рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Формационный и цивилизационный подходы к пониманию общества

Формационный и цивилизационный подходы к пониманию общества - раздел Философия, Философия Формационный Анализ Социальной Действительности Строится На Сравнении И Оценк...

Формационный анализ социальной действительности строится на сравнении и оценке этапов развития общества, выявлении объективных законов его движения. К. Маркс в предисловии к первому тому «Капитала» прямо заявляет, что целью его исследований является «открытие экономического закона современного общества». С этой задачей он справился блестяще. По мнению одного из крупнейших философов XX в. М. Хайдеггера (1889–1976), К. Маркс в своем научном анализе социальной действительности «проникает в сущностное измерение истории» и потому «марксистский взгляд на историю превосходит другие исторические теории».

Заслуга формационной теории состоит в том, что в ее рамках впервые появляется возможность выявить то общее, что было характерно для мирового исторического процесса, и то особенное, что отличает стадии развития общества друг от друга. Сильной стороной такого понимания истории является его способность к осмыслению вариантов социальной эволюции, технического и социального прогресса, необратимости изменений, соотношения уровней развития.

Формационный подход источником прогрессивного развития считает противоречие между производственными отношениями и производительными силами. Сам по себе механизм взаимодействия производственных отношений и производительных сил не содержит никаких факторов, которые могли бы порождать непрогрессивные формы исторического движения. Но история дает нам массу примеров того, когда прогрессивное развитие общества может блокироваться на протяжении длительного времени. Эту блокировку осуществляют многочисленные культурно-цивилизационные факторы, которые оказываются способными частично парализовать поступательное формационное движение, не прерывая его полностью, но могут и усиливать социально-экономическую формационную детерминацию.

В советском ортодоксальном марксизме учение об общественно-экономической формации вульгаризировалось, искажалось и догматизировалось. И.В. Сталин(1879–1953) свел весь исторический процесс к пяти формациям: первобытнообщинной, рабовладельческой, феодальной, капиталистической и коммунистической. Применение учеными пятичленной схемы вело к упрощению и неоправданному сближению разнородных и разнокачественных социальных систем. Учение о формациях в практике историков оказалось не средством социально-исторического анализа, а схемой, под которую подгонялись порядки разных стран.

В своих исследованиях ученые стремились не к установлению объективной истины об общественных процессах, а к выявлению признаков конкретной формации в общественных структурах той или иной страны. Если не удавалось отыскать соответствие исторической действительности «идеальному типу», то делались оговорки о своеобразии данной общественной структуры либо о ее недоразвитости, но сомнений относительно универсальной применимости схемы не возникало. Такой подход к изучению истории получил название формационного редукционизма. Он мешает продуктивно использовать формационный подход, во-1-х, при исследовании объективных закономерностей поступательного развития человечества, совершающего переход от одной стадии своего существования к другой, во-2-х, при изучении общества как целостной системы, в которой все части взаимосвязаны и взаимообусловлены.

В условиях демократического преобразования российского общества в общественных науках сформировалась позиция, сторонники которой пытаются отказаться от теории общественно-экономической формации под разными предлогами: 1) она относится якобы только к Европе и при анализе российской действительности не работает; 2) она будто бы не учитывает цивилизационные особенности; 3) она якобы не может доказать поступательное развитие производительных сил в условиях преобладания ручного труда, т.е. в древности, в средние века, в начале нового времени. Таким образом, отбрасывается идея, познавательная ценность которой не только не исчерпана, но практически вообще не использована в полном объеме нашими обществоведами.

На рубеже 80-х гг. философы, историки, социологи стали делать попытки использовать цивилизационный подход для исследования общественных процессов. Цивилизационный подход к историческому процессу нацелен на выявление того самобытного, своеобразного, что свойственно тому или иному народу или целому региону. Его сильная сторона состоит в том, что он сосредоточивает внимание на реальной специфике каждой культурно-исторической целостности, осмысление действительно имеющих в истории место циклических процессов (например, рост и распад империй).

Однако этот подход, доведенный до крайности, неизбежно приводит к отрицанию общих черт в развитии народов, элементов повторяемости в историческом процессе, его всемирности и отстаивает локальный замкнутый характер развития отдельных народов. Тогда как в действительности непроницаемых перегородок между цивилизациями никогда не было. Они соединяются, разделяются и сильно влияют друг на друга практически на протяжении всей известной человеческой истории. Кроме того цивилизационная специфика совершенно не исключает действия общих экономических и социально-политических закономерностей развития, которые имеют место во всех цивилизациях. Цивилизационный подход не обладает универсальными возможностями при объяснении происходящих в обществе процессов, потому что каждая цивилизация имеет свои ценности, которые часто не воспринимаются в других обществах. Так, например, в исламской культуре почти не воспринимаются такие западные ценности, как либерализм, индивидуализм, демократия и др. Цивилизационный подход к мировой истории выглядит исторически ограниченным, не отражает поступательности мировой истории, не позволяет понять необходимость перехода общества от одной стадии к другой.

Таким образом, и формационный, и цивилизационный подход имеют свои слабые и сильные стороны, высвечивают разные аспекты исторической реальности, поэтому они должны не исключать, а дополнять друг друга при исследовании общества. Если теория общественно-экономической формации не сводится только к классово-экономическому и политическому анализу, а опирается на ценности своей культурной системы, то формационный подход не только не противоречит цивилизационному, но напротив дополняет его. Формационный анализ строится на сравнении и оценке отдельных этапов развития человечества, связывая их прежде всего со сменой экономической структуры общества. Цивилизационный анализ включает в себя понимание внутреннего строения культуры, богатства ее связей с другими культурам и обществами. В единстве эти два подхода представляют мировую историю во всем богатстве и разнообразии свойственных ей экономических, политических, социальных, культурных процессов, как единую социокультурную эволюцию человечества.

Целостный формационно-цивилизационный подход позволяет разработать такую концепцию цивилизации, которая выводит исследование истории человечества на новый уровень и является дальнейшим развитием материалистического понимания общественной жизни. Тогда история человечества предстает как последовательная смена цивилизаций, проходящая следующие этапы: 1) локальные цивилизации (шумерская, индская); 2) особенные цивилизации (индийская, европейская); 3) мировая цивилизация, охватывающая все человечество. Она формируется в настоящее время и связана с решением глобальных проблем современности. Носителями мировой цивилизации стали Западная Европа и США и потому ее часто называют западноевропейской. Но отсюда вовсе не следует, что она не мировая, ибо в ее орбиту все сильнее втягиваются другие страны, имеющие свои самобытные культуры. Сегодня мы с полным правом можем говорить не только о едином мировом хозяйстве, мировой экономике, мировом разделении труда, о мировой системе коммуникаций, но и о нарождающейся мировой социокультурной системе, которая не исключает наличие особых культурных типов. Разумеется, нет никаких оснований рассматривать мировую цивилизацию как уже достигнутую цель всемирной истории, как уже завершившееся освобождение человека. До таких высот человечеству предстоит проделать, еще очень долгий и трудный путь.

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Философия

Пензенский государственный педагогический университет.. имени В Г Белинского.. Философия..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Формационный и цивилизационный подходы к пониманию общества

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Философский смысл проблемы бытия
Понятие «бытие» вводится в философию Парменидом еще в VI в. до н.э. и с той поры становится одной из важнейших категорий философии, выражая проблему существования действительности в ее самом общем

Философское учение о материи
Понятие материи формировалось на протяжении всей истории философии. Сначала философы рассматривали материю как первооснову вещей. И в качестве такой основы называли воду, огонь, землю, воздух и т.д

Движение, пространство и время, как формы бытия материи
При всей ограниченности взглядов на сущность материи философов-материалистов древнего мира, они были правы в том, что признавали неразрывность материи и движения. У Фалеса изменения первичной субст

Сознание как философская проблема
  Над тайной своего сознания человек начал задумываться еще в глубокой древности, наблюдая факты обмороков, смерти. Долгое время считалось невозможным раскрытие тайны сознания. Создан

Становление диалектики как учения. Принципы диалектики
Слово «диалектика» ввел в философию древнегреческий Сократ еще в V в. до н.э. В истории философии выделяются три основные формы диалектики: 1) греческая философия, 2) немецкая классическая философи

Понятие «закон». Законы диалектики
Наука и исторический опыт человечества доказывают, что развитие природы, общества и мышления есть непрерывное движение от одного качественного состояния к другому. Качество

Категории диалектики
Категориями называют основные понятия, отражающие общие и существенные свойства, стороны, отношения и связи определенных классов явлений. Занимая важное место в структуре всякой науки, они концентр

Сущность познания. Объект и субъект познания
Познание — это обусловленный общественно-исторической практикой процесс отражения объективной действительности сознанием человека с целью получения и расширения знания. Источником познания выступаю

Проблема истины
Истина есть адекватное отражение предметов действительности в сознании человека. Истина — это научная система, имеющая свою структуру, которая включает объективность и субъективность, абсолютность

Диалектика чувственного и рационального познания
В процессе познания достаточно четко просматриваются две стороны - чувственное отражение и рациональное познание. Поскольку исходным в познании выступает чувственное отражение, постольку до последн

Методы и формы научного познания
  В условиях бурного развития науки и превращения ее в непосредственную производительную силу все большее значение приобретает разработка логико-методологических проблем. В последние

Проблема антропогенеза
Проблема человека — это старая и вечно новая проблема. Человек стал предметом научного исследования еще в V в. до н.э., в философии софистов и Сократа, и с тех пор внимание к нему не ослабевает. Чт

Деятельность как способ существования человека
Понятие деятельности.Все явления и процессы общества являются продуктом человеческой деятельности, которая обеспечивает и определяет их возникновение функционирование и развитие. И

Личность как субъект общественной жизни
Когда говорят о личности, чаще всего имеют в виду отдельного человека. Но кроме понятия «личность» есть близкие к нему по содержанию категории «индивид», «индивидуальность». Словом «индиви

Общество как саморазвивающаяся система
Итальянский философ XVIII в. Д. Вико утверждал, что история общества тем отличается от истории природы, что первая создана нами, а вторая существует сама по себе, без участия человека. История обще

Общество и природа
Общество выступает как высшее порождение природы. Оно неотделимо от природы, не может существовать вне природы, выйти за ее границы. К. Маркс и Ф. Энгельс в связи с этим писали: «Мы знаем только од

Способ производства как материальная основа жизни общества
Современная экономика — это сообщество независимых и стремящихся к экономической самостоятельности людей, готовых собственными усилиями строить свое материальное благополучие. Главная проблема экон

Социальная структура общества
Социальная структура есть совокупность относительно устойчивых, стабильных социальных общностей людей, определенный порядок их связей и взаимодействий. Основой функционирования и развития социально

Политика и политическая система общества
Политика — это сознательная деятельность государств, социальных групп и индивидов, направленная на достижение, укрепление и использование власти, защиту интересов определенных социальных субъектов,

Государство как основной элемент политической системы
Государство как особая форма организации общества возникает только на определенной стадии человеческой истории, при сравнительно высоком уровне развития общественного производства и общественных от

Культура как предмет философского анализа
Термин «культура» произошел от латинского слова и первоначально имел смысл возделывания, облагораживания земли. Культура стала пониматься как «возделывание», «совершенствование» человеческой души,

Культура как процесс
Культура не может существовать вне своего носителя – человека. Человек творит культуру, опредмечивая в продуктах материального и духовного производства, нормах и ценностях результаты своего собстве

Взаимодействие материальной и духовной культуры
Материальная культура включает в себя всю сферу материальной деятельности и ее результаты (орудия труда, жилища, предметы быта, средства транспорта, связи и т.д.). Духовная культура охватывает сфер

Понятие прогресса
Многие ученые-обществоведы исходят из того, что в истории общества господствует прогресс, под которым понимают такой вид развития общества, который означает переход от менее совершенного общественн

Противоречивость прогресса
Итак, общество развивается поступательно от низших форм своей организации к более высоким и совершенным. Однако прогресс никогда не выступает в чистом виде. Напротив, он всегда связан с определенны

Критерии прогресса
Вследствие сложности и противоречивости общественного прогресса особую важность приобретает вопрос о его критерии, т.е. основном признаке, благодаря которому можно различить стадии развития обществ

Эволюция и революция
Прогрессивное развитие общества осуществляется в двух основных формах — эволюции и революции. Эволюция — это медленное, постепенное количественное изменение существующих о

Смысл и направленность исторического процесса
Исследование проблем общественного прогресса неизбежно порождает вопрос: имеет ли исторический процесс какой-либо смысл и какую-то направленность? В философии истории сложилось два подхода к решени

Ступени развития человеческой истории. Формация и цивилизация
Представление о ступенях развития общества вызревало на протяжении длительного периода существования философии и науки. Еще в IV в. до н.э. древнегреческий философ Декеарх М

Понятие современного общества и тенденции его развития
В современной литературе выделяют несколько видов цивилизаций. Наиболее распространенным и признанным является выделение традиционную, индустриальную и постиндустриальную цивилизации. Под

Происхождение и взаимосвязь глобальных проблем
Термин «глобальный», от латинского «глобус», т.е. Земля, Земной шар, означает общепланетарный характер тех или иных объективных процессов. Глобализация процессов означает не только то, что они охва

Проблема войны и мира
Самой острой и важной среди глобальных проблем является проблема мира. Предотвращение ядерной угрозы – не только жизненно важная проблема сама по себе, это необходимое условие решения всех других н

Угроза глобального экологического кризиса
Предотвращение угрозы ядерной войны – первое условие решения других глобальных проблем, на первое место среди которых выдвигается экологическая проблема, связанная с активным воздействием человека

Рост народонаселения и проблема продовольствия
Человечество увеличивается со скоростью десять тысяч человек в час. Причем скорость движения, т.е. прирост населения, постоянно возрастает. В античную эпоху темп годового прироста составлял 0,1%, в

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги