рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Проблемы материи и форм ее существования

Проблемы материи и форм ее существования - раздел Образование, Мировоззрение, его структура и основные типы «Нет Надобности Рассказывать О Том, Каким Великим Другом Атеис­тов Во Все Вре...

«Нет надобности рассказывать о том, каким великим другом атеис­тов во все времена была материальная субстанция. Все их чудовищ­ные системы до того очевидно, до того необходимо зависят от нее, что

р.| I будет удален этот краеугольный камень — и все здание неминуемо р.| шалится», — писал епископ Д. Беркли (1684—1753) в работе «Трак-пи о принципах человеческого знания». Действительно, главный спор материализма с идеализмом и религией относится к проблеме начал мироздания, к проблеме единства бесконечного мира.

Категория материи имеет историю своего становления. Античные философы отождествляли материю с неким первоматериалом, перво-ппцеством, первокирпичиком. Философия Нового времени рассматри-иала материю как вещество, обладающее суммой некоторых неизменных сиойств: протяженность, непроницаемость, масса, тяжесть и так далее.

Однако в этот период появилась тенденция отойти от идеи перво-тчцества, первосвойств и понимать под материей всю природу в це­пом. Так, Б. Спиноза (1632—1677) считал, что материя — это природа, имступающая как субстанция, то есть то, что существует само в себе, представляет само через себя, то, что не нуждается в представлении другой вещи, из которой оно должно было образоваться. Субстанция ипляется причиной самой себя, находится в вечном движении и обла­дает атрибутами протяженности и мышления.

Такой подход впоследствии позволил подойти к гносеологическо­му определению материи через ее сопоставление с сознанием и про­цессом познания. Так, французский материалист П. Гольбах (1723— 17X9) считал, что сущность материи связана с всеобщим свойством материальных объектов вызывать ощущения. Однако это положение в дальнейшем не было развито.

Изложенные представления о сущности материи, с одной сторо­ны, признавали материальность мира, его материальное единство, от­рицали идеализм, способствовали развитию естествознания. Русский философ В.С. Соловьев в работе «Исторические дела философии» пи-| мл, что восстановление прав материи было законным актом в освобо­дительном процессе философии, ибо только признание материи ос-мобождает от фактического рабства материи. С другой стороны, старые представления и подходы не позволяли проникнуть в сущность мате­рии, охватить все ее многообразные формы.

Определение категории «материя», в котором сконцентрирован весь опыт практического и теоретического освоения мира человеком, было дано философией диалектического материализма (см. ниже).

В конце XIX — начале XX веков в естествознании, которое основы-иалось на механически-атомистической картине мира, назревал кри-1пс, связанный с открытием явлений, для которых объяснения с по-1иции атомистического строения материи оказались несостоятельны, на и сам атом оказался делимым. В 1895 году были открыты рентгеновские лучи. Это открытие ом ровергло представление о непроницаемости материи. В 1896 году французский физик А. Беккерель открыл явление радиоактивное ти урана, что послужило толчком установлению сложного состава ато ма, считавшегося до сих пор неделимым. В 1899 году русский физик П.Н. Лебедев впервые измерил давление света, чем доказал наличие электромагнитной массы, в физику вводится понятие поля, которое представляет собой качественно отличающийся от вещества вид ма­терии. «Материя исчезла» — заявили по этому поводу некоторые уче ные-физики. Суть кризиса в физике, таким образом, заключалась н отрицании объективной реальности, в замене материалистической теории познания на агностицизм.

Философия не могла отмахнуться от новейших открытий естество знания, она должна была осмыслить новую естественнонаучную основу материализма и сделать необходимые выводы по проблеме материи

В работе Ф. Энгельса «Диалектика природы» были обозначены на­учные подходы к проблеме материи. С одной стороны, материя как таковая — это чистое создание мысли, абстракция, а с другой сторо ны, материя и присущее ей движение не абстрактны. Классическое определение материи сформулировал В.И.Ленин в работе «Материа­лизм и эмпириокритицизм». При этом он исходил из следующих ос нований: материя — это не материал для мироздания и не его свой ства. Это сам мир в его многообразии, единственным свойством которого является свойство быть объективной реальностью.

В.И. Ленин дает следующее определение материи: «Материя есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фото графируется, отображается нашими ощущениями, существуя незави симо от них». (Ленин В.И. Поли. собр. соч. Т. 18. С. 131).

Разработанное философское понятие материи приводит к опреде­лению ее атрибутов, таких как несотворимость и неуничтожимост!>, неисчерпаемость, активность, то есть способность к саморазвитию, наличие всеобщего свойства отражения.

В настоящее время в атрибутивные свойства материи включаетея информация, которая трактуется как структурная сложность матери альных объектов, как всякое разнообразие и упорядоченность.

В качестве коренного атрибута, всеобщего способа существования ма терии выступает движение, а из органического единства материи и движе­ния вытекает необходимость ее существования в пространстве и времени

Материя существует в двух видах: поле и вещество. Особыми вида ми материи являются физический вакуум и плазма. Вещество — эн>

все то, что имеет массу покоя. Науке известны три вида поля: электро­магнитное, ядерное, гравитационное.

В этой связи следует заметить, что русский биолог А.Г. Гурвич (1874-1954) ввел понятие и принцип поля в биологию. Главное значе­ние принципа поля заключается в том, что данный принцип объясня­ет согласованное поведение как компонентов организма, так и всего организма в целом. Процесс согласованного изменения или переме­щения частей сложного органического целого подчиняется законам поля. По имеющимся данным, принципу поля подчинены процессы не только в рамках индивида, но и процессы взаимодействия индиви­дов внутри колоний, видов.

Кроме видов, в материальном мире различают сферы: неоргани­ческая природа (имеет микро-, макро- и мега-уровни), органичес­кая материя (имеет также уровни организации живого: молекуляр­ный, субклеточный, клеточный, тканевый, органный, организменный, нопуляционно-видовой, биоценотический, биосферный), социально-организованная материя, представляющая собой динамически функ­ционирующую, исторически развивающуюся действительность чело-кеческих индивидов, находящихся в общественных отношениях.

Все виды и сферы материи связаны между собой: низшие предше­ствуют высшим, высшие основываются на низших.

Взаимосвязь уровней существования материи получила свое при-шание в медицине в ее новом и во многом гипотетическом разделе гелиобиологии. В начале XX века русский ученый А.Л. Чижевский (1897—1964) обратил внимание на связь самочувствия человека с про­цессами, протекающими в космосе. Ученый сделал вывод, что солнеч­ная активность влияет на течение эпидемических процессов в масштабе планеты. И несмотря на тот факт, что заболевания имеют социальную основу, нельзя вырывать человека, организмы из естественной среды, окружающего мира с его радиацией, электрическими полями, потока­ми солнечной энергией. Так, колебания магнитного поля Земли, по мнению специалистов, влияют на биосферу, у людей может появить-[ ся чувство тоски, страха, тревоги, появляется бессонница, снижается работоспособность.

Многообразие уровней организации материи связано с проблемой I единства мира. Единство мира означает то реальное общее, которое имеется в явлениях и предметах. Материалистический монизм утвер­ждает единство мира в его материальности. В мире нет ничего, кроме вечно движущейся материи, которая отображается в сознании чело­века. Эта истина доказывается длительным и трудным развитием ес­тествознания. Открытие законов сохранения массы и энергии служитосновой естественнонаучного обоснования субстанционального, ат­рибутивного единства мира. Открытие клеточного строения живых существ, теория эволюции Ч. Дарвина, достижения генетики доказа­ли, что основой живого также является развивающаяся материя. Мыш­ление, дух также включены в единство мира на материалистической основе как высший продукт и функция материи. Идеальное как по­рождение и отражение материи вписывается в материалистическую картину Вселенной.

Способом существования материи является движение. В мире нет движения без материи, как и материи без движения.

Движение — это никогда не прекращающийся процесс изменения материи, взаимодействия между составными элементами материаль­ных объектов, способность ее преобразовывать одно состояние в дру­гое, переносить следы прошлого в будущее, превращать возможность в действительность.

Источником движения является неоднородность, внутренняя про­тиворечивость материи. Как отмечал Г. Гегель, противоречие есть ко­рень всякого движения и жизненности.

Философия рассматривает следующие основные свойства движе­ния: объективность и материальность, абсолютность и относитель­ность (движение — всеобщий способ бытия, но существует в конкрет­ных формах), противоречивость (движение — это единство покоя и изменчивости), движение неотделимо от своего носителя.

Основываясь на факте соответствия движения своему носителю, Ф. Энгельс создал классификацию форм движения материи. Он вы­деляет пять форм: механическую — перемещение тела в пространст­ве и времени; физическую — движение атомов; химическую — дви­жение молекул; биологическую — движение белков; социальную -носитель индивид, общности людей. Все формы движения связаны друг с другом. Высшие формы включают в подчиненном виде низ­шие, основываются на них, но вследствие иной качественной опре­деленности не сводимы к простым формам. Так, например, биологи­ческая форма движения осуществляется при помощи физических и химических процессов, которые синтезируются в единую целост­ную систему, и в этой организации появляется за счет взаимодейст вия ее элементов новое качество, которого не было в изолированных компонентах.

Медицина имеет дело с человеком, в котором представлена взаи­мосвязь форм движения материи, образующая высший тип целостно­сти. Врач, изучая организм человека, определенные физиологические процессы, не должен забывать, что человек — существо биосоциальное

Движение — не единственный способ бытия. Другими основными формами существования материй являются пространство и время. Любые предметы находятся не только в движении, но и обладают раз­мерами, определенным образом расположены в отношении друг к дру­гу, следуют друг за другом в различной последовательности. Эти фак­ты отражены в категориях пространства и времени.

Пространство — это философская категория, отражающая факт сосуществования вещей и процессов, их протяженность и упорядо­ченность.

Время — это философская категория, отражающая факт смены яв­лений, их длительность и последовательность.

Основными характеристиками пространства и времени являются их объективность, абсолютность и относительность.

Пространство и время не обладают самостоятельным существова­нием вне зависимости от материи и движения. А. Эйнштейн в 1905 году создал теорию относительности, философский смысл которой выда­ющийся физик определил положением: пространство и время не су­ществуют без материи, они меняют свои свойства в зависимости от движения материи.

Свойством пространства и времени является бесконечность. Они бесконечны как движение и материя. Вообще признание конечности одной из четырех характеристик бытия означает одновременно конеч­ность остальных.

Свойством пространства и времени является их мерность. Про­странство трехмерно. Понятие многомерного пространства пред­ставляет собой научную абстракцию, имеющую математический и физический смысл, и содержание. Выражая конкретные явления мик­ромира, многомерные пространства не претендуют на замену про­странства трехмерного. Теория относительности пользуется понятием единого пространственно-временного континуума, где четвертым из­мерением является время.

Время одномерно, необратимо, и в философском смысле не есть равномерный ход событий. Время есть порядок реальных событий, некоторого их начала, развития и конца. Реальное время есть время конкретное, определенное движение конкретных объектов и потому, в отличие от циферблата часов, оно течет неравномерно.

А. Эйнштейн утверждал, что время есть характеристика, необходи­мым образом связанная с телом отсчета, к которому оно относится. Поэтому возможно рассмотрение пространства-времени в соответ­ствии со сферами существования материи, пространство-время в не­живой природе (мега-, макро-, микромире); биологическое прост-170 •<>• Философия медицины -О- Раздел III О- Глава 7

ранство-время, связанное с появлением живого; социологическая фор­ма пространства-времени, связанная с возникновением человека.

Социологическая форма пространства-времени зависит от форм бытия и деятельности человека. В этом случае можно утверждать, что состояние этой формы, ход пространства-времени, его содержание зависит от человека. Ритмы человеческой деятельности задают време­ни свое течение, определяют время. Поэт Р. Гамзатов писал: Ты перед нами, время, не гордись, Считая всех людей своею тенью, Немало средь людей таких, чья жизнь Сама источник твоего свеченья. Будь благодарно озарявшим нас Мыслителям, героям и поэтам. Светилось ты и светишься сейчас Не собственным, а их великим светом.

Существует время индивидуального бытия человека, определяюще­еся событиями в его жизни. Очевидно, что отношение ко времени, умение спрессовать время, наполнить его разумным содержанием -показатель культуры человека, показатель смысложизненной напол­ненности его бытия.

Древнеиндийская мудрость утверждает: «Не мы беспечно проводи­ли время, но время нас, беспечных, провело».

Длительность процессов исторического времени имеет такие том ки отсчета как формация, цивилизация, эпоха.

Проблемы пространства-времени имеют свое специфическое пре ломление в биологии и медицине.

Пространство и время явились фундаментальными факторами, ко­торые воздействовали на живое. Только благодаря приспособлению к пространственно-временным взаимодействиям на планете мог­ла возникнуть жизнь, законом которой является отражение в своих структурных формах свойств внешнего мира. В микроскопических пространственных структурах живого отражается пространственно-временной континуум внешних явлений. Вообще нормальное функ ционирование живого организма зависит от геометрии пространствен ного расположения внутренних органов.

П.К. Анохин сформулировал закон работы мозга, сущность кото рого заключается в том, что мозг животных, как специальный орган отражения и приспособления, в процессе эволюции приобрел свой ство непрерывного течения его процессов в полном соответствии г компонентами пространственно-временного континуума внешнею мира. Все формы нашего поведения вписаны в этот закон, которып

Философия бытия -v- 171

имеет свою биологическую основу в нервных клетках мозга, отражаю­щих непрерывность событий внешнего мира.

Живые организмы в результате приспособительной активности формируют своеобразную модель временных отношений в виде био­ритмов, представляющих собой цикличную временную организацию жизненных процессов. Ритмичные физиологические функции живо­го организма обеспечивают его устойчивость, сохраняют индивидуаль­ность. Поскольку биоритмы рассогласовываются с реальностью соци­альной жизнедеятельности, постольку сложилась хрономедицина, хронотерапия.

Рассмотрев проблему материи и форм ее существования, следует

I отметить, что принцип материального единства мира необходимо снязан с принципом развития. А это означает необходимость связи материализма и диалектики, т.е. невозможность существования одно-

|го без другого.

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Мировоззрение, его структура и основные типы

Этот теоретико познавательный гносеологический вопрос IДелит философов на агностиков отрицающих возможность Достоверного познания мира сущности... В теории познания сложились эмпирическое и рационалисти ческое направления... Агностицизм грсч а отрицание и по з знание учение отрицаю сс ио можность познания мира...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Проблемы материи и форм ее существования

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Мировоззрение, его структура и основные типы
Мировоззрение — это система обобщенных взглядов на мир, на место в нем человека и его отношение к этому миру, а также основанные на этих взглядах убеждения, чувства и идеалы

Предмет, проблемы и функции философии
Философия1 зародилась примерно 2500 лет назад в странах древнего мира — Индии, Китае, Египте. Своей класси­ческой формы она достигла в Древней Греции. Первым человеком, назвавшим себя фи

Сократ.
Софисты Софисты(греч. софа — мудрость) открывают рационалистический перед греческой философии. Как философы, передававшие за плату специальные знания другим, они сф

Аристотель
Величайший философ Древней Греции Аристотель(384 — 322 гг. до н.э.) родился в полисе Стагире, неподалеку от Македонии, поэтому его часто называют еще СтагирИтом. Аристотель был одн

Средневековая философия
Понятие «средневековье», впервые употребленное гуманис­тами во второй половине XV в., получило широкое рас­пространение и с тех пор активно используется в мировой историографии. Им принято именоват

Философия Возрождения
•гъозрождением* называют переходный период от средних А-^веков к Новому времени, охватывающий несколько столе--*—^тий (Италия XIV —XVI вв., другие европейские страны XV —XVI вв

Философские взгляды Бэкона и Гоббса
Ф.Бэ&он — основатель опытной науМ и философии Нового времени Одним из первых, кто сознательно приступил к разработке научного метода на основе наблюдения и исследования природы,

Дуалистическая философия Декарта
Французский философ Рене Декарт(1596—1650) — вы­дающийся мыслитель Нового времени. Его философские работы посвящены в основном методологической пробле­матике («Рассуждения о методе

Философская система Канта
Родоначальник немецкой классической философии Имману­ил Кант (1724—1804) происходил из семьи ремесленника. Рано проявившиеся способности помогли ему получить об­разование. Он глубоко изучил не толь

Этическое учение Канта
Поскольку теоретический («чистый») разум потерпел фиас­ко в своих попытках постигнуть мир вещей в себе, то человеку остается лишь одно — уповать на «практический разум», под которым философ понимал

Философская система Гегеля.
Творчество Гегеля считается вершиной классической немецкой философии. В нем нашли продолжение диалектические идеи, вы­двинутые Кантом, Фихте, Шеллингом. Но Гегель пошел значи­тельно дальше своих ве

Антропологический материализм Фейербаха
Плеяду классиков немецкой философии замыкает Людвиг Фейербах (1804 — 1872) — выдающийся представитель философского материализма и атеизма. Его философские взгляды формировались под воздействием Гег

Марксистская философия
Марксизм возник в 40-х годах XIX в. в Германии. Он представляет собой сложную мировоззренческую систе­му, составными частями которой являются философское, экономическое и социально-политическое уче

У истоков философии XX века: Шопенгауэр, Кьеркегор, Ницше
Немецкий философ Артур Шопенгауэр (1788—1860) был одним из тех, кого называют разрушителями классического типа философствования, с его рационализмом, ясным проти­вопоставлением субъекта объе

Экзистенциализм
Экзистенци­ализм — это радикальный отказ от образа человека, безраз­дельно господствовавшего в классической философии. Пози­ция философа прошлых веков — это позиция стороннего наблюдателя, препарир

Философия славянофилов
Неудовлетворенность настоящим, вера в будущее, стремление реализовать огромный, но все еще невостребованный нравственный и интеллектуальный потенциал русского народа — такова задача, которую постав

Философия всеединства В.С. Соловьева
Владимир Сергеевич Соловьев(1853 — 1900) создал круп­ную и самостоятельную философскую систему. Его основ­ные философские работы: «Кризис западной философии. Против позитивистов» (

САМООРГАНИЗАЦИИ
Диалектика как общая теория развития, как логика и теория по­знания играет важнейшую роль в научном обосновании картины мира, проблем бытия. Диалектический подход имеет особое значение для объяснен

Диалектика как научная система
В комплексе философских проблем важное место занимает уче ние о всеобщей связи и развитии явлений природы, общества, мыш ления — диалектика. Термин «диалектика» в переводе с древнегреческо

Принцип всеобщей связи и принцип развития в диалектическом и метафизическом измерениях
Предлагаемая система носит целостный характер, категории субор-I динированы в соответствии с содержанием принципов. Система но-1сит открытый характер для изменений и дополнений. Главным пр

Синергетика как современное мировидение
Синергетика — новая междисциплинарная область знания. Это тео­рия самоорганизации. Она ориентирована на поиск универсальных образцов — эволюции и самоорганизации сложных систем. Это теория

О единстве и различии категорий и законов диалектики
Категории— Находящемуся в постоянном движении и ступени и формыразвитии миру соответствует столь же познания мирадинамичное мышление о не

Природа человека и его сущность
С точки зрения субстанциалистского подхода к человеку, стремящегося найти неизменную основу его существования, неизменные «человеческиекачества», «сущностьчеловека» и «природа человека» — однопоряд

Индивид, личность, индивидуальность
Помимо понятий «природа человека», характеризующего человека со стороны «сущего», понятия «сущность человека», характеризующего его со стороны «должного», существует также понятие

Особенности философского изучения общества
; рамках философского исследования общества решаются общие для всех разделов философского знания проблемы: вы­являются принципы взаимоотношений человека и мира, осо­бенности его мышления, деятельно

Общество как система
Для социальной философии марксизма общество оказыва­ется системой, где процесс производства рассматривается как субстанция, первооснова всех вторичных (политических, пра­вовых, идеологических, нрав

Социальная структура общества и социальный конфликт
Все современные социально-философские концепции реша­ют проблему совмещения различных аспектов исследования общества. Как, например, «коллективноебессознательное», или «идеальный тип», или «суперси

Нравственность и этическая теория
Этика — теоретическая дисциплина преимущественно фи­лософского характера, объектом изучения которой является происхождение, сущность, функции морали, структура мораль­ного сознания и поведен

Познание как исторически развивающееся отношение человека к действительности
Познание — это процесс приращения знаний. Знания, получаемые И процессе познания, призваны ответить на вопросы, возникающие перед человеком или социальной группой в ходе освоения действи-тельности.

Наука как основная форма познания
Ставя перед собой проблему получения истинного знания и отде ления истины от заблуждения, человек создал специфическую сферу духовной деятельности, на которую возложил задачу выработки и тео ретиче

Эмпирический и теоретический уровни научного познания. Формы научного познания
Научное познание, как процесс, связано с деятельностью позна ющего субъекта, а субъект может добывать знания опытным путем (эмпирически) и путем сложных логических операций, творческой переработкой

Специфика медицинского познания
Уникальность медицины как сферы практической деятельности и отрасли научного познания не подлежит сомнению. Она, пожалуй, не имеет аналогов ни среди прочих отраслей материального и нематери­ального

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги