рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Исторические этапы развития психологической науки

Исторические этапы развития психологической науки - раздел Психология, Исторические Этапы Развития Психологической Науки Содержание 1. История Антич...

Исторические этапы развития психологической науки Содержание 1. История античной психологии. 2. История развития психологической мысли в эпоху феодализма и в период Возрождения. 3. Развитие психологической мысли в XVII веке и в эпоху Просвещения XVIII ВЕК . 4. Зарождение психологии как науки. 5. Возникновение психологии в России. 1. История античной психологии Мифологическое понимание мира, где тела заселяются душами, а жизнь зависит от богов, веками царило в общественном сознании.

При этом язычники часто придавали стилю поведения небожителей коварство и мудрость, мстительность и зависть, иные качества, познанные в земной практике своего общения с ближними. Анимизм от лат. anima - душа - первое мифологическое учение о душе. Анимизм включал в себя представление о скрытом за конкретными видимыми вещами сонме душ как особых призраков, которые покидают человеческое тело с последним дыханием.

Элементы анимизма представлены в любой религии. Его рудименты дают о себе знать в некоторых современных психологических учениях и скрываются под Я или сознание, или душа, которое воспринимает впечатления, размышляет, принимает решения и приводит в действие мышцы. В некоторых других учениях того времени например, знаменитого математика и философа, чемпиона Олимпийских игр по кулачному бою Пифагора души представлялись бессмертными, вечно странствующими по телам животных и растений.

Позже древние греки под psycho понимали движущее начало всех вещей. Им принадлежит учение о всеобщей одушевлённости материи - гилозоизм от греч. hyle - вещество и zoe - жизнь весь мир - универсум, космос - изначально живой, наделённый способностью ощущать, запоминать и действовать. Границы между живым, неживым и психическим не проводились. Всё рассматривалось как порождение единой первичной материи праматерии. Так, по мнению древнегреческого мудреца Фалеса, магнит притягивает металл, женщина притягивает мужчину, потому, что магнит, как и женщина, обладает душой.

Гилоизм впервые поставил душу психику под общие законы естества. Этим учением утверждался непреложный и для современной науки постулат об изначальной вовлечённости психических явлений в кругооборот природы. В основе гилозоизма лежал принцип монизма. Дальнейшее развитие гилоизма связано с именем Гераклита, рассматривавшего универсум космос как вечно изменяющийся живой огонь, а душу как его искру.

Наши тела и души текут, как ручьи. Им впервые была высказана мысль о возможном изменении, а следовательно, и закономерном развитии всего сущего, в том числе и души. Развитие души, по Гераклиту, происходит через себя Познай самого себя. Философ учил По каким бы дорогам ни шёл, не найдёшь границ души, так глубок её Логос. Термин Логос, введённый Гераклитом, применяемый и поныне, для него обозначал Закон, по которому всё течёт, придаёт вселенскому ходу вещей сотканному из противоречий и катаклизмов, гармонию.

Гераклит считал, что ход вещей зависит от Закона, а не от произвола богов. Из-за трудностей понимания афоризмов философа современники называли Гераклита тёмным. Идея развития в учении Гераклита перешла в идею причинности Демокрита. По Демокриту, душа, тело и макрокосмос состоят из атомов огня случайными нам кажутся только те события, причину которых мы не знаем согласно Логосу нет беспричинных явлений, все они - неотвратимый результат соударения атомов. Впоследствии принцип причинности назвали детерминизмом.

Принцип причинности позволил Гиппократу, дружившему с Демокритом, построить учение о темпераментах. Нарушение здоровья Гиппократ соотносил с дисбалансом различных соков, присутствующих в организме. Соотношение этих пропорций Гиппократ назвал темпераментом. Названия четырёх темпераментов дошли до наших дней сангвинистический преобладает кровь, холерический преобладает жёлтая желчь, меланхолический преобладает чёрная желчь, флегматический преобладает слизь. Так была оформлена гипотеза, согласно которой бесчисленные различия между людьми умещались в несколько общих картин поведения.

Тем самым Гиппократ положил начало научной типологии, без которой не возникли бы современные учения об индивидуальных различиях между людьми. Источник и причину различий Гиппократ искал внутри организма. Душевные качества ставились в зависимость от телесных. Однако не все философы принимали идеи Гераклита и его воззрение на мир как огненный поток, идеи Демокрита - на мир атомных вихрей.

Они строили свои концепции. Так, афинский философ Анаксагор искал начало, благодаря которому из беспорядочного скопления и движения мельчайших частиц возникают целостные вещи, из хаоса - организованный мир. Он признал таким началом разум от того, какова степень его представленности в различных телах, зависит их совершенство. Идея организации системности Анаксагора, идея причинности Демокрита и идея закономерности Гераклита, открытые две с половиной тысячи лет назад, стали на все времена основой познания душевных явлений.

Поворот от природы к человеку был совершён группой философов, названных софистами учителями мудрости. Их интересовала не природа с её не зависящими от человека законами, а сам человек, которого они называли мерой всех вещей. В истории психологического познания был открыт новый объект - отношения между людьми с использованием средств, доказывающих любое положение, независимо от его достоверности. В связи с этим детальному обсуждению были подвергнуты приёмы логических рассуждений, строение речи, характер отношений между словом, мыслью и воспринимаемыми предметами.

На передний план выступили речь и мышление как средства манипулирования людьми. Из представлений о душе исчезали признаки её подчинённости строгим законам и неотвратимым причинам, действующим в физической природе, так как язык и мысль лишены подобной неотвратимости. Они полны условностей в зависимости от человеческих интересов и пристрастий.

Впоследствии слово софист стала применяться к людям, которые с помощью различных уловок выдают мнимые доказательства за истинные. Вернуть представлению о душе, о мышлении прочность и надёжность стремился Сократ. Формула Гераклита познай самого себя означала у Сократа обращение не к вселенскому закону Логосу, а к внутреннему миру субъекта, его убеждениям и ценностям, его умению действовать как разумное существо. Сократ был мастером устного общения, пионером анализа, цель которого - с помощью слова обнажить то, что скрыто за покровом сознания.

Подбирая определённые вопросы, Сократ помогал собеседнику приоткрыть эти покровы. Создание техники диалога впоследствии стали называть сократическим методом. В его методике таились идеи, сыгравшие через много столетий ключевую роль в психологических исследованиях мышления. Во-первых, работа мысли изначально носила характер диалога. Во-вторых, она ставилась в зависимость от задач, создающих препятствие в её привычном течении.

Именно с такими задачами ставились вопросы, вынуждая собеседника обратиться к работе собственного ума. Оба признака - диалогизм, предполагающий, что познание изначально социально, и детерминирующая тенденция, создаваемая задачей стали в XX веке основой экспериментальной психологией мышления. Гениальный ученик Сократа Платон стал родоначальником философии идеализма. Он утвердил принцип первичности вечных идей по отношению ко всему преходящему в тленном телесном мире. Согласно Платону, всякое знание, есть воспоминание душа вспоминает для этого требуются специальные усилия то, что ей довелось созерцать до своего земного рождения.

Платон скупал сочинения Демокрита с целью их уничтожения. Поэтому от учения Демокрита остались лишь фрагменты, в то время как до нас дошло чуть ли не полное собрание сочинений Платона. Опираясь на опыт Сократа, доказавшего нераздельность мышления и общения, Платон сделал следующий шаг. Он оценил процесс мышления, не получивший выражения в сократовом внешнем диалоге, как диалог внутренний.

Душа, размышляя, ничего иного не делает, как разговаривает, спрашивая сама себя, отвечая, утверждая и отрицая. Феномен, описанный Платоном, известен современной психологии как внутренняя речь, а процесс её порождения из речи внешней социальной получил название интериоризация от лат. internus - внутренний. Далее Платон попытался выделить и разграничить в душе различные части и функции. Их пояснял платоновский миф о вознице, правящем колесницей, в которую впряжены два коня дикий, рвущийся из упряжи, и породистый, поддающийся управлению.

Возница символизирует разумную часть души, кони - два типа мотивов низшие и высшие. Разум, призванный согласовать эти два мотива, испытывает, согласно Платону, большие трудности из-за несовместимости низменных и благородных влечений. Так в сферу изучения души вводился аспект конфликта мотивов, имеющих нравственную ценность, и роль разума в его преодолении и интеграции поведения. Через несколько столетий идея личности, раздираемой конфликтами, оживёт в психоанализе З. Фрейда.

Знание о душе росло в зависимости от уровня знаний о внешней природе, с одной стороны, и от общения с ценностями культуры - с другой. Ни природа, ни культура сами по себе не образуют область психического. Однако ее нет без взаимодействия с ними. Софисты и Сократ в объяснениях души пришли к пониманию её деятельности как феномена культуры. Ибо входящие в состав души абстрактные понятия и нравственные идеалы невыводимы из вещества природы.

Они порождения духовной культуры. При этом предполагалось, что душа заносится в организм извне. Работа по построению предмета психологии принадлежал Аристотелю, древнегреческому философу и естествоиспытателю, жившему в IV веке до н. э открывшему новую эпоху в понимании души как предмета психологического знания. Не физические тела и не бестелесные идеи стали для него источником знания, а организм, где телесное и духовное образуют нераздельную целостность.

Душа, по Аристотелю, это не самостоятельная сущность, а форма, способ организации живого тела. Правильно думают те говорил Аристотель кому представляется, что душа не может существовать без тела и не является телом. Психологическое учение Аристотеля строилось на обобщении медико-биологических фактов. Но это обобщение привело к преобразованию главных принципов психологии организации системности, развития и причинности. По Аристотелю уже само слово организм следует рассматривать в связи с родственным словом организация, которое имеет значение продуманное устройство, которое подчиняет себе свои части для решения какой-либо задачи устройство этого целого и его работа функция неразделимы душа организма - это его функция, деятельность.

Трактуя организм как систему, Аристотель выделял в ней различные уровни способностей к деятельности. Это позволило подразделять возможности организма заложенные в нём психологические ресурсы и их реализацию на деле. При этом намечалась иерархия способностей - функций души а вегетативная имеется у животных, растений и человека б чувственно-двигательная имеется у животных и у человека в разумная присущая только человеку. Функции души - уровни её развития, где из низшей и на её основе возникает функция более высокого уровня вслед за вегетативной формируется способность ощущать, из которой развивается способность мыслить.

В отдельном человеке при его превращении из младенца в зрелое существо повторяются те ступени, которые прошёл за свою историю весь органический мир. Впоследствии это было названо биогенетическим законом.

Объясняя закономерности развития характера, Аристотель утверждал, что человек становится тем, что он есть, совершая те или иные поступки. Мысль о формировании характера в реальных поступках, которые у людей всегда предполагают нравственное отношение к ним, ставило психическое развитие человека в причинную, закономерную зависимость от его деятельности. Раскрывая принцип причинности, Аристотель показал, что природа ничего не делает напрасно нужно видеть то, ради чего совершается действие. Он утверждал, что конечный результат процесса цель заранее воздействует на его ход психическая жизнь в данный момент зависит не только от прошлого, но и желаемого будущего.

Аристотеля по праву следует считать отцом психологии как науки. Его работа О душе - первый курс общей психологии, где он изложил историю вопроса, мнения своих предшественников, объяснил отношение к ним, а затем, используя их достижения и просчёты, предложил свои решения.

Психологическая мысль эпохи эллинизма исторически связана с возникновением и последующим быстрым распадом крупнейшей мировой монархии IV век до н. э. македонского царя Александра. Возникает синтез элементов культур Греции и стран Ближнего Востока, характерный для колониальной державы. Изменяется положение личности в обществе. Свободная личность грека утрачивала связи со своим родным городом, его стабильной социальной средой.

Он оказывался перед лицом непредсказуемых перемен, дарованных свободой выбора. Со всё большей остротой он ощущал зыбкость своего существования в изменившемся свободном мире. Эти сдвиги в самовосприятии личности наложили отпечаток на представления о душевной жизни. Вера в интеллектуальные достижения прежней эпохи, в могущество разума начали ставится под сомнение. Возникает скептицизм, воздержание от суждений, касающихся окружающего мира, по причине их недоказуемости, относительности, зависимости от обычаев и т.п. Отказ от поисков истины позволял обрести душевный покой, достичь состояния атараксии от греческого слова, означавшего отсутствие волнений. Под мудростью понималось отрешение от потрясений внешнего мира, попытка сохранить свою индивидуальность.

Люди испытывали потребность в том, чтобы устоять перед превратностями жизни с её драматическими поворотами, лишающими душевного равновесия. Стоики стоя - портик в Афинских храмах объявили вредными любые аффекты, усматривая в них порчу разума. По их мнению удовольствие и страдание - ложные суждения о настоящем, желание и страх - ложные суждения о будущем.

Только разум, свободный от любых эмоциональных потрясений, способен правильно руководить поведением. Именно это позволяет человеку выполнять своё предназначение, свой долг. С этической ориентации на поиски счастья и искусства жить, но на других космологических началах сложилась школа безмятежности духа Эпикура, который отошёл от версии Демокрита о жёсткой причинности, царящей во всём, что совершается в мире и, стало быть, в душе. Эпикур допускал самопроизвольность, спонтанность изменений, их случайный характер.

Запечатлев ощущение непредсказуемости того, что может произойти с человеком в потоке событий, делающих существование непрочным, эпикурейцы закладывали в природу вещей возможность самопроизвольных отклонений и тем самым непредсказуемость поступков, свободу выбора. Они подчёркивали индивидуализацию личности как величины, способной действовать самостоятельно, избавившись от страха перед уготованным свыше.

Смерть не имеет к нам никакого отношения когда мы есть, то смерти ещё нет, когда же смерть наступает, то нас уже нет. Искусство жить в водовороте событий связано с избавлением от страхов перед загробным наказанием и потусторонними силами, ибо в мире нет ничего, кроме атомов и пустоты. Одновременно с построениями этих научных школ проводились важные исследования в медико-биологических областях знания. Врачи Александрийского научного центра Герофил и Эразистрат установили анатомо-физиологические различия между чувствительными нервами, идущими от органов чувств глаза, уши, кожа и др. к мозгу и двигательными волокнами, идущими от мозга к мышцам.

Открытие было забыто, но через две с лишним тысячи лет вновь установлено и легло в основу важнейшего для психологии учения о рефлексах. Позже древнеримский врач Гален II век н. э. в труде О частях человеческого тела, описал зависимость жизнедеятельности целостного организма от нервной системы.

В те времена запрещались анатомические исследования, но Гален, врачующий гладиаторов, наблюдавший открытые раны головного мозга, считал его производителем и хранителем разума. Гален развивал, вслед за Гиппократом, учение о темпераментах. Он утверждал, что первичными при аффектах являются изменение в организме кипение крови, субъективные, душевные переживания например, гнев, вторичны. Без эмпирической ткани психологической мысли античности не могли появиться теоретические успехи, приведшие естествознание к современной психологии.

Древние греки выдвинули идею об определяющей зависимости душевных проявлений от общего строя вещей, их физической природы проблема психического в материальном мире. Во-вторых, определили психику как форму жизни психобиологическая проблема. В-третьих, поставили душевную деятельность в зависимость от форм, которые создаются не природой, а человеческой культурой психогностическая проблема. Таким образом были сформулированы проблемы, веками направлявшие развитие науки о человеке.

Вместе с тем, бедствия, которые переживали народы Востока в жестоких войнах с Великим Римом, а затем под его владычеством, способствовали развитию идеалистических учений о душе, которые подготовили воззрения, ассимилированные позже христианской религией. К этим учениям относятся, например, взгляды Филона I век н. э что тело это прах, который получает жизнь от дыхания божества. Это дыхание и есть пневма, о которой мы говорили выше. 2.

История развития психологической мысли в эпоху феодализма и в период Возрождения

История развития психологической мысли в эпоху феодализма и в период В... Появлялся мощный культурно-научный строй, в котором проявились крупней... Фома Аквинский распространил иерархический шаблон на описание душевной... Один из титанов этого периода Леонардо да Винчи XV - XVI в считал, что... Уарте, в книге Исследование способностей к наукам впервые в истории пс...

Развитие психологической мысли в XVII веке и в эпоху Просвещения XVIII ВЕК

Де Карт полагал, что наука как познание причин явлений бессильна перед... Основанием этого единства является духовное начало. не материальна как атом, но наделена способностью воспринимать всё, чт... Дидро 1713-1784гг Отстаивая идею возникновения мира духовного из мира ... Радищев искал ключ к психологии людей в условиях их общественной жизни...

Зарождение психологии как науки

Поскольку естественный отбор отсекает всё ненужное для жизни, то он ис... Чтобы выжить, организм вынужден устанавливать связь между объектами эт... Случайные, несущественные для выживания связи он игнорирует, а связи, ... и Ф.Брентано 1838-1917гг В.Вундт организовал в Лейпциге первый психоло... Бихейвиоризм признавал в качестве единственного объекта психологическо...

заключение, принятое учёным для всех типов поведения как животных, так и человека. Открытия Э.Торндайка были истолкованы как законы образования навыков. При этом под интеллектом имелась в виду выработка организмом формулы реальных действий, позволяющих успешно справиться с проблемной ситуацией.

Вводился в обиход вероятностный стиль мышления в органическом мире выживает лишь тот, кому удаётся, пробуя и ошибаясь, отобрать наиболее выгодный из многих возможных вариант реакции на среду. Сложное поведение животных и человека бихейвиоризм рассматривал как совокупность двигательных реакций R в ответ на внешние воздействия - стимулы S . S- R - такова формула бихейвиоризма. Достижением бихейвиоризма стала разработка экспериментальных методик, основанных на контроле внешних воздействий и реакции организма на эти воздействия. Согласно бихейвиоризму человек при рождении имеет определённое количество врождённых схем поведения, над которыми надстраиваются более сложные формы - регуляторы поведения. Удачные реакции закрепляются и в будующем имеют тенденцию к воспроизведению.

Закрепление реакций происходит по закону упражнений - в результате многократного повторения они автоматизируются. Американские бихейвиористы проводят параллель между периодами развития ребёнка и предполагаемыми эпохами развития первобытного общества.

В рамках бихейвиоризма были установлены многие закономерности выработки навыков. Но были игнорированы важнейшие компоненты действия - мотивация и психический образ действия как ориентировочная основа его реализации. Из психологи полностью исключался социальный фактор. Мозг рассматривался как чёрный ящик. Такое понимание открывало широкие перспективы для внедрения в психологию статистических методов. Многие из них связаны с разработкой Ф.Гальтона племянника Ч.Дарвина проблем генетики поведения, индивидуальных различий.

Ф.Гальтон применял тесты, касающиеся работы органов чувств, времени реакции, образной памяти и других чувствительно-двигательных функций. В его лаборатории в Лондоне каждый желающий мог за небольшую плату определить свои физические и психические возможности. Свои испытания он обозначил словом тест, которое широко вошло впоследствии в психологический лексикон. В своей книге Наследственный гений 1869г. исследователь доказывал, ссылаясь на множество фактов, что выдающиеся способности передаются по наследству.

Функционализм расширял предметную область психологии, охватывал психические функции как внутренние операции, которые производятся не бестелесным субъектом, а организмом с целью удолетворить его потребность в приспособлении к среде. В 1895 году заведующий кафедрой нервных болезней Венского университета Зигмунд Фрейд 1856-1939 , работая над Проектом программы научной психологии, пришёл к необходимости теоретически осмыслить свой опыт врача-невролога, который не укладывался в рамки традиционной трактовки сознания.

Психоанализ Фрейда оказал явно или неявно влияние почти на все современные психологические теории. Ортодоксальный психоанализ был основан Зигмундом Фрейдом на рубеже XIX и XX столетий, т.е. именно в период ломки традиционных для того времени представлений о психике и психических процессов. Господствующий методологический принцип в психологии и медицине отражал локализационистский подход фон Вирхова, т.е. поиск конкретного полома, соответствующего любому болезненному явлению.

Возникновение новых направлений в психологии, социологии и философии обнажало узкое, примитивное толкование причинно-следственных связей локализационнстского подхода. Проблема неосознаваемых бессознательных психических процессов становится предметом пристального внимания исследователей различных специальностей. И.Кант говорил о бессознательном в психике человека, описывая смутные представления, которыми рассудок пытается овладеть, т.к. он не способен избавиться от тех нелепостей, к которым его приводит влияние этих представлений. Гегель рассматривает бессознательный тайник, в котором сохраняется мир бесконечно многих образов и представлений без наличия их в сознании. А.Шопенгауэр продвигается несколько дальше, формулируя вывод о примате бессознательного над сознанием в своем произведении Мир как воля и представление. Ф.Ницше уже пытается наполнить бессознательное определенными сюжетными механизмами, такими как бессознательная воля к власти. К концу XIX века проблемой бессознательного занимаются не только философы, но и представители экспериментального направления в науке.

В 1868 году английский физиолог Карпентер выступает с сообщением, посвященным бессознательной мозговой деятельности человека.

Доклад, прослушанный в Лондонском королевском институте вызвал оживленную дискуссию. В 1886 году Майерс высказывает мысль о существовании подкоркового сознания, функционирующего во многих актах жизнедеятельности человека.

Эти факты и послужили объективным фоном для создания 3.Фрейдом знаменитой психоаналитической теории. Зигмунд Фрейд родился 6 мая 1856 г. в г. Фрайбурге бывшая Моравия, входившим в состав Австро-Венгрии ныне - Чехословакия. Рос в буржуазной семье среднего достатка. В 1873 году поступает на медицинский факультет Венского университета, где проявляет интерес к таким наукам, как сравнительная анатомия, гистология, физиология.

Будучи студентом, под руководством Брюкке, выполняет ряд вполне самостоятельных исследований по перечисленным дисциплинам. С 1882 года работает врачом в отделении внутренних болезней Венской общей клиники, далее - в психиатрической клинике под руководством Мейнерта. В 1885 году уезжает на годичную стажировку к Шарко в неврологическую клинику Сальпетриер Париж. Там же овладевает методом гипнотерапии. По возвращении прослушал курс лекций по психологии философа Франца Брентано, после чего отмечает возникновение интереса к психической жизни человека и ее законам.

Начинает заниматься вопросами патогенеза истерии, публикует первые клинические статьи, работает вместе с Брейером, в основном используя гипнотерапию. Параллельно продолжает исследования чисто неврологического характера проблемы детского паралича, афазий, локализации мозговых функций. К 1895 г совместно с Брейером, разработал метод гипнокатарсиса. После ряда клинических публикаций в 1895 году пишет монографию Проект, в которой совершается первая попытка умозрительно разработать закономерности деятельности мозга человека.

В 1886 году женится на Марте Бернэй. К 1901 году год публикации монографии Толкование сновидений полностью отказывается от метода гипноза и разрабатывает оригинальную методику свободных ассоциаций. В 1904-1905 годах публикует Психопатологию обыденной жизни , Остроумие и его отношение к бессознательному , Три очерка в теории сексуальности и другие известные монографии.

К моменту I Мировой войны 3.Фрейд сосредотачивается на разработке философских и историко-социологических аспектов жизни общества, т.е. начинает создавать метапсихологическую теорию. В 1908 г. проходит I Международный психоаналитический конгресс в г. Зальцбурге. В 1909 г. выходит в свет первый I международный психоаналитический журнал. В 1909 г. совместно с К.Юнгом посещает США, читает курс из 5 лекций в Массачусетском университете, по окончании курса получает степень почетного доктора права.

В 1910 году создается международная психоаналитическая ассоциация. В 1920 году открывается первый психоаналитический институт в Берлине. В 1930 году 3.Фрейд получает международную премию им. Гете. В 1936 году становится почетным иностранным членом Королевского научного общества Англии. В 1939 году публикует последний крупный труд Моисей и единобожие, в котором продолжает развитие своих культурно-исторических концепций. После оккупации нацистами Австрии подвергается предследованиям, домашнему аресту.

По ходатайству ряда коронованных особ и крупному выкупу, заплаченному нацистам Международным союзом психоаналитических обществ, смог выехать в Лондон, где и скончался после активной эфтаназии рак нижней челюсти 23 сентября 1939 года. Не сумел вызволить из Австрии сестер, которые погибли в газовых камерах. Структура личности по 3.Фрейду. До создания фрейдовской теории психология в качестве объекта исследования имела лишь феномен сознания, что не давало возможности постичь скрытые мотивы поведения и особенностей человека, а следовательно и более глубинное изучение структуры личности, Фрейд встал перед необходимостью исследования природы психического, в том числе и тех пластов психики, которые не вписывались в представление о сознательном. Исходя из этих задач и предпосылок исследования, Фрейд и пришел к заключению о том, что человеческая психика представляет собой некий сложный конгломерат, состоящий из различных уровней и компонентов, отражающих как сознательные, так и бессознательные процессы.

Фрейд, ставя перед собой задачу выявления содержательной стороны бессознательного, подвергает эту сферу аналитическому расчленению.

Здесь Фрейд высказывает важную мысль о существовании двух форм бессознательного. Это - во-первых, скрытое, латентное бессознательное, т.е. то, что ушло из сознания, но может в дальнейшем всплыть в сознании во-вторых, это вытесненное бессознательное, т.е. те психические образования, которые не могут стать сознательными потому, что им противодействует какая-то мощная незримая сила. Первый вид бессознательного в дальнейших работах Фрейд называет предсознательным ПСЗ , а второй - собственно бессознательным БСЗ, или Оно, или Id. Вырабатывая психоаналитические представления о бессознательном, Фрейд подобно мыслителям прошлого ставит вопрос о том, каким образом человек может судить о том, что скрыто от его сознания.

И если философы говорили о том, что невозможно определять то, что мы не осознаем, то Фрейд достаточно решительно кладет учение о бессознательном в основу своих теоретических постулатов о психической жизни человека.

В отличие от умозрительных рассуждений философов он пользуется конкретным материалом, полученным из внимательных клинических наблюдений над пациентами, страдающими неврозом. Кроме констатации самого факта существования в психике человека бессознательных представлений, Фрейд старается вскрыть особенности механизма переключения психических актов из сферы бессознательного в сознание.

И здесь он пытается идти от обратного путем переформулирования задачи исследования Каким образом сознательные процессы становятся бессознательными Возможность осознания бессознательных механизмов осуществляется тогда, когда имеющееся предметное представление облекается в словесную форму. Отсюда и то важное значение, которое Фрейд придавал роли языка и законов лингвистики в раскрытии болезненной симптоматики пациента. Выделенные Фрейдом психические уровни собственно бессознательного и предсознательного объединяются автором в одну систему в тех случаях, когда анализируются взаимоотношения бессознательного и сознания в структуре психики человека.

Причем, начиная с ранних своих работ, Фрейд подчеркивает, что бессознательное он считает центральным компонентом, составляющим суть психики человека, а сознательное - лишь определенной надстройкой, базирующейся и произрастающей из сферы бессознательного. Структура личности в законченном виде представлена Фрейдом в работах По ту сторону принципа удовольствия 1920 Массовая психология и анализ человеческого Я 1921 Я и Оно 1923 . Предлагаемая модель личности представляет собой взаимодействия трех уровней, находящихся между собой в определенных соотношениях.

Это - Оно Id, т.е. глубинный уровень бессознательных влечений, своеобразный резервуар бессознательных иррациональных психических реакций и импульсов, биологических по своей природе. Это основа деятельности личности, та психическая инстанция, которая руководствуется своими собственными законами.

Оно является единственным источником психической энергии и руководствуется только принципом удовольствия. Но, понятно, что безоглядная тяга к наслаждению, удовлетворению эгоистических потребностей, не учитывающая реальных жизненных условий, привела бы человека к гибели. Поэтому в процессе эволюции у человека появляется Я Ego как сознательное начало, действующее с учетом принципа реальности и выполняющее функции посредника между иррациональными стремлениями и желаниями Оно и требованиями человеческого сообщества. Я , как сфера сознательного, соизмеряет требования бессознательного Оно с конкретной реальностью, целесообразностью и необходимостью.

Наконец, Сверх-Я Super-Ego - это внутриличностная совесть, т.е. инстанция, олицетворяющая собой ценности и установки общества. Сверх-Я воплощает в себе интернализованные индивидом родительские образы, моральные запреты и нормы, внушенные в детстве, образы первых учителей и значимых для ребенка взрослых. В определенном смысле - это результат дрессировки индивида обществом.

Сверх-Я описывается как своего рода моральная цензура, которая призвана обуздать эгоцентрические бессознательные порывы, стремления и желания человека и подчинить их требованиям культурной и социальной реальности конкретного общества. В процессе эволюции Сверх-Я стала неотъемлемой частью, внутренним элементом личности. Для образного описания взаимоотношений между Я и Оно Фрейд прибегает к аналогии отношений между всадником и лошадью, подобно тому как ранее А.Шопенгауэр использовал эту же аналогию для раскрытия взаимоотношений между интеллектом и волей.

Движется всадник только благодаря энергии лошади, но формально управляет ею именно он. Всадник должен сдерживать и направлять лошадь, иначе есть вероятность погибнуть. И все же есть отдельные моменты, когда лошадь не только дает энергию передвижения, но и сама определяет путь и направление всадник заснул или тяжело болен. Положение Я существенно сложнее, чем положение лошади Оно. Во-первых, Я должно учитывать требования и условия реального окружающего мира, т.е. следовать принципу реальности.

Во-вторых, Я испытывает постоянное давление со стороны мощного Оно, и этот конфликт между требованиями внешнего мира Сверх-Я и потребностями глубинных уровней личности Оно порождает у Я постоянную внутреннюю тревогу и беспокойство. В-третьих, Я подвергается отдельному нажиму Сверх-Я , как моральному прессу, совести.

И это, в свою очередь, вызывает у человека глубинное чувство вины. Эти конфликтные взаимоотношения уровней личности, по мнению Фрейда, являются по сути неразрешимыми, и именно в них лежит ключ ко всем психологическим и патологическим проблемам как личности, так и общества. По своему положению и функциям в психике человека Сверх-Я призвано осуществлять сублимацию бессознательных влечений, т.е. переключение антикультурных порывов Оно в социально приемлемые виды деятельности Я . Согласно Фрейду, Сверх-Я является наследником Эдипова комплекса и, следовательно, выражением самых мощных движений Оно и самых важных судеб его. Жесткая моральная цензура Сверх-Я мешает осознанию собственных глубинных мотивов и устремлений, осуществление которых несовместимо с требованиями общества и морали.

Это проявляется далеко не только в сфере сексуального, но и в обыденных поведенческих актах. Почему, скажем, завистник далеко не всегда осознает истинные причины своей ненависти к объекту зависти? Потому, что им с раннего детства усвоено, что зависть - чувство недостойное, неприличное, низменное.

Если это осознать, то резко понизится своя самооценка, самоуважение. Существенно легче объяснить себе и окружающим собственные чувства действительными или мнимыми пороками и недостатками объекта зависти. Таким образом и отрицательные чувства сохранены и объяснены, и самоуважение не страдает. Этот итог конфликта обеспечивается действием открытых Фрейдом, так называемых, защитных механизмов. Что такое защитные механизмы ? В связи с тем, что как уже описывалось, согла

– Конец работы –

Используемые теги: Исторические, этапы, развития, психологической, науки0.071

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Исторические этапы развития психологической науки

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Исторические этапы развития психологической науки
При этом язычники часто придавали стилю поведения небожителей коварство и мудрость, мстительность и зависть, иные качества, познанные в земной… Элементы анимизма представлены в любой религии. Его рудименты дают о себе… Позже древние греки под psycho понимали движущее начало всех вещей. Им принадлежит учение о всеобщей одушевлённости…

Исторические этапы развития психологической науки
При этом язычники часто придавали стилю поведения небожителей коварство и мудрость, мстительность и зависть, иные качества, познанные в земной… Элементы анимизма представлены в любой религии. Его рудименты дают о себе… Позже древние греки под psycho понимали движущее начало всех вещей. Им принадлежит учение о всеобщей одушевлённости…

Исторические этапы развития психологической науки
При этом язычники часто придавали стилю поведения небожителей коварство и мудрость, мстительность и зависть, иные качества, познанные в земной… Элементы анимизма представлены в любой религии. Его рудименты дают о себе… Позже древние греки под psycho понимали движущее начало всех вещей. Им принадлежит учение о всеобщей одушевлённости…

Основные этапы исторического развития естествознания
Науке можно учить, как увлекательнейшей части человеческой истории – как быстро развивающемуся росту смелых гипотез, контролируемых экспериментом и… Преподаваемая… как часть истории «естественной философии» и истории проблем и… Знание его современных фундаменталь¬ных научных положений, мировоззренческих и методологичес¬ких выводов является…

Исторический обзор основных этапов развития хими
Вследствие изменений в теориях на всём протяжении существования химии постоянно менялось её определение.Химия зарождается как "искусство превращения… Деление химии на органическую и неорганическую произведено по различию их… В целом общепринятое деление химии на разделы является в значительной степени данью исторической традиции; каждый…

Исторические этапы и перспективы развития страхования в России
Аварии и катастрофы наносят немалый материальный ущерб. Например, в США прямые убытки от природных катастроф в среднем за десять лет составили 1 2… Не стал исключением и 2009 год. Который тоже принес большие убытки и… Например, развитие частного строительства во многом обязано получению банковских кредитов. Однако их выдача оказалась…

Основные этапы исторического развития естествознания
Движение науки нужно сравнивать не с перестройкой какого-нибудь города, где старые здания немилосердно разрушаются, чтобы дать место новым… М 1983 г. ВВЕДЕНИЕ Концепция современного естествознания новый предмет в… Науке можно учить, как увлекательнейшей части человеческой истории как быстро развивающемуся росту смелых гипотез,…

Структура науки и основные этапы развития метанауки
Но следует стремиться к постижению именно познания 176, с. 128. Далее рекомендуется стремиться к познанию истины, мысли, веры и т.д. Для нас… Так, он рассуждает о знании знания 12. В произведениях Ф. Бэкона термины наука… Немецкие философы были далеки от мысли создать науку о науке в понимании Ф. Бэкона. Стремясь изучить науку, подвести…

Возникновение логики как науки и основные этапы её развития
Возникновению логики как теории, предшествовала уходящая в глубь тысячелетий практика мышления. С развитием трудовой, материально-производственной… Основных причин развития логики две. Одна из них зарождение и первоначальное… Рождаясь в борьбе с мифологией и религией, наука основывалась на теоретическом мышлении, предполагающем умозаключения…

ПОНЯТИЕ, ПРЕДМЕТ, МЕТОДОЛОГИЯ И ИСТОЧНИКИ НАУКИ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА. КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО КАК УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА КП ® юридические науки ® общественные науки
ПРИМЕРЫ СОБЫТИЙ И ДЕЙСТВИЙ... Событие смерть Президента РФ новые выборы... Правомерное действие принятие законопроекта в м чтении ГД передачу его на рассмотрение СФ...

0.036
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам