Народное театральное творчество. - раздел Образование, Понятийно-концептуальный модуль Понятие «Фольклорный Театр». Обрядовые, Ритуальные И Мифологические Истоки Фо...
Понятие «фольклорный театр». Обрядовые, ритуальные и мифологические истоки фольклорного театра. Фольклорный театр и древние мистерии. Элементы драматического действия в древних игрищах и хороводах. Обычай ряжения, ряженые как гонители порчи, хранители здоровья и благополучия. Личины ряженых.
Фольклорный театр и смеховая народная культура. Скоморошные "потехи" и "игрища" в XVII веке: "Барин и Афонька", "Самобойные кнуты", "Два мужика".
Интермедии ("Дьячок и сыновья", "Голландский лекарь и добрый аптекарь" и др.). Развитие традиций скоморошества в современном любительском и профессиональном театральном творчестве.
Театр Петрушки: история возникновения, бытования и развития в России. Традиционные сюжеты представлений театра Петрушки. Театр Петрушки на русских ярмарках. Сохранение и развитие традиций театра Петрушки в современных условиях.
Раеккак разновидность фольклорного театра. Раёк (раёшная панорама, театр картинок) - вид представлений на ярмарках, распространённый в России в 18-19 вв. Своё название получил от содержания картинок на библейские и евангельские темы. Известный собиратель и исследователь русских народных картинок Д.А. Ровинский так описал раёк: «…это небольшой, аршинный во все стороны ящик с двумя увеличительными стёклами впереди. Внутри его перематывается с одного катка на другой длинная полоса с доморощенными изображениями разных городов, великих людей и событий. Зрители, «по копейке с рыла», глядят в стёкла, - раёшник передвигает картинки и рассказывает присказки к каждому новому нумеру, часто очень замысловатые». Особенности раёшного стиха. Традиционные новгородские и московские райки.
Вертепные представления. Вертеп – народный кукольный театр. Получил название от своего назначения: представлять драму, в которой воспроизводился евангельский сюжет о рождении Иисуса Христа в пещере, где нашли пристанище Мария и Иосиф. Представлял собой переносной прямоугольный ящик из тонких досок или картона. Чаще всего встречались двухэтажные вертепы. В верхней части игрались драмы религиозного содержания (мистерия «Царь Ирод»), в нижней – интермедии, комические бытовые сценки. Особенности вертепных кукол и вертепных представлений.
Балаганы.Особенности балагана как архитектурного сооружения. Прибаутки балаганных и карусельных "дедов".
Медвежьи потехи.
Русский народный театр ХУ11-Х1Х веков. Разновидности народных драм: российские комедии ХУ1-ХУП вв. (Комедии о царе Максимилиане и др.), драматические произведения героического характера ("Лодка", Шлюпка", "Как француз Москву брал") и обличительного характера ("О храбром воине Анике", "Царь Ирод" и др.). Постановка народных драм, роль "заправилы " в постановке народных драм.
Особенности подготовки и проведения в старину представлений фольклорного театра. "Заправилы" как народные режиссеры.
Современный опыт возрождения традиционных видов фольклорного театра в профессиональном и любительском театральном творчестве.
Народные театры. Конкурсы и фестивали театральной самодеятельности. Современное состояние и тенденции развития любительских театров и студий, их связь с традициями старинного русского фольклорного театра и домашних любительских спектаклей. Современные этнографические театры в России. Включение человека в традиционные формы досуга и использование досуговыми учреждениями театральных жанров в современных условиях.
Современные этнографические театры в России.
Литература:
1. Бакланова Т.И. Педагогика художественной самодеятельности. - М., 1992.
2. Гусев В.Е. Истоки русского народного театра. - Л., 1977.
3. Гусев В.Е. Русский фольклорный театр XVIII- XX вв. - Л., 1980.
4. Ивлева Л.М. Ряженые в русской традиционной культуре. - СПб., 1994.
5. История русского советского драматического театра. Часть 1 (1917-1945гг.).-М., 1984.
6. Русская народная драма ХУП-ХХ веков. - М-, 1953.
7.Савушкина Н.И. Русский народный театр. - М„ 1976.
8.Фольклорный театр. - М., 1988.
9. Хайченко Г.А. Страницы истории советского театра. - М., 1988.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА Понятийно концептуальный модуль художественное... Импровизационность... Вариативность практическое осуществление импровизационности Фольклорный процесс постоянное колебание...
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:
Народное театральное творчество.
Что будем делать с полученным материалом:
Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Понятийно-концептуальный модуль.
1.1. Формирование понятий «Народная художественная культура», «Народное
художественное творчество». НХТ как основа художественной культуры общества.
Фольклор в системе народной художественной культуры.
Фольклор – бытовая традиционная для этноса культура, отражающая его менталитет, сложившаяся в результате многовекового коллективного творчества путём устной коммуникации, проявляющаяся в бесконечно
Специфика фольклора.
1.Устная форма создания, распространения и бытования – основополагающая особенность фольклора.
2.Традиционность.Коренное свойство фольклора. Главным пр
Видо-жанровая структура фольклора.
Поэтические роды в фольклоре – наиболее крупные классификационные единицы, объединяющие виды и жанры фольклора на основании разных способов отображения реальной жизни. Как и в литературе, в фоль
Художественная самодеятельность в структуре народной культуры.
Художественная самодеятельность – социально-организованное творчество, ориентированное на воспроизводство и развитие существующих образцов (произведений, изделий) элитарной, массовой или фольклорно
ЗИМНИЕ СВЯТКИ.
Период празднования от Рождества до Крещения (с 7 по 19 января по новому стилю). Происхождение, языческий и христианский смыслы праздника: древний культ солнечных божеств (Коляды и др.); библейские
Художественные элементы зимних святок.
а) музыкальные элементы праздника: народные календарные песни (колядки, авсени, таусени, виноградья, шедровки), подблюдные песни в обряде гадания; рождественские церковные песнопения, духовные стих
МАСЛЕНИЦА.
Период празднования (последняя неделя перед Великим Постом). Происхождение, языческий и христианский смыслы праздника. Масленица как персонаж праздника. Традиционные названия каждого из дней маслен
ОБРЯДЫ И РИТУАЛЫ ОСЕННЕГО ЦИКЛА.
Осенний цикл народных праздников включает в себя:
- праздник жатвы (Зажинки, Дожинки), проводится в августе-сентябре в зависимости от региона;
- Покров день (14 октября);
Традиционный свадебный обряд.
Свадьба - время наибольшей полноты жизни. Сакральное время проведения: после Красной Горки (весна), после Покрова дня (закончились полевые работы), Мясоед (от Крещения до Масленицы).
Основ
Народные гуляния в городах.
Многолюдные гулянья и праздники всегда входили в городской быт. Сначала они копировали крестьянскую традицию: те же сроки и формы (ряженье на святках, катание на лошадях и с ледяных гор, завиван
Игровые формы народной художественной культуры.
Понятия «игра», «игровая деятельность», «игровая культура». Природа и функции игровой деятельности. Классификация игр. Понятие о народной игре.
Происхождение и эволюция народных игр, их св
Устное народное творчество.
Понятие "устное народное творчество". Взаимосвязь устного народного творчества с другими видами народного художественного творчества, с народной картиной мира, с древ неславянской мифолог
Народное музыкальное творчество.
Народное песенное творчество: понятие и видо-жанровая структура. Песня — музыкально-поэтическая (синкретичная) форма фольклора. П. могла бытовать в единстве с танцем, дра
Народно танцевальное творчество.
Древние истоки народных танцев. Танцевальные элементы в древних культах, обычаях и ритуалах. Пляски скоморохов. Древние свистопляски.
Русские народные танцы: происхождение, художественно-э
Изобразительное творчество. Традиции лубка.
Традиционные формы изобразительного творчества.
Использование росписи (настенной, потолочной)в оформлении русского жилища, церквей.
Иконопись. Традиции иконописи.
Современное состояние домов народного творчества
ДНТ координируют всю творческую, организационно-методическую и издательскую деятельность по развитию любительского и традиционного народного искусства в России.
Тип ДНТ – государственное у
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Новости и инфо для студентов