рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Понятийно-концептуальный модуль.

Понятийно-концептуальный модуль. - раздел Образование, Понятийно-концептуальный модуль 1.1. Формирование Понятий «Народная Художественная Культура», «Народн...

1.1. Формирование понятий «Народная художественная культура», «Народное

художественное творчество». НХТ как основа художественной культуры общества.

Система исходных понятий. Понятие «народ», его соотношение с понятиями «этнос»,

«народность», «нация», «национальные меньшинства».

Понятие «художественная культура» в трудах отечественных и зарубежных исследователей.

Народная художественная культура (НХК) как предмет изучения. НХК в структуре общества.

Сущность НХК:

· развивается под влиянием принятых и утвердившихся в данном обществе художественных норм, ценностей и идеалов;

· воплощает в себе традиции, то есть устойчивые формы жизни народа, отражающие особенности его национального характера и национальных образов мира; в каждом современном обществе, как правило, сосуществуют и взаимодействуют множество различных национально-культурных и национально-художественных традиций;

· НХК – древнейший пласт отечественного культурного наследия. Её корни уходят в традиции и обычаи восточнославянских племён, проживающих на территории нашей страны. Главной частью этой культуры являются произведения НХТ;

· НХК складывалась на Руси как культура быта, развивалась во всех слоях общества, имея много общего в крестьянской, купеческой, боярской и княжеской среде. В изучении и распространении традиций НХК важный вклад внесли в 19-начале 20 в. представители творческой интеллигенции, русского дворянства и других сословий.

· Ядром НХК является НХТ, включающее в себя совокупность художественных произведений различных видов и жанров, созданных народом на основе его самобытных традиций, а так же своеобразные формы и способы художественно-творческой деятельности. Процесс и результаты НХТ неразрывно связаны с представлениями того или иного народа о мире, особенностями его национального характера и творческих устремлений.

· НХК в России более 10 веков развивается во взаимосвязи с церковным искусством. Его развитие происходило во взаимосвязи с отечественными национально-культурными традициями.

· Большую роль в развитии традиций НХК, различных видов и жанров НТ сыграло русское классическое искусство. Многие русские композиторы-классики собирали и обрабатывали народные песни, создавали оперы, балеты и другие произведения по мотивам русских народных сказок, былин.

Вывод: НХК – сложное и многогранное явление, не ограниченное крестьянским фольклором. Помимо традиционных видов и форм художественной деятельности и её результатов (сказок, песен, танцев и т.д.), НХК включает систему воплощённых в художественных образах базовых духовно-нравственных ценностей и идеалов народа, отражает его мировоззрение и миропонимание. НХК включает также сложившиеся в том или ином этносе и передающиеся от поколения к поколению формы и способы создания, сохранения и распространения художественных ценностей, формы бытования произведений НТ.

Функции НХК: социальная, познавательная, ритуальная, этическая, эстетическая, нормативная, регулятивная, информативная, коммуникативная, воспитательная, организующая, этикетная и др.

Специфические признаки:

- связь с материальным производством: непосредственная (трудовые песни, оформление орудий труда) и опосредованная (обряды, песни, праздники, посвящённые сбору урожая или в символической форме воспроизводящие те или иные виды трудовой деятельности);

- непосредственная связь с природной средой, с семейным и общественным бытом, с обычаями, со всем укладом жизни, что определило прикладной характер всех видов народного творчества;

- коллективный характер творческого процесса;

- традиционность;

- вариативность (вариантность);

- национальное своеобразие;

- НХК образует большое количество региональных и локальных типов (богатство и разнообразие костюмов, народной архитектуры, музыки, песенного и сказочного творчества).

Структура НХК. Формы художественно-творческой деятельности: фольклор, фольклоризм, неофольклор («городской примитив», «городской фольклор»), художественная самодеятельность, народное декоративно-прикладное искусство.

Основные направления социодинамики русской НХК.

Социальная структура НХК сложна и нестабильна, изменяется в связи с историческими изменениями социальной структуры самого народа и в соответствии со степенью творческой активности того или иного класса, той или иной социальной группой.

- феодальная Русь: основной творец и хранитель традиций и ценностей НК – крестьянство; с развитием городов и ремесленного производства возрастает роль демократических слоёв городского населения; роль специализированных художественных цехов, артелей, скоморохов, осуществлявших «художественную» связь между городом и деревней.

- рубеж средневековья и нового времени (процесс образования российского многонационального государства и собственно русской нации): НХК по преимуществу крестьянская.

- 18 век: крепостное крестьянство, казачество, «работные и фабричные люди», казачество, городские ремесленники;

- 19-н.20 века: крестьянство, рабочий класс, интеллигенция; формируется специфическая городская культура, в которой сочетаются элементы традиционной культуры, новой «массовой» культуры и усваиваемые массами элементы культуры господствующих классов и профессионального искусства.

Основные тенденции социодинамики современной НХК: эволюция на протяжении столетий; проявление социодинамического процесса развития в разных формах и направлениях; изменение социальной структуры; образование новых геодемографических зон, возникновение новых межэтнических связей с культурой других народов; появление новых видов и жанров народного искусства; изменение условий и форм творческой деятельности народа, условий и форм распространения и восприятия произведений народного искусства.

Особенности НХТ на различных этапах отечественной истории от Руси к России.

Самостоятельная работа: конспект гл.1 монографии В.Е. Гусева «Русская народная художественная культура».

Знания: студент должен знать структуру современной художественной культуры, сущность и место народной художественной культуры в художественной культуре общества; основные формы НХТ; основные исторические этапы становления и развития народного художественного творчества в России.

Список литературы:

1. Гусев В.Е. Русская народная художественная культура. Теоретические очерки. СПб., 1993.

2. Каргин А.С. Народная художественная культура. М., 1997.

3. Каргин А.С. Народное художественное творчество. Структура. Формы. Свойства. М., 1990.

4. Михайлова Л.И. Народное художественное творчество как социокультурное явление. Пермь, 1994.

5. Стрельцова Е.Ю. Народное художественное творчество как объект научного исследования. М., 2003.

Дополнительная литература:

1Арутюнов С.А. Народы и культуры. Развитие и взаимодействие. М.,1989.

2. Богатырев П.Г. Вопросы теории народного искусства. М., 1971.

3. Гачев Г.Д. Наукам национальные культуры. Ростов-на-Дону, 1992.

3.Некрасова М.А. Народное искусство России: народное творчество как мир целостности. М., 1983.

4. Русские этносоциологические очерки. М., 1992.

5.Франк С. Духовные основы общества. М., 1992.

6. Этнознаковые функции культуры. М., 1991.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Понятийно-концептуальный модуль

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА Понятийно концептуальный модуль художественное... Импровизационность... Вариативность практическое осуществление импровизационности Фольклорный процесс постоянное колебание...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Понятийно-концептуальный модуль.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Фольклор в системе народной художественной культуры.
Фольклор – бытовая традиционная для этноса культура, отражающая его менталитет, сложившаяся в результате многовекового коллективного творчества путём устной коммуникации, проявляющаяся в бесконечно

Специфика фольклора.
1.Устная форма создания, распространения и бытования – основополагающая особенность фольклора. 2.Традиционность.Коренное свойство фольклора. Главным пр

Видо-жанровая структура фольклора.
Поэтические роды в фольклоре – наиболее крупные классификационные единицы, объединяющие виды и жанры фольклора на основании разных способов отображения реальной жизни. Как и в литературе, в фоль

Художественная самодеятельность в структуре народной культуры.
Художественная самодеятельность – социально-организованное творчество, ориентированное на воспроизводство и развитие существующих образцов (произведений, изделий) элитарной, массовой или фольклорно

Мифологические истоки народной художественной культуры. Мифы древних славян.
Понятие о мифе, мифологии. Мифологическая картина мира. Мифы как древнейший пласт этнических культур. Образы древнеславянской мифологии. Древнеславянская мифология как воплощение языческой картины

ЗИМНИЕ СВЯТКИ.
Период празднования от Рождества до Крещения (с 7 по 19 января по новому стилю). Происхождение, языческий и христианский смыслы праздника: древний культ солнечных божеств (Коляды и др.); библейские

Художественные элементы зимних святок.
а) музыкальные элементы праздника: народные календарные песни (колядки, авсени, таусени, виноградья, шедровки), подблюдные песни в обряде гадания; рождественские церковные песнопения, духовные стих

МАСЛЕНИЦА.
Период празднования (последняя неделя перед Великим Постом). Происхождение, языческий и христианский смыслы праздника. Масленица как персонаж праздника. Традиционные названия каждого из дней маслен

ОБРЯДЫ И РИТУАЛЫ ОСЕННЕГО ЦИКЛА.
Осенний цикл народных праздников включает в себя: - праздник жатвы (Зажинки, Дожинки), проводится в августе-сентябре в зависимости от региона; - Покров день (14 октября);

Традиционный свадебный обряд.
Свадьба - время наибольшей полноты жизни. Сакральное время проведения: после Красной Горки (весна), после Покрова дня (закончились полевые работы), Мясоед (от Крещения до Масленицы). Основ

Народные гуляния в городах.
Многолюдные гулянья и праздники всегда входили в городской быт. Сначала они копировали крестьянскую традицию: те же сроки и формы (ряженье на святках, катание на лошадях и с ледяных гор, завиван

Игровые формы народной художественной культуры.
Понятия «игра», «игровая деятельность», «игровая культура». Природа и функции игровой деятельности. Классификация игр. Понятие о народной игре. Происхождение и эволюция народных игр, их св

Устное народное творчество.
Понятие "устное народное творчество". Взаимосвязь устного народного творчества с другими видами народного художественного творчества, с народной картиной мира, с древ неславянской мифолог

Народное музыкальное творчество.
Народное песенное творчество: понятие и видо-жанровая структура. Песня — музыкально-поэтическая (синкретичная) форма фольклора. П. могла бытовать в единстве с танцем, дра

Народное театральное творчество.
Понятие «фольклорный театр». Обрядовые, ритуальные и мифологические истоки фольклорного театра. Фольклорный театр и древние мистерии. Элементы драматического действия в древних игрищах и хороводах.

Народно танцевальное творчество.
Древние истоки народных танцев. Танцевальные элементы в древних культах, обычаях и ритуалах. Пляски скоморохов. Древние свистопляски. Русские народные танцы: происхождение, художественно-э

Изобразительное творчество. Традиции лубка.
Традиционные формы изобразительного творчества. Использование росписи (настенной, потолочной)в оформлении русского жилища, церквей. Иконопись. Традиции иконописи.

Народная художественная культура в современном образовательном пространстве.
Актуальнейшими проблемами нашего времени являются: необходимость сохранения национального самосознания, духовного наследия и основы нашего бытия – природного мира. Российское общество начинает п

Основы педагогического проектирования этнохудожественных образовательных систем.
Понятие "образовательная система" и "этнохудожественное образование". Роль системного подхода к развитию этнохудожественного образования. Основные компоненты этнохудожественной

Организация народного художественного творчества в современных условиях.
«Организация» - «организовать» - «основать, создать (какое-либо учреждение, общественное объединение и т.д.); подготовить, наладить; объединить для какой-либо цели» (Русский толковый словарь Лоп

Научно-методическое обеспечение народного художественного творчества.
5.2.1.Система научно-методического обеспечения НХТ формировалась постепенно. Период её становления охватывает довольно значительный период. Первые признаки методической деятельности в Рос

Современное состояние домов народного творчества
ДНТ координируют всю творческую, организационно-методическую и издательскую деятельность по развитию любительского и традиционного народного искусства в России. Тип ДНТ – государственное у

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги