рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Формирование понятия и язык

Формирование понятия и язык - раздел Лингвистика, МЫШЛЕНИЕ И ЯЗЫК Для Мышления Характерным Является Его Обобщенный И Опосредствованный Характер...

Для мышления характерным является его обобщенный и опосредствованный характер. Выделяя общие свой­ства, вскрывая общие отношения, связывающие те или иные предметы и группы их, мы раскрываем существен­ные черты этих предметов, выявляем закономерные, не­обходимые связи между ними. Процесс выделения общего в явлениях действительности есть процесс формирования понятия о них. Мышление осуществляется посредством оперирования понятиями. Образование понятий и опери­рование ими в составе суждений, умозаключений, доказа­тельства и т. д. невозможно без слова, без языка.

Анализируя процесс образования понятия и роль сло­ва в его образовании, остановимся на следующих вопро­сах: 1) Как образуется понятие в процессе перехода от чувственной ступени познания к рациональной, каковы те закономерности высшей нервной деятельности, которые лежат в основе этого перехода? 2) Как образуются поня­тия у людей, овладевающих опытом прошлых поколении


в ходе воспитания и обучения, в ходе практической их деятельности? 3) Как образуются научные понятия в ходе развития наук и практической деятельности человека, выводящих человечество за пределы ранее достигнутого уровня познания?

Когда тот или иной предмет мы воспринимаем непо­средственно — в виде ощущения, восприятия или пред­ставления, мы воспринимаем его как индивидуальный, единичный предмет: нельзя иметь ощущения «красного вообще», восприятие «дерева вообще» и т. д., т. е. ощу-щагь и воспринимать общие свойства всех красных пред­метов и всех деревьев. Процесс ощущения, восприятия представляет собой непосредственную связь предмета и того образа, который он в нас вызывает в момент его воздействия на наши органы чувств. Поэтому ощущения и восприятия не требуют своего закрепления, своей мате­риализации в виде слова: сама непосредственная связь познающего субъекта и познаваемого предмета обеспечи­вает существование ощущений и восприятии. Знак, слово нужно лишь тогда, когда познаваемый предмет не дан нам в чувственном восприятии и когда требуется одно­временно выявить те общие признаки, которые сущест­вуют у множества предметов. Поскольку нам в чувствен­ном восприятии не даны сразу общие и отличительные признаки всех деревьев, постольку необходим особый ма­териальный носитель выделенного нами общего свой­ства. Этим материальным носителем и выступает слово. Тем более слово необходимо тогда, когда нам необходимо закрепить, материализовать мысль о чувственно не вос­принимаемых свойствах и отношениях предметов дейст­вительности (например, для закрепления понятий о стои­мости, числе, функции, материи, законе и т. п.).

Характеризуя субстанцию стоимости и отмечая ее аб­страктный характер, К. Маркс писал: «В прямую проти­воположность чувственной грубой осязаемости [Gegenstan-dlichkeit] товарных тел, в стоимость [Werthgegenstandlich-keit] их не входит ни одного атома вещества природы. Вы можете ощупывать и разглядывать каждый отдельный то­вар, делать с ним что вам угодно, он, как стоимость [Werthding], остаётся неуловимым» '. Слово и является как раз тем стержнем, благодаря которому становится

1 К. Маркс, Капитал, т. I, Госполитиздат, 1955, стр. 54. 98

возможным процесс мысленного отвлечения от единично­го и выделение общих и существенных чувственно не вос­принимаемых свойств и отношений.

Процесс мышления характеризуется способностью об­разовывать понятия, обобщать. В свою очередь процесс обобщения, образования понятий неразрывно связан с процессом абстрагирования (с процессом отвлечения от каких-либо свойств предметов и отношений между ними и одновременно с процессом выделения определенных свойств предметов и отношений между ними). Свойства предметов и отношения между ними, таким образом, в процессе мышления отделяются, абстрагируются от своих носителей, нам приходится производить мысленные опера­ции с «тяжестью вообще», со «скоростью вообще», с «по­добием вообще» и т. п. Поскольку такие абстрагированные свойства не могут в нас вызвать представлений (мы их ранее никогда не наблюдали в «чистом» виде), постольку единственным средством их закрепления и «объективиро-вания» может быть слово. В этом смысле процесс мышле­ния есть одновременно и процесс оперирования словами.

Однако известно, что когда человек мыслит, он зача­стую не произносит слов вслух. В этом случае, как уста­новлено экспериментально, импульсы, поступающие в органы речи, «...не влекут за собой «слышимого» слова, однако они вызывают как бы зачаточные движения в органах речи. Нередко в процессе размышления, очевидно . под влиянием усиления эфферентных импульсов, работа органов речи становится ощутимой: можно обнаружить легкие движения языка, шевеление губ, а иногда дело до­ходит до настоящего произнесения слов» '.

Таким образом, материализация мысли в слове проис­ходит не только при звуковом, но и при мысленном вос­произведении слова.

Более того, физиология высшей нервной деятельности установила, что речевая деятельность человека есть услов­но-рефлекторная деятельность второй сигнальной систе­мы. Эта условно-рефлекторная деятельность второй сиг­нальной системы составляет существенную сторону физиологического процесса, лежащего в основе мыслитель­ных процессов человека.

; А. Н. Кабанов, Очерк физиологии высшей нервной деятельности Издательство академии педагогических наук РСФСР, М. 1956, стр. 127.


Остановимся теперь на вопросе о том, каткую роль играет слово в процессе усвоения человеком уже извест­ных человечеству понятий в ходе воспитания и обучения и какую роль оно играет в процессе образования новых понятий, ранее неизвестных в науке.

Процесс обучения — процесс передачи накопленный знании — совершается посредством слов (произносимых или написанных).

Усвоение большинства научных понятий, которыми вла­деет человек, происходит преимущественно в ходе систе­матического обучения. Последнее предполагает уже вла­дение родным языком и определенной совокупностью по­нятий, необходимых в повседневной жизни. Эти понятия вырабатывались у человека в процессе его жизненного опыта, непосредственного оперирования с предметами, в процессе изучения языка.

В ходе обучения вновь разъясняемое понятие высту­пает непременно облеченным в определенную языковую «материальную оболочку». Обучающий посредством слов, закрепляющих уже известные понятия, раскрывает содер­жание нового понятия. При этом в словесной форме фор­мулируется содержание общих и отличительных призна­ков, раскрывается их взаимоотношение и выясняется таким путем тот круг предметов, к которым данное поня­тие относится.

Процесс раскрытия содержания того или иного нового понятия может совершаться и другим путем. Показывая отдельные предметы, мы указываем на общие и специфи­ческие черты их и затем вводим слово, обозначающее эти общие и специфические черты. В данном случае для нас существенно подчеркнуть, что познание в процессе обуче­ния, формирование новых понятий совершается на базе слов, значение которых уже известно обучающимся из прошлого опыта.

Процесс обучения строится всегда таким путем, что, прежде чем ознакомиться с каким-либо сложным поня­тием, требуется овладеть совокупностью других понятий и соответствующих им слов, посредством которых можно отобразить содержание более сложного понятия, подлежа­щего изучению. Наглядным примером этого является из­ложение наук в различных школьных учебниках. Так, из­ложение основ геометрии предполагает знакомство учащегося с определенным кругом понятий, которые не

определяются явным образом в системе данной науки, а известны ему из практики (например, понятия «линия», ; «длина» и т. п.). На основании этих понятий и соответст­вующих им слов в науку вводятся новые понятия, отра-кающие новые, неизвестные ранее свойства и отношения дежду предметами.

Заметим, что в процессе обучения мы овладеваем че-JC3 посредство известных нам слов и содержанием опре­деленных понятий, и содержанием определенных сужде-дий, в форме которых в науке формулируются различные правила и законы. В этом. случае нам уже недостаточно жать значение отдельных слов, поскольку здесь идет эечь о смысле целого предложения. Кроме значения слов, мы должны уметь понимать значение различных связей злов в предложении, а это требует более глубокого овла­дения грамматическим строем данного языка.

В отличие от этого каждый новый этап научного ис­следования расширяет границы науки, все более и более "(риближает нас к познанию абсолютной истины. Прежде всего затронем вопрос о роли слова в формировании таких •юнятий, когда происходит процесс выделения признаков, известных нам из прежнего опыта, т. е. находимых нами з других известных нам предметах; в этом случае нам ?аранее будут известны и значения слов, соответствующих втим признакам. Далее мы коснемся вопроса о формиро­вании понятий, образующихся в результате выделения |ранее неизвестных нам, еще не познанных наукой свойств предметов и явлений, когда слова, соответствующие этим признакам, также неизвестны.

Допустим, биолог исследует определенную совокуп­ность растительных организмов, ранее неизвестных науке. В результате произведенного анализа этих организмов, в процессе наблюдения за их образом жизни он открывает ряд общих черт (признаков) этих организмов, которые дают возможность отличить данную совокупность орга­низмов от других организмов, раскрыть их существенные черты. Результат такого исследования завершается по­дысканием определенного термина (слова), в котором закрепляются результаты произведенного исследования.

Это не означает, однако, что результат, полученный в ходе исследования, до выработки соответствующего ново­го термина существовал помимо слова. Он как определен-


ная совокупность мыслей существовал до этого на базе известных нам слов и предложений.

Язык, слово, в процессе познания исследуемой группы организмов и в процессе образования соответствующего понятия играет весьма существенную роль. Выделение общих признаков осуществляется посредством языка, при этом мы из прошлого опыта знаем, какой звуковой комп­лекс соответствует данным признакам. Например, иссле­довав способ размножения данного растения, мы обнару­живаем у него общее свойство споровых растений, а имен­но: свойство размножаться спорами. Понятие же о размножении спорами и слова, соответствующие этому понятию, нам были заранее известны.

Результаты работы анализа закрепляются новым зву­ковым комплексом, областью приложения которого явля­ется данная исследуемая группа предметов. Образован­ное таким путем понятие развивается, обогащается новым содержанием. Мы можем открывать новые особенности образа жизни данных организмов, их взаимоотношений с другими организмами, устанавливать те или другие об­щие им признаки. Все эти признаки также войдут в содер­жание образованного понятия о данных растительных организмах. В процессе дальнейшего развития понятия слово играет существенную роль: вновь открываемые признаки закрепляются в соответствующих словах.

Теперь перейдем к рассмотрению вопроса об образова­нии понятия, в содержании которого отражены признаки, еще никогда не встречавшиеся нам в других предметах и которым поэтому в языке не соответствует определенное слово. При этом мы рассмотрим такой наиболее сложный случай абстракции, когда предметом абстрагирования бу­дут свойства, не воспринимаемые чувственным путем (на­пример, свойства «быть стоимостью», «быть числом» и т. п.). Нас интересует главным образом роль слова в про­цессе абстракции. Проиллюстрируем этот процесс абст­ракции на примере анализа К. Марксом понятия стоимо­сти. Для выяснения понятия стоимости Маркс прежде все­го останавливается на анализе обмена товаров. Маркс показывает, что понятие «стоимость» может быть выделе­но лишь в результате исследования тех отношений между товарами, в которые они вступают при их взаимном обме­не, в ходе которого они приравниваются друг к другу, не­смотря на их различный качественный характер. Возни-102

кает вопрос: что представляет собой то общее, что позво­ляет устанавливать отношение равенства между двумя совершенно различными в качественном отношении това­рами.

Маркс выясняет этот вопрос. «Возьмём... два товара, напр. пшеницу и железо. Каково бы ни было их меновое отношение, его всегда можно выразить уравнением, в котором данное количество пшеницы приравнивается из­вестному количеству железа, напр.: 1 квартер пшеницы = а центнерам железа. Что говорит нам это уравнение? Что в двух различных вещах — в 1 квартере пшеницы ива центнерах железа — существует нечто общее равной вели­чины. Следовательно,— заключает Маркс,— обе эти ве­щи равны чему-то третьему, которое само по себе не есть ни первая, ни вторая из них» 1..

Далее Маркс выясняет, что представляет собой это третье, общее различным обмениваемым друг на друга потребительным стоимостям. Это общее оказывается стои­мостью товаров.

«Таким образом,— пишет Маркс,— то общее, что вы­ражается в меновом отношении, или меновой стоимости товаров, и есть их стоимость» 2.

Исследуя вопрос о том, каким путем можно объяснить возникновение в науке понятия стоимости, Маркс тем самым выясняет, как происходило формирование этого понятия в процессе познания человеком окружающей его действительности. Выделить новое, неизвестное еще нам свойство возможно лишь в результате обнаружения и анализа определенных отношений между рассматривае­мыми предметами. Эти отношения отличаются тем, что они непосредственно связаны с практикой, непосредственно . вплетаются в практическую деятельность человека. Так, ' выделение свойства стоимости и тем более образование понятия стоимости стало возможно после того, как чело­век стал обменивать товары. Другими словами, выделе­ние свойства стоимости стало возможно лишь тогда, ког­да человек практически осуществлял отношение обмени­ваемое™ между товарами.

На ряде других примеров Маркс показывает, что опи­санный им способ абстракции носит весьма распространен-

1 К,- Маркс, Капитал, т. I, стр. 43.

2 Там же, стр. 45.


ный характер. Вскрыв, что между всеми обмениваемыми потребительными стоимостями существует нечто общее, представляющее собой стоимость этих товаров, Маркс вы­ясняет затем природу этого общего, сущность стоимости. Маркс показывает, что стоимость представляет собой «аб­страктно человеческий труд», количество которого «изме­ряется его продолжительностью, рабочим временем...»'.

Итак, в процессе познания мы сначала обнаруживаем нечто общее между изучаемыми предметами, а затем уже раскрываем природу, сущность этого общего, двигаясь «... от явлений к сущности и от менее глубокой к более глубокой сущности»'2.

Какую же роль в ходе такой абстракции играет слово? Сначала мы выделяем общие черты изучаемых пред­метов. Это общее (общие признаки) обнаруживается на­ми в результате рассмотрения отношений, взаимосвязей между изучаемыми предметами. В отличие от ранее рас­смотренного способа абстракции, когда нам известны из прежнего опыта абстрагируемые свойства и соответствую­щие им слова, здесь абстрагируемые свойства являются новыми для науки, и мы еще не знаем слов, им соответст­вующих. В данном случае для обозначения этого общего признака или свойства человеком подыскивается соответ­ствующий термин, название, «материальная оболочка». До того, как найден этот термин, это свойство обычно фиксируется описательно. Очень часто вновь обнаруживае­мое и не наблюдавшееся ранее явление или признак фик­сируется в сочетании слов, уже известных в том или ином языке. Так возникли сочетания слов «подводная лодка», «шагающий экскаватор» и т. п. Иногда эти сочетания слов объединяются в единое слово (например, пароход, паро­воз, электровоз).

В некоторых случаях для обозначения вновь открытого или появившегося предмета берутся слова, обозначающие те его стороны, которые были ранее известны человеку в других 'предметах. При этом на новый предмет перено­сится имя другого ранее известного предмета (или одной из его сторон) в том случае, когда имеется какое-то сход­ство этих предметов в их объективных свойствах, в их использовании человеком, в их поведении.

1 К. Маркс, Капитал, т. I, стр. 45.

2 В. И. Ленин, Философские тетради, Госполитиздат, 1947, стр. 193,

Так, слово «месяц» в русском языке образовалось от слова «измерять». «Месяц» значит измеритель. Это слово возникло, по-видимому, в связи с тем, что люди считали, что измерять время можно при помощи лунных фаз.

В основу же слова «луна» в латинском языке был по­ложен другой признак, а именно: признак ее изменчиво­сти, непостоянства. Слово «луна» в латинском языке свя­зано со словами «непостоянный», «капризный», «прихот­ливый».

Признаки, лежащие в основе образования новых слов, впоследствии в сознании людей утрачиваются, и мы начи­наем закреплять за соответствующими словами иные при­знаки, по которым и происходит опознавание предмета через слово. Так, в сознании современного человека при произнесении слова «рубль» не возникает мысли о дейст­вии рубить (хотя слово «рубль» происходит от глагола рубить), при произнесении слова «стол» не возникает мысли о действии стлать (хотя слово «стол» произошло от глагола стлать), а возникают совсем иные признаки, позволяющие нам рубли и столы отличить от других пред­метов.

Новые понятия и соответствующие им новые слова возникают не только в ходе развития науки, они возни­кают и в процессе производственной, как и всякой иной, деятельности человека. Диалектический материализм учит, что практика есть основа познания. Преобразуя дей­ствительность на основе познания объективных законо­мерностей, люди в процессе повседневного труда и повсе­дневной жизни открывают новое в явлениях и предметах окружающей их действительности и являются творцами новых слов, закрепляющих это новое.

Ввиду того что язык и мышление неразрывны, мы имеем возможность, исследуя языки стоящих на различных ступенях общественного развития народов, судить об абст­рагирующей силе их мышления, об уровне достигнутых ими знаний. Развитие мышления совершалось от конкрет­ного к абстрактному, поэтому в процессе поступательного развития человечества появлялись все более и более об­щие абстрактные понятия, отражающие все более общие связи между предметами и явлениями окружающего нас мира. Это свидетельствует о том, что человек под влия­нием развития общественно-производственной практики проникал в сущность предметов, раскрывал необходимые


и закономерные связи между ними. Это подтверждается анализом словарного состава и грамматического строя языков племен, стоявших на низкой ступени обществен­ного развития.

Если в языках отдельных племен Австралии сущест­вуют числительные лишь для обозначения чисел «один», «два» и «три», то это совсем не означает, что они не умеют считать далее, чем до трех, что они не имеют идеи числа вообще. Эти факты свидетельствуют лишь о том, что их языки в своем словарном запасе и грамматическом строе отразили и сохранили историю развития этих народов в далеком прошлом.

В языке может не существовать тех или иных слов, обозначающих отдельные понятия, но эти понятия могут выражаться системой языка в целом (например, описа­тельно). Если болгарский и новогреческий языки утрати­ли инфинитив, то из этого вовсе не следует, что болгарин и грек не имеют способности представлять себе отвлечен­но глагольное действие. По наличию или отсутствию в том или ином языке тех или иных слов, выражающих общие понятия, по отношению тех или иных грамматиче­ских категорий нельзя заключать, что говорящий на нем народ не обладает этими общими понятиями, категория­ми, что он не способен их выразить на своем языке.

Исследователи сообщают, что в языке племени чироки вместо местоимения «мы», которое в развитых языках указывает на множественное число действующих лиц, имеются более конкретные способы выражения этой же идеи. Вместо местоимения «мы» там встречается множе­ство местоимений, выражающих следующие понятия: «я и ты», «я и вы», «я и вы двое», «я и он», «я, вы и он или они» и т. д. В ряде австралийских языков наряду с мно­жественным (а также в тех случаях,' когда оно и отсутст­вует) существует двойственное, тройственное и четвертное число. В некоторых языках существует множество гла­гольных приставок, назначением которых является указа­ние на то, сколько человек действует и на какое количест­во людей распространяется действие этих людей. Глаголь­ные формы чрезвычайно дифференцированы. При помощи различных грамматических средств (суффиксов, вспомо­гательных глаголов) можно выразить множество оттен­ков, связанных с детализацией места и времени действия (например, в кафрском языке, в языке племени нжеумба).

Добавляя различные окончания к глаголу «молотить» можно выразить следующие мысли:

Я буду молотить утром » » весь день » » » ночью » » » снова

Характерным для этих языков является то, что в них существовало множество грамматических средств для точ­ного и весьма детального фиксирования пространственных соотношений. В кламатском языке имеются особые место­имения, имеющие тот же смысл, что и местоимение «этот», отдельно для одушевленных предметов и для неодушев­ленных, отдельно для предметов, к которым можно при­коснуться, отдельно для предметов, находящихся совсем близко, отдельно для предметов, стоящих перед говоря­щим, и отдельно для предметов, которые просто находятся в поле нашего зрения.

Наречия также весьма конкретно и детально выра­жают отношения в пространстве. Так, в кламатском язы­ке нет абстрактного местоимения «здесь», но зато имеются наречия, в которых конкретизируется это понятие, а имен­ию следующие: «здесь совсем близко», «здесь напротив», кздесь сбоку» и т. п. Яхганы Огненной Земли, используя местоимения, всегда при этом указывают при помощи определенных грамматических средств, находится ли чело­век на самом верху вигвама (жилища) или у двери, на­водится ли он в глубине, вправо или влево от вигвама, в :амом вигваме, у порога или вне жилья.

У некоторых австралийских племен нет слов, выража­ющих общие понятия — дерево, рыба, птица и т. д., но у аих существует множество слов, выражающих отдельные зиды деревьев, рыб, птиц и т. д. У тасманийцев не было слов, выражающих такие абстрактные свойства, как твер­дый, круглый и т. п. Эти свойства они выражали описа­тельно: вместо твердый они говорили «как камень», вместо круглый — «как луна», и т. п. В языках племен из архипелага Бисмарка нет слов для обозначения понятий различных цветов. Идеи цвета в этих языках также выра­жают описательно. В Южной Австралии каждая тора, [каждый мельчайший холмик имеют свое имя: слова же п,ля выражения понятия горы и холма в данных языках нет. Отдельные числительные у некоторых племен Австра-


лии существуют лишь для чисел «один», «два» и «три». Та­кого рода примеров можно привести огромное множество.

Сопоставление- этих языков с языками народов, стоя­щих на высокой ступени общественного развития, показы­вает, что развитие языка, а следовательно и мышления, происходило по линии обогащения языка категориями, выражающими наиболее общие, абстрактные отношения, по линии обогащения мышления более абстрактными по­нятиями, позволяющими сознанию более глубоко отобра­зить конкретную действительность.

Нельзя говорить ни о каком особом типе мышления людей, стоящих на более низких ступенях культуры, как то утверждают Леви-Брюль и другие буржуазные этно­графы и социологи. Никакого особого типа мышления — пралогического или дологического — не было и нет. Мыш­ление современного человека отличается от мышления людей, стоящих на более низкой ступени общественного развития, только лишь по глубине содержания понятий. По своему типу, по своему логическому строю мышление всех людей одинаково.

Необходимо отметить, что если развитие мышления людей в историческом плане шло по пути от конкретного к абстрактному (о чем свидетельствует история языка), то в ходе развития мышления ребенка мы встречаемся с отклонениями от этого общего пути. Так, например, хоро­шо известно, что ребенок ранее овладевает такими слова­ми, как «рыба», «птица» (называя этими словами любую рыбу, любую птицу), и лишь затем овладевает словами, которыми обозначаются различные разновидности рыб и птиц (например, словами карп, щука, ласточка, голубь и т. д.). Следовательно, и понятия, более общие и абст­рактные, ребенок усваивает ранее, чем понятия, менее общие и абстрактные. Это связано с тем, что ребенок обра­зует эти понятия не в ходе своей непосредственной практи­ки, а в процессе воспитания, в процессе речевого общения с людьми, которые уже овладели этими понятиями, овладе­ли известным опытом, накопленным человечеством. Опыт воспитания подрастающего поколения показал, что для более эффективного развития мышления ребенка, овладе­ния им речью иногда целесообразно бывает начинать про­цесс обучения ребенка с усвоения им более абстрактных понятий и затем уже переходить к менее общему и аб­страктному.

у !08

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

МЫШЛЕНИЕ И ЯЗЫК

На сайте allrefs.net читайте: "МЫШЛЕНИЕ И ЯЗЫК"

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Формирование понятия и язык

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

А. Г. О п и р к и н
Проблема происхождения языка, а вместе с ним и спе­цифически человеческого способа отражения действитель­ности — отвлеченного мышления, представляет вполне понятные трудности. Колыбель речевой куль

Биологические предпосылки речи
Многие млекопитающие животные ведут стадный образ жизни, который выражается в различных формах взаим­ной связи между особями данного стада. Эти связи, сло­жившиеся в ходе эволюции данного вида живо

Биологические предпосылки речи
Многие млекопитающие животные ведут стадный образ жизни, который выражается в различных формах взаим­ной связи между особями данного стада. Эти связи, сло­жившиеся в ходе эволюции данного вида живо

Основные ступени формирования речи
Ввиду того что процесс становления человека, длив­шийся около миллиона лет, не представлен памятниками письменности, нет возможности сколько-нибудь достовер­но и точно судить о том, как именно обща

Происхождение письменной речи в связи с развитием мышления
Анализ возникновения письменной речи — это специ-льный большой вопрос, имеющий свою длительную исто-пию большую литературу и немалое число всевозможных пчек зрения. В нашей работе эта проблема не я

Пиктографическое, или рисуночное, письмо. Начальной
формой письменности в подлинном смысле этого слова является рисуночное письмо. Рисуночное письмо пред­ставляет собой результат преднамеренного изображения предмета с целью общения. Когда первобытны

Quot;Роль языка в формировании мышления
Язык, возникший вместе с возникновением человека, играл и играет великую роль в его жизни. Он явился прежде всего одним из необходимых условий формиро­вания самого человека и его мышления. В связи

Д. Л. Горский
v/ Диалектический материализм учит, что язык непосред­ственно и неразрывно связан с мышлением. Этой нераз­рывной связью языка и мышления определяется и роль языка в познании. Мысль, будучи

Познавательная функция языка в ходе обмена мыслями между людьми
Окружающая нас действительность отражается в го­лове людей в виде различных форм мысли (в виде понятий и суждений), которые закрепляются и выражаются в языке. При этом необходимо отметить, что сам

Значение и смысл слова и научное понятие
^ Подавляющее большинство знаний об окружающем нас мире человек получает в процессе воспитания и обуче­ния, в процессе общения с людьми, в ходе изучения соот­ветствующей литературы. Опыт человечест

Языки» точных наук, их особенности и значение
В настоящее время в современной буржуазной позити­вистской философии широко обсуждается вопрос о так называемых языках точных наук. При этом современные позитивисты извращают роль и значение этих в

В. 3. Панфилов
Вопрос о характере взаимоотношения языка и мышле­ния принадлежит к числу кардинальных не только специ­альной науки о языке — языкознания, но также и марк-систско-ленинской теории познания. Общеизве

ЛОГИЧЕСКИЕ ФОРМЫ И ИХ ВЫРАЖЕНИЕ В ЯЗЫКЕ
А. С. А зам an о в Логическая форма Вопросы единства языка и мышления, речи и мысли имеют для науки о формах и законах мысли, т. е. для

Выражение форм дыслей в языке
Описывая логическую форму мысли, мы выделили необ­ходимую связь всякой мысли с ее языковым выражением, делающую возможным существование мысли. Мысль вы­ражается средствами языка в речи во всем ее с

Суждение и выражение его в языке
Если всякая форма мысли есть тип связи элементов мысли между собою или мыслей друг с другом, то логи­ческие формы могут выражаться при помощи лишь тех элементов речи, которые обозначают связи между

Понятие и выражение его к языке
За последнее время в нашей литературе по логике стало часто употребляться определение понятия как мысли, отражающей общие и существенные признаки предметов. Конечно, это верно для всякого понятия,

В. 31. Богуславский
Прежде чем перейти к рассмотрению взаимосвязи ме­жду словом и понятием, попытаемся кратко остановиться на том, как здесь понимаются слово как языковое явление и понятие как форма мысли. На

Материальная оболочка мысли
;- Слово является необходимым условием и средством образования и существования понятия. В основе взгляда о существовании понятий без слов лежит идеалистическое ^противопоставление мышления языку. О

Понятие как значение слова
Средневековый номинализм содержал в себе прогрес­сивную, материалистическую тенденцию, поскольку он противопоставлял тезису «реалистов» о том, что понятия предшествуют вещам (universalia ante rem),

Единство слова и понятия не есть их тождество
Отрицая какую бы то ни было объективную познава­тельную значимость мышления, семантические идеалисты считают, что логика «занимается не суждениями (мыслями и содержанием мыслей), а языковыми выраже

П. В. Копмин
Сущность и структура суждения Анализом суждения философы и логики занимались давно, большинство из них по преимуществу обращали внимание лишь на описание различных его форм, а не на изучен

Три основных вида суждения и их специфические особенности
Суждения многообразны, как многогранно мышление, отражающее многообразие мира. Логика разделяет суж­дения на различные однородные группы. Мы остановим внимание лишь на следующих трех видах: суждени

Мышление
является формой отражения действительности, формой по­знания объективной истины. Общность вопроса с тем, что по традиции называется суждением, на наш взгляд, более существенна, чем отличие их

Суждение п предложение
Суждение как форма мысли существует и развивается только в форме языка. Формой существования суждения является предложение. Вопрос об отношении суждения как формы мысли к предложению как г

Е. М. Г а л к ч. на-Федорун
Соотносительность содержания и формы Марксистско-ленинская теория учит, что все сущест­вующее имеет содержание и форму, что эти две категории находятся в диалектическом единстве и взаимоде

Вопрос о форме языка в трудах лингвистов
В первых дошедших до нас индийских, греческих и ла­тинских грамматиках совсем не встречаются рассуждения о форме слова как о грамматическом понятии. Древние индийские грамматисты в веданга

Понимание формы и содержания языка в трудах современных советских лингвистов
В современной советской лингвистике вопрос о форме в языке, в частности о формах слова, является одним из важнейших вопросов исследований. Поэтому в работах советских ученых нередки высказывания о

Форма языка — проявление! единства грамматических значений и грамматических средств выражения
Диалектический материализм учит понимать форму всякого явления как внутреннюю структуру явления, как способ существования содержания. Исходя из этого, соот­ношение языка и мышления можно представит

Различные способы выражения грамматических значений в языке
Насколько различны в языках грамматические значе­ния и способы их выражения, можно увидеть и осознать только при сопоставлении' и сравнении различных фонети­ческих и грамматических систем языка.

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги