рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Нравственность и этическая теория

Нравственность и этическая теория - раздел Образование, Мировоззрение, его структура и основные типы Этика — Теоретическая Дисциплина Преимущественно Фи­лософского Характе...

Этика — теоретическая дисциплина преимущественно фи­лософского характера, объектом изучения которой является происхождение, сущность, функции морали, структура мораль­ного сознания и поведения, соотношение морали с другими фор­мами знания и деятельности. Вместе с тем этика есть не только знание о морали, она одновременно часто является и элемен­том самого нравственного сознания. Этика включает в себя:

1. Описательно-эмпирические знания, например, этику народов, этику бизнеса, описание и обобщение различных про­фессиональных этических кодексов, например в медицине.

2. Философско-теоретические исследования, касающиеся происхождения, сущности морали, систематизации этических категорий.

3. Практическую мудрость.

Этик как носитель мудрости — уже не столько исследова­тель, сколько учитель, моралист, часто собственным приме­ром помогающий освоить новый тип морального сознания. Такими были учителя мудрости в Древней Греции — Сократ, Диоген, Эпикур и их последователи. Таким был и Л .Толстой — великий разрушитель и великий созидатель не только в сфере искусства, но и в морали; таким был и всемирно известный ученый, музыкант, врач, мыслитель XX века А.Швейцер (4875—1965).

Этика (от греч. еИгоз — место общего пребывания, нравы определенного сообщества) часто оказывается необходимой практическому моральному сознанию. Человек живет не толь­ко по моральным законам, жизнь богаче «черно-белого» мира, мира добра и зла морали. Мораль непримирима, жизнь чело­века— постоянный компромисс между должным и сущим. Этика и помогает «вписать» мораль в контекст реальной жиз­ни, помогает человеку жить в пространстве между долгом и желанием. В то же время этика помогает человеку рациональ­но оформить его часто неясные представления о добре, долге, смысле жизни.

Одним из центральных в этике является вопрос о происхож­дении морали. Ряд этических учений выводит мораль из «при­роды человека», из его биологических характеристик (Ч.Дарвин, Г.Спенсер, современные социобиологи), из особенностей его ду­шевной жизни, форм общения (французские просветители, Л.Фейербах, русские революционные демократы, Дж.Дьюи, В.Парето и др.)- Другой тип учений предполагает наличие безус­ловного начала морали, внешнего бытию человека — будь то идея блага (Платон), абсолютная идея (Гегель), космическая необхо­димость (стоики) или непреложные законы общества (марксизм). От И.Канта берет начало идея самоочевидности и недоказуемой изначальности морали, характерная для современных исследо­ваний по этике. Мораль— это «загадка мироздания», можно показать ее значение для общества, но нельзя вывести из обще­ственных или природных закономерностей.

Этические системы, как правило, обобщают уже с ложивши­еся в «практическом» сознании нравственные установки, пред­ставления о смысле жизни. Сообразно основным нравственным ориентациям, базовым ценностям исследователи выделяют че­тыре основные нравственно-этические системы, которые вклю­чают и определенные способы обоснования этих базовых цен­ностей: гедонизм, утилитаризм, перфекционизм, альтруизм.

Гедонизм (от греч. Неаопе — наслаждение) в качестве выс­шей этической ценности и смысла жизни утверждает дости­жение наслаждения и необходимость избегать страдания. Со­ответственно, добром является то, что ведет к наслаждению или является объектом" наслаждения. Правда, наслаждение понимается по-разному. Есть грубые, чувственные наслажде­ния, а есть возвышенно-интеллектуальные или эстетические. Проводимый в жизнь последовательно, гедонизм начинает са­моразрушаться. Гедонизм «нетерпелив», он несовместим с длительной отсрочкой удовольствия, но немедленное вопло­щение принципов гедонизма в жизнь, как правило, ведет к ак­тивному противодействию со стороны окружающих, а зна­чит — к страданию. Недаром представитель сократической Киренской школы Гегесий считал, что наиболее полным из­бавлением от страданий и единственно последовательным на­слаждением может быть только смерть человека. Другой фор­мой «ухода» от страданий является поиск особого типа наслаждений, уход в иллюзорный мир, мир мечты, мир искус­ства, поиск «необитаемых островов» (которыми может стать и келья отшельника, и просто отдельная квартира). Возмож­ны также различные формы символического удовлетворения искусственно культивируемых потребностей. Примером тако­го «символического наслаждения» может служить чувство об­ладания. К сторонникам гедонизма можно отнести взгляды гу-

манистов эпохи Возрождения (Л.Балла), французских мате­риалистов XVIII века, отчасти и идеи З.Фрейда.

Гедонизм внутренне неустойчив, он как бы не решается противопоставить человека природе, он не ориентирует инди­вида на идеал, не заставляет мучиться от сознания невыпол­ненного долга, не требует от него наличия волевых качеств, в нем нет нормативности, должное оказывается лишь нереали­зованным сущим. Поэтому он трансформируется в эвдемо­низм — этическую систему, в основе которой лежит стремле­ние к счастью (Эпикур), в утилитаризм и прагматизм.

Утилитаризм — это система взглядов и поступков, в осно­ве которой лежит стремление к пользе. Полезным в данном слу­чае оказывается то, что способствует достижению поставленной человеком цели. Утилитаризм ориентирован на социально-ак­тивного индивида, гибкого, терпимого, деятельного. Он твердо знает, что активная деятельность — это благо; безделье, лень — это зло. Но ради чего человек трудится, к чему стремится? Ути-.литаристская установка не дет на этот вопрос ответа. Утилита­ризм как философско-этическая теория (И.Вентам, Дж.Ст.Милль, Н.Г.Чернышевский) морально положительны­ми считает поступки, направленные на достижение наибольше­го счастья наибольшего числа людей. Этика вступает на путь подсчета выгод и потерь, путь «разумного эгоизма».

Перфекционизм (от лат. рег{ес1из — совершенство) указы­вает на наличие некоего абсолютного положительного в нрав-^твенном отношении образца, стремление приблизиться к ко­торому и должно составлять смысл человеческой жизни, стремление к самосовершенствованию — одна из самых возвы­шенных смысложизненных задач. Путь к самосовершенствова­нию — это путь немногих, путь аскетизма. Этическая доктри­на перфекционизма (Н.Бердяев, Вл.Соловьев, Л.Карсавин) тесно связана с признанием религиозных ценностей. Вне при­знания высших религиозных ценностей идеалы личного совер­шенствования могут трансформироваться в образ реально-воз­можного достижения абсолютного совершенства здесь, на земле. Идеи перфекционизма присутствуют в концепциях мыс­лителей Возрождения,, преобладают в философии Ф.Ницше, не чужда этой идее в ее абсолютно светском варианте и филосо­фия марксизма. Своеобразным обоснованием перфекционизма являются идеи З.Фрейда, интерпретировавшего процесс само­совершенствования как процесс сублимации.

I

Познание — это сложный процесс, связанный с деятельностью моз-Ь. Этот процесс включает отражение органами чувств окружающей действительности, отбор того, что интересует познающего субъекта в Личный момент, а также синтезирование полученной и отобранной информации. Исследования врачей показали, что человеку недоста­точно вернуть зрение, чтобы он видел, больного надо научить видеть и на это обучение уходят не дни, а месяцы и годы. Почему это проис­ходит? Потому, что смотрят глаза, слушают уши, а видит и слышит мозг. С! раннего детства мы учимся познавать мир, но при этом нас не инте­ресует сам процесс познания. С возрастом мы приобщаемся к науке, •талкиваемся с ошибками познания, с заблуждениями, а то и с откро-кнной ложью. Нас начинает интересовать, как и в силу чего это про­исходит. Ответ, хотя бы частичный, дает на эти вопросы изучение про­блемы познания. Если бы человек сам, в одиночку, попытался познать >се, то у него не хватило бы ни времени, ни сил, ни энергии. Поэтому Люди в процессе познания действуют сообща. Но в этой коллектив-Ной деятельности человеку необходимо понимание тех, кто работал •о него, вместе с ним, а также и то, чтобы его поняли те, кто придет ему на смену. Поэтому, наряду с познанием, понимание является по-|навательной проблемой. Познание и понимание носят всеобщий ха-иктер, а поэтому о какой-либо особой их значимости для медицин-|ской практики говорить не стоит, хотя в методах научного познания Медицина, как и любая специфическая отрасль науки, имеет свои осо­бенности. Для лучшего усвоения содержания данной темы желатель­но уяснить ключевые понятия.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Мировоззрение, его структура и основные типы

Этот теоретико познавательный гносеологический вопрос IДелит философов на агностиков отрицающих возможность Достоверного познания мира сущности... В теории познания сложились эмпирическое и рационалисти ческое направления... Агностицизм грсч а отрицание и по з знание учение отрицаю сс ио можность познания мира...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Нравственность и этическая теория

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Мировоззрение, его структура и основные типы
Мировоззрение — это система обобщенных взглядов на мир, на место в нем человека и его отношение к этому миру, а также основанные на этих взглядах убеждения, чувства и идеалы

Предмет, проблемы и функции философии
Философия1 зародилась примерно 2500 лет назад в странах древнего мира — Индии, Китае, Египте. Своей класси­ческой формы она достигла в Древней Греции. Первым человеком, назвавшим себя фи

Сократ.
Софисты Софисты(греч. софа — мудрость) открывают рационалистический перед греческой философии. Как философы, передававшие за плату специальные знания другим, они сф

Аристотель
Величайший философ Древней Греции Аристотель(384 — 322 гг. до н.э.) родился в полисе Стагире, неподалеку от Македонии, поэтому его часто называют еще СтагирИтом. Аристотель был одн

Средневековая философия
Понятие «средневековье», впервые употребленное гуманис­тами во второй половине XV в., получило широкое рас­пространение и с тех пор активно используется в мировой историографии. Им принято именоват

Философия Возрождения
•гъозрождением* называют переходный период от средних А-^веков к Новому времени, охватывающий несколько столе--*—^тий (Италия XIV —XVI вв., другие европейские страны XV —XVI вв

Философские взгляды Бэкона и Гоббса
Ф.Бэ&он — основатель опытной науМ и философии Нового времени Одним из первых, кто сознательно приступил к разработке научного метода на основе наблюдения и исследования природы,

Дуалистическая философия Декарта
Французский философ Рене Декарт(1596—1650) — вы­дающийся мыслитель Нового времени. Его философские работы посвящены в основном методологической пробле­матике («Рассуждения о методе

Философская система Канта
Родоначальник немецкой классической философии Имману­ил Кант (1724—1804) происходил из семьи ремесленника. Рано проявившиеся способности помогли ему получить об­разование. Он глубоко изучил не толь

Этическое учение Канта
Поскольку теоретический («чистый») разум потерпел фиас­ко в своих попытках постигнуть мир вещей в себе, то человеку остается лишь одно — уповать на «практический разум», под которым философ понимал

Философская система Гегеля.
Творчество Гегеля считается вершиной классической немецкой философии. В нем нашли продолжение диалектические идеи, вы­двинутые Кантом, Фихте, Шеллингом. Но Гегель пошел значи­тельно дальше своих ве

Антропологический материализм Фейербаха
Плеяду классиков немецкой философии замыкает Людвиг Фейербах (1804 — 1872) — выдающийся представитель философского материализма и атеизма. Его философские взгляды формировались под воздействием Гег

Марксистская философия
Марксизм возник в 40-х годах XIX в. в Германии. Он представляет собой сложную мировоззренческую систе­му, составными частями которой являются философское, экономическое и социально-политическое уче

У истоков философии XX века: Шопенгауэр, Кьеркегор, Ницше
Немецкий философ Артур Шопенгауэр (1788—1860) был одним из тех, кого называют разрушителями классического типа философствования, с его рационализмом, ясным проти­вопоставлением субъекта объе

Экзистенциализм
Экзистенци­ализм — это радикальный отказ от образа человека, безраз­дельно господствовавшего в классической философии. Пози­ция философа прошлых веков — это позиция стороннего наблюдателя, препарир

Философия славянофилов
Неудовлетворенность настоящим, вера в будущее, стремление реализовать огромный, но все еще невостребованный нравственный и интеллектуальный потенциал русского народа — такова задача, которую постав

Философия всеединства В.С. Соловьева
Владимир Сергеевич Соловьев(1853 — 1900) создал круп­ную и самостоятельную философскую систему. Его основ­ные философские работы: «Кризис западной философии. Против позитивистов» (

Проблемы материи и форм ее существования
«Нет надобности рассказывать о том, каким великим другом атеис­тов во все времена была материальная субстанция. Все их чудовищ­ные системы до того очевидно, до того необходимо зависят от нее, что

САМООРГАНИЗАЦИИ
Диалектика как общая теория развития, как логика и теория по­знания играет важнейшую роль в научном обосновании картины мира, проблем бытия. Диалектический подход имеет особое значение для объяснен

Диалектика как научная система
В комплексе философских проблем важное место занимает уче ние о всеобщей связи и развитии явлений природы, общества, мыш ления — диалектика. Термин «диалектика» в переводе с древнегреческо

Принцип всеобщей связи и принцип развития в диалектическом и метафизическом измерениях
Предлагаемая система носит целостный характер, категории субор-I динированы в соответствии с содержанием принципов. Система но-1сит открытый характер для изменений и дополнений. Главным пр

Синергетика как современное мировидение
Синергетика — новая междисциплинарная область знания. Это тео­рия самоорганизации. Она ориентирована на поиск универсальных образцов — эволюции и самоорганизации сложных систем. Это теория

О единстве и различии категорий и законов диалектики
Категории— Находящемуся в постоянном движении и ступени и формыразвитии миру соответствует столь же познания мирадинамичное мышление о не

Природа человека и его сущность
С точки зрения субстанциалистского подхода к человеку, стремящегося найти неизменную основу его существования, неизменные «человеческиекачества», «сущностьчеловека» и «природа человека» — однопоряд

Индивид, личность, индивидуальность
Помимо понятий «природа человека», характеризующего человека со стороны «сущего», понятия «сущность человека», характеризующего его со стороны «должного», существует также понятие

Особенности философского изучения общества
; рамках философского исследования общества решаются общие для всех разделов философского знания проблемы: вы­являются принципы взаимоотношений человека и мира, осо­бенности его мышления, деятельно

Общество как система
Для социальной философии марксизма общество оказыва­ется системой, где процесс производства рассматривается как субстанция, первооснова всех вторичных (политических, пра­вовых, идеологических, нрав

Социальная структура общества и социальный конфликт
Все современные социально-философские концепции реша­ют проблему совмещения различных аспектов исследования общества. Как, например, «коллективноебессознательное», или «идеальный тип», или «суперси

Познание как исторически развивающееся отношение человека к действительности
Познание — это процесс приращения знаний. Знания, получаемые И процессе познания, призваны ответить на вопросы, возникающие перед человеком или социальной группой в ходе освоения действи-тельности.

Наука как основная форма познания
Ставя перед собой проблему получения истинного знания и отде ления истины от заблуждения, человек создал специфическую сферу духовной деятельности, на которую возложил задачу выработки и тео ретиче

Эмпирический и теоретический уровни научного познания. Формы научного познания
Научное познание, как процесс, связано с деятельностью позна ющего субъекта, а субъект может добывать знания опытным путем (эмпирически) и путем сложных логических операций, творческой переработкой

Специфика медицинского познания
Уникальность медицины как сферы практической деятельности и отрасли научного познания не подлежит сомнению. Она, пожалуй, не имеет аналогов ни среди прочих отраслей материального и нематери­ального

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги