рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, КАК ФАКТОР И УСЛОВИЕ ПОЯВЛЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, КАК ФАКТОР И УСЛОВИЕ ПОЯВЛЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА - раздел Науковедение, Понятие и структура антропологии. Антропология как наука о человеке «Что Есть Человек, Что Он Должен Познать, Что Он Может Делать?» (Вопро...

«Что есть человек, что он должен познать, что он может делать?» (вопросы Канта) Человек - не только человек разумный, но и человек действующий (Homo agens)- такое понимание предложил профессор Хаген.

Деятельность есть активный вид познания: ведь никакие видимые элементы действительности сами по себе не приведут нас к ее истинному образу. Истинность знания определяется его продуктивной силой. "Знать что-либо" означает умение "делать что-либо".

Что заставляет человека быть деятельностным, активным?:

1. Недостаточноть человека ( проявляется в отсутствии полноценного приспособления к природе), то есть человек - несовершенное, больное животное. "несовершенное животное" Ницше.

2. Человек избыточен, и, в силу своей избыточности, он действует. Избыточность- тяготение к стремлению выйти от природной данности и стремление выйти за рамки удачного приспособления к окружающему миру.

"(Человеческим) действие – не предусмотрительное, планирующее изменение действительности, а совокупность измененных таким образом или вновь созданных фактов вместе с необходимыми для этого средствами — как "средствами представления", так и "вещными средствами"— должно называться культурой".

Э.Мунье: человек — не столько существо адаптации, сколько "недоадаптации". Ведь если бы мы действовали только в адаптивных целях, в определенный миг мы могли признать, что оснащены всем необходимым для проживания и засим остановиться.Персонализм рассматривал человека как существа «недоадоптации».

 

Отличие деятельности человека от активности животного: она определяется не биологически заданными, а исторически выработанными социокультурными программами. Эти программы — следствие многотысячелетней истории человеческих попыток восполнения своей природной недостаточности.

Деятельность проявляется через труд практику и творчество.

Практика связана с утилитарной целью. Творчество сопряжено с создание чего-то оригинального и всегда связана с актом свободы.

Практика — материально-предметная деятельность, результат которой — реальное преобразование, видоизменение объектов. Потому к философствованию, например, понятие "практики" неприменимо. Ведь движение мысли нематериально, оно преобразует не вещи, а человека. Не подходит это понятие и к созданию произведения искусства. Труд глубоко связан с практикой. Во многом он является ее основой, стержнем. Именно в труде человек живет наиболее естественной жизнью. В отличие от практики труд имеет не только материальное приложение, он включает в себя не только утилитарную, но и ценностно-смысловую компоненту. Цель труда — удовлетворение человеческих потребностей. Но человек как "существо избытка" не может довольствоваться лишь этим.

Именно в единстве творчества, труда и практики и возникает культура. Культура — и итог, результат деятельности человека, являющий себя в ценностях, достигутых человечеством во всех сферах его деятельности. И наконец, культура включает в себя мотивы, нормы, навыки, умения, путем которых и направляется сама эта деятельность.

Культурный процесс — это трансформация возможности в действительность, дающую новые, большие возможности. И главные из них относятся не к рукотворным созданиям, а к самому великому созданию культуры — к человеку. Чем более развивает он мир вокруг себя, тем более исполняется стремлением к познанию себя и к деятельности над собой.

Стоит различать «Действие человека» — то, в котором преобладающей силой является обусловленность, «человеческое действие» — свободно. Это личностный поступок, которому человек является хозяином. Наиболее яркий пример свободного человеческого действия — акт творчества. Мы деятельны потому, что свободны, а свободны для того, чтобы найти самого себя.

Деятельность 3 вида: целенаправленна, проективна (предполагает этапы, средства, свойства), активна (не просто приспособление а адаптация, преобразование мира, в результате которого мы получаем культуру).

 

 

 

 


25.Природа и сущность свободы

Э.Кассирер: "Неизбежный момент человеческого существования — это противоречие. У человека нет природы — простого или однородного бытия. Он смесь бытия и небытия; его место — между этими двумя полюсами".Э.Фромм:Самосознание, разум, фантазия — все эти "не-животные" свойства человека разрушили ту природную гармонию, в которой он был рожден. С их появлением он становится "причудой" универсума. С одной стороны, он подчиняется физическим законам природы, подобно всем живым существам, он крепко связан с родом. С другой стороны, он обладает самосознанием, разумеет свое бессилие и границы собственной жизни. Ч. это — "единственное живое существо, которое ощущает собственное бытие как проблему, которую он должен разрешить и от которой он не может избавиться" . Утеряв связь с праматерью-Природой, человек вынужден искать новую "родину".Ч. трансформирует факт своего сиротства в мире в высшее состояние — в самостояние, т.е., в свободу.Свобода дает менее твердые основания для жизни, нежели природная обусловленность. Ч., избравший эту "родину",все решения должен принимать сам,вынужден самостоятельно совершать выбор, в то время как животное избавлено от выбора. Однако,человек способен к постоянному "саморождению" — в отличие от животного, которое не в состоянии самородиться: оно является готовым "продуктом" эволюции. Рождение человека в обычном смысле слова есть только начало его истинного и многократного рождения в качестве совершенствующегося, трансцендирующего существа. В этом — преимущество ч. перед природными существами и ненадежность его пребывания в мире. Отсюда берет начало одна из экзистенциалий человеческого бытия — страх(«обморок свободы» - С.Кьеркегор).К отрицательным сторонам свободы прибавляется и боль из-за недостижимой естественности других живых существ (Х.Плеснер).Свободен тот, кто выбрал свободу(основной смысл — смысл самостоятельного выбора). При этом неверно понимать открытый горизонт возможностей как безграничность набора таких выборов. Человеческие выборы обусловлены извне и изнутри нашим природным естеством, установлениями культуры, собственной конечностью и т.д. Именно в момент, когда ситуация обострена до предела, "погранична" — жизнь или смерть, спасение себя посредством предательства или сохранение своего человеческого достоинства — тогда и делается истинный выбор.Человек становится свободным тогда, когда сам управляет собой. Потому свобода — это не только кьеркегоровский страх, но и внутреннее бесстрашие. Свобода — это возможность собственного отношения и исполнение этого отношения всей своей жизнью. По словам Н.Бердяева, "свобода есть моя независимость и определяемость моей личности изнутри и свобода есть моя творческая сила, не выбор между поставленными мною добром и злом, а мое создание добра и зла". Основное качество свободы — то, что ее ничто не вынуждает. Она является причиной себя в том смысле, что ее нельзя "получить" в готовом виде со стороны; это "давание себе самому закона действия". И особо значимо здесь слово "закон".

Ч.— существо, самостоятельно делающее выбор смысла своей жизни, предельно ограничивает жизнь личности. Так, избрав смысл творческой реализации, человек должен отказаться от множества развлечений. С момента этого выбора жизнь человека детерминируется им не менее, чем жизнь животного — набором рефлексов. Различие – ч. обусловливает себя изнутри, в то время как животное обусловлено извне. Животное не может быть свободно, как не может быть несвободно: ведь оно не имеет представления о свободе. Несвободен может быть лишь человек, ибо он наделен даром осознания. В этом и есть корень оппозиции "Природа — Свобода". В этом же — решение проблемы о связи свободы и ответственности.Свобода — поле реализации собственных выборов. Потому она неизбежно включает в себя ответственность. В ответственном отношении к ситуации и кроется основополагающая функция личности — функция совершенствования сугубо человеческого мира — культуры. С одной стороны, человек — единственное в природе свободное существо, потому что он осознает свою свободу, ищет ее, стремится к ней. С другой стороны, он живет в "фактичности", т.е. в объективных обстоятельствах жизни, сложившихся без его участия. Потому свобода ч. — результат его борьбы с фактичностью существования. Наша ответственность — ответственность за создание ситуации или за отречение от этого творческого шага.Произвол — проявление внутренней несвободы человека. Ю.Лотман противопоставлял культуру хамству как свободу несвободе.В противоположность произволу свобода предполагает самоограничение, ибо любая свобода есть вы-свобождение лучшего в себе.

Подходы к пониманию свободы:

1. Свобода понимается как самодетерминация, т.е. под свободой следует понимать соединение сущности и существования человека. Свобода – мост, соединяющий изначальную конфликтность человеческой природы. Мы свободны по принуждению (Ортега и Гассет). Свобода даёт возможность природному состоянию соединяться с разумом, интеллектом и т.д.

2. Свобода как осуществление выбора в широком смысле этого слова (профессия, ответственность и т.д.). Стремление человека и человечества к выходу к сверхчеловеку и сверхчеловеческому. Это не в понимании Ницше, а в понимании Соловьёва. Выход к Богу, к духовности, стремление к соединению с истинной Божественной сущностью.

3. Свобода как авторство. Свободный человек автор самого себя. Он ставит подпись под каждым своим поступком.

Свобода – выход за пределы самого себя. Так она соединяется с творчеством.

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Понятие и структура антропологии. Антропология как наука о человеке

Выделяются фундаментальные свойства и характеристики человека и в качестве основополагающих рассматриваются разум и сознание Отсылка к Декарту... Социологизаторская стратегия... Объясняет человека в аспекте его соц связей и отношений Чел продукт не столько биологич сколько соц Сущность...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, КАК ФАКТОР И УСЛОВИЕ ПОЯВЛЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Понятие и структура антропологии. Антропология как наука о человеке
Антропология (antropos-чел, logos-учение)– совокупность научных дисциплин, занимающихся изучением человека, его происхождения, развития, существования в природной (естественной) и

Культурная антропология и ее основные направления
Культу́рная антрополо́гия – наука о культуре как совокупности материальных объектов, идей, ценностей, представлений и моделей поведения во всех формах ее проявления и на

СТРАТЕГИИ ПОНИМАНИЯ ЧЕЛОВЕКА
Человек – это родовое понятие, которое выражает наиболее общие, свойственные только человеческому роду, черты и качества. Индивидуальность – мера, которое отличает одного человека от другого.

ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНО-ПЕРСОНОЛИСТСКАЯ
В основе- экзистенциализм(не религиозное) и персонализм. - человек- особое начало в мире, не сводимо к каким-либо внешним качествам и законам, но объясняемая лишь исходя из его опыт и судь

Основные теории происхождения человека
1. Креационистская теория Мифологическое, религиозное сознание. Человек – единственный, кто обладает бессмертной душой, свободой воли, Он – носитель божественных знаний и з

Психосоциогенез сознания.
Сознание свойственно только человеку. Сознание - это сложная многоуровневая система, которая включает в себя природно-психические, индивидуально-личностное и социально-культ

СТУКТУРА СОЗНАНИЯ
Уровни Когнитивная Аксиологическая регулятивная Чувственно-эмоциональный ощущения, восприятия, представлен

Творч. природа сознания. Роль самосознания в формировании и развитии личности и культуры.
Сознание свойственно только чел. Сознание - сложная многоуров. сис-ма, кот. включает в себя прир.-псих., индивид.-личност. и соц.-культ. проекции, результат эволюции, форм.

Антропология европейского Средневековья.
Основа средневек.европ к-ры- христианское начало,переработка античной философии.центр-византийская к-ра.формирование учения «отцов церкви».многие идеи средневек.антро

Позиция Фомы Аквинского 13в.
Его учение является основой для христианско-католического вероучения. выработка единой догматики. Ф.Аквинский основывается на учении Аристотеля.его учение- соединение интерперет. Чел-ка и Бо

Ренессансный взгляд на человека
Поворот в сторону антропоцентрического взгляда на человека и мир. Возрождение – пограничная эпоха, кот. стремилась вернуть чел. его целостность в виде единства как минимум 2-х сторон: дух. и физич.

Антропология просвещения
Просвещение:1688-1789. 1688 г.- конец Революции в Англии.1789 г. – Великая французская буржуазная революция. Начинает в Англии (Бэкон, установки Декарта). Формирование и р

Проблема понимания человека в 19 веке
В понимании человека ХIХ века можно выделить несколько особенностей: 1) углубление изучения духовности человека, внимание к его внутренними миру, его чувствам и переживаниям 2) фо

Антропология марксизма
Маркс и Энгельс – 19 в. Маркс: Сущность человека – это его социальные, т.н. родовые характеристики, которые следует понимать предельно широко. Родовой человек это человек

Антропология Ницше
Главное достояние человека – внутренняя свобода. 1. отвергает идеи Декарта. Самодавлеющий образ сознания он заменяет самодавлеющим образом воли. Если для А. Шопенгауэра, у которого Ницше з

Признание за человеком статуса морального существа.
2. идея совершенства и блага. Труд « Я и ТЫ». Отношения Я-ТЫ и Я-ОНО и противопоставление их. Я-ТЫ: любовный диалог, живое межлич

Дуальность человеческого бытия. Природное и надприродное, рациональное и чувственное в человеке.
Современные концепции человека исходят из понимания его как «места встречи» (термин М. Шелера) двух начал – природного и надприродного (божественного, ценностного, культурного).

Проблема детерминации веры и разума. Характеристики веры
Вера предполагает следование первичным основополагающим принципам. Вера безусловна и изначальна. ЧЕРТЫ ВЕРЫ: · Эмоциональность – мы опираемся не на рациона

Динамика представлений о свободе. Концепция Э. Фромма
размышление о человеке — всегда размышление о свободе. Уникальную бытийную ситуацию человека четко обрисовал Э.Фромм. Самосознание, разум, фантазия — все эти "не-животные" свойст

Человек и проблема смысла. Проблема поиска смысла жизни
Смысл — это "субъективное значение", значение "для меня", отношение субъекта к осознаваемым объективным явлениям. Смысл – это ценностное для субъекта значение Бытия.

Смысл жизни и смысл смерти в теории Франкла
Проблема смысла рассматривалась в рамках гуманистической психологии: Виктор Франкл(труд «В поисках смысла»), который разработал целую стратегию в поисках смысла жизни, которую назвал «лого

Смерть как смысл жизни
Как это – умереть, и что дальше? Вопрос о смерти как о конце жизни. Смерть – закон природы. Смерть всегда отложена,люди не хотят умирать, никто не знает своего срока. Христианская задума – ты долже

Любовь как труд в интерпретации Э. Фромма.
любовь — это объединение с другим человеком или предметом вне себя при условии сохранения обособленности и целостности самого себя. По Э.Фромму, любовь, прежде всего, проявляет

Самоактуализация личности как способ самореализации (гуманистическая психология, А. Маслоу)
  50-60гг – развивается гуманистическая психология А.Маслоу. (приверженцы Олпарт, Роджерс + учение Фромма – межлич. отношения, здоровое общество, человек). Большое значение з

Ценность как основа бытия
Философское учение о ценностях и их природе называется аксиологией (от греч. axios — ценность и logos — учение). Но прежде чем сложиться в ее современном виде, эта теория прошла исторический путь р

Иерархия ценностей
Однако, несмотря на различные формы дифференциации ценностей и их релятивный характер, имеется самая высшая и абсолютная ценность — это сам человек, его жизнь. Эта ценность должна

Аксиологическое измерение культуры.
Аксиология (с греч. аксио-ценность, достоинство; логос- учение) – или теория ценностей – это учение о ценностях как стороне культуры и метафизической сфере, о ее природе и структур

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги