рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Материалистическое понимание истории

Материалистическое понимание истории - раздел Философия, Философия К Апрелю 1846 Г. Маркс И Энгельс Завершили Совместный Труд «Немецкая Идеологи...

К апрелю 1846 г. Маркс и Энгельс завершили совместный труд «Немецкая идеология», где излагается сущность материалистического понимания истории. Предпосылками построения этой теории для ее авторов были не умозрительные конструкции, а «действительные индивиды, их деятельность и материальные условия их жизни, как те, которые они находят уже готовыми, так и те, которые созданы их собственной деятельностью». Они показывают, что природная среда является материальным условием существования и развития человека. Человек с помощью орудий труда преобразует предмет природы в соответствии со своими потребностями. «Человек не только изменяет форму того, что дано природой; в том, что дано природой, он осуществляет вместе с тем и свою сознательную цель, которая как закон определяет способ и характер его действий и которой он должен подчинять свою волю». Поэтому вся история человечества предстает как порождение человека человеческим трудом. Задача для Маркса и Энгельса состояла в том, чтобы исследовать этот реальный жизненный процесс и установить факторы, определяющие развитие человека и общества.

До середины XIX в. философы искали причины общественных изменений в сознании людей, связывали их с деятельностью законодателей и разумной волей монарха. Маркс и Энгельс обратились к реальной жизни общества и убедительно показали, что бытие людей создаются материальным производством, что образ жизни определяет образ мыслей, а не наоборот. Прежде, чем заниматься философией, политикой, искусством, литературой, человек должен иметь, что пить, есть, одежду, жилище, отмечали Маркс и Энгельс. Они исследовали само материальное производство и доказали, что без постоянного воспроизводства материальных условий своего бытия общество неминуемо погибнет. Материальное производство всегда выступает в форме конкретного способа производства, представляющего собой единство производительных сил и производственных отношений.

Функционирование материального производства совершается в процесс трудовой деятельности, основными элементами которой являются предмет труда и средства труда. Предмет труда – это часть природы, вовлеченная в человеческую деятельность как ее объект. Средство труда – есть вещь или комплекс вещей, с помощь которых человек воздействует на предмет труда. Предмет труда и средства труда образуют в единстве средства производства. Средства производства и человек, соединенные процессом производства, составляют производительные силы. Человек не только создает и приводит в движение орудия производства, но он их постоянно совершенствует, развивает. От уровня развития производительных сил, совершенствования орудий производства, от производственного опыта и трудовых навыков людей зависит производительность общественного труда в данный исторический период, степень освоения человеком природы.

Производственные отношения складываются в ходе производственной деятельности и выражают, во-1-х, отношения людей к средствам производства; во-2-х, отношения людей по поводу места и роли в организации производства; в-3-х, отношения между людьми по поводу распределения и обмена произведенной продукции. «Совокупность этих производственных отношений составляет экономическую структуру общества, реальный базис, на котором возвышается юридическая и политическая надстройка и которому соответствуют определенные формы общественного сознания». Следовательно, вся духовная, политическая, социальная жизнь общества определяется материальным производством. «Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание».

Производительные силы составляют содержание способа производства, производственные отношения – его форму. Производственные отношения зависят от характера и уровня развития производительных сил. Характер производительных сил – это их качественный показатель, который обнаруживается в развитии технологии. Уровень развития производительных сил – это количественная характеристика, которая выражается в показателе производительности труда. Производительные силы постоянно развиваются. Движущей силой и источником развития производительных сил является противоречие между ростом потребностей и возможностью производства удовлетворить их.

Между производительными силами и производственными отношениями может быть соответствие и несоответствие. Когда между сторонами способа производства имеется соответствие, тогда производство развивается интенсивно, в экономике наблюдаются периоды расцвета и бурного роста производства. Несоответствие сочетается с периодами замедления роста или даже абсолютного сокращения производства. Экономика переживает в этом случае стадию кризиса. Производственные отношения приходят в противоречие с существующими производительными силами, превращаются в их оковы, становятся тормозом развития материального производства. Тогда наступает эпоха социальной революции, в ходе которой устаревшие производственные отношения заменяются на новые, восстанавливается нарушенное соответствие между производительными силами и производственными отношениями. Но такие замены происходя не по воле и желанию людей, а в ходе естественноисторического развития общества. «Ни одна общественная формация не погибнет раньше, - отмечает Маркс, - чем разовьются производительные силы, для которых она дает достаточно простора, и новые более высокие производственные отношения никогда не появятся раньше, чем созреют материальные условия их существования в недрах самого старого общества. Поэтому человечество ставит себе всегда только такие задачи, которые оно может разрешить, так как при ближайшем рассмотрении всегда оказывается, что сама задача возникает лишь тогда, когда материальные условия ее решения имеются на лицо, или, по крайней мере, находятся в процессе становления».

Таким образом, развитие общества марксизм представляет как естественноисторический процесс, определяющим моментом которого является материальное производство. И никто из критиков Маркса не оспаривает важность сделанного им открытия, а некоторые из них используют материалистическое понимание истории в своих исследованиях. Так, Поппер в борьбе против психологизма в истории опирался на эту теорию и прямо заявлял, что сам готов подписаться под этой концепцией и считает материалистическое понимание истории одним из величайших достижений Маркса.

Однако ни Маркс, ни Энгельс никогда не рассматривали экономические отношения единственным определяющим моментом исторического развития. Энгельс по этому поводу писал следующее: «Экономическое положение – это базис, но на ход исторической борьбы также оказывают влияние и во многих случаях определяют преимущественно форму ее различные моменты надстройки: политические формы классовой борьбы и ее результаты – государственный строй, установленный победившим классом после выигранного сражения, и т. п., правовые формы и даже отражение всех этих действительных битв в мозгу участников, политические, юридические, философские теории, религиозные воззрения и их дальнейшее развитие в систему догм».

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Философия

Пензенский государственный педагогический университет.. имени В Г Белинского.. Философия..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Материалистическое понимание истории

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Возникновение философии, особенности философского мышления в Древней Индии и в Древнем Китае
Философия возникает более 2,5 тысяч лет назад в Китае, Индии, античной Греции. Термин «философия» в переводе с древнегреческого означает любовь к мудрости. Как показывает история философии, сама фи

Понятие «мировоззрение». Типы мировоззрений
Мы живем в эпоху, когда обострились проблемы, от решения которых зависит ответ на гамлетовский вопрос: быть или не быть человеку и человечеству на Земле. Можно, конечно, попытаться укрытьс

Философия как особый тип мировоззрений и познаний
Мы уже определили точку отсчета, время рождения философии. С этого времени прошло два с половиной тысячелетия, в течение которых взгляды на содержание и задачи философии развивались. Первоначально

Становление философии на Древнем Востоке
История Древней Индии делится на два больших периода. Первый связан с хараппской цивилизацией, сложившейся в долине Инда в районе III—II тысячелетия до н. э. Второй период определяют как время индо

Материализм и диалектика досократиков
Античная философия возникла на восточной окраине греческого мира, в основанных греками городах Малой Азии, где была создана более развитая промышленность и духовная культура, чем в самой Греции. Пе

От космоса к человеку: софисты, Сократ
Во 2-й половине V в. до н.э. в Древней Греции появляются софисты (от древнегреч. «софистэс» - знаток, мастер, мудрец). Но софисты были мудрецами особого рода. Они учили не тому, как познать истину,

Эллинистическая философия
В III в. до н.э. в античном обществе разразился кризис, охвативший экономическую, политическую, социальную сферы. Кризис в обществе нашел свое отражение и в философии, которая все больше утрачивала

Философия средневековья
Становление средневековой философии охватывает период с I по IV в. н.э и проходило в ожесточенной борьбе между различными течениями и школами античной философии, с одной стороны, и формирующимся хр

Философия Возрождения
Николай Кузанский (1401-1464) родился в семье крестьянина, но получил хорошее образование, стал кардиналом и вторым лицом в римской церковной иерархии. Основные работы: «Об ученом незнании», «О быт

Эмпирический материализм XVII в
Фрэнсис Бэкон (1561-1626) является родоначальником английского эмпирического материализма. Основные работы: «Новый Органон», «Опыты нравственные и политические», «Новая Атлантида». Бэкон считал, чт

Рационалистическая философия XVII в
Рене Декарт (1596-1650) родился в семье дворянина. Основные работы: «Рассуждения о методе», «Метафизические размышления», «Начала философии». Он решительно выступал против схоластики как оторванной

Субъектный идеализм Д. Беркли и скептицизм Д. Юма
Джордж Беркли (1684-1753) родился в дворянской семье. В 1710 г. вышел его главный труд «Трактат о принципах человеческого знания», в котором он излагает основные положения субъективного идеализма.

Деистическое направление во Французской философии
Шарль-Луи Монтескье (1689-1755) происходил из знатного феодального рода Основные работы: «Персидские письма», «О духе законов». Он был прежде всего социологом и стремился вывести принципы исследова

Французский материализм XVIII в
Поль Анри Гольбах (1723-1789) родился в семье богатого купца, имевшего титула барона. Окончил Лейпцигский университет и в 1750 г. переезжает из Германии в Париж, где быстро сошелся с энциклопедиста

И. Кант
Иммануил Кант (1724-1804) родился в Кенигсберге, в семье богатого ремесленника. Окончил Кенигсбергский университет. В философии Канта принято различать два периода – докритический и критический.

Философия природы
Абсолютная идея, по Гегелю, познав свое содержание, решает отпустить себя в качестве природы. «Природа есть идея в форме инобытия». Здесь идея становится реальностью. Ценность философии природы, по

Философия духа
Философия духа Гегеля представляет собой идеалистическое учение об общественной жизни, о различных видах человеческой деятельности, о формах общественного сознания. Реальные связи людей, все многоо

Феноменология рассматривает три формы индивидуального сознания: сознание, самосознание и разум
Сознание на начальном этапе своего развития имеет предметный характер, поэтому здесь речь идет об отношении сознания к объекту как чему-то такому, что не зависит от сознания. Это – чувственное созн

Л. Фейербах
Людвиг Андреас Фейербах (1804-1872) родился в семье выдающегося криминалиста Ансельма Фейербаха. Закончил Берлинский университет. Основные работы: «Сущность христианства», «Основы философии будущег

Философия марксизма
  Сейчас некоторые отечественные критики марксизма говорят о том, что теория марксизма возникла только благодаря гениальности К. Маркса и Ф. Энгельса и не имела под собой никакого объ

Материалистическая диалектика
Маркс и Энгельс, высоко оценивая диалектику Гегеля, отмечали ее не способность понять и исследовать природные и социальные процессы. Они критически преобразовали гегелевскую диалектику и показали,

Обоснование коммунизма
Идея коммунизма связана с упразднением частной собственности, поэтому Маркс, прежде всего, должен был выяснить происхождение этой собственности. Исследование частной собственности – это исследовани

Историческая судьба марксизма
Создавая свою теорию, Маркс не избежал целого ряда серьезных ошибок в своих выводах относительно перспектив развития социальной действительности. Однако отдельные ошибочные выводы с лихвой перекрыв

Философия жизни
Философия «жизни» как одно из наиболее влиятельных философских течений на Западе складывалось во второй половине XIX в., но своими корнями она уходит в философию А. Шопенгауэра. В «философии жизни»

Позитивизм
Одним из наиболее влиятельных течений западноевропейской философии является позитивизм, сформировавшийся в 30-е гг. XIX в. Основателем позитивизма является французский философ Огюст Конт (1798-1857

Экзистенциализм
Экзистенциализм возникает в 20-е гг. XX в. в Германии. Его основателями были М. Хайдеггер (1889-1976), К. Ясперс (1883-1969). В 40-е гг. он распространяется во Франции. Наиболее видными представите

Психоанализ
ПсихоаналитическаяфилософияоснованаавстрийскимврачомЗигмундомФрейдом(1856-1939). Психоанализ нацелен прежде всего на выявление основ человеческого бытия, структурных элементов псих

Борьба идей в русской философии в середине XIX в
Своими истоками русская философия уходит в XI в., когда шел процесс становления древнерусского государства и формирования общерусского общественного сознания. На формирование и развитие русской фил

Религиозная философия России
Владимир Сергеевич Соловьев (1853-1900) - сын выдающегося историка С.М. Соловьева. В юности пережил религиозный кризис, стал атеистом, последователем материалиста Бюхнера и нигилиста Д.И. Писарева.

Народническая философия
Петр Лаврович Лавров (1823-1900) родился в помещичьей семье, окончил Михайловское артиллерийское училище. В 50-е гг. у него появился интерес к социально-политической проблематике. В 1862 г. он вход

Судьба марксистской философии в России
Георгий Валентинович Плеханов (1856-1918) родился в семье мелкопоместного дворянина. Участвовал в движении народников, состоял в обществе «Земля и воля». После ее раскола был одним из организаторов

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги