рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Смерть как смысл жизни

Смерть как смысл жизни - раздел Науковедение, Понятие и структура антропологии. Антропология как наука о человеке Как Это – Умереть, И Что Дальше? Вопрос О Смерти Как О Конце Жизни. Смерть – ...

Как это – умереть, и что дальше? Вопрос о смерти как о конце жизни. Смерть – закон природы. Смерть всегда отложена,люди не хотят умирать, никто не знает своего срока. Христианская задума – ты должен быть всегда готов,что в любой момент представишься, и будешь отчитываться перед господом. Закон природы – угасание-воскрешение.

Смысл смерти существует как минимум в 2ух измерениях:

1)смерть имеет отложеный характер: мы никогда не знаем, когда умрём.(мементо мори) – быть к ней готовым в плане своего морального облика.

2)природно биологическое измерение – вечная жизнь человека скорее всего нарушена бы весь природный цикл.

Проблема страха перед смертью.Вопрос о необходимости, мешает ли он жить или наоборот заставляет задуматся о жизни. С одной стороны смерть – предупреждение для жизни в морально-этическом отношении,заставляет задуматся о действиях и поступках, с другой сторны смерть мешает выстраивать свою жизнь, планы и начинания. Выход из страха перед смертью в историч плане: Яркая эпоха – средневековье – сталкивалось со смертью. Античность: Сократ – говорил о том что смерти не существует – когда ты умер ты это не почуствуешь. Языческое толкование смерти: уход из жизни вопринимался с тчк зрения горя, но с др стороны – естественное состояние, переход в другую жизнь. В языч картине – не существовало чёткого разделения между земным и сокральным миром: духи присутствовали – помогали или препятствовали жить. В средневековье – жизнь и смерть противопостовляются и связываются единым узами. Жизнь земная противопостовляется загробной, неземой – либо в аду либо в раю - там и начинается истиная вечная жизнь – сокральная,настоящая. С др стороны – смерть – точка перехода в другую жизнь. Люди средневековья часто сталкивались со смертью, жизнь и смерть переплетены. В народной картине мира кладбище находилось недалеко от села, деревни. В среднев не существовало жёсткого разделения, страх перед смертью не вытеснялся из повседневной жизни. Средневековое мементо мори – необходимо задуматься о земных делах и дух содержании перед лицом смерти. Не было мистического страха перед смертью.

Исследователь феномена смерти в рамках западноевропейской культуры– Мишель Фуко: начиная с Ренесанса и Нового времени происходит методичное вытеснение смерит из повседневной жизни человека. Такой же тчк зрения придерживается и Кюблер-Росс. Рационализация жизни,передача власти государству и контроль над всеми сферами жизни привело к тому что гос-во а не церковь стало контролировать явления дух жизни,контроль над тюрьмами, исправительными учереждениями, душевнобольными. К-ра церкви и монастыря ранее была связана с заботой о душевнобольных. Даже медицина оказывается перераспределённой и под контролем гос-ва. Интимные сведения, сведения духовной культуры и религиии- так же под властью гос-ва: не приступает ли человек границы закона и морально-этич требования. Контроль духовно-личностного мира, так же феномен смерти – отделён от жизни и под контролем. Страх перед смертью в новоевр типе к-ры и к-ре постиндустриального об-ва вытесняется за счёт того что сама смерть и всё что с ней связано выводится за переделы жизненного пространства. Ощущения страха загоняется в подсознательные и бессознательные глубины.

Виды смерти:

1)биологическая смерть – старение человеч организма и естественный уход из жизни

2)социальная смерть – смерть, связаная с потерей смысла человека по отношению к своей социальной роли и месту

3)психическая смерть – означает, что человек теряет рассудок, не обладает сознанием и осознанием своих действий, недееспособность – иногда связана с алкоголизмом и наркоманией.

Благо ли смерть либо кара? практически во всех культурах, мифологич структурах – мифы о бессмертии – в т.ч. в библейской парадигме: бессмертие касалось не только души но и тела. Далее люди утеряли бессмертие.

Точка зрения Николая Фёдорова – рус религ философ 2ой пол 19 века (Вернандский – космизм – люди будут дух существами, тело не помешает им): «Человек в своей жизни осуществляет не ту программу, и проходит не тот путь, который был ему предзадан. Люди ведут себя подобно животным, и это животное поведение связано с доминированием инстинкта размножения. Постоянное рождение себе подобных уподобляет людей животным и люди за это расплачиваются смертью» - выглядит как некая кара. Истиный путь – не размножение подобно животным, а воскрешение мёртвых – скорее всего в виде духовных бестелесных сущностей – тогда они вренутся в предчертанное состояние бессмертия.

Георг Зиммель – выражает другую тчк зрения. Принадлежал к направлению философии жизни, изучал герменевтику,вопросы искуства. С тчк зрения герменивтического подхода рассматривает проблему смысла смерти: «Смерть не является рез-том природной низости чел-ка. Наоборот,это – дар и печать высшего существования». Самые простейшие организмы – существуют и размножаются, дают жизнь – например разделение червяка. Человек не может быть взаимозаменяемым и не отличимым друг от друга, он уникален и индивидуален,это существо, живущее из себя – т.е. «самоделающее» существо. Смерть – это плата, которую приходится отдавать за своё высшее развитие.

Смерть – кара за грехопадение, высший дар.

Как может быть приниматся или отрицатся, т.е. состояние человека в момент перед угрозой смерти. 1 стадия – сопротивление перед лицом смерти – проявляется в отчаянии и панике, стремление обойти смерть, самоуспокоение и обещание себе сделать чтото. 2 стадия – обозрение жизни, искажение психики, видения. Яркие впечатления различных периодов жизни, её полнаметражная картина. 3 стадия – стадия перехода к ощущению отстояния свего тела – дух поднимается над телом и приобретает свою самостоятельность, ощущения тела отходят на др план. Дж Лондон «Смирительная рубашка». Человек приобретает спокойствие, ему уже не страшно, состояние равнодушия к телу.Когда чел достигает пограничного состояния, в нём пробуждается матрица жизни и событий истории человечества, т.е. архетипические основы бытия чел-ва. Смерть является принятием стороны танатоса. Юнг полагал что наше бессознательное постоянно живёт ввиду смерти, и это предчувствие отбрасывает тень на всю жизнь человека.

Право на смерть и самоубийство. Во многих культурах рассматривается как грех, в некоторых – как путь сохранения чести. Жизнь дарована Богом, человек не имеет право распоряжатся ей. Вопрос об этом открыт. Шопенгауэр: «Человек, прибегающий к самоубийству доказывает только то, что он не понимает шутки,-что он, как плохой игрок, не умеет спокойно проигрывать и предпочитает когда к нему придёт дурная карта, бросить игру и в досаде встать из-за стола».

Дюркгейм говорил о 3ёх видах самоубийства:

1)эгоистический – возникает тогда, когда происходит коренной разлад личности с обществом, полный диссонанс с обществом. Если человек не востребован.

2)альтруистический- ради жизни других людей

3)аномичный тип – уставший от жизни человек,ему не интересно жить. Потеря смысла жизни. Потеря интереса к интересу жизни – психологическая эпидемия 21 века.


31. Любовь как смысл бытия. Динамика представлений о любви.Любовь – один из вариантов смысла чел.жизни. В акте любви чел.может постигать сущность бытия. Л.—свобода и путь к свободе. Л.можно рассматривать как отношение к другому, как акт со-бытия (бытия вместе), т.е.как диалог. Приоритет в отношениях отдается отдаче (ты отдаешь и тебе отдают). Л.предполагает понимание. Чел.получил любовь (а не разум или волю), как самый главный дар. Л.дает возможность видеть то, что за пределами видимого. Античность. В «Пире» Платона рассматривается вопрос о том, что есть Л.. Платон выделяет следующие виды любви: 1) эрос – страсть, безумное по силе чувство(влечение и ревность, выражает полярность мироздания и тягу к ее андрогеническому преобладанию; 2) филиа – любовь-дружба (равноправие граждан в полисе, преданность отечеству, стремление к свободе, добродетели, наслаждение искусством), эта связь обусловлена социальным или личным выбором, основана на необходимости слияния, дополнения, воссоединения; 3) строге – любовь к роду, преданность ему; 4) агапе – гармоническая интеллектуальная любовь, не страсть, а разумная воля, взаимопонимание, высший род любви (между юношами и мужчинами).

Средневековье. Аврелий Августин выделял следующие формы Л.: 1) Л.человека к Богу («Л.к людям истина, когда она существует во имя Бога»); 2) Л.к ближнему (ближний подобие Божие); 3) Л. Бога к человеку. Бог есть Л., но поскольку Он непостижим, постольку непостижима и его Л. к смертным.

Просвещение. XVII в. Паскаль. Мы рождены с Л.в сердце, она вступает в свои права по мере совершенствования нашего ума, побуждая нас любить то, что представляется нам прекрасным, даже если нам никогда не говорили, что есть прекрасное.

ХХ в. Э. Фромм: «Л. – объединение с другим человеком или предметом вне себя при условии сохранения обособленности и целостности самого себя».

П. Сорокин. Энергия культуры связана с Л. Л.умножает духовный потенциал человека, раскрывая его возможности. Энергия культуры способствует сплочению народов, соц.групп, становится мощным импульсом в согласии. «История предъявляет человечеству ультиматум: погибнуть или подняться на более высокий моральный уровень». Аспекты энергетики любви: 1) космический (синтез добра, истины и красоты (Платон, Соловьев), этот синтез уподобляется Св.Троице и символизирует христианскую Л..; 2) биологический (необходим для существования жизни (помощь, сотрудничество, забота о потомстве); 3) психологический (сочувствие, доброта, дружба, преданность, благоговение, идентификация с любимым рассматривается как высшая ценность).

 


– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Понятие и структура антропологии. Антропология как наука о человеке

Выделяются фундаментальные свойства и характеристики человека и в качестве основополагающих рассматриваются разум и сознание Отсылка к Декарту... Социологизаторская стратегия... Объясняет человека в аспекте его соц связей и отношений Чел продукт не столько биологич сколько соц Сущность...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Смерть как смысл жизни

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Понятие и структура антропологии. Антропология как наука о человеке
Антропология (antropos-чел, logos-учение)– совокупность научных дисциплин, занимающихся изучением человека, его происхождения, развития, существования в природной (естественной) и

Культурная антропология и ее основные направления
Культу́рная антрополо́гия – наука о культуре как совокупности материальных объектов, идей, ценностей, представлений и моделей поведения во всех формах ее проявления и на

СТРАТЕГИИ ПОНИМАНИЯ ЧЕЛОВЕКА
Человек – это родовое понятие, которое выражает наиболее общие, свойственные только человеческому роду, черты и качества. Индивидуальность – мера, которое отличает одного человека от другого.

ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНО-ПЕРСОНОЛИСТСКАЯ
В основе- экзистенциализм(не религиозное) и персонализм. - человек- особое начало в мире, не сводимо к каким-либо внешним качествам и законам, но объясняемая лишь исходя из его опыт и судь

Основные теории происхождения человека
1. Креационистская теория Мифологическое, религиозное сознание. Человек – единственный, кто обладает бессмертной душой, свободой воли, Он – носитель божественных знаний и з

Психосоциогенез сознания.
Сознание свойственно только человеку. Сознание - это сложная многоуровневая система, которая включает в себя природно-психические, индивидуально-личностное и социально-культ

СТУКТУРА СОЗНАНИЯ
Уровни Когнитивная Аксиологическая регулятивная Чувственно-эмоциональный ощущения, восприятия, представлен

Творч. природа сознания. Роль самосознания в формировании и развитии личности и культуры.
Сознание свойственно только чел. Сознание - сложная многоуров. сис-ма, кот. включает в себя прир.-псих., индивид.-личност. и соц.-культ. проекции, результат эволюции, форм.

Антропология европейского Средневековья.
Основа средневек.европ к-ры- христианское начало,переработка античной философии.центр-византийская к-ра.формирование учения «отцов церкви».многие идеи средневек.антро

Позиция Фомы Аквинского 13в.
Его учение является основой для христианско-католического вероучения. выработка единой догматики. Ф.Аквинский основывается на учении Аристотеля.его учение- соединение интерперет. Чел-ка и Бо

Ренессансный взгляд на человека
Поворот в сторону антропоцентрического взгляда на человека и мир. Возрождение – пограничная эпоха, кот. стремилась вернуть чел. его целостность в виде единства как минимум 2-х сторон: дух. и физич.

Антропология просвещения
Просвещение:1688-1789. 1688 г.- конец Революции в Англии.1789 г. – Великая французская буржуазная революция. Начинает в Англии (Бэкон, установки Декарта). Формирование и р

Проблема понимания человека в 19 веке
В понимании человека ХIХ века можно выделить несколько особенностей: 1) углубление изучения духовности человека, внимание к его внутренними миру, его чувствам и переживаниям 2) фо

Антропология марксизма
Маркс и Энгельс – 19 в. Маркс: Сущность человека – это его социальные, т.н. родовые характеристики, которые следует понимать предельно широко. Родовой человек это человек

Антропология Ницше
Главное достояние человека – внутренняя свобода. 1. отвергает идеи Декарта. Самодавлеющий образ сознания он заменяет самодавлеющим образом воли. Если для А. Шопенгауэра, у которого Ницше з

Признание за человеком статуса морального существа.
2. идея совершенства и блага. Труд « Я и ТЫ». Отношения Я-ТЫ и Я-ОНО и противопоставление их. Я-ТЫ: любовный диалог, живое межлич

Дуальность человеческого бытия. Природное и надприродное, рациональное и чувственное в человеке.
Современные концепции человека исходят из понимания его как «места встречи» (термин М. Шелера) двух начал – природного и надприродного (божественного, ценностного, культурного).

Проблема детерминации веры и разума. Характеристики веры
Вера предполагает следование первичным основополагающим принципам. Вера безусловна и изначальна. ЧЕРТЫ ВЕРЫ: · Эмоциональность – мы опираемся не на рациона

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, КАК ФАКТОР И УСЛОВИЕ ПОЯВЛЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА
«Что есть человек, что он должен познать, что он может делать?» (вопросы Канта) Человек - не только человек разумный, но и человек действующий (Homo agens)- такое пон

Динамика представлений о свободе. Концепция Э. Фромма
размышление о человеке — всегда размышление о свободе. Уникальную бытийную ситуацию человека четко обрисовал Э.Фромм. Самосознание, разум, фантазия — все эти "не-животные" свойст

Человек и проблема смысла. Проблема поиска смысла жизни
Смысл — это "субъективное значение", значение "для меня", отношение субъекта к осознаваемым объективным явлениям. Смысл – это ценностное для субъекта значение Бытия.

Смысл жизни и смысл смерти в теории Франкла
Проблема смысла рассматривалась в рамках гуманистической психологии: Виктор Франкл(труд «В поисках смысла»), который разработал целую стратегию в поисках смысла жизни, которую назвал «лого

Любовь как труд в интерпретации Э. Фромма.
любовь — это объединение с другим человеком или предметом вне себя при условии сохранения обособленности и целостности самого себя. По Э.Фромму, любовь, прежде всего, проявляет

Самоактуализация личности как способ самореализации (гуманистическая психология, А. Маслоу)
  50-60гг – развивается гуманистическая психология А.Маслоу. (приверженцы Олпарт, Роджерс + учение Фромма – межлич. отношения, здоровое общество, человек). Большое значение з

Ценность как основа бытия
Философское учение о ценностях и их природе называется аксиологией (от греч. axios — ценность и logos — учение). Но прежде чем сложиться в ее современном виде, эта теория прошла исторический путь р

Иерархия ценностей
Однако, несмотря на различные формы дифференциации ценностей и их релятивный характер, имеется самая высшая и абсолютная ценность — это сам человек, его жизнь. Эта ценность должна

Аксиологическое измерение культуры.
Аксиология (с греч. аксио-ценность, достоинство; логос- учение) – или теория ценностей – это учение о ценностях как стороне культуры и метафизической сфере, о ее природе и структур

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги