рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Проблема понимания человека в 19 веке

Проблема понимания человека в 19 веке - раздел Науковедение, Понятие и структура антропологии. Антропология как наука о человеке В Понимании Человека Хiх Века Можно Выделить Несколько Особенностей: ...

В понимании человека ХIХ века можно выделить несколько особенностей:

1) углубление изучения духовности человека, внимание к его внутренними миру, его чувствам и переживаниям

2) формирование целостного взгляда на общественную жизнь, на отношение общества и человека

3) антиметафизическую направленность появляющихся с середины XIX века концепций человека.

Иррационалист. парадигма антропологии 19 века: Артур Шопенгауэр «Мир как воля и представление», Серен Кьеркегор «Страх и трепет»

Ницше «К генеалогии морали: по ту сторону добра и зла», «Так говорил Заратустра».

Мир вне нашего восприятия ничто. Мир выводится не из рацио, а из восприятия.

Воля – основа мира и чел. Она рассм. не как основа свободного действия, т.е. действия в соответсвии с долгом, как у Канта, а это т.н. голос тела – слепой, иррациональный, бесцельный. Воля рассм. как вечное становление бесконечный поток трансформаций (потом она найдет развитие у Ницше). Вся человеческая культура – это набор мифов, скрывающих устремления эгоистической воли. Человека с человеком соединяет эгоизм, а не любовь. Другой – вечный враг. Жизнь открывает человеку путь к свободе. Для того, что обрести освобождение, необходимо испытать чувство справедливости, которое и является первым шагом на пути к спасению. Еще один выход человека к освобождению от воления – встреча с возвышенным. Возвышенное – сложная гамма чувств, возникающих при встрече с чем-то безграничным. Субъект уже не чувствует себя центром мира, и у него возникает предчувствие единства с миром, а это не подавляет, а возвышает человека, поскольку возвышенное приближает к первоосновам мира.

Кьеркегор: Категории: страх, трепет, отчаяние, грех, повторение. Излюбленными категориями, которые сопровождают жизнь человека, являются страх, трепет, отчаяние. Критикует Гегеля за растворение единичного, личностного во всеобщем. В центре внимания философии должна быть экзистенция, т.е. индивидуальное человеческое существование.Свобода рассматривается в аспекте выбора человека, предоставления возможности и способности выбирать.

Фейербах: Критика религии, но не ради уничтожения самой христианской религии, а ради приближения ее к человеку. «Человек человеку бог». Человек раскрывается в аспектах общения, которое основано на любви, на любовном отношении, а сама любовь есть отношение человека к человеку как к высшей ценности, причем любовь рассматривается не в аспекте любви-эгоизма, а как любовь ради любви. Критиковал религию как форму мировоззрения, однако не отрицал ее необходимость. Его не устраивает отделенность человека от Бога и противопоставление телесного и духовного.

Маркс: Сущность человека – это его социальные, т.н. родовые характеристики, которые следует понимать предельно широко. Родовой человек это человек способный быть всем, творить по мерке любого вида, универсально. Общество определяет человека, его родовую сущность, как ни чем неограниченную совокупность возможностей, целей, проектов, потребностей, а история определяет конкретное содержание родовой сущности.

16. Экзистенциальное измерение человека: иррационализм Кьеркегора.

Кьеркегор. 1813-1855.

Период романтизма в культуре Европы. Последствия наполеоновских воин, переустройство мира, революционные события 30х годов. Взгляды Кьеркегора отражали рационалистический подход к бытию личности. Он зачинатель и его философия была предпосылкой для формирования экзистенциализма. Точки зрения: Кьеркегор – основоположник экзистенциализма, его философия – предпосылка самостоятельного направления экзистенциализма.

Экзистенциальный взгляд. Основной предмет анализа – личность, человек, проблемы бытия человека, проблема выбора. Позиция отстаивания свободы человека перед общим миром культуры. Провозглашает идею права человека на собственное одиночество.

Культур-философская позиция: философия не может быть не философией о человеке. Его идеи связаны с тем, что человека окружает. Вопрос о смысле бытия человека.

«Страх и трепет», «Или или», «Болезнь к смерти», «Повторение». – написал.

Излюбленные категории, которые сопровождают жизнь человека – страх, трепет, отчаяние,

Критикует Гегеля за растворение единичного, личностного во всеобщем. Философия Гегеля рассматривает движение истории.

В центре внимания философии должна быть экзистенция, то есть индивидуальное человеческого существования.

Категории:

v Свобода рассматривается в контексте возможности и свободы выбора. Категория выбора потом становится одной из важнейших категорий в экзистенциальной философии.

v Категория страха. Страх понимается прежде всего перед своим несовершенством, перед возможностью не состояться. Страх выражается и в боязни греха и в ощущении неизбежности греха.

v Категория отчаяния. Выражает взаимоотношение человека с самим собой. Это состояние разочарования в себе как в существе греховном, эмпирическом, которое отражается в ощущении вины и внутреннем неприятии самого себя. Отчаяние – основа для свободного выбора. Только через отчаяние человек моет «выбрать» себя в своём высшем значении. «Предайся отчаянию и легкомыслие уже не в состоянии будет довести тебя до того, чтобы ты стал бродить, как не находящий себе покоя дух среди развалин потерянного для него мира; предайся отчаяние и мир приобретёт в твоих глазах прелесть и красоту. Твой дух не будет более изнывать в оковах меланхолии и смело воспарит в мир вечной свободы». Рассматривает различные пути осуществления человеком выбора, а значит 3 формы человеческого существования и три типа личности:

1. Эстетический тип – эстетик. Основная фора бытия – красота, стремление к прекрасному. Эстетик живёт мгновением в погоне за удовольствием и чувствами. Такое стремление к красоте – иллюзия свободы. Основное понятие существования – ирония. Ничего не воспринимается всерьёз и на 1ый план выступает игра, которая распространяется на всё. Будущее – поле возможностей. Ирония может перерастать в самодовольство, если она распространена на окружающий мир, а не на себя. Эстетизм ведёт к утрате индивидуальности. Этот тип личности готов принять всё, поскольку он играет, а не выбирает. Я растворяется в потоке всеобщего, начинаются бесконечные поиски себя, бесконечная рефлексия и меланхолия. Возникает чувство страха, потерянности и несвободы.

2. Этический человек. Осуществляет выбор в сторону добра, в этом плане он в чём-то ограничен, возможно постольку, поскольку личность не стремится к всесторонности. Развитие похоже на развитие растения, благодаря чему человек становится тем, чем наделила его природа. Этик же обязан развивать только те задатки, которые ведут к добру… человек с этическим мировоззрением свою жизнь основывает на существенном, на том, что должно быть. Развитие эстетика не свободно, оно идёт по законам природы. Этик в своём роде осуществил свободный выбор, однако, благодаря ему, у этого типа личности возникает чувство вины и раскаяния. Этик может стать эстетиком. Стать эстетиком можно нарушив запрет этического характера. Если человек – эстетик начинает относиться к себе как к существу, которому всё дозволено, то это оказывается опасным, т.к. человек возводит себя до Бога.

3. Человек веры. Достижение такого состояния возможно только через абсолютное отчаяние. Быть человеком веры вообще подвиг. Человек веры – тот человек, который совершил подвиг веры преодолев нравственно-эстетическое с точки зрения человеческого.


– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Понятие и структура антропологии. Антропология как наука о человеке

Выделяются фундаментальные свойства и характеристики человека и в качестве основополагающих рассматриваются разум и сознание Отсылка к Декарту... Социологизаторская стратегия... Объясняет человека в аспекте его соц связей и отношений Чел продукт не столько биологич сколько соц Сущность...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Проблема понимания человека в 19 веке

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Понятие и структура антропологии. Антропология как наука о человеке
Антропология (antropos-чел, logos-учение)– совокупность научных дисциплин, занимающихся изучением человека, его происхождения, развития, существования в природной (естественной) и

Культурная антропология и ее основные направления
Культу́рная антрополо́гия – наука о культуре как совокупности материальных объектов, идей, ценностей, представлений и моделей поведения во всех формах ее проявления и на

СТРАТЕГИИ ПОНИМАНИЯ ЧЕЛОВЕКА
Человек – это родовое понятие, которое выражает наиболее общие, свойственные только человеческому роду, черты и качества. Индивидуальность – мера, которое отличает одного человека от другого.

ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНО-ПЕРСОНОЛИСТСКАЯ
В основе- экзистенциализм(не религиозное) и персонализм. - человек- особое начало в мире, не сводимо к каким-либо внешним качествам и законам, но объясняемая лишь исходя из его опыт и судь

Основные теории происхождения человека
1. Креационистская теория Мифологическое, религиозное сознание. Человек – единственный, кто обладает бессмертной душой, свободой воли, Он – носитель божественных знаний и з

Психосоциогенез сознания.
Сознание свойственно только человеку. Сознание - это сложная многоуровневая система, которая включает в себя природно-психические, индивидуально-личностное и социально-культ

СТУКТУРА СОЗНАНИЯ
Уровни Когнитивная Аксиологическая регулятивная Чувственно-эмоциональный ощущения, восприятия, представлен

Творч. природа сознания. Роль самосознания в формировании и развитии личности и культуры.
Сознание свойственно только чел. Сознание - сложная многоуров. сис-ма, кот. включает в себя прир.-псих., индивид.-личност. и соц.-культ. проекции, результат эволюции, форм.

Антропология европейского Средневековья.
Основа средневек.европ к-ры- христианское начало,переработка античной философии.центр-византийская к-ра.формирование учения «отцов церкви».многие идеи средневек.антро

Позиция Фомы Аквинского 13в.
Его учение является основой для христианско-католического вероучения. выработка единой догматики. Ф.Аквинский основывается на учении Аристотеля.его учение- соединение интерперет. Чел-ка и Бо

Ренессансный взгляд на человека
Поворот в сторону антропоцентрического взгляда на человека и мир. Возрождение – пограничная эпоха, кот. стремилась вернуть чел. его целостность в виде единства как минимум 2-х сторон: дух. и физич.

Антропология просвещения
Просвещение:1688-1789. 1688 г.- конец Революции в Англии.1789 г. – Великая французская буржуазная революция. Начинает в Англии (Бэкон, установки Декарта). Формирование и р

Антропология марксизма
Маркс и Энгельс – 19 в. Маркс: Сущность человека – это его социальные, т.н. родовые характеристики, которые следует понимать предельно широко. Родовой человек это человек

Антропология Ницше
Главное достояние человека – внутренняя свобода. 1. отвергает идеи Декарта. Самодавлеющий образ сознания он заменяет самодавлеющим образом воли. Если для А. Шопенгауэра, у которого Ницше з

Признание за человеком статуса морального существа.
2. идея совершенства и блага. Труд « Я и ТЫ». Отношения Я-ТЫ и Я-ОНО и противопоставление их. Я-ТЫ: любовный диалог, живое межлич

Дуальность человеческого бытия. Природное и надприродное, рациональное и чувственное в человеке.
Современные концепции человека исходят из понимания его как «места встречи» (термин М. Шелера) двух начал – природного и надприродного (божественного, ценностного, культурного).

Проблема детерминации веры и разума. Характеристики веры
Вера предполагает следование первичным основополагающим принципам. Вера безусловна и изначальна. ЧЕРТЫ ВЕРЫ: · Эмоциональность – мы опираемся не на рациона

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, КАК ФАКТОР И УСЛОВИЕ ПОЯВЛЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА
«Что есть человек, что он должен познать, что он может делать?» (вопросы Канта) Человек - не только человек разумный, но и человек действующий (Homo agens)- такое пон

Динамика представлений о свободе. Концепция Э. Фромма
размышление о человеке — всегда размышление о свободе. Уникальную бытийную ситуацию человека четко обрисовал Э.Фромм. Самосознание, разум, фантазия — все эти "не-животные" свойст

Человек и проблема смысла. Проблема поиска смысла жизни
Смысл — это "субъективное значение", значение "для меня", отношение субъекта к осознаваемым объективным явлениям. Смысл – это ценностное для субъекта значение Бытия.

Смысл жизни и смысл смерти в теории Франкла
Проблема смысла рассматривалась в рамках гуманистической психологии: Виктор Франкл(труд «В поисках смысла»), который разработал целую стратегию в поисках смысла жизни, которую назвал «лого

Смерть как смысл жизни
Как это – умереть, и что дальше? Вопрос о смерти как о конце жизни. Смерть – закон природы. Смерть всегда отложена,люди не хотят умирать, никто не знает своего срока. Христианская задума – ты долже

Любовь как труд в интерпретации Э. Фромма.
любовь — это объединение с другим человеком или предметом вне себя при условии сохранения обособленности и целостности самого себя. По Э.Фромму, любовь, прежде всего, проявляет

Самоактуализация личности как способ самореализации (гуманистическая психология, А. Маслоу)
  50-60гг – развивается гуманистическая психология А.Маслоу. (приверженцы Олпарт, Роджерс + учение Фромма – межлич. отношения, здоровое общество, человек). Большое значение з

Ценность как основа бытия
Философское учение о ценностях и их природе называется аксиологией (от греч. axios — ценность и logos — учение). Но прежде чем сложиться в ее современном виде, эта теория прошла исторический путь р

Иерархия ценностей
Однако, несмотря на различные формы дифференциации ценностей и их релятивный характер, имеется самая высшая и абсолютная ценность — это сам человек, его жизнь. Эта ценность должна

Аксиологическое измерение культуры.
Аксиология (с греч. аксио-ценность, достоинство; логос- учение) – или теория ценностей – это учение о ценностях как стороне культуры и метафизической сфере, о ее природе и структур

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги