Реферат Курсовая Конспект
Предпосылки возникновения социального государства в древности. - раздел Образование, О.Н. Наумова Исторические Условия, Необходимые Для Формирования Концепции Социального Госу...
|
Исторические условия, необходимые для формирования концепции социального государства, сложились лишь к середине XIX в., что и позволило немецкому ученому Лоренцу фон Штейну выработать первую теорию социального государства, отвечающую потребностям своего времени.
Однако отдельные элементы и предпосылки социальной государственности усматриваются на более ранних этапах развития человеческого общества.
Процесс возникновения и становления научных концепций социального государства имеет долгую и сложную историю. Представления о социальном государстве формировались в органической связи с идеями гуманизма, демократии, правового государства и гражданского общества. Многие из них появились еще в далекой древности, в научно-культурном наследии ученых-интеллектуалов Индии и Китая, Древней Греции и Древнего Рима (китайских философов Гуан Джуна, Конфуция, Лао-Дзы, Мен-цзы, Сюнь-дзы, Дун Чжунша, выдающихся мыслителей античности — Гераклита, Демокрита, Платона, Аристотеля, Сократа, Сенеки, Цицерона).
Исследуя генезис идеи социального государства в его ретроспективе, важно не останавливаться на моменте образования государства, а заглянуть еще глубже в прошлое человечества. Это позволит выявить более глубинные, коренные зачатки идеи социальной государственности.
Среди предпосылок социального государства можно выделить исторические и идейно-теоретические предпосылки.
В качестве исторических предпосылок выступают исторически конкретные формы реального равноправия и социальной защищенности человека вне зависимости от его социального статуса, проявляющиеся в определенных сферах взаимодействия между человеком и властью. В качестве идейно-теоретических предпосылок социального государства выступают теоретические доктрины, в которых содержатся те или иные идейные компоненты концепции социального государства. К ним относятся, понимание необходимости заботы правителей о народонаселении; признание тех или иных прав подданных (как зародыш идеи прав человека); представления о социальной справедливости; идея ответственности государства перед своими подданными; идея человеческого достоинства.
Необходимо отметить, что отдельные исторические предпосылки социального государства проявляются уже на догосударственном этапе развития человеческого общества.
В первобытном обществе при отсутствии собственно государственных институтов, существовали нормы, регулирующие положение индивида в группе, что дает основание говорить о наличии определенных форм институционализации функций социального управления. В качестве субъектов этого управления выступали главы семей и родов, военные вожди и жрецы. Главной функцией указанных норм являлось обеспечение стабильности первобытного социума.
Данный подход позволяет рассматривать нормы, регулирующие жизнь первобытного общества как проявление обычного, устного права, объединяя их понятием «архаическое право», которое может и сегодня быть действующим для некоторых этнических групп на нашей планете
При этом важно подчеркнуть наличие в нем таких элементов, которые отвечают за сохранение социума и отдельных его членов.
К ним, в частности, относятся поединки и ордалии, примеры которых в большом объеме приводятся в этнографической литературе. Так, в описании судебных поединков у некоторых групп австралийских кочевников, отмечается, что стороны сражались с большой яростью, но только до ««первой крови», после чего ранее существовавший конфликт считался оконченным».
Разновидностью судебного поединка выступал поединок словесный или песенный. Такие поединки, до недавнего времени практиковавшиеся гренландскими эскимосами. Оба противника поют друг другу поочередно бранные песни под аккомпанемент барабана, в которых упрекают один другого в совершенных проступках. При этом не делается различия между обоснованными обвинениями и низкой клеветой. Такие песенные поединки, к удовольствию слушателей, могли длиться годами. «Судьей» выступало общественное мнение: выигрывала та сторона, которая собирала больше симпатий публики. Такая форма судебного разбирательства использовалась даже при рассмотрении убийств.
Все эти и другие формы архаического правосудия имели своей целью не столько наказание виновного, сколько защиту виновного от самочинной расправы со стороны потерпевшего или его родни, и восстановление нарушенной гармонии социума через примирение сторон.
Многочисленные обычаи, направленные на нейтрализацию взаимного истребления друг друга членами социума в ходе кровной мести, известны на Северном Кавказе. К ним в первую очередь надо отнести обычаи замены кровной мести каким-либо примиряющими действиями.
Так, у адыгов после совершения убийства «виновный вместе с семьей должен был переселиться в другое селение. В своем селении они могли появиться после окончания судебного процесса, после их возвращения виновный и его семья, с одной стороны, и родственники потерпевшего, с другой, давали сельскому старшине расписки в том, что они будут, во-первых, избегать случайных встреч друг с другом в мечети и других общественных местах, во-вторых, виновная сторона будет во всем давать первенство семье потерпевшего, в-третьих, виновная сторона не будет появляться там, где уже находились родственники потерпевшего.
У чеченцев и ингушей существовал обычай, согласно которому родственники виновного и потерпевшего, по взаимной договоренности, могли пользоваться лишь какой-либо одной дорогой. Если же родственники виновного нарушали эту договоренность, то представители потерпевшей стороны, встретив их на своей дороге, могли осуществить кровную месть.
В XIX в. кровная месть на Северном Кавказе почти повсеместно была заменена примирительными процедурами. Все эти способы блокирования конфликта направлены на то, чтобы максимально снизить вероятность возможного столкновения враждующих сторон, которое может обернуться новым кровопролитием.
Благодаря системам родства первобытных коллективов многие из представителей других племен, наряду с членами племени, могли пользоваться определенной социальной защитой в тех или иных формах.
Таким образом, уже в родовом обществе, в том числе в самых примитивных первобытных обществах, существуют прочно встроенные в социальный организм и поддерживаемые властными структурами механизмы, направленные на сохранение как социума в целом, так и отдельных его членов, отражающие осознание ценности любой человеческой жизни, в том числе и жизни преступника.
Так, известно, что еще в XXIV в. до н. э. царь Шумера установил некий прообраз «свобод» для своих подданных, введя ряд санкций против недобросовестных сборщиков налогов, чиновников, допустивших несправедливые действия по отношению к вдовам и сиротам, а также против первосвященников, жестоко обращающихся с храмовыми слугами.
Согласно кодексу царя Вавилона Хаммурапи (XVIII в. до н. э.) все население Месопотамии разделялось на свободных граждан, то есть людей, работавших в царском хозяйстве и находившихся под властью царя, и рабов. В зависимости от положения человека различалась степень и формы заботы о нем со стороны государства, признание за ним определенных прав и защита этих прав. При этом именно издание письменного кодекса рассматривалось как гарантия защиты прав подданных.
Качественный скачок в рассмотрении взаимоотношений общества и человека произошел в Античном мире в греческих государствах-полисах VI — IV вв. до н. э.
В учениях Платона и Аристотеля, «решались вопросы тождества общего и частного в условиях общежития людей, оптимальных возможностей его гармонизации», они «определенно заявляли о необходимости упорядочения общественной жизни, предлагали проект-прообраз идеального государства, подчеркивая, что гармония добродетелей составляет суть государства и отдельного человека».
«Гармония добродетелей» как суть идеального государства оказывается неразрывно связанной с понятиями прав и обязанностей граждан, представления о которых позднее пройдут красной нитью через всю историю социально-философской мысли.
Учение Платона (428/427-348/347 гг. до н. э.) об идеальном государстве выражено в таких диалогах, как «Политик», «Государство», «Законы», «Послезаконие». Таким образом, философы в идеальном государстве Платона обладают всей полнотой политических прав и полномочий, но при этом, по сути, полностью лишены личных прав. В отличие от представителей низшего сословия, они не могут иметь собственность, распоряжаться своей личной жизнью, иметь семью. Единственной заботой философов, управляющих государством, является благо всех граждан, выражаясь современным языком, забота о народонаселении. Так, именно философы заботятся о том, чтобы дети рождались в нужном количестве и в потомстве воспроизводились в должных пропорциях качества, необходимые для поддержания государства.
С учетом сказанного приходится сделать вывод, что идеальное государство Платона чрезвычайно далеко отстоит от идеала социального государства. Хотя забота государства о гражданах и декларируется в качестве общего принципа, который появляется в детально регламентированной системе государственного воспитания и образования граждан, однако этот общий принцип не претворяется в конкретные гарантии прав и свобод граждан. Каждая из трех основных социальных групп характеризуется серьезными ограничениями гражданских прав и является в том или ином отношении бесправной. К тому же платоновское идеальное государство не является и правовым: философы-правители могут принимать решения, определяющие судьбу отдельных граждан и государства в целом, основываясь не на законах, а на собственном усмотрении.
Несколько иной образ совершенного государства описан Платоном в диалоге «Законы». Здесь крайности сурового правления философов несколько сглажены, данная система общественного устройства представляет собой компромисс между принципами политической концепции философа и наблюдениями над реальной политической жизнью и человеческой природой. Важнейшим проявлением компромисса, к которому пришел умудренный жизнью философ, является признание роли законов в структуре и функционировании государства. Хотя, по Платону, всем должны править знания и разум, но «в наше время, этого нигде не встретишь, разве что только в малых размерах». Поэтому остается принять то, что «после разума находится на втором месте — закон и порядок». Платон устанавливает прямую связь между законностью и стабильностью государства, указывая, что наилучшее средство против возможных угроз государственности, откуда бы они ни исходили — справедливые законы.
При этом зрелый Платон приходит к осознанию противоречия между охраной интересов общества в целом и защитой прав и интересов индивида. «Я установлю законы, — говорит философ, входя в роль правителя,— приняв в расчет все то, что наиболее полезно всему государству и всему роду в целом», но в то же время необходимо «обратиться к подвластным с просьбой извинить законодателя, если он в своих заботах об общем благе не всегда сможет устранить личные несчастья, случающиеся с каждым из граждан».
Таким образом, жизненная и философская эволюция привела Платона от модели государства, характеризующегося крайне низкой ролью законов и управляемого личным усмотрением правителей, к пониманию существования личных интересов и нужд индивида, которые могут подавляться в государстве. Тем самым был сделан определенный, пока еще небольшой шаг в направлении правового и социального государства. Однако к признанию необходимости защиты индивидуальных прав и интересов граждан Платон так и не приблизился.
Воззрения Аристотеля (384—322 гг. до н. э.) — ученика Платона на общество и государство полнее всего выражены в «Политике». Надо заметить, что Аристотель, как и его учитель, не проводит четкого различия между понятиями государства и общества. Такой подход теоретически оправдан тем, что государство представляет собой продукт естественного развития человека как политического существа, высшую форму общения людей. Из аристотелевского анализа общественной природы человека и таких форм общения, как семья и селение, явствует, что «государство принадлежит к тому, что существует по природе, и что человек по природе своей есть существо политическое, а тот, кто в силу своей природы, а не вследствие случайных обстоятельств живет вне государства, — либо недоразвитое в нравственном смысле существо, либо сверхчеловек, такой человек по своей природе только и жаждет войны; сравнить его можно с изолированной пешкой на игральной доске».
Между тем исходные ценностные критерии у Аристотеля иные, нежели у Платона: если для Платона конечным ориентиром служит идея Блага самого по себе, то для Аристотеля — это благо конкретных индивидов. Всякое государство, по Аристотелю, представляет собой «своего рода общение», всякое же общение «организуется ради какого-либо блага», стремится к высшему благу. «Государство создается не ради того только, чтобы жить, но преимущественно для того, чтобы жить счастливо».
В этом смысле аристотелевский идеал государства ближе к модели социального государства, чем идеал платоновский, и именно этот критерий лежит в основе аристотелевской критики политических проектов Платона, которая представлена во второй книге «Политики». Аристотель отвергает главный тезис Платона, вложенный в уста Сократа, о том, что «лучше всего для всякого государства, чтобы оно по мере возможности представляло собой единство».
В противоположность этому, Аристотель считает, что «государство при постоянно усиливающемся единстве перестанет быть государством. Если же оно стремится к единству, то в таком случае из государства образуется семья, а из семьи — отдельный человек: семья, как всякий согласится, отличается большим единством, нежели государство, а один человек — нежели семья. Таким образом, если бы кто-нибудь и оказался в состоянии осуществить это, то все же этого не следовало бы делать, так как он тогда уничтожил бы государство».
В обосновании этого положения Аристотель использует категории числа и качества: люди, входящие в государство, множественны не только по числу, но и по качеству. Из принципа качественной множественности составляющих государство субъектов вытекает признание индивидуальных прав граждан и необходимость равной защиты этих прав.
Аристотель настаивает на необходимости равенства прав граждан в политической сфере: «неизбежно, чтобы все граждане принимали участие во всем касающемся жизни государства».
В том, что касается личных прав и свобод, Аристотель также требует полного равенства для всех граждан, показывая несостоятельность платоновской модели, в рамках которой существенно ограничены права отдельных категорий граждан, в том числе такие, как право собственности, право иметь семью и воспитывать своих детей.
Критикуя платоновское отрицание частной собственности, Аристотель исходит не из абстрактной идеи Блага, а из реальной практики управления, которая показывает, что «к тому, что составляет предмет владения очень большого числа людей, прилагается наименьшая забота. Люди заботятся всего более о том, что принадлежит лично им; менее заботятся они о том, что является общим, или заботятся в той мере, в какой это касается каждого. Помимо всего прочего люди проявляют небрежность в расчете на заботу со стороны другого, как это бывает с домашней прислугой: большое число слуг иной раз служит хуже, чем, если бы слуг было меньше».
Хотя Аристотель еще не разделяет понятий общества и государства, однако, говоря о необходимости «дружелюбных отношений» между членами государства, он, в сущности, делает определенный шаг по направлению к понятию гражданского общества. В его трактовке гражданское общество не отделяется от государства, составляет с ним единое и неразрывное целое.
Благополучие полиса выступало необходимым условием благополучия его граждан. В свою очередь, полис требовал от граждан полной самоотдачи, духовных и физических пожертвований, а при необходимости и жизни. Даже демократические государства античности в значительной степени подчиняли себе индивида. Согласно доминирующей идеологии, гражданин должен был жить для государства, его частная жизнь рассматривалась лишь как средство выполнения гражданских обязанностей, что получило отражение в рассмотренных социально-политических доктринах.
Возникшее в греческих полисах понятие о гражданине стало важным этапом в развитии социально-философских представлений об отношениях между государством и личностью. Именно идея гражданства стала впоследствии катализатором борьбы людей за равноправие.
Идея принципиального равенства всех людей наиболее ярко выражена у стоиков. Уже представители ранней Стой — Зенон (ок. 336-264 гг. до н. э.), Клеант (331/330-232/231 гг. до н. э.) и Хрисипп (ок. 280-208/05 гг. до н. э.) подчеркивали разумную природу человека, особо выделяющую его из всех живых существ.
Наиболее достойными среди людей стоики считали мудрецов, то есть тех, кто живет согласно принципам стоического учения. Но, в отличие от философов Платона, стоические мудрецы не управляют государством. Напротив, это люди, для которых их внутренняя жизнь и внутренняя свобода важнее их общественного статуса и положения в государстве. Главная новизна, которую привнес в философию стоицизм — это замена гражданина на аполитичного мудреца .
И хотя стоики не развили собственного социально-политического учения, значение их философии как одной из идейных предпосылок концепции социального государства достаточно велико. Оно состоит в следующих трех принципах стоицизма.
1. Свобода человека как главное, определяющее свойство, отличающее его от всей остальной природы.
2. Равенство как отрицание значимости любых статусных различий между людьми, таких, как место жительства, происхождение, гражданство, положение в обществе, богатство. Человек в понимании стоиков — это не гражданин определенного государства-полиса, а житель ойкумены, и неважно, является он царем или рабом.
Заметим, что сами философы-стоики имели разное происхождение: Сенека (4 г. до н. э. - 65 г. н. э.) был воспитателем будущего императора Нерона, Эпиктет (50 г. - 140 г.) был рабом Эпафродита, одного из вольноотпущенников и секретарей Нерона, а Марк Аврелий (121 г. - 180 г.) был императором.
3. Ценность человеческой личности. Она обосновывается у стоиков ценностью внутреннего мира человека, его нравственностью. Эти три принципа тесно взаимосвязаны.
Подводя итог, можно констатировать, что отдельные исторические и идейные предпосылки социального государства возникли уже в глубокой древности, в том числе на догосударственном этапе эволюции человеческого общества. Как было показано на целом ряде исторических примеров, в родовом обществе существовали социальные институты, главной функцией которых являлась защита как социальной общности в целом, так и отдельных людей, в том числе, низкостатусных или провинившихся перед обществом, а также чужаков. Эти институты получали правовое оформление и поддерживались структурами власти, существовавшими в первобытном обществе.
С возникновением государства эти институты включались в его структуру. Исторические данные показывают, что государства древности с деспотической формой правления обладали социальной функцией, которая, в частности, выражалась в наличии законов, закрепляющих определенные права за подданными, стоящими на нижних ступенях социальной лестницы, — в частности, право на справедливое судебное разбирательство, право обжалования незаконных и несправедливых действий чиновников.
Следующим шагом по направлению к социальному государству послужило государственное устройство демократических полисов древней Эллады. Их политическая жизнь послужила питательной почвой для социальных идей древнегреческих философов. Среди этих идей особо важную роль в генезисе понятия социального государства сыграли следующие:
- идея тесной органической связи человека с обществом и государством, признание социальной природы человеческих качеств (Платон, Аристотель);
- идея взаимосвязанности прав и обязанностей гражданина;
- осознание ценности свободы и равенства. Правда, у философов классического периода (Платона, Аристотеля) эти понятия интерпретируются как удел граждан, принадлежащих к одному сословию. Универсальную интерпретацию свобода и равенство получают лишь у стоиков, хотя их ценность определяется вне связи человека с государством.
– Конец работы –
Эта тема принадлежит разделу:
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение... высшего профессионального образования ПОВОЛЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ СЕРВИСА...
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Предпосылки возникновения социального государства в древности.
Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Твитнуть |
Новости и инфо для студентов