рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Аксиологическое измерение культуры.

Аксиологическое измерение культуры. - раздел Науковедение, Понятие и структура антропологии. Антропология как наука о человеке Аксиология (С Греч. Аксио-Ценность, Достоинство; Логос- Учен...

Аксиология (с греч. аксио-ценность, достоинство; логос- учение) – или теория ценностей – это учение о ценностях как стороне культуры и метафизической сфере, о ее природе и структуре. Ценностный подход тяготеет к плюрализму и к выявлению спектра ценностей в основе человеческих поступков, истории и культуры. Аксиология исследует ценности в самых различных аспектах:

- как предмет реализации – цель;

- как способ или модус отнесения этих значимых атрибутов к их носителям (благам), т.е. как оценку – на этом уровне ценности идентифицируются как ориентиры человеч. деят-ти (мораль, нормы и т.д.);

- как символы для осмысления этих ориентиров;

- как эмоционально-переживаемые явления (хотя бы и внекультурные, напр. красота в природе, но поскольку они пережиты, они тоже входят в культуру).

Ценности даже ранее своего бытийного воплощения в благах и оценках способны ориентировать человеч. деят-ть и культуру, обретая жизненность в целях и идеалах.

С интерпретацией ценности как основы культуры мы сталкиваемся еще в 18 в. – у Руссо (но в связи с негативной оценкой культуры), Канта, Гердера.

Ницше привлек внимание к первостепенной роли ценностной стороны в каждой культуре и к относительности ценностей. Позитивизм также разрабатывал ценностную тематику.

Однако заслугой именно неокантианства было превращение аксиологии в полноправную исследовательскую область, а категории ценности – в классическую и с тех пор традиционную тему фил.и культ. исследований. В неокантианстве выделяют 2 школы: Марбургскую (Г. Коген, П. Наторп, Э. Кассирер) и Баденскую (В. Виндельбанд, Г. Риккерт, М. Вебер).Марбургская школа развила учение о трансцендентальном культурном сознании как субъекте процесса созидания новых ценностей, однако для них ценностная тематика все же осталась производной по отношению к эпистемолог. задачам. Баденская школа, напротив, самоопределилась как «философия ценностей». Согласно Риккерту, культура есть «процесс реализации всеобщих ценностей». Все феномены бытия по Риккертумогут быть двух видов: феномены, связанные с ценностями, и феномены, с ними не связанные (ценностно-нейтральные). Феномены, связанные с ценностями, содержащие их, Риккерт называет благами. Совокупность благ и есть культура (а не все, что создал человек). «Культура — это то, что непосредственно создано человеком, действующим сообразно оцененным им целям, или, если оно уже существовало раньше, по крайней мере, сознательно взлелеянным им ради связанной с ним ценности».При этом если от объекта культуры «отнять всякую ценность, то он... станет частью простой природы». В общем, с этих позиций культура стала рассматриваться прежде всего как совокупность ценностей, особой значимости тех или иных явлений.

Ценностный подход постепенно внедрялся в этнографию, социологию, культурную антропологию – Бенедикт,Боас, Кребер, Уайт, Франк.Известный социолог П. Сорокин считал, что именно ценность «служит основой и фундаментом всякой культуры».

Неоднозначным было отношение к аксиологии у Бердяева: он выводил из первичной ценности ее принципиальную «невысказываемость», считал, что о ценности ничего нельзя сказать словами, не может быть учения о ценности, т.к. ценность должна предшествовать суждению – но таким же образом тогда не может быть и его «Философии свободы»?

Неоднозначным было отношение и у Хайдеггера. Деррида считал аксиологическое мышление плодом ложной фонологоцентричной установки европейского мышления.

Несмотря на уместность некот. замечаний, аксиология уже не может быть исключена из фил.и культ. мысли. Каждый кризис аксиологии завершается перестройкой ее на углубленном фундаменте. Причина этого в том, что без аксиологии оказываются изолированными и не связанными друг с другом такие важнейшие категории культуры, как свобода, знание, семья, красота и т.д.Согласно ценностному подходу, культура есть не что иное, как реализация идеально-ценностных целей, предметный мир, взятый под углом зрения его значения для человека. Этот подход выступает как реализация субъектно-объективных отношений. Его главные проблемы — понимание природы ценностей, их происхождение и общезначимость.


 

36. Любовь как предмет исследования школы П. Сорокина. П. Сорокин работает в Исследовательском центре по созидающему альтруизму Гарвардского университета, труд «Виды любви и её силы: типы, факторы и технические приёмы нравственного перевоплощения». Энергия культуры связана с любовью (Л.) Л.умножает духовный потенциал человека, раскрывая его возможности. Энергия культуры способствует сплочению народов, соц.групп, становится мощным импульсом в согласии. «История предъявляет человечеству ультиматум: погибнуть или подняться на более высокий моральный уровень». Аспекты энергетики любви: 1) космический (синтез добра, истины и красоты (Платон, Соловьев), этот синтез уподобляется Св.Троице и символизирует христианскую Л..; 2) биологический (необходим для существования жизни (помощь, сотрудничество, забота о потомстве); 3) психологический (сочувствие, доброта, дружба, преданность, благоговение, идентификация с любимым рассматривается как высшая ценность). Л.в повседневном проявлении бывает 1)эрос (любовь эротическая, эгоцентричная Л., в которой чел.любит сам себя и не отказывается от своих желаний во имя другого – «помогай другим, чтобы помогали тебе, но не делай вреда другим, чтобы не вредили тебе»); 2) агапе (самоотдача, самоотверженная щедрость, те требует отдачи). Положения Сорокина о Л.: 1. «Бескорыстная, созидающая любовь – это сила, способная остановить агрессивные межличностные, межгрупповые и международные конфликты и превратить враждебные отношения в дружеские». 2. Любовь вызывает любовь, а ненависть рождает ненависть. 3. Бескорыстная и мудрая (адекватная) любовь является жизненной силой, необходимой для физического, умственного и нравственного здоровья. Альтруисты в целом живут дольше эгоистов. С.обращается к проблеме детства. Именно Л.является «витамином для здорового роста ребенка». Базисные величины для качественного и количественного многообразия конкретных феноменов Л.: --интенсивность, -- экстенсивность (ширина), -- длительность, -- чистота (насколько Л.существует ради Л. вне мотивов пользы), -- адекватность (насколько Л.слепа и если она слепа, то приводит к ненависти до Л.мудрой, высокой, обоснованной). С т.з. Сорокина: «Без минимальной кооперации доброй воли и взаимной помощи никакое общество не сможет выжить даже в течении нескольких дней, недель или месяцев…».

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Понятие и структура антропологии. Антропология как наука о человеке

Выделяются фундаментальные свойства и характеристики человека и в качестве основополагающих рассматриваются разум и сознание Отсылка к Декарту... Социологизаторская стратегия... Объясняет человека в аспекте его соц связей и отношений Чел продукт не столько биологич сколько соц Сущность...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Аксиологическое измерение культуры.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Понятие и структура антропологии. Антропология как наука о человеке
Антропология (antropos-чел, logos-учение)– совокупность научных дисциплин, занимающихся изучением человека, его происхождения, развития, существования в природной (естественной) и

Культурная антропология и ее основные направления
Культу́рная антрополо́гия – наука о культуре как совокупности материальных объектов, идей, ценностей, представлений и моделей поведения во всех формах ее проявления и на

СТРАТЕГИИ ПОНИМАНИЯ ЧЕЛОВЕКА
Человек – это родовое понятие, которое выражает наиболее общие, свойственные только человеческому роду, черты и качества. Индивидуальность – мера, которое отличает одного человека от другого.

ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНО-ПЕРСОНОЛИСТСКАЯ
В основе- экзистенциализм(не религиозное) и персонализм. - человек- особое начало в мире, не сводимо к каким-либо внешним качествам и законам, но объясняемая лишь исходя из его опыт и судь

Основные теории происхождения человека
1. Креационистская теория Мифологическое, религиозное сознание. Человек – единственный, кто обладает бессмертной душой, свободой воли, Он – носитель божественных знаний и з

Психосоциогенез сознания.
Сознание свойственно только человеку. Сознание - это сложная многоуровневая система, которая включает в себя природно-психические, индивидуально-личностное и социально-культ

СТУКТУРА СОЗНАНИЯ
Уровни Когнитивная Аксиологическая регулятивная Чувственно-эмоциональный ощущения, восприятия, представлен

Творч. природа сознания. Роль самосознания в формировании и развитии личности и культуры.
Сознание свойственно только чел. Сознание - сложная многоуров. сис-ма, кот. включает в себя прир.-псих., индивид.-личност. и соц.-культ. проекции, результат эволюции, форм.

Антропология европейского Средневековья.
Основа средневек.европ к-ры- христианское начало,переработка античной философии.центр-византийская к-ра.формирование учения «отцов церкви».многие идеи средневек.антро

Позиция Фомы Аквинского 13в.
Его учение является основой для христианско-католического вероучения. выработка единой догматики. Ф.Аквинский основывается на учении Аристотеля.его учение- соединение интерперет. Чел-ка и Бо

Ренессансный взгляд на человека
Поворот в сторону антропоцентрического взгляда на человека и мир. Возрождение – пограничная эпоха, кот. стремилась вернуть чел. его целостность в виде единства как минимум 2-х сторон: дух. и физич.

Антропология просвещения
Просвещение:1688-1789. 1688 г.- конец Революции в Англии.1789 г. – Великая французская буржуазная революция. Начинает в Англии (Бэкон, установки Декарта). Формирование и р

Проблема понимания человека в 19 веке
В понимании человека ХIХ века можно выделить несколько особенностей: 1) углубление изучения духовности человека, внимание к его внутренними миру, его чувствам и переживаниям 2) фо

Антропология марксизма
Маркс и Энгельс – 19 в. Маркс: Сущность человека – это его социальные, т.н. родовые характеристики, которые следует понимать предельно широко. Родовой человек это человек

Антропология Ницше
Главное достояние человека – внутренняя свобода. 1. отвергает идеи Декарта. Самодавлеющий образ сознания он заменяет самодавлеющим образом воли. Если для А. Шопенгауэра, у которого Ницше з

Признание за человеком статуса морального существа.
2. идея совершенства и блага. Труд « Я и ТЫ». Отношения Я-ТЫ и Я-ОНО и противопоставление их. Я-ТЫ: любовный диалог, живое межлич

Дуальность человеческого бытия. Природное и надприродное, рациональное и чувственное в человеке.
Современные концепции человека исходят из понимания его как «места встречи» (термин М. Шелера) двух начал – природного и надприродного (божественного, ценностного, культурного).

Проблема детерминации веры и разума. Характеристики веры
Вера предполагает следование первичным основополагающим принципам. Вера безусловна и изначальна. ЧЕРТЫ ВЕРЫ: · Эмоциональность – мы опираемся не на рациона

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, КАК ФАКТОР И УСЛОВИЕ ПОЯВЛЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА
«Что есть человек, что он должен познать, что он может делать?» (вопросы Канта) Человек - не только человек разумный, но и человек действующий (Homo agens)- такое пон

Динамика представлений о свободе. Концепция Э. Фромма
размышление о человеке — всегда размышление о свободе. Уникальную бытийную ситуацию человека четко обрисовал Э.Фромм. Самосознание, разум, фантазия — все эти "не-животные" свойст

Человек и проблема смысла. Проблема поиска смысла жизни
Смысл — это "субъективное значение", значение "для меня", отношение субъекта к осознаваемым объективным явлениям. Смысл – это ценностное для субъекта значение Бытия.

Смысл жизни и смысл смерти в теории Франкла
Проблема смысла рассматривалась в рамках гуманистической психологии: Виктор Франкл(труд «В поисках смысла»), который разработал целую стратегию в поисках смысла жизни, которую назвал «лого

Смерть как смысл жизни
Как это – умереть, и что дальше? Вопрос о смерти как о конце жизни. Смерть – закон природы. Смерть всегда отложена,люди не хотят умирать, никто не знает своего срока. Христианская задума – ты долже

Любовь как труд в интерпретации Э. Фромма.
любовь — это объединение с другим человеком или предметом вне себя при условии сохранения обособленности и целостности самого себя. По Э.Фромму, любовь, прежде всего, проявляет

Самоактуализация личности как способ самореализации (гуманистическая психология, А. Маслоу)
  50-60гг – развивается гуманистическая психология А.Маслоу. (приверженцы Олпарт, Роджерс + учение Фромма – межлич. отношения, здоровое общество, человек). Большое значение з

Ценность как основа бытия
Философское учение о ценностях и их природе называется аксиологией (от греч. axios — ценность и logos — учение). Но прежде чем сложиться в ее современном виде, эта теория прошла исторический путь р

Иерархия ценностей
Однако, несмотря на различные формы дифференциации ценностей и их релятивный характер, имеется самая высшая и абсолютная ценность — это сам человек, его жизнь. Эта ценность должна

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги