рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Социальные идеи Возрождения

Социальные идеи Возрождения - раздел История, ИСТОРИЯ СОЦИОЛОГИИ Их Будет Представлять Для Нас Концепция Итальянского Гуманиста Николо Макиаве...

Их будет представлять для нас концепция итальянского гуманиста Николо Макиавелли. По полному праву, поскольку она наиболее известна и влиятельна в политических и социальных науках.

Концепция, в основном, изложена в труде под названием «Государь» – одной из самых скандальных книг в философии. После смерти автора в середине XVI века она была внесена в список запрещенных книг. Дабы уничтожить ее тлетворное, влияние известные и уважаемые люди писали книги под названием «Антимакиавелли». Более того, в протестантских странах имя Макиавелли стало олицетворять дьявола, совершавшего сатанинское глумление над людьми. В Англии добропорядочный христианин, упоминая дьявола, называл его «The old Nick» – «старый Ник», то есть этот самый кошмарный итальянец Николо.

За что ему так досталось? Его считали классическим образцом аморалиста, разрушителя христианской морали. Но нас интересует его обоснование социального порядка.

Несмотря на то, что Макиавелли полагали таким исчадьем ада, по сути он – классический ренессансный гуманист. То есть человек, обожавший античную культуру, изучавший ее всю жизнь, и эта культура была для него образцом, идеальной моделью для понимания окружающего мира. Надеюсь, вам позволят ощутить «градус» благоговения им перед античной культурой следующие строки из его письма своему другу, написанного как раз в период создания важнейших трудов:

«…когда наступает вечер, я возвращаюсь домой и вхожу в свой кабинет. На пороге я сбрасываю свои повседневные лохмотья, покрытые пылью и грязью, облекаюсь в одежды царственные и придворные. Одетый достойным образом, я вступаю в высокое собрание античных мужей. Там, встреченный ими с любовью, я вкушаю ту пищу, которая уготована единственно мне, для которой я рожден. Там я не стесняюсь беседовать с ними и спрашивать у них объяснений их действий, и они благосклонно мне отвечают. В течение четырех часов я не испытываю никакой скуки. Я забываю все огорчения, я не стыжусь бедности, и не пугает меня смерть. Весь целиком я переношусь в них»[33].

В этой цитате, в этом кусочке совершенным образом представлено отношение ренессансных гуманистов к античной культуре, к античному миру. Это был мир, в который они входили как в храм, и он был высшим смыслом их существования. Войти туда мог только человек посвященный, искушенный, образованный, поэтому гуманизм являлся элитарной культурой, культурой для немногих, для избранных, с которыми античные герои, мыслители, поэты соблаговолили беседовать.

Теперь пора перейти к тому, что сумел Николо Макиавелли с ними «набеседовать» об обществе, о социальном порядке. Вслед за Платоном и Аристотелем, во-первых, он «вышвырнул» все божественное из оправдания социального порядка. Люди живут в обществе, потому что они друг в друге нуждаются. Для чего нуждаются? Чтобы жить богато, сытно, счастливо, удачливо и т. п. То есть для достижения своих собственных эгоистических целей, в том числе достигаемых и за счет других.

Уже здесь очевидны различия. Платон и Аристотель эгоизм этот осуждают, особенно Платон. Для них он – главная причина нарушения и разрушения общественного порядка и сотворения всяческих бед, потому исправление порядка предполагает излечение человека от эгоизма. По крайней мере тех, кто занимается государственными делами. Для Макиавелли всеобщий эгоизм – это нормально. Никаких других обществ не бывает. Есть только такие, где преобладают алчные, честолюбивые, тщеславные, невежественные люди. Среди них мы живем и хотим жить хорошо, счастливо. Откуда общество таким взялось, Макиавелли, по-видимому, не задумывался. Просто есть и другим не будет.

Состоит оно из трех основных слоев: знатные граждане, «первые» граждане, «нобили», в руках которых находятся все рычаги управления государством; во-вторых, ремесленники, торговцы, земледельцы – народ, «пополане» – их влияние на управление, на власть незначительно, но они стремятся, пытаются поучаствовать; и третий слой – бесправная чернь, беднота, плебс. Такое социальное деление типично для ренессансных итальянских городов.

У него, как у Платона и Аристотеля, главная угроза государству, социальному порядку – конфликты между богатыми и бедными и внешние происки. Самое ужасное для Макиавелли – внутренние гражданские конфликты, восстания бедноты. В них страдают все, весь народ, а не только богатые. Потому главная ценность есть прочный государственный порядок. Любой, самый несправедливый порядок лучше беспорядка. Порядок может обеспечить только власть. Единственный источник порядка – государь, властитель.

От чего зависит прочность этого порядка? Прежде всего от поведения государя. В своих трудах он приводит множество впечатляющих примеров того, как порядок рушился, государство погибало, на народ обрушивались несчастья из-за неправильных действий правителя.

Макиавелли формулирует совершенно антихристианский принцип поведения правителя государства: государь имеет право и даже обязан сделать все, что необходимо, для сохранения порядка. Нет таких действий, которые для него запретны, невозможны по моральным соображениям. Бог за государственный порядок не отвечает, отвечает только государь.

Если от конкретных людей исходит прямая угроза порядку, власти, они должны быть уничтожены, пусть несправедливо, вероломно. Но это несчастье обрушится на головы немногих людей, тогда как беспорядки принесут горе всем. Таким образом, в обязанности государя прежде всего входит принятие необходимых мер, причем заранее, загодя, по сохранению своей власти, а значит, порядка в государстве.

Народ, с которым имеет дело государь, это глупая, невежественная толпа, легковерная и переменчивая. Поэтому, пишет Макиавелли, «нет необходимости князю обладать добродетелями, но непременно должно казаться, что он ими наделен. Более того, что если он их имеет и всегда согласно им поступает, то они вредны, а при видимости обладания ими они полезны».

Общий рецепт поведения властвующего, управляющего формулируется четко и недвусмысленно: «… он должен быть всегда готов обернуться в любую сторону, смотря по тому, как велят ветры и колебания счастья, и не отклоняться от добра, если это возможно, но уметь ступить на путь зла, если это необходимо»[27]. Цель такого поведения есть сохранение и упрочение порядка, она превыше всего, и потому успех здесь всегда и все оправдывает. Читаем вновь у Макиавелли: «Пусть князь заботится поэтому о победе и сохранении государства – средства всегда будут считаться достойными и каждым будут одобрены, потому что толпа идет за видимостью и успехом дела»[26].

Сняв с бога ответственность за сохранение социального порядка, Макиавелли обнаружил для него только одну реальную опору – власть. Если не бог, то кто? – Государь! Он у Макиавелли поступает вовсе не произвольно, по прихоти своей, но так, как диктует логика ответственности за порядок, за сохранение государства, создавая и оберегая тем самым единственное пространство для существования общества, для обычной жизни обычных людей.

Как мыслитель, человек эпохи Ренессанса, он вовсе не считал, что холодное рациональное следование его принципам непременно обеспечивает успех. Государь может и проиграть, если фортуна, судьба, веление времени не на его стороне. Изменчивость, текучесть реальности не может быть заранее просчитана, не может быть придумано единой формулы, позволяющей наверняка взнуздать фортуну, управлять ею. «Однако, – говорит Макиавелли, – лучше быть смелым, чем осторожным, потому что судьба – женщина, и, если хочешь владеть ею, надо ее бить и толкать. Известно, что таким людям она чаще дает победу над собою, чем тем, кто берется за дело холодно»[26]. То есть предприимчивость, решительность, активность в целом полезнее, ближе к успеху, чем излишняя осмотрительность, осторожность, откладывание решений, поступков.

Эта идеология поведения, сплавившая в единый стиль поведения холодный рациональный расчет и наступательность, предприимчивость, решительную изобретательность в действиях, стала одной из главных основ современной теории и практики управления. Сам Макиавелли стал классиком. Его концепция управления говорит: смотри за делом и делай только то, что нужно, чтобы дело процветало. Никаких других ограничений нет. Если ты хочешь, чтобы дело твое росло и крепло, ты должен следовать его внутренней логике. Понять ее и ей следовать, применяясь к изменению обстоятельств и не обращая внимания на обвинения в несправедливости, нечестности, вероломстве и т. п.

Неотделимой частью концепции Макиавелли являются его рассуждения о природе личности правителя, который должен соединять в себе хитрость, предусмотрительность и вероломство лисицы и силу и жестокость льва. Обычно же властители согласно природе своей склоняются либо к «львиному», либо к «лисьему» стилю управления. Эту типологию стилей управления заимствовал и развил через три сотни лет один из классиков социологии Вильфредо Парето. Но к его концепции мы обратимся позже и увидим тогда, что она вся выросла из макиавеллиевского понимания социальности.

Макиавелли также патриарх, родоначальник вереницы элитаристских идеологий. Все они «танцуют как от печки» от его разделения общества на управляющую элиту и неспособную к какому-либо участию в управлении и обреченную на манипулирование толпу. Его идеи в ХХ веке обрели массовую популярность, особенно в среде практикующих политиков, и закономерно тривиализировались. В теперешней России они популярны как никогда ранее. Наверное, авторитет великого гуманиста кажется многим нашим политикам очень удобным оправданием для их демонстративной беспринципности, наглости и цинизма.

Итак, в чем главное достижение Макиавелли: он секуляризовал социальность. Отрезал от бога социальный порядок. Бог не вмешивается в него, никакого отношения к нему не имеет. Более того, чтобы порядок был, на бога не нужно обращать никакого внимания. Бог вообще не здесь, а в потустороннем мире. В этом мире этот порядок сделали человеческие усилия, и только человек ответственен за него. Если он сможет его сохранить – будет в нем жить, не сумеет – значит, он сам и станет источником своих несчастий.

Макиавелли вполне добропорядочный христианин и никак не изгоняет бога из человеческого мира. Просто у него есть более важные проблемы: проблемы человеческой души, вечной жизни, потустороннего царства, а земным порядком он не занимается. Общество и государство есть проявление необходимости людей друг в друге. Эгоизм, тщеславие, погоня за выгодой – это нормальные отношения в обществе, а не плохие его отклонения. Природа человека изначально эгоистична, и, раз люди таковы, разрушение порядка вполне возможно. Единственный способ его сохранения – это государственная власть, которая силой может смирять человеческий эгоизм. Забота о сохранении социального порядка – единственное предназначение власти, и ради его обеспечения властвующие обязаны использовать все необходимое. То есть средства для этого могут применяться какие угодно. Их единственный критерий – уместность, адекватность, достижение успеха. Еще раз повторю, порядок спасает только власть, и поскольку от нее все зависит, то ей и все дозволено, что необходимо для сохранения порядка. В противном случае – всякие кошмары, хаос и несчастья для всех людей.

Фактически Макиавелли ответил на вопросы: какова природа социального порядка и каким образом его надлежит сохранять? Но на вопросы, поставленные еще в античности и вновь в христианскую эпоху о том, откуда взялся именно такой социальный порядок, каков его источник, – их Макиавелли себе не ставил и на них, разумеется, не ответил. Не ставил он и вопроса о том, какой порядок является правильным, совершенным. Для него правилен такой, какой есть, если он прочен и позволяет людям спокойно жить и счастье свое искать.

Для поиска ответов на эти вопросы перейдем к его наследникам, к социальной философии Нового времени, то есть перенесемся в истории более чем на столетие, в середину XVII века.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

ИСТОРИЯ СОЦИОЛОГИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ... ЮЖНО УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ... КАФЕДРА СОЦИОЛОГИИ...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Социальные идеи Возрождения

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Издательство ЮУрГУ
2006 ББК С51.я7     Трошкин Е.И.

Часть I. Предсоциология
Первая большая тема, которой будут посвящены несколько лекций, называется "Предсоциология". Иными словами, это социальные концепции, которые были сформулированы до возникновения самой нау

Религиозно-мифологическое обоснование социального порядка
Несмотря на то, что это доиндустриальное общество чрезвычайно "длительно и разнообразно" и уходит в прошлое на тысячелетия по сравнению с двухсотлетней историей индустриального общества,

Социально-философские концепции в Древнем Китае
Первые философские концепции общества возникли в двух точках Древнего мира. Философия, как вы уже знаете, появилась почти одновременно в трех местах: Китае, Индии, Античной Греции. Социальные теори

Социальная концепция Конфуция
Конфуций переосмыслил два ключевых традиционных понятия китайского мировоззрения дэ и дао. Дао теперь стало не исключительной собственностью правите

Легизм: принципы социального порядка
В чем его суть? Вспомним сначала классиков легизма. Это Шан Ян (IV век до н.э.) и Хань Фей цзы, живший столетием позже. Легисты в отличие от конфуцианцев в основном были практическими администратор

Социальные принципы даосизма
Даосизм, надо отметить, куда меньше «зациклен» на социальных проблемах. Кроме того, социальная часть его вовсе не самая глубокая и разработанная область этой философии. Это, по сути, даосистский от

Социально-философские концепции античности
К анализу социального порядка античная философия обратилась тогда, когда достигла высшей точки развития. Платон в своем «Государстве» и Аристотель в «Политике» в IV веке до н.э. сотворили концепции

Социальная концепция Платона
Платоновская социальная концепция исходит из того, что общество и государство есть естественный продукт деятельности людей. Он вызывается к жизни необходимостью людей друг в друге, поскольку способ

Социальная концепция Аристотеля
Аристотель отталкивался от наблюдений за реальной жизнью, и именно он впервые четко сформулировал главную проблему античного общества. Для того чтобы понять, как она выглядит, процитируем Аристотел

Социальные идеи христианской Европы
Что же произошло с обоснованием порядка после победы христианства в Европе? Во-первых, оно стало религиозным. В общем похожим на старые традиционные религиозно-мифологические обоснования, только ре

Концепция «общественного договора» Томаса Гоббса
Социальную философию Нового времени для нас будет представлять прежде всего Томас Гоббс, поскольку его концепция является ключевой. Все остальные есть в той или иной степени реакция на сформулирова

Трансформация концепции общественного договора у Руссо
Руссо радикально изменяет оценку естественного состояния людей. Он полагает, что в естественном состоянии люди равны и самодостаточны. Поскольку первоначально нет собственности, то там нет и не мож

Монтескье о природе законов общества
Его первая анонимно опубликованная книга «Персидские письма» ­– почти социологический очерк о нравах и общественных порядках, стилизованный под письма путешествующих в Европе персиян. Этот прием ок

Социальная утопия как способ объяснения и обоснования порядка
Термин «Утопия» был введен английским гуманистом Томасом Мором. Он обозначает название острова, которого нельзя обнаружить ни на одной карте. Нельзя, потому что остров этот по самому своему имени,

Возникновение социологии. Концепция Огюста Конта
Итак, мы с вами только теперь начинаем фактически изучение истории социологии, поскольку концепция Конта есть первая собственно социологическая концепция. Сначала характеризуем ту идейную почву, из

Социологический эволюционизм Г. Спенсера
Сначала мы познакомимся с концепцией Герберта Спенсера, которого еще называют «вторым отцом социологии». Если Конт – непосредственно родоначальник континентальной европейской социологии, то Спенсер

Школы одного фактора
На прошлой лекции мы с вами начали знакомство с концепциями, которые основаны на натуралистическом подходе к объяснению социальных явлений. В этом подходе соседствуют два аспекта. Один – методологи

Географическое направление
Для натуралистических школ характерно то, что этот главный закон заимствуется из эмпирических наук. Начнем с географического направления, которое также называется географическим детерминизмом. Его

Расово-антропологическая школа
Следующая школа, с которой я хотел бы вас познакомить, это школа расово-антропологическая. Подход здесь совершенно тот же самый, только другая основа. Общий принцип гласит: социальная жизнь и культ

Социал-дарвинизм
Теперь еще одна школа, которая называется социал-дарвинизм. Это такое социологическое направление, которое далеко вышло за рамки социологии и превратилось в общественное мировоззрение. Вернее было

Психологизм в социологии
Время формирования этого направления в социологии – 80-е годы XIX века. Период расцвета – это самый конец XIX – начало ХХ века. Именно в эти годы психологизм стал наиболее влиятельным направлением

Инстинктивизм в социологии
В своем классическом облике инстинктивизм был сформулирован в начале ХХ века шотландским психологом и социологом Макдугаллом. Он утверждал, что человеческое поведение определяется инстинктами, прис

Теория подражания
Известность Габриелю Тарду принесли книги, выпущенные в 90-е годы, «Законы подражания» и «Социальная логика», именно в них и сформулирована его концепция. Тард и психолог и социолог, причем социоло

Психология масс
Гюстав Лебон, современник Тарда, известность получил в те же самые 90-е годы. Был на два года старше Тарда, но прожил намного дольше, целых 90 лет. Он вполне заслужил характеристику человека широко

Социальная концепция марксизма
Обычно принято, по крайней мере в большинстве учебников по социологии, считать Маркса социологом. Это спорный вопрос, и дискуссия по нему в обозримом будущем однозначно не завершится. Мы в нее глуб

Альтернативы социологии в концепциях Дильтея и Баденской школы
Острие этих концепций было направлено как против философии истории, сформулированной в немецкой классической философии, прежде всего в философии Гегеля, так и против позитивизма Конта и Спенсера, в

Социологизм Эмиля Дюркгейма
Его социологическое творчество начинается в 90-х годах XIX века, и он, в отличие от всех остальных социологов – его современников, более всего заслужил звание первого социолога-профессионала. Как и

Концепция логических и нелогических поступков Вильфредо Парето
У нас с вами теперь следующая фигура классической социологии – это Вильфредо Парето, таким образом, мы покидаем Францию и перемещаемся в Италию, хотя и не совсем. Парето современник Дюркгейма, на 1

Германская социология
Теперь мы с вами перенесемся из Италии, вернее из Швейцарии, где в последние годы жил Вильфредо Парето и где он сотворил свой грандиозный «Трактат по общей социологии», на север, в Германию. Там со

Формальная социология Георга Зиммеля
Вы уже слышали, что все четверо были чужеродны академической среде Германии, просто потому что считали себя социологами, но Зиммель был чужаком в квадрате, абсолютно неприемлемым в этой среде. Он р

Историческая социология Вернера Зомбарта
Мы с вами уже познакомились с двумя крупнейшими фигурами германской социологии. Сегодня это будет Вернер Зомбарт, его социологическая концепция. Он свою социологию совсем не называл исторической, д

Понимающая социология Макса Вебера
Макс Вебер был самым молодым из этой четверки современников. Помимо молодости ему свойственна еще и поразительная энциклопедическая образованность. Известен как социолог, философ, историк экономики

Библиографический список
  1. Асмус, В. Ф. История античной философии: учеб. пособие для студентов и аспирантов гуманитар. вузов и фак. / В.Ф. Асмус. – М.: Высш. шк., 1965. – 320 с. 2. Батыгин, Г. С.

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги