рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

пост-модерн

пост-модерн - раздел Философия, Пост - Модерн История Человечества Отмечена Последовательной Сменой Множеств...

Пост - модерн История человечества отмечена последовательной сменой множества культурных эпох. Последняя из них получила название эпохи постмодерна. В предельно широком контексте под постмодерном понимается «глобальное состояние цивилизации последних десятилетий, вся сумма культурных настроений и философских тенденций», связанных с ощущением завершенности целого этапа культуроисторического развития, изжитости «современности», вступления в полосу эволюционного кризиса.Общее состояние культуры второй половины XX века социологи охарактеризован как постмодернизм, понимая под постмодернизмом прежде всего стилевые изме¬нения в искусстве: архитектуре, литературе, живописи и так далее.

В это же время в философии получили распространение идеи скептицизма, иррационализма, антнсциентнзма, пессимизма и т. д. В восьмидесятые годы заговорили о на¬ступлении эпохи постмодернизма в философии.В середине века Ясперс писал: «Распространилось сознание того, что все ста¬ло несостоятельным; нет ничего, что не вызывало бы сомнения, ничто подлинное не подтверждается; существует лишь бесконечный круговорот, состоящий во вза¬имном обмане и самообмане посредством идеологий». На основе понятия "постмодерн" возникло производное от него понятие «постмодернизм». То, что названо постмодернизмом в философии, не является каким-то единым философским учением, объединенным общей программой, общими идеями.

Неслу¬чайно к постмодернизму относят своеобразные продолжения концепций структу¬рализма, экзистенциализма, постпозитивизма, франкфуртской школы, герменев¬тики. Наиболее характерные примеры.

Постструктурализм. Деконструктивисты. С конца шестидесятых годов наметился поворот от программы «классического» структурализма к изучению того, что лежит вне структур.За рамками структуры лежит случай, событие, свобода, аф¬фекты, власть; все это — «изнанки структуры», и философия стремится к их ана¬лизу. В результате формируется так называемый постструктурализм, вошедший в общие рамки постмодернизма.

Постструктурализм особое внимание уделяет ана¬лизу текстов. В течение XX века проис¬ходит переоценка роли языка в жизни общества. Язык все больше рассматривается как важнейшая часть общественной жизни; если в первой половине XX века преоб¬ладала вера в могущество науки и техники, то теперь на эту роль претендует вера в могущество языка.Выражая эти умонастроения, один из лидеров деконструктивизма Жак Деррида пишет, что «тело и материя» — не¬что внешнее по отношению к языку, а «проблема души и тела, несомненно, производна от проблемы письма». Мышление и культура — это процесс замещения, перекодирования знаков.

И сам мир представляет собой бесконечный текст. Но Деррида говорит о том, что нельзя ограничиваться знаковыми структурами, нужно найти нечто, существующее до знаков и знаковых структур, некое пред¬условие всякой речи и письма.К анализу текста применяется принцип деконст¬рукции — выявление внутренней противоречивости текста, обнаружение в нем скрытых, «спящих», «остаточных» смыслов, которые являются наследием речевых практик прошлого, а также тех смыслов, которые обусловлены культурными осо¬бенностями времени интерпретации этого текста.

В любых текстах нужно произвести «деконструкцию», обнаружить в них от¬клики, «переклички», «прививки» внешних по отношению к этим текстам воздей¬ствий. Деррида говорит, что в ходе деконструкции философских текстов в них обна¬руживаются следы «переклички» с другими текстами, с внеязыковыми факторами.Деррида примыкает к при¬зывам о преодолении метафизики.

Он полагает, что для объяснения культуры нужно широко использовать метафоры, аллегории, опираться на интуицию. Дер¬рида утверждает, что у нас нет критериев для различения хорошего и плохого, красивого и отвратительного, правды и лжи. Более того, этих критериев никогда и не было. Мир культуры — это мир знаков, а то, что стоит за ними, нам в принципе не дано знать. «Вне текста ничего нет», — заключает Деррида.Ролан Барт, подчеркивая большое значение текста, ввел понятие «смерть автора». Текст сам по себе настолько важен, что автором можно прене¬бречь; он сделал свое дело, создал материал для дальнейшей интерпретации, и о нем можно забыть. Деконструктвисты призывают разрушить общепринятые смыслы и структу¬ры, предлагая несколько вариантов.

Они ищут за структурами бессознательное. Утверждает¬ся, что фактор бессознательности играет в обществе более важную роль, чем со¬знательность.Проявления бессознательности разнообразны.

Жиль Делёз и Феликс Гваттарн в книге «Капитализм и шизофрения: Анти-Эдип» пишут, что проявления бессознательности можно свести либо к па¬ранойе, либо к шизофрении. Паранойя порождает целостность общественной жиз¬ни, шизофрения — фрагментарность, множественность, раздробленность. В пер¬вом варианте проявляется подчинение человека господствующим структурам, во втором — человек освобождается от зависимости культурных традиций и норма¬тивов.В другом варианте деконструктпвисты призывают к новым подходам к рас¬крытию смысла.

Делёз в книге «Логика смысла» пишет об изменении обычного понимания смысла. Смысл мира у Делёза выглядит как некая «складка», изгиб, искривление — мир так устроен, что у него нет ни верха, ни низа, но всегда есть некие «между»; в мире царит пустота, ничего не решается, не существует ничего абсолютного, су¬ществуют лишь одни события, фрагменты.Жан Бодрийар говорит, что история и реальность закончились, уступив место симулятнвной «гиперреальности» моделей, кодов и «симулякров». «Симулякр» - по Бодрийару, это объект, симулирующий реальность. Казалось бы, симулякр произволен от реальности.

Бодрийар говорит о том, что «симулякры» предшествуют реальности и сама реальность, выводимая из симулякров, перестает быть таковой, а делается симуляцией симуляции.Призна¬вая симуляцию бессмысленной, Бодрийар говорит, что в этой бессмыслице есть «очарованная форма», «соблазн», «совращение». В книге «О соблазне» он пишет: «Все соблазн, и нет ничего, кроме соблазна.

Нас хотели заставить поверить в то, что все — производство. Лейтмотив преображения мира: ходом событий управляет игра производительных сил, соблазн — лишь некий аморальный, фривольный, по¬верхностный, излишний процесс, относящийся к строю знаков и видимостей: со¬блазнитель предается удовольствиям и использует для этого бесполезные сами по себе тела. Но что если вопреки видимости — а на деле в соответствии с тайным правилом видимостей — все подчинено соблазну? Момент соблазна — подвешенность соблазна — рискованность соблазна — случайность соблазна — бред соблаз¬на — пауза соблазна Для нас мертвы не те, кто не может производить.

В действи¬тельности же мертвы только те, кто не желает больше ни соблазнять, ни быть соблазняемым». Бодрийар утверждает, что нужно создать новый тип философствования.Сле¬дует не рассматривать мир с позиции субъекта, а перейти на сторону объекта, под¬чиненного не метафизическому «принципу Добра», а ироническому и аморально¬му, т. е. находящемуся по ту сторону ценностей, «принципу Зла». Жан-Франсуа Лиотар говорит, что «подлинные» постмодерни¬сты «переписывают» или «прорабатывают», в психоаналитическом смысле, со¬временность.

При этом писатели, художники, философы, которые перечеркивают и предают забвению современность, на са¬мом деле обречены бессознательно воспроизводить то, от чего хотели уйти. Лиотар выступает против уверенности в идее прогресса. «Сегодня мы можем наблюдать своеобразный упадок того доверия, который на протяжении двух сто¬летий питал к принципу всеобщего прогресса человечества. Эта идея возможного, вероятного и необходимого прогресса основывалась на твердой уверенности, что развитие искусств, технологий, знания и свободы полезны человечеству в его со¬вокупности Самые разные политические течения объединяла вера в то, что все начинания, открытия, установления правомочны лишь постольку, поскольку спо¬собствуют освобождению человечества.

По прошествии этих двух столетий мы стали проявлять больше внимания к знакам, указывающим на движение, которое противоречит этой общей установке.

Ни либерализму, экономическому или поли¬тическому, ни различным течениям внутри марксизма не удалось выйти из этих двух кровавых столетий, избежать обвинений в преступлениях против человече¬ства». Лиотар и Бодрийар обращают особое внимание не на триумф новых техноло¬гий, а на теневые стороны новых систем информации и коммуникации, на пара¬доксы нового знания, ловушки разума.Человек ощущает себя потерянным в новом технологическом мире. Человек эпохи компьютеров, видеоэлектроникн, потреби¬тельского изобилия живет словно в трансе, под своеобразным гипнозом.

Человек фактически управляется извне, но эта управляемость настолько скрыта, что дока¬зать ее практически невозможно. Лиотар и Бодрийар утверждают, что цивилизация, рациональная организация общества приводят к распаду личности.Безумие — порождение разума при определенных условиях; тоталитарное насилие и манипулирование человеком — производные от порядка и закона, доведенных до крайности. Изменяется оценка человека.

На первый план выходит человек как «безумец, колдун, дьявол, ребенок, художник, революционер, шизофреник»; он «слуга беспорядка», рупор стихий, превосходя¬щих систему; его цель — «свести с ума структурализм, культуру, общество, рели¬гию, психоанализ» (Делез, Гваттари, Ф. Берсю). К концу XX века в постмодернизме сложился комплекс взглядов и установок.В среде постмодернистов было распространено радикальное сомнение в воз¬можности некоторого мировоззренческого, теоретического и жанрового един¬ства в философии.

Делая акцент на значении языка, постмодернисты в то же время подчеркивали не только позитивные, но и негативные моменты в ис¬пользовании языка. Существенно усложнились в наше время возможности взаимопонимания.Это связано с ростом объема контактов между людьми, и с их разнообразием, то есть контакты с людьми, разными но образованию, этической и религиозной принадлежности и т.д с неправильно организованным общени¬ем и т. д. Все это находит свое отражение и в философии.

Философы пользуют¬ся специфическими языками, все труднее понимают друг друга и т. п. Звучит тема об исчерпанности философской классики с ее поклонением ра¬ционализму, гуманизму, оптимистическим утопиям будущего. Утверждается, что мир не умещается ни в какие теоретические схемы. Событие всегда опере¬жает теорию.Невозможно зафиксировать какие-либо рациональные системы ни в экономике, ни в политике, ни в искусстве.

В самом широком плане пост¬модернизм предстает как «критика разума». В постмодернизме звучат мотивы антионтологизма. Постмодернисты видят ошибочность предшествующей онтологии в поисках Абсолюта, упрекая, в част¬ности, за это гегелевскую традицию.Взамен они предлагают онтологию «сингу¬лярности» — произвольной единичности, не определенной предикатами качества и количества, модальности и отношения (Делёз). Также постмодернисты гово¬рят об исчерпанности онтологии, ориентированной на познание и преобразо¬вание реальности, преобразование ее из «неразумного» состояния в «разум¬ное». В крайнем варианте необходимость онтологии в философии вообще отрицается.

Наряду с антионтологическими участились выпады в адрес традиционной гно¬сеологии. Так, постмодернисты призывают к отказу от оппозиции субъекта-объекта, поскольку человек одновременно является и субъектом и объектом.Делез говорит, что в опыте человек должен не противостоять событию (объек¬ту), а «войти» в это событие.

Подчеркивается необходимость перехода к метагносеологии, которая должна интересоваться не самим содержанием знания, а предпосылками, основаниями, делающими возможными утверждения отно¬сительно знания и познания. Неоднократно говорится о переходе к новому пониманию задач философии и новому философскому мышлению.Во-первых, звучат призывы к от¬казу от философского мышления в традиционных философских категориаль¬ных оппозициях: целое—часть, внутреннее — внешнее, реальное — воображаемое и т. д Во-вторых, предлагается вместо исследования реальности, природной и социальной, заниматься анализом, «деконструкцией» текстов.

При этом де¬ло иногда доходит до крайностей. Например, утверждается, что не существует самих текстов, есть лишь их интерпретации.Самому тексту приписывается не¬кая творческая сила: не человек читает текст, а текст «читает человека», не мы говорим на языке, а язык говорит с нами. В-третьих, в постмодернизме подчер¬кивается значение феномена игры. Так, в искусстве есть игровой момент, за¬ключающийся в том, что оно ссылается на самого себя, а не на внешний мир. Философия также имеет дело с некоторой игровой ситуацией, с игротворческой активностью, которая возможна в мире чистбй мысли.

В-четвертых, постмодернисты призывают к формированию «философии желания» (Гваттари), «мышления интенсивностей (Лиотар), «мышлению соблазна» (Бодрийар) и т. п. Отсюда вытекает следующая черта постмодернизма.Склонность к иррационалнстнческому философствованию.

Здесь мы видим утверждение о том, что в современном обществе возникает философия абсурда (Ж. Эллюль), наблюдается интегрирование в постмодернизм «видения нового мира»; парапсихологии, оккультизма и т. п что понимается как разрушение дихотомии знания и веры. В этом отношении не случайна популярность К. Каетанеды, который пропагандирует мистический компонент культуры. В постмодернизме преобладают пессимистические оценки истории, состояния современного общества.Утверждается, что изменения социального бытия все больше превышают возможные темпы психологических изменений, адаптации сознания человека к этим изменениям.

Это приводит ко многим отрицатель¬ным последствиям. Так, сформировалось в целом хаотичное политическое по¬ведение людей, строящееся не на основе «за», а постоянно «против» чего-то. Отмечается непреодолимость раскола между различными цивилизациями, прежде всего между западной и всеми остальными, что является весьма опас¬ной тенденцией (Хантингтон). Говоря о том, что история пришла к негатив¬ному концу (Гелен), постмодернисты отрицают какой-либо смысл истории.

Б. Де С. Салтос видит в современной эпохе «враждебность логике и рациона¬лизму, рассеяние и распад субъекта, отсутствие личности как индивида, осо¬знающего свою ответственность отсутствие интереса к проблеме базовых прав человека, сексизм, неспособность к системному противостоянию власти». Таковы некоторые черты постмодернизма.Многие представители пост¬модернизма заходят в своеобразный тупик, когда под сомнение ставится само существование философии.

Как показывает история, в развитой философии обя¬зательно есть три компонента: онтология, гносеология и аксиология. В силу своей специализации отдельные философы могут работать не во всех ее составляющих, и это нормально. Но ненормально принимать один аспект и отрицать другие. Это «вырождение» философии.Еще более опасной тенденцией является отход от про¬блематики философии только к проблематике языка и утверждения о том, что философия тождественна герменевтике, и т. п. Характерно, что эти рассуждения осуществляются на фоне удаления философии от реальной практической жизни, в результате чего философия становится уделом узкого круга специалистов и лю¬бителей.

В начале XXI века в философии назревает нечто новое.Из пе¬риода шатаний, спекулятивных построений, неуверенности, мозаичности различных философских концепций, а некоторые из них — тупиковые, просматривается выход в разумном синтезе классического и модернистского стиля философско¬го мышления.

В последние годы замечается некоторая тенденция к критическому отноше¬нию к постмодернизму, заметна склонность противопоставлять постмодернист¬ским настроениям ориентацию на науку. Предполагается, что постмодернизм в философии будет пред¬ставлять собой возвращение к целостности философского знания, утраченного в период модернизма, на базе синтеза классики и специализированных концеп¬ций модернизма.

– Конец работы –

Используемые теги: пост-модерн0.04

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: пост-модерн

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

0.024
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам