рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Художественная эмиграция

Художественная эмиграция - раздел Культура, Культурология Русская Эмиграция Послереволюционной Поры Делала Все Возможное Для Сохранения...

Русская эмиграция послереволюционной поры делала все возможное для сохранения русской культуры.

В 1920-е гг. столицей русского зарубежья был Берлин. При известной свободе и не изжитых еще традициях культур­ных связей в берлинских издательствах широко публиковались как эмигрантские, так и советские авторы.

Этим занимались издательства Гржебина, «Эпоха», «Слово», «Геликон», «Грани», «Русское творчество», «Университетское издательство» и др. В то же время в Берлине выходят несколько русских газет и журналов – «Голос России», «Дни», «Время», «Грядущая Россия», «Накануне». Созданы Дом искусств и в 1923 г. клуб писателей.

Русская эмиграция во многом была продолжением России с её традициями, самосоздавалась по её образу и подобию. Работали гимназии, консерватории, воскресные школы, лицеи, приюты и интернаты. Возникали различные общественные организации, к примеру, такие, как национальная организация русских скаутов, русское студенческое христианское движение. Проводились дни русской культуры для юношества, образована Парижская академическая группа, Союз писателей, Общество охранения русских культурных ценностей и др. Большим культурным событием для всей эмиграции был отмечавшийся с 1925 г. день рождения А.С. Пушкина, который проходил как «День русской культуры». К нему готовились литературные альманахи, спектакли, проводились научные конференции.

Русские эмигранты в Париже посещали свои 30 церквей, устроили ряд музеев, библиотек, театров. Во Франции выходило 1571 периодическое эмигрантское издание на русском языке, 438 – на украинском, 84 – на белорусском и 35 – на других языках народов России. Всего за рубежом выходило 2230 газет и журналов.

Период становлениялитературы русского зарубежья 1920-х – 1930-х гг. имел ряд особенностей: 1. эмигранты писали, усердно убеждая читателей и прежде всего себя, что именно они представляют Россию; 2. на Западе взрыв антисоветских настроений и спрос на сочинения эмигрантов был велик. Только в 1921 г. на английский язык переведено 246 эмигрантских изданий, на немецкий – 168, на французский – 103 («Солнце мертвых» И. Шмелева – на 12 языков).

Как писал философ Ф. Степун, в литературе воцарился «культ русской березки». Кумиром эмигрантских поэтов становится Н. Гумилев. Об утере России с грустью и нежностью писали В. Ходасевич, Г. Иванов, И. Северянин, С. Черный.

Несмотря на трудности, это время наибольших удач в эмигрантской литературе. Много и плодотворно работали И. Бунин, Б. Зайцев, И. Шмелев, Д. Мережковский, А. Ремизов, Н. Тэффи.

В этот период в ряд наиболее заметных писателей зарубежья выдвинулись М. Осоргин («Сивцев Вражек»), М. Алданов (им написано около 40 романов, многочисленные воспоминания и эссе). Среди героев Алданова Маркс и Наполеон, Бакунин и Байрон, Бетховен и Петр III. По значимости как писателя его часто ставили после Бунина и Набокова.

Пиком признания русской эмигрантской литературы было присуждение в 1933 г. И. Бунину Нобелевской премии.

Это первый русский писатель, удостоенный такой награды. Литературными центрами русских писателей и поэтов были журналы «Современные записки», «Воля России». Жить писательским трудом могли лишь те, кто переводился на иностранные языки. Таких немного: Д. Мережковский, Р. Гуль, И. Бунин. Феномен В. Набокова, одинаково успешно работавшего на русском и английском языках, был исключением.

Иностранные читатели почти не знали русских поэтов. «Я попала в мир, где стихи никому не нужны, ни мои стихи, ни вообще стихи…» – сетовала М. Цветаева. Из послевоенной литературы следует отметить большое количество мемуаров: В. Набоков – «Другие берега», И. Бунин – «Воспомина­ние о Чехове», И. Одоевцева – «На берегах Невы» и др.

В 1960–1980-е гг. нашу страну были вынуждены покинуть талантливые писатели и поэты, среди них: В. Максимов, В. Некрасов, А. Солженицын, И. Бродский, В. Аксенов, В. Войнович, А. Зиновьев, С. Довлатов, Н. Коржавин и др. О высоком уровне их художественного творчества свидетельствует присуждение А. Солженицыну (1970) и И. Бродскому (1987) Нобелевской премии.

 

Большой вклад в мировую культуру внесли русские художники – Н. Рерих, династия Бенуа и др. Среди них было много талантливых театральных художников, иллюстраторов. К ним относятся А. Бенуа, К. Коровин, Л. Бакст, А. Серебряков, С. Жуковский, М. Добужинский и др. Одним из видных представителей модернизма был М. Шагал. Большое влияние на европейское искусство оказали художники-абстракционисты С. Поляков, А. Ланская, В. Кандинский. Не меньшую извест­ность получил художник-жанрист Ф. Малявин. О влиянии русской художественной школы свидетельствует тот факт, что её представители были постоянными участниками самых престижных международных выставок. В последние десятиле­тия на Западе оказались такие художники, как Э. Неизвестный, М. Шемякин, В. Комар и А. Меламид и др.

 

В 1920-е гг. в эмиграции оказалась большая группа русских актеров и театральных деятелей, которые давали спектакли по всему миру, оказали влияние на развитие мирового сценического искусства, создавали свои театры (в 1923 г. в Берлине – «Русский романтический театр», в 1927 г. в Париже – «Русский интимный театр» и «Театр комедии и драмы» и т.д.). В театрах мира работали такие известные актеры, как И. Мозжухин, Е. Рощина-Инсарова, М. Чехов. Особенным успехом пользовался русский балет, начиная с «Русских сезонов» С. Дягилева. В балете блистали А. Павлова, В. Нижинский.

Продолжателем дела С. Дягилева стал С. Лифарь. Самым многогран­ным балетмейстером XX в. по праву считается Д. Баланчин. Уроженец Санкт-Петербурга, Баланчин окончил Петербургское театральное училище. Довольно рано отказался от карьеры танцовщика и увлекся искусством постановщика-хореографа. Бури, порожденные русской революцией, тяжелое экономическое положение и трудности эпохи гражданской войны вынудили его эмигрировать в начале 1920-х гг. из России. Начиная с 1925 г. Д. Баланчин поставил более ста хореографических произведений в самых различных жанрах. В Европе он сотрудничал с С. Дягилевым. В 1934 г. создает Школу американского балета, из выпускников которой формируются первые группы Баланчина. В одной из них – «Балле караван», созданной для латиноамериканского турне – была осуществлена в 1941 г. постановка «Кончерто барокко», ставшая впоследствии одним из самых популярных творений хореографа на многих сценах мира. В наши дни постановка причислена к произведениям современной классики. Влияние русского балета на Западе подпитывается притоком выдающихся советских исполнителей, таких как Р. Нуриев, Г. и В. Пановы, М. Барышников, А. Годунов.

 

Мировую известность приобрели русские композиторы,музыканты,певцы. Среди них А. Гречанинов, С. Рахманинов, С. Прокофьев, И. Стравинский, А. Глазунов, В. Горовиц, А. Боровской, Ф. Шаляпин, А. Вертинский, Г. Макарова, К. Кондрашин и др.

 

Подводя некоторые итоги, необходимо отметить, что в результате эмиграции наша страна понесла огромный интеллектуальный урон. До недавнего времени обращение к культуре русского зарубежья рассматривалось отрицательно и осуждалось. Сегодня, говоря о мировой или отечественной культуре ХХ столетия, нельзя не учитывать того вклада, который внесла в её развитие русская эмиграция. Изучение этого вклада необходимо как для восстановления исторической правды и справедливости, так и с точки зрения решения нынеш­них проблем России, перспектив духовного прогресса.

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Культурология

НОУ ВПО Западно Уральский институт экономики и права.. Культурология Учебное пособие..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Художественная эмиграция

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Тема 1. Теория культуры
  1. Зарождение и развитие культуроведческого знания в XVIII – ХХ вв. Культурология – наука о культуре. Сегодня существует несколько сот определений кул

Структура и функционирование культуры
Духовная жизнь (сфера деятельности), будучи наряду с экономической, политической и социальной сферами подсисте­мой общества, в то же время сама имеет сложное строение. Чтобы понять, как она функцио

Первобытная культура
  История первобытного общества охватывает период примерно с 2,5 млн лет по IV тысячелетие до н.э. Тип современного человека (лат. homo sapiens – человек разумный) появился около 40 т

Культура Древнего Востока
Первые классовые общества,первые цивилизации возникли в конце IV тысячелетия до н.э. в Африке – в долине Нила и в Азии – в междуречье Тигра и Евфрата. Внешним признаком завершения

Античная культура
  Культура Древней Греции и Древнего Рима стала наслед­ницей древневосточной. Что отличает её от других типов культуры? По мнению одного из крупнейших специалистов в этой области русс

Культура Средневековья
  В 476 г. Западная Римская империя прекратила свое существование, был низложен последний император. Этот год считается концом Древнего мира, античности и началом Средневековья, котор

Культура Возрождения и Реформации
Крупные культурно-исторические сдвиги в Европе XIV – XVI вв. нашли отражение в понятии эпоха Возрождения,илиРенессанс. Она выросла из феодализма. Уже в XI

Тема 3. КУЛЬТУРА НОВОГО ВРЕМЕНИ
1. Основные тенденции развития мировой культуры в XVII– XIX вв. Модернизация – переход от традиционного к индуст­риальному (современ

Культура России XIX в.
  Первая половина XIX в. характеризуется бурным расцве­том культуры, выдающимися достижениями во всех областях духовной жизни. Отечественная культура становится явлением мирового масш

Индустриальный
переходные (индустриально-постиндустриальный, традиционно-индустриально-постиндустриальный)   Остановимся подробнее на характеристике индустриаль­ной культуры XX

Кризис и перспективы развития современной культуры
  В ХХ столетии население нашей планеты выросло в 3 раза. В среднем на один кв. км суши приходится 40 чел.[14] «Демографический взрыв» сопровождается бурным развитием техники, что при

Сущность и особенности советской культуры
Типологическая характеристика советской культуры во многом зависит от методологического подхода. С марксист­ских позиций Октябрьская революция стала началом перехода от капиталисти

Развитие советской науки, идеологии и искусства
На теоретическом, идеологическом (в широком смысле слова) уровне в культуре ХХ в. определяющую роль играет наука. Она занимала существенное место уже в духовной жизни царской Росси

Российская эмиграция в ХХ в.
Корни российской эмиграции уходят в глубину веков. Первым из известных эмигрантов в русской истории был князь Курбский, наместник Ивана IV в г. Юрьеве (1564 г.). Объясняя мотивы эмиграции,

Вклад русской эмиграции в философию, науку и технику
  Мощная философская школа русской эмиграции сохранила честь русских мыслителей в мировой философии. После высылки в 1922 г. на Западе оказались философы Н. Бердяев,

Тема 6. Изобразительное искусство
XIX – XXI веков   1. Виды изобразительного искусства. Особенности современной живописи   Искусство как форма общ

Музыка как вид искусства
  Музыка возникла почти одновременно с человечеством. Там, где была бессильна речь, на помощь приходили ритм и звук. Древний человек уже был способен различать звуковые тональ

Особенности русской музыки XIX века
  Начало XIX в. в России характеризовалось оживлением музыкальной жизни, развитием оперного и балетного искусства, инструментальных пьес, романса. Усиливается интерес к народному твор

Кинематограф. Отечественное киноискусство
  Кинематограф – вид искусства, основанный на технологии фиксации и передачи движущихся изображений. Этот вид художественного творчества появляется в конце XIX в. и быстро завоевывает

Цели и задачи дисциплины
  Цели дисциплины: - дать студентам целостное представление о культуре как о развивающейся системе; - показать её роль в жизни общества и каждого че

Электронные издания и Интернет-ресурсы
1. Черных В.Ю., Шестова Т.Ю., Рожин К.Ю. Курс лекций по культурологии: Электрон. учеб.-метод. пособие / Зап.-Урал. ин-т экономики и права. Пермь, 2001. 2. Культурология

Роль информации в культуре
1. Гринин Л.Е. Феномен информационного общества: «люди известности» // Философия и общество. 2004. №2. С. 5 – 24. 2. Бухман В.Б. Информационные аспекты саморазвития, диа­лога

Роль религии в жизни общества
1. Добрускин М.Е. Русская православная церковь на современ­ном этапе // Философия и общество. 2006. №3. 2. Семенов В.С. Религия, её философские основания и место в культуре и

Деловые игры и формирование управленческой культуры
1. Игры: обучение, тренинг, досуг / Под ред. В.В. Петрусинского. М., 1994. 2. Лившиц А.Л. Деловые игры в управлении. Л., 1989. 3. Деловые педагогические игры

Индо-буддийская культурная традиция
1. Культурология. История мировой культуры: Учебник для вузов / Под ред. А.Н. Марковой. М., 2000. С. 71 – 86. 2. Запад и Восток: Традиции и современность. М., 1993.

Древнегреческое искусство
1. Козлова О.Д. Вариации на тему искусства: Учеб. пособие / Перм. гос. техн. ун-т. Пермь, 2007. 2. Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. Вып. 1. М., 1985. 3. Ч

Особенности культуры Урала XVIII в.
1. История Урала / Под ред. И.С. Капцуговича. 2-е изд. Т. 1. Пермь, 1976. С. 162 – 184. 2. Христианская культура пермского Прикамья / Н.З. Коротков, О.М. Власова, Н.В. Казари

Роль Пермской епархии в культурной жизни Урала
1. Пермь от основания до наших дней: Ист. очерки / Под ред. М.Г. Нечаева. Пермь, 2000. С. 42 – 51, 99 – 113. 2. Верхоланцев В.С. Город Пермь, его прошлое и настоящее. Пермь,

НТР и культура
1. Салов Е.И., Салова С.Е. Коэволюция науки и нравствен­ности – новая парадигма культуры // Философия и общество. 2006. №1. 2. Гуманитарное образование и медицина: Сб. науч.

Экологическая культура
1. Яницкий О.Н, Экологическая культура России ХХ века: очерк социокультурной динамики // История и современность. 2005. №1. 2. Воробьева Л.А. Формирование экологического стил

Идеи и судьба Н.Д. Кондратьева
1. Возвращенные имена. Кн. 1. М., 1989. С. 235 – 265. 2. Суровая драма народа: Сб. ст. М., 1989. С. 375 – 400. 3. Кондратьев Н.Д. Проблемы экономической динам

Темы рефератов
Российская эмиграция в ХХ в.: причины и проблемы 1. Черных Ю.А. Русские за рубежом. Пермь, 1991. 2. Афанасьев А.Л. Неутоленная любовь // Москва. 199

Музыка как вид искусства
1. Розин В.М. Культурология: Учебник. М., 2004. Гл. 8. 2. Зильберквит М.А. Мир музыки. М., 1988. 3. Виды искусства в социалистической художественной культуре.

ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ РЕФЕРАТА
  На титульном листе указываются: вуз, кафедра, тема, автор, научный руководитель, город, год написания. &n

Критерии оценки реферата
На «удовлетворительно»оцениваются учебно-исследова­тельские навыки и умения, освоенные на репродуктивном (исполнительском) уровне активности: объем (около 10 страниц формата А4); с

ТЕМЫ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
(для заочной формы обучения)   1. Архаические формы культуры (тотемизм, анимизм, магия). 2. Художественная культура Древнего Китая. 3. Лите

Иерархия ценностей по М. Шелеру
  Ценностные модальности (классы основных ценностей) Предмет основных ценностей Состояния – корреляты (модусы чувств) субъекта

Локально-цивилизационная типология культуры
Культурно-исторические типы по Н.Я. Данилевскому Культуры и цивилизации по О. Шпенглеру Цивилизации по А. Тойнби Египет

Структура противоречий в духовной жизни
Уровень Внутренние Внешние Для общества Между господствующей (преобладающей) в данном обществе идеологией

Культурология
Учебное пособие Редактор И.М. Минсадыров Корректор В.О. Дедова     Подписано в печать ??.??.2009. Формат 60´90/16. Усл. печ. л. 10,8 Тираж

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги