рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

КРАТКИЕ БИОГРАФИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ СТАТЕЙ

КРАТКИЕ БИОГРАФИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ СТАТЕЙ - раздел Психология, ПСИХОЛОГИЯ СОЗНАНИЯ Аллахвердов Виктор Михайлович(Род. 1946) — Доктор Психологич...

Аллахвердов Виктор Михайлович(род. 1946) — доктор психологических наук, профессор. Окончил факультет психо­логии ЛГУ (1971). С 1975 г. по 1997 г. преподавал в Ленин­градском институте инженеров железнодорожного транспор­та, с 1981 г. заведовал кафедрой прикладной психологии и со­циологии в этом институте. С 1997 г. — профессор кафедры общей психологии СПбГУ. Область исследований: психоло­гия познания, психология искусства, методологические про­блемы психологического исследования.

Ананьев Борис Герасимович(1907-1972) — доктор пси­хологических наук, профессор. После окончания Горского пе­дагогического института во Владикавказе (1928) поступил в аспирантуру Института по изучению мозга (Ленинград), в 1930 г. стал его научным сотрудником. С этим научным уч­реждением, созданным В. М. Бехтеревым, связано становле­ние Б. Г. Ананьева как ученого. С 1944 г. активно ведет препо­давательскую и научную работу на кафедре Ленинградского университета. В 1951-1960 гг. возглавлял Ленинградский научно-исследовательский институт педагогики АПН РСФСР. Декан факультета психологии ЛГУ с 1967 г. и до кон­ца своей жизни.

Б. Г. Ананьевым проведены масштабные исследования по истории психологии, психологии познания, воли, характера, онтопсихологии и акмеологии, педагогической психологии, половому диморфизму.

Ахмедов Тариэл Ильясович— доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой медицинской реабилита-

ции и психотерапии Харьковской медицинской академии последипломного образования (Украина).

Бассин Филипп Вениаминович(ум. 1992) — советский психиатр, психолог. Ф. В. Бассин освоил психоаналитический метод и с успехом практиковал его в Харькове. В середине 30-х гг. переезжает в Москву, где в течение нескольких лет ра­ботает в Институте психиатрии. С 1934 г. и до конца своих дней Ф. В. Бассин — сотрудник Института неврологии Акаде­мии медицинских наук, в котором проработал почти полстоле­тия. Там он возглавлял исследования в области нейрофизио­логии, защитил кандидатскую, а потом и докторскую дис­сертации.

Бехтерев Владимир Михайлович(1857-1927) — психи­атр, невропатолог, психолог, физиолог. Главным наставником В. М. Бехтерева был И. П. Мержеевский, руководитель кафед­ры и клиники душевных и нервных болезней Петербургской медико-хирургической академии (в настоящее время — Воен­но-медицинская академия). Это учебное заведение В. М. Бех­терев окончил в 1878 г. с отличием и был оставлен при акаде­мии для подготовки к профессорской деятельности. В 1880 г. защитил диссертацию на степень доктора медицины. Вскоре после защиты диссертации Бехтерев получил звание приват-доцента и был избран профессором Казанского университета. В 1884 г. он получил предложение возглавить кафедру психи­атрии и клинику нервных и душевных болезней Военно-ме­дицинской академии в Петербурге.

В. М. Бехтерев стал создателем первой в России лаборато­рии экспериментальной психологии при клинике Казанского университета (1885), основателем Психоневрологического института в Санкт-Петербурге (1908), который стал центром комплексного изучения человека. Развитие этого института привело в дальнейшем к возникновению целого ряда крупных научных учреждений Санкт-Петербурга.

Направления научной деятельности Бехтерева чрезвычайно широки: психиатрия, невропатология, психология, физиоло­гия, психогигиена и психопрофилактика, педагогика. В. М. Бех-

теревым внесен огромный вклад в разработку многих проблем психологии личности, социальной психологии, психологии развития и воспитания, патопсихологии и медицинской пси­хологии.

Брунер (Bruner) Джером Сеймур(род. 1915) — американ­ский психолог. Одним из первых начал исследования потреб­ностей и ценностей как организующих факторов восприятия. Основные труды посвящены проблемам обучения.

Выготский Лев Семенович(1896-1934) — советский пси­холог, создатель культурно-исторической концепции разви­тия высших психических функций. Окончил историко-фило­софский факультет МГУ и одновременно Университет Ша-нявского в 1917 г. Начал научно-педагогическую деятельность в Гомеле. В 1924 г. был приглашен в Москву. Работал в инсти­туте психологии, в Академии коммунистического воспитания, во втором МГУ. Л. С. Выготским, наряду с другими крупными советскими учеными (в первую очередь С. Л. Рубинштейном), разработаны основные принципы марксистской психологии, опирающейся на теорию диалектического и исторического материализма, создан фундамент общепсихологической тео­рии деятельности.

В ранний период творчества (до второй половины 20-х гг.) Выготский разрабатывал проблему восприятия искусства. Несколько позже разрабатывает проблемы методологии и тео­рии психологии. В течение 10 лет Л. С. Выготский занимался дефектологией, создав в Москве лабораторию психологии аномального детства, ставшую впоследствии составной час­тью Экспериментально-дефектологического института, и раз­работав качественно новую теорию развития аномального ре­бенка. В последний этап своего творчества занялся проблема­ми соотношения мышления и речи, развития значений в онтогенезе. Направления научной деятельности Л. С. Выгот­ского разнообразны: теория и история психологии, психоло­гия развития, педагогическая и детская психология, психоло­гия искусства, психология мышления и речи.

Грановская Рада Михайловна(род. 1929) — доктор психо­логических наук, профессор. Окончила Ленинградский элект-

ротехнический институт по специальности инженер-электро­физик (1955), биологический факультет ЛГУ по специально­сти «физиология человека и животных» (1959), затем аспи­рантуру факультета психологии МГУ (1965). В настоящее время профессор Центра повышения квалификации препода­вателей СПбГУ. Область исследований: моделирование выс­ших психических функций, практическая психология и кон­сультирование, психология веры.

Гращенков Николай Иванович(1901-1965), белорусский невролог, президент АН Белоруссии (1947-1951). Основные труды посвещены физиологии и патологии органов чувств, не­рвно-гуморальной регуляции, травматическим и инфекцион­ным заболеваниям центральной нервной системы.

Добрынин Николай Федорович(1890-1981)— доктор пси­хологических наук, профессор. Первые экспериментальные исследования ученого по проблеме внимания относятся к 1910-1911 гг. В 1925 г. Добрынин защитил кандидатскую диссертацию на тему «Колебания внимания», а в 1937 г. — док­торскую диссертацию «Психология внимания», которая стала первой докторской диссертацией в истории советской психо­логии. Многие годы Добрынин работал профессором кафедры психологии МГПИ им. В. И. Ленина. Основные направления научной деятельности: психология внимания и познава­тельных процессов, активность личности.

Жидко Максим Евгеньевич— клинический психолог ка­федры медицинской реабилитации и психотерапии Харьков­ской медицинской академии последипломного образования (Украина).

Зинченко Владимир Петрович(род. 1931) —доктор психо­логических наук, профессор. В 1960 г. В. П. Зинченко создал первую в оборонной промышленности лабораторикгинженер-ной психологии, в 1970 г. организовал кафедру психологии труда и инженерной психологии в МГУ, в 1984 г. создал пер­вую в системе технических вузов страны кафедру эргономики

МИРЭА, с 1964 по 1984 г. руководил отделом эргономики ВНИИ технической эстетики ГКНТ СССР.

Основные научные результаты, полученные В. П. Зинчен-ко, принадлежат различным областям общей и эксперимен­тальной психологии, теории и методологии психологии, дет­ской психологии, психологии труда и инженерной психологии, эргономики. Исследования развития зрения детей дошколь­ного возраста привели В. П. Зинченко к формулированию ос­новных положений теории перцептивных действий, направ­ленных на формирование зрительного образа, опознание и идентификацию его элементов, информационный поиск и ин­формационную подготовку решения. В. П. Зинченко разрабо­тал функциональную модель зрительной кратковременной памяти.

Зобов Роман Алексеевич(род. 1937) — доктор философ­ских наук, доцент философского факультета СПбГУ. Окончил физический факультет ЛГУ в 1963 г. Область исследований: проблема целостности и многосторонности, интегративный подход к человеку, проблема самореализации личности.

Келасьев Вячеслав Николаевич(род. 1943) — доктор фи­лософских наук, профессор, заведующий кафедрой теории и практики социальной работы социологического факультета СПбГУ. Окончил факультет психологии ЛГУ в 1968 г. Об­ласть исследований: интегративное человекознание, комплек­сный подход к человеку.

Леви-Брюль (Levy-Bruhl) Люсьен(1857-1939) — фран­цузский этнограф и психолог. Создал теорию господства «до­логического мышления» в общественном сознании первобыт­ной эпохи.

Леонтьев Алексей Николаевич(1903-1979) — психолог, доктор психологических наук, профессор, автор деятельностного подхода в психологии. Окончил факультет общественных наук Московского университета (1924). По окончании уни­верситета А. Н. Леонтьев стал сотрудником Института пси-

хологии при МГУ или, точнее, аспирантом, ибо был оставлен «для подготовки к профессорской деятельности». Здесь происходит встреча А. Н. Леонтьева с Л. С. Выготским и А. Р. Лурией. В конце 20-х гг. в качестве сотрудника Л. С. Вы­готского он проводил исследования в области познавательных процессов на основе идей культурно-исторической концеп­ции. Переехав в Харьков, А. Н. Леонтьев объединил вокруг себя группу молодых исследователей (Л. И. Божович, П. Я. Галь­перин, А. В. Запорожец, П. И. Зинченко и др.), приступив к разработке проблемы деятельности в психологии (1931-1932). С 1945 г. Леонтьев заведовал отделом детской психоло­гии Института психологии в Москве, с 1963 г. — отделением психологии философского факультета, а с 1966 г. был деканом психологического факультета МГУ и заведующим кафедрой общей психологии этого факультета. Исследования А. Н. Леон­тьева касаются многих проблем психологической науки: про­блемы возникновения и развития психики в филогенезе, про­блемы возникновения сознания в антропогенезе в связи с раз­витием коллективной трудовой деятельности человека, проблем психического развития в онтогенезе, структуры деятельности, структуры сознания, мотивационно-смысловой сферы личности, методологии и истории психологии и др.

Ломов Борис Федорович(1927—1989) — психолог, доктор психологических наук, профессор. Окончил отделение психо­логии философского факультета ЛГУ (1951). В 1963 г. защи­тил докторскую диссертацию по инженерной психологии. Им основана первая в СССР лаборатория инженерной психоло­гии (ЛГУ, 1959), он был первым деканом факультета психоло­гии ЛГУ (1966). Ломов организовал и возглавил первый в Академии наук СССР Институт психологии (1971), основал «Психологический журнал»(1980).

Б. Ф. Ломов внес значительный вклад в развитие инженер­ной и общей, педагогической и социальной психологии, пси­хологии управления и истории психологии. Стержнем науч­ного творчества Б. Ф. Ломова является идея комплексного подхода к изучению человека.

Мясищев Владимир Николаевич(1892-1973) — психо­лог, психотерапевт. Окончил медицинский факультет Психо­неврологического института, основанного В. М. Бехтеревым. Первые четыре года научной работы начинающего исследова­теля прошли в тесном общении с учителем — А. Ф. Лазурским. В 1919 г. В. Н. Мясищев начал работать в Психоневрологиче­ском институте (позже получившем имя В. М. Бехтерева) как научный сотрудник, клиницист, экспериментатор. Впослед­ствии он становится директором этого института и многие годы возглавляет это известное научное и лечебное учрежде­ние. С 1945 г. и до последних дней В. Н. Мясищев был профес­сором Ленинградского университета, где в 50-х гг. заведовал кафедрой психологии, активно участвовал в создании отделе­ния психологии философского факультета Ленинградского государственного университета, а затем и факультета психо­логии (образован в 1966 г.).

Петренко Виктор Федорович— доктор психологических наук, профессор, заведующий лабораторией психологии об­щения и психосемантики факультета психологии МГУ. Об­ласть исследований: психосемантика сознания, социальные и этнические стереотипы, политический менталитет, методы экспериментальной психологии.

Райков Владимир Леонидович— врач-психотерапевт.

Рубинштейн СергейЛеонидович (1889-1960) — психолог и философ. Образование получил в Германии. С 1917 г. Ру­бинштейн — доктор философии Марбурского университета. В 1919 г. по возвращении на родину избран приват-доцентом Новороссийского университета. В 1930 году был приглашен для заведования кафедрой психологии в Ленинградском педа­гогическом институте. В 1942 г. был переведен в Москву, где возглавил Институт психологии при Московском государ­ственном университете. В 1945 г. С. Л. Рубинштейн создал Сектор психологии в Институте философии АН СССР — пер­вую психологическую лабораторию в Академии наук СССР. С. Л. Рубинштейном на основе диалектического материализма

была разработана целостная и стройная философско-психологическая концепция человека, его деятельности, поведения и сознания, всей его психической и духовной жизни. В обобщающем труде «Основы общей психологии» (1935) он изложил систему психологических знаний с позиций матери­ализма.

Семенов Валентин Евгеньевич(род. 1942) — доктор психо­логических наук, профессор, директор (с 1999 г.) НИИ ком­плексных социальных исследований (НИИКСИ) СПбГУ. Окончил факультет психологии ЛГУ в 1970 г. С 1977 г. заве­довал лабораторией социальной психологии НИИКСИ. Об­ласть исследований: методология и методы социальной психо­логии, социальная психология искусства, психология духов­ной жизни и российской ментальности.

Симонов Павел Васильевич(род. 1926) — российский фи­зиолог, доктор биологических наук, профессор, директор Ин­ститута высшей нервной деятельности и нейрофизиологии РАН. Основные научные результаты, полученные П. В. Симо­новым, принадлежат различным областям физиологии выс­шей нервной деятельности и психофизиологии, в центре его научных интересов — проблемы экспериментальной нейрофи­зиологии эмоций и мотивации.

Ушаков Геннадий Константинович(1921-1981) — доктор медицинских наук, профессор. В 1950 г. окончил Ленинград­ский педиатрический институт, затем аспирантуру на кафед­ре психиатрии этого института и стал ассистентом этой кафед­ры. В 1954 г. был избран заведующим кафедрой психиатрии Ярославского медицинского института, которую возглавлял до 1961 г. С 1961 г., после защиты докторской диссертации, по 1965 г. Г. К. Ушаков возглавлял отдел детских психозов Ин­ститута психиатрии АМН СССР. В 1965 г. избран заведую­щим кафедрой психиатрии II МОЛГМИ им. Н. И. Пирогова, которой руководил на протяжении 16 лет.

Клинические и патогенетические исследования Г. К. Уша­кова относятся к области эндогенных психозов, психозов дет­ского возраста и пограничных расстройств. В последние годы им были выполнены исследования по онтогенезу сознания, личности, систематике пограничных расстройств.

Г. К. Ушаков занимался методологическими вопросами психиатрии: проблемой сознания и мышления, рефлекторной теорией Сеченова-Павлова. Г. К. Ушаков развивал новое на­правление в учении о постнатальном онтогенезе личности.

Фрейд (Freud) Зигмунд (1856-1939) — австрийский психо­лог, психиатр и невропатолог, создатель психоанализа. В 1873-1881 гг. учился в Венском университете. С 80-х гг. XIX в. Фрейд занимается практической медициной и в соавторстве с доктором И. Брейером публикует в 90-х гг. ряд работ по пси­хогенному происхождению истерии. В 1899 г. вышла книга «Толкование сновидений» — одна из главных работ Фрейда. В 1910 г. было образовано международное психоаналитиче­ское объединение. 3. Фрейдом написано большое количество работ, в которых изложена его теория личности, роль бессо­знательного ядра в психической активности, поведении инди­вида, психических расстройствах. В поздний период научного творчества 3. Фрейд обратился к социокультурным пробле­мам.

Чагин Борис Александрович (1899-1987) — доктор фило­софских наук, профессор. Окончил ИКП по философии. С 1922 г. — на преподавательской работе. С 1963 г. — заведую­щий кафедрой истории философии Ленинградского универ­ситета, старший научный сотрудник ленинградской кафедры философии АН СССР. Основные труды Б. А. Чагиным напи­саны по истории марксистско-ленинской философии и социо­логии, историческому материализму.

Чуприкова Наталия Ивановна — доктор психологических наук, профессор. Свой профессиональный путь Н. И. Чупри­кова начала школьным учителем психологии и логики. С 1953 г. работает в Психологическом институте РАО, в котором про­шла все должностные ступени — от лаборанта до заведующей лабораторией. Основные направления научной деятельности: психофизиология второй сигнальной системы, психофизио-

логические механизмы сознания человека, теория умственно­го развития.

Юнг (Jung) Карл Густав (1875-1961) — швейцарский пси­холог и психиатр. В 1900 г. закончил медицинский факультет Базельского университета и начал работать ассистентом кли­ники для душевнобольных в Цюрихе. В 1906-1913 гг. тесно сотрудничал с 3. Фрейдом, но впоследствии отошел от него, создав свой вариант психоаналитического учения — аналити­ческую психологию. Опираясь на анализ сновидений, бреда, шизофренических расстройств, а также на исследования по мифологии, труды восточных, позднеантичных и средневеко­вых философов, алхимиков, Юнг приходит к выводу о суще­ствовании и проявлении в психике человека не только и не столько индивидуального, сколько коллективного бессозна­тельного. Юнг известен своей концепцией личности и типоло­гией характеров. К. Юнг является автором одного из наиболее известных вариантов ассоциативного эксперимента. Оказал значительное влияние не только на психологию (в Цюрихе в 1948 г. был создан институт Юнга, а в 1958 — Международное общество аналитической психологии), но и на исследования по проблемам культуры, религии, мифологии, эстетики и пр.

Ясперс (Jaspers) Карл (1883-1969) — немецкий философ, представитель религиозного экзистенциализма, психиатр. Основную задачу философии усматривал в раскрытии «шиф­ров бытия» — различных выражений трансценденции (непо­стижимого абсолютного предела бытия и мышления). Основ­ные труды: «Философия» (в 3-х т, 1932), «Истоки и цель ис­тории» (1949), «Великие философы» (в 2-х т., 1957).

 


[1] Джейь У. Психология. – М.: Педагогика, 1991. – С. 56 – 80. Первое издание книги вышло в 1892 г. – Примеч. сост.

[2] Фрагменты статьи, опубликованной в 1888 г. Текст дается по книге: Бех­терев В. М. Избранные труды по психологии личности: В 2-х т. — Т. 1. Психика и жизнь / Под ред. Г. С. Никифорова, Л. А. Коростылевой. — СПб.: Алетейя, 1999. - С. 204-209,218-222.

 

[3] Примеры подобного состояния сознания мы встречаем также в случаях неполного усыпления хлороформом. Известно, что лица, подвергшиеся операции, нередко заявляют об испытанном ими чувстве страдания без ясного сознания о причине этого страдания

[4] Мюнстерберг Г. Психология и экономическая жизнь. — М., 1914. — С. 631.

 

[5] Гуссерль Э. Философия как строгая наука. — М., 1911. — С. 25.

 

[6] Фрагменты из книги: Рубинштейн С. Л. Бытие и сознание. О месте психи­ческого во всеобщей взаимосвязи явлений материального мира. — М.: Изд-во АН СССР, 1957. - С. 37, 259-280.

 

[7] Таким образом, сознание человека качественно отлично от психической деятельности животных. Поэтому установившееся в нашей психологиче­ской литературе употребление термина «сознание» специально примени­тельно к психической деятельности человека можно считать оправданным.

 

[8] В отождествлении психического с сознательным И. М. Сеченов видел су­щественную причину того, что психическая жизнь представляла собой «такую пеструю и запутанную картину без начала и конца, которая во вся-, ком случае заключает в себе крайне мало приглашающего начать исследо­вание с нее». «...В прежние времена,— писал И.,М. Сеченов, — "психиче­ским" было только "сознательное", т. е. от цельного натурального процесса отрывалось начало (которое относилось психологами для элементарных психических форм в область физиологии) и конец...» (т. е. действие, по­ступок).

И. П. Павлов писал: «...Мы отлично знаем, до какой степени душевная, психическая жизнь пестро складывается из сознательного и бессо­знательного». Одну из причин слабости психологического исследования он усматривал в том/что оно ограничивается сознательными явлениями. Поэтому и психолог при его исследовании находится в положении чело­века, который идет в темноте, имея в руках фонарь, освещающий лишь небольшие участки. «...С таким фонарем трудно изучить всю местность».

 

[9] О наличии таких явлений говорят экспериментальные факты, свиде­тельствующие о том, что испытуемые могут адекватно реагировать на признак, наличие которого они не осознают, в котором они не могут дать отчета.

 

[10] Так же, по-видимому, объясняются факты, которые вслед за Бернхеймом (Bernheim) описал Жане (Janet). Бернхейм квалифицировал факты, о ко­торых идет речь, как «негативную галлюцинацию». Заключались они в том, что испытуемому в гипнотическом состоянии внушалось, чтобы он не видел определенного объекта; по пробуждении указанный объект исчезал из поля зрения испытуемого. Подобно этому Жане внушал своим испыту­емым, что бумажки, помеченные крестом, не могут быть видимыми. По пробуждении испытуемого Жане раскладывал перед испытуемым десять бумажек и предлагал их сосчитать. Испытуемый насчитывал шесть бума­жек; четырех, помеченных крестами, он не видел. В другом варианте этих опытов Жане делал на бумажках, которые он хотел сделать невидимыми, надпись «невидимый» и таким образом устранял их из сознания. Здесь значок (крестик) или надпись («невидимый») на бумаге превращались в тормоз для ее восприятия. В этих последействиях гипнотического внуше­ния выступала общая закономерность осознания действительности, посто­янно действующая и в нормальном восприятии. На многие стороны дей­ствительности в зависимости от обстоятельств надеваются (а потом снимаются) шапки-невидимки.

 

[11] Нужно вообще сказать, что функциональное построение психологии ис­кусственно разрывает и разносит по разным рубрикам (восприятие, па­мять и т. п.) явления, по существу, совершенно однородные, выражающие одни и те ж.е психологические закономерности. Необходима коренная пе­рестройка и в этом отношении. В дальнейшем основная часть психологии должна будет строиться как система закономерностей, общих для явлений, относимых к разным функциям, к разным процессам.

 

[12] Фрагменты статьи в сб.: Проблемы сознания — М., 1966. — С. 126-132

 

[13] Фрагменты статьи в сб.: Проблемы сознания. — М., 1966. — С. 176-184.

[14] Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М.: Политиздат, 1975. -С. 124-125,131-134,135-136,139-141,143-145,147-150,152-154.

 

[15] В данном контексте нет необходимости жестко различать понятия и словесные значения, логические операции и операции значения.

 

[16] Лейбниц Г. В. Новые опыты о человеческом разуме. — М; Л, 1936. — С. 88.

 

[17] Чуприкова Н. И. Психика и сознание как функция мозга. — М.: Наука, 1985. — С. 153 – 157, 177 – 183, 187

 

[18] Дате Ф. А. История материализма. — СПб., 1899. — С. 607.

 

[19] Штумпф К. Душа и тело // Новые идеи в философии. — СПб, 1913. — №8.-€.92.

 

[20] Аллахвердов В. М. Сознание как парадокс (экспериментальная психологи­ка, т. 1). - СПб.: «Издательство ДНК», 2000. - С. 27-43.

 

[21] Эта точка зрения иногда принимается не только в качестве эмпирического критерия, по которому можно судить о наличии или отсутствии сознания, но и как принципиальное утверждение. Ср. у Э. Б. Маркаряна (Язык как способ существования сознания // Методологические проблемы анализа языка. - Ереван, 1976. - С. 4-5): «Сознание не имеет иного бытия, кроме как в языке... Нам непосредственно дан только'язык, и только в нем — со­держание сознания».

 

[22] Цит. по: Хиллман Дж. Исцеляющий вымысел. - СПб., 1997, - С. 135-136.

 

[23] Цит. по: Налимов В. В. Спонтанность сознания. -- М.,1989. — С. 39.

[24] Изард К. Психология эмоций. - СПб., 1999. - С. 73. у

 

 

[25] Зинченко В. П., Назаров А. И. Когнитивная психология в контексте психо­логии. Вступительная статья к КН4 Солсо Р. Когнитивная психология. — М.,1996. - С. 12.

 

[26] Koffka К. Perception: аn introduction to the Gestalt theory // Classics in Psychology. - N. Y., 1961. - P. 1130. .

 

[27] Пример заимствован из кн.: Слобин Д. Когнитивные предпосылки разви­тия грамматики // Психолингвистика. — М., 1984. — С. 152.

 

[28] МамардашвшиМ.К.,Пятигорский А..М. Символ и сознание. - М., 1997. -

С.61..

 

[29] Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. — М.: Наука, 1984. - С. 173-189,289-298,300-331.

 

[30] Ильенков Э. В. Идеальное // Филос. энциклопедия. — М., 1962. — С. 225.

 

[31] Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 3. - С. 29.

 

[32] Архив Маркса и Энгельса. - М., 1935. — ТЕ'*»:- С. 99.

 

[33] Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 42. - С. 123.

 

[34] Выготский Л. С. История развития высших психических функций // Собр. соч. - М.: Педагогики, 1983. -С. 198.

 

[35] Там же. С. 197-198.

 

[36] Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 42. - С. 165.

 

[37] В этом процессе индивид, в частности, овладевает и исторически вырабо­танными способами саморегуляции.

 

[38] Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 20. - С.489.

 

[39] Там же. - Т. 3. - С. 24. ,т

 

[40] Любой психический процесс может протекать и в неосознаваемой форме. В этой связи возникает одна из сложнейших проблем психологии т-проблема соотношения сознательного и бессознательного (подсознатель­ного, неосознаваемого) в психике человека. Эта проблема обычно связы­вается с именем Фрейда, позиции которого многократно и справедливо критиковались и критикуются в работах как советских, так и зарубежных психологов. Но эта критика, конечно, снимает самой проблемы. Нужно отметить, что Фрейд и его последователи собрали огромный и чрезвычай­но интересный эмпирический материал, который еще должен получить объяснение.

 

[41] Шврахова Е. В. Проблемы сознания в философии и психологии. — М.: Соцэкгиз, 1961. - С. 249.

 

[42] Круг понятий, относящихся к различным свойствам и состояниям лично­сти, как уже отмечалось, весьма широк; при этом далеко не всегда возмож­но найти точное разграничение между ними.

 

[43] Бессознательное: природа, функции, методы исследования / Под общ. ред. А. С. Прангишвили, А. Е. Шерозия, Ф. В. Бассина. — Тбилиси: Мецниере-ба, 1985. —С. 149-150,151-152,152-157.

[44] Вопросы психологии. - 1991. - № 2. - С. 15, 22-25, 26-28,32-34.

 

[45] Хайдеггер М. Слова Ницше «Бог мертв» // Вопросы философии. — 1990. — № 7. - С. 167.

 

[46] Психологический журнал. - 1996. - Т. 17, № 3. - С. 4-8.

 

[47] Фрейд 3. Психология бессознательного. — М.: Просвещение, 1989. — С. 429.

 

[48] Костандов Э. А. Сознание и бессознательное как проблема высшей не­рвной деятельности человека // Журнал высшей нервной деятельно­сти. - 1984. - Т. 34, № 3. - G. 403-411.

 

[49] Гейзенберг В. Значение красоты в точной науке // Шаги за горизонт. — М: Прогресс, 1987. - С. 268-282.

 

[50] Шопенгауэр А. Свобода воли и нравственность. — М.: Республика, 1992. — С. 9.

 

[51] Петренко В. Ф. Основы психосемантики. — М.: Изд-во МГУ, 1997. — С. 45-61.

 

[52] Сталин В. В. Проблема значения в акте восприятия и единицы чувствен­ного образа // Эргономика. Труды ВНИИТЭ. - М., 1973. - № 6. - С. 182.

 

[53] Леонтьев А. Н. Потребности, мотивы, эмоции. — М, 1971. — С. 11.

 

[54] Давыдов В. В. Виды обобщения в обучении. — М., 1972. — С. 286.

 

[55] Сократ. Цит. по: Налимов В. В. Вероятностная модель языка. — М., 1974. — С. 30.

 

[56] Гоббс. Цит. по: Налимов В. В. Вероятностная модель языка. — М., 1974. — С. 31.

 

[57] Фрейд 3. Психология бессознательного. — М.: Просвещение, 1989. — С. 425-439. Работа была впервые опубликована в 1923 г. — Примеч. сост.

 

[58] По поводу этого слова у Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона читаем: «Шибболет (евр. "колос", Кн. Судей, XII, 6). По произношению этого слова жители га-лаадские во время междуусобной войны с ефремлянами при Иеффае узна­вали ефремлян при переправе их через Иордан и убивали их. Ефремляне произносили это слово "сиб-болет": это была особенность их диалекта» (Энциклопедический словарь Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона, т. XXXIXa (78), с. 551). В переносном смысле означает «особенность», «отличие». — Примеч. ред. перевода.

 

[59] bw — сокр. от bewußit (сознательное), vbw — от vorbewußit (предсознатель­ное), ubw — unbewulit (бессознательное). Заглавная и строчная буквы в начале всех аббревиатур означают, что последние обозначают соответ­ственно существительное (или субстантивированное прилагательное) и прилагательное. Например, Bw и bw — сознание и сознательное, Ubw и ubw-^ бессознательное (субстан, прилаг.) и бессознательное (прилаг.). — Примеч. ред. перевода.

 

[60] Сам Гроддек последовал, вероятно, примеру Ницше, который часто пользовался этим грамматическим термином для выражения безличного и, так сказать, природно-необходимого в нашем существе.

 

[61] Zur Einführung des Narzißmus; Massenpsychologie und Ich-Analyse.

 

[62] Ошибочным и нуждающимся в исправлении может показаться только обстоятельство, что я приписал этому Сверх-Я функцию контроля реаль­ностью. Если бы испытание реальностью оставалось собственной задачей «Я», это совершенно соответствовало бы отношениям его к миру восприя­тия. Также и более ранние недостаточно определенные замечания о ядре «Я» должны теперь найти правильное выражение в том смысле, что толь­ко система W—Bw может быть признана ядром «Я».

 

[63] Trauer und Melancholic.

 

[64] Интересной параллелью замены выбора объекта идентификацией служит вера первобытных народов в то, что свойства принятого в пищу животно­го перейдут к лицу, вкушающему эту пищу, и основанные на этой вере зап­реты. Она же," как известно, служит также одним из оснований канниба­лизма и сказывается в целом ряде обычаев тотемической трапезы вплоть до святого причастия. Следствия, которые здесь приписываются овладе­нию объектом, действительно оказываются верными по отношению к по­зднейшему выбору сексуального объекта.

 

[65] С введением нарциссизма мы теперь, после того как отделили «Я» от «Оно», должны признать «Оно» большим резервуаром либидо. Либидо, направляющееся на «Я» вследствие описанной идентификации, составля­ет его «вторичный нарциссизм».

 

[66] Может быть, осторожнее было бы сказать «с родителями»; так как оценка отца и матери до точного понимания полового различия — отсутствие пениса — бывает одинаковой. Из истории одной молодой девушки мне не­давно случилось узнать, что, заметив у себя отсутствие пениса, она отри-, дала наличие этого органа вовсе не у всех женщин, а лишь у .тех, которых она считала неполноценными. У ее матери он, по ее мнению, сохранился. В целях простоты изложения я буду говорить лишь об идентификации с отцом.

 

[67] Юнг К. Г. Сознание и бессознательное: Сборник / Пер. с англ, и науч. ре­дакция А. А. Алексеева. — СПб.: Университетская книга, 1997. — С. 16-18, 33-40, 48-50, 51-56, 80-82, 284-287. Работа была впервые опубликована в 1930 г. — Примеч. сост.

 

[68] 1-ness (англ.). Ввести, ради эксперимента, этот неологизм нас побудило на­личие в философии терминов «чтотость», «чтойность». — Примеч. перев.

 

[69] Непременным условием (лат.). — Примеч. перев.

 

[70] Нет ничего в сознании, чего бы не было раньше в ощущении (лат.). — При­меч. перев.

 

[71] В отечественной психологии это соответствует ощущениям и неосмыслен­ным восприятиям. — Примеч. перев.

 

[72] Оговорки выдают правду (лат.). Примеч. перев.

 

[73] Это сравнение Юнга, на наш взгляд, не вполне удачно. Если оставить в стороне строгое математическое определение трансцендентной функции, то точнее было бы сказать, что трансцендентная функция связывает раци­ональные и иррациональные числа. — Примеч. перев.

 

[74] Ясперс К. Общая психопатология. - М.: Практика, 1997. - С. 34-37,177-185. Это перевод последнего издания, вышедшего при жизни автора в 1959 г. — Примеч. сост.

 

[75] Бессознателыюе: природа, функции, методы исследования / Под общ. ред. А. С. Прангишвили, А. Е. Шерозия, Ф. В. Бассина. — Тбилиси: Мецниере-ба, 1985. - С. 429, 431-440,442-443,445-449, 454.

 

[76] Бассин Ф. В. Проблема бессознательного. — М.: Медицина, 1968. — С. 385.

 

[77] Rohracher H. Die Arbeitsweise des Gehirus und psychischen Vorgange. — Munchen, 1967. - S. 164-165.

 

[78] Выготский Л. С. Психология искусства. — М., 1965. — С. 94

[79] Viederman S. Confrontation. - 1980. - № 3. - P. 24-25.

 

[80] Никольская И. М., Грановская Р. М. Психологическая защита у детей. — СПб.: Речь, 2000. - С. 30-37.

 

[81] Более подробно механизмы психологической защиты у взрослых рас­смотрены в нашей книге: Защита личности: психологические механиз­мы. - СПб.: Знание, 1999.

 

[82] Леви-Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении. — М.: Педаго­гика-Пресс, 1999. — С. 7-62. Первое издание книги вышло в 1935 г. — При­меч. сост.

 

[83] Церемонии интихиума — магические церемонии у австралийцев, устраи­вающиеся в начале сезона дождей для умножения тотемистических расте­ний и животных.

 

[84] Веды — весьма древние священные индийские тексты. Это сборники пес­нопений и молитв, составляющих жертвенный ритуал. В культе видную роль играла сома — жидкость, получавшаяся из особого ластовичного рас­тения, служившая для возлияния и причастия.

 

[85] Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. — М.: Изд-во МГУ, 1972. — С. 295-298,300-306. Первое издание книги было опубликовано в 1959 г. — Примеч. сост

[86] Брунер Дж. Психология познания. За пределами непосредственной ин­формации. - М.: Прогресс, 1977. - С. 377-379, 381-383. Книга является сборником работ разных лет. — Примеч. сост.

 

[87] Проблемы сознания. - М., 1966. - С. 51-63.

 

[88] Ананъев Б. Г. О проблемах современного человекознания. — СПб.: Питер, 2000. - С. 105, 107, 109-110, 115-116, 120-124, 130. Впервые книга была издана в 1977 г. — Примеч. сост.

 

[89] Чагин Б. А. Структура и закономерности общественного сознания. — Л • Наука, 1982. - С. 42-46.

 

[90] Россия сегодня: новые горизонты сознания / Отв. ред. В. Н. Келасьев. — СПб., 1994. - С. 28-41.

 

[91] Ильин И. А. О русском национализме: Что сулит миру расчленение Рос­сии. — Новосибирск, 1991. — С. 5-6.

 

[92] Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. — М., 1992. — С. 431-432.

 

[93] Горячева Т. Православие и постмодернизм. — Л., 1991. — С. 9.

 

[94] Русские о русских. - СПб., 1992. - С. 50.

 

[95] Казин А. Л. Духовные основания общественного сознания России // Че­ловек в изменяющемся мире: Социальные и психологические проблемы. Ч. 3. - СПб., 1993. - С. 22-23.

 

[96] Солженицын А. И. Как нам обустроить Россию? // Литературная газета. — 1990. - 18 сент. - С. 7-8.

[97] Дело против смуты: «Круглый стол» русских предпринимателей // Наш современник. — 1992. — № 9. — С. 6.

 

[98] Зобов Р. А., Келасьев В. Н. Социальная мифология России и проблемы адаптации: Учебное пособие. - СПб.: Изд-во СПбГУ, 1997. - С. 18-42.

 

[99] Психологический журнал. - 1999. - Т. 20, № 5. - С. 105-111.

 

[100] Московичи С. Век толп. — М: Центр психологии и психотерапии, 1996.

 

[101] Цит. по: Московичи С. Век толп... — С. 185.

 

[102] Московичи С. Век толп... — С. 61.

 

[103] Там же. - С. 450.

 

[104] Там же. — С. 451.

 

[105] Московичи С. Машина, творящая богов. — М.: Центр психологии и психо­терапии, 1998. - С. 86.

 

[106] Там же. - С. 88.

 

[107] Mead G. H. The mechanism of social consciousness // J. Philosophy. — 1912. - V. 10. - P. 406.

 

[108] Тихомиров О. К. Л. С. Выготский и современная психология // Научное творчество Л. С. Выготского и современная психология. — М., 1981. — С. 151-154.

 

[109] См.: Брушлинский А. В. Проблемы психологии субъекта. — М.: ИД РАН, 1994; Брушлинский А. В. Субъект: мышление, учение, воображение. — М.: Ин-т практич. психол.: Воронеж, НПО «Модэк», 1996.

 

[110] Моисеев Н. Н. Современный рационализм. — М.: МГВП КОКС, 1995. — С. 251

[111] Там же. - С. 258

[112] Там же.

 

[113] Моисеев И. Н. Современный рационализм... — С. 260,

 

[114] Там же.

 

[115] Моисеев Н. Н. Современный рационализм... — С. 282.

 

[116] Там же.

 

[117] Фромм Э. Человек для себя. Иметь или быть? — Минск, 1997. — С. 336.

 

[118] Фромм Э. Человек для себя... — С. 332.

 

[119] Никонов А. А. Спираль многовековой драмы: аграрная,наука и политика России (XVIII-XX вв.). — М.: Энциклопедия российских деревень, 1995. — С. 432.

 

[120] Психологический журнал. - 1982. - Т. 3, № 4. - С. 104-106, 107-113.

 

[121] Овчинникова О. В., Насиновская Е. Е., Иткин Н. Г. Гипноз в эксперимен­тальном исследовании личности. — М.: Изд-во МГУ, 1989. — С. 25-36.

 

[122] Kroger W. S. Clinical and experimental hypnosis. — Philadelphia; Montreal 1963. - P. 13.

 

[123] Жане П. Психический автоматизм: экспериментальное исследование низ­ших форм психической деятельности человека. — М., 1913. — С. 254.

 

[124] James W. The principles of psychology. Vol. II. - N. Y., 1904. - P. 607-608.

 

[125] Вопросы психологии. — 1998. — № 3. — С. 70-74, 77.

 

[126] Ахмедов Т. И., Жидко М. Е. Психотерапия в особых состояниях сознания. — М.: ACT; Харьков: ФОЛИО, 2000. - С. 10-20, 34-35, 42-45, 51.

 

[127] До сих пор во многих эзотерических учениях основополагающий прин­цип звучит как «энергия следует за мыслью». — Примеч. авт.

 

[128] Позже исцеляющую силу приписывали норвежскому королю Олафу II и даже его трупу. За королями Англии и Франции признавали способность одним лишь прикосновением исцелять зоб. Когда король Англии Виль­гельм III Оранский отказался лечить своим прикосновением больных, страдающих золотухой, это вызвало среди английского общества взрыв яростного негодования. — Примеч. авт.

 

[129] Проблемы сознания. - М., 1966. - С. 428-435.

 

[130] Проблемы сознания. - М., 1966. - С. 588-597.

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

ПСИХОЛОГИЯ СОЗНАНИЯ

Предисловие... Раздел I Общее представление о сознании Сознание как психологический... У Джемс Поток сознания...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: КРАТКИЕ БИОГРАФИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ СТАТЕЙ

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

ПСИХОЛОГИЯ СОЗНАНИЯ
Серия «Хрестоматия по психологии» Составитель Л. В. Куликов   Главный редактор В. Усманов Зав. психологической редакцией А. Зайцев Зам. зав. психол

Чувственная ткань сознания
Развитое сознание индивидов характеризуется своей пси­хологической многомерностью. В явлениях сознания мы обнаруживаем прежде всего их чувственную ткань. Эта ткань и образует чувственный с

Значение как проблема психологии сознания
Чувственные образы представляют всеобщую форму пси­хического отражения, порождаемого предметной деятельно­стью субъекта. Однако у человека чувственные образы приоб­ретают новое качество а именно св

Личностный смысл
Психология издавна описывала субъективность, пристраст­ность человеческого сознания. Ее проявления видели в изби­рательности внимания, в эмоциональной окрашенности пред­ставлений, в зависимости поз

О терминах
Психологика стремится к строгой терминологии, а потому различает теоретические термины, включенные в логическое описание психического, и эмпирические термины, предназна­ченные для описания

Проблема сознания как логический парадокс
Среди всех загадок психологии наиболее таинственно вы­глядит проблема сознания. «Центральной тайной человече­ской психики.» называет сознание А. Н. Леонтьев (1975). «Ис­пытанием величайшей тайны» н

Структура сознания: характеристика компонентов
Одни из первых представлений о структуре сознания при­надлежат 3. Фрейду. Его иерархическая структура: подсозна­ние, сознание, сверхсознание,— видимо, уже исчерпала свой объяснительный потенциал. Н

Структура сознания: Общие свойства
Наблюдаемость компонентов структуры. Биодинамиче­ская ткань и значение доступны постороннему наблюдателю, различным формам регистрации и анализа. Чувственная ткань и смысл лишь частично доступны са

Самосознание в мире сознания
Обсуждение проблемы мира, или миров, сознания необхо­димо для того, чтобы обосновать необходимость и достаточ­ность выделенных в структуре сознания компонентов, его образующих. В классической парад

Теоретический анализ проблемы значения
Понятие «значение» является одним из основных понятий теоретического аппарата отечественной психологии. Практи­чески в любом разделе психологической науки исследователи так или иначе затрагивают пр

Формы существования значения в индивидуальном сознании
Исследование функционирования значения в человеческом сознании требует рассмотрения реальных психологических процессов, в форме которых существуют как индивидуальные значения, так и личностные смыс

Сознание и бессознательное
Я не собираюсь сказать в этом вводном отрывке что-либо новое и не могу избежать повторения того, что неоднократно высказывалось раньше. Деление психики на сознательное и бессознательное яв

СОЗНАНИЕ И БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ[67] Стадии жизни
<...> Как впервые появляется сознание? Никто не может ответить на этот вопрос с полной уверенностью, но у нас есть возможность наблюдать за тем, как маленькие дети становят­ся сознательными.

Структура души
<...> Психика как отражение мира и человека — это пред­мет такой безграничной сложности, что ее можно наблюдать и изучать с самых разных сторон. Душа ставит перед нами ту же проблему, что и м

Личное и коллективное бессознательное
Как известно, с точки зрения Фрейда содержание бессо­знательного сводится к инфантильным стремлениям, которые вытесняются из сознания вследствие их неприемлемого харак­тера. Вытеснение — это процес

Трансцендентная функция
В термине «трансцендентная функция» нет ничего таин­ственного или метафизического. Он служит для обозначения психологической функции, по своему характеру сопоставимой с тематической функцией того ж

Мгновенное целое: состояние сознания
...Впервые на протяжении нашего феноменологического исследования переживаний, мы затрагиваем идею целостно­сти, а именно — такой тип целостности, который проявляется в непосредственном, мгновенном

Внимание и флюктуации сознания
Внимание.Внимание определяет ясность наших пережи­ваний. Взяв за основу второй"из приведенных выше аспектов понятия «внимание» — т. е. внимание как ясность и отчетли­вость пси

О НЕКОТОРЫХ СОВРЕМЕННЫХ ТЕНДЕНЦИЯХ РАЗВИТИЯ ТЕОРИИ
«БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО»: УСТАНОВКА И ЗНАЧИМОСТЬ[75] <...> Оценивая ретроспективно работы Фрейда, мы не мо­жем не обратить внимания на одну их характерную черту. Десятилет

Общественная детерминация индивидуального сознания
Общественно-историческая обусловленность взаимосвя­зей между человеком и природой составляет важнейшее звено в цепи материальной детерминации сознания. Само собой ра­зумеется, в этой цепи особое ме

Стадиальность развития индивидуального сознания и труд
Сознание как высшая форма психики характеризуется ря­дом признаков. К числу их относится активный характер от­ражения, включающий не только моделирование свойств вне­шних воздействий, являющихся ис

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ — ГЛАВНЫЙ ФАКТОР
ВОЗРОЖДЕНИЯ РОССИИ[90] Исходя из традиционного марксистского политэкономи-ческого образа мысли, характерного для нашей страны в по­следние три четверги ве

Социокультурный миф как основа генезиса других форм мифологии
В социокультурном мифе в рамках единого целого с само­го начала объединяются как логико-рациональные, так и об­разно-эмоциональные компоненты, которые обычно оказыва­ются четко соотнесенными с опре

О двойственной функции мифа
Двоякая функция мифа в обществе в настоящее время уже не вызывает сомнений. В условиях взаимоисключающих тре­бований, неопределенности и нестабильности среды, неясно­сти целей развития, деформирова

Миф и нравственность
Мифологизация сознания становится особенно опасной, когда ослабевает влияние нравственных начал в жизни обще­ства. В этом случае мы имеем дело с культивированием сил зла. Наше время дает этому мног

Миф и идеология
Миф приобретает реальную силу, когда соединяется с иде­ологией. Поэтому непосредственную опасность для социума имеет не сам по себе миф, а миф идеологизированный. Миф по самому своему суще

О РОЛИ ИНДИВИДУАЛЬНОГО И КОЛЛЕКТИВНОГО СОЗНАНИЯ
В СОЦИАЛЬНОЙ ДИНАМИКЕ[99] Противоречия между индивидом и социумом сохранялись (с колеблющимися показателями напряженности) на протя­жении всей истории чел

ИЗМЕНЕННЫЕ СОСТОЯНИЯ СОЗНАНИЯ: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ
АНАЛИЗ[125] Если в XIX в. психика отождествлялась с собственно созна­нием и ведущим методом исследования был метод интро­спекции, то открытие 3. Фрейдом б

Завоевание внутреннего рая
Начиная с древнейших времен, человек всегда искал и ис­пользовал всевозможные способы и средства, облегчающие его пребывание в естественной среде и позволяющие улуч­шить состояние здоровья или умен

К ВОПРОСУ О СУДЕБНО-ПСИХИАТРИЧЕСКОЙ ОЦЕНКЕ
РАССТРОЙСТВ СОЗНАНИЯ[130] <...> Исследования последних лет убедительно показали значение для состояния сознания функциональных взаимоот­ношений разл

ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ
Альфа-ритм— основной ритм электроэнцефалограммы в состоянии относительного покоя. Его частота у взрослых — 8-13 Гц, средняя амплитуда — 30-70 мкВ с характерным перио­дическим усиле

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги