рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Общественная детерминация индивидуального сознания

Общественная детерминация индивидуального сознания - раздел Психология, ПСИХОЛОГИЯ СОЗНАНИЯ Общественно-Историческая Обусловленность Взаимосвя­зей Между Человеком И Прир...

Общественно-историческая обусловленность взаимосвя­зей между человеком и природой составляет важнейшее звено в цепи материальной детерминации сознания. Само собой ра­зумеется, в этой цепи особое место занимает созданная обще­ством искусственная среда как совокупность материальных и культурных условий жизни человека. Социальная детермина­ция сознания осуществляется путем взаимодействия человека с этими жизненно необходимыми условиями, и в этом смысле человек с его сознанием есть продукт конкретно-исторической социальной среды. Однако человек является не только объек­том для ее воздействия, не только сложным организмом, по­ставленным в социальную среду и реагирующим на ее воз­действия. Эта среда сама создается и изменяется людьми в процессе развития, материального производства, культуры и цивилизации в широком смысле'этого слова. Поэтому соци­альная среда неразрывно связана с общественной сущностью самого человека, с внутренними закономерностями развития человека как общественного существа.

Проблема социальной детерминации в отличие от более общей проблемы причинной обусловленности сознания мате­рией включает в себя характеристику человека как субъекта деятельности, в процессе осуществления которой изменяется и социальная среда.

Деятельность человека как фактор человеческого развития составляет необходимое звено в сложной цепи причинно-следственных зависимостей сознания от общественного бытия. Вне действия этого фактора не могут быть в должной мере поняты сложные эффекты воздействия социальной среды на человека и его сознание

С какой бы стороны мы ни рассматривали социальную де­терминацию индивидуально-психического развития челове­ка, очевидно, что одним из главнейших ее эффектов является то, что человек как объект общественных воздействий в той или иной форме (направленных или ненаправленных обстоя­тельств жизни или средств воспитания и т. д.) становится субъектом этих воздействий в результате собственной деятель­ности.

В интересующем нас плане социальной детерминации ин­дивидуально-психического развития понятия субъекта и дея­тельности оказываются неотделимыми. Превращение челове­ка из объекта в субъект осуществляется лишь посредством де­ятельности, в которой реализуются те или иные социальные функции человека.

Конечно, такое сближение этих понятий вообще диктуется диалектико-материалистическим пониманием психики. Но применительно к проблеме социальной детерминации, как увидим, речь пойдет об определенных видах деятельности, которые являются индивидуальными, но вместе с тем обще­ственными, поскольку они всегда есть деятельность совокуп­ных индивидов, групп и коллективов, составляющих опреде­ленную часть общества.

Что касается более общего подхода к изучению психики и сознания в нашей науке, то такой подход сформулирован в известном принципе: сознание не только проявляется, но и формируется в деятельности. Этот принцип имеет методоло­гическое значение как в том смысле, что определяет объек­тивную познаваемость субъективного, так и в том, что указы­вает на возможность генетического исследования различных форм отражения в связи с реальным процессом жизни и дея­тельности.

Усвоение ребенком эталонов и норм умственной деятель­ности в соответствии с достигнутым современным обществен­ным развитием уровнем цивилизации свидетельствует о том, что познания ребенка причинно обусловлены современным уровнем развития познания как общественно-исторического культурного достояния человечества.

Это очень важный вывод, но он доказывает лишь то, что познание с самого начала благодаря общественному руковод­ству индивидуальным развитием (воспитанию) есть основная форма деятельности индивида именно вследствие того, что познание есть всемирно-исторический процесс целенаправ­ленного и обобщенного отражения людьми объективных зако­нов природы, общества и самого сознания.

Подобно этому выводу приходится заключить, что иссле­дование роли игры в развитии общественного поведения и свойств личности выявляет лишь то, что игра как средство весьма эффективно в образовании и развитии другой важней­шей основной формы деятельности, а именно — общения, ко­торое столь же социально, сколь и индивидуально.

Больше того. Именно благодаря развитию в процессе вос­питания познания и общения, их взаимодействия и слияния в разнообразных формах и возникает (на их основе) такая син­тетическая форма деятельности ребенка, как игровая. Если не считать процессуальной «спонтанной» игры, общей для ребен­ка и детенышей всех животных, то все формы игры — предмет­ной, фабульной и ролевой, дидактической, театрализованной и т. д.— представляют собой те или иные интеграции элемен­тов познания и общения.

Вычленение этих элементов в их действительном значении осложняется обычно смешением понятий в детской психоло­гии, когда «игра» обозначает и конкретное условие воспита­ния (содержание и методы организации различных игр, вклю­чая и так называемые свободные творческие игры, а не только специально организованные ролевые, дидактические и т. д.), и самую деятельность ребенка, а также эффект этой деятель­ности в виде той или иной психологической характеристики.

Иначе говоря, здесь положение таково, каким оно было в свое время в дидактике, когда отождествлялись обучение и учение самого ребенка, а тем самым — обучение и психическое развитие школьника.

Подмена единства воспитания и развития их тождеством, конечно, недопустима ни в отношении учения, ни в отношении игры. Игра как средство развития есть, собственно говоря, оп­ределенная форма дошкольного воспитания. Игра как соб­ственная деятельность ребенка в этих условиях воспитания есть результат развития более общих основных форм его дея­тельности — познания и общения.

В связи с этим более понятна особая регулирующая и фор­мирующая роль речи в развитии игровой деятельности ребен­ка. Дело в том, что речь является именно тем основным сред­ством общения, посредством которого и осуществляется про­цесс усвоения ребенком исторически сложившихся знаний, т. е. процесс становления его логического мышления и других опосредствованных форм познавательной деятельности. Но все же дело не в самой речи, которую нередко фетишизируют как фактор психического развития, а в том синтезе общения и познания, который составляет основу языка и речи. Познание в его двух формах — непосредственно образного и логически понятийного — есть одна из основных сил общественно-исто­рического развития человечества, так как наука и искусство познания непрерывно связаны со всей структурой обществен­ного сознания, вырастающего на почве определенного матери­ального производства, общественно-трудовой практики.

В этом смысле познание — исторический процесс накопле­ния духовных ценностей, отражающих объективные законы природы и общества, межчеловеческих отношений и жизни самого человека. Каждый индивид вместе со своим поколени­ем включается в этот процесс и прежде всего «усваивает» про­дукты общественного развития: определенные духовные цен­ности класса и эпохи, образующие путем интериоризации его внутренний мир.

Воздействие науки и искусства на формирование индивиду­ального сознания бесконечно многообразно. Это воздействие, конечно, составляет важную форму социальной детерминации индивидуального сознания. Однако из воздействия может воз­никнуть лишь реакция индивида, хотя бы и очень сложная. Акция, действие возникают лишь в процессе взаимодействия индивида и общества, а не одностороннего воздействия обще­ства на личности. <...>

Познание и общение являются, как было показано выше, основными формами деятельности индивидуального челове­ка с самого начала формирования его личности, посредством которых осуществляется социальная детерминация многих сторон ее психического развития. Как игра, так и учение вы­ступают эффектами взаимосвязей общения и познания, а вме­сте с тем важными средствами дальнейшей эволюции каждой из этих основных форм, соответствующих фундаментальным процессам общественного развития.

Общение как межиндивидуальная связь и взаимодействие определяется, конечно, системой конкретных общественных отношений, в которые оно включено. Как межиндивидуальная связь и индивидуальная форма деятельности, осуществляемая посредством этой связи, общение всегда соотнесено с опреде­ленными исторически сложившимися и социально необходи­мыми формами коммуникаций, регулируется нормами обще­ственного поведения и морали. Именно поэтому практически невозможно отделить в структуре и динамике общения личное от общественного, провести резкую грань между ними. За­труднительно также, несмотря на меняющийся индивидуаль­ный состав различных коллективов и средств коммуникаций, полностью абстрагировать их от конкретных людей с их инди­видуально психическими особенностями.

Дело в том, что общение — столь же социальное, сколь и индивидуальное явление. Поэтому так неразрывно связано социальное и индивидуальное в важнейшем средстве обще­ния — языке, механизмом которого является речь. Пантоми-мика и жестикуляция, т. е. внеречевые формы общения, стано­вятся таковыми именно тогда, когда экспрессия поведения выполняет коммуникативную функцию, не ограничиваясь выразительными движениями. Регуляторами поведения в ус­ловиях общения становятся нравственно-эстетические оцен­ки, социальная сущность которых общеизвестна. Вполне ана­логичны связи индивидуального и социального в познании как одной из основных форм человеческой деятельности. От­ражение объективного мира в образах и понятиях, в непосред­ственно чувственном и логическом знании есть индивидуаль­ная познавательная деятельность каждого человека. Однако накопление и обобщение чувственных, образных знаний про­исходит при обязательном регулирующем участии речи, кото­рая вместе с тем является основным средством усвоения чело­веком исторически накопленных человечеством обобщенных и опосредованных систем знаний, способов познания и мето­дов деятельности. Познание индивида и складывается путем соединения его жизненного опыта в его непосредственно чув­ственном выражении с системами знаний, существующих все­гда в языковой форме и конкретных структурах общественного сознания, особенно науки и искусства. Познание всегда пред­ставляет собой известное сочетание индивидуального и об­щественного сознания. Однако это не значит, что индивиду­альное сознание сводится к познанию, ограничивается им. Сознание индивидуального человека является эффектом совместного развития познания, общения и труда, их разно­образных конвергенции. Нет сомнения в том, что с ранних лет это сознание выступает в качестве такого эффекта конверген­ции общения и познания.

Возможно ли, однако, что общение и познание, равно как игра и учение, в раннем онтогенезе порождают сознание инди­вида без всякого участия труда, хотя исторически именно тру­дом порождены любые другие виды человеческой деятельно­сти и специфические черты общественного сознания.

Подобное исключение из общего закона человеческого раз­вития не имеет места в индивидуальном развитии, в том числе и на ранних этапах онтогенеза, кроме, конечно, младенчества.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

ПСИХОЛОГИЯ СОЗНАНИЯ

Предисловие... Раздел I Общее представление о сознании Сознание как психологический... У Джемс Поток сознания...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Общественная детерминация индивидуального сознания

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

ПСИХОЛОГИЯ СОЗНАНИЯ
Серия «Хрестоматия по психологии» Составитель Л. В. Куликов   Главный редактор В. Усманов Зав. психологической редакцией А. Зайцев Зам. зав. психол

Чувственная ткань сознания
Развитое сознание индивидов характеризуется своей пси­хологической многомерностью. В явлениях сознания мы обнаруживаем прежде всего их чувственную ткань. Эта ткань и образует чувственный с

Значение как проблема психологии сознания
Чувственные образы представляют всеобщую форму пси­хического отражения, порождаемого предметной деятельно­стью субъекта. Однако у человека чувственные образы приоб­ретают новое качество а именно св

Личностный смысл
Психология издавна описывала субъективность, пристраст­ность человеческого сознания. Ее проявления видели в изби­рательности внимания, в эмоциональной окрашенности пред­ставлений, в зависимости поз

О терминах
Психологика стремится к строгой терминологии, а потому различает теоретические термины, включенные в логическое описание психического, и эмпирические термины, предназна­ченные для описания

Проблема сознания как логический парадокс
Среди всех загадок психологии наиболее таинственно вы­глядит проблема сознания. «Центральной тайной человече­ской психики.» называет сознание А. Н. Леонтьев (1975). «Ис­пытанием величайшей тайны» н

Структура сознания: характеристика компонентов
Одни из первых представлений о структуре сознания при­надлежат 3. Фрейду. Его иерархическая структура: подсозна­ние, сознание, сверхсознание,— видимо, уже исчерпала свой объяснительный потенциал. Н

Структура сознания: Общие свойства
Наблюдаемость компонентов структуры. Биодинамиче­ская ткань и значение доступны постороннему наблюдателю, различным формам регистрации и анализа. Чувственная ткань и смысл лишь частично доступны са

Самосознание в мире сознания
Обсуждение проблемы мира, или миров, сознания необхо­димо для того, чтобы обосновать необходимость и достаточ­ность выделенных в структуре сознания компонентов, его образующих. В классической парад

Теоретический анализ проблемы значения
Понятие «значение» является одним из основных понятий теоретического аппарата отечественной психологии. Практи­чески в любом разделе психологической науки исследователи так или иначе затрагивают пр

Формы существования значения в индивидуальном сознании
Исследование функционирования значения в человеческом сознании требует рассмотрения реальных психологических процессов, в форме которых существуют как индивидуальные значения, так и личностные смыс

Сознание и бессознательное
Я не собираюсь сказать в этом вводном отрывке что-либо новое и не могу избежать повторения того, что неоднократно высказывалось раньше. Деление психики на сознательное и бессознательное яв

СОЗНАНИЕ И БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ[67] Стадии жизни
<...> Как впервые появляется сознание? Никто не может ответить на этот вопрос с полной уверенностью, но у нас есть возможность наблюдать за тем, как маленькие дети становят­ся сознательными.

Структура души
<...> Психика как отражение мира и человека — это пред­мет такой безграничной сложности, что ее можно наблюдать и изучать с самых разных сторон. Душа ставит перед нами ту же проблему, что и м

Личное и коллективное бессознательное
Как известно, с точки зрения Фрейда содержание бессо­знательного сводится к инфантильным стремлениям, которые вытесняются из сознания вследствие их неприемлемого харак­тера. Вытеснение — это процес

Трансцендентная функция
В термине «трансцендентная функция» нет ничего таин­ственного или метафизического. Он служит для обозначения психологической функции, по своему характеру сопоставимой с тематической функцией того ж

Мгновенное целое: состояние сознания
...Впервые на протяжении нашего феноменологического исследования переживаний, мы затрагиваем идею целостно­сти, а именно — такой тип целостности, который проявляется в непосредственном, мгновенном

Внимание и флюктуации сознания
Внимание.Внимание определяет ясность наших пережи­ваний. Взяв за основу второй"из приведенных выше аспектов понятия «внимание» — т. е. внимание как ясность и отчетли­вость пси

О НЕКОТОРЫХ СОВРЕМЕННЫХ ТЕНДЕНЦИЯХ РАЗВИТИЯ ТЕОРИИ
«БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО»: УСТАНОВКА И ЗНАЧИМОСТЬ[75] <...> Оценивая ретроспективно работы Фрейда, мы не мо­жем не обратить внимания на одну их характерную черту. Десятилет

Стадиальность развития индивидуального сознания и труд
Сознание как высшая форма психики характеризуется ря­дом признаков. К числу их относится активный характер от­ражения, включающий не только моделирование свойств вне­шних воздействий, являющихся ис

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ — ГЛАВНЫЙ ФАКТОР
ВОЗРОЖДЕНИЯ РОССИИ[90] Исходя из традиционного марксистского политэкономи-ческого образа мысли, характерного для нашей страны в по­следние три четверги ве

Социокультурный миф как основа генезиса других форм мифологии
В социокультурном мифе в рамках единого целого с само­го начала объединяются как логико-рациональные, так и об­разно-эмоциональные компоненты, которые обычно оказыва­ются четко соотнесенными с опре

О двойственной функции мифа
Двоякая функция мифа в обществе в настоящее время уже не вызывает сомнений. В условиях взаимоисключающих тре­бований, неопределенности и нестабильности среды, неясно­сти целей развития, деформирова

Миф и нравственность
Мифологизация сознания становится особенно опасной, когда ослабевает влияние нравственных начал в жизни обще­ства. В этом случае мы имеем дело с культивированием сил зла. Наше время дает этому мног

Миф и идеология
Миф приобретает реальную силу, когда соединяется с иде­ологией. Поэтому непосредственную опасность для социума имеет не сам по себе миф, а миф идеологизированный. Миф по самому своему суще

О РОЛИ ИНДИВИДУАЛЬНОГО И КОЛЛЕКТИВНОГО СОЗНАНИЯ
В СОЦИАЛЬНОЙ ДИНАМИКЕ[99] Противоречия между индивидом и социумом сохранялись (с колеблющимися показателями напряженности) на протя­жении всей истории чел

ИЗМЕНЕННЫЕ СОСТОЯНИЯ СОЗНАНИЯ: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ
АНАЛИЗ[125] Если в XIX в. психика отождествлялась с собственно созна­нием и ведущим методом исследования был метод интро­спекции, то открытие 3. Фрейдом б

Завоевание внутреннего рая
Начиная с древнейших времен, человек всегда искал и ис­пользовал всевозможные способы и средства, облегчающие его пребывание в естественной среде и позволяющие улуч­шить состояние здоровья или умен

К ВОПРОСУ О СУДЕБНО-ПСИХИАТРИЧЕСКОЙ ОЦЕНКЕ
РАССТРОЙСТВ СОЗНАНИЯ[130] <...> Исследования последних лет убедительно показали значение для состояния сознания функциональных взаимоот­ношений разл

ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ
Альфа-ритм— основной ритм электроэнцефалограммы в состоянии относительного покоя. Его частота у взрослых — 8-13 Гц, средняя амплитуда — 30-70 мкВ с характерным перио­дическим усиле

КРАТКИЕ БИОГРАФИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ СТАТЕЙ
Аллахвердов Виктор Михайлович(род. 1946) — доктор психологических наук, профессор. Окончил факультет психо­логии ЛГУ (1971). С 1975 г. по 1997 г. преподавал в Ленин­градском инстит

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги