рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Культура Средневековья

Культура Средневековья - раздел Культура, Культурология   В 476 Г. Западная Римская Империя Прекратила Свое Существован...

 

В 476 г. Западная Римская империя прекратила свое существование, был низложен последний император. Этот год считается концом Древнего мира, античности и началом Средневековья, которое продолжило эволюцию традиционного общества. На смену рабовладению пришел феодализм, первое место в духов­ной жизни заняла христианская религия. Средневековье – это время с V до середины XVII в. Его можно разделить на раннее Средневековье (V – IX вв.), зрелое (X – XIII вв.) и позднее (XIV – XVII вв.).

Характерными чертами Средневековья являются: 1) фео­дальная форма собственности, 2) сословная замкнутость и вас­сальные отношения, 3) беспрерывные войны и падение ценнос­ти человеческой жизни, 4) в духовной жизни – переплетение традиций античной культуры, христианства и культуры «варварских» племен.

Главную роль в формировании средневековой культуры сыграло христианство, расколовшееся в XI в. на православие и католицизм. Новая религия упростила и гуманизировала культ, объединила интеллектуальный потенциал предшествую­щих поколений в русле духовных исканий времени, что придало ему особую привлекательность.

Христианство предложило нравственный идеал в образе Иисуса Христа. Предпочтение отдавалось духовному началу в человеке, телесное уходило на второй план. Ближе всего к христианскому идеалу человека было зародившееся в IV в. монашество. В VI в. были основаны Бенедиктинский орден (объединение монастырей с единым уставом) и обитель Кассиодора. Монастыри стали центрами просветительства, в них находились библиотеки, книжные мастерские, школы и больницы. Благодаря монастырям была сохранена античная культура.

Постепенно происходит обмирщение католической церкви. Храмы превращаются в доходные предприятия, где торгуют должностями, индульген­циями. Это вызывает критику церкви, ширятся народные волнения, которые католическая церковь объявляет ересями. В войнах с ересями рождается новая разновидность монашества, которая такую борьбу объявляет высшим достиже­нием христианства (как незадолго до этого крестовые походы). Для борьбы за чистоту веры монахи объединяются в особые организации – ордена. Одним из первых был Доминиканский орден. Так родилась «святая католическая инквизиция» (XIII в.).

Художественная культура Средневековья многолика. Высокого развития достигает устное народное творчество. Народные песни и легенды распространяли бродячие артисты (во Франции – жонглеры, в Германии – шпильманы). Наиболее популярными были песни и баллады о сражениях и подвигах рыцарей, прославлявшие воинский долг, патриотические чувства, боевую дружбу («Песнь о Роланде», баллады о Робин Гуде). Большой расцвет получает лирическая поэзия, отражаю­щая идеал возвышенной любви рыцаря к прекрасной даме (на юге Франции поэтов называли трубадурами, в Германии – миннезингерами), а также рыцарские романы, утверждавшие интерес к земной жизни («Тристан и Изольда»).

В XIII в. в Париже открыта первая певческая школа, где обучали искусству полифонии. Сначала полифоническая музыка исполнялась только в церкви на стихи священного писания, но уже XV в. она зазвучала повсюду. С XIII в. в Европе зарождается массовое театральное действие – мистерии.

В период зрелого Средневековья искусство проявляется прежде всего в архитектуре. Именно она в это время является центральным и синтетическим видом искусства. Базилика (от греческого – «царский дом») стала основой сначала романского (от названия Рима), а затем готического (от названия племени готов) стиля в средневековой архитектуре. Переход от роман­ского стиля к готике означает переход от замкового (оборон­ного) образа жизни к дворцовому. Это время, когда в Западной Европе происходит возвышение городов, создаются новые типы зданий: биржа, суд, ратуша, устремленные ввысь соборы (Собор Парижской Богоматери, Шартрский и Реймский соборы). Готика – это расцвет монументальной живописи, витража.

Искусство Средневековья – это общение человеческой души с Богом. Оно не предназначено ни для продажи, ни для прибыли, ни для славы, ни для известности, ни для чувственно­го наслаждения. Отсюда – анонимность искусства. За редким исключением, мы не знаем имен создателей даже самых выдающихся произведений искусства.

С XII в. начинает развиваться система высшего образования. Появляются университеты. В XII–XIII вв. с греческого и арабского языков переводится большое количество книг по математике, астроно­мии, философии, медицине, что явилось стимулом для развития науки и философии. Средоточием интеллектуальной жизни была христианская философия. Главной её задачей было рациональное обоснова­ние христианских идеалов (св. Августин и др.). При этом она опиралась на достиже­ния греческой философии (Платона, Аристотеля).

В зрелом Средневековье все большее значение приобретает рациональное знание и логическое дока­зательство, поставленное на службу Богу и церкви; складывает­ся система средневековой науки, которая подчинялась богосло­вию и служила ему. Открытия в науке не предполагались, т.к. истина дарована Богом. В то же время св. Фома Аквинский (XIII в.) вводит принцип «гармонии разума и веры», согласно которому религия и философия являются союзниками в постижении истины.

Одновременно шел процесс накопления практических знаний в ремесленных цехах. В них же наблюдаем и техническое развитие: ветряные и водяные мельницы и т.д. Механизмы получали все большее развитие, подготавливая почву для возникновения «новой» Европы.

 

Культура средневековой Европы достаточно тесно связана с арабо-исламской. Особо ощутимой эта связь стала в эпоху крестовых походов, в XI – XIII вв. Ислам– третья (после буддизма и христианства) мировая религия, возникла у арабов в VII в. н.э. По исламской теологии считается, что Коран был продиктован пророку Мухаммеду архангелом Джебраилом (Гавриилом). Знания от Аллаха и ранее передавались людям через пророков Мусу (Моисея), Ису (Иисуса), но люди их не всегда правильно воспринимали. Мухаммед смог донести истину до людей. Ислам очень много позаимствовал у хрис­тианства. Космология в Коране похожа на библейскую. Наиболее существенным отличием ислама являлся строгий монотеизм (единобожие). Аллах един и не имеет никаких усложнений в культе, всесилен и неизображаем.

В исламе компромиссно сочетались учение о божествен­ном предопределении и допущение известной свободы действий человека, что создавало благоприятные возможности для разви­тия исламской философии.

Основным содержанием философских споров была борьба последо­вателей учения Аристотеля, старавшихся соединить его идеи с канонами ислама, и сторонников ортодоксального ислама. Были положены начала рациональной теологии, мистике суфизма – учения о путях слияния человека с Богом в мистической интуиции, развивались идеи атомарного строения материи и др. Восток сохранил достижения античной культуры. Многие труды греческих и римских философов стали известными в Европе только в арабских переводах.

Сторонниками учения Аристотеля были такие известные философы арабского мира, как Ибн Сина и Ибн Рушд. «Книга исцеления» и знаменитый «Канон медицины» Ибн Сины (Авиценны) были известны не только восточным, но и европейским философам и врачам.

 

В рамках ирано-таджикской культуры появились такие памятники мировой литературы, как «Шах-наме» Фирдоуси, «Лейли и Меджнун» Низами, рубайи (философские стихи) О. Хайяма. Сам термин «гуманность» возник на Востоке, а затем перешел в Европу периода Возрождения. Сложно назвать область знаний, по которой бы не существовало трактатов в мусульманской культуре. Сопутствовало рукописным книгам и искусство миниатюры. Слияние светского и духовного начал способствовало развитию образования. Школы были зачастую совмещены с мечетями. В свою очередь, мектебе и медресе представляли собой великолепные памятники мусульманской архитектуры. Запрет на изображение всего живого, что считалось прерогативой Аллаха, привел к развитию строительства и орнаментализма. Лучшими зданиями считаются мечети (Султан-Ахмед в Стамбуле, Баби-ханум в Самарканде и др.).

Многие достижения арабо-исламской культуры были заимствованы Европой – от цифр до философского наследия. Взаимопроникновение христианской и арабо-мусульманской культур существенно обогатили сокровищницу мировой культуры. В эпоху позднего Средневековья (XIV – XVII вв.) в Европе начинается культурная модернизация; по темпам культурного развития, количеству и качеству новаций она начинает обгонять Восток.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Культурология

НОУ ВПО Западно Уральский институт экономики и права.. Культурология Учебное пособие..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Культура Средневековья

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Тема 1. Теория культуры
  1. Зарождение и развитие культуроведческого знания в XVIII – ХХ вв. Культурология – наука о культуре. Сегодня существует несколько сот определений кул

Структура и функционирование культуры
Духовная жизнь (сфера деятельности), будучи наряду с экономической, политической и социальной сферами подсисте­мой общества, в то же время сама имеет сложное строение. Чтобы понять, как она функцио

Первобытная культура
  История первобытного общества охватывает период примерно с 2,5 млн лет по IV тысячелетие до н.э. Тип современного человека (лат. homo sapiens – человек разумный) появился около 40 т

Культура Древнего Востока
Первые классовые общества,первые цивилизации возникли в конце IV тысячелетия до н.э. в Африке – в долине Нила и в Азии – в междуречье Тигра и Евфрата. Внешним признаком завершения

Античная культура
  Культура Древней Греции и Древнего Рима стала наслед­ницей древневосточной. Что отличает её от других типов культуры? По мнению одного из крупнейших специалистов в этой области русс

Культура Возрождения и Реформации
Крупные культурно-исторические сдвиги в Европе XIV – XVI вв. нашли отражение в понятии эпоха Возрождения,илиРенессанс. Она выросла из феодализма. Уже в XI

Тема 3. КУЛЬТУРА НОВОГО ВРЕМЕНИ
1. Основные тенденции развития мировой культуры в XVII– XIX вв. Модернизация – переход от традиционного к индуст­риальному (современ

Культура России XIX в.
  Первая половина XIX в. характеризуется бурным расцве­том культуры, выдающимися достижениями во всех областях духовной жизни. Отечественная культура становится явлением мирового масш

Индустриальный
переходные (индустриально-постиндустриальный, традиционно-индустриально-постиндустриальный)   Остановимся подробнее на характеристике индустриаль­ной культуры XX

Кризис и перспективы развития современной культуры
  В ХХ столетии население нашей планеты выросло в 3 раза. В среднем на один кв. км суши приходится 40 чел.[14] «Демографический взрыв» сопровождается бурным развитием техники, что при

Сущность и особенности советской культуры
Типологическая характеристика советской культуры во многом зависит от методологического подхода. С марксист­ских позиций Октябрьская революция стала началом перехода от капиталисти

Развитие советской науки, идеологии и искусства
На теоретическом, идеологическом (в широком смысле слова) уровне в культуре ХХ в. определяющую роль играет наука. Она занимала существенное место уже в духовной жизни царской Росси

Российская эмиграция в ХХ в.
Корни российской эмиграции уходят в глубину веков. Первым из известных эмигрантов в русской истории был князь Курбский, наместник Ивана IV в г. Юрьеве (1564 г.). Объясняя мотивы эмиграции,

Вклад русской эмиграции в философию, науку и технику
  Мощная философская школа русской эмиграции сохранила честь русских мыслителей в мировой философии. После высылки в 1922 г. на Западе оказались философы Н. Бердяев,

Художественная эмиграция
Русская эмиграция послереволюционной поры делала все возможное для сохранения русской культуры. В 1920-е гг. столицей русского зарубежья был Берлин. При известной свободе и не изжитых еще

Тема 6. Изобразительное искусство
XIX – XXI веков   1. Виды изобразительного искусства. Особенности современной живописи   Искусство как форма общ

Музыка как вид искусства
  Музыка возникла почти одновременно с человечеством. Там, где была бессильна речь, на помощь приходили ритм и звук. Древний человек уже был способен различать звуковые тональ

Особенности русской музыки XIX века
  Начало XIX в. в России характеризовалось оживлением музыкальной жизни, развитием оперного и балетного искусства, инструментальных пьес, романса. Усиливается интерес к народному твор

Кинематограф. Отечественное киноискусство
  Кинематограф – вид искусства, основанный на технологии фиксации и передачи движущихся изображений. Этот вид художественного творчества появляется в конце XIX в. и быстро завоевывает

Цели и задачи дисциплины
  Цели дисциплины: - дать студентам целостное представление о культуре как о развивающейся системе; - показать её роль в жизни общества и каждого че

Электронные издания и Интернет-ресурсы
1. Черных В.Ю., Шестова Т.Ю., Рожин К.Ю. Курс лекций по культурологии: Электрон. учеб.-метод. пособие / Зап.-Урал. ин-т экономики и права. Пермь, 2001. 2. Культурология

Роль информации в культуре
1. Гринин Л.Е. Феномен информационного общества: «люди известности» // Философия и общество. 2004. №2. С. 5 – 24. 2. Бухман В.Б. Информационные аспекты саморазвития, диа­лога

Роль религии в жизни общества
1. Добрускин М.Е. Русская православная церковь на современ­ном этапе // Философия и общество. 2006. №3. 2. Семенов В.С. Религия, её философские основания и место в культуре и

Деловые игры и формирование управленческой культуры
1. Игры: обучение, тренинг, досуг / Под ред. В.В. Петрусинского. М., 1994. 2. Лившиц А.Л. Деловые игры в управлении. Л., 1989. 3. Деловые педагогические игры

Индо-буддийская культурная традиция
1. Культурология. История мировой культуры: Учебник для вузов / Под ред. А.Н. Марковой. М., 2000. С. 71 – 86. 2. Запад и Восток: Традиции и современность. М., 1993.

Древнегреческое искусство
1. Козлова О.Д. Вариации на тему искусства: Учеб. пособие / Перм. гос. техн. ун-т. Пермь, 2007. 2. Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. Вып. 1. М., 1985. 3. Ч

Особенности культуры Урала XVIII в.
1. История Урала / Под ред. И.С. Капцуговича. 2-е изд. Т. 1. Пермь, 1976. С. 162 – 184. 2. Христианская культура пермского Прикамья / Н.З. Коротков, О.М. Власова, Н.В. Казари

Роль Пермской епархии в культурной жизни Урала
1. Пермь от основания до наших дней: Ист. очерки / Под ред. М.Г. Нечаева. Пермь, 2000. С. 42 – 51, 99 – 113. 2. Верхоланцев В.С. Город Пермь, его прошлое и настоящее. Пермь,

НТР и культура
1. Салов Е.И., Салова С.Е. Коэволюция науки и нравствен­ности – новая парадигма культуры // Философия и общество. 2006. №1. 2. Гуманитарное образование и медицина: Сб. науч.

Экологическая культура
1. Яницкий О.Н, Экологическая культура России ХХ века: очерк социокультурной динамики // История и современность. 2005. №1. 2. Воробьева Л.А. Формирование экологического стил

Идеи и судьба Н.Д. Кондратьева
1. Возвращенные имена. Кн. 1. М., 1989. С. 235 – 265. 2. Суровая драма народа: Сб. ст. М., 1989. С. 375 – 400. 3. Кондратьев Н.Д. Проблемы экономической динам

Темы рефератов
Российская эмиграция в ХХ в.: причины и проблемы 1. Черных Ю.А. Русские за рубежом. Пермь, 1991. 2. Афанасьев А.Л. Неутоленная любовь // Москва. 199

Музыка как вид искусства
1. Розин В.М. Культурология: Учебник. М., 2004. Гл. 8. 2. Зильберквит М.А. Мир музыки. М., 1988. 3. Виды искусства в социалистической художественной культуре.

ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ РЕФЕРАТА
  На титульном листе указываются: вуз, кафедра, тема, автор, научный руководитель, город, год написания. &n

Критерии оценки реферата
На «удовлетворительно»оцениваются учебно-исследова­тельские навыки и умения, освоенные на репродуктивном (исполнительском) уровне активности: объем (около 10 страниц формата А4); с

ТЕМЫ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
(для заочной формы обучения)   1. Архаические формы культуры (тотемизм, анимизм, магия). 2. Художественная культура Древнего Китая. 3. Лите

Иерархия ценностей по М. Шелеру
  Ценностные модальности (классы основных ценностей) Предмет основных ценностей Состояния – корреляты (модусы чувств) субъекта

Локально-цивилизационная типология культуры
Культурно-исторические типы по Н.Я. Данилевскому Культуры и цивилизации по О. Шпенглеру Цивилизации по А. Тойнби Египет

Структура противоречий в духовной жизни
Уровень Внутренние Внешние Для общества Между господствующей (преобладающей) в данном обществе идеологией

Культурология
Учебное пособие Редактор И.М. Минсадыров Корректор В.О. Дедова     Подписано в печать ??.??.2009. Формат 60´90/16. Усл. печ. л. 10,8 Тираж

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги