рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

РУССКАЯ СОЦИОЛОГИЯ СЕМЬИ

РУССКАЯ СОЦИОЛОГИЯ СЕМЬИ - раздел Философия, А 72 Микросоциология семьи методология исследования структур и про­цессов:Учебн. пособие для вузов Предыстоки Современной Отечественной Социологии Семьи — В По­зитивистской Шко...

Предыстоки современной отечественной социологии семьи — в по­зитивистской школе, строящей социологию по образцу естествознания, и в субъективистской школе, требующей особого метода изучения при исследовании особого объекта — человеческой истории, где действуют люди, стремящиеся к достижению своих целей.

Мало кто из социологов прошлого не упоминал семью, пытаясь объяснить, как устроена общественная система. Но мало и тех, кто посвятил семье, браку, родству и связанным с ними отношениям спе­циальные работы. В этой книге уже упоминалось имя Н. К. Михайлов­ского и его учение о семье и о возврате к простой кооперации, на но­вом витке истории, возврате к такому типу семьи, какой гарантирует благополучие и самостоятельность личности-7.

Важно, что Н. К. Михайловский не идеализирует семью, она может с другими элементами среды накладывать оковы на личность, в эмбрио­нальном состоянии содержит все антагонизмы «сложной кооперации». Однако это не дает основания отвергнуть семью вообще как «патриар­хальщину», «борьба за индивидуальность» не исключает, а напротив, пред­полагает семью, которая, если и не порождает альтруизм, то и не проти­воречит ему. Максим МаксимовичКовалевский (1851—1916),выдающий­ся отечественный социолог, был в глазах Запада «символом русской на­уки в области социальных знаний». Профессор А. Мелле (Франция) на­звал его «великим социологом», и, безусловно, М. М. Ковалевский являлся ключевой фигурой в русской и зарубежной социологии. Он был лично знаком со многими научными светилами. Два его секретаря и ученика стали украшением русской науки — П. Сорокин и Н. Кондратьев, полу­чили известность его последователи К. Тахтарев, Г. Гурвич, Н. Тимашев.

27 Голосенко И. А., Козловский В. В История русской социология семьи XIX-XX вв. С. 93.


М. М. Ковалевский внес большой вклад в разработку генетической социологии, отказывающейся искать единый, универсальный фактор ис­тории и анализирующей взаимодействие и взаимовлияние социальных феноменов. Генетическая социология рассматривает все многообразие данных сквозь призму исходных элементов общества. В этом русле ана­лиза генезиса институтов и общностей находится исследование происхож­дения и развития семьи, рода, племени. В 1895 г. вышла в свет классичес­кая работа М. М. Ковалевского «Очерк происхождения и развития семьи и собственности», где показано, что нельзя смотреть на любое истори­ческое явление как на уравнение с одним неизвестным, что семью нельзя понять через один какой-либо фактор. Следует учитывать физиологичес­кую, психологическую, экономическую, социальную и пр. стороны, в частности, важно изучить солидарность и способность к самопожертво­ванию малых семей, появляющихся после распада больших домохо-зяйств, «семья — великая школа альтруизма, которая спасет мир...25».

М. М. Ковалевский в 1887 г. был уволен из Московского университета ввиду «отрицательного отношения к русскому государственному строю» и на 18 лет покинул страну. Он читал лекции в европейских университе­тах и в США, был вице-президентом и президентом Международного института социологии- В 1901 г. он организует в Париже «Русскую школу общественных наук», а в 1908 г. при содействии В. М. Бехтерева в Психо­неврологическом институте создана первая в России кафедра социоло­гии, которую возглавил М. М. Ковалевский. Одна из последних работ Ко­валевского также имела отношение к семье — это «Происхождение се­мьи, рода, племени, собственности, государства и религии» (СПб., 1914).

ВладимирМихайлович Бехтерев (1857—1927) — выдающийся уче­ный, психиатр, психотерапевт, своеобразный «русский Фрейд». Много внимания он уделял социальным аспектам психических явлений, ос­новал Институт познания человека (Психоневрологический). Он счи­тал, что внушение, благодаря применению которого к нему пришла широчайшая известность, как «фактор заслуживает самого вниматель­ного изучения для историка и социолога. Иначе целый ряд историчес­ких и социальных явлений получает неполное, недостаточное и, быть может, даже несоответствующее объяснение»-9. В. М. Бехтерев как пси­хотерапевт много сделал для становления отечественной семейной психотерапии. Особенно значительны результаты работ по детской психологии, причем интересно, что ученый использовал наблюдения и над своими детьми в исследовательских целях.

28 Ковалевский М. М. Очерк происхождения и развития семьи и соб­
ственности. СПб.. 1895, С. 118.

29 Губерман И. Бехтерев: страницы жизни. М , 1977. С. 87.


 


Среди российских ученых немало тех, кто так или иначе касался проблем брачно-семейных отношений. Можно назвать, например, ра­боты М. Туган- Баранове ко го в области мотивов репродуктивного пове­дения и, конечно же, многочисленные труды Александры Коллонтай, самой знаменитой из отечественных феминисток Ее вклад в социоло­гию семьи противоречив. С одной стороны, обоснование необходимос­ти развала семьи и ликвидации воспитания детей в семье на основе «прин­ципа коммунизма», признающего, «что забота о подрастающем поколе­нии должна быть делом не родителей, а государства». Интересно при этом, что обоснование отказа от семейной социализации производится с явно антиэкзистенциальной точки зрения и в интересах государства, государственного производства' « .Вынужденное совместительство — воспитание младенца и профессиональная работа — понижает трудовую энергию женщины ...мать, обязанная тратить все свои свободные от профессиональной работы часы на ребенка, никогда не даст максиму­ма производительности на профессиональной работе»30.

С другой стороны, она дает четкий анализ социальной организа­ции семьи, различий в организации семьи докапиталистической и се­мьи на стадии наемного труда при капитализме. «Базой дошедшей до нас формы семьи (это написано было в 1914 г.) служили определенные хозяйственные начала. В основе семьи лежали производственные от­ношения, сковывающие членов семьи прочнее, чем могли сковать их самые близкие узы крови. В те времена, когда семья представляла со­бой хозяйственную единицу... и при том не потребительскую лишь, а и производительную, творческую, семья ...могла производить все необ­ходимое для своих членов — забота о потомстве, содержание, воспита­ние, обучение его входили в естественный круг ее неотъемлемых обя­занностей. Семья для своего процветания — экономического и соци­ального — нуждалась в новых членах, в постоянном притоке свежих рабочих рук Нет ничего удивительного, что в то время ответственность за потомство ложилась на семью.. »31

Вопрос об охране материнства и детства не возникал и не мог воз­никнуть, пока семья оставалась не затронутой капиталистической ин­дустриализацией. А Коллонтай уловила главное — при капиталистичес­ком разделении труда с индивидуальной оплатой на долю семьи не выпадает никаких производственных функций, хотя остаются функции материнства, содержания и воспитания подрастающих поколений, т. е функции, не подкрепленные новыми формами организации, коли ста­рые оказались изжитыми. В системе капитализма, таким образом, «не-

Коллонтай А Общество и материнство М , 1921 С II Там же. С 29


прерывный приток свежих рабочих рук, который бы обеспечивал даль­нейшее развитие производительных сил, нужен уже не семье, не замк­нутой, мелкой, дробной единице, а всему общественному коллективу в целом». Поэтому в системе социализма заботу о материнстве и вос­питании детей берет на себя общество, тогда как буржуазное государ­ство «стремится пользоваться готовыми рабочими руками, предпочи­тая навязывать частно-семейной организации те обязанности, которые она несла когда-то на иной, более ранней ступени хозяйственного развития человечества3-».

Другими словами, рождение и воспитание детей осуществлялись в семье благодаря ее роли хозяйственно-производственной единицы. Ис­чезает эта роль, и в обществе пропадают стимулы к материнству и соци­ализации детей. Поэтому эти функции должно взять на себя государство нового типа, т.к. буржуазное государство на это не способно А. Кол-лонтай не видит возможности реанимации семьи, поскольку семья об­речена на распад Даже если повернуть историю вспять и конфликт между профессиональной и материнской ролью решить путем возврата женщины из всех областей хозяйственной жизни снова в дом, в семью, то все равно «меры эти были бы бессильны задержать процесс дальней­шего разложения семьи». Освобождение женщины и развитие ее лич­ности несовместимы с функционированием семьи вообще, отсюда ос­тается лишь один социалистический путь «государственного страхова­ния материнства» и общественной социализации новых поколений33.

В начале двадцатого столетия парадигма социализма была очень популярна среди российской интеллигенции, среди ученых. На этом пути искали разрешения многих проблем, в том числе и проблем семьи. Не был исключением в этом отношении даже Питирим Александрович Со­рокин (1889-1968), выдающийся социолог XX столетия, который в ин­тересах «современной семьи» также видел «тормоз для проявления бо­лее высоких альтруистических порывов и поступков». «Семейный эго­изм» в прошлые времена объявлялся помехой альтруизму или сознатель­ности, и в обобществлении семейных функций (т е. в устранении ин­ститута семьи) виделось средство перехода к новому обществу. Таковой была эпоха и, тем не менее, П А Сорокину в 1916 г. удалось поставить точный диагноз кризису семьи как ослаблению союза родителей и де­тей, союза супругов, как распаду хозяйственного союза34

Однако распад семьи, тщательно описанный на материале тог­дашних данных, мыслился как «болезнь роста» всего уклада жизни,

32 Коллонтай А Общество и материнство М , 1921 С 30 33Там же С 33

34Сорокин П А Кризис современной сечьи Ежемесячный журнал для всех № 2 и № 3 1916


того роста, который несет с собой и новую форму семьи «на смену отживающей». П. А. Сорокин как бы спорит с Г. Спенсером, «около 30 лет назад» отметившим «дезинтеграцию» семьи, зашедшую «слиш­ком далеко», и поэтому следует «ожидать теперь движения по об­ратному направлению», и, вероятно, по мнению Спенсера, семья, состоящая из родителей и детей, восстановится снова и даже под­вергнется дальнейшей интеграции» (Спенсер. Основания социоло­гии. СПб., 1898. Т. 2. С. 73—75) П. Сорокин, ссылаясь на осуществ­ленный им анализ материалов, пишет: «Как видно из вышесказан­ного, действительность пока не оправдывает предположений Спен­сера, разложение не остановилось, а чем дальше, тем идет быстрее и, по-видимому, в таком же направлении пойдет и в будущем, ко­нечно, оно не ведет к гибели семьи вообще. Семья как союз супру­гов и как союз родителей и детей, вероятно, останется, но формы ее будут иными»35. Признается лишь распад хозяйственного союза, и прогнозируется радикальное изменение внутрисемейных отноше­ний, соответствующее по идее новому укладу жизни. Возможность исчезновения семьи вообще как социального института отрицает­ся, т.к. на смену «современной» семье идет новая ее форма, пост­роенная на новых ценностных основаниях:

а) на основе «свободного соглашения*, а не принуждения;

б) на основе общественной педагогики, а не семейного опекунства,
которое прежде «смягчало чисто полицейскую, унтер-офицерскую си­
стему государственной педагогики», — в новых условиях, когда «госу­
дарство и общество забудут о своей роли полицейского, а будут педа­
гогами», когда воспитание и обучение «будет поручено специалистам»,
при «правильной постановке дела» в принципе «нельзя не приветство­
вать вмешательства общества и государства в это дело»;

в) на основе обшего блага, альтруистического поведения, направ­
ленного на пользу обшечеловечности, а не только на семейную пользу.

«И нет сомнения, — завершает свой анализ П. Сорокин, — что в этом начавшемся единоборстве семьи и общества (вспомним «борьбу за индивидуальность» Н. К. Михайловского) организация современной семьи будет разрушена: общественные интересы — с одной стороны, интересы личности (обратная сторона об щечел о вечности) — с другой, победят и фактически уже побеждают. Расширившийся — и вглубь, и вширь — альтруизм (любовь к ближнему) и теперь уж требует больше­го простора, чем узкие границы семейного альтруизма»36.

15Сорокин П А. Кризис современной семьи Ежемесячный журнал для всех. № 2 и № 3. 1916. С. 166. 36Там же. С. 171.


Через пять лет П. Сорокину пришлось разочароваться в реальном социализме и в работе «Современное состояние России» (1922), где под­водятся итоги устрашающей эпохи войны и революции, он приводит сло­ва французского психолога Г. Леббона (1841-1931) из книги «Психоло­гия социализма» о «заключении общества в смирительную рубашку», где среди безжалостных плодов «зверя революции» упоминается и «поли­ция у семейного очага»37. Позднее в «Социокультурной динамике» П. Со­рокин вернется к тезису о кризисе семьи, но в связи с его теорией кризиса чувственной, сенсорной или сенситивной культуры.

Большое значение для микросоциологии семьи имеют взгляды П. Сорокина на семью как на механизм социальной циркуляции и мо­бильности. Семья как «лифт», осуществляющий перемещения вверх и вниз по социальной лестнице, семейный статус как фундамент соци­ального положения личности, «селекции и распределения индивидов» внутри различных социальных страт — вот предмет изучения семьи в терминах социальной структуры и социальной динамики. П. Сорокин говорит даже о «семейном тесте», о семье как средстве тестирования способностей и отмечает, что современная семья выполняет эту роль лишь частично, т.к. в обществе вертикальной мобильности «семейный тест» теряет свое исключительное значение и складывается норма оценки личности не по семейному положению и происхождению, а по личным качествам, тестируемым детсадами, школами и прочими но­выми институтами селекции38

В теории кризиса чувственной культуры отмечена всевозрастаю­щая неспособность «эмпирииизма» управлять человечеством и ходом социокультурных процессов. Это следует рассматривать как реакцию на прежнее увлечение идеей революции, на прежние социалистичес­кие иллюзии по переделке мира. Вместе с тем, с точки зрения теории и практики социальной работы с семьями стоит задуматься над предо­стережением этого великого русского социолога: «Чем больше эконо­мистов вмешивается в экономику, тем хуже она становится; чем больше политологов участвует в реформировании, тем больше правительство нуждается в реформе; чем больше социологов, психологов, антропологов и юристов вмешивается в дела семьи, тем больше семей разрушается.. .»39. Вмешательство, преследующее цель улучшения взаимоотношений в семье, имеет свои пределы, устанавливающиеся типом культуры, ти­пами институтов, в т.ч. типом семьи. Терапевтическая работа может приносить эффект по очищению атмосферы отдельных семей, но она

37 Сорокин П Современное состояние России//Новый мир 1992. №4
С 188-189

38 Сорокин П Человек Цивилизация Общество. М., 1992. С. 404-407

39 Там же. С 487.


не в состоянии изменить самый тип семьи, соответствующий «чувствен­ной культуре», постепенно уходящей с исторической сцены.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

А 72 Микросоциология семьи методология исследования структур и про­цессов:Учебн. пособие для вузов

А... ИНСТИТУТ ОТКРЫТОЕ ОБЩЕСТВО... Учебная литература по гуманитарным и социальным дисциплинам для высшей школы и средних специальных учебных заведений...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: РУССКАЯ СОЦИОЛОГИЯ СЕМЬИ

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

МИКРОСОЦИОЛОГИЯ СЕМЬИ В СИСТЕМЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН
Идеал науки традиционно отождествляется с бескорыстным и бес­пристрастным поиском истины. Социология не является исключени­ем, но в данном случае реализация этого вечного идеала затруднена своеобра

К ИЗУЧЕНИЮ СЕМЬИ
Микросоциология семьи не может ограничиться лишь методами исследования семейной динамики и структуры — как правило, в этих координатах изучаются бракоразводные и репродуктивные виды пове­дения, а в

ОБЪЕКТ И ПРЕДМЕТ МИКРОСОЦИОЛОГИИ СЕМЬИ
При сохранении единого социологического подхода к изучению социума различие между макро- и микросоциологией семьи проводит­ся по объекту исследования. В первом случае это институциональные изменени

ОТ СЕМЬИ К ИНДИВИДУ
Затем, если выделить только брачное поведение — ими будут элементы его регуляционной структуры: потребность в браке и брачном партнере каждого из супругов, степень согл

СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ИЗМЕРЕНИЕ ФАМИЛИСТИЧЕСКИХ ФЕНОМЕНОВ
Иногда макро- и микроисследования различают по преимуще­ственному использованию количественных либо качественных ме­тодов. Однако в социологии и демографии семьи в последнее время количественный и

ПРОБЛЕМЫ КОНСТРУИРОВАНИЯ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ТЕОРИЙ СЕМЬИ
В социологии нет никакой «количественной» парадигмы и, следо­вательно, не может быть перехода к «качественной», о чем говорят некоторые ученые. Научное развитие идет не по пути количественно-

КЛЮЧЕВЫЕ ТЕРМИНЫ
Автономизация индивида Выборочный метод Биографический подходИнстинктивизм Брачное поведение Инструментальный подход Выборочные исследования Интерпретаци

КНИГИ ДЛЯ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО ЧТЕНИЯ
АНТОНОВА И , МЕДКОВ В. М. Социология семьи. М., 1996. Мно­гие термины и положения, используемые в этом учебнике, авторами разъясняются подробно, и этот учебник следует рассматривать в ка­честве пер

ТИПОЛОГИЯ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ПОДХОДОВ К ИЗУЧЕНИЮ СЕМЬИ
Среди социологов, пожалуй, не найти тех, кто ни разу не упомя­нул бы по какому-либо поводу семью, тем не менее ученых, специа­лизирующихся в области социологии семьи, не так-то много. Хорошо это ил

СУБЪЕКТИВИСТСКИЙ ВЗГЛЯД ОБЪЕКТИВИСТСКИЙ ВЗГЛЯД
на социальную реальность   Ориентация на радикальное изменение I      

ЭТНОМЕТОДОЛОГИЯ, ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ
Этнометодология является новейшей версией феноменологичес­кой социологии, которая обязана своим становлением австрийскому философу и социологу Альфреду Шишу (1899—1959),применившем

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ГЛАВЫ 2
1. В микросоциологии семьи выделяются три ведущих теоретичес­ких подхода — символический интеракционизм, теория обмена и эт-нометодология, а также психоаналитическая теория и социометрия как теорет

КЛЮЧЕВЫЕ ИМЕНА, ТЕРМИНЫ
Фредерик Ле Пле (1806-1882), Эрнст Берджесс (1886-1966), Дж. Г. Мид (1863-1931), У. Томас (1863-1947), Ф. Знанецкий (1882-1958), Дж. Хоманс (р. 1910), А. Шюц (1899-1959), Зигмунд Фрейд (1856-1939),

СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СЕМЬИ КАК СПОСОБ РЕАЛИЗАЦИИ СИСТЕМНОГО ПОДХОДА
Все, что мы знаем о семье, определяется тем, как удается узнавать то, что сегодня считается известным. В социологии вообще (а в фами-листической —в особенности), изучающей всем давно известное, даж

СОЦИОЛОГ
НАБЛЮДАТЕЛЬ Теперь можно сформулировать различия между объектами наблю­дения трех основных методов социологического исследовании семьи. При анализе документов (семейных писем,

ПРИ ОПРОСЕ, НАБЛЮДЕНИИ И КОНТЕНТ-АНАЛИЗЕ
В микросоциологии семьи изучаются семейные структуры и процес­сы применительно к жизненному циклу семьи, внутрисемейным взаи­моотношениям и семейному поведению. В социологическом исследо­вании при

В СОВЕТСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ ПО СОЦИОЛОГИИ СЕМЬИ
(по данным М. С. Мацковского)8   № Метод и процедура Число работ В % от общего чи

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ГЛАВЫ 3
1. Применение системного анализа в социологии семьи позволяет искать и находить системную интеграцию множества интерпретаций семейной реальности Взаимодействие различных перспектив достига­ется с п

СТАДИЙ СЕМЕЙНОГО ЦИКЛА
i Источником данных о семье служат переписи населения и теку­щий учет рождений, смертей, браков и разводов, миграции, а также выборочные обследования разного рода, включая микропереписи Да

Там же. С. 25.
4 ЦСУ СССР.Итоги Всесоюзной переписи населения 1970 года ТомVff. М., 1974 С. 4-5 репродуктивного периода, то две трети безд

НЕКОТОРЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СТАДИИ РЕПРОДУКТИВНОГО РОДИТЕЛЬСТВА
  Индикаторы (в годах) 1935-1940 гг. 1975-1979 гг. 1995 г. Длительность стадии репродук­тивног

НЕПОЛНОТА ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА СЕМЬИ
Если философски взглянуть на события, формирующие семейный цикл жизни, то стадии цикла есть, по сути, экзистенциальные перехо­ды из «ничто» в «нечто», из небытия в бытие и наоборот. Сотворение брак

В. Неполный семейный цикл
Семейные разлуки Разделение супругов — PC, вынужденное — ВРС, добровольное — ДРС ,,, Деприваиия родителей от детей — ДЦ, вынужденная — ВДЦ, добровольная — ДДЦ ДРС- ВP

ПРИМЕНЕНИЕ ЦИКЛИЧЕСКОГО ПОДХОДА i( ПРИ ИЗУЧЕНИИ СЕМЕЙНЫХ БЮДЖЕТОВ
В качестве вспомогательного средства анализа образа жизни в про­шлом и в настоящее время циклический подход к семье используется историками, этнографами, экономистами и социологами давно. В пер­вой

В СЕМЬЯХ С УЧАСТВУЮЩЕЙ В НАЕМНОМ ТРУДЕ
ИЛИ НЕТ ЖЕНОЙ (по данным Аллана Карлсона)34   Год А - жена в системе наемного труда Б — жена вне найма

КОМПЛЕКТНОСТЬ ВНУТРИСЕМЕЙНЫХ РОЛЕЙ В НУКЛЕАРНЫХ СЕМЬЯХ С ДВУМЯ РОДИТЕЛЯМИ
  Гип семьи Размер семьи Число детей Число ролей Разновидное гь ро ч е во и структур ы № т

ПАРАЛЛЕЛИЗМ ЖИЗНЕННЫХ И ТВОРЧЕСКИХ ДАТ
(по Шафрановскому)'8 58 Шафрановский И. И Параллелизм и периоди

ГЕНОСОЦИОГРАММА ЧАРЛЬЗА -НЕВИДИМЫЕ УЗЫ СЕМЕЙНОЙ ЦИКЛИЧНОСТИ
Примечание Можно сказать, что Чарльз унаследовал свою болезнь и риск ранней смерти из-за преданности семье и св

СЕМЕЙНЫХ БИОГРАФИЙ И ЛИНИЙ ЖИЗНИ СЕМЬИ
Разные люди вспоминают прошлое по-своему, даже если воспоми­нания относятся к четкой очередности прошлых событий. И дело не в том, что разная у всех память на даты, — значимость одних и тех же собы

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ГЛАВЫ 4
1. В микросоциологии семьи центральным направлением является изучение семейного цикла жизни, объясняющее особенности возник­ новения, функционирования и распада отдельных семей. В общенацио

КЛЮЧЕВЫЕ ТЕРМИНЫ
Бюджет времени семьи как модель повседневного поведения и об­щения Восходящие и нисходящие родо­словные Генеалогическая социология Генеалогическое древо и сп

ИССЛЕДОВАНИЕ ДИСПОЗИЦИЙ СЕМЕЙНОГО ПОВЕДЕНИЯ
В соответствии со схемой диспозииионной регуляции поведения (см. схемы 3.1 и 5.1) выделяются методы исследования системы потребно­стей, методы исследования ситуаций семейного образа жизни, методы и

УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ БРАКОМ КАК ФУНКЦИЯ СТЕПЕНИ СОВПАДЕНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ СУПРУГОВ
физиологические потребно

ЦЕННОСТИ СЕМЬИ И ДЕТЕЙ
В социологии семьи и рождаемости для исследования репродук­тивного поведения личности и семьи создано множество техничес­ких приемов и средств, получена масса эмпирических данных по ряду показателе

ИЗОБРАЖЕНИЕ ОБЪЕКТОВ В СЕМАНТИЧЕСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ
Если объект получает низкую оценку, то изображается маленьким кружком, если высокую — большим Таким образом, в

ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛИЗАЦИОННОГО (РОДИТЕЛЬСКОГО) ПОВЕДЕНИЯ
Социализационное поведение представляет собой систему действий и отношений по содержанию и воспитанию детей, по формированию социально компетентной личности. В социологии семьи акцент дела­ется на

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЖИЗНЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ
(по опросу 31 трехдетной москвички)   Само­оценка Я Величина Д между Я и объектами Объект оценки

И ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТИ ЖИЗНИ
Сам ос охранительное поведение выражается а системе действий и отношений, направленных на сохранение здоровья в течение полно­го жизненного пикла, на установку продления срока жизни в преде­лах это

САМОСОХРАНИТЕЛЬНОГО И РЕПРОДУКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ В ЗАВИСИМОСТИ ОТСТАЖА БРАЧНОЙ ЖИЗНИ
  Число лет ' в браке Ожидаемое число детей на 100 семей Ожидаемый срок жизни, число лет Доля низкой самооценки здоров

КЛЮЧЕВЫЕ ТЕРМИНЫ
Бесплодие — неспособность к за­чатию, вынашиванию и рожде­нию живого ребенка Блок диспозиционного определе­ния 14 репродуктивных ситуа­ций, проблемные и рутинные ситуации, их

СУПРУЖЕСКОЙ СОВМЕСТИМОСТИ И СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ
Несовместимость, если речь идет о супружес­ких парах, означает общность вкусов, особен­но вкуса к главенству. Амброз Бирс «Словарь Сатаны» Не в совокупности ищи единства, но более

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ИЗУЧЕНИЮ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ В СЕМЬЕ
В микросоциологии семьи задача изучения семейных взаимоотно­шений решается с помощью социально-психологических методов, но не сводится к сугубо психологическому анализу семьи как разновид­ности мал

СЕМЕЙНЫХ РОЛЕЙ
Чрезвычайно большое количество шкал, тестов и методик создано для фиксации состояния взаимоотношений в супружеской диаде. По­мимо массы индексов супружеского счастья и удовлетворенности бра­ком, им

ТЕСТ ИЗМЕРЕНИЯ РОЛЕВОЙ СОВМЕСТИМОСТИ СУПРУГОВ (ТИРС)
Рассмотрим, как в нашем примере обстоит дело с подтверждени­ем самооценок (для упрощения изложения будут употребляться но­мера самооценок и оценок другого). Итак, три первые самооценки мужей (№№ 1-

И ЖЕНСКОГО НАЧАЛ
Вы привлекательны друг для друга, у Вас прекрасная склонность прида­вать наибольшее значение не своим вкусам, а в первую очередь, достоинствам своей половины Почните все, что у Вас есть, — итог вза

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В настоящее время социология и демография семьи изучаются на факультетах социальных наук и являются неотъемлемым атри­бутом подготовки социологов, психологов, экономистов и соци­альных работников,

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги