рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Деистическое направление во Французской философии

Деистическое направление во Французской философии - раздел Философия, Философия Шарль-Луи Монтескье (1689-1755) Происходил Из Знатного Феодального Рода Основ...

Шарль-Луи Монтескье (1689-1755) происходил из знатного феодального рода Основные работы: «Персидские письма», «О духе законов». Он был прежде всего социологом и стремился вывести принципы исследования социальных явлений. не из предрассудков людей, а из самой природы вещей. «Я начал с изучения людей, - писал Монтескье, - и нашел, что все бесконечное разнообразие их законов и нравов не вызвано единственно произволом их фантазии. Я установил общие начала и увидел, что частные случаи как бы сами собой подчиняются им, что история каждого народа вытекает из них как следствие и всякий частный закон связан с другим законом или зависит от другого более общего закона». Он приходит к выводу, что общественная жизнь есть закономерный процесс, причем объективные законы не навязаны обществу извне, а существуют в нем самом в качестве внутренней сущности отдельных социальных явлений. Монтескье дает такое определение закона: «Законы в самом широком значении этого слова суть необходимые отношения, вытекающие из природы вещей». Он выделяет четыре естественных закона жизни людей: 1) состояние мира между людьми; 2) стремление добывать пищу; 3)влечение людей друг к другу; 4) желание жить в обществе.

На основе естественных законов люди начинают создавать положительные (человеческие) законы. Появляются законы, определяющие отношения между народами, между правителями и населением, отношения граждан между собой. Положительный закон отражает объективный характер общественных отношений. «Законам, созданным людьми, должна была, - писал Монтескье, - предшествовать возможность справедливых отношений».

По мере развития цивилизации роль законов, издаваемых государством, возрастает. И Монтескье часто высказывает надежду на разум законодателей, которые должны издавать хорошие законы и навести порядок в обществе. Монтескье считал, что государство – продукт человеческого разума. Люди поняли, что вне государства они не смогут нормально существовать и развиваться и потому предпочли государство естественному состоянию.

Он различает три формы правления – республику, монархию, деспотию. В республике власть находится или в руках всего народа (демократия), или его части (аристократия). Монархия – это власть одного человека, осуществляемая посредством законов. Деспотия это власть, подчиняющаяся произволу одного лица, игнорирующего законы. Лучшей формой правления Монтескье считает монархию, где каждому гарантирован минимум свобод. В конституционной монархии должно быть разделение законодательной, исполнительной и судебной властей. Основная цель разделения властей – не допустить злоупотребления властью и превращения ее в произвол. Чтобы исключить такую возможность, отмечал Монтескье, «необходим такой порядок вещей, при котором различные власти могли бы взаимно сдерживать друг друга». Учение Монтескье о законах и разделении властей оказало положительное влияние на развитие политико-правовой мысли в Европе и особенно на теорию и практику правовой государственности.

 

Жан-Жак Руссо (1712-1778) родился в Женеве, в семье часовщика. В 1741 г. он приезжает в Париж, быстро сблизился с Дидро и другими энциклопедистами, стал самым влиятельным идеологом радикального крыла французского Просвещения. Основные труды: «Рассуждения о происхождении и основаниях неравенства между людьми», «Общественный договор», «Эмиль, или О воспитании». Руссо впервые в истории общественной мысли указал на противоречивость общественного прогресса. Он обратил внимание на отрицательные стороны прогресса: научно-техническое развитие цивилизации не улучшает состояние человеческой нравственности; плоды прогресса остаются недоступными для большинства населения; разделение труда разрушает естественную целостность и гармоничность человеческой жизни; специализация усиливает зависимость человека от труда людей других профессий и порождает крайнюю односторонность в развитии индивида; возникает противоречие между общественной и личной деятельностью.

Другая важная мысль Руссо связана с понятием отчуждения человека от человека, основой которого он считал частную собственность. Собственность, по мнению Руссо, развращает общество, порождает неравенство, насилие, ведет к порабощению человека Он различает физическое, политическое и имущественное неравенство. Физическое неравенство происходит от природы, оно неизбежно и связано с различиями в физических и умственных способностях. Политическое неравенство он связывает с различием в положении сословий и юридическими привилегиями. Имущественное неравенство он связывает с политическим неравенством, которое позволяет горстке аристократов утопать в роскоши, а массы лишает самого необходимого. Однако Руссо вовсе не ратует за полное уничтожение частной собственности. Напротив он утверждает, что именно собственность может дать человеку свободу и независимость, принести ему покой и уверенность в своих силах. Выход из этого противоречия Руссо видел в уравнивании размеров собственности и считал, что справедливое устройство общественной жизни можно достичь только там, где люди в равной мере будут обладать собственностью.

По Руссо, в первоначальном естественном состоянии людей отсутствовало «состояние войны всех против всех». Люди были равны между собой в имущественном отношении, жили независимо друг от друга. Каждый был занят своим делом, заботился о своих интересах, не вступал в конфликты с соседями. Они в то время имели «только истинные потребности», были нравственно чисты, поскольку не испытали еще на себе развращающего воздействия роскоши и безделья. С помощью идеи «естественного права» он пытается обосновать неотъемлемость таких прав человека, как право на жизнь, свободу и собственность. Развитие хозяйственной деятельности привело к формированию частной собственности, ставшей основой гражданского общества и причиной появления неравенства. Частная собственность породила разность интересов у людей и привела общество к ситуации «войны всех против всех». Под предлогом установить гражданский мир в обществе богатые предложили бедным образовать государство. Бедным не было смысла отказываться, потому что они то же нуждались в мире и спокойствии.

Итак, государство возникло путем общественного договора с целью обеспечения общественной безопасности и охраны свободы граждан. Договор был заключен не между народом и правительством, а всеми членами нации друг с другом, поэтому граждане сохраняют за собой полное право выступать вооруженной силой против правительства, нарушающего свои обязательства перед народом. Руссо отстаивает суверенитет народа, к которому он относит все взрослое мужское население, а не какой-то особый слой или класс. Суверенитет неотчуждаем и неделим. Отчуждение суверенитета от народа в пользу отдельных лиц или деление его между различными частями народа означало бы, по Руссо, отрицание суверенитета как общей воли всего народа.

Руссо отвергал представительную форму власти и полагал, что законы должны приниматься на всенародных референдумах. Законодательную власть Руссо называет сердцем государства. «Не законами живо Государство, - пишет Руссо, - а законодательной властью. Закон, принятый вчера, не имеет обязательной силы сегодня; но молчание подразумевает молчаливое согласие, что суверен непрестанно подтверждает законы, если он их не отменяет, имея возможность это сделать».

Исполнительная власть не может принадлежать всей массе народа, а создается по решению суверена для того, чтобы приводить в исполнение законы, поддерживать политическую и гражданскую свободу. Устройство власти, по Руссо, должно быть таково, чтобы «оно всегда было готово жертвовать Правительством для народа, а не народом для Правительства». В зависимости от того, кому принадлежит исполнительная власть Руссо различает такие формы правления, как демократия, аристократия, монархия. Демократия пригодна для малых государств, аристократия – для средних, монархия – для больших..

С целью контроля за деятельностью исполнительной власти и поддержания положений общественного договора должны периодически проводиться народные собрания по двум вопросам: 1) сохраняется ли существующая форма правления? 2) сохраняется ли исполнительная власть в прежних руках? Народ имеет право не только изменить форму правления, но и расторгнуть общественный договор и вновь возвратить себе естественную свободу.

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Философия

Пензенский государственный педагогический университет... имени В Г Белинского... Философия...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Деистическое направление во Французской философии

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Лекция 1. Возникновение философии, особенности философского мышления в Древней Индии и в Древнем Китае.
Философия возникает более 2,5 тысяч лет назад в Китае, Индии, античной Греции. Термин «философия» в переводе с древнегреческого означает любовь к мудрости. Как показывает история философии, сама фи

Понятие «мировоззрение». Типы мировоззрений.
Мы живем в эпоху, когда обострились проблемы, от решения которых зависит ответ на гамлетовский вопрос: быть или не быть человеку и человечеству на Земле. Можно, конечно, попытаться укрытьс

Философия как особый тип мировоззрений и познаний.
Мы уже определили точку отсчета, время рождения философии. С этого времени прошло два с половиной тысячелетия, в течение которых взгляды на содержание и задачи философии развивались. Первоначально

Становление философии на Древнем Востоке.
История Древней Индии делится на два больших периода. Первый связан с хараппской цивилизацией, сложившейся в долине Инда в районе III—II тысячелетия до н. э. Второй период определяют как время индо

Материализм и диалектика досократиков
Античная философия возникла на восточной окраине греческого мира, в основанных греками городах Малой Азии, где была создана более развитая промышленность и духовная культура, чем в самой Греции. Пе

От космоса к человеку: софисты, Сократ.
Во 2-й половине V в. до н.э. в Древней Греции появляются софисты (от древнегреч. «софистэс» - знаток, мастер, мудрец). Но софисты были мудрецами особого рода. Они учили не тому, как познать истину,

Эллинистическая философия.
В III в. до н.э. в античном обществе разразился кризис, охвативший экономическую, политическую, социальную сферы. Кризис в обществе нашел свое отражение и в философии, которая все больше утрачивала

Философия средневековья.
Становление средневековой философии охватывает период с I по IV в. н.э и проходило в ожесточенной борьбе между различными течениями и школами античной философии, с одной стороны, и формирующимся хр

Философия Возрождения.
Николай Кузанский (1401-1464) родился в семье крестьянина, но получил хорошее образование, стал кардиналом и вторым лицом в римской церковной иерархии. Основные работы: «Об ученом незнании», «О быт

Эмпирический материализм XVII в.
Фрэнсис Бэкон (1561-1626) является родоначальником английского эмпирического материализма. Основные работы: «Новый Органон», «Опыты нравственные и политические», «Новая Атлантида». Бэкон считал, чт

Рационалистическая философия XVII в.
Рене Декарт (1596-1650) родился в семье дворянина. Основные работы: «Рассуждения о методе», «Метафизические размышления», «Начала философии». Он решительно выступал против схоластики как оторванной

Субъектный идеализм Д. Беркли и скептицизм Д. Юма.
Джордж Беркли (1684-1753) родился в дворянской семье. В 1710 г. вышел его главный труд «Трактат о принципах человеческого знания», в котором он излагает основные положения субъективного идеализма.

Французский материализм XVIII в
Поль Анри Гольбах (1723-1789) родился в семье богатого купца, имевшего титула барона. Окончил Лейпцигский университет и в 1750 г. переезжает из Германии в Париж, где быстро сошелся с энциклопедиста

И. Кант
Иммануил Кант (1724-1804) родился в Кенигсберге, в семье богатого ремесленника. Окончил Кенигсбергский университет. В философии Канта принято различать два периода – докритический и критический.

Философия природы
Абсолютная идея, по Гегелю, познав свое содержание, решает отпустить себя в качестве природы. «Природа есть идея в форме инобытия». Здесь идея становится реальностью. Ценность философии природы, по

Философия духа
Философия духа Гегеля представляет собой идеалистическое учение об общественной жизни, о различных видах человеческой деятельности, о формах общественного сознания. Реальные связи людей, все многоо

Феноменология рассматривает три формы индивидуального сознания: сознание, самосознание и разум.
Сознание на начальном этапе своего развития имеет предметный характер, поэтому здесь речь идет об отношении сознания к объекту как чему-то такому, что не зависит от сознания. Это – чувственное созн

Л. Фейербах
Людвиг Андреас Фейербах (1804-1872) родился в семье выдающегося криминалиста Ансельма Фейербаха. Закончил Берлинский университет. Основные работы: «Сущность христианства», «Основы философии будущег

Лекция 7. Философия марксизма
  Сейчас некоторые отечественные критики марксизма говорят о том, что теория марксизма возникла только благодаря гениальности К. Маркса и Ф. Энгельса и не имела под собой никакого объ

Материалистическое понимание истории
К апрелю 1846 г. Маркс и Энгельс завершили совместный труд «Немецкая идеология», где излагается сущность материалистического понимания истории. Предпосылками построения этой теории для ее авторов б

Материалистическая диалектика
Маркс и Энгельс, высоко оценивая диалектику Гегеля, отмечали ее не способность понять и исследовать природные и социальные процессы. Они критически преобразовали гегелевскую диалектику и показали,

Обоснование коммунизма
Идея коммунизма связана с упразднением частной собственности, поэтому Маркс, прежде всего, должен был выяснить происхождение этой собственности. Исследование частной собственности – это исследовани

Историческая судьба марксизма
Создавая свою теорию, Маркс не избежал целого ряда серьезных ошибок в своих выводах относительно перспектив развития социальной действительности. Однако отдельные ошибочные выводы с лихвой перекрыв

Философия жизни.
Философия «жизни» как одно из наиболее влиятельных философских течений на Западе складывалось во второй половине XIX в., но своими корнями она уходит в философию А. Шопенгауэра. В «философии жизни»

Позитивизм.
Одним из наиболее влиятельных течений западноевропейской философии является позитивизм, сформировавшийся в 30-е гг. XIX в. Основателем позитивизма является французский философ Огюст Конт (1798-1857

Экзистенциализм.
Экзистенциализм возникает в 20-е гг. XX в. в Германии. Его основателями были М. Хайдеггер (1889-1976), К. Ясперс (1883-1969). В 40-е гг. он распространяется во Франции. Наиболее видными представите

Психоанализ.
ПсихоаналитическаяфилософияоснованаавстрийскимврачомЗигмундомФрейдом(1856-1939). Психоанализ нацелен прежде всего на выявление основ человеческого бытия, структурных элементов псих

Борьба идей в русской философии в середине XIX в.
Своими истоками русская философия уходит в XI в., когда шел процесс становления древнерусского государства и формирования общерусского общественного сознания. На формирование и развитие русской фил

Религиозная философия России
Владимир Сергеевич Соловьев (1853-1900) - сын выдающегося историка С.М. Соловьева. В юности пережил религиозный кризис, стал атеистом, последователем материалиста Бюхнера и нигилиста Д.И. Писарева.

Народническая философия
Петр Лаврович Лавров (1823-1900) родился в помещичьей семье, окончил Михайловское артиллерийское училище. В 50-е гг. у него появился интерес к социально-политической проблематике. В 1862 г. он вход

Судьба марксистской философии в России.
Георгий Валентинович Плеханов (1856-1918) родился в семье мелкопоместного дворянина. Участвовал в движении народников, состоял в обществе «Земля и воля». После ее раскола был одним из организаторов

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги