рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Понятие современного общества и тенденции его развития

Понятие современного общества и тенденции его развития - раздел Философия, Философия В Современной Литературе Выделяют Несколько Видов Цивилизаций. Наиболее Распр...

В современной литературе выделяют несколько видов цивилизаций. Наиболее распространенным и признанным является выделение традиционную, индустриальную и постиндустриальную цивилизации.

Под «традиционным обществом» понимается общество с аграрным укладом, малоподвижными структурами, в котором регуляция поведения основана на господстве традиций. В обществе традиционного типа господствует слабое разделение труда, полунатуральное хозяйство, экстенсивный характер экономики, население разделено на сословия. Поведение населения строго регламентируется и контролируется обычаями, традициями, нормами, социальными институтами, которые считаются незыблемыми. Но при этом положение человека стабильно, устойчиво и в определенной степени защищено обществом. Изменения в таком обществе идут очень медленно, но оно тем не менее развивается и в конце концов преобразуется в индустриальное общество.

Термин «индустриальное общество» впервые ввел А. Сен-Симон. Позже эту идею развили и обогатили Р. Арон, У. Ростоу, Д. Белл и др. Сторонники теории «индустриального общества» сводят социальный прогресс к переходу от отсталого «традиционного» общества, в котором господствует натуральное хозяйство и сословная иерархия, к передовому, промышленно развитому индустриальному (капиталистическому) обществу с массовым рыночным производством и буржуазными демократическими свободами. В основе этого перехода лежит техническое перевооружение производства, опора на новейшие технологии.

Индустриальное общество – это построенное на промышленной основе общество с гибкими структурами, требующими непрерывной модификации, способом социальной регуляции, основанном на сочетании свободы личности и интересов общества. Этот тип общества обеспечивает выполнение обществом интегративной функции не путем жесткого контроля за индивидами, а через создания гибких структур, позволяющих разумно сочетать свободу и интересы индивида с общими принципами регулирования их совместной деятельности.

Традиционное и индустриальное общества различаются и по характеру политических систем. Основой традиционного общества является высокая степень социального неравенства и низкий уровень дифференциации политических институтов. Власть сосредоточена в руках монарха. Большинство населения отстранено от управления государством.

К характерным чертам индустриального общества относятся: формирование гражданского общества и отделение его от государства; четко выраженный классовый характер политических структур и институтов и господство соответствующих идеологических ценностей; утвердившиеся демократии различных видов; формирование развитой политической системы с иерархией власти различных уровней; рационально бюрократический характер государственного управления.

Сейчас общественное производство принято рассматривать как совокупность четырех основных секторов: 1) добывающие отрасли и сельское хозяйство; 2) обрабатывающая промышленность; 3) сфера услуг; 4) информационный сектор, возникший в конце XX в.

На протяжении всей истории индустриального общества кризисы, имевшие место в его развитии, чаще всего касались пропорциональности обмена между первыми тремя секторами общественного производства, но при этом никогда не ставили под угрозу существование какого-либо из них. С середины XVIII в. и до конца 30-х годов XX в. все крупные хозяйственные преобразования не изменяли коренным образом соотношения трех первых секторов. Так, например, быстрое развитие обрабатывающей промышленности не только не устранило значимость первого сектора, но и поддерживало его. Достаточно вспомнить значение угля, железа, нефти, шерсти, хлопка для промышленного развития стран Европы и США.

Однако к средине XX в. положение изменилось самым радикальным образом. Если в сельском хозяйстве США в 1869г. создавалось до 40% валового национального продукта (ВНП), то к концу перовой мировой войны только 14%, а сейчас этот показатель не превышает 1,4%. Так же менялась структура занятости в аграрном секторе: в 1880г. здесь было занято 44% населения, в 1945 г. — 20%, сегодня менее 2%.

Своего расцвета индустриальная эпоха на Западе достигла в 30-е гг., когда доля второго сектора в структуре ВНП и структуре занятости стала главенствующей. 50-е гг. были последним периодом стабильности, а доля промышленного сектора в экономике развитых индустриальных стран достигла максимума. В 1955 г. в США в обрабатывающей промышленности и строительстве было занято 34,7% населения и производилось 34,5% ВНП. Еще более высокие показатели были в Европе: во Франции — 30,4 и 43,2%, Великобритании — 44,4 и 42,1%, в Германии — 41,2 и 47,4% соответственно.

С начала 60-х гг. ситуация стала заметно меняться. С одной стороны, научно-техническая революция привела к резкому сокращению занятости в промышленности и относительному снижению цен на промышленные товары, а с другой стороны — высокий уровень жизни населения вызвал гигантский спрос на разного рода услуги. В то же время все больше средств направлялось на производство технологий, информации и знаний. В 20-е гг. в США на сто занятых приходилось только три выпускника колледжа, а в середине 50-х гг. — уже 18. С начала 30-х гг. по середину 60-х гг. количество научных работников в исследовательских учреждениях выросло более чем в 10 раз. Доля управленческого аппарата на предприятиях увеличилась с 4% в 1940 г. до 14% в 1990 г. За 20 лет после окончания второй мировой войны расходы США на научные исследования выросли в 15 раз, а расходы на все виды образования — в 6. США тратили на научные исследования и образование более 9% своего ВНП.

Быстрыми темпами росла доля ВНП, создаваемого в сфере производства информации и знаний. В 1995 г. она составила почти 43% ВНП. Около 28% внешнеэкономических поступлений США получали за счет продажи новейших технологий. Наиболее быстрорастущими категориями работников стали программисты, менеджеры, работники сферы образования и т.п. Темпы прироста работников этого сектора производства достигали 10% в год.

Таким образом, в обществе все более четко просматривается переход от массового производства благ и услуг к экономике, основанной на самовыражении индивидов в производстве и новом качестве человека как субъекта производства и потребления. Человек из средства производства и деятельности все больше превращается в цель общественного развития, ради которой осуществляются все преобразования в обществе.

 

Вопрос о том, существует ли человечество как целостность, как субъект истории учеными решается неоднозначно. О. Шпенглер утверждал, что человечество — это пустой звук, что у человечества нет никакой цели, никакой идеи, никакого плана и потому его надо исключить из круга научных проблем. Подобный взгляд отстаивает и английский историк и социолог А. Тойнби, который представляет историю человечества как совокупность замкнутых локальных цивилизаций. Он отвергает концепцию единой цивилизации, которая существует в современной науке. Одной из причин такого заблуждения ученых Тойнби считает то обстоятельство, что современная западная цивилизация распространила свою экономическую систему по всему миру, за которой последовала и политическая унификация. А если нет единства цивилизации, то нет и единого человечества.

И тем не менее человечество существует реально и объективно, независимо от точки зрения ученых. Человечество существует как часть материального мира, активно влияющее своей деятельностью на природу. Есть всемирная история, единство и всеобщность которой зафиксировано многочисленными исследованиями историков. Подчеркивая невозможность построения общей теории исторического процесса на материале отдельных стран, российский академик Н.И. Конрад пишет: «Материалом может быть только история всего человечества, которое именно в целом и является субъектом истории». По мнению Б.Ф. Поршнева, человечество никогда не переставало существовать как целое, а все существующие внутри его грани можно рассматривать как строение целого.

Человечество как социальная общность обладает рядом отличительных признаков. Во-1-х, единство его биологической организации. Люди образуют единый вид. Они едины по своему физическому облику, морфологическим признакам, генетическим характеристикам и т.д. Расовые различия возникли как отражение сложной совокупности природных условий, изоляции, смешения элементов естественного отбора и т.д. В ходе исторического развития происходит перемешивание различных расовых групп и обнаруживается тенденция к преодолению расовых особенностей. В отдаленной исторической перспективе кровное единство человечества будет укрепляться, устраняя расовые различия, способствуя все более тесному биологическому объединению людей.

Во-2-х, социальное единство людей. В основе возникновения и существования людей лежит труд. Трудовая деятельность является родовой формой единства человека с природой, способом соединения в единое целое малочисленные родовые организации первых людей. Трудовая деятельность есть специфическое для человека материальное отношение к действительности, которое свойственно всем людям и является главным отличительным признаком выделения человека из животного мира. Производя необходимые для жизни материальные блага, люди с необходимостью создают свои общественные отношения.

В-3-х, интеллектуальное единство людей. Природа человеческого Разума при всей его исторической специфичности все же едина для всех народов и индивидов, несмотря на имеющиеся у них отличительные культурно-исторические признаки. Людям свойственна определенная логическая форма мышления и организации получаемой информации. Мышление людей совершается по одним и тем же логическим законам, независимо оттого знают они об этом или нет.

В-4-х, целостность человечества, которая определяется единством его происхождения и единством способа жизнедеятельности. Мировая история наглядно демонстрирует единство человечества и мировую общность культур. По мере развития материального производства расширялись и обогащались связи и отношения между отдельными группами людей. Сущностное единство дополнялось все расширяющимся непосредственным общением, распространением экономического и культурного обмена между человеческими сообществами. Так, в верхнем палеолите он осуществлялся в радиусе до 800 км, во II тысячелетии до н.э. в радиусе до 8000 км, а к VIII в. нашей эры он охватил всю Азию, Африку и Европу.

От поколения к поколению нарастала целостность человечества, утверждалась всемирность истории. Временное единство исторического процесса во всем объеме дополняется пространственным единением человеческого рода в то целое, где наглядно обнаруживается взаимодействие его составляющих. Если для исторической науки представление о человечестве как едином целом уже с самого начала истории было правомерно и истинно, то для экономического мышления всемирность человечества как хозяйственного субъекта складывается только с возникновением капитализма. Развитие капиталистических отношение обеспечили преодоление рамок натурального хозяйства и проложило путь к формированию мирового рынка, хозяйственной основы экономического единства человечества.

Целостность человечества обнаруживается в эстетическом освоении действительности, которая возникла на заре человечества как выражение, социально-родовых связей, объединивших людей в первые человеческие общности. Потребность сохранить, закрепить и передать будущим поколениям возникшую социальность, была одной из причин, породивших эстетическое отношение к миру.

Искусство в ярко выраженной форме дает целостное восприятие мира, в центре которого стоит человек, в его произведениях отражается связь времен и поколений, настоящее и будущее человечества. Можно сказать, что благодаря художникам и их творениям человечество возникает как цельная индивидуальность. Художник через современность объединяет мир прошедший с миром будущим. В силу этого эстетическое сознание несет в себе образ человечества как целостности.

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Философия

Пензенский государственный педагогический университет.. имени В Г Белинского.. Философия..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Понятие современного общества и тенденции его развития

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Философский смысл проблемы бытия
Понятие «бытие» вводится в философию Парменидом еще в VI в. до н.э. и с той поры становится одной из важнейших категорий философии, выражая проблему существования действительности в ее самом общем

Философское учение о материи
Понятие материи формировалось на протяжении всей истории философии. Сначала философы рассматривали материю как первооснову вещей. И в качестве такой основы называли воду, огонь, землю, воздух и т.д

Движение, пространство и время, как формы бытия материи
При всей ограниченности взглядов на сущность материи философов-материалистов древнего мира, они были правы в том, что признавали неразрывность материи и движения. У Фалеса изменения первичной субст

Сознание как философская проблема
  Над тайной своего сознания человек начал задумываться еще в глубокой древности, наблюдая факты обмороков, смерти. Долгое время считалось невозможным раскрытие тайны сознания. Создан

Становление диалектики как учения. Принципы диалектики
Слово «диалектика» ввел в философию древнегреческий Сократ еще в V в. до н.э. В истории философии выделяются три основные формы диалектики: 1) греческая философия, 2) немецкая классическая философи

Понятие «закон». Законы диалектики
Наука и исторический опыт человечества доказывают, что развитие природы, общества и мышления есть непрерывное движение от одного качественного состояния к другому. Качество

Категории диалектики
Категориями называют основные понятия, отражающие общие и существенные свойства, стороны, отношения и связи определенных классов явлений. Занимая важное место в структуре всякой науки, они концентр

Сущность познания. Объект и субъект познания
Познание — это обусловленный общественно-исторической практикой процесс отражения объективной действительности сознанием человека с целью получения и расширения знания. Источником познания выступаю

Проблема истины
Истина есть адекватное отражение предметов действительности в сознании человека. Истина — это научная система, имеющая свою структуру, которая включает объективность и субъективность, абсолютность

Диалектика чувственного и рационального познания
В процессе познания достаточно четко просматриваются две стороны - чувственное отражение и рациональное познание. Поскольку исходным в познании выступает чувственное отражение, постольку до последн

Методы и формы научного познания
  В условиях бурного развития науки и превращения ее в непосредственную производительную силу все большее значение приобретает разработка логико-методологических проблем. В последние

Проблема антропогенеза
Проблема человека — это старая и вечно новая проблема. Человек стал предметом научного исследования еще в V в. до н.э., в философии софистов и Сократа, и с тех пор внимание к нему не ослабевает. Чт

Деятельность как способ существования человека
Понятие деятельности.Все явления и процессы общества являются продуктом человеческой деятельности, которая обеспечивает и определяет их возникновение функционирование и развитие. И

Личность как субъект общественной жизни
Когда говорят о личности, чаще всего имеют в виду отдельного человека. Но кроме понятия «личность» есть близкие к нему по содержанию категории «индивид», «индивидуальность». Словом «индиви

Общество как саморазвивающаяся система
Итальянский философ XVIII в. Д. Вико утверждал, что история общества тем отличается от истории природы, что первая создана нами, а вторая существует сама по себе, без участия человека. История обще

Общество и природа
Общество выступает как высшее порождение природы. Оно неотделимо от природы, не может существовать вне природы, выйти за ее границы. К. Маркс и Ф. Энгельс в связи с этим писали: «Мы знаем только од

Способ производства как материальная основа жизни общества
Современная экономика — это сообщество независимых и стремящихся к экономической самостоятельности людей, готовых собственными усилиями строить свое материальное благополучие. Главная проблема экон

Социальная структура общества
Социальная структура есть совокупность относительно устойчивых, стабильных социальных общностей людей, определенный порядок их связей и взаимодействий. Основой функционирования и развития социально

Политика и политическая система общества
Политика — это сознательная деятельность государств, социальных групп и индивидов, направленная на достижение, укрепление и использование власти, защиту интересов определенных социальных субъектов,

Государство как основной элемент политической системы
Государство как особая форма организации общества возникает только на определенной стадии человеческой истории, при сравнительно высоком уровне развития общественного производства и общественных от

Культура как предмет философского анализа
Термин «культура» произошел от латинского слова и первоначально имел смысл возделывания, облагораживания земли. Культура стала пониматься как «возделывание», «совершенствование» человеческой души,

Культура как процесс
Культура не может существовать вне своего носителя – человека. Человек творит культуру, опредмечивая в продуктах материального и духовного производства, нормах и ценностях результаты своего собстве

Взаимодействие материальной и духовной культуры
Материальная культура включает в себя всю сферу материальной деятельности и ее результаты (орудия труда, жилища, предметы быта, средства транспорта, связи и т.д.). Духовная культура охватывает сфер

Понятие прогресса
Многие ученые-обществоведы исходят из того, что в истории общества господствует прогресс, под которым понимают такой вид развития общества, который означает переход от менее совершенного общественн

Противоречивость прогресса
Итак, общество развивается поступательно от низших форм своей организации к более высоким и совершенным. Однако прогресс никогда не выступает в чистом виде. Напротив, он всегда связан с определенны

Критерии прогресса
Вследствие сложности и противоречивости общественного прогресса особую важность приобретает вопрос о его критерии, т.е. основном признаке, благодаря которому можно различить стадии развития обществ

Эволюция и революция
Прогрессивное развитие общества осуществляется в двух основных формах — эволюции и революции. Эволюция — это медленное, постепенное количественное изменение существующих о

Смысл и направленность исторического процесса
Исследование проблем общественного прогресса неизбежно порождает вопрос: имеет ли исторический процесс какой-либо смысл и какую-то направленность? В философии истории сложилось два подхода к решени

Ступени развития человеческой истории. Формация и цивилизация
Представление о ступенях развития общества вызревало на протяжении длительного периода существования философии и науки. Еще в IV в. до н.э. древнегреческий философ Декеарх М

Формационный и цивилизационный подходы к пониманию общества
Формационный анализ социальной действительности строится на сравнении и оценке этапов развития общества, выявлении объективных законов его движения. К. Маркс в предисловии к первому тому «Капитала»

Происхождение и взаимосвязь глобальных проблем
Термин «глобальный», от латинского «глобус», т.е. Земля, Земной шар, означает общепланетарный характер тех или иных объективных процессов. Глобализация процессов означает не только то, что они охва

Проблема войны и мира
Самой острой и важной среди глобальных проблем является проблема мира. Предотвращение ядерной угрозы – не только жизненно важная проблема сама по себе, это необходимое условие решения всех других н

Угроза глобального экологического кризиса
Предотвращение угрозы ядерной войны – первое условие решения других глобальных проблем, на первое место среди которых выдвигается экологическая проблема, связанная с активным воздействием человека

Рост народонаселения и проблема продовольствия
Человечество увеличивается со скоростью десять тысяч человек в час. Причем скорость движения, т.е. прирост населения, постоянно возрастает. В античную эпоху темп годового прироста составлял 0,1%, в

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги