рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Мировоззрение, его структура и основные типы

Мировоззрение, его структура и основные типы - раздел Образование, Миров...

Мировоззрение, его структура и основные типы

Важным компонентом мировоззрения являются идеалы. В них содержится высшая цель стремлений человека к истине, добру, красоте, справедливости. Следует различать мировоззрение человека и мировоззрение социальной группы,… Вместе с тем в обществе формируются общечеловеческие цен­ности — единые для всех людей идеи гуманизма, нравственные…

Предмет, проблемы и функции философии

делил другой древнегреческий мыслитель Платон1.Вследствие неразвитости наук собственно философские проблемы вплета­лись во всю совокупность знаний,… Вместе с тем происходит дифференциация внутри самой фи­лософии, формируются… С развитием философского знания многие из этих разде-,'нш — логика, этика, эстетика, социальная философия, история…

II?

1 Этот теоретико-познавательный, гносеологический вопрос IДелит философов на агностиков, отрицающих возможность Достоверного познания мира, сущности явлений1, и филосо­фов, не сомневающихся в познавательных возможностях чело-Века, в его способности раскрыть сущность вещей, открыть •иконы природы и общества, представить более или менее вер-|ую картину мира. Такая позиция называется гносеологичес-м оптимизмом.

В теории познания сложились эмпирическое и рационалисти­ческое направления. Сторонники эмпиризма (греч. етреша — Вны'г) единственным источником знания считают опыт, основан­ный па чувственном познании, недооценивая активную роль в

1 Агностицизм (грсч. а — отрицание и §по51з — знание) — учение, отрицаю-сс ио:1можность познания мира.

17познании теоретического мышления. Сторонники рационализма (от лат. таИо — разум) абсолютизируют роль абстрактного мыш­ления, недооценивая значение чувственного познания, наблюде­ния, опыта, эксперимента. Оба направления страдают односто­ронностью в оценке двух неразрывно связанных друг с другом сторон познавательной деятельности человека.

Существуют течения, представители которых отстаивают идеи об ограниченности познавательных возможностей человека, не­способности человеческого разума постичь суть бытия. Рацио­нальному познанию противопоставляется познание сверхразум­ное — инстинкт, мистическая интуиция, откровение и тому по­добные «высшие» способы познания. Такие течения включают различные школы иррациональной философии (лат. 1гга1ло-паНз — неразумный). Некоторые из них смыкаются с оккуль­тизмом и мистикой.

Отношение «мир — человек» теория познания рассматривает как отношение объекта и субъекта познания, выявляя связь чув­ственного и рационального как двух сторон познавательного про­цесса, исследуя проблему истины и ее критерия, а также другие гносеологические вопросы, которые, как и вопросы мировоззрен­ческие, не рассматриваются специальными науками. Это фило­софские вопросы. Исследуя их, философия выполняет гносеоло­гическую функцию.

3. Философское осмысление мира предполагает решение во­проса: находится ли окружающий человека мир, его предметы и явления в состоянии покоя или мир изменяется, развивается, переходит из одного состояния в другое. В античной философии ответ на этот вопрос разделил философов на «неподвижных» и «текучих». Впоследствии первый из этих взглядов получил на­звание метафизического; он давал статичную картину мира, за вторым, дающим динамическую картину, закрепилось название диалектического.

Являясь двумя разными взглядами на мир, диалектика и ме­тафизика представляют собой всеобщие, философские методы познания; наряду с частнонаучными и общенаучными методами они широко используются в специальных науках.

Таким образом, философия, разрабатывая всеобщие, обосно­вывая частные и общенаучные методы познания, выполняет ме­тодологическую функцию.

Выделив основные функции философии, отметим, что у нее вСТЬ и другие функции, в том числе — интегрирующая, ак­сиологическая, критическая.

Дифференциация научных знаний, вызванная их ростом и проявившаяся в выделении из единого знания отдельных наук, привела к их обособлению. Вместе с тем необходимость иссле-допать сложные системы — социальные и природные объекты, Где возможности частных наук оказались ограниченными, по­родила противоположную тенденцию — стремление к интегра­ции. В результате возникают «пограничные» науки (например, физическая химия), науки, объединяющие области знаний, не являющиеся смежными (например, социальная экология), про­блемные науки, объединяющие несколько наук для решения какой-либо проблемы. Но такая интеграция связывает отдель­ные области знания. Философия, опираясь на специальные науки, обобщая их выводы, объединяет их на основе своих функций, категориального аппарата и методов познания. Вы­полняя таким образом интегрирующую функцию, она распро-| траняет ее не только на науку, но и на другие области духовной культуры, включая все формы общественного сознания: полити­ческое, правовое, моральное, эстетическое, религиозное (или ате­истическое).

Аксиологическая функция философии выражается в ее ори­ентации на определенные ценности (греч. ах!а — ценность). Ни одна философская система не ограничивается выдвижением и обоснованием своих положений; она определенным образом ин-Т('|третирует их, дает им оценку, формулирует систему ценнос­тей, идеал.

, Утверждая определенные ценности и идеалы, та или иная философская система подвергает критической оценке все то, что ей не соответствует, выступая таким образом в своей критичес­кий функции. Критика может быть направлена на объективный мир, например, на господствующие в данном обществе социаль­ные, политические, правовые отношения, на отражающие этот Мир идеи и теории, включая, положения и выводы данной фило­софской теории с целью ее дальнейшего развития.

Выяснение основных проблем и функций философии позво­ляет уточнить ее предмет. Этим предметом является всеоб­ща1 свойства, связи, отношения, присущие как объективной действительности, так и субъективному миру человека. Коли-чественная и качественная определенность, структурные и при­чинно-следственные связи, движение и покой, диалектическое отрицание и противоречие — эти и другие свойства, связи, со­стояния относятся ко всем сферам действительности: природе, обществу, мышлению. Ко всеобщему относятся также универ­сальные характеристики в границах одной из этих сфер. Напри­мер, всеобщим в гносеологии (гносеологическим всеобщим) яв­ляются соотношения истины и заблуждения, эмпирического и теоретического, чувственного и рационального и другие отноше­ния и связи, характеризующие любой процесс познания незави­симо от специфики его предмета. К всеобщему в методологии относятся взаимосвязи, выраженные в категориях «абстрактное» и «конкретное», «анализ» и «синтез», «историческое» и «логи­ческое» и др.

Всеобщее в философии выражается в ее категориях и поня­тиях, формирующихся на базе специальных наук и применяемых этими науками на основе их философской разработки.

Таким образом, предметом философии являются всеобщие свойства и связи (отношения) действительности — приро­ды, общества, человека, отношения объективной действи­тельности и субъективного мира, материального и идеально­го, бытия и мышления.

Предмет философии следует отличать от философских про­блем, составляющих содержание философии. Предмет фило­софии существует объективно, независимо от философии. Все­общие свойства и связи (пространство и время, количество и качество, причина и следствие, возможность и действительность) существовали и тогда, когда никакой философии еще не было. Содержание философии проблемы и их исследование, опирающееся на определенные философские принципы, законы и категории, не существуют и не могут существовать независимо ,от философского учения. Круг философских проблем, их истол­кование, методы исследования, принципы и категории в разных философских системах различны. Вместе с тем и содержание философии становится предметом исследования, но не филосо­фии как теории, а истории философии, исследующей Процесс становления, развития, смены и борьбы философских учений и школ.

Сократ.

Софисты(греч. софа — мудрость) открывают рационалистический перед греческой философии. Как философы, передававшие за плату специальные знания… Главной целью софистов была не истина, а умение убедить слушателей, поэтому на… Условно софистов можно разделить на старших (Протагор, Горгий, Продик) и младших (Алкидам, Ликофрон, Критий и др.). …

Платон

После казни Сократа один из его лучших учеников Арис-токл, получивший за свои широкие плечи прозвище Пла­тон («широкоплечий»), надолго покинул Афины. Тяжело переживая смерть учителя, Платон (427 — 347 гг. до н.э.) 12 лет странствовал по Средиземноморью, общаясь с крупнейшими уче-

ными и философами. За это время он испытал и почести, и унижения. И даже был продан в рабство. Но после того как его выкупили, он вернулся в Афины и в 386 г. до н.э. основал свою школу — Академию, просуществовавшую более 900 лет. Название школа получила от места своего расположения (она была рядом с рощей, посаженной в честь аттического героя Академа), а члены школы стали называться академиками. На вратах Академии было написано: «Профанам в геометрии вход воспрещен».

Философское наследие Платона обширно. Оно составляет 34 произведения, которые почти целиком сохранились и дошли до нас, 23 из них, бесспорно, принадлежат Платону, авторство же остальных у историков философии вызывает дискуссии. Эти произведения написаны в основном в форме диалога, а главным действующим лицом в них по большей части является Сократ.

Платон стал первым греческим философом, создавшим! це­лостную концепцию объективного идеализма, суть которого со­стоит в том, что мир идей, понятий, мыслей признается им в качестве первичного по отношению к миру вещей. Он полагал, что существует сверхчувственный мир, который представляет собой идеальную целостность и постигается только понимающим умом. Этот мир есть «идеи в себе и для себя», которые находятся «поверх физического космоса». Мир идей вечен (т.е. не порож­ден) и неизменен (т.е. не разложим).

Материальное бытие создается Творцом, Мастером (Демиур­гом) наподобие того, как человек делает конкретную вещь: «Лучше создать амфору, чем ее нарисовать». Этим Демиургом является разум, творческий ум, который и формирует матери­альный мир как гармоничную и прекрасную систему. Демиург создает физический мир по идеальным образцам (идеям) и тем самым приводит вещи «из беспорядка в порядок». Идея — это чистая форма Прекрасного в себе, гармоничный и совершенный образ. Материальный мир создается из мира необходимости, хаоса, бесформенного движения, которые противоположны идеям и самому Демиургу.

Космос «порожден, ибо его можно видеть и трогать, он имеет душу, тело и все прочее чувствующее, а как таковые они суть процессы порождения и генерирования». «Хаотическая распылен-/ность» рационально оформлена, одухотворена и пронизана же­ланием добра. Космос формируется как живое существо. В этом смысле Демиург и космос сущностно едины. Первоначально со­здается космос без живых существ. Затем Демиург творит чело­века, причем сначала мужчину, а потом женщину. Далее появ­ляются животные: от птиц до четвероногих.

Космос представлялся Платону в виде шара, в центре кото­рого располагается наша планета, а вокруг нее вращаются другие планеты и звезды, приводимые в движение их душами. Бес­смертной, сотворенной Богом душой наделен и человек, у кото­рого она соединена со смертным телом. И именно душа является основой разумности человека, дает ему возможность познавать окружающий мир.

Теория познания Платона построена на том, что человек имеет врожденные идеи, «припоминая» которые, он открывает для себя мир. Прежде чем познать вещь во всех проявлениях, говорит Платон, следует знать смысл вещи, т.е. нужно умом созерцать идеи.

Стимулом к знанию является любовь к прекрасному, которую он дифференцировал как: а) любовь к красивому телу с целью породить в нем другое тело и тем самым удовлетворить стрем­ление к бессмертию, так как «рождение — это вечность и бес­смертие»; Эрос есть алогичный путь к Благу, сила, влекущая к Абсолюту; б) любовь к душе, т.е. жажда справедливости, закон­ности, увлеченность искусством и наукой; и, наконец, в) любовь к знанию, т.е. к миру идей, которая «чрезвычайно наглядна и восхитительно сладостна», так как она возвращает человека в лоно Единого (Блага). Эта разновидность любви получила на­звание платонической.

«Что такое знание?», т- спрашивает Платон и отвечает, что знание вообще есть не ощущение и не правильное мнение, а знание со смыслом. Он аргументирует это так: знание не может быть ощущением; например, чужой язык воспринимается, но смысл его остается до конца не понятым. Знание не может быть и истинным мнением, так как истина всегда соотносится с ложью. Ложь есть то, чего нет, т.е. она — небытие. Знать же небытие невозможно. Отсюда, если мы не знаем, что такое ложь, то мы не можем знать и то, что такое истина.

Познание, по Платону, есть процесс созерцания разумом выс­ших сущностей и делится этот процесс на два этапа. Сначала познание осуществляется чистой душой, ибо еще до рождения тела она уже все видела. Однако, когда душа вселяется в тело

человека, то к процессу познания подключаются его телесные органы чувств. Вселившись в тело, душа сохраняет, но не осоз­нает свои знания. В процессе развития человека она вспоминает свои знания, которые видела раньше. При этом чувственно-эм­пирический опыт является лишь толчком к воспоминанию, поэ­тому Платон советует напрямую обращаться к душе, минуя по возможности органы чувств. Сделать это можно при помощи речи, считает Платон, а основным средством воспоминания яв­ляется метод диалектики, беседа.

Платон развил диалектику Сократа (индукция, ирония, май-евтика). Знание есть результат рассуждения (логики вопросов и ответов), в процессе которого искусно ставятся вопросы. Платон показывает как неграмотный мальчик «вспоминает» геометричес­кие положения, которым он не обучался. Рассуждение идет путем выдвижения тезиса и его опровержения антитезисом и т.д. Диалектика Платона — это искусство правильного мышления, приводящего к истине, т.е. к безусловному. В процессе мышле­ния главным является необходимость разделения понятий. Пла­тон говорит, что следует не подменять одно понятие другим, что делают софисты, а уметь различать понятия, чтобы добыть внут­ри себя истину.

Значительное место в философии Платона уделено человеку, который являет собою единство души и тела. Основу человека составляет его душа. Душа бессмертна и возвращается много раз. Тело же — лишь тюрьма для души, оно порождает все непри­ятности жизни, зло, от которого душа гибнет, если она слишком срослась с телом в процессе удовлетворения своих вожделений. «Забота о душе», очищение ее возможны лишь путем рациональ­ного познания, приводящего к нравственному преображению. Нравственность есть достоинство души.

Душу человека Платон уподобляет запряженной колеснице, где один конь стремится в мир идей, а другой — тянет к земле. Разум уравновешивает эти два стремления.

Платон делит души людей на три категории в зависимости от того, какое начало в них преобладает: разум, страсть (воля) или вожделение.

Обладатели души разумной — это «мудрецы», философы. Они стремятся к благу государства в силу природы их души и потому главная их функция — управлять государством. Поли­тика есть искусство спасения души, которым должны заниматьсяфилософы, так как они, обладая разумной душой, знают высшие ценности блага и справедливости.

Души, в которых преобладает страсть и воля, принадлежат стражникам и воинам. Природная функция этих людей состоит в том, чтобы охранять государство, ибо для них характерны воля, сила, мужество.

Третий тип души — вожделенный, стремится к материаль­ным, чувственным наслаждениям. Люди, обладающие этими ду­шами — крестьяне, торговцы, ремесленники. Их поведение, счи­тает Платон, следует регулировать и ограничивать в целях со­хранения благоразумности в обществе.

Таким образом, Платон выстроил структуру идеального госу­дарства, где три разных слоя людей в зависимости от типа их душ выполняют присущие только им функции. Философы в таком государстве стоят на высшей ступени, управляя обще­ством, в то время как воины и тем более крестьяне, торговцы, ремесленники по своей душевной природе нуждаются в управ­лении со стороны мудрецов. Иначе говоря, Платон связывает социальные функции человека с его способностями, а надле­жащее исполнение этих функций рассматривает как гарантию справедливости и гармонии в обществе. Гармоничное общество есть результат осознания и исполнения каждым из слоев и граждан своего природного и законодательного предназначе­ния; т.е. социальная справедливость в обществе есть только тогда; когда она есть внутри каждой человеческой души, по­лагал Платон.

Формой идеального государства, по его мнению, может быть как монархия, так и аристократия и демократия, хотя предпо­чтение он отдавал монархии. В реальной жизни нередко назван­ные формы государства перерождаются в тиранию, олигархию или демагогию. А происходит это тогда, когда властители выра­жают не народный, а свой личный интерес. Чтобы такого не происходило, Платон требует правильно организовать воспита­ние граждан.

Философы обязаны пройти «длинную дорогу», прежде чем они достигнут мудрости. Будущий правитель должен изучать фи­лософию и соединять ее принципы с реальной действительнос­тью. Лишь после 50 — 60-летнего возраста он может получить право на управление обществом.

С целью формирования воли и мужества у стражей и во из­бежание конфликтов на почве зависти и ревности Платон пред­лагает для этого слоя людей фактически первобытно-коммунис­тические отношения, которые характеризуются общностью иму­щества, жен, детей.

Крестьяне, торговцы, ремесленники нуждаются в воспитании чувства умеренности и самоограничения.

Философия Платона и особенно его представления о государ­стве, морали, праве оказали огромное влияние на последующий ход развития не только античной, но и последующей мировой культуры.

Аристотель

Высоко оценивая Платона, Аристотель уже в Академии поле­мизировал с некоторыми положениями платоновского идеализма. Позже он и вовсе подверг… Аристотель по праву считается величайшим энциклопедистом древности и самым… Критически оценивая предшествовавшие философские взгля­ды, он формулирует свое представление о бытии, под которым…

Эпикур

Эпикур(ок. 341^270 до н.э.) является родоначальником широкоизвестного философского направления в античнос­ти эпикурейства. Философия, полагал он, может сде­лать жизнь людей счастливой и лишенной страхов. Отсюда ос­новной внимание эпикурейцев привлекала этика, базировавшая­ся на соответствующих представлениях о мире.

Развивая атомистику Демокрита, Эпикур дал новую теорию движения атомов. В то время как Демокрит утверждал, что атомы движутся одинаково во всех направлениях, по Эпикуру, они падают равноудаленно вниз в пустоте под тяжестью своего веса. При этом они могут отклоняться от прямолинейного паде­ния в силу заложенной в них случайности и необходимости. Это приводит Эпикура к идее о самодвижении и случайных столк­новениях атомов.

Эпикурейцы отрицали фатализм Демокрита, считая отклоне­ние атомов физическим обоснованием свободы человека. «Если верить в предопределенность, то теряет смысл всякое увещевание и порицание и не следует наказывать даже преступников». Че­ловеческое поведение, по их мнению, так же, как и атомы, об­ладает самодвижением, в основе которого лежит много причин­ность. Поэтому путь к свободе лежит через преодоление необхо­димости.

В теории познания Эпикур, как и Демокрит, является сен­суалистом, полагая, что только ощущения истинны, адекватны действительности и являются основой познания. «Чувства не ошибаются», — говорил он. Отсюда ощущения являются осно­вой познания и критерием истины. Критерием истины, по Эпи­куру, являются и чувства удовольствия и страдания. Эти чувства так же объективны, как и ощущения, более того, они выше их, так как позволяют обнаружить добродетель и отделить ее от

зла. В этом ценностном подходе у человека возникает свобода выбора своего действия.

Широкую известность уже в древности получило этическое учение Эпикура, в основе которого лежит понятие «удовольст­вие». Счастье человека — в получении удовольствия, считал Эпикур, но при этом подчеркивал, что удовлетворение телесных потребностей необходимо для душевного умиротворения челове­ка, для равновесного состояния его духа. Душа человека в ре­зультате этого удовлетворения должна стать спокойной и безмя­тежной. «Нельзя жить приятно, не живя разумно, нравственно и справедливо, не живя приятно»1. Таким образом, смыслом удо­вольствия является наслаждение духа (литература, искусство и т.д.), а не телесные блага. «Когда мы говорим, что благо — наслаждение, то это не указание на обжор и лентяев, ветренни-ков и прощелыг... Мы говорим и указываем на отсутствие те­лесного страдания, беспокойства. Это не непрерывные праздне­ства, не томления младых дев, не все то, чем изобильный стол нас искушает, но трезвое обсуждение, доискивающееся послед­них причин каждого акта выбора и отказа, которое разоблачает все фальшивые мнения, от коих все душевные треволнения ис­ходят»2.

Полагая, что в этических отношениях взаимодействуют зло и удовольствие, Эпикур предлагал избавляться от зла, так как оно приносит разнообразные страдания. Только достигая удовольст­вия, мы избавимся от неприятных переживаний, говорил он, а счастье (невозмутимость духа) достигается посредством длитель­ного обучения и упражнения.

Страдания — это прежде всего страхи, например страх смер­ти. Как побороть его? Ответ Эпикур дает исходя из атомисти­ческой философии. Душа есть материальное образование, сово­купность атомов. Следовательно, душа человека смертна, как и тело. Со смертью души прекратятся и переживания, страхи, т.е. человек не переживает состояние смерти. Эпикур говорил: «Когда мы живы, смерти нет. Когда смерть есть, нас нет. Смерти нет ни для живых, ни для мертвых». Однако страдание вызы­вают не только болезнь, но и другие люди. Поэтому он призы-

1 Цит. по: Богомолов А.С. Античная философия. С. 253 — 254.

2 Цит. по: Реале Д., Антисер Д. Западная философия от истоков до наших дней. Т. 1. Античность. С. 185. I

вал: «Проживи незаметно». В этом призыве звучала идея инди­видуализма и отказа от активной общественно-политической жизни, которая есть не что иное, как иллюзия. «Обратись к самому себе особенно, если ты вынужден быть в толпе». «Скры­вайся и таись».

Смысл жизни человека, по Эпикуру, состоит в том, чтобы освободиться от власти природных законов, которая порождает страхи, и тем самым обрести свободу.

С&еппиЖи

Другим значительным направлением в философии рассмат­риваемого периода стал скептицизм (греч. зкер{лкоз — рассматривающий, критикующий). Он возник в IV в. до н.э. как реакция на предшествовавшие философские системы, провозглашавшие всесилие научно-философских знаний, с помо­щью которых объяснялся весь окружающий мир. Скептики же во главу угла ставили сомнения в существовании какого-либо надежного критерия истины, обращая внимание на относитель­ность человеческого знания. С одной стороны, это было непло­хим оружием в борьбе с догматизмом, но, с другой стороны, ограничивало человеческую любознательность и открывало доро­гу невежеству.

Основателем и самым значительным представителем скепти­цизма был Пиррон из Эллады (ок. 360 — 270 гг. до н.э.). Он считал, что человек всегда должен сохранять невозмутимое спо­койствие и стремиться к счастью. Для этого необходимо воздер­живаться от суждений, так как невозможно достичь истину, т.е. познать суть вещей. Польза от такого воздержания несомненна, ибо она дает невозмутимость и спокойствие духу, что составляет высшую ступень блаженства. Мудреца Пиррон сравнивал с по­росенком, который во время бури продолжает спокойно есть и пить, не поддаваясь влиянию внешней стихии.

В обоснование тезиса «воздержание от суждения» скептики выдвигали десять тропов или доводов против правильного по­знания действительности. Для наглядности приведем некоторые из их.

Так, первый троп основывается «на разнообразии живых су­ществ», их телесного строения и происхождения, что ведет к

различию их представлений: «...морская вода при питье непри­ятна для людей и напоминает им яд, рыбам же она весьма при­ятна и пригодна для питья».

Второй троп фиксирует внимание «на разнице между людь­ми», т.е. на их телесном и психическом различии, которое также не ведет к единству мнений. Например, один мерзнет, а другой нет при одной и той же погоде.

Третий базируется «на различном устройстве органов чувств» человека, которые дают разное представление об одном и том же предмете. Так, ткань может быть приятной на ощупь и не­приятной на вид.

Четвертый указывает «на окружающие условия» и состояния нашего тела в зависимости от возраста, здоровья, настроения, трезвости и т.д., благодаря чему предметы воспринимаются по-разному. Например, молодой человек воспринимает мир более эмоционально, а с возрастом становится более рациональным в

восприятии.

Пятый — основывается на «положениях, промежутках и местностях», т.е. на пространственных положениях предмета, рядом он находится или на расстоянии. Так, птица кажется из­дали маленькой, а вблизи большой.

Шестой — гласит, что всякое восприятие зависит от той «при­меси», которая неизбежно сопровождает любой предмет действи­тельности. Например, палка в стакане с водой кажется изогну­той, а в воздухе — прямой. Отделить в чистом виде предмет чувства и мысли от этой «примеси» крайне затруднительно.

Следуя приведенной логике, скептики таким образом исходи­ли из принципа: «не знаю, а потому живу, как живется; воздер­живаюсь от суждений, следуя обычаю или здравому смыслу, Е благоразумию или жизненному опыту»1.

Стоили

-ж—v эпоху эллинизма и императорского Рима получила разви-г"^тие и приобрела большое влияние еще одна философская -•—/ система — стоицизм. Эта философия, возникнув в III в.

1 Богомолов А.С. Античная философия. С. 308. до н.э., прошла три периода своего развития: ранняя, средняя и поздняя стоя.

Основателем стоицизма считается Зенон из Китиона (ок. 333 — 262 гг. до н.э.), почитатели которого собирались у живо­писного портика (стой) — отсюда и название философской школы. Наибольшую же известность получили представители поздней стой: Сенека (3/4 г. до н.э. — 65 г. н.э.) и Марк Аврелий(121 — 180 гг. н.э.), создавшие законченную философ­скую систему этой школы, где основное внимание было уделено этическим вопросам, вытекавшим из всей системы миропредстав­ления стоиков. Они подразделили философию на этику, физику и логику, при этом этика считалась ядром философского знания. Если философия есть яйцо, то этика — желток, физика — белок, логика — скорлупа, говорили они.

Стоики были гилозоистами, т.е. полагали, что вся природа живая. Материя как пассивная субстанция пронизана и творима разумом (Богом). Наряду с бытием, телом, существует и бесте­лесное, к которому относится «время», «место», «бесконечное», а также наиболее общие понятия (универсалии).

Бытие обладает направляемой разумом закономерностью. Всем правит промысел и все предопределено навеки, что позво­ляет предвидеть будущее, считали стоики. Провидение есть не­отвратимая необходимость, представляющая собой цепь необра­тимых причин, связывающих между собой все явления. «Судьба ведет того, кто хочет идти, а того, кто не хочет, — тащит», — говорил Сенека.

Легенда донесла до нас рассказ о Зеноне, который как-то бил раба своего за то, что тот совершил кражу. Раб, зная учение философа о фатализме, заявил: «Но мне ведь суждено было украсть». На что Зенон ответил: «И суждено было быть битым».

В своей этике стоики использовали в качестве основного принципа тезис, в соответствии с которым «человек будет счас­тлив, если будет жить как можно ближе к природе», а, следо­вательно, он должен ограничиваться минимум того, что ему не­обходимо для жизни.

Так как природа разумна (мыслящая), то и человеческий образ жизни должен быть рационально обоснованным. Это означает, что человек будет добродетельным и счастливым, если он ограничива­ется малым и живет на основе разумности. Разумность же состоит в том, чтобы присутствовать в бытии со всем тем, что обусловли-

вает развитие человека как телесного, так и рационального су­щества. В этом и проявляется добродетель, т.е. нужно жить со­гласно с природой, ибо она ведет нас к добродетели.

Стоики выделяли четыре разновидности добродетели: благо­разумие, умеренность, мужество и справедливость. Зло (порок) есть то, что препятствует данному способу жизни. Поэтому по­роки (разновидности зла) противоположны разновидностям добродетели и представляют собою: неразумие, необузданность, трусость и несправедливость. Критерий оценки — в инстинкте самосохранения. Ценно в жизни то, что соответствует данному инстинкту (здоровье, выносливость и т.п.). Все остальное ин­дифферентно (безразлично), так как противоречит природе. Часть стоиков выдвигала компромиссный вариант, признавая, что неверно отрицать полностью ценности реальной жизни. Поэ­тому они говорили, что им сфера материальных благ не безраз­лична.

Наряду с принципом добродетели стоики пропагандировали идею долга человека. Человек должен жить в соответствии с предопределенностью. Морально совершенными являются такие действия человека, которые проверены Богом и согласуются с природой. Они утверждали, что достичь морально совершенного образа жизни способен мудрец, так как это достижение возмож­но лишь через познание философии. Древние стоики делили всех людей на мудрецов и глупцов (безнравственных). Мудрецы жили согласно разуму, а глупцы — желанию и инстинкту.

Для представителей средней стой (II —I вв. до н.э. — Поне-ций, Посидоний) характерно то, что они выделяли три положи­тельные страсти (аффекты): радость, воля, осторожность, осно­ванные на разумном отношении к этим аффектам, и четыре от­рицательные страсти: вожделение, наслаждение, страх и скорбь, которые есть результат ошибочности человеческого разума. От них необходимо избавляться путем выработки состояния апатии (отсутствия переживаний, страстей и страданий).

Стоики учат человека спокойно, без переживаний сносить удары судьбы, включая и телесные страдания. Более того, счас­тье человека, по их мнению, состоит в достижении такой степени апатии, которая бы приближалась к полному безразличию. «Мудрец не шелохнется в ответ на болтовню; никого не осудит за совершенную ошибку. Недостойно сильного человека поддать-ся мольбам и отказаться от справедливой суровости»1. Именно в этом, полагали стоики, состоит мудрость человека.

В поздней стое, существовавшей с I до VI века н.э., на первое место выступает проблема свободы человека. Под свободой Се­нека, например, понимал подчинение разумной необходимости, а не свободу действий. Чтобы освободиться от судьбы, власти рока, человек должен сбросить бремя тела, которое есть тюрьма и цепи, сковывающие душу. Сенека допускает даже самоубийст­во как средство приобщения к совершенной свободе человека, так как смерть есть «изгнание всех страданий и конец, за кото­рым наши беды не существуют». Он также утверждал, что ос­новной целью философии является «утешение человека во всех его несчастьях», а для этого «должно философствовать», чтобы выработать в себе невозмутимость духа.

Сенека пытался при помощи критики нравов общества пере­осмыслить их с позиций гуманизма. Он утверждал, что злые дела бичует совесть, что «величайшая пытка для злодея — вечно терзающее и мучающее его беспокойство... Ведь если никто и в безопасности не может не бояться — это и есть... доказательство того, что именно природа заставляет нас отшатываться от пре­ступлений»2. Совесть Сенека определял как «внутренний суд».

Мир есть общее место бытия людей и богов. Сенека говорил, что «в голом виде» все люди равны. «Тот, кто думает, что раб­ство распространяется на всю личность, заблуждается: ее лучшая часть изъята. Только тело и принадлежит господину, дух же — сам себе господин. Он располагает такой самостоятельностью и свободой движений, что и тюрьма, в которой он заключен, не может помешать ему следовать своему стремлению, совершать великое и в качестве спутника небесного — устремляться к веч­ности...»3

Сенеку также глубоко занимала проблема быстротечности жизни, бережное отношение к своему и чужому времени. «Все у нас чужое, — говорит он в письме к Луцилию, — одно лишь время наше. Только время, ускользающее и текучее, дала нам во владение природа, но и его кто хочет, тот и отнимает. Смерт-

ные же глупы: получив что-нибудь ничтожное, дешевое и навер­няка легко возместимое, они позволяют предъявлять себе счет; а вот те, кому уделили время, не считают себя должниками, хотя единственно времени и не возвратит даже знающий благодар­ность»1. Он также призывал к бережливости и самоограничению, утверждая, что «не беден тот, кому довольно и самого малого остатка. Но ты уж лучше береги свое достояние сейчас: ведь начать самое время! Как считали наши предки, поздно быть бе­режливым, когда осталось на донышке. Да к тому же остается там не только мало, но и самое скверное»2.

Отмеченные взгляды развил и довел их до крайней формы фатализма другой яркий представителей поздней стой римский император, философ Марк Аврелий. Он сравнивал жизнь чело­века с жизнью мухи-однодневки, чье существование — мгнове­ние в бесконечном и вечном космосе. «Все человеческое, — го­ворил он, — есть дым, ничто».

Человек полностью подчинен Богу и руководим им, а потому ничего в своей жизни изменить не может. Марк Аврелий рас­сматривал мир как целое, а человека как его часть. Мир един, и это единство обусловлено духовным фактором, который также объединяет и людей.

Моральные цели для человека — благочестие и простота. «И еще, что велит рациональная душа, — любить ближнего, это и истина и смирение» и в этом состоит долг человека.

Идеи стоиков оказались весьма созвучны христианским по­стулатам и потому способствовали развитию этой религии. Сто­ики призывали жить «не Мудрствуя лукаво» и формировали в людях психологический феномен, согласно которому простоду­шие, бедность, доброта, невинность являются условиями для счастливого существования в божественном (потустороннем) мире.

Средневековая философия

Философия, которая складывалась в этот период, имела два основных источника формирования. Первый из них — древне­греческая философия, прежде всего в… Рост религиозных настроений и становление институтов рели­гиозной власти… В Европе получило развитие христианство, которое, возник­нув в I в., распространялось среди народов Римской империи из…

Философия Возрождения

Это эпоха становления простого товарно-денежного хозяйства, возрастания социальной и политической роли городов, в которых господствовал свободный и… Крупным изменениям в производстве и в экономике в целом способствовали… Изменяется духовная ситуация в обществе. Возникает город­ская светская культура, деятели которой — художники,…

Философские взгляды Бэкона и Гоббса

Одним из первых, кто сознательно приступил к разработке научного метода на основе наблюдения и исследования природы, был видный английский… Философия Бэкона возникла в атмосфере общего научного и культурного подъема… В главном произведении Бэкона — «Новом Органоне» пред­ставлены материалистические взгляды на природу и дано…

Дуалистическая философия Декарта

Созданная Декартом аналитическая геометрия, стала поворот­ным пунктом в развитии математики. Вклад Декарта в развитие математики, оптики, механики,… Согласно учению Декарта, человек представляет собой лишь механическое… <о философии он становится на позиции дуализма, т.е. при­знания двух субстанций. Избрав исходным пунктом философии…

Философская система Канта

Философское развитие Канта обычно делят на два периода: первый — до начала 70-х годов — называют «докритическим», второй — с начала 70 х годов —… В «докритическш! период» Кант много и плодотворно зани­мается вопросами… Канту принадлежит заслуга в создании другой космогоничес­кой теории — о замедлении вращения Земли благодаря дейст­вию…

Этическое учение Канта

Под практикой Кант понимал не реальную деятельность, а сферу применения нравственных оценок поступков людей. В ос­нове любых нравственных оценок… 1 Кант И. Критика чистого разума. С. 412. рая представляет собой действие как… Важнейшей конкретизацией категорического императива явля­ется императив «практический»: поступай так, чтобы…

Философская система Гегеля.

Гегель — противник кантовского агностицизма и априоризма. Он не согласен с метафизическим разрывом между сущностью и явлением, на чем настаивал… Вопреки Канту, вещь в себе, во-первых, развивается, вступая в-многообразные… Критикуя кантовский субъективизм и агностицизм, Гегель признает возможность адекватного познания мира на базе…

Антропологический материализм Фейербаха

Фейербах создает серию философских трудов, самым значи­тельным из которых признается «Сущность христианства» (1841). Материализм Фейербаха оказал… Свою философскую систему Фейербах называл «новом фило­софией» и «философией… Материалистически решая основной вопрос философии, Фейербах убежден в познаваемости мира. Он последователь­ный…

Марксистская философия

В настоящее время существует немало направлений, вариан­тов, версий марксизма и его философии, некоторые из которых мало похожи на классический, или… Карл Маркс (1818 — 1883) родился в городе Трире (Рейнская область). Учился на… В 1842 г. Маркс становится редактором либеральной «Рейн­ской газеты», которая вскоре превращается им в рупор…

У истоков философии XX века: Шопенгауэр, Кьеркегор, Ницше

В соответствии с кантовской философией Шопенгауэр рас­сматривает мир, данный нам, нашей познавательной способ­ности, как совокупность феноменов,… Бессмысленность и античеловечность «запертости» челове­ка в совокупности своих… Философия

Экзистенциализм

Экзистенциализм — и мировоззренческая ориентация, и философское направление, которое часто называют «филосо­фией отчаяния», «философией свободы»,… чества», «философией индивидуализма».; Такое неоднознач­ное отношение,… Смысл экзистенциализма: человек стоит перед альтерната^ вой выбора подлинного бытия, в котором он находит, обрета­ет…

Философия славянофилов

Как особое идейное течение западничество оформилось в деятельности кружка Н.В. Станкевича. В московский кружок западников входили А.И. Герцен, Т.Н.… В противовес западникам славянофилы (К.С. Аксаков, И.В. Киреевский, А.С.… Противопоставляя русскую и европейскую культуры, славя­нофилы доказывали необходимость для России следовать…

Философия всеединства В.С. Соловьева

(Отвлечённых начал» (1880); «Оправдание добра» (1887); «Три разговора» (1900). Соловьев является зачинателем таких оригинальных направле- • ний отечественной философии, как метафизика всеединства и софиология. Наиболее яркими представителями этих течений…

Проблемы материи и форм ее существования

р.| I будет удален этот краеугольный камень — и все здание неминуемо р.| шалится», — писал епископ Д. Беркли (1684—1753) в работе «Трак-пи о… Категория материи имеет историю своего становления. Античные философы… Однако в этот период появилась тенденция отойти от идеи перво-тчцества, первосвойств и понимать под материей всю…

Литература

Кучевский В.Б. Анализ категории «материя». М., 1983. Моисеева Н.И. Время в нас и время вне нас. Л., 1991. Молчанов Ю.Б. Проблема времени в современной науке. М., 1990. Хайдеггер М. Время и бытие: статьи и выступления. М., 1993. Чижевский А.А. Земное эхо солнечных бурь. М., 1976.

Вопросы для самоконтроля

1. Какие основные концепции бытия в истории философии Вы знаете?

2. Каковы основные сферы бытия?

3. Каковы историко-философские взгляды на проблему материи?

4. Какие естественнонаучные и философские предпосылки научного оп­ределения категории «материя» Вы можете назвать?

1 5. Какие решения в поисках единства мира Вы знаете?

I 6. Каковы основные атрибуты материи?

I

Ы докладов и рефератов

1. Проблема бытия в современной философии.

2. Основные концепции пространства и времени.

3. Время в биологии и медицине.

(4. Проблема поля в современной философии и естествознании.

|1Л444Й1

КАК КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ.

СИНЕРГЕТИКА - ТЕОРИЯ

САМООРГАНИЗАЦИИ

Диалектический способ мышления имеет глубокую связь с есте­ствознанием, его достижениями. История развития философского зна ния доказывает, что… Диалектика как существенный элемент философского знания имеет свой предмет и…

Диалектика как научная система

Термин «диалектика» в переводе с древнегреческого языка означа ет «рассуждать», «вести беседу». Древняя Греция была родиной диалектики, где возникла ее первая форма,… Диалектика, с одной стороны, выступала как метод спора, поиска истины, а с другой стороны, характеризовала…

Принцип всеобщей связи и принцип развития в диалектическом и метафизическом измерениях

Главным принципом диалектики является принцип развития, суть I которого заключается в следующем: все без исключения предметы и явления… Развитие представляет собой направленное необратимое измене-I иие. Содержание… Предметом биотического развития, его элементарной ячейкой яв-I ляется популяция, которая развивается при внутренней…

Синергетика как современное мировидение

Это теория разработана И.Р. Пригожиным и его коллегами в рам­ках брюссельской школы. В основных понятиях синергетики отражена общность процессов зарождения,… тур в самых разных областях действительности. К дефинициям си­нергетики относятся категории системы, диссипации,…

ОСНОВНЫЕ КАТЕГОРИИ И ЗАКОНЫ ДИАЛЕКТИКИ

О единстве и различии категорий и законов диалектики

ступени и формыразвитии миру соответствует столь же познания мирадинамичное мышление о нем. «Если все развивается... то относится ли сие к самым… Исторически сложившиеся категории даны каждому всту­пающему в жизнь человеку… Каждая наука обладает своим исторически сложившимся, специфическим арсеналом логических средств мышления, с помощью…

Природа человека и его сущность

Понятие природы человека — предельно широкое, с его по­мощью можно описать не только величие и силу человека, но и его слабость, ограниченность.… Человек способен осознать противоречивость своей природы, понять, что он… полным страха. По словам испанского философа Х.Ортеги-и-Гассета, человек — это «воплощенная проблема, сплошная и…

Индивид, личность, индивидуальность

В отличие от конкретного эмпирического человека, одного из многих (индивида), личность с философской точки зрения есть —степень воплощенности в… 1 Левицкий СА. Трагедия свободы. Б.М. Посев. 1984. С. 202. Св

Особенности философского изучения общества

Материальное и идеальное, объективное и субъективное, индивидуальное и общее, личностное и коллективное — все эти противопоставления, традиционно… Социальность — это качество, отличающее ряд таких яв­лений, как труд,… Вместе с тем в традициях западной эмпирической социо­логии бытовало использование понятия социального как…

Общество как система

Человеческое сознание, конечно, не устраняется полностью из механизмов социальной детерминации, оно их опосредству­ет, воплощает, но не определяет.… Общество может рассматриваться и как система общих структур человеческой… Философия

Социальная структура общества и социальный конфликт

Когда оба аспекта общества совпадают полностью, как в пла­тоновском государстве, общество навеки застывает в неподвиж­ности: за экономику «отвечает»… ство, в котором царит «свобода послушания» в условиях «дик­татуры труда». Это… В социально-классовой концепции марксизма такие соци­альные группы, как семья, класс, нация, включены в много­образные…

Нравственность и этическая теория

1. Описательно-эмпирические знания, например, этику народов, этику бизнеса, описание и обобщение различных про­фессиональных этических кодексов,… 2. Философско-теоретические исследования, касающиеся происхождения, сущности… 3. Практическую мудрость.

Познание как исторически развивающееся отношение человека к действительности

Познание может быть обыденным и научным. Обыденное познание осуществляется индивидом или группой людей, оно нацелено на при способление субъекта… В познании велика роль субъективного фактора. Субъектом позш ния может… Объекты познания могут быть первичными, вторичными, трети1! I ными. Первичный объект познания — это определенные…

Наука как основная форма познания

Наука — это знания, проверенные и подтвержденные практикой, приведенные в систему и позволяющие объяснить существующее и предсказать будущее.… Надежность (в границах возможного) научного предсказания яв ляется итогом… Наука как форма познания представляет собой многоплановое ян ление. С одной стороны, она предстает как совокупность…

Эмпирический и теоретический уровни научного познания. Формы научного познания

Философия познания. Специфика медицинского познания -v- 253 Основные этапы и формы развития научных знаний Научная база-Фд— факты действительности Фн — научные факты Е П — проблема Г, М — гипотезы и теоретические модели объектов Д — научное доказательство Т — теория

Специфика медицинского познания

Перечень разнообразных до экзотичности нормативных установок, приемов и форм утилитарно практической и научно изыскательской деятельности, которые… Медицина сама по себе для философии беспроблемна, т.е. не эври-стична или… Незыблемость такого убеждения (или предубеждения) философов относительно медицины прочно закреплена в системных…

– Конец работы –

Используемые теги: мировоззрение, структура, основные, типы0.068

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Мировоззрение, его структура и основные типы

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Мировоззрение, его структура и основные функции. Классификация форм и типов мировоззрения
Мировоззрение это система устойчивых взглядов человека на мир и свое место в... Структура мировоззрения представлена следующими уровнями...

Философия лекции. Лекция №110.02.05. Предмет, структура и функции философии. Вопрос 1: Мировоззрение, его структура и исторические типы. Особенности мифологии
Лектор Котельников Михаил Евгеньевич... Лекция Предмет структура и функции философии...

Понятие мировоззрения, его структура, функции и исторические типы
ПРЕДИСЛОВИЕ... В условиях нарастания социальных противоречий и кризисных явлений в жизни... На данное обстоятельство указывал еще Аристотель отмечавший что из всех искусств наиболее прекрасным является...

Мировоззрение, его структура и роль в жизни человека. Уровни мировоззрения.
На сайте allrefs.net читайте: Мировоззрение, его структура и роль в жизни человека. Уровни мировоззрения....

Основные коренные вопросы сущность, тип, формы, функции, структура, механизм действия ГП, правовая система
Объект ТГП ГП государственно правовые явления... Характерные черты предмета ТГП... общие специфические закономерности ТГП изучает ГП в целом в наиболее общем виде...

Мировоззрение сущность, структура, исторические типы
Немецкая классическая философия охватывает относительно небольшой отрезок времени ми годами века и ми годами века Иммануил Кант... Русская религиозная философия... Специфика и содержание философских категорий...

ПОНЯТИЕ "МИРОВОЗЗРЕНИЕ". ИСТОРИЧЕСКИЕ ТИПЫ МИРОВОЗЗРЕНИЯ
МИФОЛОГИЯ РЕЛИГИЯ... НАУКА... Логически не противоречивая система знаний человека об объективных процессах природы и общества дающая возможность...

Мировоззрение, его структура и роль в жизни человека. Уровни мировоззрения.
На сайте allrefs.net читайте: Мировоззрение, его структура и роль в жизни человека. Уровни мировоззрения....

Основные типы организационных структур управления и их особенности
Управление – процесс сложный и емкий, требующий не только классификации по стилям, методам, но и структуризации. Организационная структура управления - важное звено в научном теоретическом… Невозможно установить долговременные связи с персоналом на предприятии «методом хаоса». Все требует упорядоченности и…

0.041
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам