рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

философия

философия - раздел Философия, Содержание Введение 1. Возникновение Русской Философии 2. Периоды Развития Р...

СОДЕРЖАНИЕ Введение 1. Возникновение русской философии 2. Периоды развития русской религиозной философии 11 Заключение 14 Список литературы 15 ВВЕДЕНИЕ Тема данной работы – Возникновение русской философии Российская философия всегда подчеркивала свою гуманитарную направленность.Однако свойственные ей понятия о гуманизме пос¬тоянно оставались крайне расплывчатыми. Поэтому и гуманитарная ее ориентация была неопределенной, а часто попросту иллюзорной.

В постперестроечные времена российская философия (и соци¬альная философия в особенности) не может далее оставаться на уровне неотчетливых гуманитарных представлений, гуманистических лозунгов и мифов. Необходимо максимально сблизить понятия о чело¬веке и о людях с реальностью человеческих взаимоотношений и социальных форм, в этих отношениях проступающих. Однако сделать это очень сложно по ряду причин. Первая из них - не по значению, но по порядку - в том, что понятие о социальности вообще и о социальной философии в частнос¬ти оказывается неясным.

Причем, в ходе последовательного анализа оно и на обыденном и на теоретическом уровне обнаруживает свою чуждость, даже противоположность понятиям гуманитарности, индивидности, личности и т.п. Понятие социальности выступает таким обра¬зом не столько средством конкретизации представлений о людях, сколько препятствием на этом пути. Парадоксальность этого положения кажущаяся. За странной ло¬гикой понятий - реальная российская история, в особенности история последних семидесяти лет, когда социальные формы были не только оторваны от конкретных человеческих индивидов, но такая их квазисамостоятельность трактовалась как выражение общности инди¬видуальных и групповых интересов, как средоточие ценностей спра¬ведливого общества.

К данной теме меня привлекла возможность посредством ее изучения приобщиться к истокам русского национального сознания и характера. Не раз исследователи русской философии видели ее существенный недостаток в малом интересе к вопросам теории знания; этот упрек, как мы в свое время увидим, неверен но если бы даже положение было таково, как его характеризуют некоторые историки можно ли считать слабый интерес к теории познания признаком философской незрелости? Как мы уже указали, для этого нет решительно никаких оснований: теория познания не есть центральная философская дисциплина.

Ее можно ставить нарочито в центр философии и из нее исходить (как это и было в Зап. Европе в последние два века), но как раз внимательное историческое исследование показывает, что почти у всех философов в центре их творчества действуют общие исходные интуиции - они (а не теория познания) определяют ход мыслей, логику построений.

Нельзя умалить значение теории познания, ее громадного влияния на тот дух критицизма, который, особенно после Канта, царит в философии и все же теория познания имеет не положительный, а негативный смысл - она лишь освобождает от философской наивности и от неосторожного переноса обобщений или построений из одной области философии в другую.

Я упоминаю здесь об этом не для того, чтобы полемизировать с поклонниками "гносеологизма" - а во имя исторической трезвости и справедливости. Актуальность данной темы обусловлена тем, что русская философская школа является одной из наиболее значимых философских школ в мире, отличается самобытностью и оригинальностью, и, кроме того, в работах русских философов содержатся ответы на многие до сих пор актуальные вопросы мироустройства. 1. ВОЗНИКНОВЕНИЕ РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ Существует три мнения о возникновении русской философии. Первого придерживаются те, кто считает, что она появилась в IХ веке вместе с возникновением русской нации, русского государства (с приходом Рюрика). Эта позиция слаба тем, что её представители вынуждены искать философию в "Слове о полку Игореве", а сильна она в том смысле, что в ней русская история не разрывается на какие-то переломные периоды.

Второе мнение - у тех, кто называет конец ХVII - начало ХVIII века временем возникновения русской философии, причём она определяется как заимствованная с Запада. В это время начинают появляться трактаты, напоминающие европейскую философию. Минус данной точки зрения в том, что прерывается континуальность русской истории и, как следствие, русский народ не способен на создание философских текстов.

И, наконец, третье мнение: русская философия возникла в конце ХIХ века вместе с философией Владимира Соловьёва, который считается первым оригинальным мыслителем. Объяснение тому тот факт, что первыми признанными на Западе русскими философами были именно философы конца ХIХ века. Проблема заключается в полной неспособности объяснить задержку России в своём развитии.

Философия не появляется однажды, а очень длительное время вызревает в рамках какого-то мощного общекультурного времени. Таким образом, можно говорить о "предфилософии", которую нужно понять, чтобы разобраться с последующей. Философия - это творение одного народа, а именно древних греков.

Поэтому везде, где философия зарождается у других народов, она возникает с перенесения семян логоса с земли Древней Греции. Итак, чтобы философия возникла нужно прикосновение какой-либо культуры к античным корням, а этот процесс тоже требует определённого времени. Если применить эти принципы к России, то, скорее всего, правомерным следует считать возникновение русской философии в конце ХVII - начале ХVIII века. Но это не значит, что философия полностью зависела от Запада, она имела предфилософское знание, существовавшее в Киевской и Московской Руси. Начальный период становления русской философии - Х1-ХУ11 века. С самого начала своего зарождения она характеризуется связью с мировой философией, но вместе с тем, ей присуща самобытность.

Она возникает в Киевской Руси и тесно связана с процессом христианизации, начало которому было положено крещением Руси в 988 году. В своем возникновении она, с одной стороны, восприняла ряд черт и образов славянского языческого мировоззрения и культуры, с другой - принятие христианства тесными узами связало Древнюю Русь с Византией от которой она получила много образов и идей античной философии.

Кроме этого через Византийское посредничество Россия восприняла многие положения восточно-христианской философии. Таким образом, русская философия возникла не в стороне от столбовой дороги развития философской мысли, а впитала в себя идеи античной, византийской, древнеболгарской мысли, хотя и не в чистом, а христианизированном виде. При этом она с самого начала использовала свой собственный письменный язык, созданный в 1Х веке Кириллом и Мефодием.

Философское знание выполняло функцию не только мировоззренческую, но и функцию мудрости, а так как именно монастыри были концентрацией духовной жизни Древней Руси, то это прежде всего и повлияло на характер философских учений.

Философская и историческая мысль в общем, основывалась на принципе христианства. В философском осмыслении судеб человечества и русского народа с самого начала присутствует патриотизм и историческая глубина. Уже первый древнерусский философ - киевский митрополит Илларион (Х! век) создает Слово о законе и благодати в котором развивает богословско-историческую включенность русской земли в общемировой процесс торжества божественного света В его работе содержатся глубокие размышления о судьбе России и большом значении и предназначении русского народа и русского государства в мире. Дальнейшее развитие русской философской мысли проходило в русле развития нравственно-практических наставлений и обоснования особого предназначения православия Руси для развития мировой цивилизации. Идея об особой миссии России привела к появлению в начале ХУ1 века доктрины Москва-Третий Рим изложенной монахом.

В доктрине утверждалось, что высшим призванием советской власти является сохранение православного христианства как подлинно истинного учения.

Первые два Рима пали прекратил свое существование Старый Рим он пал в 1У в под натиском варваров и следовательно погиб и как Центр христианского учения Новый или второй Рим как продолжатель (христианских идей)- Константинополь пал вместе с падением Византии под натиском турок в 15 в. Россия как преемница Христианства, ощущала себя наследницей первого и второго Рима, то и отразилось в доктрине Москва- третий Рим согласно которой два Рима пали, Москва - третий, а четвертому не быть. Филарет объясняет гибель двух первых Римов изменой истинной вере - православию за что они и были подвергнуты божьей каре. Эта доктрина была ведущей доминантой государственного самосознания.

Итак, в русской философии мысль сформировалась в русле так называемой Русской идеи Идея особой судьбы и предназначения России. Сформировалась она в ХУ1 веке и явилась первым идеологическим оформлением национального самосознания русского народа.

В дальнейшем Русская идея разрабатывалась в периоде отечественной философии Х1Х начала ХХ вв. Ее основоположниками в этот период являются П.Л.Чаадаев,Ф.М.Достоевский,В.С.Бердяев. Доминирующий мотив Русской идеи - признание ее глубинным выражением идеи всечеловеческой, объединяющей народы мира в единое целое. Русская идея есть идея о том, что именно России суждено стать во главе движения к общечеловеческой цивилизации на основе христианства. Оригинальные поиски русской философской мысли продолжались на протяжении ХУ1-ХУ111 вв. И проходили в атмосфере противоборства двух тенденций.

Первая акцентировала внимание на самобытности русской мысли и связывала эту самобытность с неповторимым своеобразием русской духовной жизни. Вторая же тенденция выражала стремление вписать Россию в процесс развития Европейской культуры. Представители этой тенденции считали, что поскольку Россия встала на путь развития позже других стран Европы, то она должна учиться у Запада и пройти тот же исторический путь. Наиболее четкое теоретическое и общественно-политическое оформление эти две тенденции получили в 40-60-х гг. Х1Х в. Первую представляли славянофилы, вторую - западники.

В связи с этим существовали два направления русской философской мысли, славянофильство и западничество. В оформлении идей того и другого направления немалую роль сыграл Петр Яковлевич Чаадаев (1794-1856).Свои взгляды он изложил в знаменитых Философских письмах Чаадаев превозносил Католический Запад, ставил его в пример России, а с другой стороны, говорил, что Россия в отличие от Запада имеет особую Вселенскую миссию. Таким образом, с одной стороны прославляя Запад, он является предтечей западничества в России, с другой - оправдание исключительности России, ее особого предназначения послужило утверждению славянофильства. Конечно Чаадаев осознавал двойственность своей позиции и говорил по этому поводу, что русский народ только отыскивает принадлежащую им идею. Правота автора по вопросу о неопределенности характера национальной идеи обнаруживается сразу же, как только обратится к представителям русской общественной мысли идущим вслед за Чаадаевым.

Оба направления противоположным образом объясняют смысл и значение Русской идеи. Итак, одно из направлений, тяготеющее к развитию России по европейскому образцу - это западничество. К этому направлению принадлежали такие мыслители, как А.И. Герцен, Н.П. Огарев, К.Д. Кавелин, Н.Г.Чернышевский, Т.Н.Грановский, тесную связь с ними поддерживал В.Г.Белинский, а среди писателей -И.С.Тургенев. Все они критиковали церковь и тяготели к материализму, из этого течения выросли русские революционные демократы.

Западники пропагандировали и защищали идею европеизации России.

Считали, что страна должна ориентируясь на Западную Европу в исторически краткий срок преодолеть вековую экономическую и культурную отсталость, стать полноправным членом европейской и мировой цивилизации. Оригинальным же, русским философско-идеологическим течением, как уже упоминалось, являлось славянофильство.

Славянофилы обосновали идеи особой, мессианской роли России в мире! Представители славянофильства были противниками как западников так и революционных демократов. Из этого направления вышла религиозная русская философия. Основателями славянофильства были А.С.Хомяков, И.В.Киреевский, К.С.Аксаков, Ю.Ф.Самарин. Близки к ним по идейным позициям были писатели В.И.Даль, А.Н.Островский, В.И.Тютчев. В творчестве этих общественных деятелей было осознано, что философия для России - не одно из заимствований с Запада, желательных, чтобы быть наравне с цивилизованными странами, но необходимый элемент в кругу духовных заданий национального развития.

В их работах утверждается необходимость для русской мысли своего самостоятельного пути и своих особых задач, вырастающих из самой истории. Было открыто поле деятельности для самобытного русского философствования. Эти задачи и поле деятельности прочно связывались с Православием.

Итак, особенности русской философии рубежа Х1Х-ХХ веков заключались в том, что с самого начала своего возникновения она провозглашала идею самобытности развития России, в ключе исконно русских традиций. Отличительной чертой русской философии явилось и то, что самобытность России видится так называемой ‘’ русской идеи’’ - провозглашение особой мессианской роли России, которая должна объединить на основе христианства, в частности православия, весь христианский мир. Другими словами - русская философия развивала идею самобытности и как условие этой самобытности, ее религиозное начало 2.

Периоды развития русской религиозной философии

Хомякова и И. Франка, С. Серпы Булгакова, против безбожного и материалистического миросозерцани... Некоторые религиозные мыслители покинули Россию во время гражданской в... Карсавин, Г.

Заключение

Заключение Философия, как часто говорят сами философы, всегда несвоевременна, стыдливо прикрывая при этом претензию оной на вневременность. На несвоевременность можно «списать» любое упущение, любой промах: в будущем все-де встанет на свои места, а истина (как любят «трясти» этим словом философы) восторжествует и восторжествует обязательно «на стороне» несвоевременной философии. А если все будет в этом будущем не так, как хочется философам и философии? Нас там не будет, а потому ссылки на несвоевременность, на отставание реальности от философских спекуляций — не аргумент, но лишь литературно-софистический прием, не более. Философия «живет» здесь и теперь, и здесь и теперь должна быть своевременной, должна находить «общий язык» с «брутальной» реальностью, в противном случае ее поэтико-логические «выкладки» — «шум дождя», не более… И поэтому здесь и теперь она должна, если, конечно, продолжает претендовать если не на окончательность вердикта, абсолютную истину, то, по крайней мере, на интерес (а поскольку мы живем в предельно коммерциализированном мире — то на интерес, подкрепленный финансированием) со стороны общества. Философия должна выстроить свой топос в современной социальной реальности.

Так было не раз, как показывает история вопроса «философия», и в этом отношении необходимость ориентирования — постоянный спутник философского вопрошания.

Философия, как сущностно безопорное вопрошание, как поиск предельного более чем любая другая наука а-топийна, а потому — более тесно укорененная в текущий момент, в «здесь и теперь», без чего она просто лишается хоть какого-то смысла.

Список литературы

Список литературы 1. Алексеев Я Философы России Х1Х-ХХ столетий.

Биографии, идеи, труды М Академический проект, 1999г. 2. Бабаев Ю.В. Основы философии. 2004 г. — 544 c. 3. Зеньковский В.В. История русской философии. В 2-х тт Л "Эго",1991, 4. История философии в СССР. В 4-х тт. Т.1 раздел 2, т.2 разделы 1,2, т. З. М Наука,1968-1971 гг. 5. Лосский И.О. История русской философии.

М Советский писатель, 1991г, 6. Мыслители русского Зарубежья. Бердяев, Федотов. Спб Наука, 1992г. 7. Русская философия. Малый энциклопедический словарь. – М.: Наука, 1995. – 625 с. 8. Зеньковский В.В. История русской философии: В 2 т. –.

– Конец работы –

Используемые теги: Философия0.041

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: философия

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

История философии: Запад-Россия-Восток книга вторая. Философия XV-XIX вв.. Сборник Философия эпохи Возрождения. Итальянские гумманисты XIV-XV вв. У истоков гуманизма. Антропоцентризм. Флорентийские платоники. Философия Николая Кузанского. Социально-филосо
http filosof historic ru books item f s z... История философии Запад Россия Восток книга вторая Философия XV XIX вв Сборник...

Философия конспект лекций.— Вопрос 1. Философия как разновидность мировоззрения
Автор составитель Якушев А В... Вопрос Философия как разновидность мировоззрения... Вопрос Специфика философского знания...

Философия всеединства Вл.Соловьева. Персоналистическая философия Н. Бердяева
Основное место в философии Соловьева занимает идея всеединства которая последовательно реализуется в его онтологии гносеологии антропологии и... Владимир Соловьев попытался создать картину мироздания основанную на идее... Понятие Философия всеединства мыслится им в конечном счете в связи с проблемами практического разума моральной...

Античная философия и философия средневековья
Им принято называть особый период развития древней Греции и Рима, а также тех земель и народов, которые находились под их культурным… Интеллектуальные открытия греков хотя и не столь популярны, но едва ли не… Античная философия представляет собой единство содержания, метода, цели. В содержании философия стремится к…

Философия, ее предмет, функции и структура. Философия и мировоззрение
Термин философия возник из соединения двух греческих слов phileo любовь и sophia мудрость и означает любовь к мудрости... Философия как способ и форма духовной деятельности зародилась в Индии иКитае... Рост потребности в получении знаний и расширение масштабов их применения на практике стимулировали увеличение их...

Философия 2 курс 3 – конспект выполнила РАСА
СОДЕРЖАНИЕ Расшифровка значений ВЪРА ВеРА ВЬРА ВЕРА Слово ошибка О это ОНО какое то ШИБКА т е быстро...

Философия 1 - конспект выполнила РАСА
Почти стенографическое конспектирование уроков АДУ начато в июле года... Видеоуроки го курса скачаны отсюда http yafh narod ru asg html... Слова мне ранее незнакомые или непонятные отмечены знаком вопроса в скобках Конспекты вторично не...

Философия 1 курс 3 – конспект выполнила РАСА
СОДЕРЖАНИЕ Веданта Философия Мудрость Предков А Мудрость Предков... Не прожигай время Т е если даже ты сидишь мечтаешь то ты мечтай о чем то хорошем Т е создавай хороший мир Т е...

Философия 2 курс 2 – конспект выполнила РАСА
СОДЕРЖАНИЕ Если во всех реальностях в которых существует человек его жизнь... Качество познания действительности идет от того насколько я смог ощутить себя этой психоэнергетической сущностью...

Философия 13 - конспект выполнила РАСА
СОДЕРЖАНИЕ Взаимосвязь с Вселенной порождает в человеке скрытые силы при... Человек как одна из мирооснов Вселенных имеет то же самое начало что и другие живые сущности как находящиеся вне...

0.036
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам
  • Философия 12 - конспект выполнила РАСА СОДЕРЖАНИЕ Слово Мудрости Волхва Велимудра Кто решит идти по вниз уходящей дороге никогда не получат достаточной силы чтобы вернувшись к... Родовая мудрость Государства и... Ежели кто приласкает накормит чадо сироту дав ему кров тепло и уют от Души а не корысти для то совершит он...
  • Философия 3 курс 2 – конспект выполнила РАСА СОДЕРЖАНИЕ ГОМЕЛЕТИКА искусство составление проповедей Гомилетика призвана...
  • Философия 4 курс 2 – конспект выполнила РАСА СОДЕРЖАНИЕ Воздействовать на христианина можно приводя цитаты из Библии на... А заповедей то больше не а у иудеев Знающи малое скажи многим Познал чуть больше скажи двум Узнал...
  • СРЕДНЕВЕКОВАЯ ФИЛОСОФИЯ СРЕДНЕВЕКОВАЯ ФИЛОСОФИЯ Особенности средневековой христианской философии Более правильным было... Схоластика... Слово схоластик происходит от слова школьный этой философии обучали в школах при монастырях и в средневековых...
  • Философия, ее предмет и место в культуре На сайте allrefs.net читайте: Философия, ее предмет и место в культуре.