рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Предмет, проблемы и функции философии

Предмет, проблемы и функции философии - раздел Образование, Мировоззрение, его структура и основные типы Философия1 Зародилась Примерно 2500 Лет Назад В Странах Древнего М...

Философия1 зародилась примерно 2500 лет назад в странах древнего мира — Индии, Китае, Египте. Своей класси­ческой формы она достигла в Древней Греции. Первым человеком, назвавшим себя философом, был древнегреческий мыслитель Пифагор,а в качестве особой науки ее впервые вы-

делил другой древнегреческий мыслитель Платон1.Вследствие неразвитости наук собственно философские проблемы вплета­лись во всю совокупность знаний, и только позднее из нерасчле­ненных знаний, или протознаний (лат. рго1из — первый), вы­деляются математика, астрономия, медицина, затем механика, химия, биология, юриспруденция и другие специальные науки. Философия все больше превращается в систему общих знаний о мире, имея своей задачей дать ответы на наиболее общие и глу­бокие вопросы о природе, обществе, человеке.

Вместе с тем происходит дифференциация внутри самой фи­лософии, формируются относительно самостоятельные ее разде­лы: онтология — учение о бытии и его сущности, гносеоло­гия — учение о познании, логика — учение о мышлении, его законах и формах, этика —- учение о морали, эстетика — уче­ние о прекрасном в жизни и искусстве, социальная филосо­фия — учение о человеческом обществе, история философии, изучающая зарождение, становление и развитие философской мысли.

С развитием философского знания многие из этих разде-,'нш — логика, этика, эстетика, социальная философия, история философии формируются в относительно самостоятельные фило­софские области знания, образующие вместе с онтологией и гно­сеологией философию в широком смысле слова. В более строгом значении философия понимается как наука, содержанием кото­рой являются преимущественно онтологические, гносеологичес­кие и методологические проблемы, что не исключает философ­ского осмысления коренных этических, социальных и других проблем.

Следствием ограничения круга проблем и углубления их раз­работки явилось уточнение предмета философии, формирование ве функций.

Какие же проблемы находятся в сфере философского осмыс­ления, что является ее предметом и каковы ее функции?

Отметим прежде всего, что в процессе становления и развития философии круг ее проблем менялся. Для начального периода Древней философии характерен космоцентризм (греч. козтоз —

Любовь к мудрости, любомудрие (греч. рЬНео — люблю, зорЫа — муд­рость). Философ в понимании древнегреческих мыслителей — это человек, любя­щий мудрость, стремящийся к мудрости, к истине.

' Слово «философ» встречается и у других древнегреческих мыслителей, на-||)имср у Гераклита, у которого оно обозначает исследователя природы вещей. вселенная) — стремление понять мир как целое, его происхож­дение и сущность. Позднее внимание перемещается к проблемам человека, этики, общественного устройства. Философия стано­вится антропоцентричной (греч. апЬюроз — человек). Религи­озная философия средневековья теоцентрична (греч. Шеоз — Бог): природа и человек рассматриваются ею как творение Бога. Развитие науки в Новое время выдвигает на передний план про­блемы познания, научных методов, общественного устройства. В некоторых современных философских течениях философская проблематика сведена к логическому анализу языка, пониманию и истолкованию текстов, структурному анализу философских систем. Вместе с тем основные философские проблемы исследу­ются на протяжении всей истории философии.

Определенный круг проблем философии связан с ее функция­ми, главными из которых являются: 1) мировоззренческая, 2) гносеологическая, 3) методологическая.

1. Центральная мировоззренческая проблема — отношение человека к миру конкретизируется в философии как отношение мышления к бытию или — в зависимости от характера того или иного философского учения — сознания к материи, духа к при­роде, психического к физическому, идеального к материальному. Этот вопрос является основным вопросом философии, потому что через отношение человека, его мышления, сознания, всей его духовной, психической деятельности к окружающему миру осоз­нается место человека в мире, его предназначение, смысл его существования. И хотя этот вопрос был четко сформулирован только в работе Ф.Энгельса «Людвиг Фейербах и конец класси­ческой немецкой философии» (1886)1, в действительности любое философское учение, если даже оно не ставит или даже отрицает основной вопрос философии, в конечном счете основывается на

«Великий основной вопрос всей, в особенности новейшей, философии есть вопрос об отношении мышления к бытию» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 21. С. 282). Но еще в VI в. до н.э. Платон в диалоге «Софист» писал о про­тивоположности двух «разрядов», или «классов», философов: тех, кто утверждает, будто существует только то, что допускает возможность восприятия внешними чув­ствами и признают тело и сущность за одно и то же, и тех, кто считает, будто кроме чувственно воспринимаемого существует также и бытие бестелесное и именно в области бестелесного пребывают истинные сущности. При этом тех, кто говорит, будто существует что-либо бестелесное, они (т.е. представители первого «разряда») «презирают окончательно, не желая ничего другого и слышать».

его решении, опирается на него как на исходный принцип при ответах на другие вопросы: о происхождении, сущности и отно­шении материального и духовного, о природе истинного знания И способах его достижения, о жизни, смерти и бессмертии чело-иска и многие другие.

В зависимости от решения основного вопроса философии — что является первичным, определяющим — материальное или идеальное, природа или дух, материя или сознание? — филосо­фы делятся на материалистов, признающих первичным мате­рию, существующую вне и независимо от сознания, а созна­ние — вторичным, производным от материи, и идеалистов, счи­тающих, что дух, сознание предшествует материи и творит ее.

Различают две разновидности идеализма — объективный и субъективный. Сторонники объективного идеализма исходят из признания основой всего существующего объективное, независя­щее от человека духовное начало — мировой дух, внечеловечес-кий разум, мировую волю. Субъективные идеалисты считают первичным сознание человека, субъекта, которое признается единственной реальностью, тогда как действительность оказыва­ется результатом духовного творчества субъекта.

Философский материализм, основными историческими фор­мами которого являются стихийный материализм древних, ме­тафизический материализм XVII —XVIII вв. и диалектический материализм, тесно связан с наукой, опирается на ее положе­ния и выводы. Идеализм близок к религии, а в религиозно-идеалистических течениях смыкается с ней; «мировой разум», «мировая воля» и т.п. являются по существу философской ин­терпретацией Бога. Однако идеалистическая философия и ре­лигия не тождественны друг другу: если религия опирается на перу и религиозные чувства, то идеалистическая философия, • том числе и религиозная, не исключает обоснования своих Положений рациональными средствами, используе,т логические Приемы аргументации.

Следует однако отметить, что противоположность материализ-Ми и идеализма в решении основного вопроса философии не означает их принципиальной несовместимости в решении других вопросов. Не только в материалистических, но и в идеалисти­ческих системах дана их глубокая теоретическая разработка, со­держатся положения, представляющие значительную ценность. Имеете с тем не только идеалистические, но и материалистичес-кие учения содержат выводы, не подтвержденные последующим развитием науки и общественной практики, страдающие односто­ронним подходом в решении философских проблем. Поэтому нет оснований противопоставлять одно философское направление другому, рассматривать одно из них как нечто негодное к упот­реблению. В каждом философском учении — и материалисти­ческом, и идеалистическом важно найти рациональное содержа­ние, оказавшее положительное влияние на развитие- представле­ний о мире и человеке.

Кроме того, не всякое философское учение можно безогово­рочно отнести к материалистическому или идеалистическому на­правлению. Существуют дуалистические философские системы (лат. с!ио — два), признающие материальное и духовное двумя независимыми началами; учения, признающие объективное, под­чиняющееся естественным законам существование материального мира, но не отрицающие его божественного творения; философ­ские теории, материалистически объясняющие природу и идеа­листически — общественные явления. Иначе говоря, среди фи­лософов есть как непоследовательные материалисты, так и не­последовательные идеалисты. И тем не менее основной вопрос философии позволяет ориентироваться в многообразии философ­ских учений, выявить их сущность и исходные позиции.

И хотя вопрос об отношении мышления к бытию не призна­ется основным философским вопросом многими философами, выдвигающими на первый план проблемы свободы, долга, смыс­ла жизни и другие, вопрос об отношении мышления к бытию, духа к природе, человека к миру является главным, основным вопросом всякого мировоззрения, к которому стягиваются другие мировоззренческие вопросы, дающие в своей совокупности це­лостную картину мира. Дать такую картину, представить мир как целое — в этом состоит мировоззренческая функция фило­софии.

Ни одна частная (специальная) наука не выполняет и не может выполнить эту функцию. Специальные науки имеют своим предметом определенную сторону действительности, ее фрагмент. Поэтому ни одна наука в отдельности, ни их совокуп­ность не в состоянии охватить мир в его единстве и целостности. Опираясь на специальные науки, обобщая их выводы, эту задачу решает философия.

Важно подчеркнуть, что, рассматривая мир в его единстве и целостности, давая картину мира, философия в отличие от спе­циальных наук исключает детали и подробности, выделяя лишь наиболее общие свойства и связи. Развитие специальных наук, прежде всего научные революции приводят к смене картины мира, что в свою очередь ведет к возникновению новых идей и подходов в философских учениях, связанных с наукой. Напри-Мер, великие естественнонаучные открытия XIX в.: клеточного строения организмов, закона сохранения и превращения энергии, :нкшюционная теория Дарвина — явились важными факторами смены метафизического взгляда на мир диалектическим.

2. Отношение человека к миру многообразно. Это и отноше­ния, в которые вступает человек в своей предметной, практичес­кой деятельности, осваивая и преобразуя природную и социаль­ную действительность, и нравственное отношение к природе, об­ществу, другим людям; эстетические, аксиологические (оценоч­ные) и другие отношения. Все они являются предметом фило­софского осмысления. Видное место среди них занимает позна-иателъиое отношение, неразрывно связанное с основным вопро­сом философии, составляющее его вторую сторону.

В состоянии ли наше мышление познавать действительный ир, можем ли мы в наших представлениях и понятиях о дей-гвительном мире составлять верное отражение действительнос-

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Мировоззрение, его структура и основные типы

Этот теоретико познавательный гносеологический вопрос IДелит философов на агностиков отрицающих возможность Достоверного познания мира сущности... В теории познания сложились эмпирическое и рационалисти ческое направления... Агностицизм грсч а отрицание и по з знание учение отрицаю сс ио можность познания мира...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Предмет, проблемы и функции философии

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Мировоззрение, его структура и основные типы
Мировоззрение — это система обобщенных взглядов на мир, на место в нем человека и его отношение к этому миру, а также основанные на этих взглядах убеждения, чувства и идеалы

Сократ.
Софисты Софисты(греч. софа — мудрость) открывают рационалистический перед греческой философии. Как философы, передававшие за плату специальные знания другим, они сф

Аристотель
Величайший философ Древней Греции Аристотель(384 — 322 гг. до н.э.) родился в полисе Стагире, неподалеку от Македонии, поэтому его часто называют еще СтагирИтом. Аристотель был одн

Средневековая философия
Понятие «средневековье», впервые употребленное гуманис­тами во второй половине XV в., получило широкое рас­пространение и с тех пор активно используется в мировой историографии. Им принято именоват

Философия Возрождения
•гъозрождением* называют переходный период от средних А-^веков к Новому времени, охватывающий несколько столе--*—^тий (Италия XIV —XVI вв., другие европейские страны XV —XVI вв

Философские взгляды Бэкона и Гоббса
Ф.Бэ&он — основатель опытной науМ и философии Нового времени Одним из первых, кто сознательно приступил к разработке научного метода на основе наблюдения и исследования природы,

Дуалистическая философия Декарта
Французский философ Рене Декарт(1596—1650) — вы­дающийся мыслитель Нового времени. Его философские работы посвящены в основном методологической пробле­матике («Рассуждения о методе

Философская система Канта
Родоначальник немецкой классической философии Имману­ил Кант (1724—1804) происходил из семьи ремесленника. Рано проявившиеся способности помогли ему получить об­разование. Он глубоко изучил не толь

Этическое учение Канта
Поскольку теоретический («чистый») разум потерпел фиас­ко в своих попытках постигнуть мир вещей в себе, то человеку остается лишь одно — уповать на «практический разум», под которым философ понимал

Философская система Гегеля.
Творчество Гегеля считается вершиной классической немецкой философии. В нем нашли продолжение диалектические идеи, вы­двинутые Кантом, Фихте, Шеллингом. Но Гегель пошел значи­тельно дальше своих ве

Антропологический материализм Фейербаха
Плеяду классиков немецкой философии замыкает Людвиг Фейербах (1804 — 1872) — выдающийся представитель философского материализма и атеизма. Его философские взгляды формировались под воздействием Гег

Марксистская философия
Марксизм возник в 40-х годах XIX в. в Германии. Он представляет собой сложную мировоззренческую систе­му, составными частями которой являются философское, экономическое и социально-политическое уче

У истоков философии XX века: Шопенгауэр, Кьеркегор, Ницше
Немецкий философ Артур Шопенгауэр (1788—1860) был одним из тех, кого называют разрушителями классического типа философствования, с его рационализмом, ясным проти­вопоставлением субъекта объе

Экзистенциализм
Экзистенци­ализм — это радикальный отказ от образа человека, безраз­дельно господствовавшего в классической философии. Пози­ция философа прошлых веков — это позиция стороннего наблюдателя, препарир

Философия славянофилов
Неудовлетворенность настоящим, вера в будущее, стремление реализовать огромный, но все еще невостребованный нравственный и интеллектуальный потенциал русского народа — такова задача, которую постав

Философия всеединства В.С. Соловьева
Владимир Сергеевич Соловьев(1853 — 1900) создал круп­ную и самостоятельную философскую систему. Его основ­ные философские работы: «Кризис западной философии. Против позитивистов» (

Проблемы материи и форм ее существования
«Нет надобности рассказывать о том, каким великим другом атеис­тов во все времена была материальная субстанция. Все их чудовищ­ные системы до того очевидно, до того необходимо зависят от нее, что

САМООРГАНИЗАЦИИ
Диалектика как общая теория развития, как логика и теория по­знания играет важнейшую роль в научном обосновании картины мира, проблем бытия. Диалектический подход имеет особое значение для объяснен

Диалектика как научная система
В комплексе философских проблем важное место занимает уче ние о всеобщей связи и развитии явлений природы, общества, мыш ления — диалектика. Термин «диалектика» в переводе с древнегреческо

Принцип всеобщей связи и принцип развития в диалектическом и метафизическом измерениях
Предлагаемая система носит целостный характер, категории субор-I динированы в соответствии с содержанием принципов. Система но-1сит открытый характер для изменений и дополнений. Главным пр

Синергетика как современное мировидение
Синергетика — новая междисциплинарная область знания. Это тео­рия самоорганизации. Она ориентирована на поиск универсальных образцов — эволюции и самоорганизации сложных систем. Это теория

О единстве и различии категорий и законов диалектики
Категории— Находящемуся в постоянном движении и ступени и формыразвитии миру соответствует столь же познания мирадинамичное мышление о не

Природа человека и его сущность
С точки зрения субстанциалистского подхода к человеку, стремящегося найти неизменную основу его существования, неизменные «человеческиекачества», «сущностьчеловека» и «природа человека» — однопоряд

Индивид, личность, индивидуальность
Помимо понятий «природа человека», характеризующего человека со стороны «сущего», понятия «сущность человека», характеризующего его со стороны «должного», существует также понятие

Особенности философского изучения общества
; рамках философского исследования общества решаются общие для всех разделов философского знания проблемы: вы­являются принципы взаимоотношений человека и мира, осо­бенности его мышления, деятельно

Общество как система
Для социальной философии марксизма общество оказыва­ется системой, где процесс производства рассматривается как субстанция, первооснова всех вторичных (политических, пра­вовых, идеологических, нрав

Социальная структура общества и социальный конфликт
Все современные социально-философские концепции реша­ют проблему совмещения различных аспектов исследования общества. Как, например, «коллективноебессознательное», или «идеальный тип», или «суперси

Нравственность и этическая теория
Этика — теоретическая дисциплина преимущественно фи­лософского характера, объектом изучения которой является происхождение, сущность, функции морали, структура мораль­ного сознания и поведен

Познание как исторически развивающееся отношение человека к действительности
Познание — это процесс приращения знаний. Знания, получаемые И процессе познания, призваны ответить на вопросы, возникающие перед человеком или социальной группой в ходе освоения действи-тельности.

Наука как основная форма познания
Ставя перед собой проблему получения истинного знания и отде ления истины от заблуждения, человек создал специфическую сферу духовной деятельности, на которую возложил задачу выработки и тео ретиче

Эмпирический и теоретический уровни научного познания. Формы научного познания
Научное познание, как процесс, связано с деятельностью позна ющего субъекта, а субъект может добывать знания опытным путем (эмпирически) и путем сложных логических операций, творческой переработкой

Специфика медицинского познания
Уникальность медицины как сферы практической деятельности и отрасли научного познания не подлежит сомнению. Она, пожалуй, не имеет аналогов ни среди прочих отраслей материального и нематери­ального

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги