рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Л. Фейербах

Л. Фейербах - раздел Философия, Философия Людвиг Андреас Фейербах (1804-1872) Родился В Семье Выдающегося Криминалиста ...

Людвиг Андреас Фейербах (1804-1872) родился в семье выдающегося криминалиста Ансельма Фейербаха. Закончил Берлинский университет. Основные работы: «Сущность христианства», «Основы философии будущего». После защиты докторской диссертации работал в Эрлангенском университете. В 1830 г. анонимно вышла книга «Мысли о смерти и бессмертии» с откровенно антирелигиозным содержанием. Авторство Фейербаха было установлено и в 1832 г. его увольняют из университета. К преподавательской деятельности он больше не возвращался. В1837 г. Фейербах женился и поселился в имении жены в Брукберге, где прожил почти безвыездно до самой своей смерти.

Критика религии. Непримиримая борьба против религии была главным делом всей жизни Фейербаха. Он не ограничивался критикой библейских преданий, а стремился добраться до корней христианской религии и более того – до сущности всякой религии. Религия, по Фейербаху, должна стать предметом объективного научного познания и миф о том, как бог создал человека, должен быть заменен достоверным знанием того, как человек создал бога. Разгадку веры следует искать в глубинах человеческой психики, а это требует познания природы человека в целом. Психология религии перерастает у Фейербаха в антропологию. «Только антропология является ключом к скрытым тайнам религии», - пишет Фейербах.

Основу всякой религии, по Фейербаху, составляет чувство зависимости. Предмет, явившийся источником зависимости, становится объектом религиозного почитания. Само чувство зависимости предполагает наличие у человека потребностей. Все многообразие человеческих потребностей может быть сведено к одному знаменателю – к желанию счастья. Чувство зависимости связано с тем, что может дать или отнять счастье. Из стремления к недостижимой цели возникает чувство зависимости, воплощаемой в религиозной вере. «Человек верит в богов не только потому, что у него есть фантазия и чувство, но также и потому, что у него есть стремление быть счастливым. Он верит в блаженное существо не только потому, что имеет представление о блаженстве, но и потому, что он сам хочет быть блаженным; он верит в совершенное существо потому, что сам хочет быть совершенным; он верит в бессмертное существо потому, что сам не желает умирать», - утверждает Фейербах.

Вера в бога, по Фейербаху, вытесняет мысль о средствах устранения существующего зла, потому что человек под влиянием религии жертвует осуществимыми желаниями во имя неосуществимых. Вера закрепляет чувство зависимости, поэтому для избавления от религии необходимо приобрести чувство независимости, осознать, что «судьба человечества зависит не от существа вне его или над ним стоящего, а от него самого», что судьба человечества не в божьей воле, а в руках людей. Он доказывает, что созидательная деятельность людей стимулировалась не верой в бога, а необходимостью удовлетворять свои потребности, что «христианская религия, по существу, не заключает в себе принципа культуры, образования, т. к. она преодолевает границы и трудности земной жизни только фантазией, богом и на небесах» и тот, кто «уже наслаждается небесным блаженством в своем воображении, тот не чувствует нищеты и бедности, которые вызывают стремление к культуре».

Антропологический материализм. Фейербах доказывает, что природа есть единственная реальность, а человек – ее высший продукт. Он определяет материю как бытие вне мышления, вне сознания, т. е. не только как предмет чувств, но и как предмет разума. Если бы не было материи, разум не имел бы ни побуждения, ни материала для мышления, не имел бы содержания. Материю нельзя отрицать, не отрицая разума, утверждает Фейербах. Таким образом, противопоставляя материю и сознание, он пытается раскрыть содержание понятия материи как объективной реальности, существующей вне сознания.

Фейербах опровергает кантовское определение пространства и времени как априорных форм чувственности и делает упор на обосновании их объективности. Пространство и время оказываются не простыми формами явлений, а составляют основные условия и законы бытия и мышления. Существование мышления вне времени и пространства, по Фейербаху, есть такая же бессмыслица, как и существование бытия вне времени и пространства. Однако отсюда вовсе не следует, что содержание мышления имеет пространственные характеристики, т. е. понятия можно было бы измерить, взвесить и т. п.

Фейербах считает, что изменение природы происходит при сохранении ее основных элементов и вечности материи. На Земле при определенных условиях возникли простейшие организмы, а затем более сложные и с течением времени природа дошла до такой степени развития, что «оказалась в состоянии собственными силами вызвать появление человека».

Фейербах негативно оценивает вульгарный материализм, который вместо того, чтобы отрицать первичность сознания, отрицает ее действительность. Он отстаивает философский материализм и доказывает, что материализм не «уродливое порождение нового времени», как думают некоторые, он существовал всегда, с тех пор как существуют люди, и будет существовать до тех пор, пока будут люди. «Материализм так же стар и так же широко распространен, как и человечество; он так же ясен, как свет, так же необходим, как хлеб и вода, так же неизбежен, непреложен, неминуем, как воздух…».

Фейербах не признает понимание французским материализмом мира как механического агрегата и рассматривает мир как органическое целое, в центре которого стоит человек. Человек для него не только основной предмет и конечная цель философии, но и мерило всего сущего. Он как бы моделирует бытие по образу и подобию человека. Но в материализме Фейербаха, прежде всего, отсутствует диалектический переход от явлений природы к социальным явлениям и вместе с тем пропадает качественная граница между законами общества и природы. Суть антропологического принципа состоит в сведении всех общественных явлений к абстрактной природе человека. Основанием антропологизма является не общество и не отдельный индивид, а совокупная связь Я и Ты. Совокупность отношений между отдельными индивидами образует у Фейербаха общество, которое оказывается уже вторичным, производным от этих отношений. Антропология не в состоянии перешагнуть порог научного познания до тех пор, пока не перерастет в социологию, которая раскрывает законы социального бытия как особой формы движения материи.

Теория познания. Единственным источником познания, по Фейербаху, являются ощущения, на базе которых у человека формируется мышление. По содержанию мышление не дает людям ничего нового, по сравнению с тем, что дано в чувствах. Но вместе с тем, мышление следует отличать от чувственных данных: мыслить – значит уметь читать показания чувств. Он подчеркивает единство чувственного и рационального в познании: как чувства без мышления не представляют собой чего-либо, так и мышление не представляет чего-либо без чувств. Органом мышления, по Фейербаху, является мозг, но органом мысли мозг становится только в связи с головой и телом человека, т. е. мыслит не мозг сам по себе, а человек при помощи мозга. Критерием истины у него оказывается чувственное знание, а не практика. Если все люди воспринимают предмет одинаково, то, следовательно, наше знание истинно.

Фейербах резко выступает против агностицизма Канта и разделения познаваемой действительности на «мир явлений» и « мир вещей в себе». Предела в познании человеком материального мира не существует и вся история науки подтверждает, что граница познания постоянно расширяется, что человеческий разум способен открывать глубочайшие тайны природы.

Социально-политические взгляды. Фейербах не смог распространить свой материализм на общественные отношения, хотя у него есть совершенно материалистические высказывания. «Во дворцах мыслят иначе, чем в хижинах». «Если у тебя от голода и по бедности нет питательных веществ в теле, то и в голове твоей, в твоих чувствах и в твоем сердце нет пищи для морали». «Когда человек только что вышел из лона природы, он тоже был лишь чисто природным существом, а не человеком. Человек – это продукт человека, культуры, истории».

Он пытается построить свои социологические взгляды на чисто этической основе. Он считал, что историю определяет разумный эгоизм, т. е. правильно понимаемый интерес каждого отдельного человека. Эгоизм, в конечном счете, совпадает с общественным интересом и потому между ними не может быть конфликта. «Без эгоизма у тебя нет головы, а без альтруизма у тебя нет сердца», - утверждает Фейербах. Эгоизм он считал непременным условием морали: чем равнодушнее человек к своим страданиям, тем безразличнее он к страданиям других.

В основе поведения человека лежат акты воли, которую Фейербах понимает не как духовное начало, а как функцию телесного организма. Нет воли вне человека, существующего в пространстве и времени. «Моя сущность не есть следствие моей воли, а, наоборот, моя воля есть следствие моей сущности, ибо я прежде существую, чем хочу, бытие может существовать без воли, но нет воли без бытия». Воля не в силах ничего сделать без наличия материальных средств. Если бы все зависело от воли, а не от организма человека, то одного желания было бы достаточно для того, чтобы летать.

Моральные принципы нуждаются в материальной основе, так же как все нравственные качества человека от материальных условий его жизни. Но Фейербах полагал, что не новые материальные условия создают новую мораль, а, наоборот, новая мораль способствует социальным преобразованиям. Эта новая мораль должна быть выведена из сущности человека, которую он видел в стремлении к счастью. Счастье он определял как «такое стремление, при котором существо может беспрепятственно удовлетворять и действительно удовлетворяет свои индивидуальные потребности и стремления, относящиеся к его сущности и к его жизни».

Человек не может быть счастлив в одиночку. Мораль, по Фейербаху, не знает никакого собственного счастья без счастья чужого, «она знает только товарищеское, общее счастье». Счастье отдельного человека есть основание и предпосылка всеобщего счастья. Для достижения счастья необходимо соблюдение принципа – «не делай ничего злого». Человеку вообще свойственно стремление к добру и избегание зла. Внутренний голос ощущения дает человеку возможность отличать добро от зла. «Добро то, что соответствует человеческому стремлению к счастью; зло – то, что ему заведомо противоречит».

По фейербаховской теории морали выходит, что спекуляция на бирже – образец нравственности. Если мое стремление к счастью приводит меня на биржу и я выигрываю, поскольку правильно рассчитал свои действия, то поступаю морально. Если же я проигрываю, то этим доказывается безнравственность моего поведения, так как в этом случае я плохо рассчитал свои действия.

В целом взгляды Фейербаха на развитие общества оказываются идеалистическими, так как он связывает прогресс общества исключительно с явлениями духовной жизни.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Философия

Пензенский государственный педагогический университет... имени В Г Белинского... Философия...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Л. Фейербах

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Лекция 1. Возникновение философии, особенности философского мышления в Древней Индии и в Древнем Китае.
Философия возникает более 2,5 тысяч лет назад в Китае, Индии, античной Греции. Термин «философия» в переводе с древнегреческого означает любовь к мудрости. Как показывает история философии, сама фи

Понятие «мировоззрение». Типы мировоззрений.
Мы живем в эпоху, когда обострились проблемы, от решения которых зависит ответ на гамлетовский вопрос: быть или не быть человеку и человечеству на Земле. Можно, конечно, попытаться укрытьс

Философия как особый тип мировоззрений и познаний.
Мы уже определили точку отсчета, время рождения философии. С этого времени прошло два с половиной тысячелетия, в течение которых взгляды на содержание и задачи философии развивались. Первоначально

Становление философии на Древнем Востоке.
История Древней Индии делится на два больших периода. Первый связан с хараппской цивилизацией, сложившейся в долине Инда в районе III—II тысячелетия до н. э. Второй период определяют как время индо

Материализм и диалектика досократиков
Античная философия возникла на восточной окраине греческого мира, в основанных греками городах Малой Азии, где была создана более развитая промышленность и духовная культура, чем в самой Греции. Пе

От космоса к человеку: софисты, Сократ.
Во 2-й половине V в. до н.э. в Древней Греции появляются софисты (от древнегреч. «софистэс» - знаток, мастер, мудрец). Но софисты были мудрецами особого рода. Они учили не тому, как познать истину,

Эллинистическая философия.
В III в. до н.э. в античном обществе разразился кризис, охвативший экономическую, политическую, социальную сферы. Кризис в обществе нашел свое отражение и в философии, которая все больше утрачивала

Философия средневековья.
Становление средневековой философии охватывает период с I по IV в. н.э и проходило в ожесточенной борьбе между различными течениями и школами античной философии, с одной стороны, и формирующимся хр

Философия Возрождения.
Николай Кузанский (1401-1464) родился в семье крестьянина, но получил хорошее образование, стал кардиналом и вторым лицом в римской церковной иерархии. Основные работы: «Об ученом незнании», «О быт

Эмпирический материализм XVII в.
Фрэнсис Бэкон (1561-1626) является родоначальником английского эмпирического материализма. Основные работы: «Новый Органон», «Опыты нравственные и политические», «Новая Атлантида». Бэкон считал, чт

Рационалистическая философия XVII в.
Рене Декарт (1596-1650) родился в семье дворянина. Основные работы: «Рассуждения о методе», «Метафизические размышления», «Начала философии». Он решительно выступал против схоластики как оторванной

Субъектный идеализм Д. Беркли и скептицизм Д. Юма.
Джордж Беркли (1684-1753) родился в дворянской семье. В 1710 г. вышел его главный труд «Трактат о принципах человеческого знания», в котором он излагает основные положения субъективного идеализма.

Деистическое направление во Французской философии
Шарль-Луи Монтескье (1689-1755) происходил из знатного феодального рода Основные работы: «Персидские письма», «О духе законов». Он был прежде всего социологом и стремился вывести принципы исследова

Французский материализм XVIII в
Поль Анри Гольбах (1723-1789) родился в семье богатого купца, имевшего титула барона. Окончил Лейпцигский университет и в 1750 г. переезжает из Германии в Париж, где быстро сошелся с энциклопедиста

И. Кант
Иммануил Кант (1724-1804) родился в Кенигсберге, в семье богатого ремесленника. Окончил Кенигсбергский университет. В философии Канта принято различать два периода – докритический и критический.

Философия природы
Абсолютная идея, по Гегелю, познав свое содержание, решает отпустить себя в качестве природы. «Природа есть идея в форме инобытия». Здесь идея становится реальностью. Ценность философии природы, по

Философия духа
Философия духа Гегеля представляет собой идеалистическое учение об общественной жизни, о различных видах человеческой деятельности, о формах общественного сознания. Реальные связи людей, все многоо

Феноменология рассматривает три формы индивидуального сознания: сознание, самосознание и разум.
Сознание на начальном этапе своего развития имеет предметный характер, поэтому здесь речь идет об отношении сознания к объекту как чему-то такому, что не зависит от сознания. Это – чувственное созн

Лекция 7. Философия марксизма
  Сейчас некоторые отечественные критики марксизма говорят о том, что теория марксизма возникла только благодаря гениальности К. Маркса и Ф. Энгельса и не имела под собой никакого объ

Материалистическое понимание истории
К апрелю 1846 г. Маркс и Энгельс завершили совместный труд «Немецкая идеология», где излагается сущность материалистического понимания истории. Предпосылками построения этой теории для ее авторов б

Материалистическая диалектика
Маркс и Энгельс, высоко оценивая диалектику Гегеля, отмечали ее не способность понять и исследовать природные и социальные процессы. Они критически преобразовали гегелевскую диалектику и показали,

Обоснование коммунизма
Идея коммунизма связана с упразднением частной собственности, поэтому Маркс, прежде всего, должен был выяснить происхождение этой собственности. Исследование частной собственности – это исследовани

Историческая судьба марксизма
Создавая свою теорию, Маркс не избежал целого ряда серьезных ошибок в своих выводах относительно перспектив развития социальной действительности. Однако отдельные ошибочные выводы с лихвой перекрыв

Философия жизни.
Философия «жизни» как одно из наиболее влиятельных философских течений на Западе складывалось во второй половине XIX в., но своими корнями она уходит в философию А. Шопенгауэра. В «философии жизни»

Позитивизм.
Одним из наиболее влиятельных течений западноевропейской философии является позитивизм, сформировавшийся в 30-е гг. XIX в. Основателем позитивизма является французский философ Огюст Конт (1798-1857

Экзистенциализм.
Экзистенциализм возникает в 20-е гг. XX в. в Германии. Его основателями были М. Хайдеггер (1889-1976), К. Ясперс (1883-1969). В 40-е гг. он распространяется во Франции. Наиболее видными представите

Психоанализ.
ПсихоаналитическаяфилософияоснованаавстрийскимврачомЗигмундомФрейдом(1856-1939). Психоанализ нацелен прежде всего на выявление основ человеческого бытия, структурных элементов псих

Борьба идей в русской философии в середине XIX в.
Своими истоками русская философия уходит в XI в., когда шел процесс становления древнерусского государства и формирования общерусского общественного сознания. На формирование и развитие русской фил

Религиозная философия России
Владимир Сергеевич Соловьев (1853-1900) - сын выдающегося историка С.М. Соловьева. В юности пережил религиозный кризис, стал атеистом, последователем материалиста Бюхнера и нигилиста Д.И. Писарева.

Народническая философия
Петр Лаврович Лавров (1823-1900) родился в помещичьей семье, окончил Михайловское артиллерийское училище. В 50-е гг. у него появился интерес к социально-политической проблематике. В 1862 г. он вход

Судьба марксистской философии в России.
Георгий Валентинович Плеханов (1856-1918) родился в семье мелкопоместного дворянина. Участвовал в движении народников, состоял в обществе «Земля и воля». После ее раскола был одним из организаторов

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги