рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Ренессансный взгляд на человека

Ренессансный взгляд на человека - раздел Науковедение, Понятие и структура антропологии. Антропология как наука о человеке Поворот В Сторону Антропоцентрического Взгляда На Человека И Мир. Возрождение...

Поворот в сторону антропоцентрического взгляда на человека и мир. Возрождение – пограничная эпоха, кот. стремилась вернуть чел. его целостность в виде единства как минимум 2-х сторон: дух. и физич.

ПИКО дела МИРАНДОЛО (15в.) Приверженец аристотелизма и платонов. учения. Стремился их объединить.

Тезисы:

1. неповторимость личности и ее ценность.

2. право на свододомыслие

3. призыв к дух. развитию людей, независимо от их статуса и происхождения

4. чел. обладает свободой и волей


«Речь о достоинстве чел.»:

· величие чел.: «чел. есть посредник между всеми созданиями…»

· библ.-христ. парадигма взята за основу. Чел. – творец самого себя.

· чел. божественен: «Небесное в земном, и земное в небесном – все это чел.»

· чел. вне космич. иерархии, приобщен к каждой ее ступени, не отражая, а как бы объединяя в себе миры. Царственн. положение в мире, но оно не данность, а результат собств. усилий чел. Чел. – чистая возможность.

· мир разворачивается из чел. и свертывается в нем.

· 2 вида счастья: естественн (собствен. усилия) и сверхъестествен. (благодать)

· свобода – ответственность. Свободен в своих действиях, но на основе разума.

· чел. обладает свободой мышления, путь к истине индивидуален.

· пантеизм – отождествление мира и Бога.

«О сущем и едином»

· Бог как некое единство присутствует повсюду, т.е. он не локализован. Он есть все, но вне этого мира, как чистое существование – Бог исключает всякую определенность, поэтому непознаваем.

· нужно найти метод познания мира, одушевлен. разумным началом.


КУЗАНСКИЙ -основа взглядов – пантеистич. учение.

· идея бесконечности пространства

· бог не имеет конкретн. образа, но присутствет в чел –идея неотделенности чел. и бога.

· интенция идеи – бог нуждается в чел. т.е. диалог.

· через общение Бога и чел. осуществляется полнота образа Божьего в чел. Создав чел., Бог отделил его от себя, т.е. сам акт его творчества – призыв к диалогу, сотворчеству.

· Чел. должен как бы стремиться от своего маленького Я выйти за собствен. рамки.

· реабилитирует естествен. мир, жизнен. пространство чел. и определяет жизнь как богатое возможностями, позволяющее много сделать для себя, для других, во имя Бога.

Л. ВАЛЛА -Гуманистич. индивидуализм. На 1-ый план – наслаждение, кот. равнозначно полезности, основывается на идее гармонии чел. и природы, индивида и общества. Полезность – естествен. цель действий чел., всей его жизни и в тоже время – важнейший критерий его поступков. Жить добродетельно значит жить для себя.


13.Антропология нового времени: рационализм Декарта, философия Паскаля.

17 век - страны и культуры развиваются неравномерно.

Перестраивание феодальной культуры на буржуазно-капиталистическую.

1. Расслоение человека на частного и родового, на эмпирического и абстрактно-всеобщего индивида.

2. Человек теряет свою цельность и целостность, но при этом ощущается большая глубина, осознание возможностей многомерности жизни.

3. Формируется новый тип сознании, для которого бытие открыто для различных изменений, превращений, столкновений.

4. На первый план выдвигается человек социальны, человек общественный. Две ипостаси человека – социальный, который обусловлен нормами общества и внутренний (индивидуальный), которая остаётся закрытой и истинной. Происходит разрыв между внешним и внутренним.

Важен вопрос о соотношении рационального и иррационального.

В антропол. и философии 17 столетия: 3 концепции познания природы и человека:

Ø 1. Антропология и философии Декарта. Название – картезианство. Картезианский рационализм. Оказал влияние на всю парадигму мышления нового времени, явился основой классицизма во Франции.

Ø 2. Эмпирический сенсуализм – Бэкон, Джон Локк. Основной источник познания – опыт.

Ø 3. Паскаль. Понимание человека как совпадение величия и ничтожества.

Картезианская система взглядов. (Декарт)

Разум многомерен. Рациональное включает практически всё. Не только интеллект, но и воображение, чувство и желание. Сознание не определяется только рассудочной деятельностью. Не сводит сознание к голому рассудку. Сомнительным является то, что имеет отношение к познанию с помощью чувств. Универсальное сомнение направлено не на разрушение, а на укрепление человеческой уверенности в возможности познания.

Человек существует как мыслящий субъект. Самонаблюдение, через которое человек ясно осознаёт своё несовершенство даёт возможность познать своё я. !Мыслящее существо – есть сомневающееся существо! Вопрос о себе – есть вопрос не столько о том существую ли я, а что есть я, что я собой представляю.

Сознание вложено Богом. Все идеи, которыми обладает человеческое сознание, уже вложены изначально и постигаются с помощь интеллектуальной интуиции. Название «концепция врождённых идей» - критиковалась Бэконом и представителями просвещения. Склонен выдвигать на 1ый план сознание как критерий истинности человека и бытия.

Вопрос о чувствах. Чувство – орудие жизни, а не способ познания. Чувства не раскрывают истину, а сигнализируют человеку о том, что его окружает, как бы обслуживая больше практические навыки, чем теоретическое познание. Чувство подвергается сомнению как источник знания. Стремился подчеркнуть объективность знаний, их относительную независимость, то, что доказуемо научно, т.е. рационально.

Концепция Паскаля.

Отличительная черта – сосредоточение внимания на противоречивом образе человека, данного в зеркале самопознания человека как я. В представлении Паскаля человек многомерен. Личность как бы распадается на единичности, каждая из которых уникальна. Человек представляет собой соединение духа (ангельского), материи (животного), добра и зла, разума и страстей, истины и заблуждений, бесконечного (творческой мысли, тонкости и одухотворённости чувств), конечного (ничто) – что является следствием жертвы собственного я или эгоизма, злобы, глупости, тщеславия; жизни и смерти.

Круг человеческого существования – круг противоречий.

По Паскалю – человека характеризует состояние «между». В этом «между» заключается и слабость, и сила человека. Это «между» граничит с телесностью и стремление вырваться за границы своей телесности. Человек не знает к кому и к чему себя причислить. Человек чувствует, что заблудился, упал оттуда, где было его истинное место, а теперь не находит дорогу назад, хотя, снедаемый тревогой, без устали ищет в непоницаемом мире.

Основное кредо человека – он всегда ищет.

Нахождение в состоянии «между» даёт человеку возможность непрерывно идти, развиваться. Человек должен придерживаться середины – оптимальный вариант. Человек не должен осуществлять какой-либо окончательный выбор: либо следовать разуму, либо своим наклонностям. Человек должен постоянно сомневаться в себе – это его жизненный принцип.

«Что за химера человек… судья всех вещей и бессмысленный червь земли, и клоака неуверенности и заблуждений, слава и отброс мироздания… человек всего лишь тростник, слабейшее из творений природы, но он тростник мыслящий. Чтобы его уничтожить – вовсе не надо всей вселенной: достаточно лишь дуновения ветра, капли воды. Пусть даже его уничтожит вселенная, человек всё равно возвышеннее, чем она, ибо сознаёт, что расстаётся с жизнью и что слабее вселенной. А она ничего не сознаёт».

Одно из достоинств человека – человек способен к сознанию и осознанию, к пониманию того, кто он есть. Величие и достоинство человека – способность мыслить, и, мысля, осознавать собственное ничтожество. Сомнение в себе, стремление преодолеть собственную животность и ничтожество ведут человека к миру духовности.

 

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Понятие и структура антропологии. Антропология как наука о человеке

Выделяются фундаментальные свойства и характеристики человека и в качестве основополагающих рассматриваются разум и сознание Отсылка к Декарту... Социологизаторская стратегия... Объясняет человека в аспекте его соц связей и отношений Чел продукт не столько биологич сколько соц Сущность...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Ренессансный взгляд на человека

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Понятие и структура антропологии. Антропология как наука о человеке
Антропология (antropos-чел, logos-учение)– совокупность научных дисциплин, занимающихся изучением человека, его происхождения, развития, существования в природной (естественной) и

Культурная антропология и ее основные направления
Культу́рная антрополо́гия – наука о культуре как совокупности материальных объектов, идей, ценностей, представлений и моделей поведения во всех формах ее проявления и на

СТРАТЕГИИ ПОНИМАНИЯ ЧЕЛОВЕКА
Человек – это родовое понятие, которое выражает наиболее общие, свойственные только человеческому роду, черты и качества. Индивидуальность – мера, которое отличает одного человека от другого.

ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНО-ПЕРСОНОЛИСТСКАЯ
В основе- экзистенциализм(не религиозное) и персонализм. - человек- особое начало в мире, не сводимо к каким-либо внешним качествам и законам, но объясняемая лишь исходя из его опыт и судь

Основные теории происхождения человека
1. Креационистская теория Мифологическое, религиозное сознание. Человек – единственный, кто обладает бессмертной душой, свободой воли, Он – носитель божественных знаний и з

Психосоциогенез сознания.
Сознание свойственно только человеку. Сознание - это сложная многоуровневая система, которая включает в себя природно-психические, индивидуально-личностное и социально-культ

СТУКТУРА СОЗНАНИЯ
Уровни Когнитивная Аксиологическая регулятивная Чувственно-эмоциональный ощущения, восприятия, представлен

Творч. природа сознания. Роль самосознания в формировании и развитии личности и культуры.
Сознание свойственно только чел. Сознание - сложная многоуров. сис-ма, кот. включает в себя прир.-псих., индивид.-личност. и соц.-культ. проекции, результат эволюции, форм.

Антропология европейского Средневековья.
Основа средневек.европ к-ры- христианское начало,переработка античной философии.центр-византийская к-ра.формирование учения «отцов церкви».многие идеи средневек.антро

Позиция Фомы Аквинского 13в.
Его учение является основой для христианско-католического вероучения. выработка единой догматики. Ф.Аквинский основывается на учении Аристотеля.его учение- соединение интерперет. Чел-ка и Бо

Антропология просвещения
Просвещение:1688-1789. 1688 г.- конец Революции в Англии.1789 г. – Великая французская буржуазная революция. Начинает в Англии (Бэкон, установки Декарта). Формирование и р

Проблема понимания человека в 19 веке
В понимании человека ХIХ века можно выделить несколько особенностей: 1) углубление изучения духовности человека, внимание к его внутренними миру, его чувствам и переживаниям 2) фо

Антропология марксизма
Маркс и Энгельс – 19 в. Маркс: Сущность человека – это его социальные, т.н. родовые характеристики, которые следует понимать предельно широко. Родовой человек это человек

Антропология Ницше
Главное достояние человека – внутренняя свобода. 1. отвергает идеи Декарта. Самодавлеющий образ сознания он заменяет самодавлеющим образом воли. Если для А. Шопенгауэра, у которого Ницше з

Признание за человеком статуса морального существа.
2. идея совершенства и блага. Труд « Я и ТЫ». Отношения Я-ТЫ и Я-ОНО и противопоставление их. Я-ТЫ: любовный диалог, живое межлич

Дуальность человеческого бытия. Природное и надприродное, рациональное и чувственное в человеке.
Современные концепции человека исходят из понимания его как «места встречи» (термин М. Шелера) двух начал – природного и надприродного (божественного, ценностного, культурного).

Проблема детерминации веры и разума. Характеристики веры
Вера предполагает следование первичным основополагающим принципам. Вера безусловна и изначальна. ЧЕРТЫ ВЕРЫ: · Эмоциональность – мы опираемся не на рациона

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, КАК ФАКТОР И УСЛОВИЕ ПОЯВЛЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА
«Что есть человек, что он должен познать, что он может делать?» (вопросы Канта) Человек - не только человек разумный, но и человек действующий (Homo agens)- такое пон

Динамика представлений о свободе. Концепция Э. Фромма
размышление о человеке — всегда размышление о свободе. Уникальную бытийную ситуацию человека четко обрисовал Э.Фромм. Самосознание, разум, фантазия — все эти "не-животные" свойст

Человек и проблема смысла. Проблема поиска смысла жизни
Смысл — это "субъективное значение", значение "для меня", отношение субъекта к осознаваемым объективным явлениям. Смысл – это ценностное для субъекта значение Бытия.

Смысл жизни и смысл смерти в теории Франкла
Проблема смысла рассматривалась в рамках гуманистической психологии: Виктор Франкл(труд «В поисках смысла»), который разработал целую стратегию в поисках смысла жизни, которую назвал «лого

Смерть как смысл жизни
Как это – умереть, и что дальше? Вопрос о смерти как о конце жизни. Смерть – закон природы. Смерть всегда отложена,люди не хотят умирать, никто не знает своего срока. Христианская задума – ты долже

Любовь как труд в интерпретации Э. Фромма.
любовь — это объединение с другим человеком или предметом вне себя при условии сохранения обособленности и целостности самого себя. По Э.Фромму, любовь, прежде всего, проявляет

Самоактуализация личности как способ самореализации (гуманистическая психология, А. Маслоу)
  50-60гг – развивается гуманистическая психология А.Маслоу. (приверженцы Олпарт, Роджерс + учение Фромма – межлич. отношения, здоровое общество, человек). Большое значение з

Ценность как основа бытия
Философское учение о ценностях и их природе называется аксиологией (от греч. axios — ценность и logos — учение). Но прежде чем сложиться в ее современном виде, эта теория прошла исторический путь р

Иерархия ценностей
Однако, несмотря на различные формы дифференциации ценностей и их релятивный характер, имеется самая высшая и абсолютная ценность — это сам человек, его жизнь. Эта ценность должна

Аксиологическое измерение культуры.
Аксиология (с греч. аксио-ценность, достоинство; логос- учение) – или теория ценностей – это учение о ценностях как стороне культуры и метафизической сфере, о ее природе и структур

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги