рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Мифологические истоки народной художественной культуры. Мифы древних славян.

Мифологические истоки народной художественной культуры. Мифы древних славян. - раздел Образование, Понятийно-концептуальный модуль Понятие О Мифе, Мифологии. Мифологическая Картина Мира. Мифы Как Древнейший П...

Понятие о мифе, мифологии. Мифологическая картина мира. Мифы как древнейший пласт этнических культур. Образы древнеславянской мифологии. Древнеславянская мифология как воплощение языческой картины мира.

Мифами принято обозначать создания коллективной общенародной фантазии, обобщённо отражающих действительность в виде чувственно-конкретных персонификаций и одушевлённых существ, которые мыслятся первобытным сознанием вполне реальными.

По своей природе и сущности мифология была не столько отражением жизни в сознании людей, сколько самой жизнью. Мифы зародились в тот период истории, когда человек не знал знаковости и виртуальности.

Миф – наиболее ранняя форма духовной культуры человека. Мировоззрение, выращенное в праславянских и славянских мифах, называется язычеством. Здесь всё базируется на вере в сверхъестественные силы, которые самым активным образом участвуют в развитии всех жизненных процессов. По своей сущности все эти верования являются типично аниматическими – всё в природе живое, всё имеет душу.

Не обладая научными знаниями, человек пытался увеличить свои силы и вызвать необходимые изменения окружающего мира путём выполнения магических действий. Ритуалы и сопровождающие их танцы и песни служили заклинаниями, при помощи которых можно было добиться удачной охоты, благополучия, хорошего урожая и т.д. Миф – не жанр искусства, а определённое представление об окружающей действительности. В них есть образность, но это бессознательная образность. Искусство всегда видит разность между собой как отражением реальных явлений и самими явлениями, которые объективно наличествуют в жизни. На уровне мифологии ещё не существует выделения эстетической сферы. Образы здесь фигурируют как овеществлённые в прямом смысле этого слова. Соответственно, в структуре мифа не может быть ни метафор, ни аллегорий, ни иных тропов. Это типичный духовный синкретизм, где зачаточные элементы художественной образности сливаются с первобытной религией, наукой и философией. В значительной мере именно через ритуалы прокладывается путь от древних мифологических структур к фольклору – одной из первых форм НХК.

Первичная модель мира как одна из составляющих общественного сознания, родившись в недрах мифологии, переходит затем в уже ином, изменённом виде в содержание НХК. В мифах она представляет собой описание основных пространственных и временных координат, определяющих место и роль человека в мифологизированном космосе. Здесь всё основано на противопоставлениях типа верх-низ, небо-земля, день-ночь и т.д. Эти и прочие противопоставления лягут затем в основу НХТ. Но система взглядов на мир (модель мира) тут превращается уже в более детализированную, художественно-образную систему. Народное искусство развивалось, с одной стороны, отрекаясь от мифов, а с другой – используя и совершенствуя мифологическое наследие.

Временные представления: календарь древних славян как отражение мифологического сознания (циклический характер), два времени года – зима и лето, симметричные типы обрядов (зимние святки-зелёные святки, после христианизации – Никола морозный – Никола травный и т.д.).

Постоянная смена холодной и тёплой поры, умирание и возрождение сил природы представали как извечный и бесконечный всеобщий цикл: жизнь – смерть – жизнь – смерть…Это легло в основу культа предков.

Ритуальное умерщвление символических фигур не только воспроизведение акта смерти, но и магическое средство, способствующее плодородию – земледельческие культы.

Представления о пространстве – образ мирового древа – отразились в ритуалах (катание с гор на масленицу), постройках (устройство избы), орнаменте, в вербальных текстах.

Культ дерева (берёза, дуб, клён, верба).

Двоичные противопоставления: жизнь – смерть, правый – левый, правда – кривда, мужской – женский, чёт – нечет, юг – север и т.д.

Древнеславянская мифология: уровни: боги, персонажи, связанные с хозяйственной и аграрной деятельностью (масленица, Ярила, Купала, Род, Чур), культурные герои (образы Пахаря, Кузнеца, Гончара (на уровне мифологии они несколько абстрактны, характеры их обычно не детализируются, поведение обрисовывается в самых общих чертах; всё это несколько позднее восполнит фольклор, где появятся колоритные фигуры мудрого земледельца Микулы Селяниновича, искусных кузнецов Кузьмы и Демьяна и т.д.), низший уровень – берегини и упыри, олицетворявших духов добрых и злых предков; домовые духи: домовой, кутный бог, спорыш, дрема, баюнок и др.; лесные духи - лешие, их разновидности: лесовик, лесунок, дикий мужик, черти, оборотни, лихо одноглазое и др.; русалка как древнейший вид берегини, жившей в воде; особый вид берегинь - птицы с женскими лицами (Сирии, Феникс, Стратим, Жар-птица, девушки- лебеди); мифические полуживотные - полулюди (химеры): Полкан, Конек-Горбунок, Сивка-бурка и др.

Образы, символы, знаки древнеславянской мифологии в устном народном творчестве, декоративно-прикладном искусстве, народной хореографии, семейно-бытовых и календарных праздниках и обрядах. Теория Ф.Буслаева о происхождении сказок, былин, легенд и других фольклорных жанров из мифов.

Литература:

1. Асов А.И. Русские веды. Звездная книга Коляды. - М., 1996.

2. Асов А.И. Мифы и легенды древних славян. - М., 1998.

3. Афанасьев А.Н. Живая вода и вещее слово. - М., 1988.

4. Афанасьев А.Н. Народ - художник: Миф. Фольклор. Литература. - М., 1986.

5. Белякова Г.С. Славянская мифология. - М., 1995.

6. Велесова книга. - М., 1994.

7. Велецкая Н.Н. Языческая символика славянских архаических ритуалов. - М., 2003.

8.Грушко Е.А., Медведев Ю.М. Словарь русских суеверий, заклинаний, примет и поверий. – Нижний Новгород, 1995.

9.Грушко Е.А., Медведев Ю.М. Словарь славянской мифологии. - Нижний Новгород, 1996.

8. Даль В.И. О поверьях, суевериях и предрассудках русского народа. - Спб.,1996.

9. Коринфский А.А. Народная Русь. - Смоленск: Русич, 1995.

10.Левкиевская Е.Е. Мифы русского народа. – М., 2000.

11. Максимов С.В- Культ хлеба. - М., 1982.

12. Максимов С.В. Нечистая, неведомая и крестная сила. - СПб., 1994.

13. Мифологический словарь. - М., 1992.

14. Мифы народов мира: Энциклопедия в 2Т. - М., 1982-1984.

15. Мифы древних славян. - Саратов, 1993.

16. Померанцева Е.В. Мифологические персонажи в русском фольклоре. - М., 1975.

17. Попович М.В. Мировоззрение древних славян. - Киев, 1985.

18. Рыбаков Б.А. Язычество Древней Руси. - М., 1987.

19.Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. - М., 1981.

20. Шапарова Н.С. Краткая энциклопедия славянской мифологии. – М., 2001.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Понятийно-концептуальный модуль

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА Понятийно концептуальный модуль художественное... Импровизационность... Вариативность практическое осуществление импровизационности Фольклорный процесс постоянное колебание...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Мифологические истоки народной художественной культуры. Мифы древних славян.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Понятийно-концептуальный модуль.
1.1. Формирование понятий «Народная художественная культура», «Народное художественное творчество». НХТ как основа художественной культуры общества.

Фольклор в системе народной художественной культуры.
Фольклор – бытовая традиционная для этноса культура, отражающая его менталитет, сложившаяся в результате многовекового коллективного творчества путём устной коммуникации, проявляющаяся в бесконечно

Специфика фольклора.
1.Устная форма создания, распространения и бытования – основополагающая особенность фольклора. 2.Традиционность.Коренное свойство фольклора. Главным пр

Видо-жанровая структура фольклора.
Поэтические роды в фольклоре – наиболее крупные классификационные единицы, объединяющие виды и жанры фольклора на основании разных способов отображения реальной жизни. Как и в литературе, в фоль

Художественная самодеятельность в структуре народной культуры.
Художественная самодеятельность – социально-организованное творчество, ориентированное на воспроизводство и развитие существующих образцов (произведений, изделий) элитарной, массовой или фольклорно

ЗИМНИЕ СВЯТКИ.
Период празднования от Рождества до Крещения (с 7 по 19 января по новому стилю). Происхождение, языческий и христианский смыслы праздника: древний культ солнечных божеств (Коляды и др.); библейские

Художественные элементы зимних святок.
а) музыкальные элементы праздника: народные календарные песни (колядки, авсени, таусени, виноградья, шедровки), подблюдные песни в обряде гадания; рождественские церковные песнопения, духовные стих

МАСЛЕНИЦА.
Период празднования (последняя неделя перед Великим Постом). Происхождение, языческий и христианский смыслы праздника. Масленица как персонаж праздника. Традиционные названия каждого из дней маслен

ОБРЯДЫ И РИТУАЛЫ ОСЕННЕГО ЦИКЛА.
Осенний цикл народных праздников включает в себя: - праздник жатвы (Зажинки, Дожинки), проводится в августе-сентябре в зависимости от региона; - Покров день (14 октября);

Традиционный свадебный обряд.
Свадьба - время наибольшей полноты жизни. Сакральное время проведения: после Красной Горки (весна), после Покрова дня (закончились полевые работы), Мясоед (от Крещения до Масленицы). Основ

Народные гуляния в городах.
Многолюдные гулянья и праздники всегда входили в городской быт. Сначала они копировали крестьянскую традицию: те же сроки и формы (ряженье на святках, катание на лошадях и с ледяных гор, завиван

Игровые формы народной художественной культуры.
Понятия «игра», «игровая деятельность», «игровая культура». Природа и функции игровой деятельности. Классификация игр. Понятие о народной игре. Происхождение и эволюция народных игр, их св

Устное народное творчество.
Понятие "устное народное творчество". Взаимосвязь устного народного творчества с другими видами народного художественного творчества, с народной картиной мира, с древ неславянской мифолог

Народное музыкальное творчество.
Народное песенное творчество: понятие и видо-жанровая структура. Песня — музыкально-поэтическая (синкретичная) форма фольклора. П. могла бытовать в единстве с танцем, дра

Народное театральное творчество.
Понятие «фольклорный театр». Обрядовые, ритуальные и мифологические истоки фольклорного театра. Фольклорный театр и древние мистерии. Элементы драматического действия в древних игрищах и хороводах.

Народно танцевальное творчество.
Древние истоки народных танцев. Танцевальные элементы в древних культах, обычаях и ритуалах. Пляски скоморохов. Древние свистопляски. Русские народные танцы: происхождение, художественно-э

Изобразительное творчество. Традиции лубка.
Традиционные формы изобразительного творчества. Использование росписи (настенной, потолочной)в оформлении русского жилища, церквей. Иконопись. Традиции иконописи.

Народная художественная культура в современном образовательном пространстве.
Актуальнейшими проблемами нашего времени являются: необходимость сохранения национального самосознания, духовного наследия и основы нашего бытия – природного мира. Российское общество начинает п

Основы педагогического проектирования этнохудожественных образовательных систем.
Понятие "образовательная система" и "этнохудожественное образование". Роль системного подхода к развитию этнохудожественного образования. Основные компоненты этнохудожественной

Организация народного художественного творчества в современных условиях.
«Организация» - «организовать» - «основать, создать (какое-либо учреждение, общественное объединение и т.д.); подготовить, наладить; объединить для какой-либо цели» (Русский толковый словарь Лоп

Научно-методическое обеспечение народного художественного творчества.
5.2.1.Система научно-методического обеспечения НХТ формировалась постепенно. Период её становления охватывает довольно значительный период. Первые признаки методической деятельности в Рос

Современное состояние домов народного творчества
ДНТ координируют всю творческую, организационно-методическую и издательскую деятельность по развитию любительского и традиционного народного искусства в России. Тип ДНТ – государственное у

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги