Святитель Серапион, епископ Владимирский - раздел Религия, ИСТОРИЯ ПРОПОВЕДНИЧЕСТВА РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
(1274-1275 Гг.)
Сведений О Епископе...
(1274-1275 гг.)
Сведений о епископе Серапионе сохранилось немного. Известно, что до 1274 г. он был архимандритом Киево-Печерского монастыря, а с 1274 по 1275 г. епископом Владимирским. На Владимирскую кафедру святитель Серапион был поставлен по инициативе митрополита Кирилла II, высокообразованного иерарха, принимавшего участие в составлении «Летописца Даниила Галицкого» и жития блаженного князя Александра Невского. И епископ Серапион, и митрополит Кирилл II относятся к кругу тех деятелей ХIII в., которые осуществляли связь духовных и культурных традиций Юго-Западной Руси с Русью Северо-восточной. Под 1275 г. летописи говорят уже о смерти святителя Серапиона, называя его «зело учительным и сильным в Божественном Писании».
До нас дошло пять «Слов епископа Серапиона, но из вышеприведенной характеристики летописца и из сочинений самого святителя Серапиона видно, что им было написано гораздо больше «Слов» и «Поучений». Основная тема «Слов» епископа Серапиона – бедствия, постигшие Русскую землю в результате нашествия монголо-татар, которое является Божией карой, возмездием за грехи людей. Святитель Серапион убеждает своих слушателей, что только покаяние, нравственное самоусовершенствование могут спасти Русь. Наглядность описанных в «Словах» бедствий, постигших Русскую землю, глубина душевной скорби автора, переживающего вместе со всей паствой тяготы своей родины, придавали «Словам» святителя Серапиона несомненную проповедническую убедительность и большую патриотическую значимость.
Первое «Слово» «о казнях Божиих и ратях» было составлено вероятнее всего вскоре после разгрома Киева Батыем в 1239-1240 гг., остальные четыре – во Владимире в 1274-1275 гг.
Все «Слова» епископа Серапиона представляют собой как бы единый цикл, в котором автор с болью в сердце описывает бедствия вражеского нашествия и призывает людей перед лицом такой напасти оставить междоусобные распри, освободиться через покаяние от собственных пороков и страстей. И общая центральная тема – нашествие иноплеменников, и частные вопросы, на которых владимирский епископ останавливается в своих «Словах», раскрываются им не в отвлеченных риторических рассуждениях, а в жизненно-убедительных картинах и образах. Вместе с тем везде видны высокая книжная культура святителя Серапиона, его писательское искусство и проповеднический талант, соединенные с глубокой церковной верой, простотой и непосредственностью. Святитель Серапион относится к категории тех писателей Северо-Восточной Руси ХIII в., которые, являясь соединительным звеном между северо-востоком и Киевом, придерживались традиций киевской школы, в частности поучений преподобного Феодосия Печорского, но жили новой жизнью, черпая из нее материал для своих сочинений.
Высокий нравственный пафос, торжественность, проповедническая убедительность достигаются в плане формы, чередованием синтаксически параллельных кратких предложений, составляющих длинный синонимический ряд, построением фраз в виде вопросов, что придает «Словам» особую ритмичность. Вот, например, как изображает епископ Серапион приход «языка немилостивого» в 1-м «Слове»: «... и землю нашу пусту сотвориша, и грады наши плениша, и церкви святыя разориша, отцы и братию нашу избиша, матери наши и сестры наши в поруганье быша».
Во 2-м «Слове» говорит о гневе Божием и вспоминает прошлое в форме риторических вопросов: «Не пленена ли бысть земля наша? Не взяты ли быша грады наши? Не вскоре ли падоша трупием на земли? Не ведены ли быша жены и чада наша в плен? Не порабощены ли быхом оставшем горькою си работою от иноплеменник?»
Бедствия, постигшие Русскую землю, изображены и в 3-м «Слове», 4-е и 5-е «Слова» посвящены обличению народных суеверий, они направлены против испытания волхвов и ведьм водой и огнем и против откапывания из могил утопленников, которые по народному поверью вредили урожаю. Святитель Серапион убедительно, с обличительным пафосом показывает бессмысленность и богопротивность подобных действий: «Из каких книг или из какого писания узнали вы, что от волхования бывает голод на земле и снова волхованием умножаются жита? Если сему верите, то почему сжигаете волхвов? Молитесь им и чтите их и приносите им дары: пусть благоустрояют мир – пускают дождь, приводят тепло, повелевают земле давать плоды!».
«Слова» святителя Серапиона – образцы высокого гомилетического искусства, продолжающие традиции таких мастеров проповеди как митрополит Иларион и святитель Кирилл Туровский. Но в отличие от произведений этих проповедников ХI-ХII вв. в «Словах» святителя Серапиона Владимирского сильнее выражены непосредственные впечатления от событий его времени, они отличаются простотой и ясностью изложения.
Все темы данного раздела:
ИЗ ИСТОРИИ ВИЗАНТИЙСКОЙ ПРОПОВЕДИ
Византийским периодом в истории греческой литературы обычно называется время от правления Юстиниана до падения Константинополя (525-1453 гг.). Но в истории церковной проповеди этот
И ВОЗНИКНОВЕНИЕ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Начало христианской проповеди на Руси относится к середине IX века по Р.Х. В 867 г. греческий епископ, знавший славянский язык, и, вероятно, посланный из Болгарии, уже с успехом про
ДОМОНГОЛЬСКИЙ ЭТАП В РАЗВИТИИ РУССКОЙ ПРОПОВЕДИ
(XI – середина ХIII вв.)
Поскольку одной из главных тем русской проповеди в XI-ХIII веках была борьба с язычеством и порожденными им явлениями духовной и м
Епископ Новгородский Лука Жидята
(1035-1058 гг.)
Одним из первых известных нам проповедников домонгольской эпохи является Лука Жидята. Сведений о жизни и личности епископа Луки сохранилось
Преподобный Феодосий, игумен Киево-печерский
(1057-1074)
Преподобный Феодосий относится к тем проповедникам, у которых слова не расходятся с жизнью и учение с делами. В своей жизни преподобный Феодосий вполне осущест
Иларион, митрополит Киевский
(1051-1054)
Биографических сведений об Иларионе сохранилось немного. В летописном сказании о начале Печерского монастыря сообщается, что Иларион, родом «русин», «муж благ
Святитель Кирилл, епископ Туровский
(около 1130-около 1182 г.)
Сведения о святителе Кирилле дает его проложное житие. Сын богатых и знатных родителей, уроженец города Турова на реке Припяти, он рано увлекся
МОНГОЛЬСКИЙ ЭТАП В ИСТОРИИ РУССКОЙ ПРОПОВЕДИ
(середина ХIII– конец ХV вв.)
В 1223 г. на Калке, небольшой реке в половецких степях, недалеко от Азовского моря, произошло первое столкно
Святитель Алексий, митрополит Московский
(1354 – 1378 гг.)
Святитель Алексий (в миру Елевферий) родился 1300 г. в Москве в семье боярина Феодора Бяконта. Еще в детстве он «изучился всей грамоте и
Фотий, митрополит Киевский
(1409-1431 гг.)
Митрополит Фотий был греком. С юности воспитывался в пустыне под руководством опытного старца и привык к пустынножительству
ПОСЛЕМОНГОЛЬСКИЙ ЭТАП
(ХV-ХVI века)
Монгольское владычество, отразившееся отрицательно на всем ходе русской общественной и церковной жизни, отрицательно сказалось и на развитии
Даниил, митрополит Московский
(1522-1539 гг.)
Биографические сведения о митрополите Данииле довольно скудны. Он был учеником преподобного Иосифа Волоцкого и еще при жизни последнего был избран в игумен
ПРОПОВЕДЬ ЮГО-ЗАПАДА РУСИ В ХVI-ХVII вв.
О латино-польском влиянии на русскую церковную проповедь можно говорить, начиная с ХVI века, когда литовское княжество, включавшее в себя одну из двух частей, на которые в результате монголо-татарс
Построение юго-западной проповеди
Все разнообразие употреблявшихся способов построения и выбора тем можно свести к четырем способам или планам:
Первый способ состоял в том, что проповед
Митрополит Киевский Петр Могила
(1530-1646)
Петр (Могила) родился в Молдавии в княжеской семье. Образование получил в Парижском Университете, где окончил факультет богословский и словесно
И посвященных ему исследований
1. Ключ разумения, Киев, 1659; последнее издание, Киев, 1985.
2. Небо новое новыми звездами, сотворенные то есть Преблагословенная Дева Мария Богородица 3 чудами своими, Львов, 1665; Львов
Архиепископ Лазарь Баранович
(+ 1694)
Лазарь Баранович сначала был ректором Киево-Могилянской коллегии и игуменом Киево-Братского монастыря, а затем архиепископом Черниговским (+ 1694 г.). Был известе
И посвященных ему исследований
1. Меч духовный, еже есть глагол Божий на помощь церкви воюющей из уст Христовых подданных, или книга проповедей слова Божиего, Киев, 1666; 2-е изд. Киев. 1686.
2. Трубы словес проповедных
СХОЛАСТИЧЕСКОЙ ПРОПОВЕДИ НА СЕВЕРО-ВОСТОК РУСИ
(ХVII – начало ХVIII вв.)
В середине ХVII в. в Московской Руси заметно стало обнаруживаться стремление к просвещению, которое диктовалось историческими обстоятельствами. В
Иеромонах Епифаний Славинецкий
(1675 г.)
Епифаний Славинецкий окончил Киево-Могилянскую коллегию, продолжил обучение за границей (возможно, в Краковском Университете). С 1642 по 164
Иеромонах Симеон Полоцкий
(1629-1680)
После Епифания Славинецкого самым видным представителем юго-западной школы в богословии, литературе и проповедничестве в Москве был иеромонах Симеон
Святитель Димитрий, митрополит Ростовский
(1651 – 1709 гг.)
Самым выдающимся русским проповедником в ХVII веке был святитель Димитрий Ростовский. Проникнутое духом христианс
Митрополит Стефан Яворский
(1658-1722 гг.)
Последним крупным представителем юго-западной схоластической традиции в великороссийской проповеди был Стефан Яворский, в проповедн
В РУССКОЙ ЦЕРКОВНОЙ ПРОПОВЕДИ
С архиепископа Феофана Прокоповича начинается третий период в развитии русской гомилетики, характеризующийся значительно большей самостоятельностью и независимостью от схоластических влияний, чем э
Архиепископ Новгородский и Псковский
(1661-1736 гг.)
Феофан Прокопович родился в Киеве в семье небогатых мещан и назван был при крещении Елеазаром. Перв
Русская церковная проповедь во второй четверти ХVIII века
После смерти Петра I наступило смутное время для русского государства и для Православной Церкви. При дворе стала усиливаться, а с воцарением Анны Иоанновны востор
Й половины ХVIII века
Во 2-й половине ХVIII столетия (в правление Екатерины II) проповедь окончательно входит в ряд обыкновенных явлений и становится необходимой существенной частью бо
Святитель Тихон, епископ Воронежский
(1724-1783 гг.)
Святитель Тихон, в миру Тимофей Соколов, родился в 1724 г. в Новгородской губернии в семье бедного псаломщика. Первонача
Протоиерей Иоанн Леванда
(1734-1814 гг.)
Иоанн Леванда родился в 1734 году в Киеве в семье сапожника. В 1748 г. поступил в К
Платон Левшин, митрополит Московский
(1737-1812 гг.)
Лучшим представителем нравственного направления в проповеди был митрополит Московский Платон (Левшин).
Митрополит Платон,
РУССКАЯ ПРОПОВЕДЬ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА
Проповедники нравственно-практического направления 2-й половины ХVIII в. много и небезуспешно потрудились для искоренения начал неверия в нашем отечестве, однако пре
Филарет (Дроздов), митрополит Московский
(1782-1867 гг.)
«Я пишу по-человечески,
а Филарет по-ангельски»
митрополит Платон Левшин
Святител
Митрополит Филарет как проповедник
В проповедничестве митрополита Филарета русская проповедь достигла своей зрелости и самостоятельности, наиболее полно отразив самобытно-русские начала религиозно-православное самосо
О духовной мудрости или духовном просвещении
( в обществе любителей духовного просвещения)
«Вспомним некоторые черты, которыми духовное просвещение или, что то же, духовную мудрость изображает апостоль
Иннокентий (Борисов), архиепископ Херсонский
(1800-1857)
Знаменитый проповедник родился в семье священника Орловской епархии Алексия Борисова. Высшее духовное образование получил в Киевской академии, которую закончил
Проповедничество архиепископа Иннокентия
Начнем с изложения гомилетических взглядов архиепископа Иннокентия. Еще в бытность студентом Киевской академии он указывал: «Пишите, во-первых, просто, без всяких умствований... Вид
Протоиерей Родион Тимофеевич Путятин
(1807-1869 гг.)
Родион Путятин родился в семье священника. Образование получил в Рязанской семинарии и в Московской Духовной Академии, которую окончил в 18
В ПРОПОВЕДИ 2-й половины XIX века
Характерные черты нового направления проповеди касаются прежде всего выбора тем и предметов для нее. Крымская война 1853-1856 гг., обнажившая недостатки государственной и социальной
Конца XIX и начала XX вв.
С самого времени принятия христианства на Руси стремление к подвижнической, аскетической жизни, осознание необходимости подвига во имя Христа вошли в жизнь русских людей. Нравственн
Святитель Феофан (Говоров), Вышенский Затворник
(1815-1894 гг.)
Святитель Феофан, в миру Георгий Васильевич Говоров, родился в семье священника в селе Чернавске Орловской губернии. В 1837
Святитель Игнатий (Брянчанинов), епископ Кавказский
(1807 – 1867 гг.)
Святитель Игнатий, в миру Дмитрий Александрович Брянчанинов, происходил из древнего дворянского рода, берущего начало от
Святой праведный протоиерей
Иоанн Ильич Сергиев (Кронштадтский)
(1829 – 1908 гг.)
Святой праведный Иоанн Кронштадтский родился 19 октября 1829 года под Архангельском, в семь
Протоиерей Валентин Амфитеатров
(1836-1908 гг.)
Протоиерей Валентин Николаевич Амфитеатров происходил из древнего священнического рода Амфитеатровых, который в XIX веке дал Русской Церкви
ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ЦЕРКОВНАЯ ПРОПОВЕДЬ В XX ВЕКЕ
Четвертый период в истории Русской церковной проповеди начинается (1917-1991 годы) для удобства изучения можно разделить на два подпериода: 1-я часть включает в себя проповедь с 191
Святейшего Патриарха Московского и всея Руси АЛЕКСИЯ
Святейший Патриарх Алексий (Сергей Владимирович Симанский) родился в Москве, в 1877 году. Получил прекрасное домаш
Сектора заочного обучения
1 билет – 1. Значение изучения истории проповедничества отечественного.
2. Периоды проповедничества в истории Русской Православной Церкви. Виднейшие проповедники каждого из
Новости и инфо для студентов