рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

ПОСЛЕСЛОВИЕ

ПОСЛЕСЛОВИЕ - раздел Образование, Жизнь замечательных людей Закат, Но Не Тьма. Свет Баховского Гения Не Погасал В Сознании Мыслящих Музык...

Закат, но не тьма. Свет баховского гения не погасал в сознании мыслящих музыкантов, а по прошествии де­сятилетий вспыхнул новым всходом славы Баха в мире искусства.

Еще раз обратимся к Альберту Швейцеру, к словам книги его об Иоганне Себастьяне: «Гении начинают по­учать тогда, когда глаза их давно закрыты и когда вместо них говорят их творения. Бах, не уставая, твердил сво­им ученикам, что учиться надо на произведениях вели­ких мастеров, он и не подозревал, что сам станет учите­лем только для будущих поколений». И сам он учился у мастеров — музыкантов германских земель и у компози­торов других стран Европы.

Да не заслонит величие Баха творчества его одарен­нейших современников, немало из них тоже стали учите­лями музыкантов будущего. Это создатель скрипичных концертов и кончерто гроссо итальянец Антонио Виваль­ди, глава неаполитанской оперной школы Алессандро Скарлатти, мастер клавесинной игры Доменико Скарлат-ти; итальянское бельканто выказало свое превосходство в вокальном искусстве. Проявилось влияние на развитие европейской музыки произведений в галантном стиле француза Жана Филиппа Рамо, клавесинных сочинений Франсуа Куперена. Оперы Генделя постигла участь ора­торий и кантат Баха, их было предали забвению, но творчество великого, в равной мере немецкого и англий­ского композитора, со временем озарило труды музыкан­тов новых поколений.

Бах, быть может, отстранял от себя и от своего цель­ного музыкального мироздания некоторые интересные веяния современного ему искусства. При нем зарождал­ся жанр симфонии, обращенный в будущее музыки, на­пример, в Италии и Чехии. Крепли на древе европейской музыки ветви польского творчества. Но кантор Томас-кирхе вряд ли живо интересовался музыкой славянских стран. Ему, очевидно, вовсе неизвестно было певческое


искусство Украины и России. А русская музыка пережи­вала в те времена решительный перелом. В течение ве­ков в певческом церковном искусстве господствовало одно­голосие со своеобразной «подголосочной полифонией», до­статочно указать на весьма развитый и музыкально со­держательный, так называемый знаменный распев. Но уже в XVII веке, а в XVIII все увереннее, в России распространяется многоголосие, «партесное» пение. Не только духовное, но и светское.

Как напоследок не сообщить читателю русской книги, посвященной Баху, о примечательном совпадении таких эпизодов. Якоб Бах, брат Себастьяна, которому, как. по­мнит читатель, в своем шутливом «Каприччио» арнштадт-ский музыкант, не ведая того, предрек печальную судь­бу: гобоист шведской гвардии едва спасся с королем Карлом XII после поражения шведов под Полтавой. Меж­ду тем в честь полтавской победы московский государев певчий, дьяк Василий Титов, мастер «партесного» пения, сочинил двенадцатиголосный концерт для хора. Этот ста­рорусский концерт исполняется ныне теми же капелла­ми, что исполняют и кантаты Баха...

Велико искушение, испытываемое авторами жизне­описаний Баха: включать в книги и сообщения о судьбе его музыки, музыки его сыновей, о влиянии баховского творчества на композиторов различных течений XIX и XX веков. Эти главы тогда могут стать обширнее соб­ственно биографического повествования — безгранична тема: БАХ. Наши очерки редко выходят за пределы жиз­ненного пути композитора. Лишь иногда, как бы загля­дывая вперед, автор уведомлял читателя о судьбе сыно­вей, некоторых учеников кантора и о судьбе репутаций отдельных его произведений.

Несколько дополнительных сведений.

В 1850-х годах, в связи со столетием со дня смерти Иоганна Себастьяна, было образовано Баховское обще­ство в Германии, осуществившее очень значительное де­ло: издание полного собрания его сочинений. Последний, сорок шестой том вышел в свет в 1899 году.

Новый подъем баховедения относится к нашему вре­мени, изучение жизни и наследия Баха ведется во мно­гих странах. 1950 год в ГДР был ознаменован созданием в Лейпциге Баховского архива. Изданы и издаются Бах-архивом основательные труды и публикации ценнейших документов.


Творчество Баха как вечно живое духовное богат­ство вошло в культуру мира социализма.

...В июльский вечер 1750 года скончался великий ком­позитор и артист. О судьбе его сыновей известно. Что же стало с другими детьми кантора?

Из дочерей одна Лизхен познала радость семейной жизни, но спустя девять лет муж ее, Альтниколь, скон­чается; Елизабет доживет до 55 лет. Остальных дочерей кантора судьба оставит одинокими. Катарина Доротея умрет в Лейпциге шестидесятилетней в 1774 году, Иоган­на Каролина в Лейпциге же в 1781 году, сорокачетырех­летней.

Одна Регина Сузанна из детей Баха встретила XIX век. Известный в ту пору музыкальный деятель, ценитель эстетики Баха, Фридрих Рохлиц объявил в 1800 году сбор средств для помощи бедствующей пяти­десятипятилетней дочери лейпцигского кантора и музик-директора. Среди первых отозвался на этот призыв мо­лодой Бетховен.

Остается сообщить об Анне Магдалене. Она познала горечь ранней старости. Первое время вдове Баха несо­мненно оказывал некоторую помощь магистрат, сохра­нились расписки в получении ею денежных сумм. Нет достоверных сведений о взаимоотношениях с мачехой и матерью сыновей Баха после его кончины. Анна Магда­лена пятидесяти девяти лет скончалась в среду 27 фев­раля 1760 года в Лейпциге, на Хейненштрассе, по всей ви­димости, в приюте для неимущих.

Любящая и заботливая жена кантора в течение мно­гих лет так часто в спешке готовила ноты очередной воскресной кантаты своего Себастьяна! Почерком, похо­жим на мужнин, дописав последнюю строку, она боль­шими буквами ставила на странице слова, означавшие по-итальянски «конец».

Пусть этот знак завершит и нашу повесть о жизни и краткий очерк трудов великого Баха:


– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Жизнь замечательных людей

С Морозов... Б А Х... МОСКВА...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: ПОСЛЕСЛОВИЕ

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

АРНШТАДТСКИИ ОРГАНИСТ
Наезженная дорога была не очень пыльной, повозка весело поскрипывала, Арнштадт издали выглядел при­ветливо в августовский солнечный день. Окруженному старой каменной стеной городку, каза­л

НАДЕЖДА НА ВОЛЬНЫЙ ГОРОД МЮЛЬХАУЗЕН
Весть пришла из Мюльхаузена. В начале декабря в этом городе скончался органист церкви св. Блазиуса (Власия). Это печальное известие о смерти почтенного музыканта и композитора, притом и поэта, в кр

ТРИУМФ АРТИСТА И РЕШЕТКА ГАУПТВАХТЫ
В ноябре 1716 года дошла весть до друзей Себастьяна о кончине в Ганновере философа и ученого Готфрида Лейбница. Вряд ли этот великий сын Германии знал что-либо об артистической игре и музыке Баха,

ЗВУЧИТ ОРГАН
Сколь бы ни были совершенны архитектонические, конструктивные достоинства полифонических сочинений Баха, они не заслоняют величия его как мелодиста. Эта сторона его творчества покоряет сердце. В ор

УДАР СУДЬБЫ
К исполнению должности при дворе ангальт-кётен-ского князя директор камерной музыки приступил Семья еще не разместилась в новом жилище, а Иоганн Себастьян уже отправился в Лейпциг. Мария Б

ПОЕЗДКА В ГАМБУРГ
Будто угадывая тревожное состояние Баха, еще в сен­тябре 1720 года его гамбургские доброжелатели присла­ли ему весть: в тамошней церкви св. Иакова освободи­лось место органиста. Может быть, и Нойме

ГОРЕ И ПРОСВЕТЛЕНИЕ
Баху, конечно, доставило боль гамбургское происше­ствие. Рушились надежды на переезд в большой город, где можно было бы устроить старших сыновей в хорошую школу. Органная игра в Гамбурге в

БЕСПОКОЙНЫЕ БУДНИ
Подвластный курфюрсту Саксонскому, в сравнении с Дрезденом Лейпциг был городом провинциальным, хотя и университетским. Охранительные традиции были силь­ны, и буржуазия едва-едва начала выдвигать св

ДВА ПИСЬМА ИОГАННА СЕБАСТЬЯНА
Решением магистрата Бах был взволнован. Если б и захотел, нелегко теперь ему было сняться с места и по-кинуть Лейпциг: большая семья, Фридеман постудил в университет, подрастают младшие. С

АННА МАГДАЛЕНА. ДРЕЗДЕНСКИЕ ДРУЗЬЯ
Ему шел пятый десяток. Уже были сочинены сотни кантат и инструментальных произведений, «Магнификат» и «Страсти». Он познал горечь столкновений с церковни­ками, феодальным и бюргерским чиновничество

СВЕТСКИЙ КАПЕЛЬМЕЙСТЕР
Вспомним тот день из юности Себастьяна, когда он принес в мюльхаузенское жилище первую напечатанную в типографии тетрадь нот, свою «выборную кантату» в честь городского совета. Она оказалась единст

ВЫСОКАЯ МЕССА
Писал ли Бах си-минорную мессу как преподношение королю и курфюрсту? Подобно «Страстям», жанр мессы был в течение веков канонизированной формой духовной музыки. Замысел мог возникнуть у Иоганна Себ

УТЕСНЕНИЯ ЧЕСТИ И НОВОЕ ГОРЕ
Документы подтверждают: именно когда создавалась вдохновенная музыка Высокой мессы, Иоганн Себастьян был погружен в изнурительные дрязги. Снова проступает «отсед» жизни, заслоняющий истину сокровен

ДОМ ПОЛОН МУЗЫКИ
В 1738 году появился в доме Баха двоюродный брат его, тридцатидвухлетний Иоганн Элиас. Сохранилась переписка Иоганна Элиаса с его родны­ми и Себастьяном. Кузен был лет на восемнадцать мо­л

В СТОЛИЦАХ У СЫНОВЕЙ. ГОЛЬДБЕРГОВСКИЕ ВАРИАЦИИ
Впервые Иоганн Себастьян почувствовал нездоровье, близость старости в 1741 году. Ухудшалось зрение: он всю жизнь не щадил глаз, работая до позднего часа при свечах; замечал в иное воскресенье устал

ПОСЛЕДНИЕ ГАСТРОЛИ
Каркало воронье в сумрачном зимнем небе над кир­кой св. Фомы, над островерхой крышей школы, над ого­ленными Апельскими садами. Пруссаки покинули город. У места гусарских биваков на

КРАТКИЙ ПЕРЕЧЕНЬ ПРОИЗВЕДЕНИЙ И. С. БАХА
Вокально-инструментальные произведения: около 300 духов­ных кантат (сохранилось 199); 24 светские кантаты (в их числе «Охотничья», «Кофейная», «Крестьянская»); мотеты, хоралы; Рождественская оратор

ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ
1685, 21 марта (по грегорианскому календарю 31 марта) в тю-рингском городе Эйзенахе родился Иоганн Себастьян Бах, сын городского музыканта Иоганна Амвросия Баха. 1693—1695

КРАТКАЯ БИБЛИОГРАФИЯ
Б а з у н о в С. А. И. С. Бах, его жизнь и музыкальная дея­тельность. Спб., 1894. В е сс е л е р Г. Бах как новатор. Сб. «Избранные статьи музы­коведов Германской Демократической Республик

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги