Милетская школа сформировалась в одной из греческий колоний в Малой Азии. Ее основателем был Фалес (624-547 гг. до н. э.). По словам древних, Фалес был первым фило-софом, первым математиком, первым астрономом и первым физиком. По сви-детельствам современников, он предсказал солнечное затмение, разделил год на 365 дней, составил календарь; кроме того, он был строителем мостов, гидро-техником, создателем гидравлических часов; Фалес доказал, что диаметр делит круг пополам, что в равнобедренном треугольнике углы при основании равны и некоторые другие теоремы геометрии.
Фалес — автор многих гномов. Некоторые из них мы уже приводили. Обратимся к еще одному гному Фалеса: «Мудрец вопрошает самого себя и лаконично отвечает: "Что труднее всего?" — "Познать самого себя". — "Что легче всего?" — "Дать совет другим". — "Что приятнее всего?" — "Достичь того, чего желаешь". — "Что утомительнее всего?" — "Праздность". — "Что невыносимо?" — "Невоспитанность"».
Диоген Лаэртский рассказывал о Фалесе: «Он сказал, что между жизнью и смертью нет разницы. — "Почему же ты не умрешь?" — спросили его. "Именно поэтому" — сказал Фалес». «Говорят также, что когда мать побуждала его жениться, он отвечал: "Еще не время", а потом, когда молодость прошла, ответил на ее настояния: "Уже не время"». Афоризмы и высказывания Фалеса преимущественно остаются на уровне жизненного здравого смысла, хотя в них можно усмотреть зародыши «вечных» философских проблем.
Собственно философские взгляды Фалеса в деталях неизвестны. По-видимому, именно он четко сформулировал проблему первоначала, первоосновы всего сущего (архэ). Традиция приписывает ему высказывания о том, что «питание всех существ влажно», что «семена и зерна всего сущего имеют влажную природу» и высыхание всего есть смерть. Жизнь связана с влагой, а влага предполагает воду. Тепло есть результат влажности, а следовательно, все происходит из воды, находит свою жизнь в воде и заканчивается в воде. Таким образом, вода — первооснова жизни. Но, как считают комментаторы Фалеса, под понятием «вода» он подразумевал некий жидкий «физис», а та жидкость, которую мы пьем, — лишь одно из его состояний.
Фалес говорил, что земля плавает на воде, подобно куску дерева. Исходя из этого представления он объяснял землетрясения.
Существуют свидетельства того, что Фалес говорил о всеобщей одушевленности мира. Так, например, в магните, притягивающем железо, есть душа. Утверждая, что вода — первооснова всего, Фалес в то же время, как говорят дошедшие до нас свидетельства, признавал некое божественное начало. «Началом всех вещей он полагал воду, а космос — одушевленным (живым) и полным божест-венных сил» (Диоген Лаэртский). В этом отношении Фалес говорил: «Все полно богов», т. е. все живо и имеет душу (эта позиция носит название панпсихизма). «Бог есть нечто самое древнее, ибо никем не рожден».
Второй милетский философ — Анаксимандр (ок. 610-546 гг. до н. э.).Диоген Лаэртский дает следующую характеристику его концепции: «Он утверждал, что начало и элемент бесконечное (апейрон), не определяя (это бесконечное как "воздух", "воду" или какой-нибудь другой определенный (элемент); что части изменяются, а Целое (универсум) неизменно; что Земля покоится посредине (космоса), занимая центральное местоположение (в силу шарообразности, а также что Луна сияет ложным светом и освещается Солнцем, а Солнце (по величине) не меныше Земли и есть чистейший огонь)».
Таким образом, начало всего в понимании Анаксимандра — это не вода, огонь или какое-либо другое из известных веществ, а апейрон — бесконечный и неопределенный «физис», из которого проистекают все вещи. Апейрон бессмертен и неразрушим. Первоначало должно быть бесконечным, чтобы не исчерпаться в творениях, и его не следует искать среди конечных веществ. Как объяснить возникновение вещей? Анаксимандр говорит, что апейрон выделяет противоположности: влажное и сухое, холодное и теплое. Парные комбинации этих свойств образуют землю (сухое и холодное), воду (влажное и холодное), воздух (влажное и горячее), огонь (сухое и горячее). Все вещи состоят из элементов — земли, воды, воздуха и огня в их определенных соотношениях.
Кроме того, Анаксимандр вводит понятие справедливости. Элементы не должны нарушать своих границ — в этом состоит справедливость. Но элементы состоят из противоположностей. Противоположности стремятся превозмочь друг друга, результатом чего является несправедливость. Она исправляется тем, что в ответ на усилия одной противоположности другая стремится стать преобладающей. Казалось бы, таким образом восстанавливается справедливость, но при ближайшем рассмотрении этот процесс тоже оказывается несправедливостью. Итак, снова возникает необходимость в восстановлении справедливости. Таким образом, цикл повторяется. «Там, где вещи получают свое рождение, там же находят и разрешение сообразно необходимости; взаимообразно платят дань несправедливости по вине своей в порядке времени». В более широком плане Анаксимандр говорит о том, что мир рождается путем выделения из апейрона противоположностей; их борьба за преобладание приводит к концу этого мира, но затем возникает новый мир и т. д. Поскольку первооснова бесконечна, бесконечно и число миров, как сосуществующих, так и следующих друг за другом по времени.
Анаксимандр рисует следующую картину мирового процесса. «При возникновении нашего мира из вечного (начала) выделилось детородное начало теплого и холодного, и образовавшаяся из него некоторая огненная сфера облегла воздух, окружающий землю, подобно тому, как кора облегает дерево. Когда огненная сфера порвалась и замкнулась в несколько колец, возникли солнце, луна и звезды» (Псевдо-Плутарх). Земля имеет форму цилиндра, высота которого равна трети диаметра основания; этот цилиндр не имеет опоры и висит неподвижно в центре сферической Вселенной. Все живые существа зародились во влажном иле, некогда покрывавшем землю, под влиянием солнечных лучей. Наземные животные, в том числе и люди, произошли из рыб. Отметим еще раз: Анаксимандр считал, что существование мира — циклически повторяющийся процесс; мир возникает из апейрона и через определенный промежуток времени поглощается апейроном.
Последним философом милетской школы был Анаксимен (ок. 588-525 гг. до н. э.).По его
мнению, первоосновой всего сущего является воздух. «Совсем как наша душа, воздух поддерживает все и управляет всем; дыхание и воздух обнимают весь космос». «Воздух — то, что ближе к бестелесному... и мы рождаемся благодаря его влиянию, значит, он бесконечен и щедр, чтобы никогда не убывать».
Анаксимен, по-видимому, не отрицал существования богов, но рассматривал их как нечто вторичное, сотворенное. Как пишет Августин, Анаксимен «все причины вещей видел в бесконечном воздухе, но и богов не отрицал и не замалчивал; только он полагал, что не ими сотворен воздух, но сами они возникли из воздуха».
Различные физические состояния возникают из воздуха в результате его сгущения или разрежения. «Сущностные различия он свел к разреженности и плотности. Разрежаясь, (воздух) становится огнем, сгущаясь — ветром, потом облаком, (сгустившись) еще больше — водой, потом землей, потом камнями, а из них все остальное. Движение он... полагает вечным и считает его причиной изменения» (Симпликий).
В заключение характеристики милетской школы нужно отметить, что когда милетцы говорят об архэ, то слова «вода» или «воздух» имеют как прямое, так и переносное (аллегорическое) значение; речь идет о первооснове, которая образно может быть представлена в виде воды или воздуха.
Джайнизм
Философия джайнизма зародилась в VI в. до н. э. Однако джайнисты полагают, что их учение было передано им посредством двадцати четырех учителей из далекой древности. Первым из этих учителей был Риш
Буддизм
Среди неортодоксальных учений VI-IV вв. до н. э. особое внимание следует уделить буддизму.
Основатель буддизма — Сиддхартха Гаутама Шакьямуни (563-483 гг. до н. э.). Роди
Чарвака-локаята
Чарвака-локаята — основное течение древнеиндийского материализма. Сочинения создателей этого учения не дошли до нас. Вследствие резко отрицательного отношения к ним со стороны приверженцев брахман
Санкхья
Санкхья — самая влиятельная из систем астика. Ее основатель — Капила, живший в VII в. до н. э. Один из наиболее известных учеников Капилы — Асури; последователь последнего — Панчашикха. Термин «с
Вайшешика
Основателем школы вайшешика считается Канада, живший в III в. до н. э. «Канада» («пожиратель зерен») — это прозвище основателя школы. Он вел аскетический образ жизни и питался зернами кукурузы, ч
Миманса
Этимологически слово «миманса» означает «решение некоторой проблемы путем рассуждений и критического исследования». Ранняя миманса (так называемая пурва-миманса, зародившаяся в IV в. до н. э.) став
Веданта
Система веданта тесно связана с миманса. В последующем, в Средние века, они слились в единое направление. Термин «веданта» означает буквально «завершение Вед». Первоначально этот термин относился
Вопросы для повторения
1. Что означают понятия рита, самсара, карма и мокша в Ведах?
2. Что такое Атман и Брахман в Ведах?
3. По какому основанию в философии Древней Индии выделяют неортодоксальные и ор
Гераклит
Гераклит (около 520-460 гг. до н. э.), как и милетцы, жил в Малой Азии, в Эфесе. Р
Пифагореизм
Путь к идеализму в античной философии был намечен Пифагором (ок. 58|| 500 гг. до н. э.) и его после
Ксенофан. Элеаты
Ксенофан (ок. 570-478 гг. до н. э.) родился в Колофоне. После покорения греческих
Эмпедокл
Видным мыслителем периода расцвета античной демократии был Эмпедокл (ок. 490-430 гг. до н. э.). Он был философом, поэтом, естествоиспытателем (например, он дал правильное объяснени
Анаксагор
Анаксагор (ок. 500-428 гг. до н. э.) около 30 лет прожил в Афинах; именно с его учения началось развитие философской мысли в Афинах. В конце 30-х гг. он был обвинен в безбожии и эм
Левкипп. Демокрит
Одно из самых замечательных учений античности — атомизм Левкиппа и Демокрита. Левкипп
Софисты
Во второй половине V в. до н. э. в Греции появляются так называемые софисты. В это время во многих полисах на смену политической власти старинной аристократии и тирании приходит власть рабовладельч
Аристотель
Аристотель (384-322 гг. до н. э.) родился в городе Стагире, на побережье Эгейского
Скептицизм
Основателем скептицизма был Пиррон (ок. 360-275/ 270 гг. до н. э.). В эту философскую школу входили ученики Пиррона: Тимон (ок. 320-230 гг. до н. э.), Аркесилад, Карнеад, Энезидем,
Эпикуреизм
Эпикур (341-270 гг. до н. э.). Согласно Диогену Лаэртскому, афинянин Эпикур вырос
Стоицизм
Стоицизм — одно из самых распространенных учений позднего периода античности. У его истоков стоял З
Неоплатонизм
В III в. н. э. возникает последняя крупная философская система античности — неоплатонизм. Основател
Вопросы для повторения
1. Как решалась проблема архэ в милетской школе?
2. Почему Гераклит считается основателем диалектики в европейской культуре?
3. Что понимал Гераклит под Логосом?
4. Какой
Формирование христианской философии
Христианство выступило на историческую арену во второй половине I в. н. э. Учение, созданное на периферии огромной Римской империи, становится государственной религией этой империи в IV в. н. э.
Арабская философия Срелневековья
В первой половине VII в. в Аравии появилось и быстро распространилось новое религиозное учение — ислам. Бог самого влиятельного племени курейшитов — Аллах — стал единственным богом. Новая религия б
Еврейская философия Срелневековья
Еврейская культура сформировалась на Ближнем Востоке. В X в. центр еврейской культуры переместился на Запад, в Испанию. Развитие еврейской культуры тесно связано с иудаизмом. В иуда-изме говорилось
Философия позднего Средневековья
В XIII в. в странах Западной Европы наступает заметное экономическое оживление. Развиваются товарно-денежные отношения. Усиливается роль городов, растет слой ремесленников и купцов. Умножаются бога
Вопросы для повторения
1. Чем объяснить успешное распространение христианства?
2. Что входит в состав христианского вероучения?
3. В чем заключается метод аллегорического толкования?
4. Что так
Гуманизм
Обратимся к содержанию гуманистической концепции. В эпоху Возрождения выросло значение умственного труда, умножилось число лиц свободных профессий, появилась светская интеллигенция. Гуманисты, как
Натурфилософия
Культура Возрождения была ориентирована не только на человека, но и на новое истолкова-ние мира. Средневековье в первую очередь продолжило концепцию Аристотеля (которая осно-вывалась на представлен
Реформация
Ситуация сильно изменилась в ходе реформационных движений XVI - первой половины XVII вв. В это время совершился переворот в отношении христиан-мирян к религии и церкви, разрушивший духовную диктату
Вопросы для повторения
1. Чем отличается представление о человеке в эпоху Возрождения от традиционных представлений Средневековья?
2. Кто является родоначальником гуманизма и его видными представителями?
Вопросы для повторения
1. Как оценивал Ф. Бэкон состояние науки и ее перспективы?
2. О каких «идолах» говорит Ф. Бэкон?
3. В чем заключается концепция «естественной морали»?
4. Как Гоббс понима
Французское Просвещение
В то время как на Британских островах философы критиковали материализм, во Франции шли совершенно иные процессы. Накануне революции формируется Просвещение - антифеодаль-ное общественно-политическо
Французский материализм
В отличие от деистов, представителей Просвещения, Ламетри, Гельвеций, Дидро, Гольбах были последовательными материалистами и атеистами. Их мировоззрение сформировалось в 30-40-е гг. XVIII в.
Вопросы для повторения
1. Как Беркли критикует понятие материи?
2. Каков смысл принципа «esse-percipi»?
3. Почему Беркли апеллирует к Богу?
4. Как Юм относился к понятию субстанции?
5.
Вопросы для повторения
1. В чем заключается «критическая» ориентация философии Канта?
2. Что такое аналитические и синтетические суждения?
3. О каких формах чувственности говорит Кант?
4. Какие
Философия марксизма
Карл Маркс (1818-1883) родился в г. Трире в семье адвоката. С 1830 по 1835 г. учил
Позитивизм
Одно из основных течений в философии XIX-XX вв. — позитивизм. Позитивизм склады-вается в середине XIX в., после победы буржуазии в борьбе за политическую власть. Западно-европейская буржуазия утрач
Прагматизм
Название этого философского учения произошло от греческого слова πράγμα ( родительный падеж πράγματος — дело, действие). П
Иррационализм XIX — начала XX века
История философии не может быть истолкована как линейный процесс. Скорее она имеет циклический характер. Исчерпание внутренних возможностей той или иной традиции приводит к тому, что новые поколени
Вопросы для повторения
1. Какие концепции социально-философской и научной мысли стали теоретическими источниками марксизма?
2. В чем отличие материалистической диалектики от диалектики Гегеля?
3. Что та
Неотомизм
Под неотомизмом понимается христианская философия, интерпретированная в духе философии Фомы (Томаса) Аквинского (1225-1274). В свое время Фома создал богословско-философскую систем
Фрейдизм
Зигмунд Фрейд (1856-1939) как ученый начинал с работ в области физиологии и анатомии головного мозга. Приобрел известность благодаря работам о детском церебральном параличе и афази
Неопозитивизм
Неопозитивизм — одно из самых распространенных и влиятельных направлений в философии XX в. начиная с 20-х гг. По своей общей направленности он является продолжением идей позитивизма XIX в.
Экзистенциализм
Экзистенциализм (от лат. existentia — существование) сформировался в первой половине XX в. и был самым популярным философским направлением в Западной Европе в 40-60-х гг.. После Первой мировой вой
Франкфуртская школа
Франкфуртский институт социальных исследований был основан в 1923 г. Изначально он был ориентирован на работу в области истории социализма и рабочего движения. Директорами института были австромар
Герменевтика
Герменевтика (точнее, так называемая философская герменевтика, или герменевтическая философия) — одно из влиятельных философских учений второй половины XX в.
Герменевтикой в широком смыс
Структурализм
В 60-е гг. во Франции структурализм оттеснил на второй план экзистенциализм. Он стал ведущим философским направлением во Франции, подобно тому как в Германии ведущим направлением становится философ
Постмодернизм. Философские настроения конца века
Общее состояние культуры второй половины XX в. социологи охарактеризовали как постмодернизм, понимая под постмодернизмом прежде всего стилевые изменения в искусстве (архитектуре, литературе, живоп
Сюжеты постмодернизма.
♦ В среде постмодернистов было распространено радикальное сомнение в возможности некоторого мировоззренческого, теоретического и жанрового единства в философии. Делая акцент на значении язы
Вопросыдля повторения
1. Как неотомизм рассматривает соотношение веры и разума, теологии и философии?
2. Какие идеи Аристотеля и Фомы Аквинского продолжаются в неотомизме?
3. О каких двух родах бытия и
Вопросы для повторения
1. Какими путями философские идеи приходили в Киевскую Русь?
2. Как Иоанн Дамаскин определял предмет философии?
3. Что понимал Иларион под «законом» и «благодатью»?
4. У
Вопросы для повторения
1. Какие идеологические концепции продолжаются в первой четверти XIX в.?
2. В чем заключалась политическая программа декабристов?
3. Как следует сформулировать антропологию по А.
Вопросы для повторения
1. Чем объясняется переход В. Г. Белинского от идеализма и идеи примирения с действительностью к материализму и демократизму?
2. Какую позицию в гносеологии занимал В. Г. Белинский и как о
Вопросы для повторения
1. В чем отличия в установке на революцию у М. А. Бакунина, П. Л. Лаврова и П. Н. Ткачева?
2. Как М. А. Бакунин определял свое отношение к идеализму и религии?
3. Почему М. А. Бак
Неославянофильство
В пореформенный период старое славянофильство трансформируется в так называемое почвенничество, представляющее собою разновидность консервативной политической идеологии и течение идеалистической ф
Вопросы для повторения
1. Что такое богоискательство?
2. В чем содержание «свободной теософии» у Вл. Соловьева?
3. Что понимает Вл. Соловьев под «Всеединством»?
4. Какую картину эволюции мира п
Вопросы для повторения
1. Что понимал Н. Ф. Федоров под «общим делом»?
2. В чем заключаются «продовольственный» и «санитарный» вопросы в федоровском плане регуляции?
3. Как Н. Ф. Федоров обосновывает н
Евразийство
В 1921 г. в Софии выходит сборник «Исход к Востоку. Предчувствия и свершения. Утверждение евразийцев». Авторы статей — Н. С. Трубецкой, П. Н. Савицкий, П. П. Сувчинский, Г. В. Флоровский. В 1922
Интуитивизм
Николай Онуфриевич Лосский (1870-1965)развил философскую систему, которую сам наз
Иррационализм
Особое место в русской религиозной философии принадлежит Л. И. Шестову. Лев Исакович Шестов (1866-1
Философия права
Иван Александрович Ильин (1883-1954) — один из наиболее известных для западной фи
Мистицизм
В начале XX в., особенно после революции 1905 г., усиливается интерес к мистицизму, оккультизму, теософии, йоге. Значительная часть интеллигенции отказывается от идеологии революционной деятельно
Вопросы для повторения
1. Какие изменения в идеологии интеллигенции характерны для начала века?
2. Что означал призыв к «смене вех»?
3. Как оценивали европейскую культуру евразийцы?
4. В чем ев
Вопросы для повторения
1. Что является, с точки зрения Г. В. Плеханова, главным фактором исторического развития?
2. Как Г. В. Плеханов рассматривал связь экономики и духовной жизни общества?
3. В чем
Именной указатель
А
Абеляр П.
Аввакум Петров
Авенариус Р.
Авиценна (Ибн-Сина)
Аврелий Августин
Адлер А.
Адорно Т.
Айер Дж.
Аксако
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Новости и инфо для студентов