рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Веданта

Веданта - раздел История, ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ Система Веданта Тесно Связана С Миманса. В Последующем, В Средние Века, Они С...

Система веданта тесно связана с миманса. В последующем, в Средние века, они слились в единое направление. Термин «веданта» означает буквально «заверше­ние Вед». Первоначально этот термин относился к Упанишадам (это четвертая, заключительная часть Вед; слово «упанишад» означает или «то, что приближает человека к богу», или «то, что приближает человека к учителю»), Упанишады раз­рабатывались в разное время и в разных местах, рассматривали различные проблемы и пути их решения. Затем возникла потребность систематизировать раз­личные учения, привести их к единству. Эту задачу решил Бадараяна (точные даты жизни неизвестны, ориентировочно датируется IV—II вв. до н. э.). В последующем для разработки доктрины веданты были созданы различные комментя рии, возникли школы Шанкары, Рамануджи, Мадхвы, Ванахби, Нимбарки и др.

В философской системе веданта утверждается, что единственная истинная реальность — духовное начало, Брахман. Брахман творит мир, и «сущее» во всех своих формах исходит из него. Сотворение мира является суш ностным для Брахмана так же, как вдох и выдох сущнося ны для человека. Связь между миром и Брахманом в корне отличается от обычных связей, например, таких, как связь между деревом и веткой, океаном и волной Связь ограниченного мира с неограниченным Брахманом непостижима для человека.

Наряду с Брахманом существуют и другие боги. Хотя Брахман и един, он проявляется во многих богах, причем каждому из них можно поклоняться как форме верховного божества. Поэтому впоследствии шиваизм-вишнуизм и другие религии сосуществовали друг с другом.

Вера в единство всех богов составляет часть более общей идеи о единстве всего сущего. Эта идея в аллегорической форме утверждается в знаменитом гимне «Пируша-сукта», который и ныне ежедневно произносится каждым набожным брахманом.

«У Человека тысяча голов, тысяча глаз, тысяча зубов; он покрывает землю со всех сторон и простирается на десять пальцев за ее пределы.

Человек — это все то, что есть, и все то, что будет; управляя бессмертием, он| все то, что произрастает, благодаря пище.

Таково его величие, и Человек еще более велик: весь сей мир — это четвертая часть его, три четверти бессмертны на небе.

Ибо на три четверти Человек уходит вверх; но одна четверть его остается здесь и затем распространяется повсюду на живой и лишенный жизни мир».

(Эти слова интерпретируются следующим образом: все существующее — части одной великой личности (Пуруша), которая пронизает собою весь мир и в то же время остается вне его. В Пуруше все, что есть, было и будет едино.)

Веданта утверждает своеобразную иллюзорность мира и эмпирического Я. Мир не реален, но и не совсем ложен. Так, несмотря на то что миражи не являются реальностью, они все же имеют реальную основу. То же можно сказать и о мире, Мир реален лишь относительно, а Брахман реален абсолютно. Материя и ум не являются самостоятельными реальностями, но коренятся в Брахмане.

Человек находится в мире как бы в некотором сне, майе. Поскольку мир — нечто иллюзорное, познание внешнего мира посредством органов чувств представ­ляет собой самообман. В связи с этим приводится следующая метафора: веревка, которую тянут по траве, издали кажется змеей. Так и мы плоды собственного во­ображения принимаем за реальность. Что же касается Брахмана, то его познание осуществляется прежде всего через откровение священного писания.

Веданта утверждает двойственность человека. Человек состоит из тела и души. Но воспринимаемое нами тело, как и все другие материальные объекты, — лишь иллюзорная видимость. Подлинной реальностью обладает только душа (Атман), являющаяся своего рода проекцией абсолюта (Брахмана) на человеческую лич­ность. Человеческая душа не есть творение внешнего физического мира, она появ­ляется из Брахмана, как искры из огня.

Человек испытывает и блаженство, и страдание. Обычно человек способен по­нять нечто телесное, конечное. Вследствие этого неглубокого знания душа оши­бочно связывает себя с телом. Душа ведет себя подобно смертному, ограничен­ному, жалкому существу, которое стремится овладеть преходящими, мирскими объектами.

Но существует и другая возможность. Поскольку Атман — творение Брахмана, его частица, то самопознание приближает человека к познанию Абсолюта. Дело в том, что при самопознании происходит отождествление субъекта и объекта по­знания (Атмана и Брахмана). Тот, кто может погрузиться в глубины своего Я, не только осознает свое тождество с Брахманом, но и достигает бесконечной радости.

Однако если обычное познание общедоступно, то самопознание возможно лишь для ограниченного круга лиц. Изучение Вед, подаяния, жертвоприношения, пост и аскетизм — вот средства, ведущие к самопознанию, а тем самым к постижению Брахмана.

Все более и более глубокое познание Брахмана (в себе) достигается посредст­вом все большего и большего очищения ума. Само освобождение заключается в установлении тождества Я, Атмана и Брахмана. Это тождество всегда существует, но не всегда осознается. Адвайта-ведантисты сравнивают достижение освобожде­ния с находкой ожерелья на собственной шее тем человеком, который забыл о его существовании и всюду искал это ожерелье.

Поскольку человек живет в своеобразном иллюзорном мире, освобождение яв­ляется устранением этой иллюзии. Познание тождества Атмана и Брахмана осво­бождает от самсары.

В ходе эволюции веданта в различных школах по-разному трактовалось со­отношение Атмана и Брахмана. Можно выделить три основных варианта этой трактовки:

1) я и бог — различные сущности (Мадхва);

2) я и бог — тождественны (Шанкара);

3) я и бог относятся друг к другу, как часть и целое (Рамануджа).

Имеются также различия в понимании бога и его соотношения с миром.

Наиболее известные варианты веданты развиты в школах Шанкары и Рамануджи. Шанкара (VIII—IX вв. н. э.) до сих пор пользуется авторитетом в индуизме, под влиянием которого находится большинство индийского населения. При жизни Шанкары буддизм теряет свое былое влияние, проявляется тенденция к обновлению традиции, опирающейся на Веды. Шанкара стремится объединить враждующие религиозно-философские секты, положить конец противоречивым толкованиям Вед. Себя же он считает выразителем древней традиции.

В духе традиции Шанкара трактует Брахмана как реальность, невыразимую словами, не поддающуюся описанию, недоступную мысли. «Ни один разумный человек не может считать, что его секта измерила бога вдоль и поперек и результат этого измерения выразила в собственном безупречном учении... Не имеет значе­ния, под каким именем мы почитаем бога, лишь бы мы были наполнены духом бо­га и жаждой служить ему».

Брахман — высшая реальность, природа — некая иллюзорность. Мир представляет собой видимость, подобную объекту сновидения. Бог вызывает в воображении человека мир явлений. Невежда принимает видимость мира за реальность, мудрый может посмотреть сквозь эту видимость и найти за ней единую peaльность, основу, чистое событие.

Шанкара утверждает, что Брахман не претерпевает никаких реальных изменений. Сам Брахман не может быть определен как обладатель качеств, так как при писывать ему качества — значит ограничивать его.

Мир — нерасчлененное единство богов, сил природы, космоса, органов и функций человека. «Все частные способы бытия с различными названиями и формами реальны как бытие, но нереальны как частности». В этом единстве бытия заключи ется существование и Брахмана, и мира. «Как и причина (Брахман) не может не существовать то или иное время — в прошлом, настоящем или будущем, так и миш не может не существовать в любой из этих трех периодов времени».

Брахман проявляется в самых различных формах, в том числе и в человека) В Брахмане — чистая радость, «религиозное блаженство», абсолютное наслажде­ние абсолютным сознанием и абсолютным существованием («ананда»). Брахман — абсолютное бытие («сат») и абсолютное знание («чит»).

Человек обладает вещественным и «тонким» телом. Вещественное тело состоит из 5 элементов. «Тонкое» состоит из чувств, моторных органов, жизненных элементов (прана) и внутреннего механизма познания. Вещественное тело после смерти человека погибает, тонкое вместе с душой переселяется в другое вещест­венное тело.

Шанкара призывает к освобождению души от уз материального мира на осно­ве сверхразумного познания Брахмана. Тот, кто достигнет совершенного позна­ния и совершенного удовлетворения, должен бесконечно трудиться и помогать тем, кто еще находится в зависимости. Большое значение придается бескорыст­ной деятельности на благо других, любви, единению, самопожертвованию, разум­ному поведению на основе веры в единство людей и вообще всего существующего.

Одно из основных положений в системе Шанкары — тождество человеческой души и Брахмана, утверждение необходимости слияния души с высшей реальностью. Шанкара руководствуется здесь изречением из Упанишад: «Ты есть То», где «То» — имя Брахмана, а «Ты» — Атман. Человек познает в себе «То» как опору собственного существования в зависимости от «просветленности». Шанкара убе­жден, что совершенства можно достичь уже в этой жизни (на основе понимания тождества Я и Брахмана).

Когда наступает мистическое слияние Атмана и Брахмана и исчезает разделе­ние на объект и субъект, теряет смысл сам процесс познания и наступает освобож­дение (мокша).

Рамануджа (XI в. н. э.) утверждает, что всемогущий бог сотворил мир из самого себя. Материя (пракрити) — это часть бога, и она и управляется богом, подобно тому как человеческое тело управляется изнутри душой. Мир как часть Брахмана столь же реален, как и Брахман.

Рамануджа считает, что бог создает мир, поддерживает его существование и ликвидирует все созданное, но материя и душа всегда сохраняются в боге в виде недифференцированного, однородного состояния.

В отличие от Шанкары, Рамануджа полагает, что Брахман изменяется, а пото­му и материя реально претерпевает изменения. Устанавливается иерархия явле­ний. На низшей ступени — грубые тела, не обладающие сознанием. Они не обладают также способностью к саморазвитию, их изменяет или преобразовывает божество. В органическом мире главенствует «иной» закон. Камень не способен к росту, а растение растет. Жизнь животного по сравнению с жизнью растения еще более совершенна. На самом высоком уровне находится человек, он не только двигается и растет, но и способен размышлять.

Рамануджа утверждает, что бог обладает бесконечным числом бесконечно по­ложительных качеств, таких как всемогущество, всеведение, милосердие и т. п. Рамануджа говорит о различии между Я и богом в том смысле, что Я есть часть Брахмана. Конечная цель человека — слияние индивидуального начала с божест­вом. Усердные размышления о боге, усердно исполняемые религиозные обряды в конечном счете приводят к непосредственному познанию бога и к освобождению.

Веданта — наиболее влиятельная философская школа в Индии, начиная со Средневековья. Что касается религии, то в Средние века господствующей религи­озной системой становится индуизм (существующий в двух главных формах — вишнуизма и шиваизма). Индуизм одержал победу над своим главным соперни­ком — буддизмом — в Гуптскую эпоху, которую называют «золотым веком» ин­дийской культуры.

В заключение отметим, что философские идеи древности продолжают оказы­вать свое влияние на культуру Индии и в наше время. К ним и сегодня обращают­ся ученые, писатели, художники, общественные деятели.

 

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ

На сайте allrefs.net читайте: ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ. В В Ильин...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Веданта

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Джайнизм
Философия джайнизма зародилась в VI в. до н. э. Однако джайнисты полагают, что их учение было передано им посредством двадцати четырех учителей из далекой древности. Первым из этих учителей был Риш

Буддизм
Среди неортодоксальных учений VI-IV вв. до н. э. особое внимание следует уде­лить буддизму. Основатель буддизма — Сиддхартха Гаутама Шакьямуни (563-483 гг. до н. э.). Роди

Чарвака-локаята
Чарвака-локаята — основное течение древнеиндийского материализма. Сочине­ния создателей этого учения не дошли до нас. Вследствие резко отрицательного отношения к ним со стороны приверженцев брахман

Санкхья
Санкхья — самая влиятельная из систем астика. Ее основатель — Капила, жив­ший в VII в. до н. э. Один из наиболее известных учеников Капилы — Асури; по­следователь последнего — Панчашикха. Термин «с

Вайшешика
Основателем школы вайшешика считается Канада, живший в III в. до н. э. «Кана­да» («пожиратель зерен») — это прозвище основателя школы. Он вел аскетиче­ский образ жизни и питался зернами кукурузы, ч

Миманса
Этимологически слово «миманса» означает «решение некоторой проблемы путем рассуждений и критического исследования». Ранняя миманса (так называемая пурва-миманса, зародившаяся в IV в. до н. э.) став

Вопросы для повторения
1. Что означают понятия рита, самсара, карма и мокша в Ведах? 2. Что такое Атман и Брахман в Ведах? 3. По какому основанию в философии Древней Индии выделяют неортодоксальные и ор

Милетцы
Милетская школа сформировалась в одной из греческий колоний в Малой Азии. Ее основателем был

Гераклит
Гераклит (около 520-460 гг. до н. э.), как и милетцы, жил в Малой Азии, в Эфесе. Р

Пифагореизм
Путь к идеализму в античной философии был намечен Пифагором (ок. 58|| 500 гг. до н. э.) и его после

Ксенофан. Элеаты
Ксенофан (ок. 570-478 гг. до н. э.) родился в Колофоне. После покорения греческих

Эмпедокл
Видным мыслителем периода расцвета античной демократии был Эмпедокл (ок. 490-430 гг. до н. э.). Он был философом, поэтом, естествоиспытателем (например, он дал правильное объяснени

Анаксагор
Анаксагор (ок. 500-428 гг. до н. э.) около 30 лет прожил в Афинах; именно с его учения началось развитие философской мысли в Афинах. В конце 30-х гг. он был обвинен в безбожии и эм

Левкипп. Демокрит
Одно из самых замечательных учений античности — атомизм Левкиппа и Демокрита. Левкипп

Софисты
Во второй половине V в. до н. э. в Греции появляются так называемые софисты. В это время во многих полисах на смену политической власти старинной аристократии и тирании приходит власть рабовладельч

Аристотель
Аристотель (384-322 гг. до н. э.) родился в городе Стагире, на побережье Эгейского

Скептицизм
Основателем скептицизма был Пиррон (ок. 360-275/ 270 гг. до н. э.). В эту философскую школу входили ученики Пиррона: Тимон (ок. 320-230 гг. до н. э.), Аркесилад, Карнеад, Энезидем,

Эпикуреизм
Эпикур (341-270 гг. до н. э.). Согласно Диогену Лаэртскому, афинянин Эпикур вырос

Стоицизм
Стоицизм — одно из самых распространенных учений позднего периода античности. У его истоков стоял З

Неоплатонизм
В III в. н. э. возникает последняя крупная философская система античности — неоплатонизм. Основател

Вопросы для повторения
1. Как решалась проблема архэ в милетской школе? 2. Почему Гераклит считается основателем диалектики в европейской культуре? 3. Что понимал Гераклит под Логосом? 4. Какой

Формирование христианской философии
Христианство выступило на историческую арену во второй половине I в. н. э. Учение, созданное на периферии огромной Римской империи, становится государственной религией этой империи в IV в. н. э.

Христианская философия раннего Средневековья
Средневековые философы, писатели, ученые в большинстве своем происходили из духовного сословия. Орг

Арабская философия Срелневековья
В первой половине VII в. в Аравии появилось и быстро распространилось новое религиозное учение — ислам. Бог самого влиятельного племени курейшитов — Аллах — стал единственным богом. Новая религия б

Еврейская философия Срелневековья
Еврейская культура сформировалась на Ближнем Востоке. В X в. центр еврейской культуры переместился на Запад, в Испанию. Развитие еврейской культуры тесно связано с иудаизмом. В иуда-изме говорилось

Философия позднего Средневековья
В XIII в. в странах Западной Европы наступает заметное экономическое оживление. Развиваются товарно-денежные отношения. Усиливается роль городов, растет слой ремесленников и купцов. Умножаются бога

Вопросы для повторения
1. Чем объяснить успешное распространение христианства? 2. Что входит в состав христианского вероучения? 3. В чем заключается метод аллегорического толкования? 4. Что так

Гуманизм
Обратимся к содержанию гуманистической концепции. В эпоху Возрождения выросло значение умственного труда, умножилось число лиц свободных профессий, появилась светская интеллигенция. Гуманисты, как

Натурфилософия
Культура Возрождения была ориентирована не только на человека, но и на новое истолкова-ние мира. Средневековье в первую очередь продолжило концепцию Аристотеля (которая осно-вывалась на представлен

Реформация
Ситуация сильно изменилась в ходе реформационных движений XVI - первой половины XVII вв. В это время совершился переворот в отношении христиан-мирян к религии и церкви, разрушивший духовную диктату

Вопросы для повторения
1. Чем отличается представление о человеке в эпоху Возрождения от традиционных представлений Средневековья? 2. Кто является родоначальником гуманизма и его видными представителями?

Вопросы для повторения
1. Как оценивал Ф. Бэкон состояние науки и ее перспективы? 2. О каких «идолах» говорит Ф. Бэкон? 3. В чем заключается концепция «естественной морали»? 4. Как Гоббс понима

Французское Просвещение
В то время как на Британских островах философы критиковали материализм, во Франции шли совершенно иные процессы. Накануне революции формируется Просвещение - антифеодаль-ное общественно-политическо

Французский материализм
В отличие от деистов, представителей Просвещения, Ламетри, Гельвеций, Дидро, Гольбах были последовательными материалистами и атеистами. Их мировоззрение сформировалось в 30-40-е гг. XVIII в.

Вопросы для повторения
1. Как Беркли критикует понятие материи? 2. Каков смысл принципа «esse-percipi»? 3. Почему Беркли апеллирует к Богу? 4. Как Юм относился к понятию субстанции? 5.

Триада включает тезис — антитезис — синтез (или, иначе говоря, положение — отрицание — отрицание отрицания).
Характерно, что триадичность проходит через всю систему Гегеля: три ее части — логика, философия природы и философия духа. Логика состоит из трех раз­делов и т. д. Иногда идея триадичности носит ве

Вопросы для повторения
1. В чем заключается «критическая» ориентация философии Канта? 2. Что такое аналитические и синтетические суждения? 3. О каких формах чувственности говорит Кант? 4. Какие

Философия марксизма
Карл Маркс (1818-1883) родился в г. Трире в семье адвоката. С 1830 по 1835 г. учил

Позитивизм
Одно из основных течений в философии XIX-XX вв. — позитивизм. Позитивизм склады-вается в середине XIX в., после победы буржуазии в борьбе за политическую власть. Западно-европейская буржуазия утрач

Прагматизм
Название этого философского учения произошло от греческого слова πράγμα ( родительный падеж πράγματος — дело, действие). П

Иррационализм XIX — начала XX века
История философии не может быть истолкована как линейный процесс. Скорее она имеет циклический характер. Исчерпание внутренних возможностей той или иной традиции приводит к тому, что новые поколени

Вопросы для повторения
1. Какие концепции социально-философской и научной мысли стали теоретическими источниками марксизма? 2. В чем отличие материалистической диалектики от диалектики Гегеля? 3. Что та

Неотомизм
Под неотомизмом понимается христианская философия, интерпретированная в духе философии Фомы (Томаса) Аквинского (1225-1274). В свое время Фома создал богословско-философскую систем

Фрейдизм
Зигмунд Фрейд (1856-1939) как ученый начинал с работ в области физиологии и анатомии головного мозга. Приобрел известность благодаря работам о детском церебральном параличе и афази

Неопозитивизм
Неопозитивизм — одно из самых распространенных и влиятельных направлений в философии XX в. начиная с 20-х гг. По своей общей направленности он является продолжением идей позитивизма XIX в.

Экзистенциализм
Экзистенциализм (от лат. existentia — существование) сформировался в первой половине XX в. и был самым популярным философским направлением в Запад­ной Европе в 40-60-х гг.. После Первой мировой вой

Франкфуртская школа
Франкфуртский институт социальных исследований был основан в 1923 г. Изна­чально он был ориентирован на работу в области истории социализма и рабочего движения. Директорами института были австромар

Герменевтика
Герменевтика (точнее, так называемая философская герменевтика, или герменев­тическая философия) — одно из влиятельных философских учений второй поло­вины XX в. Герменевтикой в широком смыс

Структурализм
В 60-е гг. во Франции структурализм оттеснил на второй план экзистенциализм. Он стал ведущим философским направлением во Франции, подобно тому как в Германии ведущим направлением становится философ

Постмодернизм. Философские настроения конца века
Общее состояние культуры второй половины XX в. социологи охарактеризовали как постмодернизм, понимая под постмодернизмом прежде всего стилевые изме­нения в искусстве (архитектуре, литературе, живоп

Сюжеты постмодернизма.
♦ В среде постмодернистов было распространено радикальное сомнение в воз­можности некоторого мировоззренческого, теоретического и жанрового един­ства в философии. Делая акцент на значении язы

Вопросыдля повторения
1. Как неотомизм рассматривает соотношение веры и разума, теологии и философии? 2. Какие идеи Аристотеля и Фомы Аквинского продолжаются в неотомизме? 3. О каких двух родах бытия и

Вопросы для повторения
1. Какими путями философские идеи приходили в Киевскую Русь? 2. Как Иоанн Дамаскин определял предмет философии? 3. Что понимал Иларион под «законом» и «благодатью»? 4. У

Вопросы для повторения
1. Какие идеологические концепции продолжаются в первой четверти XIX в.? 2. В чем заключалась политическая программа декабристов? 3. Как следует сформулировать антропологию по А.

Вопросы для повторения
1. Чем объясняется переход В. Г. Белинского от идеализма и идеи примирения с действительностью к материализму и демократизму? 2. Какую позицию в гносеологии занимал В. Г. Белинский и как о

Вопросы для повторения
1. В чем отличия в установке на революцию у М. А. Бакунина, П. Л. Лаврова и П. Н. Ткачева? 2. Как М. А. Бакунин определял свое отношение к идеализму и религии? 3. Почему М. А. Бак

Неославянофильство
В пореформенный период старое славянофильство трансформируется в так назы­ваемое почвенничество, представляющее собою разновидность консервативной политической идеологии и течение идеалистической ф

Вопросы для повторения
1. Что такое богоискательство? 2. В чем содержание «свободной теософии» у Вл. Соловьева? 3. Что понимает Вл. Соловьев под «Всеединством»? 4. Какую картину эволюции мира п

Вопросы для повторения
1. Что понимал Н. Ф. Федоров под «общим делом»? 2. В чем заключаются «продовольственный» и «санитарный» вопросы в федо­ровском плане регуляции? 3. Как Н. Ф. Федоров обосновывает н

Евразийство
В 1921 г. в Софии выходит сборник «Исход к Востоку. Предчувствия и сверше­ния. Утверждение евразийцев». Авторы статей — Н. С. Трубецкой, П. Н. Савиц­кий, П. П. Сувчинский, Г. В. Флоровский. В 1922

Интуитивизм
Николай Онуфриевич Лосский (1870-1965)развил философскую систему, кото­рую сам наз

Иррационализм
Особое место в русской религиозной философии принадлежит Л. И. Шестову. Лев Исакович Шестов (1866-1

Философия права
Иван Александрович Ильин (1883-1954) — один из наиболее известных для за­падной фи

Мистицизм
В начале XX в., особенно после революции 1905 г., усиливается интерес к мисти­цизму, оккультизму, теософии, йоге. Значительная часть интеллигенции отказы­вается от идеологии революционной деятельно

Вопросы для повторения
1. Какие изменения в идеологии интеллигенции характерны для начала века? 2. Что означал призыв к «смене вех»? 3. Как оценивали европейскую культуру евразийцы? 4. В чем ев

Вопросы для повторения
1. Что является, с точки зрения Г. В. Плеханова, главным фактором историческо­го развития? 2. Как Г. В. Плеханов рассматривал связь экономики и духовной жизни общест­ва? 3. В чем

Именной указатель
А Абеляр П. Аввакум Петров Авенариус Р. Авиценна (Ибн-Сина) Аврелий Августин Адлер А. Адорно Т. Айер Дж. Аксако

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги