Реферат Курсовая Конспект
ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ - раздел Философия, ...
|
учебное пособие
Электронный вариант (без рисунков, картин и портретов)
МОСКВА · 2005
ББК 87.817
Б 20
ОГЛАВЛЕНИЕ
ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ (мысли-рассуждения, мыслеобразы, притчи, анекдоты, шутки, стихи) 7
Анекдоты о Диогене из Синопа. 7
Апории Зенона. 8
Сила и слабость философа. 9
Философия. 10
Аллегория философии. 10
Любовь и мудрец. 11
Гипатия. 12
Дружба — дар богов. 12
Земная красота. 13
Терпимость по Сократу. 13
Терпимость по Вольтеру. 14
Я. Корчак: Что значит быть «добрым»?. 14
Мысленно ставить себя на место других. 15
Януш Корчак: диалектическая задача «лгать–не лгать, красть–не красть…» 15
Гений и злодейство — две вещи несовместные. 17
Нужно есть, чтобы жить, а не жить, чтобы есть?. 18
Много ли человеку нужно?. 18
Клевета погубила философа. 19
Буриданов осел. 20
Нельзя объять необъятного. 22
Долг и склонности по Канту. 23
Кант: Бога нет — Бог должен быть. 23
Можно ли познать способность познания до того как ты познаешь? (Гегель о Канте) 24
Кто мыслит абстрактно?. 25
Ложь во спасение. 26
Притча А. Шопенгауэра о дикобразах. 27
«Смирение» Л. Н. Толстого. 28
Измерения человека. 28
Философия как категориальная картина мира. 29
Порядок и хаос (часы и облака) 31
Бесконечность вглубь и вширь. 33
Смешение: порядок и хаос. 34
После этого, значит по причине этого. 35
Я знаю, что ничего не знаю.. 36
Почему А. Эйнштейн делал открытия?. 37
Большое открытие маленького человека (от общего к частному или от частного к общему?) 38
Плешивый/неплешивый В. А. Жуковский. 40
Крайние рационалисты и барон Мюнхгаузен. 40
Можно ли не имеющее смысла наделить смыслом или бессмысленное сделать осмысленным? 41
Остроумный ответ Гегеля всем отрицающим общее в вещах. 41
Эмпирики не любят общих рассуждений…... 42
Жизнь. 44
Быть или Иметь?. 44
Посеешь поступок — пожнешь привычку, посеешь привычку — пожнешь характер, посеешь характер — пожнешь судьбу. 45
Что есть истина?. 46
Платон и Аристотель. 47
Что такое свобода?. 47
Мыслитель. 48
Как мы думаем, так и живем.. 48
Хитрость. 50
Мудрость. 51
Язык без костей или мозги набекрень. 52
Глупость философов. 54
Мозаика философской глупости. 56
Тело — темница души?. 57
Плотское условие размножения человека — зло?. 58
Тарабарский язык и наукообразная белиберда. 59
Неразумие философов в вопросе о так называемом разумном эгоизме 62
Глупость нерассудительности. 64
Глупые альтернативы.. 70
Секрет счастья. 72
Оптимизм и пессимизм.. 74
Притча о надежде. 75
Притча о двух лягушках, попавших в банку со сметаной. 76
Вред гиподинамии. 76
Антикультура — болезнь цивилизации. 78
Две крайности в понимании природы человеческих отношений 80
Держится ли власть на страхе? Критика гоббсовского понимания власти 81
Старый студенческий анекдот из советских времен. 82
А. В. Кацура. Шуточные стихи. 83
А. Л. Субботин. Из стенгазеты Института философии АН СССР конца 60-х годов 84
Философский анекдот. 84
Анекдот о Мартине Хайдеггере. 85
А. Н. Чанышев. Шуточные стихи. 85
Анекдот о смысле бытия. 86
Что такое диалектика, логика и философия?. 87
Егор Шугаев. Кто (что) появилось раньше: курица или яйцо?. 87
Да здравствуют музы, да здравствует разум! 90
Г. Р. Державин. Я телом в прахе истлеваю…... 91
М. В. Ломоносов. Дерзайте ныне ободренны.. 92
ЗАДАЧИ И УПРАЖНЕНИЯ ПО ФИЛОСОФИИ.. 93
К разделу «Введение. Что такое философия?». 93
К разделу «История философии». 94
К разделу «Философское понимание мира». 95
К разделу «Философия человека». 96
К разделу «Философия деятельности». 103
Разное. 106
Пояснения и методические рекомендации. 108
ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ
(мысли-рассуждения, мыслеобразы, притчи, анекдоты, шутки, стихи)
Философ, пошаривши ногами во все стороны, сказал наконец отрывисто: «А где же дорога?»
Н. В. Гоголь. Вий
Философия
“Пифагор называл свое учение любомудрием (jilosojia), а не мудростью (sojia), Упрекая семерых мудрецов (как их прозвали до него), он говорил, что никто не мудр, ибо человек по слабости своей природы часто не в силах достичь всего, а тот, кто стремится к нраву и образу жизни мудрого существа, может быть подобающе назван любомудром (философом)”[3].
* * *
Любовь и мудрец
Зенон, философ, когда ему однажды кто-то сказал, что любовь вещь, недостойная мудреца, возразил: “Если это так, то жалею о бедных красавицах, ибо они будут обречены наслаждаться любовью исключительно одних глупцов”.
* * *
Терпимость по Сократу
Однажды Ксантиппа сперва разругала его, а потом окатила водой. «Так я и говорил, — промолвил он, — у Ксантиппы сперва гром, а потом дождь. Алкивиад твердил ему, что ругань Ксантиппы непереносима; он ответил: «А я к ней привык, как к вечному скрипу колеса. Переносишь ведь ты гнусный гогот? — «Но от гусей я получаю яйца и птенцов к столу», — сказал Алкивиад. «А Ксантиппа рожает мне детей», — отвечал Сократ.[5]
* * *
Терпимость по Вольтеру
Вольтер ратовал за политическую, идеологическую и религиозную терпимость, толерантность. Сейчас у нас часто повторяют такое его высказывание: «Ваше мнение мне глубоко враждебно, но за Ваше право его высказать я готов пожертвовать своей жизнью».
* * *
Измерения человека
(Рисунок Леонардо да Винчи)
Для Леонардо да Винчи этот рисунок — всего лишь поиск-исследование нужных пропорций человеческого тела. Для некоторых же не в меру ретивых «преобразователей» жизни и человека такие измерения с помощью элементарных геометрических фигур и пропорций служат ориентиром для втискивания человека в прокрустово ложе[18] механоподобных правил и отношений.
* * *
В своей лекции К. Поппер хорошо показал как несостоятельность претензий лапласовского детерминизма на объяснение всех явлений, так и недостаточность физического индетерминизма.
* * *
Бесконечность вглубь и вширь
Смешение: порядок и хаос
(жизнь и умирание)
(Лицо человека и дерево без листьев)
* * *
Жизнь
Жизнь простирается широко, горделиво,
По ней надежда мчится во весь опор,
И воля человека в общий хор
Сливается с желаньями вселенной.
Могущества источник сокровенный
Рождается в душе. Спешишь вперед идти,
И кажется преграда на пути
Лишь камнем, чтоб на нем точить и править силы.
Эмиль Верхарн
* * *
Что есть истина?
(Христос и Пилат. Картина Н. Н. Ге)
Дух и/или Материя
Борец за идею и/или Эпикуреец
Нищий телом и/или Нищий духом
Страдание и/или Наслаждение
* * *
Мыслитель
(Огюст Роден. Мыслитель)
Мыслитель, дерзновенный гений,
Свой лоб несущий средь огня и льда,
Идеи многих поколений
В гармонию приводит иногда...
Эмиль Верхарн, Мыслители
* * *
Осознав эту роль ума в нашей жизни, мы должны сделать для себя естественный вывод: чтобы не было горя от ума, его надо развивать и совершенствовать.
* * *
Язык без костей или мозги набекрень
1. Из американского фильма:
«Я поклоняюсь страху. Благодаря ему я знаю, что такое жизнь.»
2. Название фильма Кшиштофа Занусси:
Писатели, драматурги, философы часто грешат этим способом выражения мыслей, поскольку не чувствуют, не сознают ответственности за практические последствия своих мыслей-слов. Они играют, играют порой опасно, как это делают малые дети, играющие с огнем. И ведут себя подобно детям-глупышам или подросткам-сорванцам.
————————
В отдельных случаях парадоксальные высказывания имеют определенный положительный смысл, как перчик в мясном блюде или гомеопатическая доза в лечении. Пример: сократовское «я знаю, что ничего не знаю» (см. об этом выше, стр. 43).
Именно про такие случаи А. С. Пушкин говорил: «И Гений, [парадоксов] друг». Многие ссылаются на эти слова Пушкина. или держат их в уме как нечто безусловно истинное. На самом деле, у Александра Сергеевича здесь явное художественное преувеличение. Гений далеко не всегда является другом парадоксов. Какой парадокс мы можем найти в Патетической симфонии П. И. Чайковского или в «Джоконде» Леонардо да Винчи, или в законе всемирного тяготения Ньютона? Да никакого! Кстати, сам Пушкин, поставив слово «парадокс» в указанную стихотворную строку, затем зачеркнул его, оставив открытым вопрос о том, какое слово должно стоять в этом месте. Вообще указанная строка принадлежит незаконченному черновому варианту задуманного стихотворения. Вполне возможно, что А. С. Пушкин по зрелом размышлении вставил бы здесь другое слово.
————————
Злоупотребляющие парадоксальными высказываниями, в сущности, снимают с себя ответственность делать выбор, решать задачу в ту или иную сторону, принимать решение по одному варианту, как бы запирают себя в пределах (в темнице) мышления, не позволяют мысли выйти на простор действия. Кажется безграничной свободой — думать и говорить парадоксами (думать и говорить как хочется). На самом деле, парадоксально мыслящие — крайне несвободные люди. Принимая-примиряя альтернативные, взаимоисключающие варианты, они тем самым отвергают самую возможность выбирать, лишают себя и других права на выбор. Такие люди в буквальном смысле не могут судить. Допустим, они признают человека совершившим преступление и в то же время оправдывают его, ссылаясь на то, что он оказался в беде и не виноват в своем преступлении. Иллюстрацией к этому служит старая притча:
К мудрецу пришли двое спорящих с просьбой рассудить их. Мудрец внимательно выслушал доводы истца и, когда тот кончил говорить, заявил ему: "Да, ты, безусловно, прав!" Тогда заговорил ответчик. Мудрец и его внимательно выслушал от начала и до конца, и потом сказал: "Ты совершенно прав!" Тут вмешалась жена мудреца. "Как это может быть, чтобы оба спорящих были правы?" — спросила она с возмущением. Мудрец подумал и сказал ей: "Знаешь что? Ты тоже права".
Вот такие бывают "мудрецы". «Кто объявляет все истинным, тем самым делает истинным и утверждение, противоположное его cобственному» — говорил Аристотель.
В практической сфере нельзя вести себя парадоксальным, противоречивым образом. Когда это всё же случается, наступает хаос. Н. Г. Чернышевский отмечал, что непоследовательность в мыслях ведет к непоследовательности в поступках. У кого не уяснены принципы во всей логической полноте и последовательности, писал он, у того не только сумбур в голове, но и в делах чепуха.
Как-то ученые проводили эксперимент с собаками: им давали пищу и одновременно били током. В итоге собаки буквально сходили с ума.
Психиатр П. Б. Ганнушкин писал о людях с парадоксальным мышлением:
«Больше всего шизоидов характеризуют следующие особенности: аутистическая оторванность от внешнего, реального мира, отсутствие внутреннего единства и последовательности во всей сумме психики и причудливая парадоксальность эмоциональной жизни и поведения...
Эмоциональной дисгармонии шизоидов нередко соответствует и чрезвычайно неправильное течение у них интеллектуальных процессов. И здесь их больше всего характеризует отрешенность от действительности и власть, приобретаемая над их психикой словами и формулами. Отсюда — склонность к нежизненным, формальным построениям, исходящим не из фактов, а из схем, основанных на игре слов и произвольных сочетаниях понятий. Отсюда же у многих из них склонность к символике. Сквозь очки своих схем шизоид обыкновенно смотрит на действительность. Последняя скорее доставляет ему иллюстрации для уже готовых выводов, чем материал для их построения. То, что не соответствует его представлению о ней, он, вообще, обыкновенно игнорирует. Несогласие с очевидностью редко смущает шизоида, и он без всякого смущения называет черное белым, если только этого будут требовать его схемы. Для него типична фраза Гегеля, сказанная последним в ответ на указание несоответствия некоторых его теорий с действительностью: «Тем хуже для действительности».
Особенно надо подчеркнуть любовь шизоидов к странным, по существу, часто несовместимым логическим комбинациям, к сближению понятий, в действительности ничего общего между собой не имеющих. Благодаря этому отпечаток вычурности и парадоксальности, присущих всей личности шизоида, отчетливо сказывается и на его мышлении. Многие шизоиды, кроме того, люди «кривой логики», резонеры в худшем смысле этого слова, не замечающие благодаря отсутствию у них логического чутья самых вопиющих противоречий и самых элементарных логических ошибок в своих рассуждениях.
Надо добавить, однако, что при наличии интеллектуальной или художественной одаренности и достаточной возможности проявить свою инициативу и самодеятельность шизоиды способны и к чрезвычайно большим достижениям, особенно ценным благодаря их независимости и оригинальности.»[37]
Последняя оговорка П. Б. Ганнушкина (насчет одаренных шизоидов) весьма сомнительного свойства. Люди, действительно пренебрегающие логикой, ведут себя в реальной жизни неадекватно, вследствие этого несамостоятельны и не способны к сложным формам деятельности, каковыми являются разные виды творчества. Люди, приближающиеся к шизоидному типу — да, могут. Но ведь П. К. Ганнушкин, как психиатр, имел в виду (или обязан был иметь в виду) патологическую шизоидность.
Люди, допускающие алогизм в высказываниях и действиях, делятся, как минимум, на две категории: на тех, кто делает это иногда и без тяжких последствий, и на тех, кто делает это часто и поэтому рискует очень многим.
Первые — нормальные люди; они играют, развлекаются, кокетничают, эпатируют в меру или не совсем в меру (пример: "жизнь гнусна, но жить хорошо" — любил повторять Ролан Быков, киноартист и кинорежиссер [— из документального фильма "Мы любим тебя, Ролан!", показанного по телеканалу "Культура" 24 января 2003 г.]).
Вторые — патологические типы, которые могут быть опасны для общества; их нужно лечить или держать в изоляции, если они безнадежны.
Есть еще люди, которые балансируют на грани нормы и патологии. Например, некоторые циничные политики, сознательные или бессознательные провокаторы ведут себя по поговорке "чем хуже, тем лучше". Они надеются на то, что когда станет хуже, наступит нарушение порядка, хаос и в этой ситуации они могут решить свои проблемы (как тот рыбак, который ловил рыбу в мутной воде).
Секрет счастья
Некий купец отправил своего сына к самому главному мудрецу за секретом счастья. Сорок дней юноша шел по пустыне, пока не увидел на вершине горы великолепный замок. Там и жил Мудрец, которого он разыскивал.
Против ожиданий, замок вовсе не походил на уединенную обитель праведника, а был полон народа: сновали, предлагая свой товар, торговцы, по углам разговаривали люди, маленький оркестр выводил нежную мелодию, а посередине зала был накрыт стол, уставленный самыми роскошными и изысканными яствами, какие только можно было сыскать в этом краю. Мудрец обходил своих гостей, и юноше пришлось ожидать своей очереди два часа.
Наконец Мудрец выслушал, зачем тот пришел к нему, но сказал, что сейчас у него нет времени объяснять секрет счастья.
Пусть-ка юноша побродит по замку и вернется в этот зал через два часа.
"И вот еще какая у меня к тебе просьба, — сказал он, протягивая юноше чайную ложку с двумя каплями масла. — Возьми с собой эту ложечку и смотри не разлей масло."
Юноша, не сводя глаз с ложечки, стал подниматься и спускаться по дворцовым лестницам, а два часа спустя предстал перед Мудрецом.
"Ну, — молвил тот. — Понравились ли тебе персидские ковры в столовой зале; сад, который искуснейшие мастера разбивали целых десять лет; старинные фолианты и пергаменты в моей библиотеке?"
Пристыженный юноша признался, что не видел ничего, ибо все внимание его было приковано к тем каплям масла, что доверил ему хозяин.
"Ступай назад и осмотри все чудеса в моем доме, — сказал тогда Мудрец. — Нельзя доверять человеку, пока не узнаешь, где и как он живет".
Юноша взял ложечку и снова двинулся по переходам замка. На этот раз он был не так скован и разглядывал редкости и диковины, все произведения искусства, украшавшие комнаты. Он осмотрел сады и окружавшие замок горы, оценил прелесть цветов и искусное расположение картин и статуй. Вернувшись к Мудрецу, он подробно перечислил все, что видел.
"А где же те две капли масла, которые я просил донести, не пролив?" — спросил Мудрец.
И тут юноша увидел, что пролил их.
"Вот это и есть единственный совет, который я могу тебе дать, — сказал ему мудрейший из мудрых. — Секрет счастья в том, чтобы видеть все, чем чуден и славен мир, и никогда при этом не забывать о двух каплях масла в чайной ложке".
(Из романа Пауло Коэльо. Алхимик. Перевод с португальского А. Богдановского)
————
Эта история-притча многомысленна. Ею Пауло Коэльо как бы хотел сказать, что в жизни самое трудное и самое важное — соединить противоположности, такие как внутреннее и внешнее, единство и многообразие, цель и бесцельность, труд и отдых, «надо» и «хочу». Пронести по этажам большого дома ложку с двумя каплями масла — это цель, требование, долг («надо»), труд, внутреннее, единство. Пройти по этажам большого дома и осмотреть его богатства — это созерцание, удовольствие («хочу»), отдых, внешнее (окружающий мир), многообразие.
* * *
А. Л. Субботин. Из стенгазеты Института философии АН СССР конца 60-х годов
Идеальные условия
давно созданы в нашем Институте для всех — заявил зам. директора, проф. А. И для тех, кто может, и для тех, кто не может работать — пояснил он свое утверждение.
Окончательное решение
давней социологической альтернативы: “человек человеку волк” или же “человек человеку брат” предложил недавно социолог З. Он указал на модель, совмещающую оба решения — случай, когда волки являются братьями.
Фундаментальный труд
по диалектической логике заканчивает коллектив сотрудников Института. Для редактирования и согласования написанных глав коллективу требуются специалисты по формальной логике.
Избранные труды
академика-юбиляра наконец появились на книжных прилавках. Книга собрана из отчетов, рефератов и докладных записок разных лиц, сотрудничавших с юбиляром на протяжении всей его 50-летней активной общественной деятельности.
* * *
М. В. Ломоносов. Дерзайте ныне ободренны
Дерзайте ныне ободренны
Раченьем вашим показать
Что может собственных Платонов
И быстрых разумом Невтонов
Российская земля рождать!
ЗАДАЧИ И УПРАЖНЕНИЯ ПО ФИЛОСОФИИ
Думать — это значит ставить вопросы
Разное
94. Верите ли вы в судьбу? Что такое судьба?
95. Что такое, по Вашему, притча? Два примера:
А. (Притча о самаритянине) "И вот, один законник встал и, искушая Его, сказал: Учитель! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?
Он же сказал ему: в законе что написано? как читаешь? Он сказал в ответ: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего как самого себя.
Иисус сказал ему: правильно ты отвечал; так поступай и будешь жить.
Но он, желая оправдать себя, сказал Иисусу: а кто мой ближний?
На это сказал Иисус: некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставивши его едва живым. По случаю один священник шел тою дорогою и, увидев его, прошел мимо. Также и левит, быв на том месте, подошел, посмотрел и прошел мимо. Самарянин же некто, проезжая, нашел на него и, увидев его, сжалился. И подошед перевязал ему раны, возливая масло и вино; и посадив его на своего осла, привез его в гостиницу и позаботился о нем (...) Кто из этих троих, думаешь, ты, был ближний попавшемуся разбойникам?
Он сказал: оказавший ему милость. Тогда Ииcус сказал ему: иди, и ты поступай так же" (Евангелие от Луки 10; 25-37).
Б. (Притча “Буриданов осел”) Некий философ, которого звали Буридан, уезжая, оставил своему ослу две одинаковые охапки сена. Осел не мог решить, с какой охапки начать, и умер с голоду.
96. Прокомментируйте
“Когда начинается война, первой жертвой надо считать истину” (Р. Киплинг)
97. Прокомментируйте следующее утверждение:
“Во всем нужна мера, даже в том, чтобы соблюдать ее”.
98. Какое из двух мнений Вас больше устраивает? Почему?
А. “Не в силе правда, а в правде сила”.
Б. “Кто сильнее, тот и прав” (вариант: “Сильный всегда прав”).
99. В чем изъян следующего утверждения:
“С ними человечно — быть жестоким, жестоко — быть человечным” (так сказала Екатерина Медичи, мать французского короля Карла IX, в оправдание резни гугенотов, устроенной в Варфоломеевскую ночь).
100. В чем противоречивость, логическая некорректность следующего рассуждения:
"Наслаждение — антипод любви, и не потому, что оно не может сопровождать любовь, а потому, что их сущность отличается (например, объект любви может постареть, любовь — нет, она неподвластна времени)" (цитата из книги).
101. Прав ли Бисмарк, говоря: "Это только дураки учатся на собственном опыте. Я же предпочитаю учиться на опыте других." — Оцените и прокомментируйте.
102. Как Вы объясните видимое противоречие между двумя утверждениями:
А. «...ничто великое в мире не совершалось без страсти» (Гегель. Соч. Т. VIII. С. 23-24)
Б. «Сильные страсти — слабые нервы» (из кинофильма). Или: «Под сильными страстями часто скрывается только слабая воля» (В. О. Ключевский).
— Дайте развернутый ответ.
103. Прокомментируйте, насколько правильно употребление слов “материалист” и “идеалист” в следующем анекдоте:
В суде разводится пожилая пара.
Судья спрашивает у мужа о причинах развода.
Муж отвечает, что причины чисто философские и поясняет, что он материалист, а жена идеалистка.
В разговор вступает жена: “Я отдала ему всю свою романтическую возвышенную душу, а он говорит, что ему нужно молодое тело”.
104. Как Вы объясните видимое противоречие между двумя утверждениями:
А. Не то, что мните вы, природа,
Не слепок, не бездушный лик —
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык. (Ф. И. Тютчев)
Б. В пустыне нет красоты. Красота в душе араба.
(А. М. Горький)
105. Правильно ли утверждение:
«Мы не замечаем прекрасного до тех пор, пока не лишаемся его» (из кинофильма).
— Дайте развернутый ответ.
106. Что означает выражение “золотая середина”? Приведите примеры, поясняющие это выражение.
Лев Евдокимович БАЛАШОВ
ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ
Учебное пособие
Балашов Лев Евдокимович — профессор кафедры философии Московского государственного университета инженерной экологии, преподает также в Российской экономической академии им. Г. В. Плеханова, окончил философский факультет МГУ в 1969 г., кандидат философских наук, в 1990-1993 гг. был депутатом Моссовета.
Л. Е. Балашов — автор свыше двадцати книг по философии, в том числе учебника «Философия» (М.: «Дашков и К°», 2004 г.), учебного пособия «Этика», книг «Практическая философия», «Мир глазами философа», “Жизнь, смерть, бессмертие”, «Ошибки и перекосы категориального мышления. В этих и других книгах автора излагаются основы его философской концепции.
[1] Анекдоты взяты из: Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М., 1986.
[2] Гегель Г. В. Ф. Лекции по истории философии. Кн.1, «Зенон».
[3] Фрагменты ранних греческих философов. Ч. 1, М., 1989. С. 148. — Диодор Сицилийский, Х, 10, 1.
[4] Комментарий взят с некоторыми изменениями из: Селиванова В.И. Введение в курс философии. М., 2000. С. 48.
[5] См.: Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М., 1986. С. 104.
[6] Корчак Я. Как любить детей, М., 1990. С. 241, 212.
[7] Вот свидетельство специалиста: "... если курильщик желает окружающим добра, то ему (ей) следует дымить в отдельном помещении. Как ни затягивайся, только 40% ядовитых веществ, выделяющихся из тлеющего табака в сигарете или папиросе, остаются в организме курильщика. Остальные представляют реальную угрозу невинным людям, к несчастью, оказавшимся поблизости"
[8] Корчак Я. Как любить ребенка. М., 1990. С. 141-142.
[9] Холизм (холос — целое) — концепция, утверждающая примат целого над частями.
[10] Диоген Лаэртский О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М., 1986. С. 100, 101.
[11] Материал взят из Интернета: http://psi.lib.ru//filosof/bosel.htm
[12] Материал взят из Интернета: http://www.koryazhma.ru/usefull/know/doc.asp?doc_id=86
[13] Абчук В.А. Теория риска в морской практике. Л., 1983. С. 7-9.
[14] См.: А. Гулыга. Кант. М., 1977. С. 128.
[15] Цит. по: там же.
[16] «Главное дело жизни всякого человека, это то, чтобы становиться добрее и лучше. А как же можно становиться лучше, когда считаешь себя хорошим.» — Л.Н. Толстой. Смирение. М., 1911.
[17] Рисунок в тексте заимствован из книги: Е. В. Золотухина-Аболина. Страна Философия (книга для школьников и студентов). Ростов-на-Дону. Издательство «Феникс», 1995.
[18] Прокруст («вытягиватель») — прозвище разбойника Дамаста. Он подстерегал путников на дороге между Мегарами и Афинами, захватывал и укладывал на специально приготовленное ложе. Если лежавший был короче, Прокруст растягивал его, если длиннее — обрубал ему ноги. В переносном смысле «прокрустово ложе» — заранее определенные рамки, в которые стараются уложить людей, факты, события и т. д.
[19] Гулыга А. Гегель. М., 1970. С. 93.
[20] Поппер К. Логика и рост научного знания. М., 1983. С. 497-498.
[21] Там же. С. 504.
[22] Д. Данин. С. Вероятностный мир. М., 1981. 90-91.
[23] Гегель. Наука логики. Т. 3, М., 1974. С. 112.
[24] В. А. Сухомлинский описывает мальчика, у которого мысль о неизбежности собственной смерти вызвала нервное потрясение: «никогда не забуду тихого сентябрьского утра, когда до начала уроков ко мне в сад пришел Костя (воспитанники мои учились тогда в восьмом классе). В глубоких, тревожных глазах парня я чувствовал какое-то горе. «Что случилось, Костя?» — спросил я. Он сел на скамью, вздохнул и спросил: «Как же это так? Через сто лет не будет никого — ни вас, ни меня, ни товарищей… все умрем. Как же это так? Почему?..»
[25] См.: В. Коровин. Поэт и мудрец. Книга об Иване Крылове. М., 1996. С. 334.
[26] См.: В.Н.Руднев. Сновидение и реальность. Предисловие к книге Н.Малкольма «Состояние сна». М., 1993. С. 24-25.
[27] См.: А.Г.Спиркин. Философия. М., 2002.
[28] Карнеги Д. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей. М.-Баку. 1990. С. 96-97.
[29] Такое мнение не единственное для философа. Д. Локк, весьма далекий от Гегеля по менталитету, утверждал почти то же самое: «…хитрость, это обезьянье подобие мудрости, как нельзя более далека от последней и так же уродлива, как уродлива сама обезьяна…» — Локк Д. Педагог. соч., М., 1939. С. 169.
[30] "Ошибки людей сильного ума именно тем и бывают страшны, что они делаются мыслями множества других людей", — писал Н. Г. Чернышевский.
[31] Ницше Ф. Соч. В 2-х т. Т. 2. М., 1990. С. 48.
[32] Дробницкий О. Г. Мир оживших предметов. М., 1966. С. 38.
[33] Кастанеда К. Избр. соч., М., 1994. С. 395.
[34] Под выражением "платоновский Сократ" имеется в виду не подлинный Сократ, а персонаж платоновских диалогов.
[35] См.: Платон. Собр. соч. в 4 т.т. Т. 2, М., 1993. С. 14, 38, 39.
[36] "В произведении Л. Кэрролла «Алиса в Зазеркалье» персонаж по имени Шалтай-Болтай как-то необычно употребил слово «слава».
«– Я не понимаю, при чем здесь «слава»? – спросила Алиса...
Шалтай-Болтай презрительно улыбнулся.
– И не поймёшь, пока я тебе не объясню, – ответил он.– Я хотел сказать: «Разъяснил, как по полкам разложил!»
– Но «слава» совсем не значит: «разъяснил, как по полкам разложил!» – возразила Алиса.
– Когда я беру слово, оно означает то, что я хочу, не больше и не меньше,– сказал Шалтай презрительно.
– Вопрос в том, подчинится ли оно вам,– сказала Алиса.
– Вопрос в том, кто из нас здесь хозяин, – сказал Шалтай-Болтай. – Вот в чем вопрос!»
[37] См.: Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления. М., 1981. С. 385-386.
[38] Франк С.Л. Смысл жизни. — Вопросы философии, 1990, № 6. С. 69-70.
[39] Наумов Л. 82 дня в океане. В: “Океан покоряется людям”. Владивосток. 1961. С. 99-100.
[40] Д.Карнеги. Как перестать беспокоиться и начать жить. (гл. 27). — Д.Карнеги. Как вырабатывать уверенность в себе и влиять на людей... Москва-Баку, 1990. С. 439.
[41] Не следует путать этот термин с термином "контркультура". Контркультура — это протестная культура; в ней могут быть как положительные моменты для культуры, так и отрицательные.
[42] Под человеком здесь я имею в виду и отдельного человека, и разные общности людей, и человечество в целом.
[43] См.: Егор Шугаев. О наследственном депутатстве и других полезных вещах. — М.: Моск.рабочий, 1994. С. 90-91.Егор Шугаев — литературный псевдоним Сергея Николаевича Юшенкова, депутата Гос. Думы, кандидата филос. наук. Был убит 17 апреля 200 3 г.
* Эта и другие задачи со звездочкой взяты из: Рабочая тетрадь студента. М.: МИРЭА, 2002. Составитель Л. Ф. Матронина.
[44] Задача взята из: А. Н. Книгин. Учение о категориях: Учебное пособие. Томск, 2002. С. 260.
[45] См. предыдущую сноску.
[46] Защита от дурака — расхожее выражение, означающее возможность (или невозможность) защититься или защитить кого (что)-либо от необдуманных. глупых, ошибочных действий другого человека (других людей).
[47] Ф. Ницше. Воля к власти. № 362.
[48] «Тит (сын императора Веспасиана – Л. Б.) упрекал отца, что и нужники он обложил налогом; тот взял монету из первой прибыли, поднес ее к носу и спросил, воняет ли она. «Нет» — ответил Тит. «А ведь это деньги с мочи», — сказал Веспасиан.» (Светоний. Жизнь двенадцати цезарей).
[49] См.: Л. Е. Балашов. Философия: Учебник. М., 2002.
– Конец работы –
Используемые теги: Занимательная, Философия0.048
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ
Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Твитнуть |
Новости и инфо для студентов