Реферат Курсовая Конспект
Свами Вивеканда - раздел Философия, Измененные Состояния Сознания В 1977Г. Впервые В Истории Науки Была Защищена Докторская Диссертация С. Лабе...
|
В 1977г. впервые в истории науки была защищена докторская диссертация С. Лабержа о практике осознанных сновидений.
В своей работе он обобщал весь известный предшествующий опыт изучения этого явления. В основном это опыт синоев, индийской и тибетской йоги, буддизма, даосизма, тантризма и различных других восточных мистических учений. В европейской культуре опыт изучения мира осознанных сновидений чрезвычайно мал. Ортодоксальная христианская религия не поддерживала и даже осуждала экспериментирования в мире снов. Развитие способности управлять снами приравнивалось к колдовству. В сущности так оно и было, в Европе практикой осознанных сновидений занимались в основном мистики и колдуны. Материалистов сновидения интересовали мало, так как, по их мнению, эта область - чересчур плодородная почва для возникновения разного рода предрассудков.
Как на Востоке, так и на Западе сновидческие практики неразрывно связывалась с эзотерикой. Поэтому они
обрастали предрассудками и без всякой необходимости усложнялись. Для использования современным человеком все ранее накопленные о сновидческой практике знания должны быть заново пересмотрены.
Наиболее сложный и спорный вопрос сновидческой практики - это путешествие тела сновидения (энерго-информационного двойника, или, как его еще называют, астрального тела) в мире дневной реальности. Использование двойника для различных прагматических целей в этой реальности больше всего интересовало колдунов и магов. Об этом же мечтают очень многие люди, приступающие к практике осознанных снов. Вторгаясь в сон. сознание стабилизирует все воспринимаемые в нем объекты.
Намерение позволяет создавать во сне любые иллюзии, то есть в рамках сновидческой реальности человек может получать все, что только способен себе представить. Уже в первом же осознанном сновидении вы можете запросто слетать, допустим, в банк и притащить оттуда несколько золотых слитков, перенестись в будущее, чтобы узнать выигрышный номер лотереи, но, проснувшись утром, вы убедитесь, что реальность сна это одно, а реальность бодрствования - это совсем другое.
Хотя бывают, конечно же, исключения, о некоторых из них мы уже говорили. Известно, что в человеке заложены огромные неиспользованные резервы. Известно, что иногда человек лишь силою намерения способен управлять самой реальностью и временем. Известно, что существуют великие кудесники, провидцы. Но самый больший парадокс в том, что чудес в мире ровно столько, чтобы здравомыслящему человеку всегда приходилось выбирать между верой и убежденностью в их действительном существовании. Целители чуть ли не воскрешают пациентов из мертвых, но часто сами страдают от тривиального насморка. Провидцы открывают прошлое и предсказывают будущее тысячам людей, но. как
ни странно, не могут уберечь от несчастий своих близких родственников, не предупреждают человечество о серьезных катастрофах, вызывающих разрушение целых городов и десятки тысяч жертв.
Кто-то верит во всесильность черной магии и зла, irro-то в непобедимость добра и света, но мир далек от торжества одной из этих сил. нельзя даже сказать что-либо определенное о том. находятся ли они в состоянии равновесия. Приступая к сновидческой практике, открывая себе доступ к иным реальностям и делая их более устойчивыми в своем восприятии, человек должен иметь более или менее четкое представление о природе реальности. Не случайно об этом упоминается именно сейчас, так как сновидение - наиболее мощная из представленных в книге техник.
Мы уже говорили, что реальность бодрствования есть некоторое общественное соглашение, наиболее выгодное для существования общества в целом. Общечеловеческое намерение, поддерживающее это соглашение, действует как своего рода буфер, смягчая любые производимые на нее воздействия, препятствуя значительным ее отклонениям от установленной нормы. Цивилизация развивается, накапливает знания, меняются взгляды на мир, и вместе с этим изменяется общечеловеческое намерение и обновляется сама реальность, которую все мы разделяем в состоянии бодрствования.
Возможно, когда-нибудь человечество создаст новую реальность, где каждый человек будет иметь больше возможностей и свободы для самореализации и развития. Но это не значит, что любые попытки с познавательными или прагматическими целями выйти за пределы реальности или пытаться на нее воздействовать своим намерением заранее обречены на провал и оборачиваются лишь рождением иллюзий. Чтобы не тормозить свое развитие, следует принять за правило не привязывать жестко свой опыт» приобретенный в ИСС. к обычной жиз-
ни. В этом отношении необходимо быть гибким. Помните, что каких бы успехов вы ни добились в реальности сновидения, социализированная реальность не допустит того, чтобы вносимые в нее сновидцем изменения сильно пошатнули устои ее восприятия большим количеством людей. Это одно из основных условий существования реальности.
Общечеловеческое соглашение о ее природе направлено на то, чтобы к любым изменениям было готово как можно большее количество людей, и эти изменения должны способствовать процветанию человечества как вида. Если бы мистические способности при современном уровне развития самосознания общества стали доступны широким массам, то это, несомненно, привело бы к распаду цивилизации. Думаю, что в этом вряд ли кто-нибудь со мной не согласится. Именно поэтому на уровне подсознания всего человечества заложены запреты на развитие некоторых способностей, которые всех манят, но редко кому даются.
И все-таки познание - это не грех. Поэтому что бы там ни было заложено в психике масс, каждая личность в меру своих сил и способностей должна стремиться к саморазвитию и самореализации.
Критерии развития могут быть очень разнообразными. И они изменяются в зависимости от точки зрения на природу реальности и воззрений на смысл жизни. Большинство эзотерических учений прагматической ориентации делили все сновидения на просто сны, в которых к нам приходят лишь иллюзии, и сны с отделением астрального тела, благодаря которым люди попадают то ли в некие астральные миры, то ли в мир дневной реальности. Астральные проекции могут возникать как в состоянии сна, так и при бодрствовании. При астральной проекции на некоторых этапах этого процесса возникает ощущение раздвоенности.
По исследованиям Ассоциации американских психологов, 14,5% людей хоть раз в жизни испытали ощу-
шение выхода двойника в состоянии бодрствования и 46% - в состоянии сна. Описание типичных примеров возникающих при этом ощущении, мы можем найти в работах многих известных оккультистов, «...внезапно я подверглась очень странному явлению. Мною овладело чувство глубокого угнетения и мрачного предчувствия, совсем не похожее на то, которое приписывают обмороку. Я боролась против него, но безуспешно. Непреодолимая угнетенность не проходила, и вскоре на меня стало находить оцепенение, до тех пор, пока каждый мускул не оказался парализованным. В этом состоянии я оставалась некоторое время. Мой ум, однако, продолжал работать так же ясно, как обычно Сначала я отчетливо слышала музыку (внизу), однако звуки постепенно стали удаляться, пока, наконец, все стало пусто, и мое сознание отключилось. Как долго это состояние продолжалось, я не знаю. Что произошло в это время, я также не могу рассказать. Затем я осознала себя стоящей на полу около своей кровати и глядящей внимательно на свое физическое тело, лежащее на ней... Я узнала каждую черточку этого знакомого лица, бледного и неподвижного, словно при смерти, с плотно закрытыми глазами и полуоткрытым ртом. Руки и кисти безжизненно лежали вдоль тела... Я повернулась и медленно пошла к двери, прошла через нее в коридор, который вел в ванную... По привычке я сделала движение, чтобы зажечь свет, хотя я, конечно, не включила его на самом деле, ибо нужды в освещении не было, так как мое тело и лицо испускали сильный беловатый свет, который ярко освещал комнату...» Каролина Д. Ларсон «Мои путешествия в духовном мире»
«...Глаза мои ослепил свет, в ушах звенело и на мгновение я, казалось, потерял сознание. Когда я вышел из этого состояния, я как будто бы ходил по воздуху. Невозможно описать словами то состояние радости и свободы, которое я испытывал. Никогда в жизни мои ум не
был столь ясен и столь свободен... Я понял, что нахожусь в комнате и смотрю сверху вниз на тело на кровати, в котором узнал свое собственное. Невозможно рассказать, какие странные чувства овладели мной. Это тело действительно казалось мертвым. В нем не было признаков жизни, и. тем не менее, я находился здесь вне тела, а мой ум был исключительно ясен и жив, и я сознавал другое тело, которому материя любого рода не оказывала сопротивления. Посмотрев на тело минуту или две, я начал испытывать его и очень скоро все чувства отделились от физического тела и я стал осознавать только направленное усилие, чтобы им воспользоваться. Спустя, казалось, долгое время, я смог двигаться, встал с кровати, оделся и направился к завтраку...». И. К. Франком «Психическая загадка».
Там же приводится случай доктора Уилтса: «...с интересом, свойственным врачу, я взирал на чудеса своей анатомии, с которой тесно был связан, я, живая душа этого мертвого тела... Я наблюдал интересный процесс отделения души от тела. В результате действия какой-то силы, по-видимому, не моей, мое «я» раскачивалось из стороны в сторону, в результате чего связь с тканями тела была прервана. Спустя некоторое время это движение прекратилось и вдоль подошв ног. начиная с пальцев и быстро подходя к пяткам, я чувствовал и слышал как бы треск бесчисленных маленьких шнуров. Когда это прекратилось, я начал медленно отступать от ног к голове, как сокращается резиновый шнур... Выделившись из головы, я стал летать то вверх то вниз, как мыльный пузырь, выходящий из чубука трубки, пока, наконец, я не оторвался от тела и легко упал на пол, где я медленно поднялся и увеличился до облика нормального человека. Я казался прозрачным, голубоватого оттенка и абсолютно обнаженным... Я направил взгляд на постель и увидел свое собственное мертвое тело. Оно лежало точно так. как я старался положить его, а имен-
но, на правом боку, со сжатыми плотно ногами, и руками, скрещенными на груди. Я был удивлен бледностью этого лица... Я повернулся и вышел через открытую дверь...» Далее автор замечает «Я знаю, что многие люди склонны думать, что эти записанные случаи являются результатом активного воображения или, возможно, сном. Однако они ни то, ни другое... Если бы весь мир перевернулся вверх дном, это бы нисколько меня не затронуло, так как я абсолютно уверен, что я как был, так всегда и буду свободен от своего физического тела и что моя жизнь вне его была прекраснее, чем в нем...».
«В следующий раз, когда я во сне увидел себя спящим... я долгое время оставался неотрывно привязанным к месту, откуда я смотрел. Без волнения и отчаяния я наблюдал детали своего сна. Тут я заметил, что спал в постели, одетый в белую футболку, которая была разорвана на плече. Я попытался подойти ближе и рассмотреть прореху, но движение оказалось для меня невозможным. Фактически я представлял собой воплощенный вес. Не зная, что делать дальше, я сразу же сильно смутился. Я попытался изменить сон, но какая-то незнакомая сила продолжала удерживать меня всматривающимся в свое спящее тело... Я еще никогда так живо и ужасно не переживал свою неспособность двигаться. Однако я не сдался этому страху. Я исследовал его и понял, что это был не психологический страх, а физическое ощущение беспомощности, отчаяния и раздражения. Меня больше всего беспокоило то, что я был не способен двинуться с места. Мое раздражение возрастало по мере того, как я убеждался, что нечто внутри держало меня. Усилия, которые я прилагал, чтобы пошевелить ногами и руками, были такими громадными, что я вдруг действительно увидел, что одна из моих ног на кровати дернулась как при ударе.
После этого мое сознание оказалось втянутым в мое вялое спящее тело, и я проснулся так внезапно, что прошло более получаса, прежде чем я успокоился».
«Эмоциональный срыв приближался с каждой секундой. Начало подташнивать, и зрение мое стало туннельным: я смотрел сквозь туннель, который вел прямо к Хенаро на ту сторону площади. А затем огромное любопытство, а может быть, огромный страх - в тот момент они казались одним и тем же чувством - потянули меня туда, где он стоял. Пролетев по воздуху, я оказался рядом с ним. Хенаро заставил меня обернуться и указал на троих, сидевших на скамейке в неподвижных позах, словно время для них остановилось.
Я ощутил ужасное неудобство, внутренний зуд, словно все мои органы горели в огне, и снова оказался на скамейке». К. Кастанеда «Искусство сновидения», «Огонь изнутри».
Подобные ощущения возникают на первой стадии клинической смерти, о чем писал Р. Моуди.
Известный гипнолог и исследователь спиритизма Г. Дюрвиль в начале века ставил множество экспериментов с «астральными двойниками», о чем поведал миру в своей знаменитой книге «Призрак живых». Используя гипноз для наведения транса, этот экспериментатор производил «раздвоение» испытуемых и наблюдал вполне «материальные» эффекты присутствия двойника. Если верить его отчетам, «призрак» был способен открывать и закрывать дверь стенного шкафа, нажимать кнопку электрического звонка, выводить из равновесия весы. Правда, эта книга сразу же вызвала огромный поток критики в свой адрес со стороны скептиков, и проблема так и не подверглась дальнейшим более углубленным научным исследованиям.
Астральная проекция может осуществляться произвольно и непроизвольно. Непроизвольная проекция часто осуществляется под действием стрессовых факторов. Такая ситуация может послужить толчком для выработки навыка сознательного отделения астрального тела в состоянии транса или сна. С. Мульдон, который всю
жизнь был увлечен осознанными астральными путешествиями, в своей книге «Проекция астрального тела» описывает случай, когда он впервые почувствовал, что его сознание находится вне тела: «Дорога и тротуар были очень мокрыми. Я протянул руку к проводу, чтобы убрать его с пути. И это все. что я помню, меня ударил ток высокого напряжения, и я немедленно потерял сознание... Вскоре я очнулся вне физического тела. Я чувствовал, как электрический ток пронизывает меня, хотя я находился в нескольких фунтах от тела, находящегося в контакте с проводом».
Как правило, сны с отделением астрального тела относят к осознанным. Осознанность делает сон удивительно четким. Обычно такие сны более поверхностны, чем обычные, поэтому в них может сохраняться ощущение тела. Но во сне двигательный центр коры головного мозга заторможен, мускулатура расслаблена — это состояние сонной каталепсии. В таком состоянии человек может делать сознательные попытки совершать движения телом, но оно, естественно, на это никак не реагирует. В результате возникает ощущение отделенности, отстраненности от тела. Свободная фантазия на этой основе делает далеко идущие иллюзорные построения, провоцируя сны, где сновидец со стороны смотрит на свое спящее тело. Хотя возможны и другие интерпретации.
На этом фоне перед пробуждением у людей часто возникают кошмарные видения, будто бы кто-то наваливается на спящего своим огромным весом, не давая пошевелиться. Поверье говорит, что это наказывает домовой. Наиболее типичная реакция на сонную каталепсию - страх. Есть люди, которые по каким-либо физиологическим причинам чувствуют каталепсию очень часто. Зачастую им приходится обращаться к психологам, психиатрам и невропатологам, чтобы избавиться от кошмаров: Такое лечение далеко не всегда имеет успех.
В одно время медики даже предлагали использовать для борьбы с кошмарами специальные препараты,
уменьшающие время ФБС. К сожалению, эти препараты приносили больше вреда, чем пользы, еще более ослабляя и расшатывая психику человека. Хотя в этом случае зачастую нет никакой надобности в медицинском вмешательстве.
Страх при сонной каталепсии может возникнуть только лишь в том случае, если человек теряет во сне непрерывность памяти, и. ощущая неспособность двигаться. не может понять, где он и что с ним происходит. Каталепсия всегда проходит сама собой через несколько секунд или иногда даже минут после пробуждения. Двигательные участки коры мозга постепенно растормаживаются, и сознание вновь обретает контроль над телом Если человек в сонной каталепсии может оценить свое состояние, то он, лежа спокойно, не нагнетая в себе паники, выйдет из него быстрее (или снова погрузившись в сон, или окончательно перейдя к бодрствованию) и без всяких кошмаров, чем если бы для этого прилагались значительные усилия. Так как чрезмерное возбуждение (страх, паника) уже бодрствующего участка коры, ответственного за осознавание, приводит к развитию охранительного торможения, а следовательно, препятствует растормаживанию остальных зон спящего мозга
При углублении в сон тело теряет остатки чувствительности. При этом засыпающий чувствует освобождение от него. Из-за стереотипов мышления обычно людям легче представить такое освобождение через разделение с физическим телом, чем если бы оно испарилось или растворилось в окружающей среде. Поэтому все, кто смог отследить момент засыпания или углубления сна, чувствуют, что сознание покидает тело вместе со свободным и невесомым «эфирным» или «астральным» телом, которое имеет сходство с телом физическим только в силу привычки.
Если подробно ознакомиться с литературой на тему практики астральных путешествий, то становится понят-
яым, что подавляющее большинство «астральных проекторов» не очень искусные сновидцы. Они довольно редко видят осознанные сны и практически всегда называет их путешествиями астрального тела, считая все воспринимаемое при этом в принципе более близким к реальности, чем обычные сны. не выходящие за пределы иллюзорного. Эти люди не могут часто отслеживать момент перехода в сон. Иначе бы они заметили, что ощущение выхода связано только с потерей чувствительности тела при таком переходе и особенностями восприятия при незаторможенности сознания во сне.
Чем реже человеку удается совершать «астральные выходы», тем больше у него предрассудков на этот счет. Некоторые очень «сильные» теоретики, но, видимо, довольно посредственные практики утверждают, что для совершения «истинной проекции» необходимо накопление особого рода энергии, которую забирает путешествие в астральных планах. И поэтому выходы в астрал необходимо совершать через определенные промежутки времени. Например, в одном из учебников по парапсихологии рекомендуется делать это не чаше одного раза в месяц. Но длительный опыт изучения осознанных сновидений, которые вряд ли чем-то отличаются от загадочных «астральных проекций», свидетельствует, что они не более вредны и утомительны, чем обычные сны.
Существуют сновидцы, которые превращают каждый свой сон в осознанный и могут принимать сознательное участие даже в снах, возникающих в ФМС. Есть сведения, что некоторые мастера медитации в состоянии сохранять неразрывность сознания даже под глубоким наркозом. Сохранять неразрывность сознания при любых обстоятельствах и состояниях - это сверхзадача всех психоэнергетических практик, базирующихся на учении о реинкарнации. Считается, что укрепляя сновидческой практикой тело сновидения и воспитывая второе внимание, человек приобретает возможность совершить осоз-
нанное вхождение духа в мир смерти. Душа и тело сновидения суть энерго-информационный двойник, то есть одно и то же. Таким образом, человек, имея развитое тело сновидения, пребывая за порогом смерти, может самостоятельно осознанно выбирать форму своего дальнейшего существования. В Тибетском тантризме существует специальная доктрина посмертного состояния -БАРДО-ТХОДОЛ - «освобождение путем слушания во время пребывания в плане после смерти», изложенная в «Тибетской книге мертвых». Это свод знаний, необходимых душе в ее посмертных скитаниях. Естественно, такие знания могут пригодиться лишь тем, кто достиг некоторого уровня развития тела сновидения.
Люди, достигшие мастерства в сновидческой практике, в состоянии заметить, что каждое погружение в сон сопровождается ощущением выхода тонкого тела из физического. Следовательно, само по себе ощущение выхода «астрального тела» не может служить критерием большей или меньшей достоверности или иллюзорности сновидения. При погружении сознания в царство снов дневная реальность со всеми ее законами становится лишь воспоминанием. Реальности снов открывают перед человеком неограниченные возможности, и поэтому то, восприятие скольких тел при этом может охватывать своим вниманием сознание, не имеет никакого принципиального значения. Таким образом, понятие «тело сновидения» абстрактно по смыслу. Поэтому, чтобы в дальнейшем не путаться в терминах, мы будем подразумевать, что сновидческая астральная проекция и простой или осознанный сон по сути являются одним и тем же.
Первые шаги сновидческого «я»
Кто способен видеть, что всякая деятельность совершается телом, сотворенной материальной природой, и кто понимает, что истинное «я» бездействует.
тот воистину видит. Бгахават- гита
Для тех, кто никогда не видел осознанных снов, следует рассказать о том, чем же они отличаются от снов обычных. Мне часто приходилось спрашивать множество людей, знают ли они во сне о том, что спят. Многие из них, почти не задумываясь, отвечали, что, конечно же. знают. У таких людей я сразу же спрашивал, как они изменяют сны в соответствии со своими желаниями, могут ли они в следующем сне попасть в выбранное заранее место, встретиться с теми людьми, которых они хотели бы видеть и поговорить с ними на интересующие темы, отработать какое-либо предстоящее действие, повторить во сне урок, решить задачу, закрепить недавно полученный навык и тому подобное. Обычно такие вопросы вызывают у них недоумение.
Редко кому даже из тех людей, которые считают, что могут отличить сон от яви, приходит в голову вмешиваться в ход сновидений. И дело не только в том, что у них нет желания и не хватает фантазии. Здесь имеет место непроизвольный самообман. Вспоминая яркие, хорошо запоминающиеся, но далекие от дневной жизни сны. человеку трудно представить, что, видя сон, он не
знал, что спит. Привыкая действовать во сне неосознанно, люди начинают считать, что так и надо, не представляя себе иного поведения в этом состоянии. Но это далеко не так. Ситуация и обстановка осознанного сновидения могут с легкостью произвольно изменяться сновидцем. Во сне человек может выполнить все, что заранее наметил в нем сделать в бодрствующем состоянии. То есть сохраняется непрерывность памяти.
Приступая к практике осознанных сновидений, человек, прежде всего, должен преодолеть барьер памяти. Память подсознания сохраняет непрерывность между сном и бодрствованием, память сознания не имеет прямой связи между этими состояниями.
– Конец работы –
Эта тема принадлежит разделу:
На сайте allrefs.net читайте: "Измененные Состояния Сознания"
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Свами Вивеканда
Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Твитнуть |
Новости и инфо для студентов