рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Протоиерей Валентин Амфитеатров

Протоиерей Валентин Амфитеатров - раздел Религия, ИСТОРИЯ ПРОПОВЕДНИЧЕСТВА РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ   (1836-1908 Гг.) Протоиерей Валентин...

 

(1836-1908 гг.)

Протоиерей Валентин Николаевич Амфитеатров происходил из древнего священнического рода Амфитеатровых, который в XIX веке дал Русской Церкви двух видных иерархов – митрополита Киевского Филарета и архиепископа Казанского Антония. Внучатым племянником первого из них и был протоиерей Валентин.

Он родился 1 сентября 1836 года в городе Севске Орловской губернии. Образование получил в Орловской семинарии и Московской Духовной Академии; вскоре после окончания последнего был назначен настоятелем храма святых Константина и Елены у стены Московского Кремля. Придя в этот мало известный и мало посещаемый храм, о. Валентин доказал, что ревностный священник, строго относящийся к своим пастырским обязанностям, может привлечь молящихся и в покинутый храм. О его проповедях этого периода сохранилось следующее воспоминание: «... Это такая была живая речь поучения и наставления; это такая была мольба покаяния и исправления; это такая была красота выражений и сравнений, что никакими словами невозможно было передать того великого умиления и потрясения, которое охватывало всю душу при благодатных звуках его проповеднического голоса».[23]

В 1892 г. протоиерей В. Амфитеатров был переведен настоятелем в Кремлевский Архангельский собор. Известность его как пастыря и проповедника к этому времени далеко перешагнула пределы Москвы. Имеется свидетельство, что протоиерей Иоанн Сергиев отсылал приезжавших к нему москвичей со словами: «В Москве есть свой великий пастырь, отец Валентин, к нему и обращайтесь».[24]

Шесть последних лет жизни, которые протоиерей Валентин провел в совершенной слепоте, он посвятил составлению мемуаров и благотворительности. Скончался протоиерей В. Амфитеатров 20 июля 1908 года.

Сам о. Валентин не стремился к напечатанию своих проповедей. Уже после его смерти они были систематизированы по темам и изданы четырьмя сборниками в том виде, в каком сохранились в его рукописях (М. 1909-1910 гг.). Обращаясь к общим свойствам гомилетического наследия, протоиерея В. Амфитеатрова, необходимо, прежде всего, отметить глубоко личностный характер его проповедей. Что не выросло и не созрело в нем самом, чего не пережила его душа, того не касалось перо протоиерея Валентина. Ему было свойственно страдальчески переживать процесс создания своих проповедей и потому несомненной их чертой была выношенность. Другая замечательная черта его проповедей – это их простота, общедоступность для понимания всеми слушателями как образованными, так и простыми.

Что же касается их общей направленности, то она может быть определена как пастырско-душепопечительная. В этом отношении к протоиерею В. Амфитеатрову близок другой великий подвижник благочестия конца ХIХ – начала ХХ вв. протоиерей Иоанн Сергиев. Оба они спасали людей не только словом, но и силой своей молитвы, своей могучей духовной прозорливостью. Взяв человека под свое попечительство, они вели его по сложному жизненному пути, оберегая его, вразумляя и научая истинам христианства. Это отеческое отношение к пастве прямо отразилось в их проповедничестве.

Сборник «Духовные беседы» (М., 1909) содержит восемь бесед, произнесенных проповедником в воскресные и великопостные дни на тему одного или нескольких Евангельских текстов. Повествуя о Евангельском событии, протоиерей В. Амфитеатров все время подчеркивает, что психология людей времени земной жизни Спасителя и нашего одинакова, особенно в религиозно-нравственном отношении, что нам присущи те же слабости, нами владеют те же пороки и грехи, волнуют те же проблемы. Анализ текста не экзегетический, а психологический. Автор стремится преимущественно воздействовать не на ум слушателей, а на их чувство. Беседы протоиерея Валентина пространны и рассчитаны на подготовленного слушателя, написаны они четким литературным языком. Цель их произнесения сам протоиерей В. Амфитеатров определял так: «Ближайшая цель предлагаемого поучения – вызвать в душах православных христиан воспоминание Евангельских событий. Может быть, из этих воспоминаний воображение и память наполнятся и укрепятся мысленными образами правды, любви, добра и красоты. Может быть, многие почувствуют желание извергнуть из себя нечистые образы мира и возревнуют о восстановлении в самих себе образа Божия, чтобы прославить Бога и в душах своих, и в действиях своих. В этом обширном смысле они станут правоверующими, православными».

Сборники «Воскресные Евангелия» (51 проповедь) и «Поучения» (72 проповеди) обнимают собой весь годовой круг, кроме Великого поста. В основном это проповеди нравственно-назидательного характера. В отличие от «Духовных бесед» они кратки, каждая раскрывает конкретную тему. Проповедник сначала своими словами пересказывает содержание Евангельского зачала, а затем, когда оно уже хорошо усвоено слушателями, дает на основании этого Евангельского зачала пастырское наставление. Кроме тем, связанных с основными христианскими добродетелями, протоиерей Валентин много внимания уделяет обличению пороков современного ему общества и раскрытию положительных начал истинного христианства. Особенно тяготило его повсеместное падение нравственности: «К великому прискорбию, в наше время даже грехи бесстыдства извиняются обществом. От такого послабления падает нравственный строй семейной жизни и, даже – общественной. От такого послабления безнравственности вянут молодые души. Молодые девицы знают о том, что в былые времена не знали и зрелые мужи. Нечистые воззрения, нечистое слово – все это делается достоянием юношества».

Много протоиерей В. Амфитеатров проповедовал о роли женщин в семье и обществе, о христианском воспитании детей. Отвечая на тенденции к эмансипации, протоиерей Валентин указывал, что равноправие женщины с мужчиной должно осуществляться не на основе одинаковой свободы в служении страстям, но на почве труда, взаимоуважения и христианской любви во исполнение слов книги Бытия «Мужа и жену создал их» (Быт. V, 2).

Тридцать проповедей сборника «Великий пост» охватывают все время Постной Триоди. В сборник включены также пятнадцать кратких поучений причастникам. Проповедуя об истинном посте, протоиерей В. Анфитеатров выступает одновременно и как грозный обличитель грубости, предрассудков, лицемерия в проведении святых дней поста. «Тягостно даже говорить, во что они (посты) обратились во многих православных христианских семьях. Образовалось разделение столов и трапез: обеды скоромные, обеды рыбные и безрыбные. Это разделение само по себе уже есть раздробление взглядов и убеждений на установление поста».

«Чтобы пост послужил нам в пользу и удовольствие, нужно положить хранение на свои уста и вникнуть в себя. Вникнуть в себя, – это значит поставить себя перед судом совести и пред суд Божий».

Проповеди протоиерея В. Амфитеатрова и в настоящее время представляют большой интерес для пастыря-проповедника как образец живого, яркого и выношенного в глубине души ответа на многие и многие вопросы, встающие перед христианином на пути его духовного становления.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

ИСТОРИЯ ПРОПОВЕДНИЧЕСТВА РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ

На сайте allrefs.net читайте: "ИСТОРИЯ ПРОПОВЕДНИЧЕСТВА РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ"

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Протоиерей Валентин Амфитеатров

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

ИЗ ИСТОРИИ ВИЗАНТИЙСКОЙ ПРОПОВЕДИ
  Византийским периодом в истории греческой литературы обычно называется время от правления Юстиниана до падения Константинополя (525-1453 гг.). Но в истории церковной проповеди этот

И ВОЗНИКНОВЕНИЕ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
  Начало христианской проповеди на Руси относится к середине IX века по Р.Х. В 867 г. греческий епископ, знавший славянский язык, и, вероятно, посланный из Болгарии, уже с успехом про

ДОМОНГОЛЬСКИЙ ЭТАП В РАЗВИТИИ РУССКОЙ ПРОПОВЕДИ
(XI – середина ХIII вв.)   Поскольку одной из главных тем русской проповеди в XI-ХIII веках была борьба с язычеством и порожденными им явлениями духовной и м

Епископ Новгородский Лука Жидята
(1035-1058 гг.)   Одним из первых известных нам проповедников домонгольской эпохи является Лука Жидята. Сведений о жизни и личности епископа Луки сохранилось

Преподобный Феодосий, игумен Киево-печерский
(1057-1074) Преподобный Феодосий относится к тем проповедникам, у которых слова не расходятся с жизнью и учение с делами. В своей жизни преподобный Феодосий вполне осущест

Иларион, митрополит Киевский
(1051-1054) Биографических сведений об Иларионе сохранилось немного. В летописном сказании о начале Печерского монастыря сообщается, что Иларион, родом «русин», «муж благ

Святитель Кирилл, епископ Туровский
(около 1130-около 1182 г.) Сведения о святителе Кирилле дает его проложное житие. Сын богатых и знатных родителей, уроженец города Турова на реке Припяти, он рано увлекся

МОНГОЛЬСКИЙ ЭТАП В ИСТОРИИ РУССКОЙ ПРОПОВЕДИ
(середина ХIII– конец ХV вв.)   В 1223 г. на Калке, небольшой реке в половецких степях, недалеко от Азовского моря, произошло первое столкно

Святитель Серапион, епископ Владимирский
  (1274-1275 гг.) Сведений о епископе Серапионе сохранилось немного. Известно, что до 1274 г. он был архимандритом Киево-Печерского монастыря, а с 1274 по 12

Святитель Алексий, митрополит Московский
  (1354 – 1378 гг.) Святитель Алексий (в миру Елевферий) родился 1300 г. в Москве в семье боярина Феодора Бяконта. Еще в детстве он «изучился всей грамоте и

Фотий, митрополит Киевский
  (1409-1431 гг.)   Митрополит Фотий был греком. С юности воспитывался в пустыне под руководством опытного старца и привык к пустынножительству

ПОСЛЕМОНГОЛЬСКИЙ ЭТАП
(ХV-ХVI века)   Монгольское владычество, отразившееся отрицательно на всем ходе русской общественной и церковной жизни, отрицательно сказалось и на развитии

Даниил, митрополит Московский
(1522-1539 гг.) Биографические сведения о митрополите Данииле довольно скудны. Он был учеником преподобного Иосифа Волоцкого и еще при жизни последнего был избран в игумен

ПРОПОВЕДЬ ЮГО-ЗАПАДА РУСИ В ХVI-ХVII вв.
О латино-польском влиянии на русскую церковную проповедь можно говорить, начиная с ХVI века, когда литовское княжество, включавшее в себя одну из двух частей, на которые в результате монголо-татарс

Построение юго-западной проповеди
  Все разнообразие употреблявшихся способов построения и выбора тем можно свести к четырем способам или планам: Первый способ состоял в том, что проповед

Митрополит Киевский Петр Могила
  (1530-1646) Петр (Могила) родился в Молдавии в княжеской семье. Образование получил в Парижском Университете, где окончил факультет богословский и словесно

И посвященных ему исследований
1. Ключ разумения, Киев, 1659; последнее издание, Киев, 1985. 2. Небо новое новыми звездами, сотворенные то есть Преблагословенная Дева Мария Богородица 3 чудами своими, Львов, 1665; Львов

Архиепископ Лазарь Баранович
(+ 1694) Лазарь Баранович сначала был ректором Киево-Могилянской коллегии и игуменом Киево-Братского монастыря, а затем архиепископом Черниговским (+ 1694 г.). Был известе

И посвященных ему исследований
1. Меч духовный, еже есть глагол Божий на помощь церкви воюющей из уст Христовых подданных, или книга проповедей слова Божиего, Киев, 1666; 2-е изд. Киев. 1686. 2. Трубы словес проповедных

СХОЛАСТИЧЕСКОЙ ПРОПОВЕДИ НА СЕВЕРО-ВОСТОК РУСИ
(ХVII – начало ХVIII вв.) В середине ХVII в. в Московской Руси заметно стало обнаруживаться стремление к просвещению, которое диктовалось историческими обстоятельствами. В

Иеромонах Епифаний Славинецкий
(1675 г.) Епифаний Славинецкий окончил Киево-Могилянскую коллегию, продолжил обучение за границей (возможно, в Краковском Университете). С 1642 по 164

Иеромонах Симеон Полоцкий
(1629-1680) После Епифания Славинецкого самым видным представителем юго-западной школы в богословии, литературе и проповедничестве в Москве был иеромонах Симеон

Святитель Димитрий, митрополит Ростовский
(1651 – 1709 гг.)   Самым выдающимся русским проповедником в ХVII веке был святитель Димитрий Ростовский. Проникнутое духом христианс

Митрополит Стефан Яворский
(1658-1722 гг.) Последним крупным представителем юго-западной схоластической традиции в великороссийской проповеди был Стефан Яворский, в проповедн

В РУССКОЙ ЦЕРКОВНОЙ ПРОПОВЕДИ
С архиепископа Феофана Прокоповича начинается третий период в развитии русской гомилетики, характеризующийся значительно большей самостоятельностью и независимостью от схоластических влияний, чем э

Архиепископ Новгородский и Псковский
(1661-1736 гг.) Феофан Прокопович родился в Киеве в семье небогатых мещан и назван был при крещении Елеазаром. Перв

Русская церковная проповедь во второй четверти ХVIII века
После смерти Петра I наступило смутное время для русского государства и для Православной Церкви. При дворе стала усиливаться, а с воцарением Анны Иоанновны востор

Й половины ХVIII века
Во 2-й половине ХVIII столетия (в правление Екатерины II) проповедь окончательно входит в ряд обыкновенных явлений и становится необходимой существенной частью бо

Святитель Тихон, епископ Воронежский
(1724-1783 гг.) Святитель Тихон, в миру Тимофей Соколов, родился в 1724 г. в Новгородской губернии в семье бедного псаломщика. Первонача

Протоиерей Иоанн Леванда
  (1734-1814 гг.) Иоанн Леванда родился в 1734 году в Киеве в семье сапожника. В 1748 г. поступил в К

Платон Левшин, митрополит Московский
(1737-1812 гг.) Лучшим представителем нравственного направления в проповеди был митрополит Московский Платон (Левшин). Митрополит Платон,

РУССКАЯ ПРОПОВЕДЬ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА
    Проповедники нравственно-практического направления 2-й половины ХVIII в. много и небезуспешно потрудились для искоренения начал неверия в нашем отечестве, однако пре

Филарет (Дроздов), митрополит Московский
(1782-1867 гг.) «Я пишу по-человечески, а Филарет по-ангельски»   митрополит Платон Левшин   Святител

Митрополит Филарет как проповедник
  В проповедничестве митрополита Филарета русская проповедь достигла своей зрелости и самостоятельности, наиболее полно отразив самобытно-русские начала религиозно-православное самосо

О духовной мудрости или духовном просвещении
  ( в обществе любителей духовного просвещения)   «Вспомним некоторые черты, которыми духовное просвещение или, что то же, духовную мудрость изображает апостоль

Иннокентий (Борисов), архиепископ Херсонский
(1800-1857) Знаменитый проповедник родился в семье священника Орловской епархии Алексия Борисова. Высшее духовное образование получил в Киевской академии, которую закончил

Проповедничество архиепископа Иннокентия
  Начнем с изложения гомилетических взглядов архиепископа Иннокентия. Еще в бытность студентом Киевской академии он указывал: «Пишите, во-первых, просто, без всяких умствований... Вид

Протоиерей Родион Тимофеевич Путятин
(1807-1869 гг.)   Родион Путятин родился в семье священника. Образование получил в Рязанской семинарии и в Московской Духовной Академии, которую окончил в 18

В ПРОПОВЕДИ 2-й половины XIX века
  Характерные черты нового направления проповеди касаются прежде всего выбора тем и предметов для нее. Крымская война 1853-1856 гг., обнажившая недостатки государственной и социальной

Конца XIX и начала XX вв.
  С самого времени принятия христианства на Руси стремление к подвижнической, аскетической жизни, осознание необходимости подвига во имя Христа вошли в жизнь русских людей. Нравственн

Святитель Феофан (Говоров), Вышенский Затворник
  (1815-1894 гг.)   Святитель Феофан, в миру Георгий Васильевич Говоров, родился в семье священника в селе Чернавске Орловской губернии. В 1837

Святитель Игнатий (Брянчанинов), епископ Кавказский
  (1807 – 1867 гг.)   Святитель Игнатий, в миру Дмитрий Александрович Брянчанинов, происходил из древнего дворянского рода, берущего начало от

Святой праведный протоиерей
Иоанн Ильич Сергиев (Кронштадтский) (1829 – 1908 гг.) Святой праведный Иоанн Кронштадтский родился 19 октября 1829 года под Архангельском, в семь

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ЦЕРКОВНАЯ ПРОПОВЕДЬ В XX ВЕКЕ
  Четвертый период в истории Русской церковной проповеди начинается (1917-1991 годы) для удобства изучения можно разделить на два подпериода: 1-я часть включает в себя проповедь с 191

Святейшего Патриарха Московского и всея Руси АЛЕКСИЯ
Святейший Патриарх Алексий (Сергей Владимирович Симанский) родился в Москве, в 1877 году. Получил прекрасное домаш

Сектора заочного обучения
  1 билет – 1. Значение изучения истории проповедничества отечественного. 2. Периоды проповедничества в истории Русской Православной Церкви. Виднейшие проповедники каждого из

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги