рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Роль эмоциональной экспрессии

Роль эмоциональной экспрессии - раздел Психология, Бочкарёв Л. Л. Психология музыкальной деятельности Целью Экспериментов, Проведенных В Киевской Консерватории [65], Было Исследов...

Целью экспериментов, проведенных в Киевской консерватории [65], было исследование эффекта влияния внешне выраженных форм эмоциональной экспрессии музыканта-исполнителя на адекватность восприятия слушателями композиторского замысла. Если в искусстве актера, артиста балета внешне выражен­ная эмоциональная экспрессия как проявление способностей к перевоплощению наряду с другими профессиональными уме­ниями и способностями играет роль в раскрытии образа, в музыкально-исполнительском искусстве внешние проявления эмоциональных переживаний интерпретатора не являются специфическими формами воздействия на слушателей, так как музыка обращается в первую очередь к слуху человека1.

1 В некоторых вокально-инструментальных жанрах внешние эмо­ционально-экспрессивные реакции исполнителей играют более важ­ную роль, чем в инструментальном исполнительстве. Так, в опере не только слушают музыку, но и воспринимают сценические действия, режиссеру, балетные вставки. Однако, доминирующую роль в ней, как и в любом музыкальном жанре, играет образность, заключенная

Музыкально-слуховая деятельность_________________127

Талантливые исполнители не чувства выражают в музыке, а музыку превращают в чувство, так как в самой структуре музыкальной интонации, близкой человеческой речи, сконцен­трированы целые пласты человеческих переживаний. Музыка настолько эмоциональна, что не требует, казалось бы, никакой дополнительной экспрессивной трактовки со стороны исполни­теля. Представители некоторых исполнительских школ очень скупы на внешнее выражение эмоций средствами мимики, пантомимики, считая последние проявлением антимузыкаль­ности. Однако данные музыкальной практики и материалы специ­альных исследований свидетельствуют о том, что восприятие слушателями внешних экспрессивных реакций исполнителей существенно влияет на процесс постижения композиторского замысла и интерпретации исполнителя. Вот почему восприя­тие музыки в условиях непосредственного (концерт) и опосре­дованного (телевидение, кино) общения с исполнителем отли­чается рядом специфических особенностей по сравнению со слушанием музыки по радио (в записи). Экспрессия исполнителя, его жесты. Поведение, внешняя эмоциональная выразительность и заразительность интерпре­тации значительно может повлиять на процесс музыкальной коммуникации. В отличие от концерта телетрансляция музыки позволяет слушателям крупным планом увидеть экспрессию, руки ди­рижера, лицо исполнителя, максимально приближая музы­кантов. Однако обратный отрицательный эффект такого вос­приятия — возможность переключения центра внимания со слухового на зрительный ряд . Как известно, гораздо больше информации человек способен воспринимать по зрительному каналу, нежели по слуховому. Вот почему некоторые специа­листы-музыканты считают, что в телевидении нет места му­зыкальному искусству, так как изображение препятствует адекватному слуховому восприятию (Г. Андерс, А. Дилижан, Б. Троуэль). Этот вопрос до настоящего времени является в музыке. Законы сценических действий оперных певцов, особеннос­ти их эмоциональных переживаний подчинены в первую очередь задачам образно-музыкальным.

1 Сторонники телемузыки, напротив, ратуют за оптимизацию зрительной и слуховой информации, отдавая дань телевизионной технологии с ее крупным планом.

128______________________________Бочкарев Л. А.

предметом дискуссий, результаты которых обобщены в работах Н. П. Корыхаловой, 3. Г. Казанджиевой-Велиновой. Одна из частных задач нашего исследования — экспериментальное изу­чение степени влияния внешне выраженных форм экспрессии музыканта-исполнителя на адекватность распознания слуша­телями эмоционально-образного содержания музыки в усло­виях опосредованного общения (средствами телевидения). Спе­циально был создан конфликт между зрительной и слуховой информацией с тем, чтобы исследовать уровень эмоциональной значимости зрительной программы и степень ее участия в формировании музыкального образа. Использовались миниатюры, специально написанные компо­зиторами на предложенные экспериментатором темы (см. с. 139, 190 настоящей книги), а также программные произведения X. Асакавы, Б. Бартока, Д. Доуленда, Ф. Шопена. В настоящей главе описаны лишь материалы восприятия слушателями Пре­людии Ми минор (№ 4, ор. 28) Ф. Шопена и экспозиционной части Ноктюрна До минор (№ 13, соч. 48) Ф. Шопена. В обоих произведениях выражены в яркой форме два контрастных эмо­циональных состояния: просветленно-элегическое и меланхоли­чески-скорбное. Так, в экспозиционной части Ноктюрна (Largo, 24 такта) просветленную, элегическую мелодию оттеняют «свинцовые ба­сы и аккорды аккомпанемента». На этом фоне «происходит изнемогающее падение мелодии, попытки которой подняться толь­ко оттеняют последнее, самое глубокое, беспощадное ее низвер­жение — как будто руки опустились от беспредельного отчая­ния», — отмечает Ю. Н. Тюлин [305, с. 33]. Полутоновые нисходящие интонации стона, начальное portamtnto, «придыхающие» паузы и синкопы, «горестные» интонации в III такте на аккорде, обрыв мелодии, напряженные изгибы и разгон к кульминации «с оттенком отчаяния, протеста, негодования» при движении через «суровую» неаполитанскую субдоминанту на расширенном дыхании, по мнению Ю. Н. Тюлина, создают не только атмосферу ожидания, но и наполняют музыку «обра­зом тяжелого переживания» [305, с. 34]. Тревожный аккомпа­немент также наполняет созерцательную, полную томления мелодию Прелюдии чувством безысходности. Исполнители (преподаватель консерватории — А и сту­дентка консерватории — Б), принимавшие участие в экспери­менте, несколько раз прослушивали интерпретацию, после че­го под фонограмму исполняли музыку на фортепиано (синх-

Музыкально-слуховая деятельность_________________129

ронно звучанию пластинки), в одном случае усиливая внешнее выражение положительных эмоций, отразив на лице возвы­шенные, просветленные, лирические чувства, содержащиеся в музыке (вариант «Просветленность (созерцательность)»), в другом случае — усиливая внешнее выражение отрицательных эмоций: грусти, отчаяния, скорби (вариант «Отчаяние»). В обоих вариантах («П» и «О») внешне выраженные экспрессив­ные реакции исполнителей были связаны с различным индивидуальным переживанием музыки. Согласно заданию экспе­риментатора, они не должны были противоречить замыслу композитора, не нарушать целостности музыкального образа, но быть контрастными. В обоих вариантах была отражена це­лая гамма чувств, связанных с драматургией произведения. Обобщенные названия вариантов условно отражают две по­лярные экспрессивные трактовки. Бесспорно, вариант «П» в меньшей степени воплощал содержание музыки — он был для экспериментатора своеобразной «лакмусовой бумажкой» в решении основной задачи1. Именно в этом варианте был соз­дан конфликт между зрительной и слуховой информацией, провоцирующий слушателей на не совсем адекватное восприя­тие музыки, поскольку в видеоизображении было значительно больше оттенков лирических, просветленных чувств по срав­нению с наличием их в самой музыке. Эмоционально-экспрессивные реакции исполнителей запи­сывались на видеомагнитофон в сочетании с звучанием интер­претаций выдающихся исполнителей. Высокая техника мон­тажа обеспечила синхронность соединения зрительного и слу­хового рядов (см. фото 39-53). В I серии испытуемые — студенты II курса всех специаль­ностей консерватории и преподаватели музыкальных училищ (всего 98 чел.) оценивали без звучания музыки динамику внеш­не выраженных эмоционально-экспрессивных реакций, запи­санных на видеомагнитофон, пользуясь модифицированной методикой семантического дифференциала. В отличие от извест­ных в социальной психологии экспериментов по опознанию

1 Экспертами автора был докт. искусств., проф. А. Д. Алексеев, докт. искусств., проф. Медушевский, докт. иск., проф. Н. А. Горю-хина, В. В. Медушевский предложил назвать экспериментальный ва­риант с преобладанием положительных эмоций — «Просветленность», Н. А. Горюхина — «Созерцательность» (Элегичность), А. Д. Алек­сеев — «Лиричность».

130______________________________Бочкарев Л. Л.

эмоциональных состояний по выражению лица, испытуемые-зрители не только были информированы о ситуации опозна­ния, но и опознавали экспрессию именно в ситуации профес­сиональной (исполнительской) деятельности, не слыша, одна­ко, музыки. Задача этой серии — отбор для основных экспе­риментов наиболее контрастных и ярких в эмоциональном отношении вариантов, а также сравнение оценок экспрессии при наличии и отсутствии музыкального сопровождения. Во второй серии одна и та же звукозапись Ноктюрна — в интерпретации М. Воскресенского и Прелюдии — в интерпре­тации Н. Акопян предъявлялась слушателям поочередно с разными вариантами эмоционально-экспрессивных реакций исполнителей («П» и «О»). Испытуемые оценивали по описан­ной выше методике содержание предъявляемой интерпретации музыки. Экспрессивные реакции исполнителей оценивались как одна из составляющих эмоциональности исполнения. По 7-бальной шкале (-3, -2, -1, 0, +1, +2, +3) оценивались так­же уровень исполнения, уровень профессионального мастерст­ва, степень эстетической привлекательности внешности и экс­прессии исполнителей. В III серии разные трактовки музыки сопровождали одну видеозапись. В IV серии испытуемые, слушая музыку без ви­деоряда, должны были сравнить интерпретацию с ранее вос­принятыми вариантами, назвав исполнителя. Восприятие внешне выраженной экспрессии исполнителя (без музыки). Обеим исполнительницам удалось успешно выполнить за­дание экспериментатора — отобразить преимущественно по­ложительные эмоции в варианте «Просветленность» и пре­имущественно отрицательные эмоции в варианте «Отчаяние». В оценках слушателей доминировали наименования положи­тельных эмоций при восприятии варианта «Просветленность», наименования отрицательных эмоций — при восприятии ва­рианта «Отчаяние». На гистограммах 1—2 обращает внимание почти абсолютное преобладание выборов отрицательных эмоций при восприятии варианта «Отчаяние» и почти полное преобла­дание выборов положительных эмоций при восприятии вари­анта «Просветленность». Так, при восприятии экспрессии ис­полнителя Б (вариант «Просветленность») 53,2% испытуемых увидели на лице нежность, 38,3% — умиление, 21,3% — блаженство, 14,9% — приподнятость, лишь 4,2% — печаль, 8,5% — меланхолию. В оценках варианта «Отчаяние» ни у

М узыкально-слуховая деятельность______________131

одного испытуемого не фигурирует наименования положи­тельных эмоций. 24,3% испытуемых увидели печаль, 18,9% — тоску, 13,5% — сожаление, 24,3% — интеллектуальное на­пряжение, 16,2% — страдание. Аналогичная, несколько менее выраженная тенденция представлена в распределении оценок экспрессии исполнителя А. Сравнительный анализ видеограмм экспрессии обоих ис­полнителей свидетельствует о том, что исполнитель Б более интенсивно выражает эмоции средствами мимики, пантоми-мики — испытуемые выбрали значительно больше наименова­ний эмоций для оценки его экспрессии. Более высоко испы­туемые зрители оценили эстетические качества экспрессии этого исполнителя: 86,7% испытуемых поставили положи­тельные оценки. Лишь 42,8% испытуемых оценили положи­тельно экспрессию исполнителя А, таков же процент отрица­тельных эмоций. По мнению испытуемых, эмоции исполнителя Б были «теп­лыми», «согретыми богатыми внутренними переживаниями» по сравнению со «сдержанно-холодной, рассудочной» экспрес­сией исполнителя А. Исполнительский стиль Б (по оценкам экспертов) можно охарактеризовать как эмоционально-субъек­тивный по сравнению с интеллектуальным типом творческого процесса исполнителя А. (по классификации Токиной Н. Н.). Влияние внешне выраженной экспрессии на восприятие слушателями музыки. Если в I серии предметом внимания испытуемых была лишь экспрессия исполнителей, во второй серии оно распреде­лилось между слуховой (основной) и зрительной (дополнитель­ной) информацией. Сравнение оценок одного и того же произ­ведения и интерпретации одного исполнителя при различных вариантах экспрессии дает возможность показать влияние эмоционального содержания внешне выраженной экспрессии на восприятие музыки. Во всех «музыкальных» вариантах, по сравнению с «немузыкальными», резко уменьшается количе­ство выборов наименований положительных эмоций и увели­чивается количество выборов наименований отрицательных эмоций, что, бесспорно, связано с влиянием эмоционального содержания минорной музыки. Так, при восприятии музыкального варианта «Просветлен­ность» в исполнении Б 29,3% слушателей назвали грусть, 19,1% — печаль, 19,2% — сожаление, 17% — меланхолию, 4,2% — страдание; при восприятии экспрессии без музыки

132______________________________Бочкарев А. Л.

общий процент отрицательных эмоций составил лишь 12,7% (см. верхние квадранты гистограммы 2). Однако и в музыкальных вариантах оценки слушателей при восприятии вариантов «Просветленность» и «Отчаяние» резко контрастируют, что связано с влиянием внешне выра­женной экспрессии на восприятие содержания музыки. Так, в левом верхнем квадранте гистограммы 2 преобладают наиме­нования положительных эмоций (нежность — 38,3%, припод­нятость — 23,4%, стремление — 19,2%, умиление — 17%, взволнованность— 12,8%, блаженство — 6,2%, радость — 4,2%), в нижнем — наименования отрицательных эмоций (грусть — 57,1%, печаль — 48,4%, меланхолия - 28,6%, со­жаление — 37,1%, страдание — 12,3%). Все студенты консерватории и 91,6% преподавателей учи­лищ при восприятии одной и той же звукозаписи с разными вариантами экспрессии отметили, что слышат другую интерп­ретацию, пытаясь найти в ней новые, несуществующие черты. Приводим фрагменты самоотчетов нескольких слушателей: испытуемая Л. К., 21 г., студентка. Прелюдия с экспрессией испол. Б. вариант «Отчаяние» «Исполнительница довольно точно почувствовала настроение и образную сферу музыки». Прелюдия с экспрессией испол. Б. вариант «Просветленность» «Мне кажется, что прелюдию можно играть и в таком сти­ле. В звучании слышится богатство внутреннего пережива­ния этой музыки — совсем другая интерпретация». Ноктюрн с экспрессией испол. А. вариант «Отчаяние» «Хотелось, чтобы звук был более мягким, фразировка — более тонкой, динамика — более отчетливой». Ноктюрн с экспрессией испол. А. вариант «Просветленность» «Очень заметно изменение темпа в сторону оживления, ис­полнение более свободное. Здесь все лучше: и характер звуча­ния, и выражение чувств». Особенно заметно влияние установки при восприятии од­ной и той же звукозаписи с экспрессивным сопровождением разных исполнителей.

Музыкально-слуховая деятельность—————————133

 

134___________________________Бочкарев А. Л,

Музыкально-слуховая деятельность_________________135

Испытуемый Г. К., 42 г., преподаватель по классу скрипки Харьковского музыкального училища. Ноктюрн с экспрессией испол. В. вариант «Отчаяние» «Исполнитель представляет себе мир без особых волнений и тревог, он еще ничего не пережил в жизни». Ноктюрн с экспрессией испол. А. вариант «Отчаяние» «Б этом исполнении ярче слышны, кульминации, четче вы­строено произведение. Звучит более зрело, интересно, свежо». Испытуемая К. Н., 20 л., студентка историко-теоретическо-го факультета. Ноктюрн с экспрессией испол. А. вариант «Отчаяние» «Исполнение несколько вялое, излишне меланхолично». Ноктюрн с экспрессией испол. Б. вариант «Отчаяние» «По-моему, хорошо чувствуется Шопен. Ясно прослушива­ются регистры, каждый звук продуман, приятное впечатле­ние оставляет манера игры, само выражение лица (открытость, непосредственность), особенно в сравнении с первой исполнительницей. Все эмоции выражены на лице — это хорошо, потому что музыка «звучит» и в руках, и на лице, заставляя слушателя сопереживать исполнителю». Испытуемый К. Р., 33 г., преподаватель Херсонского му­зыкального училища. Ноктюрн с экспрессией исдол. Б. вариант «Отчаяние» «Звучит недостаточно рельефно, плохо интонирует мело­дию, недостаточно убедительны кульминации. Качество звука — среднее». Ноктюрн с экспрессией испол. А. вариант «Отчаяние» «Исполняет концертирующий педагог. Хорошее развитие, ощущение кульминаций вполне устраивает, звукоизвлечение ясное, хорошее интонирование». Как свидетельствуют приведенные выше самоотчеты, большинство испытуемых при восприятии одной и той же звукозаписи с разными вариантами экспрессии «услышали» несуществующие нюансы, погрешности в интерпретации (ар­тикуляции, фразировке, педализации). Однако при повторном восприятии этой серии 85% испы­туемых в процессе третьего (повторного) прослушивания адек­ватно восприняли музыку, отметив, что звучит одна и та же

136_____________________________Бочкарев Л. Л.

звукозапись с разными вариантами экспрессии (интерпретация этого эффекта приводится выше). При восприятии одного и того же варианта экспрессии с разными вариантами интерпретации (III серия) 70% студентов j и 55% преподавателей отметили, что слышат разные интерпретации, однако, дав им более сходные в эмоциональном плане оценки по сравнению с II серией. Отсутствие видеоряда способствовало еще большей оптими­зации восприятия: в IV серии 95,5% преподавателей, 55,6% студентов-музыковедов и 77,8% студентов-пианистов услыша­ли и адекватно оценили действительно новую звукозапись, ра­нее не использовавшуюся в экспериментах. Большинству студентов во II и в III сериях понравилась «игра» и экспрессия исполнительницы-однокурсницы по срав­нению с «игрой» преподавателя кафедры специального форте­пиано: 88,9% слушателей положительно оценили «интерпре­тацию» и 78,1% — экспрессию исполнителя Б, процент отри­цательных оценок составил лишь 4,4. Только 57,4% студентов положительно оценили «игру» преподавателя А и 45,8% — его экспрессию; проценты отрицательных оценок распределились, соответственно: 21,3 и 25,7. Эти данные согласуются с результа­тами исследований в области социальной психологии: люди продуктивнее оценивают и распознают экспрессию преподавате­лей своей возрастной группы. Сравнение оценок эмоционального содержания интерпрета­ции исполнителей эмоционального и интеллектуального типа свидетельствует о том, что степень интенсивности внешнего выражения эмоций значительно влияет на оценку эмоцио­нального содержания музыки. В интерпретации исполнителя с интенсивными формами экспрессии (Б) испытуемые услышали гораздо больше нюансов, оттенков эмоций. Однако менее яр­кая, менее динамичная экспрессия исполнителя А позволила слушателям глубже погрузиться в музыку. Так, в экспрессив­ной трактовке Ноктюрна (исполнит. А — вариант «Отчаяние») преобладают интеллектуальные эмоции; спокойным, сосредо­точенным, чуть просветленным было лицо этого исполнителя в варианте «Просветленность» — вот почему отрицательные эмо­ции, выраженные в музыке Ноктюрна, «поглотили» в слушательском восприятии неинтенсивно выраженные на лице ис­полнителя положительные эмоции в варианте «Отчаяние». В интерпретации Ноктюрна исполнителем с неинтенсивными формами экспрессии слушателям больше понравился вариант

Музыкально-слуховая деятельность________________137

«Отчаяние», у исполнителя с интенсивными формами экспрес­сии — вариант «Просветленность». Слушателям предлагалось конкретизировать оценки, рас­крыв программу музыки и собственную исполнительскую концепцию. Некоторые испытуемые были не согласны с пред­ложенными трактовками. Испытуемая Н. С., 20 лет, студентка оркестрового факультета. Прелюдия, вариант «Просветленность» в исполнении А «Зачем такое умиление и легкая улыбка на лице? Мне ка­жется, что здесь наоборот грусть, сожаление, томление, безнадежность. Исполнитель неверно трактует музыку». Испытуемый М. Н., 21 г., студент оркестрового факультета. Прелюдия, вариант «Просветленность» в исполнении А «Интерпретация мне очень нравится. Исполнитель хорошо передает состояние умиления, наслаждения, жизнеутверждения. Прелюдия передает, на мой взгляд, то состояние умиления, может быть даже блаженства, которое харак­терно для минут приятных воспоминаний». Несмотря на индивидуальные различия в оценках, оба ва­рианта оказались приемлемыми для слушателей, отражая дра­матургические особенности музыки, которая, по выражению одной из испытуемых, несет одновременно «горькие» и «прос­ветленные» чувства. По мнению Ю. Тюлина [305], многие пианисты ошибочно трактуют экспозиционную часть Ноктюрна До минор Ф. Шопена как созерцательную, наполняя ее лирическим настроением. Му­зыка I части, на его взгляд, должна быть связана с огромным внутренним напряжением, тяжестью страданий обессиленного, измученного человека. Именно так музыка Шопена представлена в трактовке В. Софроницкого, звукозапись исполнения которого была использована нами в заключительной серии эксперимента (без видеоряда). Большинство слушателей, характеризуя его эмо­циональную концепцию, выбрали такие наименования эмоций, как разочарование, тоска, печаль, меланхолия. М. Поллини и Г. Черны-Стефанська, в отличии от В. Софроницкого, не выделяют скорбную поступь басов, их характеризует поэтическое интониро­вание мелодии — поэтому слушатели отметили в их игре успо­коенность, светлую грусть, сожаление, умиление. Эксперименты свидетельствуют о значительном влиянии эк­спрессии исполнителя на адекватность восприятия слушателями

138______________________________Бочкарев Л. A.

эмоционального содержания музыки. Неестественная, вычурная, несоответствующая музыке передача эмоций на языке I мимики, пантомимики может деформировать эстетическую структуру слушательского образа, нарушить адекватность музыкального восприятия. Напротив, полноценная в художест- : венном отношении эмоционально-экспрессивная интерпрета- I ция может обогатить процесс постижения музыки и помочь неподготовленному слушателю правильно ориентироваться в программном содержании музыки. Как справедливо отмечает Е. Николов, «передача концерта или спектакля в зависимости от таланта телевизионной интерпретации — сама может стать художественным произведением, которое откроет нам в музы­ке новые, доселе неизвестные горизонты» [386].

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Бочкарёв Л. Л. Психология музыкальной деятельности

ПРЕДИСЛОВИЕ... Монография академика Международной Академии ЮНЕСКО доктора психологических... Член корреспондент Российской Академии наук А В Брушлинский...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Роль эмоциональной экспрессии

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Культурологический ракурс анализа проблематики
В сфере современной психологии, в системе анализа социодинамики культуры важную роль играют многие дисциплины: социология, история, антропология, искусствознание, языко­знание. Каждая из указанных

История развития музыкальной психологии с позиции комплексного подхода
Появление музыкальной психологии Е. В. Назайкинский [204] связывает с выходом труда немецкого физика и физиолога Г. Гельмгольца «Учение о слуховых ощущениях как физиоло­гическая основа теории музык

Проблема деятельности в российской психологической науке
Проблема деятельности является ключевой проблемой отечес­твенной психологической науки. Ее разработка осуществляет­ся усилиями ведущих ученых и ведущих научных коллекти­вов нашей страны. Психологич

Структура деятельности и механизмы ее психической регуляции
Системный подход к анализу деятельности становится главным орудием современной науки, является путем преодо­ления методологических трудностей в раскрытии психологиче­ской сущности деятельности. Сис

Виды деятельности
Важной задачей психологической теории деятельности является систематизация и классификация видов человеческой деятель­ности. А. Н. Леонтьев предлагает, например, классифицировать 54_______

Художественная деятельность
Художественная деятельность является разновидностью духов­ной деятельности, в которой социально-опосредованные субъектно-объектные отношения преобразуются в личностно-индивидуальные установки творц

Музыкальная деятельность
Музыкальное искусство занимает особое место среди дру­гих искусств прежде всего благодаря необычности, уникально­сти, высокой степени обобщенности своего языка. Если художественные средства других

Восприятие музыки как процесс
Музыкально-слуховая деятельность осуществляется на двух уровнях — перцептивном, связанном с восприятием музыки и на апперцептивном, связанном с ее представлением. Лишь многократное восприятие музык

Ощущение музыкального звука
Ощущение и восприятие — два неразрывно связанных процес­са. В музыкально-педагогической литературе эти термины употребляют даже как синонимы: говорят о восприятии одно­го звука или об ощущении гарм

Восприятие мелодии и гармонии
В музыкальной практике человеку очень редко приходится встречаться с одиночными звуками. Закономерности ощуще­ний существенно видоизменяются, когда речь идет о воспри­ятии. В процессе восприятия у

Восприятие времени в музыке
Ритмическая организация, наряду с интонационно-гармоничес­кой составляет важнейший пласт музыкального восприятия. Ритм характеризует организацию музыкального движения во времени и представляет собо

Избирательность и предметность
Музыка является одним из очень информативных искусств, которое может предъявлять человеку огромное количество слуховых стимулов в единицу времени. Лишь некоторая часть музыкальной информации отчетл

Целостность
Целостность и предметность тесно взаимосвязаны друг с дру­гом. Однако если предметность характеризует взаимосвязь между различными элементами внутри образа, целостность выра­жает отношение любого э

Константность
Под константностью понимают способность воспринимать пред­меты и явления как относительно постоянные при меняющихся условиях восприятия. Константно предметы оцениваются лишь в определенных пределах

Адекватность восприятия музыки
Категория «адекватность», на первый взгляд, шире категории «константность»: адекватность есть соответствие, эквивалент­ность образа воспринимаемому объекту, константность же, как отмечалось выше, е

Сложность музыкального языка
Понятие «сложность» психологи расчленяют на две категории: сложность как объективная характеристика самого музыкаль­ного материала и трудность как субъективное проявление сложности восприятия для к

Влияние особенностей интерпретации на адекватность восприятия музыки
Сложность музыкального языка всегда опосредована характе­ром интерпретации. История исполнительства знает немало примеров гениального прочтения труднодоступных произведе­ний, которые благодаря тала

Предкоммуникативная установка
При рассмотрении приведенных выше результатов наших экс­периментов акцентировалось внимание на анализе, в основ­ном, внешних факторов. Однако, как отмечалось выше, они тесно связаны с факторами вну

Зависимость восприятия музыки от психических состояний и личностных особенностей слушателей ъ
Установка, будучи отражением готовности человека к восприя­тию и музыкальному переживанию, уже воплощает в себе оп­тимальное для конкретной музыкально-слуховой деятельности психическое состояние. М

Ассоциации и коннотации
Психические состояния слушателей всегда опосредованы лич­ностными особенностями человека, его ассоциациями, про­шлым опытом. С одной стороны, отрицательные психические состояния провоцируют возникн

Жизненные и художественные эмоции в структуре переживания
Благодаря ассоциациям слушатель в процессе переживания испытывает не только так называемые «эстетические» («худо- Музыкально-слуховая деятельность_________________149 жественные»)

Психологические механизмы музыкального переживания
Как отмечалось ранее, значение музыкального сообщения является производным от выразительности музыкального образа, которую слушатель в первую очередь должен почувствовать и пережить. Приведем приме

Социальная обусловленность композиторского творчества
Комплекс психологических проблем, возникающих при изуче­нии композиторского творчества так сложен и многообразен, что, бесспорно, не может быть освещен в рамках одной главы. Вопросам психологии ком

Стадиальность творческого процесса композитора
Обратимся в первую очередь к высказываниям самих компо­зиторов. Неоценимое значение для музыкальной психологии пред­ставляет анализ собственного творческого процесса, данный П. И. Чайковским. Позво

Мышление и воображение в композиторском творчестве
Мышление является главнейшей детерминантой и операцио­нальной составляющей способа реализации программы дея­тельности. Как отмечалось в предыдущем разделе, уже на са­мых ранних стадиях творчества в

Анализ и синтез как механизм открытия и создания нового
Исследуя проблемы преемственности и новаторства в мышле­нии, психологи различают «открытие нового», то есть познание объективно существующих закономерностей, скрытых, неиз­вестных ученым временно и

Роль образного обобщения и пелагических компонентов мышления
Однако «анализ через синтез» — не единственный механизм творческой деятельности композитора. Второй важнейший механизм композиторского творчества, как и художественного творчества в целом — образно

Воображение
Характеризуя структуру пригодности к творческой деятельно­сти, 90% опрошенных нами композиторов назвали воображе­ние главнейшим показателем одаренности. Приведем опубликованную за рубежом подборку

Переживания и творческие состояния в деятельности композитора
Как отмечалось во второй главе, переживания, как и психичес­кие состояния, будучи генетической характеристикой психи­ческой деятельности, в целостном виде выражают динамику психической жизни челове

Эмпатия
Важнейшим механизмом переживаний является эмпатия, ко­торая помогает творцу ярче прочувствовать, пережить вообра- Композиторское творчество______________________203 жаемые «я». Чем выше ст

Творческое вдохновение
В состоянии творческого вдохновения, связанном с усиленной потребностью в творческом самовыражении, энергетичность деятельности повышена, переживания протекают очень дина­мично. Состояние творческо

Относительная самостоятельность творческой деятельности исполнителя
Процесс исполнительского творчества представляет собой не только акт воплощения композиторского замысла, но и созда­ния собственной исполнительской трактовки. Мера относительной самостоятельности т

Психологические особенности процесса работы музыканта-исполнителя
Большинство исполнителей подразделяет свою работу на три этапа: 1) этап ознакомления с музыкальным произведением, стадия формирования исполнительского замысла; 2) этап во­площения исполнительского

Роль мотивации в исполнительской деятельности
Очень важно первое звено — формирование мотивации, отноше­ний, установок музыканта: именно мотивационно-потребностная сфера служит могучим психологическим механизмом деятель­ности. Несмотря на мног

Образ музыкального произведения и особенности его воплощения в связи с профессиональными типологическими различиями музыкантов-исполнителей
Музыкант-исполнитель должен воссоздать по нотной записи образ музыкального произведения и воплотить его в конкрет­ном звучании. Нотная запись часто представляет собой редак- 224___________

Стадия рождения прообраза
Рассмотрим подробнее творческий процесс формирования об­раза музыкального произведения. Несмотря на огромнейшее разнообразие форм и видов ис­полнительской деятельности всем им присущи некоторые об­

Стадия исполнения замысла
На второй стадии — исполнения — происходит реализация замыс­ла, прообраз получает воплощение в исполнительских средствах. Исполнитель приступает в работе на инструменте, дири­жер — к работе с оркес

Эмпатия и образное перевоплощение
Огромное значение на этапе исполнителя замысла принад­лежит перевоплощению, эмпатии, механизмы которых описа­ны во второй главе. И режиссер, и дирижер еще в процессе формирования за­мысла идентифиц

Внемузыкальные ассоциации
Г. Г. Нейгауз, говоря о работе над музыкальным произведе­нием, отмечает: «...иногда совершенно непроизвольно возника­ют самые странные ассоциации, очень малооправданные... Це­лый мир каких-то ассоц

Предкониертый период
Предконцертный период вызывающий у многих исполнителей ранние предстартовые эмоциональные состояния, как справедли­во отмечает С. Савшинский, «может наступить с момента появле­ния афиши, извещающей

Особенности психических состояний музыкантов-исполнителей на эстраде
Как отмечают многие авторы [35, 14, 149, 269, 344], исполне­ние на эстраде становится «доминантной деятельностью, кото­рая подавляет все прочие возбуждения, в том числе и вызы­вающие эстрадное волн

Общение с публикой
Психическое состояние музыканта-исполнителя на эстраде, его сиюминутное отношение к музыке и к самому процессу испол­нения во многом определяется особенностями взаимодействия с публикой, для которо

Проблема «эстрадного волнения» и вопросы психологической подготовки к концерту
Проблему «эстрадного волнения» не обходит ни один исследо­ватель в области музыкальной педагогики, психологии, част­ных методик обучение пению и игре на инструментах. Дейст­вительно, это проблема я

Направленность личности и ее влияние на психические состояния
В методической литературе описано два типа волнения: «вол­нение — подъем» и «волнение — паника», «волнение в обра­зе» и «волнение вне образа» [280, 288, 350]. В первом случае исполнитель взволнован

Психические состояния в связи с характерологическими особенностями и способностями
Огромное влияние на психическое состояние оказывают харак­терологические особенности и способности, которые тесно взаи­мосвязаны в структуре личности [14, 68, 149, 250, 269, 344]1. В «яд

Роль типологических особенностей нервной системы
Вышеизложенные различия между исполнителями в связи с уровнем развития коммуникативных способностей, характером тревожности, бесспорно, обусловлены не только особенностями личности, но и индивидуал

Регуляция психических состояний музыкантов-исполнителей
Современная прикладная психология располагает широким арсеналом средств регуляции неблагоприятных психических состояний человека, психологической подготовки к деятельности. Психологическая подготов

Дифференциально-психологическая диагностика
Успешная психолого-педагогическая работа по формирова­нию и развитию личности и способностей предполагает хо­рошее знание и понимание индивидуально-психологических особенностей человека. «Если педа

Выдержки из проблемных психологических характеристик испытуемых
Испытуемый Т. В. 23 года, студент III курса МГК (спе­циальность — фортепиано). Начал обучаться музыке под руководством отца — препо­давателя ДМШ в г. Саратове. После окончания фортепианного отделен

Психологические профили участников Международного конкурса им. П. И. Чайковского
Испытуемый А. К.. лауреат IV Международного конкурса им. П. И. Чайковского (специальность — скрипка). 1. Биографические сведения А. К. родился в 1946 году в Москве, в семье музыкантов. Учился в ЦМШ

L1. Установка
Одно из важнейших условий заучивания и запоминания — правильно организованный процесс восприятия учебного ма­териала. Человек не может воспринимать и одновременно реа­гировать на множество раздражи

Мотивация
Вот почему психологи придают особое значение факторам личностным: мотивации, потребностям, детерминирующим учение. И восприятие, и внимание, и установка стимулируют­ся мотивацией учащегося, его нап

Влияние особенностей музыкального материала на характер заучивания
На эффективность заучивания влияют не только внутрен­ние, но и внешние факторы, связанные со свойствами самого материала: его содержанием, сложностью, значимостью для учащегося. Одна из ведущих хар

Сложность учебного материала
Существенное свойство учебного материала — его слож­ность для восприятия и осмысления. Эта категория анализи­ровалась в главе второй на материале восприятия музыки. Однако сложность одного и того ж

Значимость
Следующее свойство учебного материала — его значимость, важность для ученика. Значимость может быть художествен­ной, познавательной, методической, эстетической, эмоциональ­ной и т. д. Псих

Гностическая деятельность ученика и организации заучивания
Многочисленные исследования методистов и психологов свидетельствуют о том, что для эффективности осмысленного усвоения учебного материала учащийся должен осуществить особую гностическую (познавател

Психологическая характеристика методов обучения
Различают репродуктивные (традиционные) методы и ме­тоды развивающего обучения. Развивающее обучение способствует умственному разви­тию, формированию учебной деятельности, усвоению знаний, умений,н

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В монографии дан обзор основных проблем музыкальной психологии сквозь призму анализа психологических законо­мерностей различных видов музыкальной деятельности. Музыкальная психология — сравнительно

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги