рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Общество как система

Общество как система - раздел Образование, Мировоззрение, его структура и основные типы Для Социальной Философии Марксизма Общество Оказыва­ется Системой, Где Процес...

Для социальной философии марксизма общество оказыва­ется системой, где процесс производства рассматривается как субстанция, первооснова всех вторичных (политических, пра­вовых, идеологических, нравственных, религиозных, художе­ственных) процессов. Именно в производстве люди вступают во взаимоотношения по поводу того, кому принадлежат орудия и средства производства, — в отношения собственности. Именно эти отношения определяют возникновение других отноше­ний — прежде всего политических, отношений по поводу влас­ти. Государство, право вырастают из экономики для закрепле­ния соответствующих отношений собственности. Эту же задачу, но по-своему решают и идеология, мораль, религия и т.д.

Человеческое сознание, конечно, не устраняется полностью из механизмов социальной детерминации, оно их опосредству­ет, воплощает, но не определяет. Напротив, процесс производ­ства исподволь определяет всю совокупность жизненных ин­тересов индивида, так что последний смотрит на все окружающее сквозь призму своего объективного, чаще всего неосознанного экономического интереса.

Общество может рассматриваться и как система общих структур человеческой деятельности — как совокупность норм, технологий, принципов, правил, образцов. Иногда люди осоз­нают этот общий каркас своей деятельности, но чаще всего пользуются им неосознанно. Экономика в данном случае не за­нимает особого, привилегированного, определяющего положе­ния. Индивидуальное, общее присутствует в любой сфере жиз-468

Философия

Справочник студента

ни общества. Так, для основоположника французской социо­логической школы, философа и психолога Эмиля Дюркгейма (1858—1917) в центре науки об обществе стоял «социальный факт», понимаемый как соединение общего и индивидуально­го. Все происходящее в обществе имеет значение в той мере, в какой является выражением общих образцов. Существует не­кая особая реальность, считал Э.Дюркгейм, которая проявля­ется в поведении отдельного человека в форме общих ожида­ний, требований, принципов морали. Отдельный человек становится рупором «коллективного бессознательного».

Другой видный представитель общей социальной теории, немецкий философ, -социолог, историк, экономист Макс Ве-бер (1864—1920) также полагал, что сущность социального есть способность приобретения отдельным человеческим дей­ствием достоинства всеобщности. Степень соответствия отдель­ного действия общему образцу есть степень рациональности. Если в этом общем образце выражена суть общественного ин­тереса эпохи, то его можно назвать идеальным типом.

Попытку создать интегральную теорию общества как систе­мы предпринял американский философ и социолог русского происхождения Питирим Сорокин (1889—1968). С его точки зрения, общество («эмпирическая культура» в его терминоло­гии) всегда включает три компонента? идеологический в ши­роком смысле компонент (основной); материальный (он вто­ричен, является воплощением идеологии) и социальный. Социальный компонент — люди с их страстями — всегда не­изменен, люди лишь меняют системы духовной ориентации. Идеологический компонент иначе можно назвать «суперкуль­турой», определяющей системой ценностных ориентации. Эмпирическая культура — это проявление той или иной супер­культуры. Суперкультура запредельна, трансцендентна. Вы­явить тип суперкультуры можно, только исследовав мотивы человеческих действий.

Люди действуют, подчиняясь трем факторам: бессознатель­ным (рефлексы), биосознательным (человеческие потребнос­ти: голод, жажда, половое влечение) и социосознательным (значения, нормы, ценности). Только действия на основе норм и ценностей связывают людей в единое целое, что открывает возможности теоретического исследования общества.

Ведущи^исторические типы культурно-ценностных сисяем,-(«суперсистемы») формируются не произвольно, они не есть ре-

зультат сознательного решения. Однако их особенности связаны с двойственной природой человека как мыслящего и чувствую-гщёго существа. Ценности как бы «прилажены» к человеку. Если всуперсистеме преобладает ориентация на воображение и разум, то складывается религиозная культура, ориентированная на иде-ационную суперсистему. В этот период общество полно жизнен­ных сил. Идеационная сверхсистема господствовал в средние века, в Греции между VI и IV веками до н.э.

Акцент на чувственной стороне человеческой природы ле­жит в основе сенситивной суперсистемы. Религия уступает место устремленности к материальным ценностям, «матери­ализму». Это соответствует историческому периоду с III века до н.э. по I век н.э.; с XVI века и по наше время в Европе.

Идеалистическая суперсистема выражает баланс чувствен­ных и рациональных аспектов человеческого внутреннего мира. Это переходный тип культуры, ибо баланс обязательно нарушается. Идеалистическая суперсистема была господству­ющей с I века по V век н.э., в эпоху гибели Рима. Идеалисти­ческая суперсистема скоро опять станет господствующей, по мнению Питирима Сорокина.

Для П.Сорокина понятие господствующей суперсисте­мы — системы ценностей — является определяющим как для понимания жизни общества, так и для понимания мотивов поведения отдельного индивида. Всю сложную социальную динамику, взаимодействия социальных групп, процессы стратификации, социальной мобильности невозможно по­нять вне отнесения их к господствующим системам ценнос­тей — суперсистемам.

Своеобразным развитием идей П.Сорокина является струк­турный функционализм американского исследователя Толкот-та Парсонса (1902—1979). Для Парсонса важна прежде всего идея «социального порядка», стабильности всей сложной со­циальной системы. Любая социальная система, по мнению Парсонса, должна успешно справляться с выполнением четы­рех функций.

Первая функция — адаптационная. Любая социальная си­стема должна обеспечить получение ресурсов извне и распре­делить их.

Вторая функция — функция целедостижения. Система дол­жна установить иерархию социальных целей и мобилизовать усилия для их достижения. Третья функция — функция интеграции, все отношения внутри системы должны координироваться.

Четвертая функция — функция удержания ценностного образца. Необходимо, чтобы индивидуальная мотивация со­ответствовала целям общественной системы.

Выполнение этих функций связано с использованием «энер­гии действия», основанной на природных желаниях и потреб­ностях индивида, и с нормативным регулированием всех че­ловеческих действий,^введением в культурное русло хаоса человеческих поступков.

«Снизу» общество ограничено природной средой, несущей огромный энергетический потенциал, не контролируемый чело­веком. «Сверху» общество ограничено некоей трансцендентной (запредельной обществу) высшей реальностью, лишенной физи­ческой энергии, но обладающей огромными возможностями орга­низации и контроля над человеческой деятельностью. Более вы­сокий уровень в социальной иерархии (соответственно, «система поведения организма», «система культуры») использует энер­гию, предоставленную более низким уровнем, и подчиняется нор­мам, правилам, образцам, содержащимся на более высоких уров­нях. Как только эта взаимная зависимость нарушается, подсистема попадает в зависимость от внешней среды.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Мировоззрение, его структура и основные типы

Этот теоретико познавательный гносеологический вопрос IДелит философов на агностиков отрицающих возможность Достоверного познания мира сущности... В теории познания сложились эмпирическое и рационалисти ческое направления... Агностицизм грсч а отрицание и по з знание учение отрицаю сс ио можность познания мира...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Общество как система

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Мировоззрение, его структура и основные типы
Мировоззрение — это система обобщенных взглядов на мир, на место в нем человека и его отношение к этому миру, а также основанные на этих взглядах убеждения, чувства и идеалы

Предмет, проблемы и функции философии
Философия1 зародилась примерно 2500 лет назад в странах древнего мира — Индии, Китае, Египте. Своей класси­ческой формы она достигла в Древней Греции. Первым человеком, назвавшим себя фи

Сократ.
Софисты Софисты(греч. софа — мудрость) открывают рационалистический перед греческой философии. Как философы, передававшие за плату специальные знания другим, они сф

Аристотель
Величайший философ Древней Греции Аристотель(384 — 322 гг. до н.э.) родился в полисе Стагире, неподалеку от Македонии, поэтому его часто называют еще СтагирИтом. Аристотель был одн

Средневековая философия
Понятие «средневековье», впервые употребленное гуманис­тами во второй половине XV в., получило широкое рас­пространение и с тех пор активно используется в мировой историографии. Им принято именоват

Философия Возрождения
•гъозрождением* называют переходный период от средних А-^веков к Новому времени, охватывающий несколько столе--*—^тий (Италия XIV —XVI вв., другие европейские страны XV —XVI вв

Философские взгляды Бэкона и Гоббса
Ф.Бэ&он — основатель опытной науМ и философии Нового времени Одним из первых, кто сознательно приступил к разработке научного метода на основе наблюдения и исследования природы,

Дуалистическая философия Декарта
Французский философ Рене Декарт(1596—1650) — вы­дающийся мыслитель Нового времени. Его философские работы посвящены в основном методологической пробле­матике («Рассуждения о методе

Философская система Канта
Родоначальник немецкой классической философии Имману­ил Кант (1724—1804) происходил из семьи ремесленника. Рано проявившиеся способности помогли ему получить об­разование. Он глубоко изучил не толь

Этическое учение Канта
Поскольку теоретический («чистый») разум потерпел фиас­ко в своих попытках постигнуть мир вещей в себе, то человеку остается лишь одно — уповать на «практический разум», под которым философ понимал

Философская система Гегеля.
Творчество Гегеля считается вершиной классической немецкой философии. В нем нашли продолжение диалектические идеи, вы­двинутые Кантом, Фихте, Шеллингом. Но Гегель пошел значи­тельно дальше своих ве

Антропологический материализм Фейербаха
Плеяду классиков немецкой философии замыкает Людвиг Фейербах (1804 — 1872) — выдающийся представитель философского материализма и атеизма. Его философские взгляды формировались под воздействием Гег

Марксистская философия
Марксизм возник в 40-х годах XIX в. в Германии. Он представляет собой сложную мировоззренческую систе­му, составными частями которой являются философское, экономическое и социально-политическое уче

У истоков философии XX века: Шопенгауэр, Кьеркегор, Ницше
Немецкий философ Артур Шопенгауэр (1788—1860) был одним из тех, кого называют разрушителями классического типа философствования, с его рационализмом, ясным проти­вопоставлением субъекта объе

Экзистенциализм
Экзистенци­ализм — это радикальный отказ от образа человека, безраз­дельно господствовавшего в классической философии. Пози­ция философа прошлых веков — это позиция стороннего наблюдателя, препарир

Философия славянофилов
Неудовлетворенность настоящим, вера в будущее, стремление реализовать огромный, но все еще невостребованный нравственный и интеллектуальный потенциал русского народа — такова задача, которую постав

Философия всеединства В.С. Соловьева
Владимир Сергеевич Соловьев(1853 — 1900) создал круп­ную и самостоятельную философскую систему. Его основ­ные философские работы: «Кризис западной философии. Против позитивистов» (

Проблемы материи и форм ее существования
«Нет надобности рассказывать о том, каким великим другом атеис­тов во все времена была материальная субстанция. Все их чудовищ­ные системы до того очевидно, до того необходимо зависят от нее, что

САМООРГАНИЗАЦИИ
Диалектика как общая теория развития, как логика и теория по­знания играет важнейшую роль в научном обосновании картины мира, проблем бытия. Диалектический подход имеет особое значение для объяснен

Диалектика как научная система
В комплексе философских проблем важное место занимает уче ние о всеобщей связи и развитии явлений природы, общества, мыш ления — диалектика. Термин «диалектика» в переводе с древнегреческо

Принцип всеобщей связи и принцип развития в диалектическом и метафизическом измерениях
Предлагаемая система носит целостный характер, категории субор-I динированы в соответствии с содержанием принципов. Система но-1сит открытый характер для изменений и дополнений. Главным пр

Синергетика как современное мировидение
Синергетика — новая междисциплинарная область знания. Это тео­рия самоорганизации. Она ориентирована на поиск универсальных образцов — эволюции и самоорганизации сложных систем. Это теория

О единстве и различии категорий и законов диалектики
Категории— Находящемуся в постоянном движении и ступени и формыразвитии миру соответствует столь же познания мирадинамичное мышление о не

Природа человека и его сущность
С точки зрения субстанциалистского подхода к человеку, стремящегося найти неизменную основу его существования, неизменные «человеческиекачества», «сущностьчеловека» и «природа человека» — однопоряд

Индивид, личность, индивидуальность
Помимо понятий «природа человека», характеризующего человека со стороны «сущего», понятия «сущность человека», характеризующего его со стороны «должного», существует также понятие

Особенности философского изучения общества
; рамках философского исследования общества решаются общие для всех разделов философского знания проблемы: вы­являются принципы взаимоотношений человека и мира, осо­бенности его мышления, деятельно

Социальная структура общества и социальный конфликт
Все современные социально-философские концепции реша­ют проблему совмещения различных аспектов исследования общества. Как, например, «коллективноебессознательное», или «идеальный тип», или «суперси

Нравственность и этическая теория
Этика — теоретическая дисциплина преимущественно фи­лософского характера, объектом изучения которой является происхождение, сущность, функции морали, структура мораль­ного сознания и поведен

Познание как исторически развивающееся отношение человека к действительности
Познание — это процесс приращения знаний. Знания, получаемые И процессе познания, призваны ответить на вопросы, возникающие перед человеком или социальной группой в ходе освоения действи-тельности.

Наука как основная форма познания
Ставя перед собой проблему получения истинного знания и отде ления истины от заблуждения, человек создал специфическую сферу духовной деятельности, на которую возложил задачу выработки и тео ретиче

Эмпирический и теоретический уровни научного познания. Формы научного познания
Научное познание, как процесс, связано с деятельностью позна ющего субъекта, а субъект может добывать знания опытным путем (эмпирически) и путем сложных логических операций, творческой переработкой

Специфика медицинского познания
Уникальность медицины как сферы практической деятельности и отрасли научного познания не подлежит сомнению. Она, пожалуй, не имеет аналогов ни среди прочих отраслей материального и нематери­ального

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги