рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Наука как основная форма познания

Наука как основная форма познания - раздел Образование, Мировоззрение, его структура и основные типы Ставя Перед Собой Проблему Получения Истинного Знания И Отде Ления Истины От ...

Ставя перед собой проблему получения истинного знания и отде ления истины от заблуждения, человек создал специфическую сферу духовной деятельности, на которую возложил задачу выработки и тео ретической систематизации объективных знаний о действительности. Эту сферу духовной деятельности он назвал наукой. Слово «наука» буквально означает «знание». При этом научные знания это такие зна­ния, которые проверены на практике и подтверждены ею. Для науки характерно оградительное правило, следуя которому она безжалостно отделяет различные догадки от доказанных утверждений и, тем самым, выделяет истинное, достоверное знание от суеверий, шатких предпо­ложений, домыслов. Научные знания, подобно твердой почве под но гами, позволяют человеку правильно ориентироваться в окружающем его мире, жить и действовать.

Наука — это знания, проверенные и подтвержденные практикой, приведенные в систему и позволяющие объяснить существующее и предсказать будущее. Объяснение и предсказание являются важней­шими функциями научного знания. Как объяснение, так и предсказа­ние осуществляется наукой на основе знания объективных связей и отношений, присущих процессам и явлениям объективного мира, по зволяющих выявить тенденции их развития и определить вероятное! ные их изменения.

Надежность (в границах возможного) научного предсказания яв ляется итогом создания теории рассматриваемого объекта, знания кон кретных условий предсказываемого процесса или явления и умения правильно, логично вычислить отдаленные последствия, результаты и перспективы развития. Научное предсказание и предвидение явля ются одним из самых ярких проявлений творческой активности науч но-теоретического мышления. Они подчеркивают значимость нау­ки как формы человеческого познания, позволяющей, опираясь на теоретическое мышление, значительно опережать эмпирический уро вень познания.

Наука как форма познания представляет собой многоплановое ян ление. С одной стороны, она предстает как совокупность теоретичес­ких знаний о реальной действительности, а с другой, выступает как

процесс познания. Наука, выступая в форме познания, является ви­дом духовной деятельности, которая производит объективно-ис­тинное, систематизированное знание. Наука это не только творческая деятельность по получению нового знания, но и результат такой дея­тельности.

Научные знания отличаются тем, что они приведены в систему на основе определенных принципов и логически оформлены в виде тео­рии. Представляя собой теоретические системы, научные знания вы­ражают объективные законы функционирования природных, соци-

• альных, духовных образований.

Отражая мир, наука образует единую взаимосвязанную, развиваю­щуюся систему знаний о мире и его законах. В зависимости от при­ближенности или удаленности от практики науки разделяются на фундаментальные и прикладные. Фундаментальные науки нацеле-I ны на изучение (познание) законов природы, общества и мышления.

• Эти законы, а также структуры, в которых они действуют, изучаются фундаментальной наукой в «чистом виде», как таковые, безотноси­тельно к их возможному использованию. Фундаментальные науки иногда называют «чистыми». Задача прикладных наук заключается

I в применении результатов фундаментальных наук для решения как

I познавательных, так и социально-практических задач. Это деле­ние наук весьма условно, поскольку прикладные науки могут раз-ниваться с преобладанием как практической, так и теоретической проблематики. Как правило, фундаментальные науки опережают при­кладные в своем развитии. Наука разделяется на множество отрас-

I лей знания (частных наук), которые различаются по предмету и ме-

1 'году познания.

Классификация наук опирается на объективный фактор, на те или иные стороны действительности, либо на формы движения материи,

^Представляющие предмет конкретной науки.

Выделяют науки о природе, обществе и познании. Отдельные груп-

•Лы представляют технические и математические науки.

(Специфическими признаками научного знания являются: 1. Специализированные языки науки, образованные целостными Системами понятий, теорий, гипотез, законов и иных идеальных форм, Закрепленных в естественных или искусственных языках.

2. Использование своих специфических средств, применимых в | отдельных или смежных науках. (Телескопы, микроскопы, ускорите-ШИ и т.д.)

3. Применение специфических методов деятельности (см. об этом

• Ниже).

I4. Ориентированность на объективную истинность знаний, ибо если нет истинности, то нет и науки. Истина - высшая ценность, ради ко­торой трудятся ученые.

5. Органическая связь с практикой или нацеленность на практику. Жизненный смысл научных дерзаний состоит в том, чтобы получен ные знания были необходимы людям, служили им «руководством к действию».

Помимо перечисленных признаков научного знания, выделяют так же такие критерии как опытная проверяемость, воспроизводимость, строгость и другие.

Современная наука дисциплинарно организована. Она включает н себя различные области знания, которые взаимодействуют между со­бой и, вместе с тем, имеют относительную самостоятельность. Наука как целое представляет сложную развивающуюся систему, которая порождает все новые относительно самостоятельные подсистемы и новые объединяющие (интегративные) связи, обусловливающие фун кционирование системы науки как единого целого.

В структуре научного знания выделяют два уровня знания — эмпи рический и теоретический и, соответственно этому, два уровня позна ния (см. об этом ниже). Структура научного знания не исчерпывается этими двумя уровнями, а включает в себя также основания научною знания. Это наиболее актуально, когда области специального знания, особенно те, которые носят антинаучный характер, претендуют на ста туе науки. В качестве оснований науки можно выделить идеалы и нор мы исследования, научную картину мира и философские основания.

Идеалы и нормы научного познания выражают ценностные и цел с вые установки науки, поскольку содержат в себе ответ на вопрос о нуж ности или ненужности тех или иных познавательных действий. Идеал подлинной науки — истина. Ценность исследовательской деятельное ти псевдонаук в доказательстве несуществующих оснований в области знания. Отсюда вытекает разность подходов науки и псевдонауки к нормам научного познания. Нормы научного исследования неразрык ны с идеалом, на достижение которого они нацелены и вместе образу ют метод деятельности по достижению цели. Наука не боится различ ных форм доказательства, основанных на объективном подходе. Псевдонаука идет по пути фальсификаций. Важнейшее требование науки состоит в соответствии метода исследуемому объекту.

Второй блок оснований науки составляет научная картина мира, как целостная система связи достижений фундаментальных и прикладных наук, показывающая место и роль любой из отраслей научного знания в едином функционирующем научном целом.

Третьим блоком оснований науки выступают философские идеи I и принципы, на которых базируются идеалы и нормы науки, а также I содержательные аспекты научной картины мира. Философия обеспе­чивает включение научного знания в культуру. Специфической об-I ластью научного знания является социальное (гуманитарное) знание I об обществе и процессах в нем происходящих, о человеке и «мире I человека».

Гуманитарное знание анализирует деятельность людей, в кото-| рой органично переплетены материальное и идеальное, объективное I и субъективное, стихийное и сознательное. В силу этого гуманитар­ное знание содержит знание об объективных факторах существо­вания человека и общества, а также о субъективном элементе, дела­ющем жизнь человека и общества отличной от работы агрегата, под-I чиненного законам механики. Хотя объективное в общественной I жизни проходит через сознание человека и приобретает оттенок субъективности, оно позволяет обнаружить законы его функцио­нирования.

Законы функционирования (сущность) общества изучаются наукой I об обществе, а оттенки объективного с элементами субъективности под в различными углами зрения анализируют искусство, нравственность, I религия, правосознание.

Специфической областью научного знания является медицина,

I представляющая собой систему научных знаний и практических мер,

I объединенных целью распознания, лечения и предупреждения болез-

I ней, сохранения и укрепления здоровья и трудоспособности людей,

продления жизни. Сейчас трудно найти какую-либо из наук, которая

1^ так или иначе, не была бы связана с медициной, поскольку вся объек­тивная реальность влияет на человека, а человек трудится на ниве по-' чнания во всех областях и отраслях.

Одним из оснований научного знания выступают философские идеи • и принципы. Именно эти идеи и принципы выполняют роль методо-I логии науки.

Методология — это система принципов и способов организации I теоретической и практической деятельности по достижению познава-I тельных целей, а также учение о данной системе и теория метода. На I основании методологии разрабатываются или используются конкрет­ные методы той или иной науки. Метод, в широком смысле слова, пред­ставляет собой способ деятельности не только в познании, но и в лю-' бой другой сфере социальной жизни. В узком, гносеологическом I смысле, метод есть способ практической и теоретической деятельнос­ти человека, направленный на познание объекта.

1252 -0- Философия медицины -О- Раздел III -0- Глава 12

Многообразие видов человеческой деятельности обусловливают многообразный спектр методов, которые могут быть квалифицирова ны по самым различным основаниям.

Все методы научного познания по степени общности и области дей ствия можно разделить на три основные группы: универсальные, об­щенаучные и специальные.

Универсальные методы характеризуют философский подход и при менимы во всех сферах познавательной деятельности человека с уче том их специфики. Содержанием универсальных методов являются общефилософские подходы к пониманию окружающего нас мира, са­мого человека, его познавательной и преобразовательной деятельное ти. Универсальные методы зависят от философских позиций познаю щего субъекта.

Общенаучные методы - методы познания, используемые во всех науках. Их объективной основой являются общеметодологические за кономерности познания, включая и гносеологические принципы. К общенаучным методам относятся методы наблюдения и эксперимен та, метод моделирования, гипотетико-дедуктивный метод, системный и структурно-функциональный подходы и т.д.

Специальные (частнонаучные) методы применимы в рамках толь­ко отдельных (частных) наук. Объективной основой таких методой являются законы и теории частных наук. К специальным методам от­носятся методы качественного анализа в химии, метод меченых ато­мов в биологии, метод спектрального анализа в физике и химии, ме­тод статистического моделирования при изучении систем и т.д.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Мировоззрение, его структура и основные типы

Этот теоретико познавательный гносеологический вопрос IДелит философов на агностиков отрицающих возможность Достоверного познания мира сущности... В теории познания сложились эмпирическое и рационалисти ческое направления... Агностицизм грсч а отрицание и по з знание учение отрицаю сс ио можность познания мира...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Наука как основная форма познания

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Мировоззрение, его структура и основные типы
Мировоззрение — это система обобщенных взглядов на мир, на место в нем человека и его отношение к этому миру, а также основанные на этих взглядах убеждения, чувства и идеалы

Предмет, проблемы и функции философии
Философия1 зародилась примерно 2500 лет назад в странах древнего мира — Индии, Китае, Египте. Своей класси­ческой формы она достигла в Древней Греции. Первым человеком, назвавшим себя фи

Сократ.
Софисты Софисты(греч. софа — мудрость) открывают рационалистический перед греческой философии. Как философы, передававшие за плату специальные знания другим, они сф

Аристотель
Величайший философ Древней Греции Аристотель(384 — 322 гг. до н.э.) родился в полисе Стагире, неподалеку от Македонии, поэтому его часто называют еще СтагирИтом. Аристотель был одн

Средневековая философия
Понятие «средневековье», впервые употребленное гуманис­тами во второй половине XV в., получило широкое рас­пространение и с тех пор активно используется в мировой историографии. Им принято именоват

Философия Возрождения
•гъозрождением* называют переходный период от средних А-^веков к Новому времени, охватывающий несколько столе--*—^тий (Италия XIV —XVI вв., другие европейские страны XV —XVI вв

Философские взгляды Бэкона и Гоббса
Ф.Бэ&он — основатель опытной науМ и философии Нового времени Одним из первых, кто сознательно приступил к разработке научного метода на основе наблюдения и исследования природы,

Дуалистическая философия Декарта
Французский философ Рене Декарт(1596—1650) — вы­дающийся мыслитель Нового времени. Его философские работы посвящены в основном методологической пробле­матике («Рассуждения о методе

Философская система Канта
Родоначальник немецкой классической философии Имману­ил Кант (1724—1804) происходил из семьи ремесленника. Рано проявившиеся способности помогли ему получить об­разование. Он глубоко изучил не толь

Этическое учение Канта
Поскольку теоретический («чистый») разум потерпел фиас­ко в своих попытках постигнуть мир вещей в себе, то человеку остается лишь одно — уповать на «практический разум», под которым философ понимал

Философская система Гегеля.
Творчество Гегеля считается вершиной классической немецкой философии. В нем нашли продолжение диалектические идеи, вы­двинутые Кантом, Фихте, Шеллингом. Но Гегель пошел значи­тельно дальше своих ве

Антропологический материализм Фейербаха
Плеяду классиков немецкой философии замыкает Людвиг Фейербах (1804 — 1872) — выдающийся представитель философского материализма и атеизма. Его философские взгляды формировались под воздействием Гег

Марксистская философия
Марксизм возник в 40-х годах XIX в. в Германии. Он представляет собой сложную мировоззренческую систе­му, составными частями которой являются философское, экономическое и социально-политическое уче

У истоков философии XX века: Шопенгауэр, Кьеркегор, Ницше
Немецкий философ Артур Шопенгауэр (1788—1860) был одним из тех, кого называют разрушителями классического типа философствования, с его рационализмом, ясным проти­вопоставлением субъекта объе

Экзистенциализм
Экзистенци­ализм — это радикальный отказ от образа человека, безраз­дельно господствовавшего в классической философии. Пози­ция философа прошлых веков — это позиция стороннего наблюдателя, препарир

Философия славянофилов
Неудовлетворенность настоящим, вера в будущее, стремление реализовать огромный, но все еще невостребованный нравственный и интеллектуальный потенциал русского народа — такова задача, которую постав

Философия всеединства В.С. Соловьева
Владимир Сергеевич Соловьев(1853 — 1900) создал круп­ную и самостоятельную философскую систему. Его основ­ные философские работы: «Кризис западной философии. Против позитивистов» (

Проблемы материи и форм ее существования
«Нет надобности рассказывать о том, каким великим другом атеис­тов во все времена была материальная субстанция. Все их чудовищ­ные системы до того очевидно, до того необходимо зависят от нее, что

САМООРГАНИЗАЦИИ
Диалектика как общая теория развития, как логика и теория по­знания играет важнейшую роль в научном обосновании картины мира, проблем бытия. Диалектический подход имеет особое значение для объяснен

Диалектика как научная система
В комплексе философских проблем важное место занимает уче ние о всеобщей связи и развитии явлений природы, общества, мыш ления — диалектика. Термин «диалектика» в переводе с древнегреческо

Принцип всеобщей связи и принцип развития в диалектическом и метафизическом измерениях
Предлагаемая система носит целостный характер, категории субор-I динированы в соответствии с содержанием принципов. Система но-1сит открытый характер для изменений и дополнений. Главным пр

Синергетика как современное мировидение
Синергетика — новая междисциплинарная область знания. Это тео­рия самоорганизации. Она ориентирована на поиск универсальных образцов — эволюции и самоорганизации сложных систем. Это теория

О единстве и различии категорий и законов диалектики
Категории— Находящемуся в постоянном движении и ступени и формыразвитии миру соответствует столь же познания мирадинамичное мышление о не

Природа человека и его сущность
С точки зрения субстанциалистского подхода к человеку, стремящегося найти неизменную основу его существования, неизменные «человеческиекачества», «сущностьчеловека» и «природа человека» — однопоряд

Индивид, личность, индивидуальность
Помимо понятий «природа человека», характеризующего человека со стороны «сущего», понятия «сущность человека», характеризующего его со стороны «должного», существует также понятие

Особенности философского изучения общества
; рамках философского исследования общества решаются общие для всех разделов философского знания проблемы: вы­являются принципы взаимоотношений человека и мира, осо­бенности его мышления, деятельно

Общество как система
Для социальной философии марксизма общество оказыва­ется системой, где процесс производства рассматривается как субстанция, первооснова всех вторичных (политических, пра­вовых, идеологических, нрав

Социальная структура общества и социальный конфликт
Все современные социально-философские концепции реша­ют проблему совмещения различных аспектов исследования общества. Как, например, «коллективноебессознательное», или «идеальный тип», или «суперси

Нравственность и этическая теория
Этика — теоретическая дисциплина преимущественно фи­лософского характера, объектом изучения которой является происхождение, сущность, функции морали, структура мораль­ного сознания и поведен

Познание как исторически развивающееся отношение человека к действительности
Познание — это процесс приращения знаний. Знания, получаемые И процессе познания, призваны ответить на вопросы, возникающие перед человеком или социальной группой в ходе освоения действи-тельности.

Эмпирический и теоретический уровни научного познания. Формы научного познания
Научное познание, как процесс, связано с деятельностью позна ющего субъекта, а субъект может добывать знания опытным путем (эмпирически) и путем сложных логических операций, творческой переработкой

Специфика медицинского познания
Уникальность медицины как сферы практической деятельности и отрасли научного познания не подлежит сомнению. Она, пожалуй, не имеет аналогов ни среди прочих отраслей материального и нематери­ального

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги