Апофатика: порыв к трансцендентному - раздел Образование, Человеческий потенциал Что Русскому Хорошо, То Немцу - Смерть! ... От Трудов Праведных Не Наживешь П...
Что русскому хорошо, то немцу - смерть! ... От трудов праведных не наживешь палат каменных... От сумы да от тюрьмы не зарекайся....И т.д. и т.п. Почему дом русского крестьянина так разительно отличается от домов живущих в тех же климатических и природных условиях финна, шведа и прочего норвега, даже от хатки украинца? Почему он, даже на севере, если не полная развалюха, то все равно производит впечатление времянки?
Думаю, что главных объяснений два. Во-первых, особенности нашей экономической и политической истории. Как ни трудился русский крестьянин на земле - хозяином этой земли он толком никогда не был, да и плодами труда не всегда сполна пользовался. То ли очередной неурожай, то ли засуха, то ли заморозки, то ли очередной князь с дружиной наедут и все добро выгребут, а дом разорят. И останется только - идти на большую дорогу: кому-то с котомкой за плечами, а кому-то с кистенем. К хозяйству, к собственности русский человек душой прикипеть особенно не успевал и не успевает.
Вся собственность на Руси, как говорил В.В.Розанов от того, что либо ограбил, либо выпросил в подарок. Это ж представить невозможно: ежели наступит светлое капиталистическое завтра, нельзя будет взять корзинку и отправиться за грибами куда хочу в лес - потому как либо это будут чьи-то владения, либо лицензию покупать надо. Да и какая такая собственность, когда все вокруг Божье? А значит ничье. А значит и мое тоже. Какое оно и откуда - твое?
Второе объяснение связано с особенностями православия - наиболее апофатичной ветви христианства - оно не склонно к позитивной оценке реальности и, в общем-то, не мобилизует человека на жизнь в этом мире. Размеренные жизнь и труд православному просто скучны, потому как “не согрешишь - не покаешься, не покаешься - не спасешься.” Спастись можно надо только покаяться. Ну, а для этого надо, чтобы было в чем каяться.
Вот и не является эта жизнь ценностью, лишена она особого значения. Ценностью является жизнь иная: в потустороннем мире, в светлом будущем, за бугром. А эта жизнь в этом мире - юдоль страдания, твоего нравственного испытания. И чем больше ты пострадаешь в этой жизни, тем больше тебе воздастся в мире ином, в светлом будущем, за бугром. Поэтому и то, что регулирует отношения в этом мире, не обладает ценностью - например, право, закон, собственность.
Главное - чтобы человек был хороший, нравственная личность, которая живет по правде (“не по лжи”) и готова за эту правду пострадать. Более того, сам факт страдания - свидетельство твоей нравственности, не бооставленности, а даже избранности. На Руси никто просто так не страдает, а всегда за что-то и во имя чего-то, чаще всего - за справедливость.
Это не хорошо и не плохо - это главная особенность российского (и советского) духовного опыта. С этим связаны и тема униженных и оскорбленных, с которой великая русская литература вошла в мировую, и специфика святости. Почти все русские православные святые - от Бориса и Глеба до Николая Романова - страдальцы, принявшие смерть безвинную, мученическую и принявшие ее безропотно.
Но если эта жизнь в этом мире не обладает ценностью, то лишено особого смысла и то, что ее сопровождает и наполняет: здоровье, труд. Следствием этого является не только духовное подвижничество, но и пренебрежение к своей и чужой жизни, охране труда, технике безопасности, к результатам своего и чужого труда. В славянском язычестве нет культурного героя - персонажа вроде Прометея или Вяйнемейнена, который научил ремеслу, земледелию. Никто из титульных русских поэтов не воспел труд. Если он и упоминается, то как что-то тяжкое и подневольное. Но все упреки в пьянстве, нечистоплотности, лень и т.п. бьют мимо цели. Не о том надо думать, а о душе! Был бы человек хороший.
Наш взгляд устремлен не себе под ноги и не на своих ближних. Мы всегда вовне, в ауте, не здесь, вглядываясь в запредельное и переживая драйв трансцендентного. Все мы только путники и не жильцы в этом мире. И мы не хозяева в этой жизни. Это придает неповторимость российского отношения к власти. Она не воспринимается своей. Она всегда какая-то чужая. Но зато на нее возлагается вся полнота ответственности - от экономики в целом до мусора в подъезде. Сам же русский человек всегда невменяем - в обоих русских смыслах слова. И чист и наивен как дитя или Веничка Ерофеев.
Поэтому нас так трудно “достать” в этой жизни. И потому мы живем в ситуации непрерывного кризиса, перманентной лиминальности. ...Покой нам только снится. Но это вовне. В душе же у того, кто вне, кто в ауте по отношению к этой реальности и к этой жизни, у него в душе нездешняя гармония. Он открыт любым возможностям и ничего не исключает для себя, потенциируя и овозможнивая бытие..
И бесполезно спорить - то ли образ жизни породил отношение к ней, то ли отношение определяет и воспроизводит сценарий жизни. Они уже сплелись и переплелись, воспроизводясь в бесконечной череде поколений.
Действительно, что нам хорошо, то немцу смерть. Думается, что Б.Гройс и И.Смирнов лишь отчасти правы, говоря, что Россия - бессознательное Европы (получается, что Европа - наше сознание?). Скорее мы - Танатос Европы.
Еще раз подчеркну, что отмеченная специфика нашего духовного опыта ни хороша и не плоха - она просто вот такая. В ней заложен колоссальный потенциал. Например, приоритет творчества - богоподобного акта создания чего-то нового почти из ничего, усилием воли.
Апофатичность - предпосылка выхода в контекст, за пределы реально сущего, поиска альтернатив. Такой опыт овозможнивания, потенциирования бытия лежит в основе любого творчества. И материалом, источником и средством такого опыта является и может являться только личность.
И такая позиция свойственна российскому духовному опыту, в котором человек предстает как “странник, только странник и всегда только странник” (В.Розанов) в этом мире. С этим связана и особая смекалка - голь на выдумки хитра. Но, в конце концов, разве хитрость, смекалка - не проявления интеллекта? Не являются потенциально важным фактором развития? А неприхотливость и долготерпеливость!? А самоотверженность в критических ситуациях!? Разве это не золотой фонд любого российского реформатора!? Может, над нами и экспериментируют столь бездарно все кому не лень, потому как неверно оценивается главное наше богатство - не столько природные ресурсы, сколько люди - неприхотливые и терпеливые, образованные, оказавшиеся мудрее своих правителей, поражающие весь мир долготерпением и уникальной способностью к самообеспечению и выживанию.
На сайте allrefs.net читайте: "Человеческий потенциал"
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:
Апофатика: порыв к трансцендентному
Что будем делать с полученным материалом:
Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Потребности
Потребности классифицируют по разным основаниям. Применительно к задаче определения взаимосвязей между КН и КЖ целесообразно рассматривать два базовых класса потребностей – первичные (анимальгенные
Ценности повседневной жизни.
Эти ценности характеризуют те стремления, желания, которые присущи большинству людей, независимо от социального устройства общества.
Наиболее распространённым методом их выявления считаетс
Базовые индивидуальные мотивы жизнедеятельности
Данный класс потребностей описан, с приведением примера результатов обследований, в [16]. В основе мотивации людей, независимо от сферы жизнедеятельности, лежат 10 основных ценностей, включа
Трудовые мотивы
.Существует ряд классификаций мотивов труда. Они в значительной мере пересекаются. Последний, достаточно обоснованный вариант [16] , следующий:
социальные мотивы - пол
Духовно-деятельностный потенциал
Психофизиологический потенциал
В развитие приведенного в начале статьи определения популяционного психофизиологического потенциала (ППП), прежде всего, следует подчеркнуть, что он х
Состояния функционального типа
Среди многих функциональных психических состояний наибольшее значение для оценки КН имеет комплекс состояний, представляющих собой континуум проявлений напряжённости. Это, в порядке возрастания уро
И.И.Ашмарин
В одной из книг, посвященых математическим исследованиям устойчивости есть фраза: “Термин “устойчивость” настолько выразителен, что он сам за себя говорит”[1]. Такая вот выраз
ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ И ВЛАСТЬ, ИЛИ СБЫВШИЕСЯ ПРОРОЧЕСТВА И ТРЕВОГИ.
Гаман-Голутвина О. В.
О сборнике “Вехи” за прошедшие девяносто лет, прошедшие со времени его публикации, было (и еще будет) сказано и написано много; в этих заметках хотелось бы коснуться
РЕСПУБЛИКА КОМИ: ДЕМОГРАФИЯ И ОБРАЗОВАНИЕ
Фаузер В.В., Сулимов В.А.
Республика Коми по Индексу развития человеческого потенциала (0,802) занимает 16-е место среди регионов России, а среди национальных республик уступает Республике
Г.Л.Тульчинский
Одно из откровений ХХ столетия состоит в осознании, что люди это нечто большее, чем “кадровое обеспечение”, “трудовые ресурсы”, “трудовые резервы” и т.п. Для судеб развития регионов
Две истории
Одна - сравнительно давняя, еще времен питерского телеканала “Пятое колесо”. Включаю телевизор и вижу на картинке Татьяну Горичеву, с которой вместе учились и которая теперь живет в Париже и ездит
Потенциал, интеллект: традиционный подход
Наверное, пора уточнить предмет обсуждения, что весьма непросто. Трудности связаны, прежде всего, с неоднозначностью используемых терминов. Так, что такое “потенциал”? Некий нереализованный еще по
Парадокс советской логики
С традиционной точки зрения интеллектуальный потенциал это количество людей занятых интеллектуальной деятельностью и средств, выделяемых обществом на эту деятельность. Несостоятельность подобного с
Артемьева Т. В.
Естественно предположить, что образ каждой эпохи определяется прежде всего теми людьми, которые “творят интеллектуальную историю”. Обыденное сознание связывает его с чудаковатым профессором, вещающ
РЕТРОСПЕКТИВА КАК ПЕРСПЕКТИВА
(Серебряный век ХХI веку)
Рабинович В.Л.
Ни одно культурно значимое событие в истории нельзя счит
АДАПТАЦИОННЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ В НАУЧНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ.
Для всех исследованных научных организаций характерно существенноесокращение численности персонала. Оценивая данный процесс, респонденты высказывались как “з
CТРАТЕГИИ АДАПТАЦИИ
Строго говоря, само понятие "стратегия" как некий осознанный набор ориентиров и целей, а также соответствующих им методов достижения, применимо лишь по отношению к успешным уч
Способом адаптации к новой ситуации.
“Ну, вот, я могу вам сказать, кем я пыталась работать. Я закончила бухгалтерские курсы. Правда, вот такие паршивые, двухмесячные что ли... Я работала даже в какой-то фирме, и, в общем, мне
Наука в отставке
Любой отечественный ученый, сумевший побывать за рубежом, наверняка заметил, что и там, вопреки распространенным у нас мифам о процветании зарубежной науки, с наукой не все благополучно. Свертывают
Функциональный вакуум
Обращаясь к рассмотрению второй слагаемой функционального кризиса российской науки, следует сформулировать предварительное утверждение о том, что в любом обществе наука выполняет когнитивные и с
Вторичные функции науки
Сами российские ученые, похоже, тоже смирились с мифом о ненужности науки нашему обществу. Предлагаемые ими стратегии радикального сокращения численности ученых, консервации ядра научного сообществ
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Новости и инфо для студентов