рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Конфликт цивилизаций и трансформация ценностей

Конфликт цивилизаций и трансформация ценностей - раздел Философия, Конфликт Цивилизаций И Трансформация Ценностей Владимир Лобас, Г Киев Пораже...

Конфликт цивилизаций и трансформация ценностей Владимир Лобас, г Киев Поражение социализма в Советском Союзе и странах Восточной Европы актуализировало идею поиска третьего пути между капитализмом и государственным социализмом.Эта идея была изложена почти одновременно (в 1980 г.) лидером ливийской революции М. Каддафи, который прямо называет свою модель совершенного общества «Третьей Всемирной теорией» (1, 13) и швейцарским исследователем украинского происхождения Богданом Гаврилишиным, который свою футурологическую конструкцию создавал на противопоставлении неперспективным экономикам США и Советского Союза (см. 2). Распад Советского Союза, который был не только военным противовесом, но и социальной альтернативой западной цивилизации, породил концепции «конца истории» и «столкновения цивилизаций». В концепции Ф. Фукуямы (3) конец истории понимался как окончательная победа западной цивилизации, а в концепции С. Хантингтона (4) под столкновением цивилизаций понимались помехи для западной цивилизации со стороны тех народов (православных и мусульманских), мировоззрение которых несовместимо с западными ценностями.

Так из трёх состязающихся миров, представляющих три варианта развития цивилизации, в представлениях западных политологов остаётся только один путь развития, которому лишь мешают рудименты несостоявшихся цивилизаций.

Отечественные футурологи тоже зачастую с удовольствием констатируют подтверждение тезиса Т. Парсонса об универсальности западных ценностей (5), к которым эволюционирует человечество.

Из 10 универсалий, обозначенных Т. Парсонсом, безусловно подтвердившимися в процессе модернизации считаются две, а именно: отказ от надиндивидуальных целей в пользу личностных и принятие социального неравенства как нормального явления. Эволюция человечества рассматривается в три этапа: примитивные, переходные и модернизированные общества.Соответственно, родное отечество попадает в разряд промежуточного общества и к тому же с постоянным конфликтом Ценностей (6), а западные ученые якобы с таким явлением никогда не сталкивались.

Непонятно только, какие же конфликты разрешала святая инквизиция, сжигая людей на протяжении 600 лет. Кроме безоговорочных западников встречаются на постсоветских пространствах и славянофилы, которые считают, что атлантическая Цивилизация уже промотала свое протестантское наследие и потому не может быть ориентиром для человечества.Поэтому «следует поискать в Сибири признаки традиционного трудолюбия, аскезы, патриархальные предпосылки дисциплины и соединить это в «сибирский миф». Это позволит сблизиться с тихоокеанской цивилизацией и ее моделью цивилизации» (7, 30). Общим недостатком апологетов и противников западной цивилизации, на мой взгляд, есть отказ от формационной концепции развития в пользу цивилизационной и произвольное толкование самого понятия «цивилизация». Если воспользоваться тем представлением о цивилизации, которое возникает на основе археологических и этнографических исследований, то цивилизацию можно отличить от первобытной культуры на основе новой технологии - земледелия.

Цивилизация сохраняет связь с предыдущим уровнем культуры, подчиняя биологические процессы в организме человека социальным потребностям сотрудничества.

Но в отличие от первобытного уровня культуры цивилизация подчиняет социальному контролю и часть процессов окружающей природы (растительный и животный миры). Второй этап цивилизации - индустриальная цивилизация.На этом этапе под социальный контроль дополнительно ставятся механические процессы и часть физико-химических процессов.

В производстве человек освобождается от части функций (энергетической, исполнительской), а производство освобождается от биологической ограниченности человека, но у человека появляются новые функции (управление механизмами). На третьем уровне цивилизации — постиндустриальном - человек передает функции управления автоматам, высшим звеном которых есть компьютеры.Первые земледельческие цивилизации возникают на Востоке на рубеже IV - III тысячелетия до н.э. в бассейне теплых рек Нил, Тигр, Евфрат.

Поливное земледелие организуется и поддерживается силой государства и общины. Отсюда приоритет общего. Частнособственническое земледелие Западной Европы и соответствующая шкала ценностей с приоритетом частного перед общим формируется значительно позже, и долгие столетия остается менее эффективным производством. Крестовые походы и колониальные завоевания подняли уровень Запада.Русская община и украинская громада обеспечивали земледелие под контролем государства и православной церкви до начала XX века в условиях неустойчивого земледелия, развиваемого вне благоприятного влияния течения Гольфстрим.

В интересной публицистической книге А.П. Паршева «Почему Россия не Америка» (8) представлены изотермы (линии равных температур) января на территории Европы.Оказывается, что в Бонне и Париже средняя температура января равна 0° Цельсия, в Мадриде и Риме плюс 10°, а в Киеве и Москве от минус 6° до минус 10° С. Среднегодовая температура в России - минус 5,5° С, а, к примеру, в Финляндии плюс 1,5°С. Отсюда следует, что расходы на отопление помещений и обогрев людей в сочетании с земледельческими проблемами создают неблагоприятный инвестиционный климат.

Наши частные предприятия не могут конкурировать с западноевропейскими, но государственные и колхозные производили гораздо более дешевую продукцию.Скоростная индустриализация, которая прошла в Советском Союзе, была противоречивым явлением.

С одной стороны, она обеспечила всему человечеству победу над фашизмом, и продемонстрировала преимущества планового развития, а с другой стороны она породила жестокий конфликт с ценностями предыдущего, земледельческого уровня цивилизации. Принудительная коллективизация была предпосылкой индустриализации и наиболее болезненной стороной этого конфликта цивилизаций. Это был классовый и цивилизационный конфликт одновременно. Он был преодолен.Урбанизация и индустриализация в первом приближении состоялись.

Советский Союз получил атомную энергию и вышел в космос. Но выход на постиндустриальную стадию цивилизации не состоялся. Незавершенная индустриализация, в которой почти отсутствовал сервисный компонент, не создала достаточные предпосылки для автоматизации, компьютеризации и сферы услуг. Была создана лишь образовательная предпосылка, миллионы людей со средним специальным и высшим техническим образованием.Это была высококачественная производительная сила общества с новыми материальными и духовными потребностями, которые вышли за пределы существующих экономических, политических и идеологических структур общества.

Инженеры, которые должны были конструировать новую технику, производили одни и те же изделия, уступавшие зарубежным аналогам. Заработная плата инженеров была ниже заработной платы рядовых рабочих- станочников.Возможности административного роста были также ограничены тем, что в правящую партию принимали в первую очередь рабочих, а не инженеров.

Так возник ценностный конфликт. Люди с высшим образованием перестали считать это образование ценностью, перестали уважать достижения своей страны и существующий строй. Произошла трансформация ценностей, произошел отказ от надиндивидуальных целей в пользу семейных и индивидуальных. Но, вопреки Парсонсу, здесь не было никакой модернизационной эволюции.Скорее, наоборот, имела место некая деградация, социальная апатия, получившая название «застой». И к концу 80-х годов оказалось, что советская власть и идея коммунизма лишились своих защитников.

Перестройка завершилась распадом Советского Союза и разрушением экономики социализма. Миллионы людей лишились своих сбережений и рабочих мест. Но никаких социальных потрясений эти разрушительные процессы не вызвали. Рабочие и инженеры совершенно равнодушно наблюдали за разрушением своих предприятий, весь потенциал которых был превращен в частную собственность отдельных дельцов.Мгновенное обогащение одних и обнищание других тоже было принято обществом как «нормальное явление», но не несет в себе, вопреки Парсонсу, никакого модернизационного начала. Формируется обыкновенное компрадорское сообщество с теневой экономикой доиндустриального уровня.

На фоне разрушенных заводов и лишенного техники сельского хозяйства довольно парадоксально выглядят телекоммуникационные и компьютерные достижения, поступающие из развитых стран.Вот такой конфликт доиндустриальной и постиндустриальной цивилизации возникает вследствие разрушения социализма.

Общество даже не подозревает о своем разрушении, так как пребывает под влиянием ценностей, мифологизирующих его сознание с помощью игровых технологий, навязанных ему «золотым миллиардом», владеющим средствами постиндустриальной цивилизации. Список литературы 1. Каддафи М. Зеленая книга М, Междунароные отношения, 1989 - 160 с. 2. Гаврилишин Б. Дороговкази в майбутне До ефектившших сустльств.Доповщь Римському клубов - Ки’ш: Основи, 1993. -238с. 3. Фукуяма Ф. Конец истории? // Вопр. философии. — 1990 №3 4. Huntmgton S.Ph. The Clash of Civilization? // Foreign Affairs 1993 Vol.72, №3 5. Parsons T. Evolutionary universals in Society // Amer. Social.

Rev №4 1964, Vol.29, №3. 6. Матвеева С.Я. Модернизация общества и конфликт ценностей // Проблемы Про! позирования 1992 №4 7. Панарин А. С. Россия в Евразии: геополитические вызовы и цивилизационные ответы / Вопр. философии 1994, №12 8. Паршев А.П. Почему Россия не Америка М 2002 408 с.

– Конец работы –

Используемые теги: Конфликт, цив, заций, Трансформация, ценностей0.081

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Конфликт цивилизаций и трансформация ценностей

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Человеческая цивилизация становится "цивилизацией городов"
В 2000 году горожанами были уже 47% населения, в городах и их ближайших пригородах проживало более 2.8 млрд. человек. 411 городов мира насчитывали… Большинство горожан стран Африки живет в городах с населением менее 10 тыс.… Судя по всему, на всем протяжении человеческой истории (первые статистические данные впервые были получены лишь в…

Культуры и цивилизации Латинской Америки. Связь с мировой цивилизацией.
Государства Латинской Америки имеют своеобразную и богатую событиями историю, самобытную культуру.В результате долгой борьбы с испанскими и… Общее проявляется также и в их экономической зависимости от могу щественного… Это связано, прежде всего, с тем, что они раньше других государств развивающегося мира в ступили на путь…

Архитектура.Египетская цивилизация
Темная земля в долине Нила настолько отличалась от каменистой и глинистой почвы соседних плоскогорий, что египтяне называли свою страну «Кемет» -… Когда в начале лета в Восточной Африке , где находится исток Нила, начинают… Во время разлива вода прибывает медленно, уровень ее повышается на несколько сантиметров в день, так что люди успевают…

Культура и цивилизация, их сущность. Запад, восток и Россия в диалоге культур
В религиозной трактовке культура восходит к культу, вере, традициям, высшему смыслу бытия, заданному Богом. Понятие культуры может различно… Используется понятие культуры и в социологии. Можно выделить также понятие… Т.е с одной стороны культура – это процесс целенаправленного воздействия на природу, общество, воспитание и…

Культура или цивилизация?
В настоящее время цивилизация – это то, что дает комфорт, это удобство, предоставляемое в наше распоряжение техникой. Комфорт, его создание и… Научно-техническая цивилизация единообразна для всей планеты, и у всех… Для примера возьмем ядерные технологии как для военных, так и для мирных целей атомной энергетики.Знания этих…

Социальные конфликты. Теории социальных конфликтов
Основными субъектами конфликта являются крупные социальные группы. Крупный конфликтолог Р. Дорендорф к субъектам конфликта относит три вида… Предмет конфликта - это и есть основное противоречие из-за которого и ради… Конфликты, с одной стороны, разрушают социальные структуры, приводят к значительным необоснованным затратам ресурсов,…

Средневековая европейская цивилизация и место в ней католической церкви.
Например, Италия в культурном и социальном развитии опережала остальные территории примерно на два века. Зато в плане государственного объединения… В нем все время что-то меняется то к лучшему, то к худшему. Грубая схема этой динамики резкий упадок после крушения римской империи - короткий подъем при Каролингах - новый, но…

Китайская цивилизация как альтернатива средиземноморской
Звук речи также можно считать признаком слога, в то же время слоговой тон никак не может интерпретироваться как составляющая слога. Альтернативность китайской (правильнее, дальневосточной) цивилизации… Дословно -это "срединное государство" или "срединные государства": китайский словослог прежде всего соответствует…

Культура и цивилизация: многообразие их форм, особенности
Современная цивилизация выступает как общество, основанное на идеалах «разума», «справедливости», «уважения прав человека», использования достижений… Цивилизация ограничивает врожденный эгоизм людей. Цивилизованный человек — тот, кто не чинит неприятностей другому, принимает его в расчет, при этом вежлив,…

Культура и цивилизация
Как они возникли? Какова их судьба? Способны ли они воспринимать друг друга? В прошлом веке ученые считали, что можно говорить только об одной… Тогда же возникла иная мысль: эти культуры на самом деле различны, самобытны,… Размышляя об эмоциональных образах в живописи или о воздействии музыки на духовный мир человека, о тайных симво¬лах…

0.04
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам
  • Культура и цивилизация Помните, что я говорил о Моцарте нет таких техник и технологий, которые позволили бы стать Моцартом. Сколько ни изучай книг по теории стихосложения,… Культурный человек не тот, кто много знает о живописи, физике или генетике, а… Моцарт не выдумывал, не вымучивал музыку, она сама прорастала , сама жила в нем во всем богатстве ее звуков, гармоний,…
  • Конфликт цивилизации и культуры Ценности и смыслы нашей цивилизации сформулированы европейским Возрождением и Просвещением.Социокультурный смысл Возрождения подтверждает… Тенденция такого возврата к античным ценностям была лишь кажимостью для… Сменившая античную христианская система ценностей сформировала человека, который бренно и суетно страдает в земном…
  • Искусство и цивилизация В социологии искусства сразу наметились два относительно независимых рус¬ла: первое — теоретическая социология искусства, второе — эмпири¬ческая,… В области теоретической социологии искусства работали Ипполит Тэн (1828—1893),… В русле эмпирической социологии искусства развертывалось исследование аудитории искусства, изучение стимулов…
  • Культура цивилизаций Древнего Востока В социально-философской литературе цивилизацией называется этап человеческой истории, следующий за варварством.Вместе с тем в литературе часто… Первое понятие возникло и вошло в русскую мысль в XVIII веке. Оно означало… Второе понятие еще со времен античности означало формирование, воспитание человеческой души, обуздание человеческих…
  • Китайская цивилизация Формировались феодальные отношения в их своеобразном, восточном, варианте. Серьезные трансформации шли в духовной жизни, пересоздавалась… Цель его философской системы состояла в том, чтобы сделать государство… Рациональность и практицизм настолько сильно выражены в нем, что некоторые ученые вообще не считают его религией в…