Антропология просвещения - раздел Науковедение, Понятие и структура антропологии. Антропология как наука о человеке Просвещение:1688-1789. 1688 Г.- Конец Революции В Англии.178...
Просвещение:1688-1789. 1688 г.- конец Революции в Англии.1789 г. – Великая французская буржуазная революция. Начинает в Англии (Бэкон, установки Декарта).
Формирование и развитие рационалистической картины мира. Разум трактуется как разум-природа, разум-Бог, разум-государство. Критерием всего бытия становится разум. Суду разума подвергаются и религия и нравственность, и наука, и общество. Человеческое сознание ограничевается чувственным опытом.
Джон Локк: «Опыт о человеческом разуме», соединение рационализма (картезианство) и опытного знания. Критикует теорию Декарта о врожденных идеях. В учении его соединяются эмпиризм и сенсуализм. Знания выводятся из чувственного восприятия. Опыт обладает личным индивидуальным характером. Человек – tabula rasa. Необходимость правильности воспитания, соответствующему разуму.
Французское Пр.синтез английского эмпиризма и картезианского рационализма. Полагали, что для достижения истины, необходимо взаимодействие чувства и разума. Наше знание возникает опытным путем, но мера его истинности определяется разумом, который выступает по отношению к чувству в качестве направляющей и контролирующей инстанции.
Основой человеч. разума является природа. Вольтер, Гельвеций, Монтескье: мнение формируется в соц.-полит. прост-ве той средой, в которой находится чел. В свою очередь, сформированные взгляды и идеалы, средой, влияют на общество. Дидро! Выступали против разделения человека на высшую и низшую части. Дуализм (дух и тело) является концепцией не только ложной, но и вредной, создающей фикции, ради которых люди отказываются от радостей настоящей жизни.
Ламетри: человек - машина – структурой, которая подчиняется механическим законам. Гельвеций: выдвигает теорию разумного эгоизма. Человеческими поступками руководит исключительно эгоистический интерес. Разумная польза для себя и других, отрицает врожденные способности человека. Полагал, что все способности и умения приобретенные человеком обусловливаются внешним окружением. Поэтому нет ни прирожденного здравого смысла, ни моральных чувств. Получить необходимого человека можно создав адекватные условия жизни и воспитания.
Главный воспитатель –государство.
Руссо: критика бесконечной веры в прогресс, разум, государство, его воспитательную силу, способность. Сочинение Руссо концентрирует внимание на индивидуальном существовании человека, его естественной жизни. Всякая организации – порождение не природы, а цивилизации. Уделял внимание процессу труда в воспитании. Идеализировал общество индейских культур. Руссо определял сущность человеческой натуры, склоняясь к тому, что наиболее полно сущность человека выражается не в разуме, а в чувстве.
Выделяются фундаментальные свойства и характеристики человека и в качестве основополагающих рассматриваются разум и сознание Отсылка к Декарту... Социологизаторская стратегия... Объясняет человека в аспекте его соц связей и отношений Чел продукт не столько биологич сколько соц Сущность...
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:
Антропология просвещения
Что будем делать с полученным материалом:
Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Культурная антропология и ее основные направления
Культу́рная антрополо́гия – наука о культуре как совокупности материальных объектов, идей, ценностей, представлений и моделей поведения во всех формах ее проявления и на
СТРАТЕГИИ ПОНИМАНИЯ ЧЕЛОВЕКА
Человек – это родовое понятие, которое выражает наиболее общие, свойственные только человеческому роду, черты и качества. Индивидуальность – мера, которое отличает одного человека от другого.
ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНО-ПЕРСОНОЛИСТСКАЯ
В основе- экзистенциализм(не религиозное) и персонализм.
- человек- особое начало в мире, не сводимо к каким-либо внешним качествам и законам, но объясняемая лишь исходя из его опыт и судь
Основные теории происхождения человека
1. Креационистская теория
Мифологическое, религиозное сознание.
Человек – единственный, кто обладает бессмертной душой, свободой воли, Он – носитель божественных знаний и з
Психосоциогенез сознания.
Сознание свойственно только человеку. Сознание - это сложная многоуровневая система, которая включает в себя природно-психические, индивидуально-личностное и социально-культ
СТУКТУРА СОЗНАНИЯ
Уровни
Когнитивная
Аксиологическая
регулятивная
Чувственно-эмоциональный
ощущения, восприятия, представлен
Антропология европейского Средневековья.
Основа средневек.европ к-ры- христианское начало,переработка античной философии.центр-византийская к-ра.формирование учения «отцов церкви».многие идеи средневек.антро
Позиция Фомы Аквинского 13в.
Его учение является основой для христианско-католического вероучения. выработка единой догматики. Ф.Аквинский основывается на учении Аристотеля.его учение- соединение интерперет. Чел-ка и Бо
Ренессансный взгляд на человека
Поворот в сторону антропоцентрического взгляда на человека и мир. Возрождение – пограничная эпоха, кот. стремилась вернуть чел. его целостность в виде единства как минимум 2-х сторон: дух. и физич.
Проблема понимания человека в 19 веке
В понимании человека ХIХ века можно выделить несколько особенностей:
1) углубление изучения духовности человека, внимание к его внутренними миру, его чувствам и переживаниям
2) фо
Антропология марксизма
Маркс и Энгельс – 19 в.
Маркс: Сущность человека – это его социальные, т.н. родовые характеристики, которые следует понимать предельно широко. Родовой человек это человек
Антропология Ницше
Главное достояние человека – внутренняя свобода.
1. отвергает идеи Декарта. Самодавлеющий образ сознания он заменяет самодавлеющим образом воли. Если для А. Шопенгауэра, у которого Ницше з
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, КАК ФАКТОР И УСЛОВИЕ ПОЯВЛЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА
«Что есть человек, что он должен познать, что он может делать?» (вопросы Канта) Человек - не только человек разумный, но и человек действующий (Homo agens)- такое пон
Динамика представлений о свободе. Концепция Э. Фромма
размышление о человеке — всегда размышление о свободе.
Уникальную бытийную ситуацию человека четко обрисовал Э.Фромм. Самосознание, разум, фантазия — все эти "не-животные" свойст
Человек и проблема смысла. Проблема поиска смысла жизни
Смысл — это "субъективное значение", значение "для меня", отношение субъекта к осознаваемым объективным явлениям.
Смысл – это ценностное для субъекта значение Бытия.
Смысл жизни и смысл смерти в теории Франкла
Проблема смысла рассматривалась в рамках гуманистической психологии:
Виктор Франкл(труд «В поисках смысла»), который разработал целую стратегию в поисках смысла жизни, которую назвал «лого
Смерть как смысл жизни
Как это – умереть, и что дальше? Вопрос о смерти как о конце жизни. Смерть – закон природы. Смерть всегда отложена,люди не хотят умирать, никто не знает своего срока. Христианская задума – ты долже
Любовь как труд в интерпретации Э. Фромма.
любовь — это объединение с другим человеком или предметом вне себя при условии сохранения обособленности и целостности самого себя. По Э.Фромму, любовь, прежде всего, проявляет
Ценность как основа бытия
Философское учение о ценностях и их природе называется аксиологией (от греч. axios — ценность и logos — учение). Но прежде чем сложиться в ее современном виде, эта теория прошла исторический путь р
Иерархия ценностей
Однако, несмотря на различные формы дифференциации ценностей и их релятивный характер, имеется самая высшая и абсолютная ценность — это сам человек, его жизнь. Эта ценность должна
Аксиологическое измерение культуры.
Аксиология (с греч. аксио-ценность, достоинство; логос- учение) – или теория ценностей – это учение о ценностях как стороне культуры и метафизической сфере, о ее природе и структур
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Новости и инфо для студентов