рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Народное музыкальное творчество.

Народное музыкальное творчество. - раздел Образование, Понятийно-концептуальный модуль Народное Песенное Творчество: Понятие И Видо-Жанровая Структура. П...

Народное песенное творчество: понятие и видо-жанровая структура. Песня — музыкально-поэтическая (синкретичная) форма фольклора. П. могла бытовать в единстве с танцем, драматической игрой, инструменталь­ной музыкой. В традиционном фольклоре текст П. и её мелодия создавались одновременно, вместе с тем на одну мелодию могли исполняться разные тек­сты (например, былин, частушек) и даже разные жанры (П. величальные и корильные), а один и тот же текст П. мог быть распет на разные мелодии.

Выделяют П. эпические, лирические, лироэпические и лирико-драматические; П. трудовые; П. обрядовые и внеобрядовые. Они различают­ся по времени происхождения, особенностям бытования, музыкальному стилю, манере исполнения: протяжно-распевные или быстрые; мажорные или ми­норные; одноголосные или многоголосные (хоровые). Русские П. бесконечно разнообразны по содержанию, мелодическому стилю, музыкальным формам. Они явились источником вдохно­вения поэтов и композиторов.

Песня обрядоваяназвание песен разных жанров, органически входивших в традиционные народные обряды. Обрядовые песни — древнейший пласт музыкально-поэтического фольклора. Во многих обрядах обрядовые песни занимали ведущее место, сочетая магическую, утилитарно-практическую и художественную функции. Обрядовые песни исполнялись хором. Ритуальные обрядовые песни отражали сам обряд, способствовали его формированию и реализации. Заклинательные обрядовые песни были магическим обращением к силам природы с целью получить благополучие в хозяйстве и семье. В величальных песнях поэтически идеализировались, ославлялись участники ритуала: реальные люди или мифологические образы. Противоположны величальным были корильные песни, которые высмеивали участников ритуала, нередко в гротескной форме; их содержание было юмористическим или сатирическим. Игровые и хороводные обрядовые песни испол­нись во время различных молодёжных игр и в хороводах; в них описывались и сопровождались имитацией полевые работы, разыгрывались семейные сцены (например, сватовство). Лирические обрядовые песни — наиболее позднее явление в обряде. Их главное назначение — выражать мысли, чувства и настроения. Благодаря лирическим песням создавался определённый эмоциональный колорит, утверждалась традиционная этика. Особым типом являются обходные обрядовые песни, выделяемые только по одному признаку: их исполняли во время обрядовых обходов дворов.

Песня внеобрядовая– общее обозначение огромного числа песен, исполнение которых не зависело от народных обрядов. Внеобрядовые песни относятся к разным жанрам фольклора и являются эпическими, лирическими, лиро-эпическими.

Классификация внеобрядовых лирических песен: любовные, семейно-бытовые, солдатские (рекрутские, казачьи), арестантские, шуточные, трудовые; городские песни, романсы, баллады.

Выдающиеся собиратели и исполнители русских народных песен. Сборники р.н.п. М.А. Балакирева, Н.А. Римского - Корсакова и других русских композиторов. Старинные современные народные хоры и фольклорные ансамбли.

Городской фольклор. Особенности стихосложения городских песен. Стилевая особенность мелодического склада городских песен. Трансформация русских народных песен в городские. Музыкальное сопровождение городских песен.

Жанры городских песен: романсы, лирико-повествовательные песни, баллады, плясовые, героико-патриотические, походне солдатсеи, застольные, студенческие.

Песня авторская, синоним: песня бардовская (от кельтск. Ваrd — поэт-певец у древних кельтов) — современная полупрофессиональная-полу­фольклорная форма песенного творчества, которая начала развиваться примерно с 1960-х гг. в городской среде. Бард нового времени — поэт, музыкант и исполнитель собственных песен. Авторские песни часто поются под акком­панемент гитары. Как и в фольклоре, в авторской песне слиты поэзия и музыка, твор­чество и исполнение. Проникая в устный репертуар, авторские песни варьируются и не­редко бытуют как анонимные. Известны авторские песни 1960—1970-х гг., созданные геологами, туристами,— они наполнены романтическим восприятием дейст­вительности. Для большинства авторских песен характерно проникновенное лирическое начало, отображение чувств современного человека, что может сочетаться с иронией — в так называемых интеллектуальных авторских песнях (Б. Окуджава). Довольно часто, особенно в советский период, авторские песни обращались к общест­венно-политическим темам, и тогда они становились сатирическими (В. Вы­соцкий). Авторские песни продолжают создаваться и в наши дни. В 1980—1990-х гг. широкое распространение в молодёжной среде получили анонимные песни., сочинённые солдатами и офицерами, воевавшими в Афганистане и Чеч­не. В этих песнях. отчётливо выражено трагическое начало, на фоне которого обостряется осознание вечных жизненных ценностей: красоты природы и радости бытия, любви к России, любви к матери, преданности товарищам по оружию, верности любимой девушке. Авторские песни распространяются как устным путём, так и с помощью аудиозаписей, на электронных носителях.

Детский фольклорспецифическая область устного художественного творчества, имеющая, в отличие от фольклора взрослых, свою поэтику, свои формы бытования и своих носителей. Общий, родовой признак детского фольклора – соотнесение художественного текста с игрой.

Классификация детского фольклора. Детский фольклор как часть народной педагогики, жанры которого интуитивно основаны на учёте физических и психических особенностей детей разных возрастных групп. Полифункциональность детского фольклора.

Использование различных жанров песен в обрядовой и игровой культуре народа.

Русская народная инструментальная музыка.

Старинные музыкальные инструменты: духовые (свирель, жалейка, кугиклы, рожок и др.), ударные (трещотки, рубель, ложки, бубен и др.) и струнные (гусли крыловидные, шлемовидные, гудок, домра, мира колесная, балалайка и др.) Гармоника в России. Роль народных музыкальных инструментов в народном быту и в празднично - обрядовой культуре.

Скоморохи на Руси и их музыкальные инструменты. Народные музыкальные наигрыши.

Образы музыкантов с народными музыкальными инструментами в народном декоративно-прикладном творчестве (например, в глиняных и деревянных народных игрушках).

Известные старинные и современные ансамбли и оркестры русских народных инструментов. Ансамбль рожечников И. Кондратьева, ансамбль гусляров О. Смоленского, оркестр хроматических гармоник Н. Белобородова. Великорусский оркестр народных инструментов под руководством В. В. Андреева.

Проблемы аутентичности и стилизации музыкального фольклора в современных бытовых и сценических формах музыкальной жизни. Возникновение новых жанров музыкального творчества.

Известные современные любительские музыкальные коллективы России. Региональные особенности народного музыкального творчества.

Литература:

1. АсафьевБ.В. О народной музыке. - Л., 1967.

2. Базтин В.С. Русская частушка // Частушка. - М., 1966.

3. Вачинская П.М., Попова Т.В. Русское народное музыкальное творчество:

Хрестоматия. - М„ 1973.

4. Вертков К.А. Русские народные инструменты. - Л., 1975.

5. Вертков К.А., Благодатов В.И., Язовицкая Э. Атлас музыкальных инструментов народов СССР. - М., 1975.

6. Виноградов Г. С. Детский фольклор. - Л., 1978.

7. Газарян С.С. В мире музыкальных инструментов. - М.,1985.

8. Гошовский В.Л. У истоков народной музыки славян. - М., 1971.

9. Имханицкий М.И. У истоков русской народной оркестровой культуры. - М., 1987.

10. КиршинаТ.В. Традиционная русская инструментальная культура. - М., 1989.

11. Круглов Ю.Г. Русские обрядовые песни. - М., 1982.

12. Кулаковская Н.Н., Кулаковский Л.В. С маской, бубном и гудком. - М., 1983

13. Кулаковский Л. В. Владимирские рожечники //Советская музыка. 1954 №11.

14. Максимов Е.И. Российские музыканты-самородки. - М„ 1987.

15. Максимов Е.И. Русские народные оркестры и ансамбли. - М.,1997.

16. Пересада А.И. Оркестры русских народных инструментов. - М., 1985. 1 7. Попова Т.В. Основы русской народной музыки. - М., 1977.

18. Путилов Б.Н. Народные исторические песни. - М.-Л., 1967.

19. Рапацкая Л.А. Четвертая мудрость. О музыке в культуре Древней Руси. - М., 1997.

20. Русские рожечники. - М., 1990.

21. Славянский музыкальный фольклор. - М., 1972.

22. Современный русский фольклор. - М., 1966.

23. Фаминцын А.С. Скоморохи на Руси. - СПб., 1995.

24. Чичеров В.И. Русское народное творчество. - М., 1959.

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Понятийно-концептуальный модуль

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА Понятийно концептуальный модуль художественное... Импровизационность... Вариативность практическое осуществление импровизационности Фольклорный процесс постоянное колебание...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Народное музыкальное творчество.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Понятийно-концептуальный модуль.
1.1. Формирование понятий «Народная художественная культура», «Народное художественное творчество». НХТ как основа художественной культуры общества.

Фольклор в системе народной художественной культуры.
Фольклор – бытовая традиционная для этноса культура, отражающая его менталитет, сложившаяся в результате многовекового коллективного творчества путём устной коммуникации, проявляющаяся в бесконечно

Специфика фольклора.
1.Устная форма создания, распространения и бытования – основополагающая особенность фольклора. 2.Традиционность.Коренное свойство фольклора. Главным пр

Видо-жанровая структура фольклора.
Поэтические роды в фольклоре – наиболее крупные классификационные единицы, объединяющие виды и жанры фольклора на основании разных способов отображения реальной жизни. Как и в литературе, в фоль

Художественная самодеятельность в структуре народной культуры.
Художественная самодеятельность – социально-организованное творчество, ориентированное на воспроизводство и развитие существующих образцов (произведений, изделий) элитарной, массовой или фольклорно

Мифологические истоки народной художественной культуры. Мифы древних славян.
Понятие о мифе, мифологии. Мифологическая картина мира. Мифы как древнейший пласт этнических культур. Образы древнеславянской мифологии. Древнеславянская мифология как воплощение языческой картины

ЗИМНИЕ СВЯТКИ.
Период празднования от Рождества до Крещения (с 7 по 19 января по новому стилю). Происхождение, языческий и христианский смыслы праздника: древний культ солнечных божеств (Коляды и др.); библейские

Художественные элементы зимних святок.
а) музыкальные элементы праздника: народные календарные песни (колядки, авсени, таусени, виноградья, шедровки), подблюдные песни в обряде гадания; рождественские церковные песнопения, духовные стих

МАСЛЕНИЦА.
Период празднования (последняя неделя перед Великим Постом). Происхождение, языческий и христианский смыслы праздника. Масленица как персонаж праздника. Традиционные названия каждого из дней маслен

ОБРЯДЫ И РИТУАЛЫ ОСЕННЕГО ЦИКЛА.
Осенний цикл народных праздников включает в себя: - праздник жатвы (Зажинки, Дожинки), проводится в августе-сентябре в зависимости от региона; - Покров день (14 октября);

Традиционный свадебный обряд.
Свадьба - время наибольшей полноты жизни. Сакральное время проведения: после Красной Горки (весна), после Покрова дня (закончились полевые работы), Мясоед (от Крещения до Масленицы). Основ

Народные гуляния в городах.
Многолюдные гулянья и праздники всегда входили в городской быт. Сначала они копировали крестьянскую традицию: те же сроки и формы (ряженье на святках, катание на лошадях и с ледяных гор, завиван

Игровые формы народной художественной культуры.
Понятия «игра», «игровая деятельность», «игровая культура». Природа и функции игровой деятельности. Классификация игр. Понятие о народной игре. Происхождение и эволюция народных игр, их св

Устное народное творчество.
Понятие "устное народное творчество". Взаимосвязь устного народного творчества с другими видами народного художественного творчества, с народной картиной мира, с древ неславянской мифолог

Народное театральное творчество.
Понятие «фольклорный театр». Обрядовые, ритуальные и мифологические истоки фольклорного театра. Фольклорный театр и древние мистерии. Элементы драматического действия в древних игрищах и хороводах.

Народно танцевальное творчество.
Древние истоки народных танцев. Танцевальные элементы в древних культах, обычаях и ритуалах. Пляски скоморохов. Древние свистопляски. Русские народные танцы: происхождение, художественно-э

Изобразительное творчество. Традиции лубка.
Традиционные формы изобразительного творчества. Использование росписи (настенной, потолочной)в оформлении русского жилища, церквей. Иконопись. Традиции иконописи.

Народная художественная культура в современном образовательном пространстве.
Актуальнейшими проблемами нашего времени являются: необходимость сохранения национального самосознания, духовного наследия и основы нашего бытия – природного мира. Российское общество начинает п

Основы педагогического проектирования этнохудожественных образовательных систем.
Понятие "образовательная система" и "этнохудожественное образование". Роль системного подхода к развитию этнохудожественного образования. Основные компоненты этнохудожественной

Организация народного художественного творчества в современных условиях.
«Организация» - «организовать» - «основать, создать (какое-либо учреждение, общественное объединение и т.д.); подготовить, наладить; объединить для какой-либо цели» (Русский толковый словарь Лоп

Научно-методическое обеспечение народного художественного творчества.
5.2.1.Система научно-методического обеспечения НХТ формировалась постепенно. Период её становления охватывает довольно значительный период. Первые признаки методической деятельности в Рос

Современное состояние домов народного творчества
ДНТ координируют всю творческую, организационно-методическую и издательскую деятельность по развитию любительского и традиционного народного искусства в России. Тип ДНТ – государственное у

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги