рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Вклад русской эмиграции в философию, науку и технику

Вклад русской эмиграции в философию, науку и технику - раздел Культура, Культурология   Мощная Философская Школа Русской Эмиграции С...

 

Мощная философская школа русской эмиграции сохранила честь русских мыслителей в мировой философии. После высылки в 1922 г. на Западе оказались философы Н. Бердяев, С. Франк, П. Сорокин, Б. Вышеславцев, И. Ильин, Н. Лосский, Ф. Степун, С. Булгаков, ставшие духовными пасты­рями русского зарубежья. Их работы, созданные за рубежом, продолжали лучшие традиции русской философской мысли.

Среди них работы Н. Бердяева «Смысл истории», «О назначении человека», «О рабстве и свободе человека», Б. Вышеславцева «Кризис индустриальной культуры», «Душа человека», «Свобода воли», «Характер русского народа», И. Ильина «Сущность и своеобразие русской культуры» и многие другие.

Русская философская мысль не только оказала влияние на развитие философии на Западе, но в ряде случаев опережала ее. Развитие русской философии за рубежом нельзя отделить от религиозного сознания философов. Многие из философов-эмигрантов (С. Булгаков, Г. Флоровский, С. Франк и др.) писали не только философские, но и богословские труды, в которых осмысливали роль религии и церкви в истории человечества и в современном мире.

 

Среди эмигрантов послереволюционной поры были ученые, представлявшие практически все научные направле­ния. В Пастеровском институте в Париже работали ученик И. Мечникова С. Виноградский и ученик И. Павлова С. Метальников.

Большой вклад в развитие аэродинамики и самолетостроения внесли известные профессора Д. Рябушинский, И. Сикорский. Геолог Н. Меншиков совершил для Франции в Сахаре важные открытия подземных вод. В почвоведении были известны имена таких ученых, как В. Агафонова и В. Малышева. Признание за рубежом получили представители не только технических и естественных наук, но и гуманитарии. Так, византолог А. Грабер избран членом Австрийской, Болгарской, Английской, Датской, Норвежской, Сербской и Американской академий. Признанными авторитетами в области социологии были Н. Тимашев и П. Сорокин. В 1930 г. в разных странах находилось около 500 крупных российских ученых, в частности, агробиолог С. Виноградский, геолог Н. Андрусов, зоолог К. Давыдов, химик А. Титов. Третья волна эмиграции не создала подобного тому, что было создано в 1920-е – 1930-е гг. Рассматривая четвертый и пятый периоды, нельзя не отметить такие факты: в настоящие время в Израиле эмигранты этих волн составляют 95% среди специалистов военной промышленности, 40% – в медицине. В США советские инженеры занимают важные позиции в электронной промышленности, в строительстве, науке. Так, Р. Казаринов – известный специалист в области полупроводников, работает в фирме «Белл телефон», А. Каплин – авторитет в области оптоэлектроники – заведует кафедрой в университете Балтимора, физик А. Хачатурян – профессор в Беркли и т.д.

О вкладе ученых-эмигрантов в мировую науку сви­детельствует присуждение Нобелевских премий: по экономи­ке – С. Кузнецу (1971) и В. Леонтьеву (1973); по химии – И. Пригожину (1977).

Большой приток высококвалифицированной русской профессуры позволил поднять уровень высшего образования в Югославии. Там работали академики Г. Острогорский, профессора А. Соловьев, А. Погодин, С. Кульбакин. 10 русских ученых были избраны в Сербскую академию наук и искусств. В университетах Белграда, Загреба, Скопье преподавали 69 русских профессоров, 240 учителей работали в сербских и хорватских гимназиях и школах. Функционировали русские школы; в Белграде была основана Русская публичная библиотека, при которой создано общество русских писателей, председателями которого стали И. Бунин и В. Немирович-Данченко. Либерально-демократическая часть эмиграции в Белграде организовала Русский дом, во главе которого стояли П. Струве, граф И. Толстой. Русские врачи внесли заметный вклад в создание современной системы медицинского обслуживания в Болгарии.

Для того чтобы выжить, эмигрантами создавались различные организации. Только в Берлине было около 60 благотворительных организаций. В Чехословакии действовал православный приход и братство по погребению православных. Значительная благотворительная деятельность была проведена организациями российских земских и городских деятелей (Земгор), их организации существовали в Праге, Белграде, Париже. Большую роль в оказании помощи, духовной жизни играла православная церковь. В 1930–1940-е гг. возникли Толстовский фонд в США, «Общество помощи русским детям за рубежом» и другие организации. Они существуют до настоящего времени. Так, Толстовский фонд оказал в 1988 г. помощь более чем 3 тыс. человек.

Сегодня, несмотря на провозглашенную демократию и открытость российского общества, из страны уезжает интеллигенция, которую можно отнести к политическим безработным. Это такие известные в стране люди, как С. Хрущев (с 1989 г. занимается историческими изысканиями в Брауновском университете, а в апреле 1993 г. обратился к американским властям с просьбой выдать вид на жительство), Г. Трофименко – бывший аналитик в институте США и Канады; Ф. Бурлацкий – бывший редактор «Литературной газеты»; С. Микоян – бывший редактор журнала «Латинская Америка» и др.

 

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Культурология

НОУ ВПО Западно Уральский институт экономики и права... Культурология Учебное пособие...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Вклад русской эмиграции в философию, науку и технику

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Тема 1. Теория культуры
  1. Зарождение и развитие культуроведческого знания в XVIII – ХХ вв. Культурология – наука о культуре. Сегодня существует несколько сот определений кул

Структура и функционирование культуры
Духовная жизнь (сфера деятельности), будучи наряду с экономической, политической и социальной сферами подсисте­мой общества, в то же время сама имеет сложное строение. Чтобы понять, как она функцио

Первобытная культура
  История первобытного общества охватывает период примерно с 2,5 млн лет по IV тысячелетие до н.э. Тип современного человека (лат. homo sapiens – человек разумный) появился около 40 т

Культура Древнего Востока
Первые классовые общества,первые цивилизации возникли в конце IV тысячелетия до н.э. в Африке – в долине Нила и в Азии – в междуречье Тигра и Евфрата. Внешним признаком завершения

Античная культура
  Культура Древней Греции и Древнего Рима стала наслед­ницей древневосточной. Что отличает её от других типов культуры? По мнению одного из крупнейших специалистов в этой области русс

Культура Средневековья
  В 476 г. Западная Римская империя прекратила свое существование, был низложен последний император. Этот год считается концом Древнего мира, античности и началом Средневековья, котор

Культура Возрождения и Реформации
Крупные культурно-исторические сдвиги в Европе XIV – XVI вв. нашли отражение в понятии эпоха Возрождения,илиРенессанс. Она выросла из феодализма. Уже в XI

Тема 3. КУЛЬТУРА НОВОГО ВРЕМЕНИ
1. Основные тенденции развития мировой культуры в XVII– XIX вв. Модернизация – переход от традиционного к индуст­риальному (современ

Культура России XIX в.
  Первая половина XIX в. характеризуется бурным расцве­том культуры, выдающимися достижениями во всех областях духовной жизни. Отечественная культура становится явлением мирового масш

Индустриальный
переходные (индустриально-постиндустриальный, традиционно-индустриально-постиндустриальный)   Остановимся подробнее на характеристике индустриаль­ной культуры XX

Кризис и перспективы развития современной культуры
  В ХХ столетии население нашей планеты выросло в 3 раза. В среднем на один кв. км суши приходится 40 чел.[14] «Демографический взрыв» сопровождается бурным развитием техники, что при

Сущность и особенности советской культуры
Типологическая характеристика советской культуры во многом зависит от методологического подхода. С марксист­ских позиций Октябрьская революция стала началом перехода от капиталисти

Развитие советской науки, идеологии и искусства
На теоретическом, идеологическом (в широком смысле слова) уровне в культуре ХХ в. определяющую роль играет наука. Она занимала существенное место уже в духовной жизни царской Росси

Российская эмиграция в ХХ в.
Корни российской эмиграции уходят в глубину веков. Первым из известных эмигрантов в русской истории был князь Курбский, наместник Ивана IV в г. Юрьеве (1564 г.). Объясняя мотивы эмиграции,

Художественная эмиграция
Русская эмиграция послереволюционной поры делала все возможное для сохранения русской культуры. В 1920-е гг. столицей русского зарубежья был Берлин. При известной свободе и не изжитых еще

Тема 6. Изобразительное искусство
XIX – XXI веков   1. Виды изобразительного искусства. Особенности современной живописи   Искусство как форма общ

Музыка как вид искусства
  Музыка возникла почти одновременно с человечеством. Там, где была бессильна речь, на помощь приходили ритм и звук. Древний человек уже был способен различать звуковые тональ

Особенности русской музыки XIX века
  Начало XIX в. в России характеризовалось оживлением музыкальной жизни, развитием оперного и балетного искусства, инструментальных пьес, романса. Усиливается интерес к народному твор

Кинематограф. Отечественное киноискусство
  Кинематограф – вид искусства, основанный на технологии фиксации и передачи движущихся изображений. Этот вид художественного творчества появляется в конце XIX в. и быстро завоевывает

Цели и задачи дисциплины
  Цели дисциплины: - дать студентам целостное представление о культуре как о развивающейся системе; - показать её роль в жизни общества и каждого че

Электронные издания и Интернет-ресурсы
1. Черных В.Ю., Шестова Т.Ю., Рожин К.Ю. Курс лекций по культурологии: Электрон. учеб.-метод. пособие / Зап.-Урал. ин-т экономики и права. Пермь, 2001. 2. Культурология

Роль информации в культуре
1. Гринин Л.Е. Феномен информационного общества: «люди известности» // Философия и общество. 2004. №2. С. 5 – 24. 2. Бухман В.Б. Информационные аспекты саморазвития, диа­лога

Роль религии в жизни общества
1. Добрускин М.Е. Русская православная церковь на современ­ном этапе // Философия и общество. 2006. №3. 2. Семенов В.С. Религия, её философские основания и место в культуре и

Деловые игры и формирование управленческой культуры
1. Игры: обучение, тренинг, досуг / Под ред. В.В. Петрусинского. М., 1994. 2. Лившиц А.Л. Деловые игры в управлении. Л., 1989. 3. Деловые педагогические игры

Индо-буддийская культурная традиция
1. Культурология. История мировой культуры: Учебник для вузов / Под ред. А.Н. Марковой. М., 2000. С. 71 – 86. 2. Запад и Восток: Традиции и современность. М., 1993.

Древнегреческое искусство
1. Козлова О.Д. Вариации на тему искусства: Учеб. пособие / Перм. гос. техн. ун-т. Пермь, 2007. 2. Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. Вып. 1. М., 1985. 3. Ч

Особенности культуры Урала XVIII в.
1. История Урала / Под ред. И.С. Капцуговича. 2-е изд. Т. 1. Пермь, 1976. С. 162 – 184. 2. Христианская культура пермского Прикамья / Н.З. Коротков, О.М. Власова, Н.В. Казари

Роль Пермской епархии в культурной жизни Урала
1. Пермь от основания до наших дней: Ист. очерки / Под ред. М.Г. Нечаева. Пермь, 2000. С. 42 – 51, 99 – 113. 2. Верхоланцев В.С. Город Пермь, его прошлое и настоящее. Пермь,

НТР и культура
1. Салов Е.И., Салова С.Е. Коэволюция науки и нравствен­ности – новая парадигма культуры // Философия и общество. 2006. №1. 2. Гуманитарное образование и медицина: Сб. науч.

Экологическая культура
1. Яницкий О.Н, Экологическая культура России ХХ века: очерк социокультурной динамики // История и современность. 2005. №1. 2. Воробьева Л.А. Формирование экологического стил

Идеи и судьба Н.Д. Кондратьева
1. Возвращенные имена. Кн. 1. М., 1989. С. 235 – 265. 2. Суровая драма народа: Сб. ст. М., 1989. С. 375 – 400. 3. Кондратьев Н.Д. Проблемы экономической динам

Темы рефератов
Российская эмиграция в ХХ в.: причины и проблемы 1. Черных Ю.А. Русские за рубежом. Пермь, 1991. 2. Афанасьев А.Л. Неутоленная любовь // Москва. 199

Музыка как вид искусства
1. Розин В.М. Культурология: Учебник. М., 2004. Гл. 8. 2. Зильберквит М.А. Мир музыки. М., 1988. 3. Виды искусства в социалистической художественной культуре.

ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ РЕФЕРАТА
  На титульном листе указываются: вуз, кафедра, тема, автор, научный руководитель, город, год написания. &n

Критерии оценки реферата
На «удовлетворительно»оцениваются учебно-исследова­тельские навыки и умения, освоенные на репродуктивном (исполнительском) уровне активности: объем (около 10 страниц формата А4); с

ТЕМЫ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
(для заочной формы обучения)   1. Архаические формы культуры (тотемизм, анимизм, магия). 2. Художественная культура Древнего Китая. 3. Лите

Иерархия ценностей по М. Шелеру
  Ценностные модальности (классы основных ценностей) Предмет основных ценностей Состояния – корреляты (модусы чувств) субъекта

Локально-цивилизационная типология культуры
Культурно-исторические типы по Н.Я. Данилевскому Культуры и цивилизации по О. Шпенглеру Цивилизации по А. Тойнби Египет

Структура противоречий в духовной жизни
Уровень Внутренние Внешние Для общества Между господствующей (преобладающей) в данном обществе идеологией

Культурология
Учебное пособие Редактор И.М. Минсадыров Корректор В.О. Дедова     Подписано в печать ??.??.2009. Формат 60´90/16. Усл. печ. л. 10,8 Тираж

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги