Реферат Курсовая Конспект
Устное народное творчество. - раздел Образование, Понятийно-концептуальный модуль Понятие "устное Народное Творчество". Взаимосвязь Устного Народного...
|
Понятие "устное народное творчество". Взаимосвязь устного народного творчества с другими видами народного художественного творчества, с народной картиной мира, с древ неславянской мифологией, с традиционным укладом народной жизни и истории.
Основные виды и жанры устного народного творчества:
Малые жанры: пословицы, поговорки, загадки, скороговорки.
Русские народные сказки: Особенности жанра и педагогический потенциал. Сказка – вид фольклорной прозы, «нарочитая фикция» (Пропп В.Я.).
Содержание не вписано в реальное пространство и время.
Идейная устремлённость. Сказка предлагает утопическое разрешение конфликта.
Сказка обладает национальными особенностями, отражая исторические и природные условия жизни каждого народа; в то же время сюжеты большинства сказок интернациональны.
В основе сказок – антитеза между мечтой и действительностью.
Разделение персонажей по полюсам добра и зла.
Герои статичны, это образы-типы, зависящие от своей сюжетной роли.
Композиция: экспозиция – завязка – развитие действия – кульминация – развязка.
Язык сказок: эпитеты, сравнения, метафоры, пословицы, поговорки, прозвища, живая разговорная речь.
Сказка – система жанров: сказка волшебная, социально-бытовая, о животных.
Особенности сказок как народных средств воспитания.
а) В большинстве сказок отражены лучшие черты народа: трудолюбие, одарённость, верность в бою, в дружбе и труде, безграничная преданность народу и родине.
б) Многие народные сказки внушают уверенность в торжестве правды, в победе добра над злом. Страдания положительного героя и его друзей являются временными, за ними обычно приходит радость, причём эта радость – результат борьбы, результат совместных усилий. Оптимизм сказок особенно нравится детям и усиливает воспитательное значение народных педагогических средств.
в) Образность – важная особенность сказок, которая облегчает их восприятие детьми, не способным ещё к абстрактному мышлению. В герое обычно весьма выпукло и ярко показываются главные черты характера, которые сближают его с национальным характером народа: отвага, трудолюбие, остроумие и т.д. (за одну ночь: построить дворец, посеять лён, вырастить, обработать, напрясть, наткать, нашить, одеть народ и т. д. – приём гиперболизации).
г) Дидактизм сказок: «добрым молодцам урок» даётся не общими рассуждениями и поучениями, а яркими образами и убедительными действиями. Тот или иной поучительный опыт как бы совершенно самостоятельно складывается в сознании слушателя. В этом – источник педагогической эффективности сказок.
д) В сказках явно проводится мысль о том, что человеком может называться только тот, кто трудится. Труд – это радостное творчество, он делает человека сильным, спасает его от всех житейских бед.
Былины, их происхождение и классификация. Былина – фольклорная эпическая песня о героическом событии или примечательном эпизоде древней русской истории. Термин «былина» (научный) был введён в 1830-х гг. на основании упоминаемых в «Слове о полку Игореве» «былинах сего времени». В первоначальном виде былины возникли в Киевской Руси, выразив уже оформившееся национальное сознание русского народа. Былины сложились на почве архаичной эпической традиции, унаследовав от неё многие мифологические черты, однако фантастика оказалась подчинённой историзму видения и отображения действительности. С точки зрения народа, значение былин заключалось в сохранении исторической памяти, поэтому их достоверность не подвергалась сомнению.
Былины киевского и новгородского циклов, героические и новеллистические былины.
Несказочная проза: жанровые особенности преданий, легенд, быличек; соотношение реальности и вымысла в их содержании.
В фольклоре легенда – жанр несказочной прозы, фантастически осмысляющий события, связываемые с явлениями живой и неживой природы, миром людей (племена, народы, отдельные личности), со сверхъестественными существами (Бог, святые, ангелы, нечистый дух). В основе фольклорных легенд лежит представление о чуде, воспринимаемом как достоверность, что определяет их структуру, систему образов, поэтику. В отличие от мифов легенды независимы от ритуала; в отличие от преданий события легенды протекают одновременно в прошлом, настоящем и будущем.
Классификация легенд: этиологические (объясняют причины и условия возникновения чего-либо), религиозно-назидательные (о Боге, ангела, святых; сюжетные толкования народного календаря, имён святых; легенды о старцах, юродивых), социально-утопические (выражают мечту народа о справедливом общественном устройстве).
Предание – жанр несказочной прозы с установкой на историческую достоверность. Основное назначение предания – сохранять память о национальной истории. Тема преданий всегда общезначима, их конфликт – национальный, либо социальный, персонажи – представители государства, нации, конкретных классов или сословий. Общее, типическое изображается посредством частного, конкретного. Преданиям свойственна локальная приуроченность к селу, городу, озеру, реке, горе, дому. Их достоверность иногда подкрепляется материальными свидетельствами: героем построена церковь, подарена вещь. События концентрируются вокруг исторических деятелей, которые предстают чаще всего в идеальном свете.
Классификации преданий, их условность. Предания исторические, топонимические (о происхождении географических названий), этногенетические (о происхождении народа, племени), о заселении и освоении края, этиологические, культурологические и т.д.
Былички (демонологические рассказы) –это суеверные повествования, связанные с персонажами низшей мифологии. В быличках отразились представления и понятия о сверхъестественных силах, о вмешательстве в людскую жизнь всемогущей воли существ из низшей демонологии. Былички обращены к настоящему, случившееся в них - невероятно. Сюжеты быличек обычно небольшого размера, одномотивные. Персонажи – человек и демоническое существо.
Педагогический потенциал устного народного творчества. Роль устного народного творчества в современном обществе. Возникновение новых жанров устного народного творчества. Использование устного народного творчества в различных формах досуговой практики.
Литература:
1. Аникин В. П. Русская народная сказка: пособие для учителей. - М., 1977.
2. Аникин В. П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор. - М., 1957.
3. Афанасьев А.Н. Народные русские сказки. В 3-х т. - М.-Л., 1936.
4. Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения Славян на природу. В 3-х т. - М., 1994.
5. Бахтин В.А. Пространственные представления в волшебной сказке //Фольклор народов РСФСР. Вып. 1.- Уфа, 1974.
6. Бахтина А.В. Время в волшебной сказке // Проблемы фольклора. - М., 1975.
7. Былины. - М., 1969.
8. Ведерникова Н.М. Русская народная сказка. - М„ 1975.
9. Голубиная книга. Русские народные стихи П-Х1Х вв. - М., 1991.
10. Гусев В.Е. Эстетика фольклора. - Л., 1967.
11. Даль В.И. Пословицы русского народа в 2-х т. - М.,1984.
12. Елеонская Е.Н. Сказка, заговор, колдовство в России. - М., 1994.
13. Кравцов Н.Н., Лазутин С.Г. Русское устное поэтическое творчество. - М.,1983.
14. Коринфский А.А. Народная Русь. Круглый год сказаний, поверий, обычаев и пословиц русского народа. - Смоленск, 1995.
15. ЛихачевД.С. Поэтика древнерусской литературы. Избранные произведения в 3-х т.-М., 1987.
16. Пропп В.Я. Морфология сказки. - М., 1969.
17. Русская народная поэзия. Обрядовая поэзия. - Л., 1984.
18. Русская народная поэзия. Лирическая поэзия. - Л., 1984.
19. Русские народные пословицы и поговорки. - М., 1965.
20. Русская народная словесность. - М., 1994.
21. Русское народное поэтическое творчество: Хрестоматия по фольклористике. -М.,1986.
22. Федотов Г. Стихи духовные. Русская народная вера по духовным стихам. - М., 1991.
23. Фесюкова Л.Б. Воспитание сказкой. - Харьков, 1996.
– Конец работы –
Эта тема принадлежит разделу:
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА Понятийно концептуальный модуль художественное... Импровизационность... Вариативность практическое осуществление импровизационности Фольклорный процесс постоянное колебание...
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Устное народное творчество.
Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Твитнуть |
Новости и инфо для студентов