Реферат Курсовая Конспект
Художественная самодеятельность в структуре народной культуры. - раздел Образование, Понятийно-концептуальный модуль Художественная Самодеятельность – Социально-Организованное Творчество, Ориент...
|
Художественная самодеятельность – социально-организованное творчество, ориентированное на воспроизводство и развитие существующих образцов (произведений, изделий) элитарной, массовой или фольклорной культуры посредством специального изучения определённой части населения художественным навыкам и умениям.
Зарождение и развитие самодеятельного художественного творчества.
Понятие ХС формируется к 30-ым годам 20 в.
Этапы становления:
1) до середины 20-ых годов: процесс поиска новых форм; ХС испытывает влияние различных худ. направлений, методов, стилей; развивается под влиянием социально-исторической и социально-экономической ситуации.
- коренная ломка старого во имя нового,
- отказ от культуры прошлого (дворянской, народной и т.д.),
- задача создания новой основы культурного развития,
- цель ХС – преодоление художественной неграмотности масс,
- основные формы: кружки, студии.
Жанрово-видовая структура:
- театральная ХС: пьесы-агитки, театр массового действия (Мейерхольд) и др. Черты: плакатность, наглядность, прямая политическая агитация;
- литературная ХС: проработка лозунгов, текстов плакатов, написание частушек, агиток, инсценировок;
- музыкальная ХС: хоры, оркестры, кружки общего музыкального образования;
- изобразительная ХС: значительное место занимают оформительские работы.
Основные черты периода: массовость, монументальность, плакатность, агитационность, революционный пафос.
2) 30-е годы: ХС встаёт на путь взаимодействия с профессиональным искусством, овладевает опытом прошлого, изучает классический репертуар.
- театральная ХС: постановки пьес (Горький, Вишневский, Непогодин);
- музыкальная ХС: проникновение ХС в цеха, учебные заведения;
- изобразительная ХС: интерес к станковой живописи, графике;
- хореографическая ХС: кружки танца и студии танца.
3)Военные годы: армейская ХС, кружки в партизанских отрядах, небольшие концертные бригады; изменение репертуара; сольные жанры: вокальные и худ. слова; изо ХС: листовки, газеты, агитки.
4) 50-60-е годы: восстановление и расцвет ХС:
- смотры по отдельным жанрам,
- всемирные фестивали молодёжи и студентов,
- выпуск журнала «ХС» (1956-58 гг.): материалы об опыте работы, методические рекомендации,
- шефство профессиональных мастеров,
- звания «народный» и «любительский» коллективы,
- расширение жанрово-видовой структуры: кинолюбительство, джаз, ВИА,
- хорошая финансовая поддержка.
5) вторая половина 70-ых годов:
- снижается темп появления новых коллективов и участников;
- отток взрослого населения из ХС, она становится по преимуществу детской;
Причины:
- ограничение творческой свободы, появление нормативов во всех областях художественной жизни;
- человек оказывается в ситуации изобилия культуры;
- ХС не обладает конкурентоспособностью;
- коллективы оказались в условиях профессиональных конкурсов.
6) тенденции 80-х г.г.:
- в зоне свёртывания оказались театральные и хоровые коллективы, оркестры духовых и народных инструментов;
- большинство молодёжи стремится к неформально организованному любительству;
- массовые исполнительские формы теряют зрелищные функции;
- развитие авторских и камерных форм и свёртывание массовых.
7)начало 90-х г.г.: - массовое изгнание кружков ХС из учреждений культуры;
- тенденция коммерциализации и расширение рыночных отношений в культуре и художественном творчестве.
В настоящее время ХС остаётся в трудном положении.
Основные типы ориентации художественной самодеятельности:
- профессиональное искусство с его основными видами и жанрами;
- фольклорное творчество с его синкретизмом жанровой палитры и особой исполнительской манерой;
- специфические любительские виды творчества, не имеющие аналогов ни в фольклорном, ни в профессиональном художественном творчестве.
Жанрово-видовая структура художественной самодеятельности.
Виды ХС: музыкальная, хоровая, театральная, хореографическая, изобразительная.
Каждый вид может быть представлен классическими и народными жанрами.
Жанр в ХС – область искусства, отличающаяся особыми, только ей свойственными признаками и условиями исполнения, восприятия и т.д.
Народные жанры:
- фольклорные театры, группы скоморохов и т.д.
- народно-певческие коллективы, ансамбли, солисты, в т.ч. народные хоры, ансамбли народной песни, фольклорные ансамбли;
- народные инструментальные коллективы, ансамбли, солисты, в т.ч. народные оркестры, ансамбли народных инструментов;
- народно-танцевальные коллективы, ансамбли, солисты, в т.ч. ансамбли народного танца;
Классические жанры:
- академические хоры и ансамбли, симфонические оркестры и ансамбли, духовые оркестры;
- народные театры, театральные студии;
- коллективы классического, бального, эстрадного танца, танца модерн;
- студии живописи.
Оригинальные жанры:
- цирковые жанры (клоунада, эквилибр, фокусы);
- хореографические: уличные танцы, хип-хоп, поп-арт;
- изобразительные: граффити;
- самодеятельная песня;
-эстрадный театр, театр хепенинга, театр-кафе, рэп-театр, дискотеатр, театр буффонады, театры малых форм, агитбригады, КВН, театрализованные конкурсы, ролевые игры.
Классификация художественной самодеятельности по различным признакам:
Самостоятельная работа:конспект монографии Л.И. Михайловой «Народное художественное творчество как социокультурное явление» (гл. «Художественная самодеятельность»).
Знать:
Уметь:
Список литературы:
1. Каргин А.С. Народная художественная культура. - М., 1997.
2. Каргин А.С. Народное художественное творчество. Структура. Формы. Свойства. -М., 1990.
3. Каргин А.С. Самодеятельное художественное творчество. История. Теория. Практика. Учебное пособие. - М., 1988.
4. Михайлова Л.И. Народное художественное творчество как социокультурное явление. Пермь, 1994.
5.Стрельцова Е.Ю. Народное художественное творчество как объект научного исследования. М., 2003.
1.4.Неофольклор («городской примитив», «городской фольклор») как явление народного художественного творчества
«Городской примитив» - явление НХТ, которое нельзя отнести прямо ни к профессиональному искусству, ни к традиционно-народному, т.е. крестьянскому фольклору. Истоки возникновения «городского примитива»: русское скоморошество; влияние западно-европейской культуры в 17-18 вв.
Виды и жанры «городского фольклора»:
народный театр:театр актёра (народная драма), кукольный театр (вертеп, театр Петрушки, театр марионеток), балаганный театр, театр картинок (раёк), настенный лубочный театр;
музыкальное искусство:городская лирическая песня, городской романс, новая мещанская баллада и т.д.);
танцевальное искусство:сценический танец, городской бытовой или бальный танец;
народные помыслы, декоративно-прикладное и изобразительное искусство:резьба по кости, камню, дереву; роспись по эмали (Великий Устюг, Ростов); роспись по дереву (Городец, Хохлома); гончарное и изразцовое производство (Гжель, Скопин, Ярославль); производство набивных тканей (Павлов Посад); бытовой «примитивный» или купеческий мещанский портрет, лубок (графический, живописный, гравюра).
Самостоятельная работа:
Литература:
1.Каргин А.С. Народное художественное творчество. Структура. Формы. Свойства. -М., 1990.
2. Михайлова Л.И. Народное художественное творчество как социокультурное явление. Пермь, 1994.
3.Стрельцова Е.Ю. Народное художественное творчество как объект научного исследования. М., 2003.
1.5. Народное декоративно-прикладное и художественно-прикладное искусство – материализованный слой народной художественной культуры, отражающий в образно-эстетической форме самосознание, менталитет этноса, имеющий как фольклорные так и специализированные формы.
ДПИ – вид искусства, имеющий свой особый художественный смысл и свою декоративную образность и вместе непосредственно связанный с бытовыми нуждами людей. В единстве того и другого – его сущность и специфика. К ДПИ относят произведения, выполняемые из различных материалов (из дерева, глины, ткани, стекла, металла и т.д.). С древности человек в создаваемых изделиях удовлетворяет не только свои насущные утилитарные нужды, но одновременно и свои эстетические потребности, стремится к украшению предмета. Самым древним видом украшения является орнамент. Его появление связано с трудовой деятельностью и магическим обрядом.
Как вид художественного творчества ДПИ окончательно складывается при выделении ремесла в самостоятельную отрасль производства.
Ремесло – мелкое ручное производство промышленных изделий, господствовавшее до появления машинной индустрии и частично сохранившееся наряду с ней. Ремесло отличают применение простых орудий труда и несложных механизмов, решающее значение личного мастерства ремесленника, индивидуальный характер его труда.
Домашнее ремесло, деревенское и городское, непосредственно обслуживающее быт населения, составляло базу народного искусства.
Народно-художественный промысел (НХП) – форма организации художественного труда, основанная на коллективном творчестве и торговых отношениях, развивающая местную культурную традицию. НХП существовали в России со времён Киевской Руси. Основой для них послужили домашнее производство, коллективное ручное творчество, главными принципами которого являлись варьирование устойчивого художественного образа, преемственность мастерства, передача культурной традиции от отца к сыну, от мастера к мастеру.
Народные промыслы неразрывно связаны с бытом, являются развитием местных самобытных культурных традиций, выражением народного художественного мировоззрения, эстетики коллективного труда, формируемой национальной культурой, народной традицией, запросами социальной среды.
Художественная жизнь в народном промысле формировалась и развивалась под влиянием культурных центров – больших и малых русских городов, чему способствовали торговые отношения и ярмарки.
В настоящее время в России существует более 250 НХП.
Самостоятельная работа:
Знать:
Уметь:
Список литературы:
Дополнительная литература:
– Конец работы –
Эта тема принадлежит разделу:
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА Понятийно концептуальный модуль художественное... Импровизационность... Вариативность практическое осуществление импровизационности Фольклорный процесс постоянное колебание...
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Художественная самодеятельность в структуре народной культуры.
Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Твитнуть |
Новости и инфо для студентов