях современной диалектико-материалистической концепции познания. Фундаментальным принципом современной диалектико-материалистической теории п
Роль языка и практики в познании
Философский анализ языка в связи с разработкой общей теории познания получил развитие в XVII–XVIII вв. в работах Декарта, Бэкона, Гоббса, Локка, Лейбница, Гартли и других. Так, Джон Локк отмечал,
Образование как особая форма познания
Образованиеявляется необходимым условием подъема каждого человека до высшего, научного уровня знания. Само же образование в гносеологическом аспекте может быть рассмотрено как осо
Информация для размышления
1. «Воображение, — по мнению Альберта Эйнштейна, — важнее, чем знания».
Раскройте рациональные основания для такого мнения.
2. Почему «всякое определение есть ограничение» (Б. Сп
Проблема истины и ее определение
Проблема истины — одна из важнейших проблем философии и центральная проблема теории познания. В чем, собственно, состоит проблема истины? Она касается ответа на
Практика как критерий истины
В диалектико-материалистической гносеологии общественно-историческая практика выступает критерием истины потому, что она как материальная деятельность людей имее
Нужна ли категория истины современному мышлению?
Несмотря на фундаментальность корреспондентской концепции истины по сравнению с другими теориями, она все-таки сталкивается с серьезными трудностями. Во-первых,
Мнение, вера, заблуждение как гносеологические явления
Указанные в заголовке феномены имеют непосредственное отношение к процессу познания и постижению истины. Термины «мнение» и «вера» многозначны. Мнение в широком смысле представ
Информация для размышления
1. Русский писатель и философ А.И. Герцен справедливо заметил: «Истина не всегда должна быть всейной и длявсехной».
Объясните, на какое свойство истины указывает это замеч
Материальные средства научного познания
Научное познание невозможно без определенного сознательного и бессознательного использования исторически сложившихся средств познания. В наше время, когда наука становится непосредственной про
Роль метода в научном познании
Сами по себе язык и приборы как материальные средства познания недостаточны для познания. А в некоторых областях познания эти средства вообще играют несущественную роль. Объяснить научные факты и
Методологическая роль диалектико-материалистической философии в научном познании
Методологическая функция философии проявляется в том, что она формулирует наиболее общие законы, принципы, категории, в которых концентрируется опыт взаимодействия человеческо
Основные формы научного познания
Эффективное применение всей совокупности научных методов дает новое знание. Но это знание не возникает сразу в готовом и завершенном виде. Познание есть процесс, в ходе которого происходит обога
Информация для размышления
1. «Как бы ни была совершенна теория, она только приближение к истине» (А. Бутлеров).
Докажите истинность этого суждения.
2. Владимир Иванович Вернадский отмечал: «Научная гипот
Предмет социальной философии и специфика познания общества
Центральной категорией социальной философии является понятие «общество». Слово «общество» и связанное с ним слово «социальное», а также соотносимые с ними термины неодно
Основные истолкования природы общества в истории философии
Философские взгляды на природу и сущность общества развивались и совершенствовались вместе с реальной историей человечества. Так, уже философы древности пытались осмыслить и ре
О специфике социальных законов
Вопрос о социальном детерминизме — это вопрос о том, насколько функционирование и развитие общества предопределены объективными факторами и в какой степени они яв
Информация для размышления
1. «Общество есть не что иное, как результат механического равновесия грубых сил» (И. Тэн).
Отражает ли это суждение сущность общественных отношений? Ответ аргументируйте.
2. Ал
Понятие природы и актуальность ее анализа
Взаимодействие природы и общества является одной из актуальных проблем социальной философии и всего гуманитарного знания. Она охватывает самые различные области социальной реально
Основные исторические формы отношения общества к природе
С древности и до наших дней люди не переставали размышлять о природе и совершенствовать свои способности воздействовать на окружающую среду. И, конечно, каждому из этапов общественного развития
Географическая среда и развитие общества
Понятие «географическая среда»близко по значению к терминам «природа», «естественная среда», «окружающая среда», но в своем содержании к ним не сводится.Оно явля
Экология и образование
Биосоциальная природа человека и его связь с природой порождают специфическую форму сознания — экологическое сознание. Последнее является отражением взаимодействия двух относител
Информация для размышления
1. По мнению французского философа Блеза Паскаля, природа — «это бесконечная сфера, у которой центр всюду, а окружности нет нигде».
Что этим хотел сказать автор?
2. «Природу легч
Материально-производственная сфера общества
Предпосылками общества и его истории являются люди, их деятельность и материальные условия их жизни. Это основные составляющие элементы общества и его структуры. С диалектико-мате
Социальная сфера общественной жизни
В многообразной жизни общества выделяют специфическую область, которая называется социальной сферой. Она охватывает ту область социальной реальности, которая связана со структуро
Политическая жизнь общества
Политическая сфера общественной жизни появилась естественным путем как результат усложнения этой жизни, возникновения в ней социальной дифференциации и социального неравенства. В
Духовная сфера общественной жизни
Как известно, жизнедеятельность человека является сознательной, и, как говорится, «не хлебом единым жив человек». Общество не может существовать и развиваться без духовной сферы.
Информация для размышления
1. «Экономика — это физиология государства» (В. Кротов).
Как вы понимаете это выражение? Дайте его рационально-философскую интерпретацию.
2. Жан-Жак Руссо отмечал: «Если бы не был
Специфика философского осмысления культуры
Актуальностьконкретно-научного и философского анализа проблем культуры определяется самим ходом общественного развития, особенно в нашей стране в настоящее время. Ведь многие пр
Основные исторические модели культуры и современные подходы к ее анализу
В истории философского осмысления культуры можно выделить некоторые основные модели (концепции) культуры. Так, «натуралистическая» модель сводила культуру к предметно-вещественн
Структура культуры. Типология культур
Можно констатировать три основных и наиболее общих аспекта культуры: (1) культура есть ценностное отношение к объективной реальности; (2) культура есть искусственный, созданный
Единство, многообразие и противоречивость культуры
Культура всего человечества многообразна, пестра и неисчерпаема в своих конкретных проявлениях. Вместе с тем многообразные формы культуры совпадают в своей сущности как способы е
Функции культуры
Главная (генеральная) функция культуры — гуманистическая. Это системообразующая функция. Культура в целом выступает как человекообразующее явление. Она гуманистична и позитивна.
Информация для размышления
1. «Культура — это приблизительно все то, что делаем мы и чего не делают обезьяны» (Л. Раглан).
Верно ли это суждение в принципе?
2. «Таланты — не дворянство, чтобы передаваться о
Понятие ценности и актуальность аксиологической проблематики
Ценность — это значимость (реальная или возможная роль, функция) природных или культурных объектов (физических или духовных) для жизни людей. Ценности имеют боль
Разработка аксиологической проблематики в истории философии
Хотя аксиология как особая область философского знания сложилась в середине XIX века, а термин «аксиология» был впервые применен французским философом П. Лапи в 1902 году (затем н
Современный подход к проблеме ценностей
Советская философия долгое время игнорировала ценностную проблематику и вслед за марксистской философией не признавала за аксиологией статуса особой философской дисциплины. Возрождение интереса
Типология и иерархия ценностей. Системы ценностей
Ценности носят многообразный характер. Их классификация может быть представлена следующим образом. По содержанию различают ценности, соответствующие представлениям о подсист
Информация для размышления
1. Индийский мыслитель Мохандас Ганди отмечал: «Ценность идеала в том, что он удаляется по мере того как мы приближаемся к нему».
В чем состоит реальная (практическая) значимость (полезн
Проблемы философии истории и их актуальность
Цивилизация выработала три основные формы теоретического отношения к истории — теологию истории, философию истории и научную историографию. Объектом этих форм исторического созн
Философия истории в истории философии
По существу философия истории начинается в античности работами Геродотаи Фукидида. Они пытались выяснить движущие силы исторического процесса, пыт
О нетрадиционных подходах к проблемам философии истории
Во второй половине XX века мы сталкиваемся с иррационалистическим подходом к обществу и его истории в лице так называемого постмодернизма. Это направление философ
Информация для размышления
1. Немецкий философ Вильгельм Гумбольдт писал: «Чтобы приблизиться к исторической правде, нужно идти одновременно двумя дорогами — основательно, беспристрастно, критически изучать события и, связыв
Социальный прогресс и его критерии
Вопрос о социальном прогрессе — это вопрос о характере социальных изменений, вопрос о направленности изменений и развития общества. В современную эпоху вопрос о сущности
Глобальные проблемы современности
Противоречивый характер общественного прогресса особенно ярко проявился в XX веке в период научно-технической революции. В 70–80-е годы ученые и философы, общественные деятели и
Социальное прогнозирование и научное предвидение
Одной из важных функций философии как научного мировоззрения является эвристическая функция, касающаяся прогнозирования развития действительности. А теория прогнозирования я
Информация для размышления
1. «Современная цивилизация: обмен ценностей на удобства» (Е. Лец).
Аргументируйте истинность этого суждения.
2. Русский поэт С.И. Кирсанов писал:
Когда поймешь ты након
Суть и значение антропологической проблематики в современной философии
Человек как родовое существо — это представитель высшей ступени живых организмов на Земле, субъект общественно-исторической деятельности и культуры. Раздел философии, который занимается пробле
Образ человека в истории философской мысли
В различные исторические периоды и в различных концепциях философов «рисовались» различные образы человека. Но если обобщить мозаику картин человека в соответствии с господствовавшими антропологич
Основные методологические принципы и категории современного философско-антропологического понимания человека
Как уже отмечалось, то или иное понимание человека во многом определяется методологической позицией ученого и философа. Человек как самое сложное явление на Земле требует и соответствующего, адеква
Информация для размышления
1. «Человек не способен постичь самого себя: он всегда будет оставаться загадкою, тайною для самого себя» (П. Буаст).
Выскажите свое мнение по этому поводу.
2. «Человеку нельзя да
Диалектика человеческой целостности
Для адекватного понимания человека важно выяснить соотношение биологического и социального в нем. К биологическому в человеке относится его
Основные аспекты бытия человека
Способом существования человека является деятельность, а основными видами деятельности, по нашему мнению, являются труд, игра и творчество.Среди основных аспекто
Информация для размышления
1. Философ Эрих Фромм заметил: «Характер — это заместитель отсутствующих у человека инстинктов».
Дайте философскую интерпретацию этого утверждения.
2. Определите философскую кат
Актуальность проблемы смысла жизни
Смысл жизни в самом общем плане можно охарактеризовать как значение (назначение) жизни и определенный способ ее осуществления (реализации). В сущности, это понятие предполагает определенный отве
Основные концепции смысла жизни
В связи с различием мировоззренческих позиций возникали и возникают разные концепциисмысла жизни. Смысл жизни может толковаться как с рационалистических, так и с иррационалистич
Стратегия жизни и современный гуманизм
Генеральной линией реализации определенного смысла жизни является жизненная стратегия. В самом общем виде жизненная стратегия проявляется в умении соединять свои индивидуальные спо
Информация для размышления
1. «Смысл бытию придает человек» (В. Макушевич).
Как вы понимаете это выражение?
2. «Смысл жизни переживается до конца иногда индивидуально, а понимается только поколениями в гео
Античная философия
Предметом истории философииявляется возникновение и развитие философской мысличеловечества с древнейших времен до современности. Это история противоборства с
Средневековая философия
Средневековая философия относится в основном к эпохе феодализма (V–XV вв. н. э.). Это время господства религии и церкви, в частности господства христианства в Европе. Соответственн
Философия эпохи Возрождения
Средние века сменяются эпохой Возрождения (XV–XVI вв.). Это время начала становления буржуазного общества и развития промышленности, время великих географических открытий (Колум
Русская философия
Русская философия — одна из важных и оригинальных составных частей отечественной и мировой культуры. В ней воплотились надежды и поиски русского народа, своеобразные черты национа
Информация для размышления
1. Почему «в философии живут, не увядая, и Платон, и Аристотель, и Декарт, и Спиноза, и Гегель и т.д.» (М. Рубинштейн)?
2. Платон и Аристотель полагали, что начало философствования в уд
Общий характер современной западной философии
Современной западной философиейобычно называют постклассический этап ее развития (вторая половина XIX–XX в.). Для понимания ее особенностей необходимо сопоставить эту философию с
Позитивистская традиция: неопозитивизм и аналитическая философия
Позитивизм как философское направление берет свое начало в 30-х годах XIX столетия. В центре внимания позитивистов всегда находился вопрос взаимоотношения философии и н
Антрополого-гуманистическая тенденция: экзистенциализм
Экзистенциализм, или философия существования (от латинского existentia — существование), возник в середине 20-х годов ХХ века. Особенно большое распространение он получил по
Философско-теологическая традиция: неотомизм
Неотомизм — современная религиозная философия, официальная философия Ватикана. Теоретический фундамент неотомизма составляет модернизированная философия средневекового философа-
Информация для размышления
1. «Философия есть борьба против околдовывания нашего разума средствами нашего языка».
Представителю какого направления западной философии принадлежит это высказывание?
2. Назовит
СЛОВАРЬ ПЕРСОНАЛИЙ
АбелярПьер(1079–1142) — французский философ, теолог и поэт, создатель концептуализма.
Абрамян Лев Арутюнович (р. 1928) — арм. философ, спец. в области сем
Во всякой философской системе, безусловно, отражается настроение души ее создателя». Кто автор этого суждения?
а) В. Вернадский; б) Ч. Дарвин; в) И. Мечников;
г) Д. Менделеев; д) А. Чижевский.
10. Искомый объект американский психолог и философ Б.Ф. Скиннер, шутя, но не без основани
Какой метод мышления является инородным в данном списке терминов?
а) догматизм; б) диалектика; в) релятивизм;
г) софистика; д) эклектика.
3. Категория, выражающая внутренний источник развития:
а) гармония; б) отрицание;
Как называется общая теория знаковых систем?
а) азбука Морзе; б) семантика; в) семиотика;
г) синергетика; д) синтактика.
2. В XX веке известен только один случай возрождения мертвого языка как разговорного. Определит
Что означает выражение «уверенность без доказательств» (А. Амьель)?
а) аксиома; б) вера; в) смелость;
г) интуиция; д) самоуверенность.
4. Позиция, полагающая, что чувственное отражение является единственной основой достоверного познания:
Какой термин «лишний» в данном списке (т.е. не соответствует основе других терминов)?
а) аналогия; б) дедукция; в) измерение;
г) индукция; д) моделирование.
2. Общенаучная теория самоорганизации систем — это:
а) автоматика; б) семиотика; в
Этика есть безграничная ответственность за все, что живет». Кто автор этих строк?
а) А. Швейцер; б) М. Шелер; в) Л. Шестов;
г) М. Шлик; д) А. Шопенгауэр.
тема 11. общество как структурно-функциональная система
1. Сферы общественной жизни в
Кто из философов считал, что цели и нормы поведения людей определяют ценности?
а) Н. Бердяев; б) М. Вебер; в) У. Ростоу;
г) А. Тойнби; д) О. Шпенглер.
тема 14. философия истории
1. Религиозное истолкование исторического процесса как осущест
Кто из данных философов утверждал, что герменевтика — это метод исторической интерпретации?
а) Л. Витгенштейн; б) В. Дильтей; в) Дж. Дьюи;
г) Э. Жильсон; д) Э. Мах.
5. Римский историк, которому приписывают авторство крылатых слов, касающихся изучения истории: «Б
Что, по мнению английского писателя Джозефа Аддисона, «наиболее существенным образом возвышает одного человека над другим»?
а) богатство; б) высокомерие; в) знание;
г) красота; д) физические способности.
5. Максим Горький справедливо полагал: «Нужно любить то, что делаешь, и тогда труд — даже с
Если ты вдруг нашел смысл жизни, самое время посетить психиатра». Кто автор этих слов?
а) А. Айер; б) А. Адлер; в) П. Бейль;
г) Г. Фреге; д) З. Фрейд.
5. Высшая цель стремлений человека:
а) богатство; б) образование; в) идеал;
г) с
Все действительное разумно, все разумное действительно». Кто автор этих слов?
а) Г. Гегель; б) П. Гольбах; в) И. Фихте;
г) Ф. Ницше; д) А. Швейцер.
5. Один из философов писал: «Всю мою философию можно сформулировать в одном выражении: мир — это с
Кто из русских философов первым начал говорить о «душе России»?
а) Н. Бердяев; б) А. Лосев; в) Н. Федоров;
г) П. Флоренский; д) П. Чаадаев.
10. Русский философ, чьи идеи активно влияли на формирование мировоззрения Александра Блока, А
Новости и инфо для студентов