рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Дуалистическая философия Декарта

Дуалистическая философия Декарта - раздел Образование, Мировоззрение, его структура и основные типы Французский Философ Рене Декарт(1596—1650) — Вы­дающийся Мыс...

Французский философ Рене Декарт(1596—1650) — вы­дающийся мыслитель Нового времени. Его философские работы посвящены в основном методологической пробле­матике («Рассуждения о методе», «Начала философии»).

Созданная Декартом аналитическая геометрия, стала поворот­ным пунктом в развитии математики. Вклад Декарта в развитие математики, оптики, механики, физиологии ставит его в ряд ве­ликих исследователей XVII В истории новой философии Декарту принадлежит особое место как творцу дуалистической философии. Он попытался создать философскую систему на основе признания двух само­стоятельных субстанциональных начал — материи и духа, тела и души. Представляя мир как творение Бога, Декарт отрицает единство мира и утверждает, что он состоит из двух самостоя­тельных независимых субстанций: духовной и материальной. Таким образом, единый мир Декарт расчленил на две независи­мые друг от друга части, определив каждую из них как само­стоятельную субстанцию. Неотъемлемым свойством, или атрибу­том, материальной, телесной субстанции он считал протяжен­ность, атрибутом духовной субстанции — мышление^

Согласно учению Декарта, человек представляет собой лишь механическое соединение духовной и материальной субстанций, души и тела. Движения человеческого организма зависят от его тела, а мысли связаны лишь с душой. Существующие две неза­висимые друг от друга самостоятельные субстанции в понимании Декарта не выступают в качестве совершенных субстанций. В «Началах философии» он определяет субстанцию как такую вещь, которая в своем существовании нуждается только в самой себе. Поэтому совершенной субстанцией выступает лишь Бог, он существует «сам из себя», он есть причина «самого себя». Мир же, сотворенный Богом Декарт разделил на два рода самостоя­тельных субстанций, не связанных друг с другом. Дуализм, про­низывающий все учение Декарта, получил свое проявление в отделении физики от метафизики (т.е. философии).

философии он становится на позиции дуализма, т.е. при­знания двух субстанций. Избрав исходным пунктом философии не бытие, а мышление, Декарт склоняется к идеализму.

В физике и физиологии Декарта выражается материалисти­ческая тенденция. Здесь материя предстает единственной суб­станцией, единственным основанием бытия и познания.

В физике Декарт, рассматривая проблемы материи и движе­ния, пытается с механистических позиций представить общую систему природы. Под материей он понимает все, что имеет объем, занимает определенную часть пространства. Материю Де­карт наделяет механическими и геометрическими свойствами. Она состоит из бесконечно делимых отдельных частиц, отлича­ющихся величиной, фигурой и направлением механического дви-женияХ' Декарт лишил материю качественного многообразия,

сведя все многообразие движения материи лишь к механическо­му движению. А такие качества, как запах, цвет, теплота и т.п., он считал не качествами предметов, тел, а только человеческими

ощущениями.

'Декарт не признавал качественного различия между неорга­ническими и органическими явлениями. Животные в его пони-• мании — это своего рода машины.

Человека Декарт также представлял в качестве своеобразного

механизма. Разница заключалась лишь в том, что в человеке

выступают две субстанции — телесная и духовная, и еще в том,

I что у человека имеются врожденные идеи, а у животного они

отсутствуют/

Наделив материю лишь атрибутом протяженности и трактуя движение материи как перемещение ее частиц в пространстве, Декарт вынужден был признать некое первоначало мира, пер­вопричину, как источник движения. Таким первоначалом он счи­тал. Бога, сотворившего материю вместе с движением и покоем. '^^Механическое понимание движения и материи сопровожда­лось у Декарта ценным выводом о законе сохранения количества движения.

/^дуализм Декарта определил его теорию познания, а также учение о методе. Развивая рационализм, он полагал, что в акте познания разум человека не нуждается в чувственных вещах, ибо истинность знаний находится в самом разуме, в по­стигаемых разумом представлениях и понятиях. С целью оправ­дания учения о разуме как главном и единственном источнике знаний он вынужден был признать, что нематериальная, т.е. ду­ховная субстанция, имеет в себе изначально врожденные идеи, такие, как идея Бога, идея духовной субстанции, идея матери­альной субстанции, идеи чисел и фигур, различных геометричес­ких аксиом и т.д. Жизненный опыт человека не имеет в данном случае никакого значения, он лишь подтверждает факт врожден­ности иде^|

Разрабатывая естественные науки, Декарт пришел к выводу, что достигнутые успехи этих наук обязаны применению матема­тического, геометрического метода. Преувеличивая роль данного метода, он представлял его как единственно всеобщий метод по-1 знания. Поэтому исследование во всех науках, включая филосо­фию, следует начинать с отыскания самоочевидных, ясных, и в силу этого — истинных положений, не нуждающихся в чувст-венном материале и логических доказательствах. Такие положе­ния, считал философ, должны быть непосредственно, самооче­видно истинными, подобно аксиомам эвклидовой геометрии. И источник, и критерий истинности знаний он видел в разуме че­ловека.

/ Утвердив в качестве начала познания так называемую интел­лектуальную интуицию, не нуждающуюся в показаниях чув­ственного опыта, Декарт считал, что единственным методом по­знания может выступать дедукция. Как и Бэкон, он сомневается в истинности того, что считалось несомненным знанием. Ни ре­зультаты ощущений, ни результаты рассуждений не дают прав­дивого знания. Поэтому начинать надо с методологического сомнения. Но каким бы всеобщим оно ни было, есть в познании и то, что никакому дальнейшему сомнению не подлежит. В любом случае акт сомнения всегда остается, существует. Можно сомневаться во всем: в существовании Земли, собственного тела и т.д., кроме существования самого сомнения. Сомнение же есть акт мышления) .сомневающегося Мышления/'В качестве мысля­щего существа я не-призрак,существую. Я мыслю, следова­тельно, я существую.}

В данном случае, Декарт"~заранее уверен, что существует до­стоверное познание, и он ищет к нему правильный путь. Точка зрения Декарта заключается не в том, что мышление порождает бытие моего тела, а в том, что бытие мышления более достовер­но, чем бытие тела, природы и т.д. Исходя из акта мышления, он пытается доказать необходимость правильного познания бытия. Как уже отмечалось, Декарт признает не только матери­альную и духовную субстанцию, но и возвышающуюся над ними более совершенную субстанцию — Бога. По Декарту, человек есть результат и действие первопричины, т.е. результат и дейст­вие всесовершенного Бога) Поэтому, полагает философ, исклю­чается, чтобы он обманывал свое действие, т.е. нас.{'Чувственно воспринимаемый нами мир также реален и достоверен, посколь­ку возможность его сознания обусловлена Богом. Задача состоит в том, чтобы познавательные способности использовались пра­вильно, чтобы исключить возможные заблуждения]

'Истинность познания, считает Декарт, вытекает также из су­ществования врожденных идей. Врожденные идеи — это еще не готовые истины, а предрасположение разума. Поэтому в позна­нии главная роль принадлежит разуму, а не ощущениям. Так

Декарт утверждает свой рационализм, доказывая первенство и независимость разума от чувственных данных опыта. Разум не­избежно достигнет истинного знания, если будет исходить из достоверного метода.

/Йа основе своего рационализма Декарт создает учение о ме­тоде, в котором сформулированы четыре правила:

1) ясность и отчетливость познания, не вызывающие никаких сомнений;

2) разделять всякий исследуемый вопрос на столько частей, сколько требуется для лучшего его понимания;

3) мыслить по порядку, начиная с вещей наиболее простых и постепенно поднимаясь до самых сложных;

4) полнота познания — нельзя упускать ничего существенного.

Абсолютизировав роль дедукции, Декарт полагал, что с по­мощью дедуктивного метода можно логически вывести все зна­ния о мире. Он исходил из факта существования мысли и при­ходил к признанию существования человека, его телесности, а затем и реальности всего физического мира. Не отрицая полнос­тью значения данных чувств и опыта в познании, он усматривал в них лишь дополнительный способ подтверждения знаний, по-

• лученных главных образом путем разума и дедукции^

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Мировоззрение, его структура и основные типы

Этот теоретико познавательный гносеологический вопрос IДелит философов на агностиков отрицающих возможность Достоверного познания мира сущности... В теории познания сложились эмпирическое и рационалисти ческое направления... Агностицизм грсч а отрицание и по з знание учение отрицаю сс ио можность познания мира...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Дуалистическая философия Декарта

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Мировоззрение, его структура и основные типы
Мировоззрение — это система обобщенных взглядов на мир, на место в нем человека и его отношение к этому миру, а также основанные на этих взглядах убеждения, чувства и идеалы

Предмет, проблемы и функции философии
Философия1 зародилась примерно 2500 лет назад в странах древнего мира — Индии, Китае, Египте. Своей класси­ческой формы она достигла в Древней Греции. Первым человеком, назвавшим себя фи

Сократ.
Софисты Софисты(греч. софа — мудрость) открывают рационалистический перед греческой философии. Как философы, передававшие за плату специальные знания другим, они сф

Аристотель
Величайший философ Древней Греции Аристотель(384 — 322 гг. до н.э.) родился в полисе Стагире, неподалеку от Македонии, поэтому его часто называют еще СтагирИтом. Аристотель был одн

Средневековая философия
Понятие «средневековье», впервые употребленное гуманис­тами во второй половине XV в., получило широкое рас­пространение и с тех пор активно используется в мировой историографии. Им принято именоват

Философия Возрождения
•гъозрождением* называют переходный период от средних А-^веков к Новому времени, охватывающий несколько столе--*—^тий (Италия XIV —XVI вв., другие европейские страны XV —XVI вв

Философские взгляды Бэкона и Гоббса
Ф.Бэ&он — основатель опытной науМ и философии Нового времени Одним из первых, кто сознательно приступил к разработке научного метода на основе наблюдения и исследования природы,

Философская система Канта
Родоначальник немецкой классической философии Имману­ил Кант (1724—1804) происходил из семьи ремесленника. Рано проявившиеся способности помогли ему получить об­разование. Он глубоко изучил не толь

Этическое учение Канта
Поскольку теоретический («чистый») разум потерпел фиас­ко в своих попытках постигнуть мир вещей в себе, то человеку остается лишь одно — уповать на «практический разум», под которым философ понимал

Философская система Гегеля.
Творчество Гегеля считается вершиной классической немецкой философии. В нем нашли продолжение диалектические идеи, вы­двинутые Кантом, Фихте, Шеллингом. Но Гегель пошел значи­тельно дальше своих ве

Антропологический материализм Фейербаха
Плеяду классиков немецкой философии замыкает Людвиг Фейербах (1804 — 1872) — выдающийся представитель философского материализма и атеизма. Его философские взгляды формировались под воздействием Гег

Марксистская философия
Марксизм возник в 40-х годах XIX в. в Германии. Он представляет собой сложную мировоззренческую систе­му, составными частями которой являются философское, экономическое и социально-политическое уче

У истоков философии XX века: Шопенгауэр, Кьеркегор, Ницше
Немецкий философ Артур Шопенгауэр (1788—1860) был одним из тех, кого называют разрушителями классического типа философствования, с его рационализмом, ясным проти­вопоставлением субъекта объе

Экзистенциализм
Экзистенци­ализм — это радикальный отказ от образа человека, безраз­дельно господствовавшего в классической философии. Пози­ция философа прошлых веков — это позиция стороннего наблюдателя, препарир

Философия славянофилов
Неудовлетворенность настоящим, вера в будущее, стремление реализовать огромный, но все еще невостребованный нравственный и интеллектуальный потенциал русского народа — такова задача, которую постав

Философия всеединства В.С. Соловьева
Владимир Сергеевич Соловьев(1853 — 1900) создал круп­ную и самостоятельную философскую систему. Его основ­ные философские работы: «Кризис западной философии. Против позитивистов» (

Проблемы материи и форм ее существования
«Нет надобности рассказывать о том, каким великим другом атеис­тов во все времена была материальная субстанция. Все их чудовищ­ные системы до того очевидно, до того необходимо зависят от нее, что

САМООРГАНИЗАЦИИ
Диалектика как общая теория развития, как логика и теория по­знания играет важнейшую роль в научном обосновании картины мира, проблем бытия. Диалектический подход имеет особое значение для объяснен

Диалектика как научная система
В комплексе философских проблем важное место занимает уче ние о всеобщей связи и развитии явлений природы, общества, мыш ления — диалектика. Термин «диалектика» в переводе с древнегреческо

Принцип всеобщей связи и принцип развития в диалектическом и метафизическом измерениях
Предлагаемая система носит целостный характер, категории субор-I динированы в соответствии с содержанием принципов. Система но-1сит открытый характер для изменений и дополнений. Главным пр

Синергетика как современное мировидение
Синергетика — новая междисциплинарная область знания. Это тео­рия самоорганизации. Она ориентирована на поиск универсальных образцов — эволюции и самоорганизации сложных систем. Это теория

О единстве и различии категорий и законов диалектики
Категории— Находящемуся в постоянном движении и ступени и формыразвитии миру соответствует столь же познания мирадинамичное мышление о не

Природа человека и его сущность
С точки зрения субстанциалистского подхода к человеку, стремящегося найти неизменную основу его существования, неизменные «человеческиекачества», «сущностьчеловека» и «природа человека» — однопоряд

Индивид, личность, индивидуальность
Помимо понятий «природа человека», характеризующего человека со стороны «сущего», понятия «сущность человека», характеризующего его со стороны «должного», существует также понятие

Особенности философского изучения общества
; рамках философского исследования общества решаются общие для всех разделов философского знания проблемы: вы­являются принципы взаимоотношений человека и мира, осо­бенности его мышления, деятельно

Общество как система
Для социальной философии марксизма общество оказыва­ется системой, где процесс производства рассматривается как субстанция, первооснова всех вторичных (политических, пра­вовых, идеологических, нрав

Социальная структура общества и социальный конфликт
Все современные социально-философские концепции реша­ют проблему совмещения различных аспектов исследования общества. Как, например, «коллективноебессознательное», или «идеальный тип», или «суперси

Нравственность и этическая теория
Этика — теоретическая дисциплина преимущественно фи­лософского характера, объектом изучения которой является происхождение, сущность, функции морали, структура мораль­ного сознания и поведен

Познание как исторически развивающееся отношение человека к действительности
Познание — это процесс приращения знаний. Знания, получаемые И процессе познания, призваны ответить на вопросы, возникающие перед человеком или социальной группой в ходе освоения действи-тельности.

Наука как основная форма познания
Ставя перед собой проблему получения истинного знания и отде ления истины от заблуждения, человек создал специфическую сферу духовной деятельности, на которую возложил задачу выработки и тео ретиче

Эмпирический и теоретический уровни научного познания. Формы научного познания
Научное познание, как процесс, связано с деятельностью позна ющего субъекта, а субъект может добывать знания опытным путем (эмпирически) и путем сложных логических операций, творческой переработкой

Специфика медицинского познания
Уникальность медицины как сферы практической деятельности и отрасли научного познания не подлежит сомнению. Она, пожалуй, не имеет аналогов ни среди прочих отраслей материального и нематери­ального

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги