рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Живописцы-передвижники

Живописцы-передвижники - раздел Культура, Живописцы-Передвижники 1. Краткая Характеристика Направления Передвиж...

Живописцы-передвижники 1. Краткая характеристика направления передвижников. Передвижники это живописцы реалистического направления, входившие в крупнейшее русское прогрессивное демократическое объединение Товарищество передвижных художественных выставок 1870- 1923гг. Созданное по инициативе Г.Г. Мясоедова, Н.Н. Ге, В.Г. Перова, Товарищество включило в свой состав передовые силы русской демократической художественной культуры, в частности ряд членов распадавшейся уже к тому времени Артели художников оно развивало лучшие традиции этого объединения.

Товарищество представляло собой принципиально новую, своеобразную творческую организацию художников, возникновение которой, однако, было подготовлено предшествовавшим развитием русского реалистического искусства и особенно искусства 50-60-х годов 19 века. Передвижники ставили перед собой задачу общественно-эстетического воспитания народных масс и стремились к широкой популяризации своего искусства.В связи с этим они устроили, начиная с 1871 года, в Петербурге и в Москве 48 выставок, которые затем обычно передвигались ими в Киев, Харьков, Одессу, Кишинев, Ригу, Казань, Орел и другие крупные города страны.

Отсюда и произошло название передвижники. Идейным и организационным руководителем передвижников долгие годы был И.Н. Крамской.Большое значение для развития и популяризации искусства передвижников имела деятельность В.В. Стасова, в частности, его критические статьи, который хотя и не был формально членом Товарищества, в сущности являлся наряду с Крамским идеологом этого объединения.

В состав товарищества в разное время входили А.М. и В.М. Васнецовы, И.И. Левитан, В.Е. Маковский, В.М. Максимов, В.Д. Поленов, И.Е. Репин, К.А. Савицкий, А.К. Саврасов, В.А. Серов, В.И. Суриков, И.И. Шишкин, Н.А. Ярошенко. В выставках передвижников принимали участие М.М. Антокольский, В.В. Верещагин, С.А. Коровин.Членами Товарищества являлись также видные украинские, армянские, латышские, мордовские художники К.К. Костанди, П.А. Левченко, В.Я. Суреньянц, К.Ф. Гун. В своем творчестве передвижники, на основе реалистического метода, глубоко и всесторонне отображали прежде всего современную им жизнь трудового народа России.

Подлинно народный бытовой жанр, лучшие образцы которого отличались боевой публицистичностью, являлся ведущим в их творчестве. Важное место занимало у них и искусство портрета, замечательное содержательностью социально-психологических характеристик.Изображали они преимущественно передовых деятелей культуры и представителей трудового народа.

Многие произведения передвижников посвящены русской истории, в которой их внимание особенно привлекали полные драматизма народные движения. Эти произведения были отмечены глубиной исторического познания прошлого. В пейзажных работах передвижники обращались к простым, обычным мотивам родной природы, создавая картины, проникнутые патриотическим чувством, большим общественным содержанием.Значительное число произведений передвижников воспроизводило образы народного творчества и литературы.

Основываясь на материалистической эстетике В.Г. Белинского, Н.А. Добролюбова и Н.Г. Чернышевского и выражая идеи широкого демократического движения 2-й половины 19-го и начала 20-го веков, передвижники создавали искусство критического реализма. Правдиво изображая события и сцены из жизни и следуя требованиям революционно-просветительской эстетики, они в своих работах выносили приговор окружающей действительности, обличали варварство и дикость самодержавно-крепостнических порядков, нищету, жестокое угнетение народа.

Вместе с тем передвижники показали героическую борьбу народа за социальное и национальное освобождение, мудрость, красоту, силу человека труда, многообразие и поэтическое обаяние родной природы. Отстаивая и развивая принципы реализма, национальности и народности искусства, организация передвижников превратилась очень скоро в крупнейший центр художественной жизни России, в оплот нового реалистического направления в живописи, а императорская Академия художеств, хотя и оставалась официальным руководящим органом в области искусства, все более утрачивала авторитет и эту роль основного центра.

Передвижники боролись как с Академией художеств, культивировавшей отвлеченное, идеализированное искусство, далекое от нужд и запросов трудового народа, так и со всевозможными декадентскими, эстетическими течениями, провозглашавшими идеалистический лозунг искусство для искусства.Своим творчеством и деятельностью по его популяризации передвижники активно участвовали в широком общедемократическом движении эпохи, в борьбе прогрессивных общественных сил против самодержавия и пережитков крепостничества в царской России.

Именно поэтому передвижников поддерживала передовая часть общества. Вместе с тем передвижники подвергались всевозможным ограничениям со стороны официальных учреждений царской России, прямой травле и гонениям со стороны реакционной печати.На протяжении 70-80-х годов 19-го века творчество передвижников углублялось и совершенствовалось.

Их организация крепла, приобретала все больший авторитет и популярность у широкой публики. 2. В.А. Серов выдающийся представитель передвижников. Выдающимся представителем передвижников является В.А. Серов, родившийся в 1865 году в Петербурге.С 9-ти летнего возраста он был учеником И.Е. Репина совместно с ним совершил в 1880 году поездку в Запорожье, во время которой работал рядом с учителем, непосредственно знакомясь с жизнью народа. В 1880-1885 годах Серов учился в Петербургской Академии художеств и прошел строгую школу рисунка и живописи под руководством П.П. Чистякова.

Творческая дружба, связывавшая Серова с его учителями, сыграла важную роль в преемственности развития традиций русского реализма. Большое значение для Серова имело постоянное, вдумчивое изучение им русских и западноевропейских музеев.Демократизм, правдивость и искренность, пристальное внимание к человеку и родной природе, острое ощущение современной жизни в сочетании с глубоким освоением художественного наследия составляют характерные черты творчества Серова.

Уже в возрасте 22-23 лет он создал классические произведения русской живописи картины Девочка с персиками 1887г Девушка, освещенная солнцем 1888г Заросший пруд. Домотканово 1888г Этими произведениями Серов, творчески развивая реалистические завоевания своих предшественников, открыл новую страницу в истории русской живописи.Девочка с персиками и Девушка, освещенная солнцем это поэмы о юности, проникнутые жизнерадостным, оптимистическим мироощущением художника, воспринимающего мир в его красочном богатстве и разнообразии.

В ранний период творчества 1880-90-е гг. Серов любил писать портреты на солнце, среди природы, прослеживая игру солнечных лучей портрет О.Ф. Серовой Летом, 1895г Пейзажи раннего периода Осенний вечер. Домотканово, Зима в Абрамцеве отличаются точностью и объективностью наблюдений, четкостью композиционного построения, богатой, тонко разработанной гаммой, материальностью живописи.

В 1894 году Серов становится членом Товарищества передвижников. Во второй половине 90-х годов под влиянием подъема революционных настроений в стране Серов создает ряд правдивых и задушевных работ, посвященных русской деревне картины Октябрь. Домотканово 1895г Зимой 1898г пастель В деревне.Баба с лошадью 1898г Баба в телеге 1899г акварель Серый день 1897г полный драматизма рисунок Безлошадный 1899г Пейзажи 90-х годов, написанные в скупой тональной гамме, отличаются простотой и типичностью это образы крестьянской России, исполненные глубокого настроения, окрашенные суровым и грустным лиризмом. Прямым откликом на революционные события была небольшая картина Встреча.

Приезд жены к ссыльному 1898г С этой группой работ, ярко обнаруживающих демократические тенденции Серова, связаны также пастель Пушкин в деревне 1899г. и акварель Пушкин в парке 1899г воссоздающие прочувствованный образ великого поэта.Конец 1890-1900 гг. период новых разнообразных творческих исканий художника. Он создает многочисленные портреты, глубокие по замыслу, различные по жанрам от интимно-лирических до монументальных, от острых набросков до портретов-картин.

Серов выступает в это время как мастер художественной типизации, выявления характера.Каждый портрет для Серова, по его выражению целая болезнь с такой творческой страстью углубляется он в изучение натуры, ищет новые средства художественной выразительности, добивается яркого раскрытия социально- психологической сущности человека, стремится выразить свое отношение к нему. Обаятельны женские портреты С. М. Лукомской акварель, 1999г. и М.Н. Акимовой 1908г отмеченные одухотворенностью образа, высоким мастерством рисунка и живописи, передающие тончайшие оттенки душевного состояния.

В этот период Серов охотно рисует детей, тонко подмечая особенности детской психологии Дети 1899г Мика Морозов 1901г Новый подъем творчества и общественной активности Серова был обусловлен революцией 1905-1907гг. В 1905 году Серов создал замечательную галерею портретов выдающихся деятелей русской культуры М. Горького, М.Н. Ермоловой, Ф.И. Шаляпина.

В тот же период Серов проявляет интерес к монументальному классическому искусству он выполняет панно, картины на античные темы, эскизы росписей по мотивам мифа о Диане и Актеоне.Систематически совершенствуя свое мастерство в области рисунка, Серов выработал своеобразную индивидуальную манеру, отличающуюся точностью и остротой фиксации явлений, лаконизмом и выразительностью линии.

Серов рисовал карандашом, углем, акварелью, тушью, гуашью. Основные произведения Серова хранятся в Третьяковской галерее в Москве и Русском музее в Санкт-Петербурге. 3. Значение творчества передвижников. Творчество передвижников, рассматривавших свою деятельность как подвиг общественного служения, было посвящено интересам трудового народа.Оно отличалось демократизмом, гуманистическим, подлинно народным содержанием, патриотизмом, богатством образов, высоким профессиональным мастерством.

В произведениях передвижников воплотились лучшие черты русской национальной художественной культуры. Они явились вершиной русского дореволюционного искусства и одной из вершин мирового реалистического искусства вообще.Творчество передвижников способствовало развитию и демократизации русского искусства, оказало огромное влияние на творческий рост отдельных художников и целых национальных художественных школ, особенно в Польше, Болгарии, Чехии, Румынии.

– Конец работы –

Используемые теги: Живописцы-передвижники0.043

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Живописцы-передвижники

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

0.027
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам