рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Философия марксизма

Философия марксизма - раздел История, ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ ...

Карл Маркс (1818-1883) родился в г. Трире в семье адвоката. С 1830 по 1835 г. учился в трирской гимназии, затем на юридическом факультете Боннского и Берлинского университетов. Маркс испытывал большой интерес к философии и истории. Написал докторскую диссертацию на тему «Различия между натурфилософией Демокрита и натурфилософией Эпикура» (1841). С 1842 г. был сотрудником, а впоследствии редактором «Рейнской газеты». После закрытия газеты в ноябре 1843 г. переехал в Париж, где работал в «Немецко-французском ежегоднике». В 1844 г. началась дружба Маркса с Энгельсом. Они совместно создали такие труды, как «Святое семей-ство» и «Немецкая идеология».

В 1845 г. Маркс покинул Францию и переехал в Брюссель. Для Союза коммунистов был написан «Манифест коммунистической партии» (1848). В 1848 г. Маркс был арестован и выслан из Бельгии; он снова жил в Париже, затем — в Кёльне. Маркс основал «Новую Рейнскую газету». Дважды привлекался к суду, затем был выслан из Пруссии, некоторое время провел в Париже, откуда был выслан. С 1849 г. и до конца жизни Маркс жил в Лондоне. Он писал статьи для «Нью-йоркской трибуны», экономические работы и т. д. Маркс был одним из организаторов и руководителей I Интернационала.

Фридрих Энгельс (1820-1895) родился в семье фабриканта в г. Бармене (Рейнская провинция Пруссии), учился в городской школе и гимназии. В 1837 г. по на­стоянию родителей оставил гимназию и начал изучать коммерческое дело в торговой конторе отца. В 1841 г. проходил военную службу в Берлине. Параллельно он посещал лекции в Берлин-ском университете. В 1842 г. Энгельс переехал в Манчестер, где работал в торговой конторе, совладельцем которой был его отец. В 1845 г. им была написана книга «Положение рабочего класса в Англии». В 1844 г. Энгельс вернулся в Германию, перед этим познакомившись в Париже с Карлом Марксом. В Германии Энгельс занимался революционной деятельностью. Из-за угрозы ареста в 1845 г. переехал в Брюссель, а в 1846 г. — в Париж. С 1848 г. Энгельс жил в Кёльне, где работал в газете Маркса.

Энгельс принимал участие в восстании 1849 г. После поражения восстания он уехал в Швейцарию, затем жил в Лондоне, Манчестере. Энгельс сотрудничал с I Интернационалом.

Марксистская философия, как и марксизм в целом, является одним из главных направлений в духовной жизни XIX-XX вв.

Социально-экономические предпосылки философии марксизма. Для ответа на вопрос о том, почему возникла марксистская философия, нужно прежде всего отметить, что общественное бытие определяет общественное сознание. Новые общественные идеи и теории возникают лишь тогда, когда развитие материальной жизни общества ставит перед обществом новые задачи, тре-бующие своего решения. Можно сказать, что новые общественные идеи потому и возникают, что без их организующей, мобилизующей роли невозможно разрешение назревших задач материаль-ной жизни общества. Без этого невозможно было бы и прогрессивное развитие человеческого общества. Следовательно, появление марксистской философии было в конечном счете обуслов-лено развитием материальных условий жизни общества.

В первой половине XIX в. окончательно формируется капиталистический способ производ-ства и достаточно резко проявляются антагонистические противоречия капитализма. Об этом свидетельствуют, например, экономические кризисы, которые начиная с 1825 г. периодически повторяются каждые 10-12 лет. Становится все более очевидным, что прогресс капиталистичес-кого производства неразрывно связан с усилением эксплуатации трудящихся, что накопление богатства на одном полюсе общества неотделимо от роста нищеты на другом.

Научный анализ противоречий буржуазного общества, выявление и теоретическое осмыс-ление тенденций и перспектив дальнейшего развития капитализма становится объективной исто-рической необходимостью. В то же время капитализм, как отмечает Ф. Энгельс, настолько упрос-тил общественные связи и отношения, что решение вопроса о движущих силах истории стало наконец возможным. Действительно, после промышленного переворота, приведшего к развитию машинной индустрии, стала очевидной огромная роль производства в жизни общества; после уничтожения сословных делений, маскировавших прежде классовые отношения, стало явным деление общества на основные классы. Все это открывало путь к разработке нового философского учения, стремившегося научно объяснить общественную жизнь.

В первой половине XIX в. обостряется антагонизм между пролетариатом и буржуазией. Рабочий класс становится самостоятельной общественной силой. По словам Маркса, пролетариат превращается из «класса в себе» в «класс для себя». В первой половине XIX в. пролетариат формируется как класс со своими особыми экономическими и социальными интересами. Если раньше борьба пролетариата против буржуазии находила свое выражение в уничтожении машин, в поджогах фабрик, в уничтожении отдельных эксплуататоров, то к этому времени рабочие переходят к новым, организованным формам борьбы: к стачкам и восстаниям. Особенно мощным было движение чартистов в конце 30-х гг. XIX в.

Чартизм представлял собою массовое движение английского пролетариата за народную хартию, с требованием всеобщего избирательного права, ежегодного переизбрания парламента, с требованием вознаграждения членов парламента. Чартистское движение было первым полити-чески оформленным пролетарским движением.

Франция несколько отставала от Англии в промышленном отношении. Но и там возникает забастовочное движение, доходившее до вооруженных столкновений рабочих с жандармерией. Крупнейшим революционным событием во Франции в рассматриваемое время явилось восстание лионских ткачей в 1834 г. Оно проходило под лозунгом: «Жить, работая, или умереть в борьбе».

Германия в первой половине XIX в. была полуфеодальной страной, раздробленной на десятки государств. Германия переживала мануфактурную стадию капиталистического развития. Однако к 1846 г. в Германии насчитывалось свыше полумиллиона фабричных рабочих. Тяжелые условия труда, произвол буржуазии — все это приводило к открытым восстаниям пролетариата (восстание силезских ткачей в 1844 г.).

Марксизм зародился в Германии, но его нельзя рассматривать как чисто немецкое явление, возникшее в результате тех социальных отношений, которые сложились в Германии. Марксизм как выражение интересов и потребностей международного рабочего движения явился итогом мирового исторического развития.

Маркс и Энгельс были не только теоретиками рабочего движения, они были революционерами, организаторами и руководителями рабочего класса. Уже с середины 40-х гг. Маркс и Энгельс направляли деятельность рабочих организаций в Германии, Франции, Бельгии. Они создали программу «Союза коммунистов» — «Манифест коммунистической партии», принимали непосредственное участие в борьбе против феодально-юнкерских порядков в Германии. Маркс и Энгельс вели огромную работу по созданию пролетарской партии в Германии, содействовали сплочению революционных организаций во Франции, Англии, Италии.

Марксизм возник не на пустом месте. Создавая новое мировоззрение, Маркс и Энгельс критически переработали все то ценное, что содержалось в предшествующем развитии человеческой мысли. В. И. Ленин указал на три основных теоретических источника марксизма: английскую классическую буржуазную политическую экономию, французский утопический социализм и немецкую классическую философию.

Теоретические источники марксизма. Основоположниками английской буржуазной политической экономии были Адам Смит (1723-1790) и Давид Рикардо (1772-1823). Они разработали трудовую теорию стоимости, показали, что труд является источником стоимости и прибыли. Классическая буржуазная политическая экономия создавалась в период, когда классовые интересы буржуазии совпадали с назревшими потребностями экономического развития общества. Политическая экономия для своего времени была прогрессивной наукой. Трудовая теория стоимости была фактически направлена против класса земельной аристократии.

Но учение А. Смита и Д. Рикардо было ограниченно. В обмене товаров они видели лишь обмен вещей, а не отношения между людьми. Они не понимали исторически преходящего харак-тера капитализма и рассматривали законы капитализма как вечные законы, якобы вытекающие из эгоистической природы человека.

На основе теории трудовой стоимости Маркс и Энгельс создали учение о прибавочной стоимости, которое, как отмечал Ленин, является краеугольным камнем экономической теории Маркса.

Другим теоретическим источником марксизма явился утопический социализм. Мечта о справедливом обществе возникла еще в древности. Но с особой силой она формируется в эпоху капитализма, ибо концентрация богатства на разных полюсах общественной жизни здесь проявляется особенно резко. Это вызывает резкий протест представителей передовых людей эпохи.

Подвергая решительной критике капиталистический строй, мыслители начиная с эпохи Возрождения (Т. Мор, Т. Кампанелла) и вплоть до знаменитых социалистов-утопистов Сен-Симона (1760-1825), Фурье (1772-1837) и Оуэна (1771-1858) выдвигают проекты будущего социалистического строя.

Великие социалисты-утописты указывали на противоречия, в которых запуталось капита-листическое общество: на рост производства и обнищание пролетариата, на кризисы перепро-изводства, на противоположность между умственным и физическим трудом, между городом и деревней. Своей критикой капитализма они дали ценный материал для просвещения рабочих. Но, критикуя капитализм, они не могли указать пути выхода из капиталистического рабства. Они счи-тали возможным мирный переход к социализму путем убеждения эксплуататоров в преимущест-вах социализма. (Сен-Симон пытался уговорить Наполеона принять участие в создании социали-стического строя, Оуэн обращался с подобными проектами к английской королеве Виктории, а Фурье даже установил специальные приемные часы для капиталистов и других богатых людей, которые пожелают пожертвовать свои средства в пользу социализма.)

Маркс и Энгельс создали теорию так называемого научного коммунизма. Они доказывали, что социализм — необходимый результат развития современного капиталистического общества, они вскрыли экономические основы социалистической революции, а также указали на класс, который должен совершить эту революцию, — пролетариат.

Большую роль в духовном развитии Маркса и Энгельса сыграла классическая немецкая философия, в особенности философия Гегеля и Фейербаха.

При создании диалектического материализма Маркс и Энгельс использовали наиболее ценное в философии Гегеля и Фейербаха: диалектические идеи гегелевской философии и мате-риалистическое понимание природы и человека у Фейербаха. Естественно, в том виде, в каком диалектика и материализм были представлены Гегелем и Фейербахом, они не могли быть объеди-нены. Диалектика Гегеля и материализм Фейербаха послужили лишь основой, которая была подвергнута серьезной критической переработке. Огромная работа, проделанная Марксом и Энгельсом при создании диалектико-материалистической философии, потребовала использования идей и других философов прошлого, а также анализа данных науки и практики человечества.

Важным идейно-теоретическим источником марксистской философии явились достижения естествознания первой половины XIX в. Энгельс отмечал, что если раньше естествознание было наукой о неизменяющихся вещах, то в XIX в. оно становится все больше наукой о происхождении и развитии вещей, о связях между ними. Развитие естествознания стихийно рождает диалектику, вытесняя метафизические представления. Энгельс указывает на три крупных достижения науки: открытие клетки, открытие закона сохранения и превращения энергии, создание эволюционной теории.

Маркс и Энгельс говорили о клеточной теории, что она революционизировала всю физиологию и сделала возможной сравнительную анатомию. Клеточную теорию выдвинули Шлейден (1804-1881) и Шванн (1810-1869). Шлейден в 1838 г. показал, что все растения состоят из клеток. Шванн выяснил то же относительно животных. Клеточная теория имела большое значе-ние. Была найдена та единица, из которой при размножении и дифференциации развивается все тело растений и животных. Было доказано, что развитие и рост всех высших организмов соверша­ется по единым закономерностям. Философское значение этой теории заключалось в том, что она давала естественнонаучное обоснование принципа единства материального мира.

Мысль о закономерном, количественно-определенном превращении форм движения была высказана Майером (1814-1878). По Майеру, химическая, тепловая и механическая энергии могут превращаться друг в друга в определенных количественных пропорциях. Философское значение закона сохранения и превращения энергии заключалось в том, что он обосновывал принцип единства мира, принцип материализма (несотворимости и неуничтожимомости материи).

Открытие клеточного строения живых организмов стимулировало дальнейший прогресс биологии. Если клетка — та единица, из которой построены все организмы, возникает вопрос о том, как они произошли и откуда проистекает их многообразие. Ответ был дан в эволюционной теории Чарльза Дарвина (1809-1882). Эта теория раскрывала процесс развития живого мира. Ее философское значение заключалось в том, что она обосновывала принцип развития материального мира.

Само исследование природы в XIX в. вплотную подводило естествоиспытателей к фило-софским обобщениям, выходящим за рамки как идеалистической диалектики, так и метафизичес-кого материализма. Появление марксистской философии отвечало объективному ходу развития естествознания, нуждающегося в диалектико-материалистическом обобщении своих результатов.

Таким образом, Маркс и Энгельс опирались на достижения предшествующей философской мысли, социальных учений в области политэкономии и социализма, современного им естествозна-ния, на анализ социальной практики, революционного движения, классовой борьбы пролетариата.

Марксизм претендовал на роль выразителя потребностей и интересов мирового пролетариа-та, международного рабочего движения. Исторической заслугой марксизма в области философии является создание материалистической диалектики и материалистического понимания истории об­щества.

Материалистическая диалектика (диалектический материализм). Важнейшая особенность марксистской философии, определяющая ее последовательно научный характер, состоит прежде всего в том, что она представляет собой органическое единство материализма и диалектики. Ранее в домарксистской философии по ряду причин получалось так, что материализм был в основном метафизическим, а диалектика была преимущественно идеалистической. Философы не видели связи материализма и диалектики и даже часто противопоставляли их друг другу. Маркс и Энгельс преодолели этот разрыв, создав диалектический материализм (или мате-риалистическую диалектику).

Материалистическая диалектика стала критическим продолжением диалектики немецкого классического идеализма. Маркс писал, что Гегель впервые изобразил основные диалектические формы развития и что надо освободить гегелевский анализ этих форм от «мистической оболочки», под которой скрывается «рациональное зерно» его диалектики. Гегель диалектику человеческого мышления выводит из саморазвития абсолютной идеи. Субъективная диалектика у него не явля­ется отражением объективного мира, а наоборот, последний представляет собой инобытие идеи. В противоположность Гегелю Маркс и Энгельс утверждали всеобщность диалектического процесса. Не только мышление, но и природа и общество диалектичны, материи присуще внутренне саморазвитие. «Так называемая объективная диалектика царит во всей природе, а так называемая субъективная диалектика, диалектическое мышление есть только отражение господствующего во всей природе движения путем противоположностей». Диалектика понимается Марксом и Энгель-сом как наука о связи явлений и наиболее общих законах движения и развития природы, общества и мышления.

Материалистический характер марксистской философии означает, что она требует рассмат-ривать мир таким, каков он есть. Диалектический характер ее означает требование учитывать объективно существующую взаимосвязь явлений действительности, их изменение и развитие, их внутреннюю сложность и противоречивость. Это означает, что нельзя объяснять природу, исходя из каких-то заранее взятых принципов (как это в большинстве случаев делали все философы), а наоборот, нужно выводить принципы из изучения природы. Это ставит философию на твердую научную почву, освобождает ее от всяких вымыслов, принимаемых на веру догм, от различных схоластических умозрительных конструкций. Опираясь всецело на научное исследование объек-тивной действительности, диалектический материализм выступает, по словам Ленина, как материализм современный, неизмеримо более богатый содержанием и несравненно более последовательный, чем все предшествовавшие формы материализма.

Философия марксизма выступает против удвоения мира на посюсторонний и потусторон-ний. Материальное единство мира обосновывается длительным процессом человеческого позна-ния. Идеальное — высший продукт эволюции материи. «Наше сознание и мышление, каким бы сверхчувственным оно ни казалось, является продуктом вещественного, телесного органа, мозга» (Энгельс).

Марксистская философия отрицает существование каких-то неизменных абсолютов, перво-материи, первовещества. Материя существует в виде качественно разнообразных, изменяющихся вещей, явлений. Основные формы существования материи — пространство и время. Пространство и время существуют объективно, вне и независимо от субъекта. Движение — способ существо-вания материи, оно абсолютно, несотворимо и неуничтожимо. Благодаря движению различные формы материи превращаются друг в друга, составляя единый материальный процесс.

Маркс и Энгельс дали материалистическую интерпретацию законов и категорий диалек-тики, раскрыли их методологическую роль. Основными законами диалектики являются закон перехода количества в качество, закон взаимного проникновения противоположностей, закон отрицания отрицания. Противоречие является внутренним источником процесса развития, в котором постепенные, эволюционные изменения переходят в скачкообразные, револю-ционные изменения, а отрицание представляет собою уничтожение старой формы при сохранении развивающегося содержания.

Маркс и Энгельс исследовали многочисленные формы противоречий и различные способы их разрешения, многообразные пути перехода от одного качества к другому, различные случаи отрицания и отрицания отрицания (например, в «Капитале» К. Маркса, «Анти-Дюринге» Ф. Энгельса). Так, анализируя превращение ремесленного мастера в капиталиста, Маркс показывает, как постепенное накопление денег и товаров в руках отдельных владельцев в конечном счете приводит к возникновению качественно нового производственного отношения. «Здесь, как и в естествознании, подтверждается правильность того закона, открытого Гегелем в его "Логике", что чисто количественные изменения на известной ступени переходят в качественные различия».

Маркс и Энгельс раскрывали методологическую роль категорий явления и сущности, воз-можности и действительности, необходимости и случайности, причинности и взаимодействия. Так, например, в научном исследовании необходимо видимое движение, выступающее на поверхности явлений, свести к действительному, внутреннему движению. После того как вскрыта сущность явлений, нужно показать, как она проявляется, проанализировать промежуточные звенья, опосредующие сущность и явление и определяющие внешнее выражение сущности. За массой случайностей нужно обнаружить необходимость. Случайность — форма проявления и дополнение необходимости. Самый глубокий уровень познания раскрывает причинные связи и взаимодействие. Взаимодействие тел природы — как неживых, так и живых — включает как гармонию, так и коллизию, как борьбу, так и сотрудничество.

В марксистской философии предлагается новое понимание гносеологии. Из научного решения основного вопроса философии следует, что познание есть отражение материальной действительности в сознании человека. Поэтому марксистскую теорию познания Ленин называл также теорией отражения.

Истолкование познания как отражения действительности свойственно всему материализму. Однако домарксовы материалисты не видели, что характер этого отражения зависит от истори-ческого уровня общественного производства, от общественной практической деятельности людей. Они не понимали, что человек познает мир, воздействуя на него и преобразуя его в процессе материального производства, а потому практическая, производственная, трудовая деятельность людей — основа познания. Это оказалось возможным понять только в свете диалектического материализма. Маркс и Энгельс указывают на социальную обусловленность сознания и познания. «Сознание никогда не может быть чем-либо иным, как осознанным бытием, а бытие людей есть реальный процесс их жизни». Само сознание возникло в трудовой деятельности людей. Человек познает мир, воздействуя на него и преобразуя его в процессе материального производства. Общественная практика, и прежде всего материальное производство, образует основу познания и является критерием его истинности.

Показав, что идеи и теории людей зависят от материальной, практической деятельности людей, Маркс и Энгельс обосновали необходимость единства теории и практики и преодолели разрыв между ними, который был свойствен прежней философии. Исходя из того, что развиваю-щаяся общественная практика является основой процесса познания и критерием истины, Маркс и Энгельс смогли объяснить исторический ход человеческого познания, его диалектическое развитие, его закономерности.

Энгельс говорил о противоречии между стремлением человечества к абсолютному знанию и ограниченности на каждом историческом этапе его познавательных способностей. «Это противо-речие может быть разрешено только в бесконечном поступательном движении». Истина и заблуждение всегда относятся только к определенной области. За пределами этой области они могут каждая превратиться в свою противоположность.

Маркс указывал, что исходным пунктом научного исследования всегда является «конкрет-ное живое целое», т. е. некоторый определенный материальный объект. Чтобы изучить объект, его нужно вначале подвергнуть анализу, т. е. мысленно разложить его на составляющие его компоненты, а затем мысленно синтезировать его из этих компонентов. «Расщепление» объекта на составляющие Маркс назвал «движением от конкретного к абстрактному», синтез же его из составляющих — «движением от абстрактного к конкретному». Конкретное, по Марксу, — «единство многообразного», абстрактное — «простое», неразвитое, одностороннее. В процессе исследования конкретное выступает в двоякой форме: вначале как реально существующий объект, а в конце исследования — как результат синтеза абстрактных определений, воспроизведение первоначально конкретного посредством мыш­ления. Такую методологическую установку Маркс применил в своих экономических исследованиях.

Важное место в методологии занимает проблема соотношения исторического и логического как отношения развития научного знания к действительному развитию. Маркс отмечал, что ход мыслей должен начинаться с того же, с чего начиналась история. Логическое есть отражение исторического процесса в абстрактной и теоретически последовательной форме, т. е. логическое — выраженное в понятиях историческое.

Материалистическое понимание общества. Научная последовательность марксистской философии проявляется с особой силой в том, что она дает материалистическое объяснение истории общества. До Маркса и Энгельса все мыслители, как материалисты, так и идеалисты, полагали, что в развитии общества решающая роль принадлежит сознанию людей. Распространив основные положения диалектики и материализма на общественную жизнь, Маркс и Энгельс разработали материалистическое понимание истории, или исторический материализм. Создание исторического материализма, таким образом, означало преодоление ограниченности, непосле-довательности старого материализма, достраивание материализма «доверху». Идеализм был изгнан из своего последнего убежища — из области понимания истории. Это явилось величайшим достижением научной мысли.

Создание материалистической диалектики шло в единстве с разработкой материалисти-ческого понимания истории. Существенные черты последнего Маркс сформулировал следующим образом. «В общественном производстве своей жизни люди выступают в определенные, необходимые, от их воли не зависящие отношения — производственные отношения, которые соответствуют определенной ступени развития их материальных производительных сил. Совокупность этих производственных отношений составляет экономическую структуру общества, реальный базис, на котором возвышается юридическая и политическая надстройка и которому соответствуют определенные формы общественного сознания. Способ производства материальной жизни обуславливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще. Не созна-ние людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание. На известной ступени своего развития материальные производительные силы общества приходят в противоречие с существующими производственными отношениями, или — что явля­ется только юридическим выражением последних — с отношениями собственности, внутри которых они до сих пор развивались. Из форм развития производительных сил эти отношения превращаются в их оковы. Тогда наступает эпоха социальной революции. С изменением эконо-мической основы более или менее быстро происходит переворот во всей громадной надстройке».

Маркс и Энгельс исходили из простого факта: прежде чем заниматься наукой, искусством, философией и т. д., люди должны есть, пить, одеваться, иметь крышу над головой, а для этого необходимо трудиться. «...Для жизни нужны прежде всего пища и питье, жилище, одежда и еще кое-что. Итак, первый исторический акт — это производство средств, необходимых для удовлет-ворения этих потребностей, производство самой материальной жизни».

Труд, материальное производство является основой общественной жизни, политической и умственной истории общества. Труд — специфически человеческая деятельность, сыгравшая решающую роль в становлении человека и в последующем развитии человечества. Трудовая деятельность, производство орудий труда отличают человеческую деятельность от сходных действий животных. Труд — это процесс, в котором человек «регулирует и контролирует обмен веществ между собой и природой» (Маркс).

Потребности человека не ограничены. Удовлетворенные потребности порождают новые. Но жизнедеятельность людей не ограничивается материальным производством. Она включает производство других людей. «Индивиды как физически, так и духовно творят друг друга».

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ

На сайте allrefs.net читайте: ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ. В В Ильин...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Философия марксизма

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Джайнизм
Философия джайнизма зародилась в VI в. до н. э. Однако джайнисты полагают, что их учение было передано им посредством двадцати четырех учителей из далекой древности. Первым из этих учителей был Риш

Буддизм
Среди неортодоксальных учений VI-IV вв. до н. э. особое внимание следует уде­лить буддизму. Основатель буддизма — Сиддхартха Гаутама Шакьямуни (563-483 гг. до н. э.). Роди

Чарвака-локаята
Чарвака-локаята — основное течение древнеиндийского материализма. Сочине­ния создателей этого учения не дошли до нас. Вследствие резко отрицательного отношения к ним со стороны приверженцев брахман

Санкхья
Санкхья — самая влиятельная из систем астика. Ее основатель — Капила, жив­ший в VII в. до н. э. Один из наиболее известных учеников Капилы — Асури; по­следователь последнего — Панчашикха. Термин «с

Вайшешика
Основателем школы вайшешика считается Канада, живший в III в. до н. э. «Кана­да» («пожиратель зерен») — это прозвище основателя школы. Он вел аскетиче­ский образ жизни и питался зернами кукурузы, ч

Миманса
Этимологически слово «миманса» означает «решение некоторой проблемы путем рассуждений и критического исследования». Ранняя миманса (так называемая пурва-миманса, зародившаяся в IV в. до н. э.) став

Веданта
Система веданта тесно связана с миманса. В последующем, в Средние века, они слились в единое направление. Термин «веданта» означает буквально «заверше­ние Вед». Первоначально этот термин относился

Вопросы для повторения
1. Что означают понятия рита, самсара, карма и мокша в Ведах? 2. Что такое Атман и Брахман в Ведах? 3. По какому основанию в философии Древней Индии выделяют неортодоксальные и ор

Милетцы
Милетская школа сформировалась в одной из греческий колоний в Малой Азии. Ее основателем был

Гераклит
Гераклит (около 520-460 гг. до н. э.), как и милетцы, жил в Малой Азии, в Эфесе. Р

Пифагореизм
Путь к идеализму в античной философии был намечен Пифагором (ок. 58|| 500 гг. до н. э.) и его после

Ксенофан. Элеаты
Ксенофан (ок. 570-478 гг. до н. э.) родился в Колофоне. После покорения греческих

Эмпедокл
Видным мыслителем периода расцвета античной демократии был Эмпедокл (ок. 490-430 гг. до н. э.). Он был философом, поэтом, естествоиспытателем (например, он дал правильное объяснени

Анаксагор
Анаксагор (ок. 500-428 гг. до н. э.) около 30 лет прожил в Афинах; именно с его учения началось развитие философской мысли в Афинах. В конце 30-х гг. он был обвинен в безбожии и эм

Левкипп. Демокрит
Одно из самых замечательных учений античности — атомизм Левкиппа и Демокрита. Левкипп

Софисты
Во второй половине V в. до н. э. в Греции появляются так называемые софисты. В это время во многих полисах на смену политической власти старинной аристократии и тирании приходит власть рабовладельч

Аристотель
Аристотель (384-322 гг. до н. э.) родился в городе Стагире, на побережье Эгейского

Скептицизм
Основателем скептицизма был Пиррон (ок. 360-275/ 270 гг. до н. э.). В эту философскую школу входили ученики Пиррона: Тимон (ок. 320-230 гг. до н. э.), Аркесилад, Карнеад, Энезидем,

Эпикуреизм
Эпикур (341-270 гг. до н. э.). Согласно Диогену Лаэртскому, афинянин Эпикур вырос

Стоицизм
Стоицизм — одно из самых распространенных учений позднего периода античности. У его истоков стоял З

Неоплатонизм
В III в. н. э. возникает последняя крупная философская система античности — неоплатонизм. Основател

Вопросы для повторения
1. Как решалась проблема архэ в милетской школе? 2. Почему Гераклит считается основателем диалектики в европейской культуре? 3. Что понимал Гераклит под Логосом? 4. Какой

Формирование христианской философии
Христианство выступило на историческую арену во второй половине I в. н. э. Учение, созданное на периферии огромной Римской империи, становится государственной религией этой империи в IV в. н. э.

Христианская философия раннего Средневековья
Средневековые философы, писатели, ученые в большинстве своем происходили из духовного сословия. Орг

Арабская философия Срелневековья
В первой половине VII в. в Аравии появилось и быстро распространилось новое религиозное учение — ислам. Бог самого влиятельного племени курейшитов — Аллах — стал единственным богом. Новая религия б

Еврейская философия Срелневековья
Еврейская культура сформировалась на Ближнем Востоке. В X в. центр еврейской культуры переместился на Запад, в Испанию. Развитие еврейской культуры тесно связано с иудаизмом. В иуда-изме говорилось

Философия позднего Средневековья
В XIII в. в странах Западной Европы наступает заметное экономическое оживление. Развиваются товарно-денежные отношения. Усиливается роль городов, растет слой ремесленников и купцов. Умножаются бога

Вопросы для повторения
1. Чем объяснить успешное распространение христианства? 2. Что входит в состав христианского вероучения? 3. В чем заключается метод аллегорического толкования? 4. Что так

Гуманизм
Обратимся к содержанию гуманистической концепции. В эпоху Возрождения выросло значение умственного труда, умножилось число лиц свободных профессий, появилась светская интеллигенция. Гуманисты, как

Натурфилософия
Культура Возрождения была ориентирована не только на человека, но и на новое истолкова-ние мира. Средневековье в первую очередь продолжило концепцию Аристотеля (которая осно-вывалась на представлен

Реформация
Ситуация сильно изменилась в ходе реформационных движений XVI - первой половины XVII вв. В это время совершился переворот в отношении христиан-мирян к религии и церкви, разрушивший духовную диктату

Вопросы для повторения
1. Чем отличается представление о человеке в эпоху Возрождения от традиционных представлений Средневековья? 2. Кто является родоначальником гуманизма и его видными представителями?

Вопросы для повторения
1. Как оценивал Ф. Бэкон состояние науки и ее перспективы? 2. О каких «идолах» говорит Ф. Бэкон? 3. В чем заключается концепция «естественной морали»? 4. Как Гоббс понима

Французское Просвещение
В то время как на Британских островах философы критиковали материализм, во Франции шли совершенно иные процессы. Накануне революции формируется Просвещение - антифеодаль-ное общественно-политическо

Французский материализм
В отличие от деистов, представителей Просвещения, Ламетри, Гельвеций, Дидро, Гольбах были последовательными материалистами и атеистами. Их мировоззрение сформировалось в 30-40-е гг. XVIII в.

Вопросы для повторения
1. Как Беркли критикует понятие материи? 2. Каков смысл принципа «esse-percipi»? 3. Почему Беркли апеллирует к Богу? 4. Как Юм относился к понятию субстанции? 5.

Триада включает тезис — антитезис — синтез (или, иначе говоря, положение — отрицание — отрицание отрицания).
Характерно, что триадичность проходит через всю систему Гегеля: три ее части — логика, философия природы и философия духа. Логика состоит из трех раз­делов и т. д. Иногда идея триадичности носит ве

Вопросы для повторения
1. В чем заключается «критическая» ориентация философии Канта? 2. Что такое аналитические и синтетические суждения? 3. О каких формах чувственности говорит Кант? 4. Какие

Позитивизм
Одно из основных течений в философии XIX-XX вв. — позитивизм. Позитивизм склады-вается в середине XIX в., после победы буржуазии в борьбе за политическую власть. Западно-европейская буржуазия утрач

Прагматизм
Название этого философского учения произошло от греческого слова πράγμα ( родительный падеж πράγματος — дело, действие). П

Иррационализм XIX — начала XX века
История философии не может быть истолкована как линейный процесс. Скорее она имеет циклический характер. Исчерпание внутренних возможностей той или иной традиции приводит к тому, что новые поколени

Вопросы для повторения
1. Какие концепции социально-философской и научной мысли стали теоретическими источниками марксизма? 2. В чем отличие материалистической диалектики от диалектики Гегеля? 3. Что та

Неотомизм
Под неотомизмом понимается христианская философия, интерпретированная в духе философии Фомы (Томаса) Аквинского (1225-1274). В свое время Фома создал богословско-философскую систем

Фрейдизм
Зигмунд Фрейд (1856-1939) как ученый начинал с работ в области физиологии и анатомии головного мозга. Приобрел известность благодаря работам о детском церебральном параличе и афази

Неопозитивизм
Неопозитивизм — одно из самых распространенных и влиятельных направлений в философии XX в. начиная с 20-х гг. По своей общей направленности он является продолжением идей позитивизма XIX в.

Экзистенциализм
Экзистенциализм (от лат. existentia — существование) сформировался в первой половине XX в. и был самым популярным философским направлением в Запад­ной Европе в 40-60-х гг.. После Первой мировой вой

Франкфуртская школа
Франкфуртский институт социальных исследований был основан в 1923 г. Изна­чально он был ориентирован на работу в области истории социализма и рабочего движения. Директорами института были австромар

Герменевтика
Герменевтика (точнее, так называемая философская герменевтика, или герменев­тическая философия) — одно из влиятельных философских учений второй поло­вины XX в. Герменевтикой в широком смыс

Структурализм
В 60-е гг. во Франции структурализм оттеснил на второй план экзистенциализм. Он стал ведущим философским направлением во Франции, подобно тому как в Германии ведущим направлением становится философ

Постмодернизм. Философские настроения конца века
Общее состояние культуры второй половины XX в. социологи охарактеризовали как постмодернизм, понимая под постмодернизмом прежде всего стилевые изме­нения в искусстве (архитектуре, литературе, живоп

Сюжеты постмодернизма.
♦ В среде постмодернистов было распространено радикальное сомнение в воз­можности некоторого мировоззренческого, теоретического и жанрового един­ства в философии. Делая акцент на значении язы

Вопросыдля повторения
1. Как неотомизм рассматривает соотношение веры и разума, теологии и философии? 2. Какие идеи Аристотеля и Фомы Аквинского продолжаются в неотомизме? 3. О каких двух родах бытия и

Вопросы для повторения
1. Какими путями философские идеи приходили в Киевскую Русь? 2. Как Иоанн Дамаскин определял предмет философии? 3. Что понимал Иларион под «законом» и «благодатью»? 4. У

Вопросы для повторения
1. Какие идеологические концепции продолжаются в первой четверти XIX в.? 2. В чем заключалась политическая программа декабристов? 3. Как следует сформулировать антропологию по А.

Вопросы для повторения
1. Чем объясняется переход В. Г. Белинского от идеализма и идеи примирения с действительностью к материализму и демократизму? 2. Какую позицию в гносеологии занимал В. Г. Белинский и как о

Вопросы для повторения
1. В чем отличия в установке на революцию у М. А. Бакунина, П. Л. Лаврова и П. Н. Ткачева? 2. Как М. А. Бакунин определял свое отношение к идеализму и религии? 3. Почему М. А. Бак

Неославянофильство
В пореформенный период старое славянофильство трансформируется в так назы­ваемое почвенничество, представляющее собою разновидность консервативной политической идеологии и течение идеалистической ф

Вопросы для повторения
1. Что такое богоискательство? 2. В чем содержание «свободной теософии» у Вл. Соловьева? 3. Что понимает Вл. Соловьев под «Всеединством»? 4. Какую картину эволюции мира п

Вопросы для повторения
1. Что понимал Н. Ф. Федоров под «общим делом»? 2. В чем заключаются «продовольственный» и «санитарный» вопросы в федо­ровском плане регуляции? 3. Как Н. Ф. Федоров обосновывает н

Евразийство
В 1921 г. в Софии выходит сборник «Исход к Востоку. Предчувствия и сверше­ния. Утверждение евразийцев». Авторы статей — Н. С. Трубецкой, П. Н. Савиц­кий, П. П. Сувчинский, Г. В. Флоровский. В 1922

Интуитивизм
Николай Онуфриевич Лосский (1870-1965)развил философскую систему, кото­рую сам наз

Иррационализм
Особое место в русской религиозной философии принадлежит Л. И. Шестову. Лев Исакович Шестов (1866-1

Философия права
Иван Александрович Ильин (1883-1954) — один из наиболее известных для за­падной фи

Мистицизм
В начале XX в., особенно после революции 1905 г., усиливается интерес к мисти­цизму, оккультизму, теософии, йоге. Значительная часть интеллигенции отказы­вается от идеологии революционной деятельно

Вопросы для повторения
1. Какие изменения в идеологии интеллигенции характерны для начала века? 2. Что означал призыв к «смене вех»? 3. Как оценивали европейскую культуру евразийцы? 4. В чем ев

Вопросы для повторения
1. Что является, с точки зрения Г. В. Плеханова, главным фактором историческо­го развития? 2. Как Г. В. Плеханов рассматривал связь экономики и духовной жизни общест­ва? 3. В чем

Именной указатель
А Абеляр П. Аввакум Петров Авенариус Р. Авиценна (Ибн-Сина) Аврелий Августин Адлер А. Адорно Т. Айер Дж. Аксако

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги